Как начинать закаливание новорожденного малыша: правила и способы закаливания. Как и когда можно начинать закаливание детей
Закаливание
– повышение сопротивляемости организма к воздействию внешних факторов окружающей среды (холоду и жаре, изменениям влажности, ветру).
К сожалению, большинство родителей решают прибегнуть к закаливанию детей, после того, как понимают, что их любимое чадо начало часто болеть, и болезни все чаще затягиваются надолго. И возникает вопрос: как правильно закалять ребенка.
Ребенок рождается с уникальной способностью к адаптации к условиям окружающей среды. Он уже закаленный, и родителям нужно лишь укрепить его навыки. Но большинство из нас сразу же начинают оберегать младенца: открытые форточки закрыть, чтобы не замерз; укутать теплее; на улицу только когда тепло и так далее.
А если правильно организовать режим дня и окружающие условия, то и к закаливанию прибегать не придется.
Методы правильного закаливания ребенка
- Воздушные ванны . Лучше сочетать их проведение с массажем (у детей раннего возраста), гимнастикой, активными играми. Старшие дети могут принимать воздушные ванны в трусах, майках и легкой обуви. В последующем можно снять и майку.Для закаливания рекомендуется также ходьба босиком. Что так же благотворно влияет на формирование и укрепление свода стопы. Очень полезно ходить босиком по песку, траве, гравию.
- Солнечные ванны . Начинают закаливание с пребывания в тени деревьев, затем ребенку оголяют ноги и руки (местные солнечные ванны). В последующем чередуют игры в светотени с пребыванием под прямыми солнечными лучами в течение 5 минут. После того как появился загар, ребенка можно раздеть до трусов. Время пребывания под лучами увеличивают до 10 минут (общее время пребывания на солнце составляет 50 минут). При пребывании детей под лучами солнца, прямыми или рассеянными, на голове обязательно должен быть головной убор. Для предупреждения перегревания ребенка необходимо предлагать кипяченую воду во время прогулки. Проводить солнечные ванны лучше от 10 до 11 часов утра, когда активность солнце не выражена.Симптомы перегревания – потливость, покраснение лица. При их появлении ребенка нужно немедленно увести в тень, напоить водой, умыть.
- Водные процедуры (умывание, общая ванна, обтирание, обливание). Являются самым эффективным методом закаливания.Обтирание проводят с 2-х месяцев. Начинают с сухих обтираний (махровой варежкой растирают кожу да красноты) – 7 дней, после чего переходят к влажным обтираниям (температура воды 35 о С с последующим снижением ее на 1 о каждые 5 дней).Обливание проводят сначала при температуре воды 36 о С, затем постепенно снижают ее до 28 о С. При проведении процедуры большая часть поверхности тела окатывается водой одномоментно. Средний расход воды около 2-х литров.При обливании ног используют воду контрастных температур: теплая – холодная – теплая. Температуру горячей воды постепенно доводят до 40 о С, а холодной — до 18 о С.
Наиболее сильным методом закаливания среди водных процедур является купание в открытых водоемах, так как при этом происходит воздействие на организм и воды, и воздуха, и солнца. Перед купанием ребенка нужно разогреть подвижной игрой. Купание начинают при температуре воды не ниже 23 о С в течение 5-10 минут. В воде ребенок должен двигаться, старшие дети могут плавать. После купания ребенка необходимо вытереть досуха. Пребывание на солнце после этого недопустимо.
Симптомы переохлаждения – «гусиная» кожа, дрожание, учащение пульса. Если они появились, значит, температура воды слишком низкая или время пребывания в воде слишком длительное.
Закаливание детей не проводится во время острых заболеваний. Воздушные ванны и водные процедуры показаны всем детям, особенно ослабленным или выздоравливающим. Следует только учитывать состояние ребенка при выборе интенсивности закаливающих процедур. Под влиянием закаливания улучшается не только общее состояние ребенка, но и его аппетит, настроение, сон.
Принципы закаливания.
- Сила воздействия увеличивается постепенно. Особенно необходимо выполнять это правило у детей раннего возраста. Скорость увеличения силы воздействия зависит от физического и эмоционального состояния ребенка. Так, например, нельзя резко снижать температуру воды.
- Закаливающие процедуры необходимо применять последовательно. После привыкания ребенка к воздушным ваннам, менее сильно влияющим на организм, переходят к водным процедурам и солнечным ваннам. Последовательность водных процедур следующая: обтирание – обливание – купание в открытых водоемах.
- Закаливающие процедуры необходимо проводить систематически. Это помогает закрепить действие закаливания. Лучше всего если эти процедуры будут составляющими режима дня. При легких заболеваниях без значимого ухудшения общего состояния применяют процедуры слабого действия. В холодное время года общее обливание можно заменить обливанием ног, общие воздушные ванны – частичным обнажением тела.
- Сочетание закаливания с другими оздоравливающими мероприятиями. С этой целью можно использовать подвижные игры.
- Реакция ребенка на закаливание должна быть положительной. Настроение ребенка при проведении закаливающих мероприятий должны быть хорошим. Немаловажна реакция ребенка и его настроение при проведении первой процедуры. Если ребенок спокоен, то впоследствии закаливание будет у него ассоциироваться с хорошим настроением. Если ребенок чем-то расстроен, плачет, лучше перенести процедуру или отказаться от нее на некоторое время.
Закаливание детей раннего возраста — как начать
Начать закалять ребенка необходимо с рождения. Для этого необходимо выполнять следующие мероприятия:
- Проветривание помещения и температурный режим в комнате .
- Ежедневный сон на свежем воздухе . Если ребенок родился в теплое время года, то выходить с ним гулять можно сразу после выписки из роддома. В холодное время года новорожденного можно выносить на улицу с двух недель при температуре воздуха выше -5 о С, и при температуре выше -10 о С — с трех месяцев. Начинать прогулку можно с 15-20 минут, постепенно увеличивая ее длительность до 1.5-2 часов с частотой 2-3 раза в день. Таким образом спать ребенок на свежем воздухе может при температуре от -15 о С до +30 о С.
- Рациональная одежда . Не старайтесь надеть на ребенка много одежды. Дети, особенно новорожденные, чувствительны к окружающей температуре. И, излишне укутав ребенка, вы можете спровоцировать подъем температуры его тела и расценить это как болезнь. Проверить комфортно ли малышу можно по состоянию его шеи: если она мокрая, то ребенку жарко; если там тепло и сухо, значит все хорошо. Холодные ручки и ножки не всегда говорят о том, что ребенок замерз. У новорожденных и детей раннего возраста еще несовершенная нервная регуляция, и ножки и ручки могут быть прохладными именно поэтому, а не от того, что холодно.
- Ежедневный массаж и физические упражнения . С рождения малыша нужно обязательно выкладывать на живот, изменять его положение во время сна в кроватке, не туго пеленать (во время бодрствования лучше вообще не пеленать).
Массаж начинают с месячного возраста, постепенно увеличивая объем массирующих движений. Проводить массаж лучше через 40 минут после еды. Ребенок при этом должен быть спокоен. Начинают массаж с ног, затем – руки, живот, грудь, спина, задняя поверхность ног. С 6-ти месяцев массаж заменяется гимнастикой.
Возраст | Температура в помещении | Воздушные ванны | Водные процедуры (температура воды) | Солнечные ванны |
1-3 мес. | 22 о С | 5-6 минут вовремя пеленания и массажа | Умывание — 28 о С, общая ванна – 36-37 о С (5-6 минут) | |
3-6 мес. | 20-22 о С | 6-8 минут вовремя пеленания и массажа | Умывание – 25-26 о С, общая ванна – 36-37 о С (5-6 минут), затем обливание водой с температурой 34-35 о С | 5-6 минут под рассеянными лучами солнца летом 2-3 раза в день |
6-12 мес. | 20-22 о С | 10-12 минут во время бодрствования, гимнастики | Умывание – 20-24 о С, общая ванна – 36-37 о С (5-6 минут), затем обливание водой с температурой 34-35 о С | До 10 минут под рассеянными лучами солнца летом 2-3 раза в день |
1-3 года | 19-20 о С | При смене белья, гимнастике, умывании | Умывание – 20 о С с постепенным снижением до 16-18 о С, общая ванна – 36-37 о С (5-6 минут), затем обливание водой с температурой 34 о С дважды в неделю перед ночным сном | 5-6 минут с постепенным увеличением времени до 10 минут под солнечными лучами летом 2-3 раза в день |
Купать ребенка нужно сразу после выписки из роддома. До 6 месяцев купать ребенка необходимо каждый день, после 6 месяцев – через день. С года можно сократить частоту купания до 2 раз в неделю. |
Таким образом, решение вопроса как закалять ребенка в каждом случае индивидуальное и зависит от возраста, физического и эмоционального состояния ребенка, времени года и энтузиазма родителей. В любом случае важно помнить, что в процессе закаливания ребенка нет места экстриму: все закаливающие процедуры нужно вводить постепенно и проводить постоянно.
Состояние здоровья ребенка
довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать
. А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание
?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды
(например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, «хватит нянчиться, пора закаливать
», искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания
, его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры
", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудных заболеваний». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды
. Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации
отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается.
Он закален
самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы
. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания
возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался.
Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы
. Логичное следствие - многократноеповышение устойчивости организма
, снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни
наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании
, как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни
, весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять
.
систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;
постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;
учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.
Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.
Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?
Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.
Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).
Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание
"! А закаливание
тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать
и был поддержан на семейном совете (пять голосов «за», теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра «Закаливание». Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С… В принципе, закаливать
оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры
, взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют
.
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания
. Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания
- сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание
в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, «закаливающие процедуры» не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять
? Закалять
, но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни.
Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым.
Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни
может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: «все свободное время - гулять». Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать «прохладный душ по утрам». Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающихзакаливанию
можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос «что делать?».
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень
. Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух.
Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий
следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:
Самым эффективным способом укрепления детского иммунитета является закаливание новорожденных. Не стоит опасаться, что столь радикальные действия нанесут вред ребенку – напротив, методику можно начинать с самого рождения, ведь приспособляемость к окружающей среде у грудничков находится на высоком уровне. Современные ученые доказали, что дети появляются на свет уже закаленными, но родители сбивают налаженный природой механизм защиты организма. Стерильная пища, создание тепличных условий в квартире, закрытые окна и несколько слоев одежды делают свое дело, поэтому не стоит удивляться, почему кроха подхватывает .
Чтобы закаливать новорожденного, нет необходимости отводить для этого специальное время. Лучшими помощниками в укреплении иммунитета являются природные условия, а закаливание подразумевает постепенное и контролируемое их изменение. Вполне подойдет для процедуры период выполнения зарядки, дневной сон, вечернее купание ребенка и даже переодевание на прогулку. Закаливание благотворно влияет на:
- устойчивость к простуде;
- механизмы адаптации к окружающему миру;
- систему кровообращения;
- метаболизм;
- состояние нервной системы;
- качество сна;
- аппетит.
Закаленные новорожденные развиваются куда быстрее своих сверстников, которые растут в тепличных условиях.
Перед началом эксперимента над собственным ребенком нужна консультация специалиста или осмотр педиатра. Категорически запрещено применять методику при:
- ОРЗ и ОРВИ;
- сердечных заболеваниях;
- сниженном гемоглобине;
- эмоциональном и нервном напряжении у новорожденного;
- различных стадиях истощения;
- проблемах с ЖКТ;
- нарушениях сна.
Наличие заболеваний должен исключить только детский врач, а не родители, поскольку вся ответственность лежит на них.
Проводить закаливание детей «наскоками» нельзя – такой подход лишь навредит здоровью и не принесет пользы. Еще до появления ребенка на свет родители должны решить, будут они его закаливать или нет, чтобы не затягивать процесс.
- Систематичность методики подразумевает ежедневное выполнение процедур.
- Температурные условия должны постепенно меняться, чтобы не вызвать стрессовое или болезненное состояние у крохи.
- Важно следить за реакцией ребенка на очередную процедуру. Если она неадекватна, на данном этапе закаливание прекращается. Чтобы привлечь новорожденного к процессу, его нужно завлечь яркой игрушкой, ласковыми поглаживаниями, доброжелательностью и песенкой.
Основные способы
Не зря долгое время существует поговорка, что воздух, солнце и вода являются лучшими друзьями человека. Именно эти природные факторы способствуют укреплению иммунитета у ребенка.
Экспертное мнение доктора Комаровского
В основе метода закаливания по доктору Комаровскому лежат те же принципы естественности процедуры. Известный педиатр убежден, что никаких подготовительных мер для новорожденного не требуется, поскольку сама природа позаботилась о важных функциях организма. Поэтому родителям остается просто не гасить их:
- Прогулки должны совершаться в любую погоду даже при минимуме временных затрат. Контрастные температуры, которые встречаются в природе, пойдут лишь на пользу малышу. Трава, земля и воздух куда лучше воздействую на ребенка, чем закрытое помещение и синтетические ковры. Проветривать дом нужно обязательно, особенно при болеющем малыше.
- Образ жизни должен стать активным в первую очередь у родителей, а дети сами подтянутся к установленной планке. Не стоит одевать новорожденного на улицу, как капустный кочан – нужно пользоваться здравым смыслом и уметь соответствовать погодным условиям.
- Кормить ребенка необходимо по требованию, а не тогда, когда маме кажется, что он голоден. С грудничками таких проблем не возникает, а подрастающие дети начинают отказываться от еды. И это вполне нормально, если ребенок не успел проголодаться.
- Ежевечернее купание может стать очень хорошим способом закаливания младенца, если делать все правильно.
Обеспечив малышу должную активность, можно не беспокоиться о его хорошем аппетите. Комаровский уверен, что здоровый кроха худой, подвижный и всегда немного голодный. Закаливание не означает полное исчезновение простудных заболеваний, но ребенок с крепким иммунитетом будет болеть намного реже и быстрее выздоравливать.
Младенец рождается с врожденной адаптацией к условиям окружающей среды. Это своего рода защитный механизм, реакция на попадание из утробы матери в непривычные условия. Закаливание новорожденных - эффективный способ поддержать и укрепить здоровье ребенка. Оно поддерживает силы малыша, данные ему от природы. Они повышают защитные функции организма, налаживают терморегуляцию и обменные процессы, улучшают кровообращение, способствуют гармоничному физическому и психическому развитию, повышают аппетит и качество сна.
Процесс основывается на регулярном и плавном изменении воздействия окружающего пространства. Используйте время переодевания, прогулки, купания или сна. Закаливание детей до года особенно эффективно, если дополнительно выполняется гимнастика или делается массаж.
Результаты очевидны, если не помещать младенца в специальные условия стерильности, отсутствия свежего воздуха, чрезмерного укутывания.
Начинать рекомендуется с 6-7 дня после рождения ребенка, так как организм новорожденного способен легко приспосабливаться. Если вы не поймали этот момент – ничего страшного. Вы можете начать закаливать в любом возрасте.
Лучше выбирать теплое время года, особенно для грудничков, принимая во внимание эмоциональное и физическое здоровье малыша в этот момент. Предварительно обратитесь за консультацией к педиатру.
0-3 месяца
- Воздух в комнате 22 °С
- Пеленание и массаж – воздушные ванны 5 мин
- Умывание водой 28°С
- Принятие ванночки 36-37°С 5 мин
3-6 месяцев
- Воздух в комнате 20-22°С
- Спать на улице допустимо от – 15°С до + 30°С
- Пеленание и массаж – воздушные ванны 8 мин
- Умывание водой 25-26°С
- Принятие ванночки 36-37 °С 5 мин. После нее добавляется обливание водой 34-35 °С
- Допустимо 3 раза в день находиться под солнечным светом 5 мин
6-12 месяцев
- Воздух в комнате 20-22°С
- Спать на улице допустимо от – 15°С до + 30°С
- Период бодрствования, пеленание и массаж – воздушные ванны 10 мин
- Умывание водой 20-24°С
- Принятие ванночки 36-37 °С 5 мин. После нее добавляется обливание прохладной водой 34-35 °С
- Сухое обтирание 1 неделю при помощи фланелевой рукавички до появления небольшого покраснения кожи. После – влажное обтирание с постепенным охлаждением с 35 °С до 30 °С
- Допустимо 3 раза в день находиться под солнечным светом 10 мин
Правила закаливания
Закаливание новорожденного или грудничка следует проводить постепенно и осторожно. Начинать следует в тот период, когда малыш здоров. Убедитесь, что у него нет следующих противопоказаний:
- нарушения сна
- возбудимость
- проблемы с пищеварением
- проблемы с сердцем
- пониженный уровень гемоглобина
- повышенная температура тела
Для достижения высокой результативности закаливания детей раннего возраста, вам следует придерживаться следующих рекомендаций:
- соблюдение режима и распорядка дня
- сбалансированное питание
- занятия физическими упражнениями (динамическая гимнастика и массаж)
Кроха должен быть эмоционально готов, а родители должны быть спокойны и в хорошем настроении. Этот настрой обязательно передастся ребенку. Можете использовать игровые формы в процессе, чтобы отвлечь малыша.
Лучше предварительно узнать о принципах щадящего закаливания. Помните о последовательности, ведь желаемый результат сможет дать только плавное изменение температуры окружающей среды, времени воздействия. Важна и регулярность – ежедневно весь год без перерывов более 5 дней.
Если грудничок реагирует негативно, плачет, проявляет недовольство, вам следует проверить, все ли верно вы делаете. Если все правильно, отложите на более поздний срок.
С первых дней следует начать с умывания, принятия ванночек, налаживания климата в комнате и прогулок независимо от времени года. Летом эффективными являются купание, прогулки и воздушные ванны. В зимнее время допускается заменить их проветриванием комнаты, а также умыванием и обливанием ног.
Закаливание грудничка на воздухе
Виды оздоровления основаны на воздействии естественных факторов в совокупности с физическими упражнениями. Рассмотрим подробнее.
Прогулки
Начать можно с рождения, даже в , если нет сильного ветра. Одевайте ребенка соответственно погоде и времени года, не допускайте перегрева из-за большого количества слоев одежды. Первая прогулка может длиться до четверти часа. Постепенно время нахождения вне помещения доводится до 1-2 часов. Летом допустимо гулять дольше.
Сон на улице
Можно совместить прогулку со . Если он спокойный и глубокий, малыш быстро засыпает и пробуждается в хорошем настроении, то можно говорить о правильно выстроенной схеме. Беспокойство, вспотевшая кожа или, наоборот, холодный носик и ручки свидетельствуют о перегреве или переохлаждении.
Воздушные ванны
При замене подгузника, переодевании или кормлении ребенка необходимо оставлять раздетым на 3-5 мин. Плавно к полугоду доведите до 8-10 минут пару раз в сутки. К году время можно продлить до четверти часа 2-3 раза в сутки. Кожа должна быть розоватого оттенка и быть теплой на ощупь. Можно сопровождать физическими упражнениями. Летом допускаются ванны на улице в теньке.
Водные процедуры
Закаливание водой можно начинать с рождения. Оно делится на традиционное и нетрадиционное (интенсивное). Традиционные методы предписывают плавное понижение температуры при умывании, подмывании и купании. Позднее можно будет попробовать интенсивные варианты – обтирания и обливания.
Умывание и подмывание
Купание
Для первого купания рекомендуется 36-37°С. Длительность первого купания – от 2 до 5 мин. Плавно доведите сеанс до получаса. С возраста 6 месяцев малыша можно искупать в хвойной ванне или в ванне с морской солью. Курс составляет 10-20 сеансов через раз.
Обтирание
Обтирание кожи сухой или влажной фланелевой рукавичкой допустимо с возраста 2-6 месяцев. Массаж в сочетании с обтираниями дают отличный общеукрепляющий эффект.
Сухое обтирание подготавливает младенца и составляет курс в 7-10 дней. После приступайте к влажному обтиранию. Для лечебного эффекта добавьте морскую соль в пропорции 2 столовые ложки соли на 1 литр. Сначала обтирают ручки – от кисти до плечика, затем ноги – от ступней до коленочек. Позже можно обтирать грудь и спинку. Длительность – 3-4 мин. За 5 дней доведите температуру до 28°С, понижая ее на 1 градус в день. После следует насухо вытереть все тело.
Обливание
Обливание водой разрешено с рождения ребенка. Оно следует непосредственно после купания. Кроха может лежать, сидеть или стоять. Струя направляется с расстояния 30 см, чтобы усилить раздражающий эффект.
Начинайте с местных обливаний ножек и ступней 30 секунд. Объем – 0,5 литра на каждый участок тела. К 3-4 месяцам переходите на общее обливание, постепенно включая спинку, грудь, животик, руки. Рекомендуется сделать градус ниже, чем при купании – 35°С. Температура снижается постепенно на 0,5-1 градус ежедневно до достижения предела в 26-28°С. После тело также вытирается полотенцем, проводится массаж до возникновения незначительной гиперемии кожных покровов.
Солнце
Солнечные лучи помогает усваивать витамин Д. Но младенцу находиться под прямым светом опасно для здоровья. Отдайте предпочтение воздействию света в тени продолжительностью от 5 минут до получаса.
Позже приступайте к световым ваннам от 5 до 10 минут 2 раза в день – с 10 до 12 часов и после 16 часов. Одежда должна быть подходящей, чтобы она защищала ребенка от перегрева. После этого будет благоприятен теплый душ или обливание.
Роль массажа и гимнастики
Ванны воздушные особенно эффективны, если дополнительно выполняется гимнастика или делается массаж. С возраста 1 месяца во время пеленания младенца необходимо поочередно делать легкий массаж или выполнять динамическую гимнастику. Эти мероприятия входят в общий курс оздоровительных занятий с новорожденным.
Мнение эксперта: педиатр Комаровский Е.О. о закаливании
Известный многим мамам педиатр Комаровский считает, что новорожденный не нуждается в закаливании. При правильно организованном уходе, долгих прогулках в любую погоду заложенные природой механизмы адаптации малыша продолжат работать. Главное, не переусердствовать.
Существуют 2 группы факторов, воздействующих на ребенка извне: естественные и цивилизационные (место жительства, TV, транспорт и пр.). Для начала Комаровский советует кардинально изменить образ жизни, сделав его естественным, а также ограничить контакты со вторым фактором. Это повысит устойчивость организма, снизит частоту и тяжесть болезней.
Педиатр также советует родителям:
- повышать двигательную активность вне помещений;
- соблюдать умеренность в количестве слоев одежды;
- не заставлять малыша кушать через силу;
- минимизировать контакт с бытовой химией;
- ввести четкий распорядок дня, включая обучение, еду, спорт и пр.
В дополнение к коррекции образа жизни всей семьи Комаровский Е.О. рекомендует проводить закаливающие мероприятия. Важно при этом соблюдать 3 основных принципа:
- системность;
- плавность;
- индивидуальность.
Если все данные экспертом рекомендации будут выполнены, то это поможет вам избежать болезней из-за неблагоприятного воздействия окружающей среды. А также снизить длительность и тяжесть иных недомоганий и возможных осложнений у вас и у вашего ребенка.