Аппликация как вид художественной деятельности детей дошкольного возраста. Аппликация как вид художественной деятельности для детей дошкольного возраста
Как правило, в возрасте около года у детей появляется первый интерес к творчеству. Они начинают с удовольствием калякать карандашом, им становится интересно отщипывать кусочки пластилина, а если вы познакомите малыша с клеем, то у него вообще будет полный восторг. Любые начинания и таланты в ребенке нужно развивать, поэтому сейчас самое время предлагать малышу первые занятия по , и аппликации.
Основное правило для творческих занятий с ребенком в этом возрасте – давать только те задания, которые посильны малышу . Ваша задача привить интерес к творчеству, а не отбить его. Если вы будете предлагать малышу слишком трудные поделки, не соответствующие его возрасту, это, скорее всего, приведет к тому, что у ребенка ничего не будет получаться, и он будет просто наблюдать, как вы все делаете за него. Занятия должны проходить так, чтобы основную часть работы делал ребенок, а не мама.
Важно помнить, что творческие занятия с ребенком такого возраста не должны быть больше 5-10 минут. Всегда ориентируйтесь на настроение ребенка. Если ребенок теряет интерес к работе, то это, скорее всего, означает, что она слишком простая или, наоборот, слишком сложная для него. Либо же вы затянули занятие, и малыш уже просто устал.
Все аппликации и поделки с детьми 1-2 лет я поделила на несколько групп в порядке возрастающей трудности:
Этап 1. Хаотичное приклеивание бумажек на листочек, приклеивание геометрических фигур
Прежде чем делать какие-то поделки и композиции, для начала нужно просто познакомить малыша с клеем. Ребенок должен уловить саму суть аппликации и запомнить основную схему действий: сначала намазываем кусочек бумаги клеем, затем переворачиваем его, прикладываем к другому листочку и приглаживаем все хорошенько ладошкой, чтобы крепче держалось.
Поначалу вы можете просто приклеивать кусочки цветной бумаги на лист-основу. Скорее всего, это занятие очень понравится вашему малышу. В этом возрасте детей пока больше привлекает сам процесс, чем результат. Над художественными картинами будем трудиться позже.
Сейчас все ваше внимание должно быть сконцентрировано на том, чтобы обучить ребенка правильной технике аппликации . И это очень важно сделать именно сейчас, чтобы не пришлось переучивать потом. В чем же заключается правильная техника?
Во-первых , показывайте малышу, как правильно держать клей-карандаш. Как правило, дети наклоняют клей-карандаш, чем только усложняют себе процесс намазывания. Учите малыша располагать клей строго перпендикулярно листочку!
Во-вторых , объясняйте ребенку, что когда он намазывает бумажку клеем, ее обязательно нужно придерживать ладошкой левой руки (если ребенок правша). Скорее всего, на первых порах бумажка будет выскакивать у малыша из под пальца, поэтому слегка фиксируйте его ладошку своей рукой. Только не делайте все полностью за ребенка, он обязательно должен участвовать!
Моя дочка Таисия познакомилась с клеем примерно в 1 год 3 месяца. Сначала мы просто занимались тем, что беспорядочно приклеивали в альбом небольшие кусочки бумаги. Дочка безумно любила это занятие. Чуть позже меня осенила мысль, что можно совместить приятное с полезным и приклеивать геометрические фигуры, озвучивая их названия во время приклеивания. На тот момент Тая уже знала все плоские геометрические фигуры, даже такие как трапеция и параллелограмм (мы изучили их при помощи ), поэтому, занимаясь аппликацией, мы просто закрепляли их в памяти.
Этап 2. Простые поделки с хаотичным расположением элементов
После того, как малыш немного освоится с самой техникой аппликации, можно начинать создавать первые поделки. Хочу предложить вашему вниманию несколько простых идей поделок-аппликаций. Все они подразумевают свободное расположение деталей на листе. Т.е. ребенку не нужно будет попадать в какое-то конкретное место, а просто клеить, куда душе угодно.
Важно! Давайте ребенку возможность самому решить, где именно на вашей елке будет висеть шарик или в каком месте аквариума будет плавать рыбка. По себе замечала, что все время хочется поправить дочкино творчество, сделать, чтобы все было красиво и ровненько. А если задуматься, то зачем это делать? Работы нам не на выставку выставлять. Уж лучше пусть ребенок будет уверен, что сам приклеил так хотел, и никто не вмешивался. Иногда можно просто подсказать и объяснить почему так, как вы предлагаете, получится красивее.
Думаю, на основе представленных идей вы легко сможете придумать множество своих вариантов. Также в статье есть возможность скачать самые простые ч/б шаблоны к представленным поделкам. При желании вы можете предварительно раскрасить их.
Все необходимые элементы для аппликации маме нужно будет заранее подготовить.
- Елочка с шарами . Сначала вместе с малышом приклеиваем саму елку на лист-основу, затем шарики, звездочки и другие подготовленные вами украшения. Либо можно приклеить украшения на готовый шаблон ёлки — СКАЧАТЬ ШАБЛОН .
- Дерево с яблоками — СКАЧАТЬ ШАБЛОН
- Ежик с яблоками и грибами — СКАЧАТЬ ШАБЛОН
Витамины в баночке для девочки — СКАЧАТЬ ШАБЛОН
Ягоды в корзинке — СКАЧАТЬ ШАБЛОН
- Рыбки в аквариуме . Идея аппликации из пособия «». Ребенок наклеивает только рыбок.
Этап 3. Поделки с приклеиванием элементов на конкретные места
Теперь для малыша предстоит задание посложнее, ему нужно не просто приклеить элемент аппликации, но еще и попасть на конкретное место. По моему опыту, к таким поделкам нужно переходить не раньше 1,5 лет. Но все, конечно, индивидуально.
Первое время на листе-основе рисуйте контуры тех предметов, которые будете приклеивать. Так ребенку будет проще понять, что должно получиться. Затем постепенно можно переходить к приклеиванию без контуров.
Итак, вот несколько чуть более сложных поделок с детьми 1-2 лет:
- Гусеница . Склеиваем гусеницу из кружочков. Когда все детали приклеены, мама дорисовывает лицо гусеницы. Чтобы облегчить задачу, можно наклеивать кружочки на шаблон — СКАЧАТЬ ШАБЛОН .
- Снеговик из ватных дисков . Шапку-ведро заранее вырезаем из цветной бумаги. Когда все детали приклеены, мама дорисовывает лицо.
Одуванчики из ватных дисков — СКАЧАТЬ ШАБЛОН .
- Воздушные шарики . Малыш приклеивает только воздушные шарики к готовому рисунку. СКАЧАТЬ ШАБЛОН .
Дом из блоков
Елочка из треугольников . Наклеиваем треугольники один над другим.
- Дом с окнами . Приклеиваем к дому окна-квадраты. Можно также сделать дверь. СКАЧАТЬ ШАБЛОН
- Машина . К силуэту машины приклеиваем окошки, колеса, при желании — фары.
Разрезанные картинки из журналов . Вы можете вырезать из журналов картинки, разрезать их на крупные, понятные малышу части, а затем склеить их вместе с ребенком. Например, можно вырезать машину, лицо или фигуру человека полностью.
- Расставляем игрушки на полочку. Идея аппликации из пособия «Это может ваш малыш. Наклей картинку »
- Снежное дерево из салфеток . Идея аппликации из пособия «Мои первые шедевры »
- Светофор . Идея аппликации из пособия «Мои первые шедевры » — СКАЧАТЬ ШАБЛОН
Кстати, идеи поделок на новогоднюю и зимнюю тематику можно найти .
В своих творческих занятиях вы можете также использовать различные пособия. В них есть много готовых идей, перед занятием нужно будет только вырезать все необходимые детали либо использовать готовые наклейки. Мы, например, использовали такие издания:
- (Ozon , My-shop , Read )
- Аппликация. Мишутка и его друзья (Ozon , Лабиринт , My-shop )
- Школа семи гномов 1+. Форма, цвет (Ozon , My-shop , Read )
- Развивающие наклейки для малышей. Счет (Ozon , My-shop , Read )
И в заключение хочется сказать еще про один очень важный момент. Одним из основных принципов всемирно известной является предоставление ребенку как можно большей свободы и самостоятельности. И это вовсе не значит, что нужно предоставить ребенка самому себе «Иди, играй как хочешь!». Это значит, что малыша нужно научить играть так, чтобы он смог впоследствии делать это самостоятельно. Чтобы сам смог подготовиться игре, сам умел обращаться с материалами, сам смог и убрать за собой. Поэтому, когда вы занимаетесь с малышом творчеством, обязательно сразу приучайте его к определенным правилам .
У нас, например, такой порядок: сначала вместе идем стелить на столик специальную скатерку (это может быть и дощечка для лепки), потом достаем из нашего «творческого» шкафчика все необходимые принадлежности (клей, альбом, цветную бумагу). После работы в обратной последовательности все раскладываем по местам. Применяем такие правила с 1 года 3 месяцев. Сейчас, спустя год, могу сказать, что дочь все порядки хорошо знает (хотя она их уже и через месяц усвоила) и выполняет без каких-либо сопротивлений. Бывают случаи, когда без напоминания сама убирает за собой, но в основном с напоминаем, конечно.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность . Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Она важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, и, в частности, аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.
- Умственное воспитание . Постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
- Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
- Нравственное воспитание . Изобразительная деятельность () должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
- Трудовое воспитание . Здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
- Эстетическое воспитание. Чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности - вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
История аппликации
Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно. Ее с незапамятных времен использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда, домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положила начало украшению одежды, а не только соединению ее деталей. Намного позже начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и оттенков. Так и появилась аппликация. Сюжетами для нее были птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические и чеканные пластины, бисер, бусины. После того как была изобретена бумага, люди стали выполнять бумажные аппликации. Из темной бумаги вырезали плоские силуэты, книжные иллюстрации, бытовые и батальные сцены. Этим увлекались как знатные, так и бедные люди. В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов.
Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.
Виды аппликации
- предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
- сюжетная, отображающая те или иные события;
- декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:
- Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
- Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
- Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
- Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.
И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
Нетрадиционные техники аппликации
- Обрывная аппликация
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
- Накладная аппликация
Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
- Модульная аппликация (мозаика)
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
- Симметричная аппликация
Для симметричных изображений заготовку - квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
- Ленточная аппликация
- Силуэтная аппликация
Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.
- Коллаж
Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
- Оригами
Орига?ми (от яп. сложенная бумага) - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
- Аппликация
Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:
- возможность создавать шедевры без ножниц;
- развитие мелкой моторики маленьких ручек;
- развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
- широкие возможности для проявления креатива.
Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.
- Аппликация
Разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.
- Аппликация из крупы
Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Сегодняшней темой для обсуждения станет занятие в детском саду - аппликация. Мы подробно рассмотрим, какие техники и приемы вырезания из бумаги бывают, дадим пару советов по методическому планированию занятий в разных возрастных группах детских дошкольных учреждений.
Что такое аппликация? Это вырезание и приклеивание, пришивание различных фигурных изображений, узоров или целых композиций из бумаги, материи, кожи, растений и других материалов на фон-основу. Основой для аппликаций обычно служит плотная бумага, картон или дерево. Такие работы благотворно влияют на общее развитие детей, развивают творческие и умственные способности. Также способствуют сенсорному развитию и восприятию. При выполнении работы используются следующие действия:
Сгибание;
Разрезание;
Приклеивание;
Обрывание.
У дошкольников процесс изучения окружающей среды происходит эмоционально-практическим путем. Каждый ребенок, в первую очередь, это маленький исследователь. Очень важно не дать этому стремлению угаснуть, а наоборот, всячески разнообразить его изобразительную деятельность.
Вы занимаетесь со своими детьми и прочих материалов? Конечно же намного проще с ребенком заняться рисованием карандашами или красками, но поверьте, аппликация - это намного увлекательнее! Для работы нужно заранее подготовиться, сделать различные заготовки.
Чем полезны такие занятия:
1. Помогают развитию многих психологических аспектов: происходит развитие памяти, формирует зрительные восприятия, улучшает воображение и фантазию, пространственные представления, воспитывает трудолюбие, терпение и целенаправленность.
2. Умственное воспитание поможет детям лучше ориентироваться в представлении окружающих форм и пространственном положении различных предметов, разнообразии оттенков цветовой гаммы. Формируются такие мыслительные навыки как синтез, анализ, сравнение. Также происходит накопление словарного запаса, дети учатся общению. На занятиях создаются отличные условия для приобретения таких важных качеств человека как самостоятельность и проявление инициативы.
3. Происходит трудовое воспитание. Ребенок учиться пользоваться различными инструментами, вырезать ножницами, используя кисточку и клей приклеивать и т. д. Трудолюбие воспитывается в процессе подготовки к работе и уборке рабочего места после ее окончания.
Виды аппликаций в детском саду
Давайте посмотрим, какие существуют:
Предметная - которая состоит из отдельных изображений, например: птички, деревца, человека или животного;
Сюжетная - эта та, которая изображает какие-либо события;
Декоративная, которая включает в себя орнаменты и узоры для украшения чего-либо;
Нетрадиционная аппликация, выполненная из ваты, поролона, различных круп, макарон и т. д.
Существует очень много разновидностей этого вида творчества. Особое место занимает, конечно же, . Обычно с нее и начинается обучение самых маленьких деток. Ведь малышу легче научиться различать различные геометрические фигуры и складывать простые треугольнички, кружочки и квадратики в сложные композиции. Так ребенку намного легче будет понять, что многие предметы состоят из отдельных геометрических деталей.
Также увлекательным видом прикладного искусства для детворы может стать достаточно необычные так называемые ладошковые аппликации. Для такой работы делаются простые заготовки - отпечатки детских ладошек. После чего они вырезаются, приклеиваются на основу и уже затем их декорируют, проявляя всю свою фантазию. Можно взять большой лист бумаги или ватман и приклеить на него отпечатанные ладошки всех детей в группе, формируя например, бабочку и затем подписать заготовки каждого. Таким образом получиться коллективная работа - огромная красочная картина.
Нетрадиционная аппликация в детском саду
На самом деле, малыши очень любят делать всевозможные бумажные поделки. Ведь материал для их создания можно рвать, мять, вырезать и складывать, создавая интересные работы. Например, если малыш еще не научился пользоваться ножницами, то ему можно дать разноцветные бумажные листочки и попросить порвать их на мелкие кусочки. Затем эти кусочки бумаги сминаются в шарики и уже после такой технологической обработки приклеиваются на заранее нарисованный на листке бумаги контур. Таким образом, получаются удивительные и симпатичные объемные поделки. Это может оказаться изображением дерева, поляны с цветами, озера с уточками, да чего угодно.
Для более старших деток бумажная аппликация может вообще показаться произведением искусства. Они уже потихоньку научились обходиться с ножницами и смогут вырезать из картона, гофрированной или цветной бумаги разные фигурки, сначала более простенькие, а затем и посложнее. Конечно же при этом, нужно обратить особое внимание на технику безопасности. Такие занятия хорошо способствуют развитию мелкой моторики и правильному формированию цветовосприятия.
Техники аппликации в детском саду
Наклеивать можно не только бумажные заготовки, в работе могут использоваться также и другие материалы, например, макаронные изделия, яичная скорлупа, ткани, нитки, пластилин, различные крупы и многое другое.
Всем давно известно, что лепка из пластилина доставляет детям не меньше радости и удовольствия, чем работа с бумагой. Пластилинография - так называется такой вид искусства, она не оставит равнодушным никого. Можем вас заверить, что и взрослым такое занятие понравится не меньше чем деткам. Обратите особое внимание на то, что пластилин является искусственным материалом, с добавлением всевозможных красителей и нужно проследить за тем, чтобы работа с ним не вызывала аллергические реакции. Для занятий лучше всего приобрести плавающий пластилин, он прекрасно лепится и практически не прилипает к рукам.
Техника лепки из пластилина очень проста. Просто нужно отрывать небольшие кусочки от общего куска нужного нам цвета и скатывать из них небольшие шарики, которые затем успешно приклеиваются на подготовленный заранее фон с нарисованным на нем нужным контуром. Шарики выкладываются на поверхность основы и немного прижимаются пальцем. Это очень удобная техника, так как является многоразовой, ведь исправить ошибки на шаблоне не составит никакого труда.
Также пластилин используется в так называемой "обратной" технике. Как правило, такая поделка выполняется на поверхности гладкого и прозрачного стекла или пластмассы. На основе рисуется или выкладывается из пластилина нужный нам контур, а затем начинается самое интересное- постепенно заполняется все пространство рисунка пластилином нужного оттенка. Остается в завершении перевернуть работу, так чтобы тыльная сторона стала лицевой. Получаются просто удивительные изображения, которые прекрасно подойдут для создания картины или панно. Выполнение таких работ проводится несколькими методами:
Контур выкладывается из жгутиков;
Мозаика из пластиковых шариков;
Аппликации в детском саду - шаблоны
Предлагаем вашему вниманию шаблоны для аппликаций. Их можно использовать не только для лепки из пластилина, а также и изготовления из других материалов. Можно использовать некоторые шаблоны для аппликаций на одежде, что так же подойдет и заботливым мамам.
Заниматься такого рода деятельностью малыши уже могут начинать с трехлетнего возраста. Нужно показать детям как обводятся контуры, как вырезаются заготовки и разрешить принять участие в приклеивании или лепке заготовок на основу.
Также предлагаем перед началом занятий воспитателям детских дошкольных учреждений - аппликации в детском саду - конспекты , которые следует подготовить заранее.
Давайте посмотрим, какие варианты одной и той же темы можно использовать для работы. Желательно попробовать исполнить все предложенные нами техники. Таким образом у ребят не сложится определенный штамп исполнения и они смогут научиться разным подходам художественного воспроизведения.
Аппликация на тему " Падает снежок".
Лепка пластилином.
Материалы:
Разноцветный картонный лист;
Пластилин белого цвета.
Приступим:
Ребенок берет кусок белого пластилина, отрывает от него небольшой кусочек и скатывает из него шарик. Затем с небольшой высоты кидает его на подготовленный заранее лист картона. Таким образом, получается, что снежок падает на бумагу в прямом понимании этого слова. Затем пальчиками следует прижать каждый шарик к шаблону. Вот такой замечательный снегопад получился.
Аппликация с ватой.
Материалы:
Клей ПВА;
Кисточка;
Цветной картон.
Приступим:
Для фона можно взять картинку с изображением деревца или домика, так малышам будет намного интереснее изображать снег. Берем кисточку и макаем ее в клей, затем ставим на бумажную основу клеевой след. Отрываем небольшие кусочки ваты и прикладываем их к еще не высохшему клею. Даем работе просохнуть. Таким образом можно изготовить .
В этой книге подробно описываются все варианты и системы по изготовлению аппликаций из бумаги на любую тему. Предоставлены темы, предложенные для обучения детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп дошкольного возраста. Это прекрасная возможность для того, чтобы организовать интересные и познавательные занятия, которые помогут ребенку научиться различным приемам и способам аппликации и развить творческий потенциал.
Давайте посмотрим еще несколько мастер-классов в которых мы подробно опишем ход работы и дополнением к каждому из них станут - аппликация в детском саду - картинки.
Посмотрите, какая интересная черепашка может получиться из простой скорлупы грецкого ореха.
Нам потребуются следующие материалы:
Половинка скорлупы грецкого ореха;
Картонный лист (цвет значения не имеет);
Клей ПВА;
Пластилин;
Фломастер;
Карандаш;
Ножницы.
Итак, начинаем работу.
1. Сначала нам нужно подготовить так называемый "панцирь" для нашей черепашки. Для этого мы с вами будем использовать уже знакомый для нас метод: скатывание шариков из пластилина. Малыш должен плотно придавить каждый шарик к выпуклой стороне ореховой скорлупы.
2. Следующим шагом будет работа с картоном. Приложим к картонному листу половинку скорлупки и обведем ее по контуру. Затем дорисуем черепашке передние и задние лапки, голову и не забудем хвостик. Все свои действия обязательно комментируем ребенку и подробно объясняем все наши манипуляции. Вырезаем черепашку.
3. Третьим этапом будет приклеивание черепашьего панциря на надлежащее место. Для этого нужно обильно смазать овал, нарисованный по контуру скорлупки, и затем приложить уже украшенный готовый панцирь черепахи. Конечно же, придется какое-то время подождать до полного высыхания клея.
4. Четвертый этап нашей работы, наверное, самый приятный для малышей. С помощью фломастера на мордочке черепашки рисуем глазки, носик и ротик. Немного нужно загнуть конечности книзу, а голову немного вверх. Теперь наша озорная черепашка стоит на своих лапках и выглядит, согласитесь, очень даже симпатично.
Аппликация - осень в детском саду , наверное, самая богатая для воображения тема. Из природного материала действительно можно много интересных и оригинальных поделок сотворить, в том числе и аппликацию.
Осенние грибочки - что может быть актуальнее к очередному занятию по прикладному искусству?
Подготовим следующие материалы:
Картонный лист бумаги коричневого, желтого или оранжевого цвета. Это будет полянка для композиции;
Сухие листочки маленьких размеров, собранные во время прогулки;
Ореховые скорлупки пара штук, разделенные пополам;
Пластилин любого светлого цвета, желательно белый;
Клей ПВА, кисточка.
Описание работы.
1. Берем небольшой кусочек пластилина, и раскатываем его в "колбаску"- это будет ножка для грибочка.
2. Сверху на ножку надеваем половинку скорлупки грецкого ореха, таким образом у нас получится гриб. Попросим малыша поставить грибок на картонную полянку и немного придавить его к поверхность, чтоб он не падал. Сделаем вместе еще несколько таких экземпляров и все их выставим на фон-полянку.
3. Следующим шагом будет украшение полянки опавшими листьями. Пусть ребенок приклеит их сам, это не тяжело, в хаотичном порядке, так как ему нравиться, даже на грибочек. Для приклеивания не нужно намазывать клеем лист полностью, достаточно будет и одной капельки клея посередине. Так, будет выглядеть объемнее и больше походить на настоящую полянку.
Наша осенняя грибная полянка - готова. Такую поделку, без сомнения, можно выставлять на выставку, чтобы все желающие могли полюбоваться детскими произведениями.
Не забывайте, что очень важным для детей является похвала и признание. Не нужно скупиться на слова одобрения и восхищения, это только разожжет желание к дальнейшему творчеству.
Декоративно-прикладное творчество для детей и взрослых.
Автор: Копылова Наталья Николаевна, педагог-психолог, МКОУ детский дом "Ласточкино гнездышко", пос. НововосточныйОписание : в материале описание одного из вида декоративно-прикладного творчества – аппликации.
Цель : познакомить с аппликацией.
Задачи:
- дать представление о видах аппликации, способах создания;
- развивать память, воображение, мышление, мелкую моторику рук;
- прививать интерес к искусству аппликации.
Аппликация для детей 5-7 лет
Аппликация – это доступный и очень понятный вид творчества. Важно приобщать ребенка к миру красоты через изобразительную деятельность (аппликация, лепка, рисование), это полезно для его гармоничного развития.На таких занятиях дети познают разные виды искусства, очень быстро все воспринимают. Их деятельность приобретает все больше произвольный характер, идет закрепление ранее приобретенных изобразительных знаний, умений и навыков.
Занятия по аппликации реализуют большое количество задач:
- развивают моторику рук, мышление, фантазию, эстетический вкус, художественное воображение;
- учат работать с ножницами, клеем, бумагой, вырезать предметы симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое, а одинаковые детали из бумаги, сложенной гармошкой;
- закрепляют приемы вырезания деталей;
- дети учатся дополнять образ необходимыми деталями, создавать композиции (предметные, сюжетные), планировать и согласовывать свои действия (коллективная работа).
Занятия с детьми 5-7 лет по аппликации можно проводить примерно один раз в две недели. Но это все индивидуально.
Очень важна и необходима предварительная подготовительная работа перед таким занятием. Например, рассматривание картин, рисунков, знакомство с окружающими явлениями, чтение сказки и тому подобное.
Можно даже выделить некий алгоритм построения занятия по аппликации.
1. Создать атмосферу положительного эмоционального настроя, интереса. Это могут быть различные интересные моменты, стихи, игры и так далее.
2. Начало работы начинать со знакомства, рассматривания и ощупывания изображаемого предмета, а также советов преподавателя (воспитателя) и предложений детей по выполнению.
3. После этого детям можно предложить начать вырезать детали, раскладывать все вырезанное, промазывать клеем и, собственно, наклеивать. При этом, естественно, педагог (воспитатель) оказывает помощь, если есть затруднения у детей в процессе работы. После чего обязательно предложить детям обвести полученную работу фломастером.
4. Итог – рассматривание готовых работ. При это давать положительные оценки. Ребенку важно радоваться полученному результату, учиться оценивать себя и других детей.
На занятиях по изобразительной деятельности с детьми 5-7 лет можно использовать следующие виды аппликации:
Предметная (изображение отдельных предметов, которые не участвуют ни в каких событиях).
Изображаются предметы отчетливой простой формы, ясными пропорциями, окраской.
Сюжетно-тематическая
(изображение композиции по событиям сказок, рассказов, стихов и так далее или самостоятельное придумывание).
Декоративная
(узоры из геометрических фигур на полосе, квадрате, круге).
Также существуют способы аппликации
, применяющиеся в работе с детьми 5-7 лет.
Коллаж
(сочетание разнообразного материала).
Аппликация из вырезанных частей предмета (создается предмет из деталей и приклеивается на бумагу).
Объемные поделки из плотной цветной бумаги, которые могут стоять.
Фреска (клей равномерно наносится на поверхность и засыпается песком, стружкой от карандашей, крупой).
Аппликация из вырезанных силуэтов предметов (создается композиция из одного или нескольких предметов и наклеивается на лист бумаги).
Икебана (составление простейших композиций букетов).
Аппликация из ниток мулине (нитки выкладываются на бархатной бумаге и наклеиваются).
Скатывание салфеток (салфетка рвется на мелкие кусочки, каждый кусочек мнется и скатывается в комочек).
Декоративная аппликация из вырезанных полос и геометрических фигур.
Аппликация из ваты (вата выкладывается тонким слоем на бархатную бумагу и приклеивается).
Обрывание по контуру (цветная бумага обрывается по намеченному контуру для передачи формы).
Накладная аппликация (одинаковые по форме, но разные по размеру детали наклеиваются друг на друга, начиная от самой большой и до самой маленькой).
Обрывание-мозаика (маленькие вырезанные геометрические фигуры или оборванные кусочки цветной бумаги наклеиваются на внутреннюю сторону контура).
Аппликация из засушенных листьев (из листьев составляется и клеится на лист бумаги задуманный предмет)
Перечислим основной материал, который можно использовать на занятиях по аппликации:
- Цветная бумага, цветная двусторонняя, журнальная, гофрированная, бархатная бумага, цветной картон, листы альбомной бумаги.
- Цветные салфетки, ткани, тесьма.
- Нитки мулине, шерстяные нитки.
- Фантики от конфет, фольга, вата.
- Крупы, песок, мелкие камушки, засушенные листья.
- Фломастеры, ножницы с тупыми концами, клей бумажный, ПВА.
- Клеенка-подкладка, тряпочка, кисть.
Ожидаемые результаты.
Ребенок:
* умеет создавать предметные и сюжетные композиции, простейшие икебана, коллажи, фрески, знаком с техникой их выполнения, аппликацию из природного и иного материала, объемные аппликации;
* у него сформирован интерес к искусству аппликации;
* умеет вырезать круглые, овальные и другие формы, одинаковые детали, сложенные гармошкой, симметричные формы, сложенные пополам;
* преобразует одни геометрические фигуры в другие.
Аппликация - один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.
Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения.
Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения - рисунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого порой резко отличается.
Как средство художественного оформления аппликация создает своеобразный декоративный эффект.
Простота и легкость исполнения аппликации делают ее доступной для детского творчества. Ребята могут как использовать готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезая элементы узоров, сюжетных изображений и т. д
Занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и на выков, с другой - развитию творческих способностей детей.
В детском саду можно использовать такую классификацию аппликационных работ:
-по используемым материалам: в детском саду аппликации могут быть из бумаги, ткани, из природных материалов, коллаж.
Аппликация из природных материалов (засушенная трава, цветы, листья и т д.) называется – флористика . Коллаж - творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных разнообразных изображений.
- по технике выполнения: мозаика ; обрывание краев бумаги ; аппликация из вырезанных форм .
- по цветовому решению : монохромные ;полихромные
- по способам закрепления деталей на основе: с помощью клея, на пластилин
Последовательность выполнения аппликации:
1. продумывание композиции
2. подбор бумаги
3. заготовка деталей
4. детали изображения располагают на фоне
5. наклеивание и высушивание деталей изображения
Способы вырезывания
Вырезывание из бумаги, сложенной вдвое (симметричное вырезывание). Вырезывание из бумаги, сложенной «гармошкой» (парносимметричное ).
Силуэтное вырезывание.
Приемы вырезания: прямолинейное, криволинейное.
10.Методика руководства аппликацией в группах разного возраста.
Особенностями развития дошкольника в аппликационной деятельности занимались такие ученые как Богатеева З.Н., Горунович Л.Б., Комарова Т.С., Косминская В.В и др.
Младший дошкольный возраст. Учитывая особенности детей данного возраста, специфику выполнения аппликационных работ, им не дают ножницы: все детали или их части дети получают в готовом виде. Большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения. Пользоваться общим материалом дети этой группы еще не могут, так как не умеют быстро различать формы и цвета.
Когда педагог закончит объяснение и раздаст формы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. После этого на столы ставят клей. Знакомство с элементами (частями) аппликации рекомендуется начинать с круга и квадрата, так как эти фигуры, особенно круг, не требует от детей сложной пространственной ориентировки на листе бумаги: как не клади круг, он все равно ляжет правильно.
Обучение предметным изображениям начинают с простых, состоящих из 2 – 3 частей, постепенно подводя к более сложным: от предметной к декоративнойЁ сюжетной апп.
Методы и приемы: Детальное обследование объекта изображения Обследование сопровождается различными сюрпризными моментами
Основной методический прием - показ способа действия на фоне игры. Создание проблемных ситуаций.
Средний дошкольный возраст.
Основное внимание в средней группе воспитатель направляет на обучение детей технике работы с ножницами: детей учат правильно держать ножницы и пользоваться ими, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы и вырезать предметы округлой формы. Совершенствуется техника наклеивания.
Методы и приемы обучения.
Один из ведущих методов обучения на занятии – информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ подлежащего изображению предмета.
В средней группе впервые вводят вырезывание. Поэтому основное внимание направлено на освоение техники работы ножницами, показ приемов вырезывания (информационно-рецептивный метод). Он проводится в два этапа: 1 – показ со словесным сопровождением, 2 – только визуальный.
В некоторых случаях эффективен репродуктивный метод - уп ражнение в том или ином способе.
Приемы работы демонстрируются и тогда, когда вводится новый способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги для изображения предметов неровной пушистой фактуры. Возрастает роль сло ва. Для передачи образности, выразительности в работе хорошо использовать художественное слово .
Проблемные задания по аппликации могут быть направлены на овладение процессом построение композиций с подготовленных форм, способом вырезания, обрывания и др.
Старший дошкольный возраст.
На каждом занятии педагог обращает внимание на то, как вырезывают и наклеивают дети изображения в целом - от этого зависит качество работ.
Кроме того, дети выполняют различные работы по замыслу, учатся самостоятельно решать ту или иную тему.
Методы и приемы. Старшие дошкольники уже имеют определенный изобразительный опыт, поэтому такие методические приемы, как исследование образца, показ способа действия применяются в руководстве изобразительной деятельностью детей, но значительно реже - только в тех случаях, когда необходимо обратиться к совершенно новому объекту изображения . Вместе с тем используем:Наблюдение. Заостряем внимание детей на характерных особенностях изображаемого объекта, учим «всматриваться» в него, анализировать, сравнивать, обобщать.Опора на прошлый опыт.
Проблемно-творческие задания и экспериментирование. Методы, направленные на развитие творческого потенциала детей, познавательных и эстетических интересов; формирование самооценки.
В старшей группе воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций.
Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность, старается косвенно подводить детей к правильному решению.
Анализ аппликаций проводится при активном участии детей. Как и прежде, педагог обращает внимание на выразительность работ, изобразительные особенности, на качество вырезывания, предъявляя более высокие требования в сравнении со средней группой; учит критически оценивать свою работу, сравнивать ее с другими.