SSM - Голгофа Шри Матаджи. Ее Святейшество Шри Матаджи Нирмала Деви —
"Ибо все боги народов - идолы,
а Господь небеса сотворил"
Пс. 95:5
"...язычники, принося жертвы,
приносят бесам, а не Богу"
1Кор. 10:20
Основала "Сахаджа-йогу" Нирмала Деви. Родилась она 21 марта 1923 года в христианско-протестантской семье в г. Чиндвара (Chindvara) в Центральной Индии (федеральный штат Мадхия Прадеш). Ее отец, Сальве, был руководителем борьбы за независимость Индии и депутатом в индийском парламенте. Гражданское имя основательницы - Нирмала Шриваста, и замужем она была за рожденным в 1930 году Хандриком Прасадом Шриваста, функционером организации ООН по судоходству. Скончалась 23 февраля 2011 в возрасте 87 лет.
Характеристика секты
Деструктивная синкретическая неоиндуистская секта, объектом поклонения и обожения которой является Нирмала Деви. Отличительной особенностью практик секты является, разработанная основательницей секты особая система легкой или точнее быстрой (сахажда) йоги, с помощью которой можно быстро поднять мифическую "энергию кундалини", достигнув тем самым высочайшей степени "духовного совершенства".
Официальные издания:
Журнал "Нирмала",
Сахаджа-йога. Вводный курс. - Санкт-Петербург, 1993.
Имеется официальный русскоязычный Web-сайт, а также множество сайтов, принадлежащим местным отделениям секты в городах России и СНГ
Религиозное учение секты и ее деятельность:
При практически полном отсутствии логической цельности и стройности, учение Нирмалы Шривасты, по мнению специалистов Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий и Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, представляет определенный академический интерес как курьезное учение . Вот лишь некоторые упражнения, изучаемые в секте: "Искоренить сарказм", "Божественная дипломатия", "Веселое состояние сердца", "Дать вибрации" . Как и подавляющее большинство ее коллег по придумыванию новых "религий", Нирмала Деви не замедлила выдать свое нелепое "откровение" по поводу истории России, заявив, что, оказывается, "православие на Руси приняли лишь потому, что другие религии пьянства не допускали". Несколько странно и двусмысленно звучит и такой раздел ее учения как "вибраторные знания". Но в целом ее учение вполне укладывается в рамки победно шествующего ныне по России неоиндуизма.
Многие сахаджа-йоги искренне верят в то, что могут быть одновременно исповедовать православие и "Сахаджа-йогу", называют себя "православными сахаджистами". Это происходит потому, что адептам активно внушают, что учение "Сахаджа-йоги" не носит религиозного характера, что это - некая сверхнаука: "сверхнаука потому что, это учение о чакрах". Новичкам говорят, что "Сахаджа-йога" - это нечто вроде оздоровительного кружка, научной такой теории или суперфилософской практики. Сахаджа-йог из Твери Сергей Владимиров, например, в отношении своего любимого учения использует никому неведомые жаргонные словечки вроде "метанауки" .
В реальности "Сахаджа-йога" - это вовсе никакой не кружок оздоровительной направленности, который могут посещать последователи любых религий, а самая настоящая неоиндуистская деструктивная религиозная секта.
Подтверждения тому, что это - именно религиозная система, можно найти в религиозной литературе самой "Сахаджа-йоги": "В данной Божественной религии есть определенные процедуры, которые поддерживают ее живой и действующей изнутри. Имеются также соответствующие методы медитации, дающие энергетическое питание человеку, и методы, позволяющие быть в состоянии медитации постоянно. И, наконец, есть пути достижения стадии, когда вы не медитируя, все время находитесь в состоянии медитации" .
Как и последователи множества других сект, вышедших из неоиндуизма, адепты "Сахаджа-йоги" заявляют, что они представляют традиционную религиозную культуру Индии. Однако, отношение вероучения "Сахаджа-йоги" к традиционному индуизму весьма относительно, а претензии руководителей этой организации на представление "Сахаджа-йоги" в качестве религиозной организации в рамках традиционного индуизма несостоятельны. Традиционный индуизм в принципе не носит миссионерского характера и не знает прозелитизма (индуистом надо родиться) , а индийские гуру, действительно представляющие древние религиозные традиции, негативно относятся к миссионерствующим на Западе псевдогуру, к которым относится и Нирмала Шриваста .
Это же подтверждает и известный российский индолог, доктор исторических наук Маргарита Федоровна Альбедиль (Институт востоковедения РАН) в программе своего учебного курса "Индийская религия и философия": "Индуизм чужд и прозелитизма: стать индуистом нельзя, им можно только родиться".
Известный российский индолог А. Ткачева обращает внимание на эклектичность доктрин неоиндуистских религиозных сект и на существенный их отход от классического индуистского мистицизма. По ее мнению, в России, в силу стремления к русификации индийского мистицизма, знакомства с ним зачастую не из первоисточников, языковых проблем и др., эта эклектичность зачастую возведена в куб. Наиболее адекватным термином для способа существования неоиндуизма в массовом российском сознании А. Ткачева считает слово "хаос" .
Один из основных религиозных ритуалов в организации - "активизация Кунадалини". Адептов "Сахаджа-йоги" учат, что активизация "Кундалини" происходит не благодаря изолированному медитативному самоукреплению, а благодаря переносу силы Шактипат (эту "силу" особенно обожал переносить недоброй памяти Секо Асахара), которую вызывают прикосновение, взгляд, просмотр фотографий Шри Матаджи. На медитационных фотографиях она изображается и почитается адептами как Богиня Кали или небесная царица . Напомним читателю, как именно описывается богиня зла и тления Кали в сектантской же литературе, в частности, в тантрической. Кали (Черная), иначе Махакали (то есть Великая Кали), также Шьяма (Черная) - одно из имен супруги Шивы, в образе которой воплощается наиболее грозная сторона характера богини . В авторитетных источниках тантристов Кали описана достаточно подробно во всех своих формах :
"Слово Кали буквально означает "черная", "темная", "темно-синяя"... Слово кали - это женский род от кала - одного из имен Шивы, означающего "черный", "время", "судьба", "смерть"... Кали изображается черной, так как в черном цвете исчезают все различия. Она - вечная ночь, посреди которой Она стоит на "небытии"... Она освобождает от всех ужасов существования и страха смерти... Формы Кали многочисленны и охватывают все сферы деятельности и существования во вселенной... Вот несколько форм Кали, даваемых в шакта-Тантрах для медитации.
Дакшинакалика. Она украшена ожерельем из человеческих голов, у Нее длинные выступающие зубы... В нижней левой руке Она держит отрубленную человеческую голову, в верхней левой руке Она держит меч... На ней пояс из рук мертвых тел... Ее местопребывание - место сожжения трупов. Она стоит на груди Махадэвы (Шивы), лежащего как труп, Ее окружают шакалы, Ее лицо ужасающе, кровь стекает с уголков Ее губ... Другой образ Дакшинакалики выглядит следующим образом: у Нее темный цвет кожи,... в Своих правых руках Она держит кинжал... и человеческий череп; гирлянды из человеческих голов украшают Ее голову и шею; ожерелье из змей на Ее груди... Своей левой ногой Она стоит на груди трупа, Своей правой ногой - на спине льва, облизывающего труп.
Сиддхакали. Она пьет кровь из черепа, который держит в левой руке...
Гухьякали. Она черна, как грозовая туча... У Нее впалые глаза, свирепые зубы, высунутый свисающий язык... На Ней ожерелье и священный шнур из змей, Она сидит на ложе из змей. Пучок Ее спутанных волос касается неба. Она прихлебывает вино из черепа. На ней гирлянда из 50-ти человеческих голов... Ее со всех сторон окружают капюшоны змей... Мертвые тела служат украшением для Ее ушей... Когда Она смеется, Ее громкий хохот наводит ужас.
Бхадракали. У Нее впалые глаза, Ее лицо темно, как чернила. Ее зубы подобны черным ягодам джамбу... Она плачет, говоря: "Я не удовлетворена. Я проглочу весь этот мир залпом, как маленький кусок еды!" В своих двух руках Она держит аркан...
Шмашанакали. Она черна, как гора черной мази, Ее местопребывание - место сожжения трупов. У Нее растрепанные волосы, иссушенное тело и устрашающий вид. У Нее впалые красные глаза. Она держит в правой руке череп, наполненный вином и в левой руке - свежеотрубленную голову. С улыбающимся лицом, Она постоянно жует сырое мясо... Обычное место для поклонения Ей - это место кремации, где поклоняющийся должен совершать ритуалы, будучи обнаженным.
Ракшакали или Махакали. Она черного цвета... В своих левых руках Она держит кинжал и череп... На Ней ожерелье из змей... Ее левая нога - на груди трупа".
Облик и качества самого объекта поклонения сахаджистов имеют значение для нашего исследования, потому что все шиваиты, к коим относят себя и сахаджисты, во время своих культовых служений отождествляют себя с объектом поклонения : "Тантрическая медитация предполагает отождествление себя с объектом медитации, то есть с Абсолютом в той или иной личной форме" . Стало быть, в "сахаджа-йоговском" идеале все последователи этой секты должны стремиться приобрести вышеописанные качества Кали, в виде которой почитается Нирмала Деви.
Эксперты Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий (Москва) так же обращают внимание на религиозное поклонение сахаджа-йогов богине зла и разрушения Кали и в своем экспертном заключении на характер вероучения этой организации делают вывод: "Имеются все основания говорить об абсолютной чуждости вероучения "Сахаджа-йоги" российскому национальному менталитету" . Поэтому, утверждают эксперты Центра, принципиально не может быть ничего общего между православной традицией и сахаджа-йогой.
Себя Шриваста считает реинкарнацией Бога на современном этапе . Шри Матаджи заявляет: "Но сегодня день, когда Я объявляю, что Я Та, Кто должен спасти человечество. Я объявляю, Я Та, Кто является Ади Шакти, Кто есть Изначальная Мать, Шакти, Желание Бога, Которая воплотилась на этой Земле, чтобы дать значение Ей Самой, этому Созданию, людям. И Я уверена, через Мою любовь и терпение, и Мои силы Я достигну этого. Я была той, Которая рождалась вновь и вновь. Но сейчас в Моей полной форме и в Моих полных силах я пришла на эту Землю, не только ради спасения людей, не только ради их освобождения, Но ради дарования им Царства Небесного, радости, блаженства, которые ваш Отец хочет даровать вам" .
Адепты буквально обожествляют Шриваста: "Создание сахаджи-йоги датируется 1970 годом. Но идейно свою историю она ведет с того момента, когда Христос, указывая на Святую Богородицу, сказал Иоанну Богослову: "Се Мать твоя". Эту фразу помнит каждый сахаджа-йог, а культ Матери здесь непререкаем" . Комментировать подобного рода нелепые утверждения нет смысла. Из того, что Нирмала Шриваста провозгласила: "Я объявляю, Я Та, кто является Матерью всех матерей, кто есть Изначальная Мать" , вовсе даже не следует, что это действительно так.
Ежедневное поклонение культу Нирмалы Деви, прежде всего, состоит в том, что ежедневно во время медитации с использованием ее портрета сахаджист должен повторять следующие заклинания:
"Шри Матаджи, Вы - Божественный Дух"; "Вы - истинный творец всего сущего"; "Шри Матаджи, укажи мне на мои проблемы"; "Шри Матаджи, благодаря Вам я Дух"; "Шри Матаджи, пожалуйста, прими мой полный отказ от всего и мою чистосердечную благодарность за то, что Вы сделали меня Сахаджа йогом" и т.п. ;
"Благодаря тебе, Мать, я освобождаюсь от мешающих мне привязанностей и условностей... Я сам себе учитель, сам себе Мастер... Будучи Духом, благодаря Тебе, как я могу быть виновен... Я щедрый человек... Шри Матаджи, благодаря Тебе, я представляю собой могущественную невинность ребенка... Благодаря Тебе, Мать, я излучаю благоприятность... Шри Матаджи, Благодаря Тебе, я есть чистое знание проявляющейся божественности... Шри Матаджи, сделай меня жертвующим человеком... Шри Матаджи, прими мою полную покорность... Шри Матаджи, я ничего не делаю, Ты являешься исполнительницей всех действий... Ты воистину помогаешь мне избавиться от мыслей... " .
В отношении своей религиозной системы у Шривасты одни лишь хвалебные эпитеты: "Это приход новой эры истины"; "Вибраторные знания - абсолютные знания"; "Шри Матаджи Нирмала Деви принесла веку Водолея уникальный метод понимания истины, называемый сахаджа-йога" .
Шриваста относит к "нормальным религиям" только свое учение. Претензии на исключительность и всеобъемлющий характер новой религии сопровождаются нападками на традиционные религии (христианство, буддизм, мусульманство): "Религиозные люди становятся догматиками, она вязнут в букве писания и упускают суть, переданную пророками... Надо следовать духу Будды, а не буддизма; Христу, но не христианству" .
"То, что вы ощущаете себя индусами, мусульманами, христианами не имеет под собой основания. Вы лишь человеческие существа и ничего больше. Вы поставили на себе клеймо, что вы - ничто. До тех пор, пока вы не освободитесь от подобной ловушки, ваша слепота не исчезнет" .
Святыни, почитаемые в традиционных российских религиях, называются не иначе, как "ритуальный вздор", "глупости", "абсурдные вещи" и т.п. .
Христианство и ислам, оказавшие наибольшее влияние на мировую культуру, Нирмала Деви низводит до термина "ничто". Чтобы делать подобные заявления, необходимо, по крайней мере, эти самые религии знать и в них разбираться, а познания в них Нирмалы Шривасты близки к нулевой отметке, так как, по ее же собственным словам, "сама Шри Матаджи никогда не обращается ни к каким книгам" . Бедная...
Руководство секты вдалбливает своим последователям, что в Православной Церкви все священники - "нереализованные", поэтому креститься не нужно, так как толку от этого все равно нет, а самое основное крещение - это реализация.
По учению Шривасты, Христос был лишь последней ступенью спасения, Он дал бы еще указания к завету "Отдай нам наш долг". Она же, Нирмала Деви, напротив, ведет к тому месту "самосовершенствования", где распустился бы "1000-листный лотос", и человек смог бы осознать: "Я не виновен". В одном из видеофильмов, распространяемых этой сектой, рассказывается, что "Шри Матаджи уже не раз бывала на Земле, она - Мать Мира. Она была сразу в двух инкарнациях: Девы Марии и Марии Магдалины... Поскольку Шри Матаджи - Мать Мира и Христа (она носила Его в Сердце), то могла быть сразу в двух инкарнациях... Шри Матаджи стала как бы посредником между Сыном Христом и Отцом Богом" .
В России, по мнению Шри Матаджи, "наиболее благоприятная почва для распространения Сахаджа Йоги", так как в "России не было религии и никогда не говорили о Боге, а теперь вдруг становитесь Просветленными" . То есть не было славной тысячелетней истории нашей страны, связанной с православием, ничего не было до Нирмалы Шривасты! И ислам никто не исповедовал. И вот пришла она - "спасительница" - и теперь у нас наконец-то и история появится своя, и религия.
В организации насаждается менталитет собственной элитарности, исключительности, превосходства над всеми и даже харизматичности:
"Это приход новой эры истины"; "Вибраторные знания - абсолютные знания"; "Шри Матаджи Нирмала Деви принесла веку Водолея уникальный метод понимания истины, называемый сахаджа-йога" ;
"Реализованный человек поднимается над всеми оковами рабства" ;
"Эти люди получили полное просвещение. Они познали истинное крещение и в результате стали религиозными, святыми, йогами, йогинями, провидцами. Они не похожи на других людей, которые не вошли в это новое четвертое измерение, осознание и не самоутвердились" .
"Начав практиковать Сахаджа Йогу, человек так высоко поднимается над другими и его благоразумие становится настолько совершенным, что ни средства информации, ни лжеучителя, ни вводящие в заблуждение методики - ничто не может сбить его с правильного пути. Сахаджа Йог наслаждается своей свободой и свободой других Сахаджа Йогов... Он становится могущественным, свободным, святым, ведущим ангельскую жизнь" .
"Сахаджа Йога - единственный путь, который может спасти мир и вы должны понять свою роль в этой миссии. Это духовная революция, но ничем не надо жертвовать, вы просто должны наслаждаться" .
Когда некоторые адепты стали покидать "Сахаджа-йогу", то руководители секты стали утверждать, что сахаджа-йога не для всех, а только для избранных, что не всем в силу различных интеллектуальных особенностей доступно это учение.
Как и в большинстве прочих сект, адептам секты обещается приход "золотого века", во время которого им гарантируются всевозможные немыслимые блага: "стать Духом", "обрести Божественность", "Стать спасителем всего человечества", "познать Истину" и т.д. Исключительность учения Шри Матаджи, преданность секте, неукоснительное соблюдение указаний и ритуалов позволяет ее последователям, по мнению руководителей секты, "спасти человечество" и выполнить главную цель, которая звучит достаточно зловеще и подозрительно :
"Задача Сахаджа Йогов - освобождение всего человечества на любом уровне. Как только мы будем иметь определенное количество людей в Сахадже Йоге, она начнет способствовать пониманию настоящей праведности, религиозности, любви к Богу и просветленной веры в Бога";
"Вы должны знать, что вам предстоит спасти человечество... Чтобы просвещение получило значение, мы должны просветить мир и вступить в грубую материю, не считаясь с последствиями, потому что мы есть Чистый Атма" .
Кроме крупного сахаджистского центра Юнивэсл Сахаджа Тэмпл (Universal Sahaja Temple) в Нью-Дели (Индия), центры последователей Нирмалы Деви действуют более чем в 50 странах мира: Индии Великобритании, Австралии, Франции, США, Канаде, Швейцарии, Австрии, Голландии, Германии, Болгарии, Беларуси, Эстонии, Литве, Молдове, Казахстане, Грузии, Узбекистане, Украине, России и др. Особое распространение, по словам руководителей секты, "Сахаджа-йога" получила в России, Болгарии и Колумбии . В Швейцарии ее последователи даже журнал выпускают под скромным названием "Нирмала".
В России последователи "Сахаджа-йоги" распространены и активно действуют более чем в 100 населенных пунктах, в том числе и в Уфе :
Если в Европе у Нирмалы Шривасты насчитывается не более чем 100 учеников и несколько тысяч последователей , то только в Тольятти из 800-тысячного населения этого города, по данным , около 80 тысяч (!) человек причисляют себя к последователям "Сахаджа-йоги" (реально - несколько тысяч). В Москве действует несколько центров "Сахаджа-йоги", объединяющих около тысячи последователей. В Воронеже - около 100 адептов. Очень активны сахаджа-йоги также в Твери и Новосибирске.
В Санкт-Петербурге действует несколько центров этой организации, объединяющих примерно 2 тысячи адептов "Сахаджа-йоги", из них в возрасте до 18 лет - 10-15%, до 30 лет - 40%. Социальный состав: интеллигенция, врачи, учителя. Дети - 10%, женщины - до 70%, мужчины - до 20% .
У себя дома Нирмала Шриваста вовсе никакая не богиня, а самая обычная пожилая индийская женщина, которая не чурается бизнеса, имеет собственную киностудию, помогает мужу в управлении компанией . А вот вне дома Нирмала Шриваста возомнила себя богиней! Для чего она добавила к своему имени слово "деви", что означает "божественная". Два года, с 17 по 19-й годы жизни, она провела в ашраме Махатма Гандис. Позже она стала одним из первых сторонников и последователей Бхагвана Раджниша (Ошо). Именно Раджниш, известный своими "революционными" в сексуальной сфере тезисами и тем, что под конец жизни был за свою крайне деструктивную деятельность депортирован из США и получил запрет на въезд еще в 21 страну мира, привел ее к мысли самой сделаться "гуру" . Весьма активное участие Нирмалы в деятельности деструктивной секты Раджниша дает вполне определенную характеристику самой Нирмале и ее секте "Сахаджа-йога". Последовав совету своего любимого наставника Раджниша, 5 мая 1970 года Нирмала Шриваста провозгласила днем своего "озарения". По ее словам, это "озарение" было не просто особым человеческим воплощением, а воплощением "наивысшего существа", "боговоплощением", "оно должно привести людей к благополучию, к исцелению и освящению".
Шри Матаджи Нирмала Деви (21.03.1923 – 23.02.2011).
Шри Матаджи родилась в в полдень 21 марта в день весеннего равноденствия, в Чиндваре – городке, находящемся в центре Индии, в христианской семье благородного происхождения. Ее предки принадлежат к древней императорской династии Шаливаханов. Ее отец, господин Сальве, был незаурядным человеком. Он играл первостепенную роль в борьбе за независимость Индии и был единственным христианским представителем в Конституционной Ассамблее (в колониальной Индии) и первом Парламенте (в независимой Индии).
Он знал много языков, впервые перевел Коран на хинди. Он прекрасно знал искусство, науку и современную литературу. Мать Шри Матаджи, была кандидатом математических наук, что было уникальным явлением для колониальной Индии. Родители Шри Матаджи были друзьями и соратниками Махатмы Ганди, принимая активное участие в борьбе за независимость Индии. Когда Шри Матаджи была маленькой девочкой, Махатма Ганди обнаружил ее глубокие и необыкновенные способности. Она часто бывала в его ашраме. Ганди необычайно высоко оценивал ее духовные способности и, даже иногда советовался с ней по духовным вопросам, не смотря на ее юный возраст.
Позже Шри Матаджи изучала медицину и приняла активное участие в движении за независимость Индии, возглавив молодежное крыло Индийского национального конгресса. В 1942 году за активное участие в движение за осовобождение Индии, начатое Ганди, она даже была посажена в тюрьму вместе с другими борцами за независимость.
В 1947 году Шри Матаджи вышла замуж за господина Шривастава, который некоторое время являлся личным секретарем премьер-министра Индии Л.Б.Шастри, а затем, стоял во главе государственной Мореходной компании Индии и, можно сказать, был «отцом» создававшегося тогда флота Индии. Он несколько раз подряд избирался Генеральным секретарем Международной Морской Организации при ООН, был инициатором создания и учредителем Всемирного Морского Университета в Швеции, а ныне является его Почетным Президентом. У них две замужние дочери, четверо внуков.
Путем экспериментальной работы в начале семидесятых годов Шри Матаджи создает собственную систему, с помощью которой тонкая энергия, называемая Кундалини, может быть спонтанно и, что самое важное, объясняет механизм коллективного запуска этой системы, когда сидящие рядом люди помогают друг другу и, таким образом, облегчают эффект пробуждения. Отсюда и название – Сахаджа Йога, обозначающее врожденное единение, чтобы объяснить тонкую систему внутри человека, и естественный, спонтанный, то есть не требующий особых усилий путь овладения ею. Жизнь Шри Матаджи посвящена реализации этого важного открытия так широко, насколько это возможно, и с этой целью она объездила почти весь мир, результатом чего является значительный во многих странах, включая Европу, Северную и Южную Америку, Австралию и родную Индию, интерес к практике Сахаджа Йоги.
В СССР Шри Матаджи впервые приехала в 1989 году и провела первую программу по Сахаджа Йоге в г. Санкт-Петербурге. В этом же году она встретилась с Министром Здравоохранения СССР. После этой встречи Сахаджа Йоге в Советском Союзе была предоставлена полная государственная поддержка. Самоотверженный труд Шри Матаджи отмечен большим количеством международных наград и премий, само перечисление которых заняло бы несколько страниц текста, но главный результат ее бескорыстного служения – тысячи и тысячи людей в десятках стран мира, которые обрели здоровье, радость, духовное благополучие, любовь и осознали действительный смысл своей жизни.
Организация Объединенных Наций за выдающиеся заслуги перед человечеством во имя духовного возрождения и за миротворческую деятельность наградила Н. Шривастава Медалью Мира в 1989 г.
За значительный вклад в развитие науки и духовности Единый Международный фонд внес имя Нирмала Шривастава в список величайших людей планеты (В 1997 г.).
Италия, 29 июня 2006 г. – Нирмале Шривастава даровано Почетное Гражданство Италии. Почетное Гражданство было предложено в знак признания великой работы и богатого жизненного опыта, в знак высокого мнения о Шри Матаджи.
США, 21 марта 2003 г. – приветствия Н.Шривастава с 80-летием прислали губернаторы и сенаторы пятнадцати штатов и мэры всех крупных городов штата Калифорния.
Дели, Индия, 2003 г. – приветствия Н. Шривастава от президента, вице-президента, премьер-министра и членов правительства Индии по случаю ее 80-летия.
Вашингтон, США, 2000 и 2001 гг. – Официальные Воззвания Конгресса США в адрес Шри Матаджи, представленные в отчетах Конгресса США.
Дели, Индия, 1998 г. – приветствия Н. Шривастава от президента и премьер-министра Индии по случаю ее 75-летия.
США, 1997 г. – Н. Шривастава передана Декларация, составленная Конгрессом США, которая была внесена в отчеты Конгресса.
Нью-Йорк, США, 1996 г. – приветственное письмо в адрес Н. Шривастава от мэра Йонкерса. 26 сентября провозглашено Днем Шри Матаджи.
Монтесорио, Франция, 2 мая 1996 г. – Нирмале Шривастава присуждена Международная награда La Pleade.
Китай, 1995 г. – Шри Матаджи является официальным гостем правительства Китая и получает приглашение выступить на Всемирной конференции женщин в Пекине.
Индия, 1995 г. – индийское руководство предоставляет Н. Шривастава лучшее время на национальном телевидении для еженедельных часовых программ.
София, Болгария, июль 1995 г. – Секретариат международной организации “Экофорум за мир” выразил свое признание Нирмале Шривастава и пожелал ей реализации ее целей и идеалов.
Бразилия, 25 августа 1995 г. – Региональная администрация Бразилии преподнесла Н. Шривастава приветственное письмо в знак признания ее работы по установлению мира и братства.
Бухарест, Румыния, 2 августа, 1995 г. – университетом экологии Н. Шривастава присвоено звание доктора педагогических наук.
Бразилия, 1994 г. – мэр столицы Бразилии приветствует Н. Шривастава в аэропорту и вручает ей ключ от города.
Ванкувер, Канада, 1994 г. – приветственное письмо в адрес Н. Шривастава от мэра Оуена.
Лос-Анджелес, США, 1993 г., 1994 г. – мэр Ричард Риордан шлет Н. Шривастава приветственные письма от населения Лос-Анджелеса.
СССР, 1989 г. – переговоры с Министерством здравоохранения СССР о намерениях между Минздравом и международной общественной организацией “Вишва Нирмала Дхарма”, возглавляемой Нирмалой Шривастава, о необходимости научных исследований в области улучшения здоровья людей при помощи методов Сахаджа Йоги.
Италия, 1986 г. – Н. Шривастава названа “Персоной года”.
Я кланяюсь всем искателям Истины. Песня, которую вы слушаете, была написана поэтом Намадевой в шестнадцатом веке, и он поет: «О Мать, дай мне мою Йогу». Йога — означает союз с Богом.
Я сказала, что кланяюсь вам, поскольку вы искатели Истины. В самом начале необходимо знать — Истина есть истина. Вы не можете изменить её, трансформировать или концептуализировать. И, к сожалению, на человеческом уровне осознания, не можете познать её, как бы ни пытались.
Стоит смиренно понять, что мы не можем шагнуть выше наших ментальных проекций. Истину необходимо понимать на своей центральной нервной системе. В эволюционном процессе мы познаём всё на своей центральной нервной системе. Например, если вы приведёте собаку или лошадь, и она увидит этот красивый зал, то она не поймёт. Если проведёте по грязной улице, она не поймёт. Просто пройдет и всё. Однако мы, люди, выработали чувствительность ко многим вещам. Также должны были бы развить чувствительность к духовности, но иногда мы упускаем суть.
Всё, о чём Я буду говорить, следует принимать как гипотезу. Но имейте открытый разум, как ученые. Если это правда, то вы должны принять её, если вы честны. Нужно знать, что это предназначено для вашего благополучия, а также благополучия вашей страны и всего мира. Однако, понимание этого, должна сказать, не рассчитано на идиотов или глупцов. У вас должно быть некоторое количество интеллекта, чтобы понять, что мы должны постичь нашу суть, наш Дух.
Необходимо понимать, что эволюционный процесс является простым и лёгким. Вы не можете платить за свою эволюцию. Она спонтанна. Как эта Мать Земля. Вы сажаете в неё семя, а оно потом само прорастает. Что же делаете вы? Ничего. Это является спонтанным. И именно это происходит с вами, когда вы спонтанно достигаете этого состояния Духа. Когда мы говорим: «Это моё тело. Это мой разум. Это моё эго. Это мои условности», — мы постоянно говорим «мой», но кто этот «Я», которому все эти вещи принадлежат? Мы никогда не задавались этим вопросом. Этот «Я» является Духом.
Нирмала
Деви
Санкт-Петербург
Ее Святейшество Шри Матаджи Нирмала Деви -
Гуру и основатель науки Сахаджа Йога
Основатель науки Сахаджа Йога Шри Матаджи Нирмала Деви принадлежит земле Махараштры, на которой в разные времена жили такие великие святые как Тукарам, Экнат, Гьянешвара и Саи Баба из Ширди. Именно на этой земле, благословленной многими святыми, родилась Она, известная во всем мире как Шри Матаджи Нирмала Деви, или просто Святая Мать. Шри Матаджи Нирмала Деви родилась 21 марта 1923 года в маленьком городке Чхиндвара, недалеко от Нагпура (Индия). Ее отец, Шри Прасад Рао Кришна Рао Сальве, был юристом и стоял в первых рядах борцов за независимость Индии. Он был соратником Джавахарлала Неру и Маулана Азада в борьбе за независимость под руководством Махатмы Ганди. Отец Шри Матаджи стал единственным христианином, избранным в Законодательную Ассамблею до обретения Индией независимости. Он был высокообразованным человеком и знал несколько языков. Он пожертвовал всем во имя борьбы за независимость. Мать Шри Матаджи была одной из первых женщин Индии, удостоенных ученой степени в области математики.
В детстве Нирмала Сальве ходила в школу в Нагпуре, а во время каникул ее направили в ашрам Махатмы Ганди в Вардха. Там она привлекла внимание Махатмы Ганди, который предвидел ее выдающиеся способности и вдохновил юную Нирмалу на участие в движении за свободу и духовность. После окончания школы Нирмала решила поступить в колледж для изучения медицины. В том же 1942 году Махатма Ганди возглавил деятельность движения за независимость, и Нирмала Сальве встала на пути английских полицейских перед воротами ее колледжа. Она была арестована и подвергнута пытке, но через несколько дней ее и других студентов колледжа освободили. Проучившись два года в медицинском колледже в Балакраме (Лахор, современный Пакистан), она была вынуждена оставить учебу из-за активного участия в движении за независимость.
В 1947 году она вышла замуж за господина Ч.П. Шриваставу. Господин Шривастава, быстро продвигаясь по службе, становится личным секретарем премьер-министра Индии господина Лала Бахадура Шастри. Впоследствии он стал руководителем судоходной корпорации Индии, а затем Генеральным секретарем и Председателем Международной Морской Организации при ООН, откуда он ушел в отставку несколько лет назад. Он был награжден многими престижными наградами, удостоен награды «Падма Бхушан», присуждаемой выдающимся гражданам Индии. Университет Уэльса на специальном собрании под председательством принца Чарльза присудил ему почетную Докторскую Степень в области юриспруденции. В июле 1990 года Британское правительство удостоило его рыцарского звания, которого за последние десять лет удостаивались Мартин Лютер Кинг и Рональд Рейган.
Шри Матаджи имеет двух дочерей, которые вышли замуж в 1970 и 1972 гг. С тех пор Шри Матаджи Нирмала Деви посвятила все время делу Сахаджа Йоги.
Профессор Умеш Раи, из книги "Просветленная медицинская наука"
Цели занятий Сахаджа-йогой
Любой человек стремится в своей жизни к благополучию, чистоте и покою. Он хочет жить долго, иметь хорошее здоровье, добрых соседей и устроить в жизни себя и своих детей. Это нормальные желания.
Взаимоотношения рождают условия жизни, которые всё меньше устраивают человека. С развитием цивилизации дисбаланс в отношениях между людьми, между человеком и обществом, между сообществами людей нарастает. Сегодня противоречия угрожают не только здоровью, но и жизням миллионов людей.
В среде искателей благополучной жизни – а таких большинство – появляются новые и новые мессии, предлагающие свои рецепты счастья. Лже-мессии торгуют ими, часто достигают за чужой счёт личного материального благополучия, однако, общая картина жизни становится всё более и более удручающей.
С давних времён известно, что источник благополучия находится внутри самого человека. И этот источник совершенно не зависит ни от богатства, ни от социального положения, ни от популярности, ни от других внешне привлекательных вещей, к которым стремятся многие люди.
В 1970 году индийская женщина Шри Нирмала Шривастава, происходящая из семьи потомков Шаливаханов, открыла доступный любому из нас метод, который назвала Сахаджа-йога.
Практикующий Сахаджа-йогу человек становится способным спонтанно и благотворно воздействовать на жизненные ситуации, укрепляя собственные благополучие, физическое и эмоциональное здоровье, благополучие в своей семье, в трудовом коллективе и даже в обществе в целом. На это способен любой человек, который правильно практикует Сахаджа-йогу.
Суть метода Шри Матаджи (Матери) Нирмалы Девиджи заключается в пробуждении дремлющей в человеке жизненной силы Кундалини. Эта материнская духовная энергия есть у каждого человека. Откликаясь на просьбу человека, Кундалини активизируется и начинает мягко и целенаправленно приводить в порядок его энергетические оболочки и физическое тело.
Известно, что любой организм или механизм со временем стареет и постепенно приходит в негодность. Причиной разрушения организма является накопление мёртвых энергий и клеток. Кундалини в активизированном состоянии способна буквально совершать чудеса. Она нейтрализует всё мёртвое в человеке и в обществе, приводя в порядок физические органы, устраняя причины заболеваний, гася конфликты между людьми, создавая предпосылки для проявления в жизни лучших человеческих качеств, стимулируя творчество, сотрудничество, подсказывая выходы из ситуаций, которые порой кажутся тупиковыми. Объединённая Кундалини нескольких сахаджа-йогов устраняет проблемы на коллективном уровне.
Таким образом, Сахаджа-йога – удивительный и совершенно бесплатный метод освобождения от проблем и приведения в состояние гармонии как отдельно взятых людей, так и общества в целом.
Самореализация – первое знакомство с состоянием Йоги
Смысл слова «самореализация» очевиден. Человек приходит в мир, чтобы проявить красоту своей души, развить свои таланты и сделать жизнь на Земле лучше.
Различные люди обладают различной степенью чувствительности, поэтому самореализация у каждого проявляется индивидуально. Проделайте, глядя на портрет Шри Матаджи, поэтапно действия, которые выделены жирным шрифтом – и на одной из стадий вы непременно почувствуете вашу самореализацию:
1. Некоторым людям для получения своей самореализации достаточно лишь взглянуть на портрет Матери – и они чувствуют прохладный поток и бесконечное умиротворение, исходящие от Её фотографии.
2. Другим людям достаточно обратить открытые ладони к фотографии и попросить: «Мать, пожалуйста, позволь мне ощутить прохладный поток Твоей Всепроникающей Любви!»
3. Третьи могут обратиться с вопросом к тому Богу, в которого они верят. И мусульманин, и христианин, и буддист, и иудей могут спросить, обратив открытые ладони к Небу:
- Господь Всемогущий! Кто есть Шри Матаджи Нирмала Девиджи?
Бог един. Независимо от наших представлений о Нём, любой человек, искренне желающий получить ответ, ощутит прохладный поток на своих ладонях. Даже если он будет находиться в закрытом помещении.
Этот прохладный бриз и есть Святой Дух, который сегодня может ощутить любой человек на Земле.
4. Четвёртый вариант дачи самореализации.
Левую открытую ладонь обратите к Небу. Правой же ладонью, распрямив пальцы так, чтобы они не касались головы, помассировать макушку – то место, которое было «родничком» в детстве. Это нужно, чтобы привести в порядок лимбическое нервное сплетение.
После минуты-другой мягкого массажа по часовой стрелке (влево – вперёд – вправо – назад) попросите свою материнскую энергию, которая дремлет в самом низу позвоночного столба:
- Всепроникающая энергия жизни, пожалуйста, поднимись и дай мне почувствовать тебя, как в детстве!
Теперь закройте глаза и медленно поднимите правую ладонь над головой на 10-20 сантиметров. Поднимая ладонь, обратите внимание на ваши ощущения. Что вы чувствуете между правой ладонью и «родничком»? Что вы чувствуете на левой ладони?
Что вы чувствуете?
Существует полный протокол самореализации. Шри Матаджи разработала его для пробуждения Кундалини у большого числа людей одновременно. В ходе получения самореализации по полному протоколу искателям надо проделать перед портретом Шри Матаджи ряд действий, которые приведены ниже.
Если пять предыдущих неполных вариантов получения самореализации не удались вам, попробуйте проделать следующее.
Ладонь левой руки откройте и обратите к небу. Правую руку последовательно прикладывайте к телу слева, давая внимание вашим органам. Во время этого упражнения, направленного на обретение йоги, обращайтесь к той силе жизни внутри вас, потенциал которой безграничен. Эта сила создала весь мир и человека в нём. Она заботится о нас так же, как Мать заботится о своих детях.
Проводите это упражнение с закрытыми глазами, сначала прочитав, что вы будете делать, и немножко потренировавшись. Конечно, по первости можно подглядывать. Главное не напрягаться: «двойку» вам никто в дневник не поставит. А кто будет делать это упражнение часто, сам удивится, как это незаметно изменит его жизнь в лучшую сторону.
Секреты успеха
1. Не спешите. Лучше с вниманием медленно сделать одно упражнение, чем прочитать о десяти и не сделать ни одного.
2. Не задирайте нос от успехов и не кисните от неудач. И то, и другое – нормальная часть практики. Прогресс придёт только через практику.
3. Ваш инструмент – внимание, только оно. Старайтесь не отвлекаться во время занятий.
4. «Сахаджа» переводится как «спонтанность», «естественность». Не будьте автоматом, занимайтесь понемногу, но с удовольствием. На первых порах достаточно 15-20 минут утром и столько же перед сном.
5. С любовью и добрым юмором относитесь к попыткам вашего разума анализировать и критиковать. Наблюдайте. Позвольте уму отдохнуть от бесплодных размышлений. Помните: это – духовный опыт, который выше опыта разума и который вы лишь начинаете приобретать.
Это – ваш новый опыт! Почувствуйте удовольствие вновь стать ребёнком!
ПЕРВЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЙ ЙОГОЙ:
МАССАЖ РУК
Помассируйте открытой правой ладонью макушку головы: вперёд-назад и вправо-влево. Потом уберите ладонь с макушки, а ВНИМАНИЕ ОСТАВЬТЕ НАД ГОЛОВОЙ. Представьте, что у Вас на голове лежит прохладный снежок - и медленно тает.
И вот вы уже - в Настоящем, в том Царстве, где царят Мир, Гармония и Тишина.
Здесь и находится источник йоги.
Не спешите покидать это состояние - насладитесь вашей Йогой. Она даст вам неиссякаемые творческие силы и вдохновение.
А перед тем, как вернуться в мир повседневных дел и забот (они тоже нуждаются в нашем внимании), нарисуйте вниманием радугу над собой - защитите Вашу Йогу.
Смело отправляйтесь делать Ваши дела.
Теперь Вы всегда сможете вернуться в Дом Вашей Йоги.
САХАДЖА ЙОГ ИИСУС ХРИСТОС
Важнейшим условием получения йоги является прощение. Простить необходимо себя и всех.
Зачем необходимо прощение человеку? Прежде всего, если мы не прощаем, проблема остается внутри нас. Тому человеку, которого мы не можем простить, от наших эмоций ни жарко, ни холодно. Непрощением мы мучаем себя. Если кто-то не прав, он получит возможность исправить себя, увидев свою ошибку. Сахаджа йог же способен, корректируя себя, исправлять ситуацию просто самим прощением. Попробуйте простить - и Вы удивитесь, увидев, как это работает.
Прощение делает врагов друзьями. Прощение восстанавливает мир между людьми. Прощение - непременное условие для достижения состояния йоги.
МИНИУПРАЖНЕНИЕ
1. Наверняка Вам знакомо чувство прощения: каждый в жизни ощущал его по отношению к кому-либо из знакомых. Вспомните это чувство, воссоздайте его сейчас в Вашем сердце. Зафиксируйте это ощущение.
2. Обратите левую руку ладонью к небу, а правую просто положите на лоб: центр ладони на центр лба. Скажите про себя, обращаясь к Вашей Кундалини - к Вашей Силе Жизни: МАТЬ, СИЛА ЖИЗНИ ВНУТРИ МЕНЯ, ПОЖАЛУЙСТА, СДЕЛАЙ ТАК, ЧТОБЫ ПРОЩЕНИЕ ВО МНЕ РАБОТАЛО НА МОЁ БЛАГО И НА БЛАГО ВСЕГО МИРА.
3. Закройте глаза и повторите эту фразу ещё раз с закрытыми глазами.
4. Просто полюбуйтесь 1-2 минуты Вашим состоянием Прощения.
«МЕХАНИЧЕСКИЙ» ПОДЪЁМ КУНДАЛИНИ
1. Немного понаблюдав в молчании за красотой силы Вашего Прощения, не открывая глаз, направьте внимание в самый низ Вашего позвоночника: там, в крестцовой косточке находится Ваша Сила Жизни. Пригласите Её со всем уважением подняться по позвоночному столбу и при помощи внимания, плавно поднимающегося по позвоночнику, проводите Вашу Силу - почувствуйте, как она величественно поднимается вверх и фонтанирует над Вашей головой.
2. Для того, чтобы помочь Вашему вниманию наблюдать за подъёмом Кундалини, левую руку плавно поднимайте, обратив ладонь к телу - пусть левая рука поднимается вместе с вниманием, поднимающимся по позвоночнику.
Правой ладонью совершайте круговые движения вокруг левой по направлению: снизу - ближе к телу - сверху - дальше от тела.
Всё делайте не спеша, наблюдая за Вашими действиями и ощущениями.
Когда руки поднимутся над головой, немного ускорьте вращение ладоней и сделайте руками движение, напоминающее завязывание узла, разведя руки в стороны. Опустите руки по сторонам тела
Повторите подъём точно также, как в первый раз. На этот раз над головой завяжите 2 узла.
В третий раз - 3 узла.
Руки опустите, а внимание оставьте над головой.
САМОЕ ПРОСТОЕ УПРАЖНЕНИЕ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
При помощи внимания рисуйте над Вашей головой радугу в конце каждого занятия Йогой и просите Вашу Силу Жизни:
МАТЬ, ПОЖАЛУЙСТА, ЗАЩИТИ И УКРЕПИ МОЮ ЙОГУ! - эта защита будет работать.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВНИМАНИЕ
1. Сядьте удобно в таком месте, где Вас никто не побеспокоит. Левую руку положите открытой ладонью кверху. Закройте глаза. Правую ладонь положите на сердце и обратитесь к Вашей Кундалини: СИЛА ЖИЗНИ, МАТЬ, ПОЖАЛУЙСТА, ДАЙ МНЕ ЧИСТОЕ ВНИМАНИЕ, УСТАНОВИ МОЁ ВНИМАНИЕ ВНУТРИ МЕНЯ.
2. Прижмите правую ладонь к макушке головы и помассируйте кожу макушки по часовой стрелке: влево-вперёд-вправо-назад. Массаж макушки нужен для того, чтобы установить внимание над головой .
3. Положите правую руку подобно левой - на колено ладонью вверх. Руки будут вашими антеннами, принимающими сигналы в виде ощущений, которые мы в процессе занятий в школе йога научимся расшифровывать.
4. Если к Вам в гости лезут мысли - просто улыбнитесь им и скажите: ребята, зайдите в другой раз, сейчас я занят(а) йогой безмыслия.
И мысли растают. Как облака в солнечный день.
5. Представьте, что Ваша макушка - вершина Эвереста (или открытая в зиму форточка ). На вершине лежит снег. И медленно-медленно тает (в форточку влетает лёгкий ветерок ). Очень медленно (очень лёгкий ). Ему некуда торопиться (и ему ). Йогу - тоже.
6. От Вашего внимания на макушке отделяется маленькая точка. Как спутник от Земли.
Теперь Земля - большое внимание на макушке головы , а спутник - маленькое внимание. Оно опускается в центр головы, прямо в её середину . А большое внимание остаётся по-прежнему над головой. Теперь у Вас - две точки внимания.
Не спешите. Следите за Вашими ощущениями. Если мысли или образы пытаются завладеть вашим вниманием, скажите: КШАМ, КЫШ - Я ПРОЩАЮ , - отпустите их с миром.
Большое внимание всё время - над головой. Маленькое внимание опускается в область нижнего шейного позвонка . Для усиления внимания на секунду-другую прикоснитесь к выступающему позвонку внизу шеи указательным пальцем правой руки.
Постоянно держите большое внимание над головой. А маленькое внимание тем временем пусть совершает медленное, очень медленное путешествие по позвоночнику вниз:
· на уровень грудной кости (сердечное нервное сплетение);
· на уровень чуть выше пупка (солнечное сплетение);
· на уровень между левым и правым пахом в позвоночнике (аортальное сплетение);
· на уровень чуть выше точки сидения (тазовое сплетение).
Очистка тонкого тела.
2. Сахаджа-медитация , в процессе которой очищенная область заполняется Силой Жизни - и проблема исчезает.
УПРАЖНЕНИЕ ШЕСТИ ТОЧЕК
Наша мудрость находится у нас в самом низу позвоночика. В Муладхаре-чакре. Чуть ниже Муладхары (сакрума) - места нахождения Кундалини. Короче, в самом низу спинного мозга. Там, где у животных начинается хвост. Недаром говорят: человек крепок задним умом.
Однако, проекции нашей Муладхары-чакры находятся и в других частях тела. А именно: питха (трон Муладхары-чакры) в сахасраре - на затылке и 4 точки: на основаниях ладоней и на пятках. Очень полезно в состоянии медитации лежать на Матушке Земле или на ковре в комнате, прикоснувшись к Земле (полу) всеми шестью точками Муладхары-чакры. Попросите при этом Вашу Силу Жизни: МАТЬ, ПОЖАЛУЙСТА, УКРЕПИ МОЮ МУДРОСТЬ И НЕВИННОСТЬ.
ВИБРИРОВАНИЕ ВОДЫ
Попробуйте это обязательно!
Прежде, чем готовить еду или кипятить чайник, поставьте воду, которую Вы употребляете в пищу, на обычный табурет или на журнальный столик рядом с Портретом Шри Матаджи. На 10 минут. На час. Или на ночь. Пусть вода впитает вибрации Портрета Матери.
УПРАЖНЕНИЕ 4-Х ТОЧЕК
В процессе жизнедеятельности физические тела стареют и засоряются. Это относится и к водопроводным трубам, и к человеческим органам. Это же относится и к тонкой системе человека: каналы и энергетические центры человека могут быть засорены мёртвыми и ненужными вещами.
Однако, настоящему сахаджа йогу, как и сантехнику-профессионалу, засоры не страшны. И от того, и от другого Мастер может легко избавиться.
На рисунке Вы наблюдаете четыре точки вокруг живота йога. Чтобы очистить область живота от нечистых вещей и заполнить эту область Силой Жизни, попросите Её, держа внимание над головой:
МАТЬ, Я - САМ(А) СЕБЕ УЧИТЕЛЬ, ХОЗЯИН И ВРАЧ.
БЕЗДЕЙСТВИЕ В ДЕЙСТВИИ - ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
В состоянии медитации безмыслия можно находиться практически постоянно.
Делайте все Ваши дела с Любовью, держа внимание над головой и наблюдая за Вашими ощущениями. Общайтесь с Вашей Силой Жизни Кундалини. Она - Живая. Она слышит Вас. Она Любит Вас.
ЛАГХУ-ПРАНАЯМА
(МЕТОД ПРОСТОЙ ПРАНАЯМЫ СОГЛАСНО СОВЕТУ БХАГАВАНА ШРИ РАМАНА МАХАРИШИ)
Прежде всего направьте Ваше внимание на Ваше сердце и попросите: МАТЬ, СИЛА ЖИЗНИ, ПОЖАЛУЙСТА, СДЕЛАЙ МЕНЯ БЕССТРАШНЫМ ЛЮБЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ .
Теперь просто наблюдайте за Вашими вдохами и выдохами. Не контролируйте Ваше дыхание насильственно. Просто наблюдайте. Вместо контроля - лишь наблюдение.
Когда Вы с Любовью просто любуетесь Покоем Вашего дыхания, прана - Сила Жизни в Вас - тоже становится спокойной. Она просто восходит вверх, ведь в этот момент и ум успокаивается. Потому что и ум, и прана имеют один и тот же источник. Чистый Дух, которым Вы являетесь.
Просто понаблюдайте несколько минут за Вашим дыханием.
В результате Ваша Кундалини поднимется - и установится над головой. Помассируйте в конце упражнения Вашу макушку - и приступайте к следующему упражнению:
ДЖАГАДАМБА –
ВЫВЕТРИВАНИЕ
Элементом сердечного центра является воздух, ведь именно это нервное сплетение управляет не только сердцем, но и нашими лёгкими.
При помощи воздуха мы можем очищать все наши три канала и все без исключения нервные центры.
Например, можно это сделать так: левая ладонь, как обычно, обращена к Портрету, а правую ладонь мы направляем кончиками пальцев к низу живота. Косвенное внимание - в самом низу позвоночника. Совершаем правой ладонью вращательные движения по часовой стрелке (см. циферблат на рисунке к предыдущему упражнению) - и сбрасывем негатив на землю. Вращаем - и сбрасывем. 7 или 11, или 21 раз - не считайте. Сбрасывайте до появления прохладных ощущений на левой ладони. Или до усталости на правой руке.
Так можно проделать, постепенно поднимая правую ладонь и выветривая поочерёдно по центральному каналу шесть чакр, включая агию (центр лба).
Если немного сместить руку влево, можно по восходящей выветрить шесть чакр левого канала, помня, что на уровне лба левый канал переходит вправо. Поэтому, чистку левого канала выветриванием заканчивают, выветривая после левой ключицы центр лба, а потом - правое полушарие головного мозга.
Выветривание правого канала проводится аналогично - с переходом на центр лба и дальше на левое полушарие.
Если Вы хотите почистить не один канал, а два или три, то проведите выветривание в следующей очерёдности:
Сначала выветрите аспекты левого канала по восходящей, затем - правого канала, а в заключение - центрального;
Либо: сначала - всю муладхару: лево - право - центр; затем - всю свадистану в той же последовательности и так далее...
Не зацикливайтесь на последовательности действий. Помните: всю работу проводит наша Кундалини, а мы лишь при помощи нашего внимания просим Её очистить наши центры.
Попробуйте выветривать не всё подряд, а именно те центры, которые по Вашим ощущениям требуют больше внимания.
ЧТОБЫ ПРИВЕСТИ СЕРДЦЕ В ПОРЯДОК, ЧАСТО БЫВАЕТ ДОСТАТОЧНО ПРОИЗНЕСТИ НЕСКОЛЬКО РАЗ С ВНИМАНИЕМ НА СЕРДЦЕ ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО - МАНТРУ ШАНТИ , ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТИШИНА.
ВСЁ ТЕЧЕТ, ВСЁ ИЗМЕНЯЕТСЯ
Занимаясь Сахаджа Йогой, мы вправе помнить один важный момент: СОСТОЯНИЕ РАВНОВЕСИЯ В ЙОГЕ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ СТАТИЧЕСКИМ, А ДИНАМИЧЕСКИМ.
Возможно, баланс в Сахаджа Йоге напоминает равновесие стремительно вращающегося вокруг своей оси мастера фигурного катания.
Чтобы успешно войти в состояние медитации, ученик школы йога должен хорошо знать себя изнутри и уметь устранять именно те проблемы, которые в данный момент мешают установлению равновесия.
Различных ситуаций в жизни бывает много, но существует некий общий принцип действий, знание и соблюдение которого помогает на первых этапах занятий йогой новичкам успешно и быстро входить в безмысленное состояние (нирвичара самадхи ).
Каков же принцип достижения равновесия в йоге? Какова последовательность действий - последовательность манипуляции вниманием, правильное обращение с которым облегчает работу нашей Кундалини, стремящейся мягко нейтрализовать все возможные препятствия на пути становления йога?
Рассмотрим наше тонкое тело. Что мешает нашей йоге? Что препятствует установлению безмыслия? Прежде всего - работа эго, которая создает жар в области левого полушария. В результате неконтролируемого или чрезмерно активного мыслительного процесса баллон эго (на рисунке он изображён справа, если смотреть от нас) раздувается и начинает давить на левый канал, препятствуя движению энергии в нём. Последствиями такого воздействия могут быть сердечно-сосудистые заболевания, повышенное давление и другие проблемы.
Кроме того, проблема может быть комбинированной: баллон суперэго (на рисунке - слева от нас) в результате эмоционального истощения и различного рода последствий от простудных и инфекционных заболеваний также оказывается перегружен негативной мёртвой энергией и информацией. К тому же, увеличенное эго (справа от нас) давит на сердце и со временем может стать причиной инфаркта.
Как правило, люди имеют комбинированные проблемы. То есть, существует необходимость в приведении в порядок как правой, так и левой симпатических нервных систем.
Первым этапом приведения себя в порядок в подобных случаях (процент которых очень близок к ста) является нейтрализация активности эго.
Обращение к Вашей Кундалини: МАТЬ, СИЛА ЖИЗНИ, ПОЖАЛУЙСТА, ЗАБЕРИ И НЕЙТРАЛИЗУЙ МОЁ ЭГО, - решает проблему. Движение правой рукой, которой Вы зачерпываете энергию из раздувшегося левого полушария, проносите её над головой и опускаете справа до нижней части печени, помогает вниманию наблюдать за тем, как Кундалини приводит эго в порядок, значительно уменьшая его. Совершив таким образом 7 или 10, или 14, или 21, или 28 переносов энергии из левого полушария в печень, Вы обнаружите, что Ваше состояние изменилось. Голове стало значительно легче.
Что произошло? Образно говоря, Вы позволили избытку жара, который, как известно, будучи предоставлен самому себе, стремится вверх, вернуться из тупика эго в нижнюю область правого канала.
Но решена ли проблема? Ещё нет. Жар продолжает оставаться в правом канале и может вернуться обратно в эго. Теперь он сконцентрировался в области печени (см. рисунок на след. странице).
Второй этап нейтрализации комбинированной проблемы правого и левого каналов йога - охлаждение печени. С этой целью Вы можете положить на печень левую руку, которая поможет перераспределить энергию между левым и правым каналами тонкого тела.
Другим вариантом является охлаждение печени при помощи льда: лёд в полиэтиленовом пакете надо приложить к низу живота справа и, попросив: МАТЬ, ПОЖАЛУЙСТА, ЗАБЕРИ ЛИШНИЙ ЖАР ИЗ МОЕЙ ПЕЧЕНИ, - понаблюдать с вниманием над головой за Вашим состоянием в течение 2-3-5 минут. Без мыслей и оценок. Просто понаблюдать.
С просьбой к Кундалини следует обращаться и в случае с применением льда, и в случае с прикладыванием к печени левой руки. Лёд - более кардинальное средство. С ним следует обращаться аккуратно. Он не эффективен в случае летаргичной печени. Поэтому более мягкий вариант с левой рукой в начале занятий йогой предпочтительней.
В любом случае наблюдайте за Вашими ощущениями и не стремитесь переусердствовать. На первых порах для хорошего прогресса в Вашей Йоге достаточно применять методы в гомеопатических дозах.
Кстати, средство от бессонницы: ЕСЛИ ВАМ НЕ СПИТСЯ, ПОЛОЖИТЕ ЛЕВУЮ РУКУ НА ПЕЧЕНЬ ЛЁЖА В ПОСТЕЛИ И ПОПРОСИТЕ: МАТЬ, ПОЖАЛУЙСТА, ПРИВЕДИ МОЮ ПЕЧЕНЬ (МОЁ ВНИМАНИЕ) В ПОРЯДОК, - и Вы не заметите, как вскоре заснёте.
Третий этап достижения равновесия в динамической тонкой системе сахаджа йога - очистка левого канала и суперэго (правого полушария головного мозга - хранилища энергоинформации, которая подчас мешает нашей духовной эволюции).
Для очистки левого канала необходимо правую руку обратить ладонью к Земле (или при возможности даже положить на Землю).
Просьба к Вашей Кундалини и к Матери Земле при этом должна прозвучать примерно так: МАТЬ, СИЛА ЖИЗНИ, ПОЖАЛУЙСТА, ЗАБЕРИ ИЗ МОЕГО ЛЕВОГО КАНАЛА И ИЗ МОЕГО СУПЕРЭГО И НЕЙТРАЛИЗУЙ ВСЁ НЕНУЖНОЕ И МЁРТВОЕ, ЧТО МЕШАЕТ МОЕМУ ДУХОВНОМУ РОСТУ.
Теперь просто понаблюдайте 1-2-3 минуты за Вашим состоянием, за Вашими ощущениями.
При необходимости, если на правой руке всё ещё наблюдаются тёплые потоки или покалывание, проделайте четвёртый этап приведения себя в состояние йогического равновесия.
С этой целью поднимите левую ладонь, согнув руку в локте (сама ладонь окажется обращённой назад). Скажите: МАТЬ, ПОЖАЛУЙСТА, ПУСТЬ ЖАР МОЕГО ПРАВОГО КАНАЛА УЙДЁТ В ЭФИР (В ПРОСТРАНСТВО).
Понаблюдайте за Вашим состоянием в течение 2-3 минут, держа внимание над головой.
После третьего (или - при необходимости - четвёртого этапа) помассируйте Вашу макушку правой ладонью по часовой стрелке (влево - вперёд - вправо - назад), плотно прижав ладонь к коже головы, прося: МАТЬ, ПОЖАЛУЙСТА, УКРЕПИ МОЮ ЙОГУ, УКРЕПИ МОЮ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ.
ЖИВОЕ И МЁРТВОЕ
(Чакры, каналы, эго и суперэго человека и Вираты,
Путь Души)
Мы знаем разницу между живым и мёртвым физическим телом.
Разница между живыми и мёртвыми энергиями тоже существует. Эту разницу можно и нужно ощутить. Вибрационные ощущения сахаджа йога позволяют ему знать, с чем он имеет дело: с Живым (благоприятным и несущим максимальную пользу) или с мёртвым (приводящим к разрушению).
Рассмотрим энергетическое состояние человека до получения Йоги - до самореализации.
Кундалини спит в копчике внизу позвоночного столба, активны (наряду с ЦНС) лишь правая и левая симпатические нервные системы.
В до-йоговском состоянии сознания человек является замкнутой энергоинформационной системой: шары эго (левое полушарие) и суперэго (правое) в области головы давят друг на друга, образуя зону, не позволяющую принимать сигналы сверху. Как известно, угол падения равен углу отражения. Согласно этому закону практически вся энергоинформация, падающая на выпуклую зону человеческого эго-суперэго отражается вовне - и не проникает внутрь тонкого тела человека.
Однако, опыт показывает, что довольно большое число людей чувствуют присутствие в себе и рядом с собой неких паранормальных энергий и сущностей. Что это за сущности? И как отличить Живые от мёртвых? Иными словами, к чему ведут духовные практики в церквях, сектах, эзотерических и психологических школах и других подобного рода центрах и заведениях?
Шри Матаджи предлагает для определения меры благоприятности (опасности) сверхфизических явлений и сущностей придерживаться следующего критерия, который нельзя не признать объективным: Вы вправе иметь ощутимый на физическом уровне опыт общения с тонкими энергиями и при этом вправе полностью контролировать себя и ситуацию.
То есть, если Вы на слово доверяете какому-либо авторитету (пусть даже весьма великому) или подпадаете под гипнотическое или иное влияние, направленное на искажение объективности Вашего восприятия, значит подобный опыт не может быть удовлетворительным.
И напротив, если Вы находитесь в здравом уме и твёрдой памяти, не под гипнозом и не в трансе - и при этом ощущаете вибрации всепроникающей тонкой энергии, то данный опыт говорит, что Вы Реально ощутили энергию сверхфизического мира.
В подобном состоянии Вы можете ощущать: покалывание, жар, упругое давление над головой, пульсации внутри тела, тёплый поток, неприятный холод, озноб или приятную прохладу.
Лишь в случае ясно определяемого потока приятной прохлады и внутреннего комфорта Вы имеете дело с Живыми энергиями. Именно этого ощущения следует искать и добиваться практикой йоги.
Все остальные ощущения свидетельствуют о наличии проблем и мёртвых энергий. От них надо избавляться. Сахаджа Йога позволяет делать это без каких-либо трудностей.
УПРАЖНЕНИЕ - ВОПРОС
Понаблюдав за Вашими вдохами и выдохами 1-2 минуты, настройтесь на волну покоя и безмыслия. Можете также попросить: СИЛА ЖИЗНИ, ПОЖАЛУЙСТА, ДАЙ МНЕ ТИШИНУ И ПОКОЙ .
Теперь задайте вопрос: СИЛА ЖИЗНИ, ЧТО (КТО) ЕСТЬ БОГ? - и прислушайтесь к Вашим ощущениям.
Спросите: СИЛА ЖИЗНИ, ЧТО (КТО) ЕСТЬ ЖИВОЕ (ЖИЗНЬ)?
Спросите: СИЛА ЖИЗНИ, ЧТО (КТО) ЕСТЬ ИИСУС ХРИСТОС (АЛЛАХ, ШРИ МАТАДЖИ, БУДДА, ЛАО ЦЗЫ, КУНДАЛИНИ, МОИСЕЙ, КРИШНА, ДЕВА МАРИЯ, ЛЕВ ТОЛСТОЙ, САХАДЖА ЙОГА, АВРААМ ЛИНКОЛЬН, МИКЕЛАНДЖЕЛО, МАХАТМА ГАНДИ, ШРИ ГАНЕША, РАМА, ХАНУМАН, КАРЛ ЮНГ)?
Сравните полученные ответы, иными словами - сравните Ваши ощущения на руках и над головой. На все предложенные вопросы придёт один и тот же ответ - прохладный бриз.
Если же Вы спросите о противоположном (мёртвое, Гитлер, экстрасенсорика, «официальная» сахаджа йога, магия, Сатья Саи-баба, Далай-лама, Папа Римский, Зигмунд Фрейд, вампиры и т. п.), Вы получите совершенно иной ответ: жар, дискомфорт, смятение.
После вопроса о мёртвом надо почиститься. Для этого достаточно сказать: МАТЬ, СИЛА ЖИЗНИ, Я - САХАДЖА ЙОГ, Я - ЧИСТЫЙ ДУХ , - и просто понаблюдать за Вашими вдохами и выдохами. Ваша Кундалини настолько могущественна, что в считанные минуты очистит Вас от всего мёртвого.
Итак, это очень сильная мантра:
СИЛА ЖИЗНЬ, Я - САХАДЖА ЙОГ .
ГДЕ НАХОДИТСЯ ЖИВОЕ,
ГДЕ НАХОДИТСЯ МЁРТВОЕ?
Родившись в человеческом теле, мы получаем возможность узнать и сделать выбор.
Прежде, чем осуществить выбор, мы вправе узнать, какова наша природа и как устроен мир. Узнать при помощи самого совершенного в мире инструмента - человеческого тела.
Левый канал тонкого тела человека, связанный с его левой симпатической нервной системой и правым полушарием, являющийся индивидуальным подсознательным, через каждую из шести чакр (кроме Сахасрары) связан с областью Коллективного Подсознательного. В Коллективном Подсознательном хранится всё прошлое нашей Вселенной. Здесь находятся и души умерших: плохие, хорошие, святые. Эта зона - хранилище мёртвого. Она конечна и не имеет собственной энергии. Обитатели этой зоны, какими бы подчас они добрыми и пушистыми не были, нуждаются в потреблении человеческой энергии - и при возможности кушают её, превращая всё, с чем имеют дело, в такое же мёртвое, как и они сами. Попадают они сюда вследствие своих прижизненных привязанностей (привычки, страхи, обиды, зависть, похоть, неверные знания, тщеславие, гнев).
Столкнувшись с подобного рода сущностями (на санскрите они называются бхуты, бады и грахи ), не следует бояться. Надо просто сказать: Я - САХАДЖА ЙОГ, ПРИМИ ТВОЁ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РОЖДЕНИЕ, ПОЛУЧИ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ - И ТЫ ОСВОБОДИШЬСЯ ОТ СОСТОЯНИЯ СМЕРТИ. ДЖЕЙ ШРИ МАТАДЖИ!
Другая область - левое полушарие и правая симпатическая нервная система - связана с Коллективным Надсознательным. Находящиеся здесь сущности являются весьма агрессивными и помочь им обрести Йогу во много раз труднее, чем сущностям из подсознания. Правоканальные сущности по своей природе похожи на Гитлера. Их следует просто простить - и предоставить Силе Жизни. Она сама с ними разберётся. Просто скажите: КШАМ, Я ПРОЩАЮ .
Поговорим о Живом.
Область Коллективного Бессознательного является Источником, из Которого рождаются миры. Это - безграничная область Настоящего. Вдумайтесь в суть слова Настоящее. Это ТО, ЧТО ЕСТЬ.
Именно отсюда приходят открытия к учёным, образы и идеи воплощения Прекрасного - к художникам, поэтам, зодчим и музыкантам, откровения к тем из людей, которые бесконечно искренне ищут Высшее.
В случае искреннего - от всего сердца - обращения к Вашей Силе Жизни Вы получаете этот опыт.
Утверждения:
Я - ЧИСТЫЙ ДУХ и
Я ПРОЩАЮ, - успокаивают разум. В результате левое и правое затихают, придя в должное состояние, - и Ваша Кундалини получает возможность заполнить Собой Ваш центральный канал - прасимпатическую нервную систему.
Внимание!
Если вы видите это сообщение, то у вас в браузере отключен JavaScript . Для корректной работы портала вам необходимо включить JavaScript . На портале используется технология jQuery , которая работает только при условии использования браузером этой опции.
Шри Матаджи Нирмала Деви (Словарь Йоги)
Родилась в 1923 году, в полдень 21 марта в день весеннего равноденствия, в Чиндваре - центре Индии в христианской семье благородного происхождения. Ее предки принадлежат к древней императорской династии Шаливаханов .
Ее отец, господин Сальве , был незаурядным человеком. Он играл первостепенную роль в борьбе за независимость Индии и был единственным христианским представителем в Конституционной Ассамблее (в колониальной Индии) и первом Парламенте (в независимой Индии). Он знал много языков, впервые перевел Коран на хинди. Он прекрасно знал искусство, науку и современную литературу. Мать Шри Матаджи , была кандидатом математических наук, что было уникальным явлением для колониальной Индии.
Когда она была маленькой девочкой, Махатма Ганди обнаружил ее глубокие и необыкновенные способности. Она часто бывала в его ашраме. Позже Шри Матаджи изучала медицину и приняла активное участие в движении за независимость Индии.
Путем экспериментальной работы в начале семидесятых годов Шри Матаджи создает собственную систему, с помощью которой тонкая энергия, называемая Кундалини , может быть спонтанно пробуждена и, что самое важное, объясняет механизм коллективного запуска этой системы, когда сидящие рядом люди помогают друг другу и, таким образом, облегчают эффект пробуждения. Отсюда и название Сахаджа Йога , обозначающее врожденный, чтобы объяснить тонкую систему внутри человека, и естественный, спонтанный, то есть не требующий особых усилий путь овладения ею.
Жизнь Шри Матаджи посвящена реализации этого важного открытия так широко, насколько возможно, и с этой целью она объездила почти весь мир, результатом чего является значительный интерес к практике Сахаджа Йоги во многих странах, на всех континентах.
Положительные изменения, спонтанно происходящие в человеке, когда он осваивает Сахаджа Йогу , дают Шри Матаджи право доказательно утверждать, что мы действительно обладаем внутри самих себя механизмом корректировки образа жизнедеятельности и защиты от разрушительных тенденций. Успехи гуманной миссии Шри Матаджи позволяют говорить о ней как о Духовной Матери .
Сострадание, терпение и любовь, движущие ею в работе, отсутствие финансовой выгоды являются доказательством глубины чувства, которое она испытывает к людям, обращающимся к ней за помощью. Ее надежда - передать людям опыт Сахаджа Йоги и со временем сделать это открытие доступным для всех.
Шри Матаджи неоднократно приглашалась в Организацию Объединенных Наций для проведения программ Сахаджа Йоги для дипломатов всего мира.
Словарь Йоги
Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги .
Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.
На портале этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.
Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые "Сутры" Патанджали и книги Шанкарачарьи - в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); "Бхагавад-Гита" - в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как "Хатха-йога Прадипика", "Гхеранда Самхита", "Шива Самхита" и другие тексты "Упанишад" - как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.
На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.
Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.
Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: "Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!" Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я , воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.
Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.