Конспект родительского собрания с элементами тренинга «Нравственно-волевая подготовка детей к школе. Образовательный портал
Ребенок, поступающий в школу, должен быть подготовлен к новому образу жизни, к новой системе взаимоотношений с людьми, к активной умственной деятельности. Он должен достигнуть определенного уровня физического развития, чтобы справиться с новыми серьезными обязанностями.
Нравственно-волевая готовность к обучению в школе выражается в достижении ребенком к концу дошкольного детства такого уровня развития нравственного поведения, воли, моральных чувств и сознания, который позволяет ему активно принять новую социальную позицию и построить свои взаимоотношения с учителем и товарищами по классу на нравственной основе.
Другим важным компонентом нравственно- волевой готовности к школе является умение ребенка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответствии с правилами. Опыт показывает, что адаптация к условиям обучения и школе находится в прямой зависимости от того, насколько успешно сформированы у ребенка за предыдущие годы качества «общественности»: доброжелательное, уважительное отношение к товарищам, организаторские умения, общительность, готовность проявить сочувствие, оказать взаимопомощь. Наличие такого комплекса коллективистических черт в поведении ребенка является показателем его нравственно-волевой готовности к школе и создает эмоционально-положительный тон общения со сверстниками в новом коллективе. В состав нравственно-волевой готовности входит и комплекс качеств, выражающих отношение дошкольника к труду. Это желание трудиться, чувство удовлетворения от хорошо и аккуратно выполненной работы, уважение к труду окружающих, овладение необходимыми трудовыми навыками.
Значение интеллектуальной готовности детей к школе обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением, требующим от учащихся напряженного умственного труда, активизации умственных способностей и познавательной деятельности. Интеллектуальная готовность к школе складывается из нескольких взаимосвязанных компонентов.Важным компонентом интеллектуальной готовности к школе является наличие у ребенка, поступающего в школу, достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире. Этот фонд знаний является той необходимой основой, на базе которой начинает строить свою работу учитель.
Компонентом интеллектуальной готовности к школе является определенный уровень развития познавательной деятельности ребенка. Особое значение приобретает, во-первых, растущая произвольность познавательных процессов: способность к произвольному смысловому запоминанию и воспроизведению материала, плановому восприятию предметов и явлений, целенаправленному решению поставленных познавательных и практических задач и др.; во-вторых, повышение качества познавательных процессов: точности ощущений, полноты и дифференцированности восприятия, быстроты и точности запоминания и воспроизведения; в-третьих, наличие у ребенка познавательного отношения к окружающему миру, стремления к получению знаний и обучению в школе.
Как подчеркивают многие российские психологи (Л.И. Божович, Л.С. Славина, Н.Г. Морозова, А.А. Люблинская, Л.А. Венгер), воспитание у детей дошкольного возраста любознательности, интереса к знаниям, желания учиться и выполнять школьные правила, формирование положительного отношения к школе, интереса к книге являются важной предпосылкой для создания у учащихся устойчивых учебных интересов и ответственного отношения к учебе в школе.
Также существенную роль в формировании интеллектуальной готовности к школе играет общий уровень мыслительной деятельности будущего школьника. Интеллектуальная готовность к школе включает также овладение детьми элементами учебной деятельности.
Необходимым компонентом интеллектуальной готовности ребенка к школе является достаточно высокий уровень развития речи. Четкое звукопроизношение, разнообразие словаря, умение выражать свои мысли связно, грамматически правильно, культура речевого общения – все это составляет обязательное условие успешного обучения в школе. В содержание интеллектуальной готовности входит также достаточно широкий круг знаний, умений и навыков в области элементарных математических представлений, родного языка, первых основ грамоты.
Таким образом, интеллектуальная готовность к обучению в школе складывается из многих взаимосвязанных компонентов умственного и речевого развития детей. Единство общего уровня познавательной деятельности, познавательных интересов, способов детского мышления, достаточно широкого запаса осмысленных, систематизированных представлений и элементарных понятий об окружающем мире, речи и элементарной учебной деятельности создает у детей умственную готовность к усвоению учебного материала в школе.
Физическая готовность является необходимым компонентом формирования у ребенка школьной зрелости. Понятие «школьная зрелость» получило распространение в современной научной литературе. Это достаточно объемное понятие, суммирующее многие стороны психического и физического развития ребенка. В общем виде под «школьной зрелостью» понимается такой уровень морфологического и функционального развития, при котором ребенок может справиться с требованиями систематического обучения в школе.
Для определения «школьной зрелости» детей гигиенистами используются тест Керна-Йирасека (Чехия), методики, разработанные российскими последователями (М.В. Антропова, М.М. Кольцова, Т.С. Сорокина и др.). Обследования детей выявили возможность их обучения в школе с шестилетнего возраста. Режим дня, закаливающие процедуры, регулярные физкультурные занятия, разнообразные подвижные игры и физические упражнения, активный двигательный режим являются необходимыми условиями обеспечения физической готовности детей к обучению в школе.
1.2 Специальная готовность в структуре школьной готовности
Формирование и совершенствование познавательных процессов в дошкольном детстве обеспечивает не только интеллектуальное развитие ребенка, но и его подготовку к учению в школе. Кроме достижения определенного уровня развития познавательных способностей, такая подготовка включает обеспечение достаточно высокого уровня воспитанности личностных качеств, умение общаться и взаимодействовать с людьми. Помимо этого следует обратить внимание на сформированность у ребенка учебной деятельности со всеми ее основными характеристиками.
Готовность ребенка преддошкольного возраста к учению в школе, прежде всего, определяет его познавательная готовность, которая включает в себя достаточно развитую потребность в знаниях, умениях и выраженное стремление ребенка к их совершенствованию. В представление о познавательной готовности, кроме того, входит достаточно высокий уровень развития у ребенка потребности в достижении учебных успехов, в общении с людьми, наличие адекватной самооценки и умеренно высокого уровня притязаний. Без познавательной готовности ни о какой другой готовности ребенка к учению не может быть и речи, так как она является источником внутреннего стремления ребенка к приобретению знаний, умений и навыков. Она также определяет работоспособность как главную предпосылку, лежащую в основе всех человеческих достижений в развитии.
Второй фактор психологической готовности к учению можно назвать интеллектуально- познавательным. Он предполагает развитость у ребенка основных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи по параметрам произвольности, опосредствованности, умения действовать как во внешнем, так и во внутреннем планах. Все познавательные процессы у детей должны развиваться систематически и системно, обязательно включать как внешние, практические действия с предметами, так и внутренние, умственные, связанные с использованием символической функции и знаковых систем. Сама же деятельность детей должна по мере возможности носить творческий характер.
Еще один показатель готовности – развитость самой практической деятельности ребенка с материальными предметами, включая те ее компоненты, которые встречаются в школьном обучении и в учении. Воспользуемся в этой связи несколько видоизмененной по сравнению с авторским вариантом схемой показателей готовности, предложенной Н.Г. Салминой. Эта схема включает в себя две группы признаков: функциональные и структурные. Первые относятся к процессу познавательной деятельности, ее практическому функционированию у ребенка, а вторые характеризуют структуру деятельности.
Познавательно- структурный анализ сформированности учебной деятельности предполагает выяснение:
- принятия ребенком учебной задачи как руководства к действию;
- сохранения принятой задачи или соскальзывания на другую в процессе ее выполнения;
- сохранения или потери интереса к задаче в ходе ее решения.
Другой момент познавательно-структурного анализа сформированности учебной деятельности представляет собой выяснение отношения ребенка к учителю, которое может проявляться в реагировании на замечания учителя, в их принятии или игнорировании, в отношении учащегося к оказываемой ему помощи со стороны учителя.
Функциональные признаки сформированности учебной деятельности содержат в себе характеристику исполнительной части деятельности, а также ее контрольной части.
Характеристика ориентировочной части деятельности предполагает установление наличия самой ориентировки (способен ли ребенок анализировать заданные образцы действий, оценивать получаемый продукт, соотносить его с заданным образцом). Это включает выяснение:
- характера ориентировки (свернутая – развернутая, хаотичная – продуманная, организованная – неорганизованная);
- размера шага ориентировки (мелкий, пооперационный или крупный, целыми блоками).
Характеристика исполнительской части деятельности включает:
- выполнение деятельности методом проб и ошибок, без анализа полученного результата или с соотнесением результата с условиями выполнения;
- наличие или отсутствие самоконтроля деятельности;
- копирование учащимся действий взрослого или другого учащегося или самостоятельное выполнение деятельности.
Характеристика контрольной части деятельности содержит в себе информацию о том, замечает ли ребенок ошибки, исправляет их или пропускает, не замечая.
Охарактеризуем те виды занятий с дошкольниками, которые лучше всего обеспечивают их познавательную подготовку к обучению и к учению в школе, по тем основным параметрам учебной деятельности, которые были описаны выше. Замечено, что главной проблемой в начале обучения дошкольников является их недостаточная познавательная готовность к учению, которая, в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Если какими-то способами нам удается обеспечить непосредственный интерес ребенка к нему, то учение и развитие идут нормально. Преодолеть трудности познавательного плана можно лишь сделав учение интересным занятием для ребенка, то есть проводя его в форме специальных учебно-познавательных игр, рассчитанных на увлечение ребенка и на его обучение через порождение интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.
Первое требование к учебно-познавательным играм, проводимым с детьми дошкольного возраста, состоит в том, чтобы они развивали познавательные интересы. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка игры, отвечающие следующим требованиям:
А) способность порождать непосредственный интерес у детей;
Б) предоставление детям возможности проявить свои способности;
В) вовлечение ребенка в соревнование с другими людьми;
Г) обеспечение самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков;
Д) доступность в игре для ребенка источников новых знаний, умений и навыков;
Описание
Цель работы – выявить уровни психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме готовности ребенка к обучению в школе;
2.дать характеристику специальной готовности в структуре школьной готовности;
3.рассмотреть методики для выявления уровня специальной готовности у старших дошкольников к обучению в школе;
4.разработать методику диагностики уровня специальной готовности;
5.провести диагностику уровня специальной готовности.
Объект исследования – готовность старшего дошкольника к обучению в школе.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 6
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме школьной готовности 6
1.2 Специальная готовность в структуре школьной готовности 13
1.3 Методики выявления уровня специальной готовности детей к обучению в школе 17
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 22
2.1. Организация диагностики уровня специальной готовности старших дошкольников к обучению в школе 22
2.2. Результаты диагностики уровня специальной готовности старших дошкольников к обучению в школе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованной литературы 34
МЕТОДИКА «ДОМИК» (Н.И. ГУТКИНА)
Цель: диагностика умения ориентироваться на образец, точно скопировать его, развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсорно-моторной координации и тонкой моторики руки.
Материал: картинка, изображающая домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв (приложение 6).
Ход работы: ребенку предлагается срисовать предложенную картинку.
Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладется образец). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так рисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было резинки), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать следующее: 1. Какой рукой ребенок рисует (правой или левой); 2. Как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; 3. Быстро или медленно проводит линии; 4. Отвлекаемость во время работы; 5. Высказывания и вопросы во время рисования; 6. Сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образ-
цом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором. Обработка результатов: проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки считаются:
а) отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла)
(забор (одна или две
половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображаю
щая основание домика);
б) увеличение отдельных деталей рисунка
более чем в два раза при отно
сительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую
увеличенную деталь);
в) неправильно изображенный элемент рисунка (2 балла).
Неправильно
могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, тру
ба. Причем, если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая
(левая) часть забора (колечки дыма, штриховка на крыше), 2 балла начисляется
не за каждую неправильно изображенную деталь, а за всю часть рисунка. Пра
вая и левая часть забора оценивается отдельно. Если часть правой (левой) сто
роны забора (дыма, штриховки) скопировано верно, а часть неверно, то за этот
элемент рисунка начисляется 1 балл.
Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку;
г) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл).
К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основа
нием домика линии, а выше или ниже; смещение трубы к левому углу крыши,
существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение
дыма более чем на 30 градусов отклоняется от горизонтальной линии; основа
ние крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его;
д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного на
правления. 1 балл за каждое отклонение: стен домика, крыши, забора;
е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены
(1 балл за каждый разрыв).
В том случае, если линии штриховки на крыше не
доходят до линии крыши, 1 балл ставиться за всю штриховку в целом, а не за
каждую неверную линию штриховки.
ж) залезание линий за другую (1 балл за каждое залезание).
В случае, ко
гда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за
всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.
Хорошее выполнение рисунка оценивается «О». Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.
При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать о тревожности ребенка. Возникшее предположение необходимо проверить специальными экспериментальными методиками по определению тревожности.
МЕТОДИКА «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» (Д.Б. ЭЛЬКОНИН)
Цель: диагностика умения действовать по речевой инструкции взрослого.
Материал: тетрадный лист, на котором поставлены точки для начал узоров и карандаш.
Ход работы: ребенку предлагается нарисовать узоры. Всего в задании три узора. Первый узор тренировочный, его можно показать на доске, если нужно помочь ребенку. Второй и третий рисунки выполняются ребенком самостоятельно под диктовку экспериментатора: помогать, исправлять ошибки нельзя!
Инструкция ребенку: «Сейчас мы поучимся рисовать красивые узоры. Я буду говорить, как проводить линии, а ты рисуй то, что я диктую. Помнишь, где у тебя правая рука? Правильно, это та, в которой карандаш. Ну-ка, вытяни ее в сторону. Куда она показывает? На дверь.
Значит, когда я скажу, что надо провести линию направо, ты проведешь ее в сторону двери. А куда покажет левая рука? К окну.
Правильно. Когда я скажу «налево», ты проведешь линию по направлению к окну. Я буду говорить не только в какую сторону проводить линию, но и какой она должна быть длины - в одну или две клеточки. Рисуй только то, что я скажу. Когда проведешь линию, остановись и жди, пока я не скажу, как проводить следующую. Новую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая».
После того, как дана инструкция, диктуйте:
Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна направо. Одна вверх. Одна направо. Одна вниз. А теперь сам рисуй узор, который у тебя получается, до конца строки.
При правильном выполнении «диктанта» должен получиться такой узор:
Ьсли ребенок допускает ошибки, поправьте его: этот узор - тренировочный. Когда этот узор готов покажите ребенку, откуда начинать следующий, и диктуйте:
Две клетки вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Две клетки
направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Две направо.
Две вверх. Одна направо. Одна вверх. Две направо. Одна вниз. Одна направо.
Две вниз. Две направо. Дальше рисуй этот узор сам.
Теперь уже по ходу рисования не дается никаких дополнительных указаний, ошибки не исправляются. Когда узор доведен до конца строки, начинайте диктовать следующий:
Две клетки вверх. Две клетки направо. Одна клетка вниз. Одна клетка
налево (слово «налево» нужно слегка подчеркнуть голосом). Одна вниз. Две
направо. Две вверх. Две направо. Одна вниз. Одна налево. Одна вниз. Две направо. Дальше рисуй сам.
На этом рисунке изображены диктуемые узоры (без тренировочного).
Обработка результатов: оценивается уровень выполнения каждого из узоров, кроме тренировочного. Выполнение узора под диктовку и его самостоятельное продолжение оценивается порознь.
4 балла - безошибочное воспроизведение (неровность линий, неаккуратность не влияют на оценку).
3 балла - имеются одна-две ошибки.
2 балла - больше двух ошибок.
1 балл - ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков.
О баллов - правильных участков нет.
За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.
Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну за выполнение диктанта, другую за самостоятельное продолжение узора. Они колеблются от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится путем суммирования оценок за отдельные узоры. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8. Аналогично выводится итоговая оценка за самостоятельное продолжение узора. Затем обе итоговые оценки суммируются. Суммарный балл может колебаться в пределах от 0 до 16 баллов (если оба вида работы выполнялись без ошибок). На основании полученных данных делается вывод об умении ребенка слушать и точно выполнять инструкции взрослого, правильно воспроизводить на бумаге заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Низкий уровень: от 0 до 4 баллов; средний уровень: от 5 до 10 баллов; высокий уровень: от 11 до 16 баллов.
МЕТОДИКА «ДА И НЕТ» (Н.И. ГУТКИНА)
Цель: диагностика умения действовать по правилу.
Ход работы: взрослый задает ребенку такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» и «нет». Но именно этого по условиям задания делать нельзя.
Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить? (Испытуемый повторяет эти слова). Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова « да» и «нет». Понятно?» После этого, экспериментатор начинает задавать вопросы: 1 .Ты хочешь идти в школу? 2.Ты любишь, когда тебе читают сказки? 3 .Ты люб,ишь смотреть мультфильмы? 4.Ты хочешь остаться в детском саду еще на год? 5.Ты любишь гулять?
6.Ты любишь играть?
7.Ты хочешь учиться?
8.Ты любишь болеть?
Обработка результатов: ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага» и «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы.
Задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки. Если допущена одна ошибка, то это средний уровень. Если допущено более одной ошибки, то считается, что испытуемый с заданием не справился.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
В дошкольном детстве получают значительное развитие такие виды деятельности, как игра, труд, учение, дающие большие возможности для формирования нравственно-волевых качеств ребенка-дошкольника, которые представляют собойсовокупность социально и биологически обусловленных компонентов,позволяющих ему действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.
Воспитание нравственно-волевых качеств ребенка следует рассматривать как одну из основных задач дошкольного учреждения и семейного воспитания в контексте нравственно-волевой готовности к школе.
Нравственно-волевая готовность ребенка к обучению в школе включает два аспекта: готовность к учению и принятие нового образа жизни.
Готовность к учению ребенка предполагает комплекс нравственно-волевых качеств, которыми он должен овладеть в период дошкольного детства.
В педагогическом процессе без сформированности нравственно-волевых качеств (настойчивость, выдержка, организованность, решительность, целеустремленность и т. д.) воспитаннику трудно реализовать свои потенциальные возможности в полном объеме.
Особенно ярко проявляется неустойчивость волевого усилия в младшем дошкольном возрасте , основной причиной которого является преобладание возбуждения над торможением . В этом возрасте нужно вырабатывать у детей умение управлять собой, поэтому учитывая неустойчивость поведения младших дошкольников, воспитатель помогает им выполнять установленные правила поведения, предупреждает возможные нарушения, формирует умение сдержать себя, не поддаться отрицательному примеру сверстника.
В среднем дошкольном возрасте дети становятся более способными к волевому поведению , особенно в условиях, когда деятельность представляет для них интерес. Так, неспокойный, легко отказывающийся от цели ребенок сосредоточенно выполняет задание, будучи включенным в интересную игру, выступая в роли, обязывающей проявлять выдержку и настойчивость.
Старших дошкольников воспитатель уже должен ставить в условия, требующие самостоятельного выполнения заданий, правил поведения , с тем чтобы формировать у них умение выбирать правильные действия и поступки.
Под влиянием интересак игре, трудовой деятельности, учению, в ходе овладения новыми умениями дети становятся способными к волевым усилиям , преодолению препятствий .
Вместе с тем нередко недостаточное развитие волевых процессов проявляется в неустойчивости замысла, легкой отвлекаемости, отказа от намеченной цели. Это свидетельствует о слабой сформированности нравственно-волевых качеств ребенка: настойчивости, целеустремленности, решительности, выдержки .
Учитывая эту особенность детей, воспитатель обращает особое внимание на формирование у них устойчивости внимания, сосредоточенности, целенаправленности и т. д., используя для этой цели интерес к игре, труду, разнообразным занятиям. Он помогает детям выбрать цель, учитывая свои возможности, поддерживает стремление достичь результата. Такое руководство позволяет формировать устойчивость замысла. Педагог разъясняет детям необходимость волевых усилий для осуществления поставленной задачи, положительно оценивает старательность, умение справиться с трудностями, обращает на это внимание, когда оценивают результаты труда, деятельности на занятиях.
Важным нравственно-волевым качеством является смелость , которая выражается в уверенности ребенка в своих силах, способности сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность. Ее формированию способствуют физкультурные игры и упражнения, в которых часто ребенок ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности или страха, проявить решительность в подвижной игре, в сюжетно-ролевой игре.
Вместе с тем особенностью проявления смелости у детей дошкольного возраста является недостаточность сочетания её с разумной осторожностью. Воспитатель должен всячески поддерживать это качество у детей, но в то же время сообщать им некоторые правила предосторожности, объясняя, почему их надо соблюдать. Важно при этом не запугивать детей, а приучать обдумывать свои действия. Например, разъясняя дошкольникам правила перехода через улицу, педагог подчеркивает, что соблюдение их позволяет обеспечить безопасность людей и т. д.
Воспитателю нередко приходится сталкиваться с проявлением у детей страха : боязнью темноты, появления каких-либо «злых существ» (бабы-яги, водяного и т. п.). Такие случаи - следствия неправильного воспитания в семьях, где пользуются запугиванием ребенка, пытаясь добиться его послушания, или разрешают детям смотреть передачи по телевидению без учета их возрастных особенностей. Все это делает ребенка нерешительным, трусливым.
Чтобы помочь детям преодолеть чувство страха, педагог очень тактично, спокойно разъясняет им несостоятельность причин боязни, приводит примеры, убеждает, а в беседах со старшими дошкольниками, кроме этого, использует шутку, юмор. Не следует допускать насмешек, иронических замечаний в адрес робких детей. Лучше так организовать их практический опыт, чтобы они убедились в том, что страх не имеет достаточных причин. Воспитатель упражняет старших дошкольников в сознательном преодолении страха. Так, вместе с ними он входит в темную комнату (кладовую), чтобы отыскать нужную для всех игрушку; подает руку, чтобы помочь спрыгнуть с лесенки, и радуется тому, что ребенок преодолел чувство необоснованного страха; ставит его рядом с решительным, смелым товарищем, поручая вместе увернуться от злого волка в подвижной игре, и т. д.
Вся обстановка дошкольного учреждения и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости . Быть честным и правдивым - это значит открыто заявлять о своём мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершённом поступке, не боясь наказания.
Проявления лжи - это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых: боязнь наказания за проступок, стремление переложить свою вину на другого, желание получить незаслуженную награду и т. д.
Формирование у детей честности и правдивости способствует установлению в дошкольном учреждении обстановки искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям. Не следует обещать того, что не может быть осуществлено.
В то же время надо с особым тактом подходить ко всем проявлениям нечестности . В работе с детьми воспитатель использует литературные произведения, раскрывающие красоту честных, правдивых поступков, в которых проявляется чувство собственного достоинства, самоуважения человека, приводит известные детям примеры из их жизни. В интимной, индивидуальной беседе с ребенком, проявившим лживость, педагог стремится раскрыть перед ним неприглядность таких поступков, недопустимость их.
Лживость следует отличать от случаев, когда ребенок фантазирует. Примеры детской фантазии хорошо описаны Н. Носовым в книге «Фантазеры». Там же раскрыт смысл фантазирования: дети хотели порадоваться, посмеяться и потому придумывали необычные ситуации, свидетелями и участниками которых они якобы были. Такая фантазия не уводит ребенка от действительности, не содержит в себе нечестности и обмана, и потому, сталкиваясь с подобными фактами, воспитатель принимает их как детский юмор.
Тема родительского собрания для родителей первоклассников:
«Скоро в школу»
«Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье»
Тимошенкова Людмила Ивановна –
воспитатель дошкольной группы
«Ладушки»
Май 2013г
Необходимость формирования нравственно-волевых качеств
ребенка-дошкольника
Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка. У ребенка скоро появятся новые, серьезные обязанности, его главным делом станет учение. Учебная деятельность предъявляет ему большие требования. Задача родителей – помочь ему в том, чтобы эти требования он смог выполнить. Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять его нормам и правилам, установленным школой, считаться с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемых школой будущему первокласснику. Чтобы справиться с ними, ему необходимо обладать такими нравственно – волевыми качествами, как организованность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность, ответственность.
Переход из детского сада в школу – важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых – учение. Дошкольников подготавливают к этому: постепенно внушают им, что учеба в школе – серьезный труд, в результате которого они будут каждый день узнавать что-то новое, нужное и интересное.
Нравственно-волевая готовность ребенка к обучению в школе включает два аспекта: готовность к учению и принятие нового образа жизни.
Готовность к учению ребенка предполагает комплекс нравственно-волевых качеств, которыми он должен овладеть в период дошкольного детства.
Отечественные ученые выделяют, прежде всего, самостоятельность . Понятие «самостоятельность» включает познавательные, волевые и эмоциональные компоненты: понимание задачи и способа ее выполнения; достаточное владение способами выполнения задачи; активная волевая целеустремленность; проявление нравственных чувств и положительных эмоций (доброты, сочувствия, радости, удовольствия). Первые два компонента составляют содержание понятия самостоятельность, последние обеспечивают ее действенность. Единство этих сторон создает предпосылки для развития самостоятельности и дальнейшего ее формирования как нравственно-волевого качества личности ребенка.
Очень важно для будущего ученика нравственно-волевое качество – ответственность . Формирование ответственности у детей дошкольного возраста является предпосылкой воспитания чувства долга, умения и желания доводить дело до конца, отвечать за свои поступки перед другими. Старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые им предлагает взрослый. Ребенок запоминает поставленную цель, способен удерживать ее довольно долго и выполнять. У некоторых детей это качество ещё недостаточно устойчиво и требуется дополнительная работа по его формированию.
Готовность к учению определяется также дисциплинированностью и послушанием . Послушание – это первая ступень дисциплинированности. Дисциплина (от лат. – обучение, воспитание) – это общественные отношения, регулирующие формы поведения в обществе.
Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия и к таким рассуждениям: «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания»; «Не хочу, но надо, и потому я должен выполнять поручение». Наиболее важными условиями воспитания дисциплинированности у детей являются авторитет и культура воспитателей и родителей, атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей.
Дисциплинированность выпускника дошкольного учреждения способствует концентрации внимания ребенка на уроки, четкому выполнению заданий учителя первого класса, помогает правильно реагировать на замечания учителя.
Умение доводить дело до конца, преодолевать трудности и проявлять способность к произвольным действиям также помогут ребёнку в учёбе. Научившись этому в дошкольном возрасте, первоклассник будет легче справляться с трудными заданиями, более того, будет с удовольствием выполнять их.
Значительную роль в формировании нравственно-волевых качеств дошкольника играет трудовое обучение , в частности, овладение трудовыми навыками, позволяющими достичь нужного результата. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать сверстникам, трудиться с максимальной отдачей сил. Всё это создаёт благоприятную основу для воспитания таких качеств, как ответственность, решительность, целеустремленность, настойчивость.
Развитые познавательные интересы способствуют не только интеллектуальному, но и нравственному развитию, помогают ребёнку приобрести уважение и сверстников, и учителей.
Существуют разные подходы к формированию в дошкольном возрасте готовности к учению. Однако их объединяют обязательность и систематичность проведения занятий с детьми, вырабатывающие стереотип поведения, создающие психологическую установку на обучение, приучение к соблюдению определённых требований, например, отвечать по одному, не мешать товарищам, выслушивать их, выполнять задания воспитателя.
С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно пробудить у детей интерес к занятиям. Желанию заниматься способствует наличие трудностей, связанных с содержанием, объёмом, способами выполнения заданий. У детей нужно воспитывать интерес к преодолению трудностей, поддерживая его положительной оценкой.
Новый образ жизни (второй аспект нравственно-волевой готовности) потребует от ребёнка ряда нравственно-волевых качеств, которые помогут ему устанавливать положительные взаимоотношения с учителем и с детьми.
Прежде всего, ребёнку необходимо знание норм взаимоотношений и поведения. Очень важно для ребёнка умение общаться с детьми и взрослыми. В детском саду он привык к определённому кругу людей, адаптировался в конкретных обстоятельствах и обстановке. Чтобы помочь каждому ребёнку врастанию в общество сверстников, в дошкольном учреждении целенаправленно ведётся воспитательная работа по формированию у них нравственно-волевых качеств: организованности, общительности, отзывчивости, доброжелательности и т. д. Вся жизнь детского сада, управляемая педагогом, и правила, с которыми он знакомит детей, содействуют этому.
Очень важно для старшего дошкольника умение радоваться успехам сверстников. Это качество формируется сложнее, чем сочувствие и сопереживание, т. к. оно требует глубокого понимания состояния другого человека и умения в этот момент не думать о себе.
Немаловажное значение имеет формирование у дошкольников жизнерадостности. В основе этого нравственно-волевого качества лежит оптимизм, уверенность в своих возможностях, доброжелательное отношение к окружающим. Оно благотворно влияет на всю деятельность ребёнка, его взаимоотношения со сверстниками. Важнейшим средством формирования жизнерадостности является создание в дошкольном учреждении бодрой, мажорной эмоциональной обстановки, насыщенной разнообразной и интересной деятельностью. Многое зависит от позиции самого воспитателя, понимания им юмора, шутки, заботливого отношения к детям. Умение воспитателя пошутить, посмеяться, понять детский юмор способствует созданию хорошего настроения детей. Дети, понимающие шутки и юмор, более доброжелательны, общительны, жизнерадостны.
Установлению положительных взаимоотношений в группе способствует также наличие у детей инициативности, т. е. самодеятельного участия в различных видах деятельности, где ребёнок берёт на себя решение какого-либо задания и выступает как его активный участник или даже лидер.
Все нравственно-волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст.
В полной мере это относится и к нравственно-волевым качествам смелости, честности и правдивости, скромности. Так, смелость ребёнка всегда сопряжена с уверенностью в своих силах, способностью сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность.
Вся обстановка дошкольного учреждения и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым – это значит открыто заявлять о своём мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершённом поступке, не боясь наказания.
Формирование у детей честности и правдивости способствует установлению в дошкольном учреждении обстановки искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям. Не следует обещать того, что не может быть осуществлено. Воспитателю следует отличать лживость от случаев, когда ребёнок фантазирует. Сталкиваясь с подобными фактами, воспитатель должен воспринимать их как детский юмор.
Большим достоинством ребёнка является скромность. Это нравственно-волевое качество понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей. Скромность проявляется в умении ребёнка сдерживать свои желания, учитывая потребности сверстников, возможности семьи, мнение коллектива, самокритично оценивать результаты своей работы, поступки.
Чем прочнее будут сформированы нравственно-волевые качества, тем комфортнее будет чувствовать себя ребёнок в школе и тем легче применит их в новых условиях. С. А. Козлова пишет: «Прочность нравственных качеств зависит от того, был ли задействован в процессе их формирования весь механизм нравственного воспитания, или в дошкольном возрасте больше внимания уделяли слову, объяснению, как себя вести, а не практике морального поведения».
Первые шаги в школьной жизни всегда трудны, но родители могут облегчить их, если своевременно позаботятся о воспитании у детей нравственно – волевых качеств.
Татьяна Мамаева
Родительское собрание с элементами тренинга «Нравственно-волевая подготовка детей к школе»
Родительское собрание с элементами тренинга «Нравственно-волевая подготовка детей к школе »
Цели :
Формирование активной педагогической позиции родителей .
Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями.
Вовлечение родителей в воспитание своих детей .
Повестка дня :
Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье .
Подготовка :
Диагностика детей , методика «Краски»
Плакат «Говорят будущие первоклассники» (Приложение 2)
Материалы :
Чистый лист бумаги квадратной формы
Бланки для заполнения экспресс - тестирования
Простые карандаши
Заготовки цветка «Ромашка»
Ход встречи:
Незаметно приближается время поступления ребенка в школу . Это большое событие в жизни семьи : скоро у ребенка появятся новые, серьезные обязанности, его главным делом станет учение.
1. Упражнение «Снежинка»
Сейчас мы с Вами выполним интересное упражнение. Главное условие : не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее :
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. оторвите правый верхний уголок.
Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу Вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у Вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? (Участники отвечают, что не нашли) .
А почему как Вы думаете?
Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу : одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Это вывод – начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
2. Анкетирование «Готов ли Ваш ребенок к школе ?»
(см. Приложение 1)
3. Немного теории :
Многие родители считают , что основное при подготовке к школе - это научить ребенка читать, писать, считать. Безусловно, специальная подготовка важна , но ее недостаточно для успешного обучения в школе .
Учеба в школе – нелегкий труд , к которому ребенок должен быть подготовлен . Уметь управлять своим поведение, подчинять его нормам и правилам, установленным школой , считаться с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемый школой к будущему первокласснику. Чтобы справиться с ними, ребенку необходимо обладать такими нравственно-волевыми качествами , как организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность.
Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности и ответьте, достаточно ли воспитаны у него данные качества.
4. Беседа «Характеристики» этих качеств
Организованность :
Умение следовать цели, поставленной взрослыми или выдвигаемой самостоятельно, подчинение деятельности поставленной цели;
Умение руководствоваться планом, предложенным взрослыми, и самостоятельное осуществление последовательно намеченных действий;
Рациональное использование времени, установленного для выполнения задания, умение ускорить темп работы;
Умение справедливо оценить свою работу и работу товарищей, находить недостатки в своей работе;
Внешняя организованность : порядок на рабочем месте, аккуратность в обращении с материалами для работы, отсутствие отвлечений от работы;
Умение сдерживать импульсивные порывы, контролировать свои действия.
Ответственность :
Понимание ребенком значимости и необходимости обязательного выполнения деятельности, имеющей значение не только для него лично, но и для других людей, а также готовность держать ответ за порученное дело;
Умение и желание преодолевать встретившиеся трудности и препятствия, переделывать если получилось неудачно, искать более рациональные приемы;
Удовлетворение от того, что дали поручения, беспокойство за успех;
Умение оценивать результат труда.
Самостоятельность :
Охотное принятие ребенком предложения что-нибудь сделать, умение самому найти себе полезные дела и создать условия для игры, занятия, учебы.
Выполнения задания при отсутствии контроля со стороны взрослого;
Умение выполнить работу без посторонней помощи;
Умение преодолевать трудности и достигать результата;
Моральное удовлетворение от самостоятельно выполненного действия.
Дисциплинированность :
Охотное и своевременное выполнение требований взрослого (поручений и обязанностей) ;
Умение сдерживать себя от поступк4ов, идущих вразрез с требованиями дисциплины;
Умение согласовывать свои интересы, желания с интересами и желаниями окружающих.
Настойчивость :
Умение длительное время мобилизовывать усилия к достижению поставленной цели и достигать ее;
Преодоление трудностей и препятствий;
Доводить начатое дело до конца.
Понятие «готовность ребенка к школе » - комплексное и охватывает все сферы деятельности ребенка.
5. Работа с «Ромашкой»
Цветок – Ваш ребенок, наш ученик. Корни цветка – дошкольная зрелость . Специальная подготовка Вашего ребенка . А лепесточки – общее психологическое развитие и саморегуряция. Если поместить наш цветочек в комфортную для него среду, то он начнет расти и распускаться.
Сейчас перед Вами лежат заготовки цветочка «Ромашки» напишите на лепесточках те качества Вашего ребенка, которые, по Вашему мнению, присутствуют. Загните все лепесточки ромашки к центру! Теперь давайте поместим наши «Ромашки» в комфортную среду и в конце собрания посмотрим распустились ли они. (Родители складывают согнутые «Ромашки» в таз с водой).
6. Результаты диагностики детей по методики «Краски»
Результаты обговариваются общие на всю группу. Отдельные выдаются только родителям в руки .
7. Сказка «Колобок»
Сейчас я предлагаю Вам всем известную сказку «Колобок» на психологический лад и попрошу Вас принять активное участие в ее разборе.
Итак, начали.
Жили-были дед со старухой. Не было у них детей . Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали, чтобы испечь? Правильно! По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.
Заповедь первая : Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.
По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться. Колобок спрыгнул с подоконника и покатился.
Заповедь вторая : Не оставляйте маленьких детей без присмотра .
Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.
Заповедь третья : Научите ребенка общаться с окружающим миром.
Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.
Заповедь четвертая : Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.
Съела лиса колобка.
Заповедь пятая : Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.
Вот такая известная сказка у нас получилась.
8. Если у Вас есть вопросы, я готова на них ответить.
На этом встреча наша заканчивается.
Я прошу Вас зять приготовленные для Вас небольшие памятки. И посмотрите на свои «Ромашки» .
До свидания!
Приложение 1
Анкета «Готов ли Ваш ребенок к школе ?»
1. Ребенок посещает детский сад или групповые занятия?
а) Да, с удовольствием.
б) Посещает по необходимости, но ему там не нравиться .
2. Как ведет себя Ваш ребенок, попадая в незнакомую компанию сверстников?
а) Предлагает ребятам играть в свои любимые игры.
б) Присоединяется к их играм, даже если они ему не нравятся .
в) Играет в одиночестве или сидит около взрослых.
3. Если Вашего ребенка кто-то из детей обидит , он :
а) Даст сдачи.
б) Пожалуется взрослым.
в) Будет терпеть и никому ничего не скажет.
4. Как ребенок реагирует на критические замечания?
А) Старается исправиться.
Б) Никак не реагирует.
В) Делает «назло» .
5. Когда Вы задаете ребенку вопрос, на который он не знает ответ, он :
А) Рассуждает в слух и пытается догадаться.
Б) Честно признается, что не знает. Задает этот вопрос Вам и внимательно слушает ответ.
В) Начинает кривляться и переводить тему.
6. Если к ребенку обращается малознакомый человек, он :
А) Легко вступает в разговор.
Б) Односложно отвечает на вопросы.
В) Молчит и прячется за родителей .
7. Разговаривая, ребенок :
А) Спокойно излагает свои мысли.
Б) Много жестикулирует, часто заменяет слова жестами и мимикой.
В) Часто сбивается, перескакивает с одного на другое, по несколько раз повторяет одни и те же слова и забывает, с чего он начал рассказ.
8. Вы разговариваете с кем-то из взрослых и просите ребенка немного помолчать, он :
А) Терпеливо ждет, пока Вы договорите.
Б) Постоянно влезает во взрослый разговор.
В) Начинает ныть и капризничать.
9. Если Вы даете ребенку поручение, которое ему не нравиться (например убрать игрушки, он :
А) Старается побыстрее убрать.
Б) Долго ноет, но все-таки убирает.
В) Убирает только с Вашей помощью.
10. При необходимости длительное время концентрировать внимание на одном деле (например, собирая конструктор, ребенок :
А) Сидит до тех пор, пока не соберет.
Б) Просит Вас помочь.
В) Если возникают сложности, откладывает конструктор и переключается на другие дела.
Подведем итоги :
За каждый ответ «а» - поставьте три балла, «б» - один балл, «в» - ноль баллов.
Подсчитаем полученный результат.
От 20 до 30 баллов : Психологическая готовность 100%.
Психологически Ваш ребенок готов к школе . Он достаточно уверен в себе и в своих способностях, адекватно воспринимает критику и умеет отстаивать свою точку зрения. Изменение распорядка дня, повышенная ответственность, новые требования и правила поведения не станут для него сильным стрессом. Поэтому, даже если он еще недостаточно хорошо умеет писать и считать, не стоит откладывать знакомство со школой . Хорошая психологическая готовность поможет Вашему ребенку быстро догнать сверстников по интеллектуальному развитию (если он действительно отстает) . А если ребенок уже давно освоил программу первого класса, психологическая зрелость поможет ему наилучшим образом проявить свои способности.
От 20 до 10 баллов : Психическая готовность 50%.
Ваш ребенок находиться на промежуточной стадии психологической готовности к школе . В этом случае, при принятии решения, решающее значение имеет наличие интеллектуальной зрелости. Если ребенок легко проходит, все тесты и решает вступительные задачки, то можно не откладывать знакомство со школой до следующего года . Но, принимая решение отдать малыша в школу , будьте готовы к тому, что Вам придется постоянно его контролировать и помогать концентрировать внимание на конкретном предмете (действии) . Кроме того, изменение образа жизни и повышенные требования могут стать для ребенка сильным стрессом. Чтобы сгладить резкую смену ролей, рекомендуется отдать ребенка в группу подготовки к школе .