Консультация для педагогов детского сада «Воспитание любознательности у дошкольников
ВОСПИТАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.Любознательность –склонность к приобретению новых знаний, пытливость.Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни.Очень важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Любознательность ребёнка окрашена эмоциональным восприятием мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения.
Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях. В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями в различных областях. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.
2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. Воспитание любознательности не требует каких-то особенных занятий и осуществляется в процессе жизни ребёнка. Основное условие развития любознательности- широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий. Ребёнок очень любознателен по своей натуре. Его интересует всё новое. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому. Каждый ребёнок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдём в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию мира. Для повышения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности. Желание задавать вопросы необходимо развивать, но при этом необходимо показать ребёнку способы самостоятельного поиска ответа. Главное, не отказывать ребёнку в общении, не отмахиваться от его вопросов. Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребёнку увидеть не только внешние признаки, но и связи, стараясь при этом не перегружать ребёнка лишними знаниями. Важно не только отвечать на детские вопросы, но и самим задавать вопросы своему ребёнку. Ваши вопросы активизируют мысль ребёнка, учат делать выводы и умозаключения. Наша задача- поддерживать в детях любознательность и пробуждать её, чтобы число вопросов росло, помня о том, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребёнка и понятны ему. Не только беседы важны для развития любознательности. Это и способность к наблюдению. Самостоятельные наблюдения повышают интерес к окружающему миру, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности детей. Большое значение имеет также экспериментирование детей с разным, в том числе и с природным материалом. Проведение опытов- увлекательное занятие для малыша, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру.Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Очень эффективно любознательность развивается с помощью отгадывания и придумывания загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои. Важны для развития мыслительных и речевых способностей и природоведческие беседы с ребёнком, чтение детских художественных произведений, комментирование и разбор путаниц, посещение музеев, важно поощрять создание детских «коллекций», помогать их пополнять.Будьте внимательными, благодарными, заинтересованными слушателями; поддерживайте самооценку малыша; радуйтесь вместе с ним, будьте для него интересным партнером. Важно знакомить ребенка с предметами, явлениями, событиями, которые находятся за пределами его непосредственного восприятия и опыта.
Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его познавательных устремлений. Игрушка – важная составная часть культуры любого народа. Она служит для забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Игрушка несет в себе представления о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Важно при выборе игрушки понять, какое послание она несет ребенку.Родители современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или предметы-функционеры. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т.д. Наделенные особыми свойствами, связанные с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить.Такие игрушки надо уважать.Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».Впечатления раннего детства остаются с ребенком на всю жизнь, уходя в долговременную память. Поэтому важно, чтобы детское воспоминание мира было освещено радостью ожидания новых открытий, ярких впечатлений жизни – необыкновенного в обыкновенном.
«Воспитание любознательности у дошкольников»МДОУ детский сад комбинированного
вида №20 «Ласточка»
воспитатель: Кошелева Л.А.
п. Запрудня 2013г.
Слайд 1 Сообщение темы консультации Слайд 2 Сегодня в обществе востребован человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса. Особый вид интереса - интерес к познанию или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами, умениями и навыками, при помощи которых ребёнок получает знания. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у воспитанников постоянно возникают вопросы, ответы на которые они сами должны найти. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Слайд 3 Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно любознательность ребенка сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло. Слайд 4Развитие познавательного интереса осуществляется поэтапно. Учёные называют следующие этапы/стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интере с . И хотя их выделение является в значительной степени условным, наиболее характерные признаки каждого из них являются общепризнанными.
Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание ребёнка. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.Любознательность - ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. (не зря ФГОС взял это как один из ориентиров) Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. (пример щенка из «Кто сказал «мяу»?»)
Слайд 5
Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выявить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения (Т.Куликова). Познавательный интерес отличается от любознательности широтой захвата объектов, глубиной, избирательностью.Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельность. Под влиянием познавательного интереса ребенок способен к длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственного или практического задания.
Теоретический интерес (четвёртый этап развития познавательного интереса) продиктован как стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и их использованием как инструмента познания. (школа и дальнейшая жизнь человека, степень его познания мира)
Ну а познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому педагоги и родители должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Например, подобрать соответствующие игрушки, помочь развернуть игру, время от времени участвовать в ней, поддерживать разговор ребенка на тему, привлекать к рисованию. Успешная деятельность ребенка является стимулом для развития познавательных интересов. Имея большую побудительную силу, любознательность и познавательный интерес заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы приобретения знаний. Ребенок часто спрашивает о том, что его волнует, просит прочитать, рассказать.
Слайд 6
Вопросы ребенка считали основной формой проявления любознательности, познавательных интересов .
Содержание детских вопросов разнообразно. По свидетельству психологов, нет ни одной сферы знаний, которой бы не касались вопросы детей. Так, за последние 5 лет дети стали много спрашивать о религии, церкви, обряды. С течением времени вопрос меняются по форме. Детей 2-3 лет интересует название предметов, их свойства и качества. Они задают вопросы вроде где?, Кто?, Что?, Какой? Детям 4-4,5 лет свойственна активная мыслительная трансформация впечатлений об окружающем мире. их вопросы направлены на выявление связей, отношений между предметами и явлениями действительности: на систематизацию представлений, на нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме почему?, Для чего? Для детей 5-6 лет часто задаваемые вопросы о предметах или явлениях. Пик вопросов приходится на возраст 4,5-5 лет. Почему количество вопросов уменьшается? Однозначного ответа ученые не могут дать. Одни считают, что у ребенка столь уж развито мышление, они пытается сами найти ответы на вопросы. По мнению других, уменьшение количества вопросов обусловлено условиями воспитания и обучения. Взрослые не стимулируют любознательность детей, в основном выражают недовольство по поводу их вопросов. В результате у ребенка возникает впечатление, что задавать вопрос - значит демонстрировать свое незнание.Умение толково ответить на вопрос ребенка - большое искусство. Овладеть таким искусством - посильная задача для родителей.
Слайд 7
Обращали ли вы внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам.
Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно.
Слайд 8
Предложить педагогам поиграть в игру «Вопрос-ответ», ответить на 3 самых популярных вопроса детей.
Слайд 9
Таким образом, Отсюда следующие требования к ответам на детские вопросы.
1. Важнейшее требование - уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.
(в конце встречи будут вручены педагогам памятки « Как отвечать на детские вопросы» )
Слайд 10
Представьте такую ситуацию. Мать с дочкой идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Дочка спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь, и небо плачет».
Вопросы:
1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребёнка.
2. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
2. Следующее требование - краткость, ясность, доступность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт.
При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. (мой личный пример с шахматами?»)
3. Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим и полным ответам, ибо, как писал В. А. Сухомлинсий, «. под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». Он советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал.
4. Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам? »
Слайд 11
Находясь на прогулке в лесу, пятилетняя Леночка увидела красивую бабочку. Мама не знает,как она называется.
Обсуждение.
Слайд 12
Вывод: никогда не считайте постыдным то, чего вы ещё не знаете, можно предложить ребёнку совместно найти ответ в книге или в Интернете, или спросить у более компетентного в этом вопросе человека. (пример проектов)Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей.
Дети любят экспериментировать.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Слайд 13 Очень эффективно развивается любознательность детей с помощью загадок. Загадки учат отыскивать сходство между отдаленными, внешне несходными вещами. Слайд 14 Дети сами с удовольствием могут придумывать загадки, опираясь на свой личный опыт. Посредством загадок развиваются у детей такие навыки как умение анализировать, сравнивать, выделять общие существенные признаки, речь, память, воображение. Слайд 15 Загадки с педагогами (огурец и репа). Слайд 16 Как мы уже отмечали выше, сейчас дети много знаний и информации получают через телевидение и компьютер. Компьютеры прочно вошли жизнь наших детей. Дети с раннего возраста тянутся к этому загадочному предмету. Интерес малыша с возрастом растет, он хочет сам прикоснуться к святыне. Добро или зло – этот компьютер? Слайд 17 Приобщая ребёнка к компьютеру, соблюдайте требования и правила, чтобы не нанести вред его здоровью. Слайд 18В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. (пример с семьёй Сихварт)
В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении.
Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника.
Любознательность ребенка может являться основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность. Временная периодическая, но систематически возникающая и положительно эмоционально окрашенная направленность ребенка на познавательный материал приводит к любознательности. Любознательность позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.
По определению С.И.Ожегова "Любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый".
Не менее существенной особенностью любознательности является то, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышая работоспособность ребенка. При наличии интереса или любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности.
Как показали наши наблюдения, критериями уровня развития любознательности и форм её проявления являются: стремление длительно рассматривать, наблюдать, выяснять свойства и особенности предметов и явлений; эмоционально- познавательная активность детей в беседах, в обсуждении виденного и наблюдаемого; детские вопросы.
Вопрос - форма мысли, выраженная в языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть узнать какую-то информацию.
Причины возникновения вопросов у детей:
- Во-первых, дошкольник пытается найти "новому" место среди ранее усвоенных знаний, подобрать соответствующее определение.
- Во-вторых, вопросы появляются, когда возникает противоречие между прошлым опытом ребенка и тем, что он видит и узнает.
- В-третьих, дошкольник ставит вопросы и тогда, когда хочет убедиться в правильности своего вывода (это категория вопросов-гипотез).
Вопросы возникают и из непосредственного восприятия, и из потребностей ребенка, и из общения с окружающими людьми, и из взаимодействия с обстановкой. Вместе с тем многие вопросы возникают на почве собственного размышления и интересов ребенка, когда он пытается сопоставлять, сравнивать и в связи с этим стремится заглянуть за пределы видимого; когда он, например, не довольствуется простым созерцанием живых существ, неба, солнца, звезд, а хочет знать, откуда они и как произошли.
Таким образом, с помощью вопросов дети стремятся познать то, что им еще не известно и не совсем понятно. Вопросы носят познавательный характер и свидетельствуют о развитии любознательности, стремлении познать окружающий мир.
Одним из главных условий развития способности задавать вопросы является позиция взрослого. Он учит ребенка видеть и формулировать проблему - ставить вопрос и отражать результаты познания. Отсюда значимым является отношение взрослого к спонтанным детским вопросам. Взрослый должен предоставить ребенку возможность самостоятельного поиска ответов, что в дальнейшем научит его думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Заняв такую позицию, взрослый открывает путь к формированию самостоятельности и критичности детской мысли.
В то же время он должен постоянно побуждать детей "спрашивать".
Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие интеллектуальную активность ребенка и умение задавать вопросы.
На все вопросы детей надо
Не стремиться сразу отвечать на вопросы детей, а спланировать с ребенком план действий по самостоятельному нахождению ответов
Отвечать точно и доступно.
Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если с пониманием относится к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы.
Взрослые должны научить ребёнка задавать вопросы, формулировать вопросы так, чтобы они провоцировали ответ.
Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что-то не стыдно. Стыдно не узнать, если можно это сделать. Мы стараемся убедить детей, что задавать вопросы - это полезно: "Ты больше будешь знать, когда найдешь ответы". Поощряем детей, задающих вопросы. Например, Данил спросил: Почему, когда молния попадает в дерево, начинается пожар? Сам же и ответил: что молния это искра.
"Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь" и хвалим ребенка за стремление собственными силами найти ответы на возникающие вопросы: "Мне понравился твой вопрос", "Как он у тебя возник".
Любознательность дошкольников выражается, прежде всего, в их многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем их мире. Причинами постановки вопросов является обычно возникновение неопределенности в чем-либо, проявление чего-то неизвестного, загадочного, необычного, действующего на воображение детей, нарушение привычного порядка и вообще различные заметные изменения в мире вещей и процессов, окружающих ребенка.
Пробуждению вопросов и активности, а, следовательно, любознательности содействует такая форма работы с детьми, когда они становятся перед новой ситуацией или новым материалом, в котором не все объяснено и основная активность рассчитывается на умственную деятельность ребенка, направляемую нами.
При проведении занятий, экскурсий и др. видов деятельности детей мы внесли некоторые изменения в методику проведения. Стали специально готовить детей к тому, что они должны были делать на экскурсии в парке, на водоеме, в лесу, ставили перед детьми познавательную задачу: понаблюдать за окружающими предметами и явлениями, заметить новое для них, сравнить с тем, что они видели раньше, отметить в этом новом неожиданное, интересное, непонятное, постараться найти ему объяснение.
Во время экскурсии детям предлагалось задавать вопросы нам и друг другу. При этом мы не давали готовых ответов, а предлагали им подумать, понаблюдать самим, стараясь натолкнуть их на решение необычных и новых для них "загадок природы". Все это делалось с целью выявления уровня их любознательности и повышения их познавательной активности.
Затем на занятиях по рисованию мы предлагали детям зарисовать то, что им понравилось во время экскурсии, а также просили их рассказать другим детям, которые не участвовали в экскурсии, о том, что они видели, и что им более всего понравилось.
Мы вели детей туда, где они могли наблюдать природу, стараясь активизировать их внимание и интерес к нужным предметам и явлениям. Дети задавали большое количество вопросов и старались самостоятельно найти на них ответ.
Особое внимание уделялось анализу детских вопросов как одной из форм проявления любознательности и показатель освоения картины мира. Существует несколько групп вопросов.
Первую группу составляют вопросы, направленные на выяснение внешних признаков предметов, например: "Какие иголки у сосны - длинные или короткие? А у елки?". "Почему цветы цветут?", "Почему одна трава растёт высокая, а другая низкая?", "У домашних цветов разные листья. Почему?". Детям предлагалось наблюдать и установить различие, сравнить и выяснить самостоятельно различие.
Во вторую группу вошли вопросы, выявляющие образ жизни животных, например: "Где бабочки ночуют?", "Что кушают медведи?", "Зачем носорогу два рога?", "Почему птицы летают?", "Зачем верблюду два горба?", "Почему у слона длинный хобот?"
Третью группу вопросов составляли географические сведения, например: " Откуда течёт ручей?", "Почему земля круглая", "Почему на Севере не тает лёд?", "Как появились горы?".
Четвертая группа вопросов - о явлениях природы, например: "Какая вода в ручье течет?", "Откуда идет дождь?" "Почему греет солнце?", "Что такое закат?", "Откуда берётся метель? ", "Для чего нужны облака?".
Пятая группа - об общественных сторонах жизни, например: "Чей это парк?", "Для кого он устроен?", "Кто деревья сажал?", "Для чего тут церковь?".
Шестая группа вопросов - о строении человека, например: "Почему на голове растут волосы?", "Зачем человеку ногти?", " Откуда в глазах появляются слёзы?".
Седьмая группа вопросов - о человеческих взаимоотношениях, например: "Почему взрослые ссорятся?", "Что такое любовь?", "Как я появился?"
Детям пяти-шести лет любопытно узнать об образе жизни человека, о способах передвижения человека и животных в разных сферах (на земле, в воде, воздухе, под землей), о труде взрослых, о разных профессиях. Они готовы представить себя на месте другого человека и понять, что именно трудно или легко сделать, как нужно поступить в той или иной ситуации, запомнить некоторые правила и нормы поведения в определенных обстоятельствах. Они могут воспроизвести длинные цепочки разных действий, направленных на достижение осмысленного результата.
Чем большими знаниями ребёнок обладает, тем больше растёт и его любознательность. Самые лучшие ученики получаются из детей любознательных, так как процесс получения знаний им интересен.
Таким образом, любознательные дети более инициативны, целеустремленны, трудолюбивы, настойчивы, уверены в себе, что способствует успеваемости в школе. Следовательно, развитие любознательности выступает в качестве одной из важных задач современного образования.
Дошкольный возраст - возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.
Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности - широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.
Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:
- а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;
- б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой;
- в) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету), чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса.
Положительное отношение создается двумя путями.
Первый путь создания положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка. Создать эмоциональное отношение легче в том случае, если новая деятельность хотя бы частично связана с прежними интересами.
Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при непосредственном образном рассказе о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т. п.
Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.
- 1. Подготовка почвы для интереса:
- а) подготовка внешней почвы для воспитания интереса: организация жизни и создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данном объекте или в данной деятельности у данной личности;
- б) подготовка внутренней почвы предполагает усвоение известных знаний, умений, на личной общей познавательной направленности.
- 2. Создание положительного отношения к предмету и к деятельности и перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие. Это отношение не является еще интересом в подлинном смысле слова, но является психологической предпосылкой интереса; оно подготавливает переход от внешне обусловленной потребности в деятельности (нужно, следует) к потребности, принятой ребенком.
- 3. Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появлением познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности («Хочется знать и уметь». «Не могут не заниматься этим»).
- 4. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.
Два первых момента при формировании стойких интересов приобретают особенно важное значение и занимают самостоятельное большое место; работа по воспитанию отношения занимает длительное время (в зависимости от почвы).
Все мероприятия, предпринимаемые с целью формирования положительного отношения к предмету и деятельности, являющегося необходимой предпосылкой интереса, идут по намеченным нами ранее двум основным путям:
- 1) создание положительного эмоционального отношения к предмету и к деятельности;
- 2) обеспечение понимания общественной и личностной значимости деятельности
Для формирования интереса и любознательности нужны все компоненты «поисковой деятельности».
Она предполагает:
- а) возникновение в ходе деятельности недоумения и вопроса у самого ребенка;
- б) постановку и принятие ребенком задачи для самостоятельного (или совместного с воспитателем) решения;
- в) организацию поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату;
- г) решение задачи (учебной, трудовой и т. д.) и показ перспективы данной работы, вызывающей новые вопросы и ставящей новые задачи для решения, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более стойким.
Активная систематическая самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.
Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать.
При правильном педагогическом подходе окружающих людей (особенно воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития.
Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более ненасыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь предмета и деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.
Связь интересующей деятельности с основными привязанностями, с близкими людьми, ее соответствие основным способностям и перспективным возможностям человека, а также глубокое удовлетворение в связи с ее осуществлением -- важнейшие предпосылки стойкого интереса. Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности, приводит к постоянной «ненасыщаемости» интереса, т. е. создает все растущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения данной деятельностью. Усиливающееся стремление к расширению сферы познания и результативности данной деятельности создает тенденцию к укреплению интереса к данной деятельности и превращению ее в «дело жизни». Эта тенденция и эти стремления, подчиняя себе все дополнительные мотивы и интересы, входят в характеристику личности. Но и эта широкая система отношений, отраженная в эмоционально-познавательной направленности, складывается в ходе организованной поисковой деятельности, без которой подлинный интерес не возникает.
Интерес -- как прообраз внешней исследовательской деятельности, образно говоря, вычленяется как переживание своего отношения к ней и затем как бы «прорастает» в личности.
Таким образом, необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.
Воспитание любознательности и познавательных интересов
Становление речи.
Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать - это значит говорить про себя или вслух, а говорить - значит думать. Слово - материальная оболочка мысли. При этом данный тезис справедлив в том случае, в случае если за каждым словом у ребенка стоит образ предмета͵ который это слово обозначает. В случае если ребенок слышит в речи взрослых или сам использует слова, за которыми не стоят образы, мыслительной деятельности не происходит.
После того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него как бы удваивается. Он начинает иметь дело не только с теми предметами, которые непосредственно видит, которыми манипулирует, но и с теми, которые в данный момент отсутствуют или которых вообще не было в его личном опыте (слушает рассказ о полете в космос, о том, как жили люди в старину, и т. п.). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, слово удваивает мир и позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствие. Это расширяет границы его познавательной деятельности: он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора (художественное произведение, рассказ взрослого, объяснение).
Ребенок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т. е. воздействовать на окружающих людей. Это предъявляет требования к ее выразительности, эмоциональности, связности.
На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить четко, выразительно, по существу; слушать собеседника, стараться его понять, не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет и т. д.
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. В свое время И.М.Сеченов говорил о прирожденном и ʼʼкрайне драгоценномʼʼ свойстве нервно-психической организации ребенка -безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. И. П. Павлов назвал это свойство рефлексом ʼʼчто такое?ʼʼ. Под влиянием данного рефлекса ребенок знакомится с качествами предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная ʼʼисследовательскаяʼʼ деятельность, свойственная ребенку раннего возраста͵ развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на базе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.
Меняется характер общения ребенка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом, малыш приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.
Любознательность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С.Л.Рубинштейн, Д.П.Годовикова). Любознательному ребенку хочется познавать, а что именно - не столь важно (в данном проявляется недифференцированность любознательности).
Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения (Т. А. Куликова). Таким образом, познавательный интерес отличается от любознательности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью. Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельность. Под влиянием познавательного интереса ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают уверенность в своих силах.
Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. По этой причине взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. К примеру, ребенок интересуется транспортными средствами. Нужно приобрести для него соответствующие игрушки, мастерить с ним какие-нибудь модели, помочь развернуть игру, время от времени принимать в ней участие. Для укрепления интереса следует поддерживать разговоры малыша на транспортную тему, вовлекать его в рисование и т. п. Успешная деятельность ребенка является стимулом развития познавательных интересов.
Обладая огромной побудительной силой, любознательность и познавательный интерес заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Ребенок часто спрашивает о том, что его волнует, просит почитать, рассказать.
Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности, познавательных интересов. При этом исследования А.И.Сорокиной, М.М.Рубинштейна выявили различные мотивы детских вопросов. Авторы делят вопросы на две группы: познавательные и коммуникативные. Коммуникативные вопросы ребенок задает, чтобы привлечь взрослых к своим переживаниям, установить с ними контакт. К примеру, 4-летний Саша спрашивает отца: ʼʼТы, когда был маленький, боялся ходить в темную комнату?ʼʼ Такие вопросы возникают у детей в минуты тревоги, радости, страха. Οʜᴎ требуют особенно чуткого отношения взрослых: важно понять, что взволновало ребенка, вникнуть в его переживания, успокоить.
В корне многих детских вопросов лежит познавательный мотив: дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.
Источником познавательных интересов служит разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него принепосредственном ознакомлении с какими-либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, часто бывают результатом его собственных рассуждений. Пятилетний ребенок задает, к примеру, такие вопросы: ʼʼКак отличить хитрость от обмана?ʼʼ, ʼʼКуда звезды уходят с неба днем?ʼʼ, ʼʼЧто главнее для человека - мозг или сердце?ʼʼ, ʼʼПочему ночью на небе то луна, то месяц?ʼʼ
Что интересует дошкольников? Содержание детских вопросов разнообразно. По свидетельству психологов, нет ни одной области знаний, которой бы ни касались вопросы детей. Дети спрашивают об окружающих их предметах, далеких планетах и космосе, явлениях общественной жизни, природе, происхождении человека и всего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и значении отдельных слов и т.п. Интерес ребенка к тем или иным явлениям жизни в мире взрослых стимулирует и его вопросы. Так, за последние пять лет российские дети стали много спрашивать о том, что связано с религией, церковью, обрядами.
С течением времени вопросы меняются по форме. Детей 2-3 лет интересуют названия предметов, их свойства и качества. Οʜᴎ задают вопросы типа где? кто? что? какой? К примеру, 3-летний Саша спрашивает: ʼʼЭто что? Это книга новая? Моя книга?ʼʼ
Детям более старшего возраста (4-4,5 года) свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем. Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности: на систематизацию представлений, на нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? почему? Так, мальчик 4,5 лет спрашивает: ʼʼПочему сажают одно зернышко, а вырастает целый колос? Зачем люди придумали атомную бомбу? Отчего облака движутся?ʼʼ Для детей 5-6 лет типичны цепи вопросов о каком-либо предмете или явлении: ʼʼКакие бывают молнии? Почему они разные? Почему от молнии может начаться пожар? А ты видела шаровую молнию? Какая она? Она сверкает?ʼʼ.
Пик вопросов приходится на возраст 4,5-5,5 лет. Почему в более старшем возрасте количество вопросов начинает уменьшаться? У ученых на данный счёт нет единого мнения. Одни считают, что у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответ на возникающие вопросы. По мнению других, уменьшение числа вопросов связано с условиями воспитания и обучения: взрослые не поощряют любознательность детей, часто выражают неудовольствие по поводу их вопросов (ʼʼНадоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!ʼʼ). В результате у ребенка развивается представление, что задавать вопросы означает показывать свою неосведомленность.
Как отвечать на вопросы детей
В свое время А.М.Горький замечал, что умение толково ответить на вопрос ребенка - большое искусство. Современная наука располагает данными, опираясь на которые педагог может овладеть этим искусством и положительно воздействовать своими ответами на умственное развитие дошкольников. Как же отвечать на вопросы ребенка?
Помните, что ребенок задает вопрос не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное, бережное отношение к ним.
- Вникните в мотив вопроса, постарайтесь понять, что побудило ребенка задать его. Часто вопрос по форме познавательный, но он служит для ребенка поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию.
На познавательный вопрос нужно отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности, а, напротив, разжечь из нее незатухающее пламя. А что гасит детскую любознательность? Длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений. Итак, следующее требование - краткость и определенность ответа. Следует учитывать уровень умственного развития ребенка, обращаться к его жизненному опыту.
Не бойтесь, в случае если после вашего ответа не все будет понятно ребенку до конца. Что-то он уяснил, в чем-то разобрался, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы. Как считает Н. Н. Поддьяков, именно не совсем отчетливые знания оказывают существенное влияние на умственное развитие, порождая у ребенка гипотезы, сомнения, стимулируя его познавательную активность.
Почаще задавайте ребенку встречные вопросы типа: ʼʼА ты как думаешь?ʼʼ, предлагайте подумать вместе, вовлекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилиями ищите ответ.
Не подавляйте ребенка ʼʼгрузомʼʼ своих знаний, не торопитесь с ответом. Помните, что вы должны дать дошкольнику представление о том, что в мире много источников знаний, которыми ему предстоит овладеть. Предложите вместе поискать ответ в книге, пользуйтесь для этого справочниками, научно-популярной литературой, которой в последние годы выходит очень много, в т.ч. и для детей. Отправляйте малыша за ответом к тому взрослому, который должна быть компетентен в данном вопросе. Используйте личный опыт других воспитанников группы для обмена мнениями, для коллективного поиска ответа.
В случае если вопрос ребенка связан с недостатком знаний, создайте условия, чтобы пробел был ликвидирован. Для этого можно организовать наблюдения или почитать ребенку подходящую книгу.
К сожалению, это требование часто не соблюдается, когда взрослые отвечают на такие сложные для детей вопросы, которые касаются происхождения людей, исторического прошлого. Взрослые не всегда знают об особенностях формирования временных и пространственных представлений у дошкольников. В частности, дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, о которых спрашивают. Учитывая это, достаточно ограничиться в ответе сообщением отдельных фактов об историческом событии, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ заинтересовало ребенка, не пытаясь при этом дать их хронологическую последовательность.
Помните, что в дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на деле просто много запомнил, но не понял. В результате у него снижаются острота и новизна восприятия знаний в последующие годы.
Воспитание любознательности и познавательных интересов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Воспитание любознательности и познавательных интересов" 2017, 2018.