Детская и подростковая жестокость. Подростковая жестокость: самые громкие случаи и почему они происходят
Одной из проблем современного общества является подростковая жестокость , которая таит в себе огромную опасность и порой приводит к страшным последствиям.
Откуда столько агрессии у современных подростков? Что это – влияние телевидения, дань моде, вызов обществу, попытка самоутвердиться?
Сложно ответить на эти вопросы, которые с ужасом задают себе родители, видящие множество роликов со сценами насилия в школе.
По наблюдениям социологов, за последнее десятилетие характер общения подростков между собой кардинально изменился: девочки стали более жестокими, чем мальчики, в школах все чаще можно встретить хамство и неуважение, подростки не стесняются «посылать» друг друга по поводу и без повода, считая такое поведение вполне нормальным и взрослым. Подросток уже не видит другого способа завоевать уважение сверстников, кроме как хамить, издеваться и драться.
Причины, которые порождают в ребенке жестокость, могут быть разными. Самые главные из них кроются в семье и в обществе. Нередко подростковая жестокость появляется в неблагополучных семьях, в окружении подростка, в школе. Немалое влияние оказывают также средства массовой информации и жестокие игры, в которые дети с малолетства играют на компьютерах.
Серьезным стимулятором жестокости подростков является одиночество. В семьях, где родители заняты работой, личными отношениями, где их часто не бывает дома, ребенок растет без общения и внимания. Он не умеет спорить, проигрывать, соперничать. Единственный правильный способ победить соперника - это подавить его. Эту же стратегию в достижении желаемого результата выбирают дети, которым ни в чем никогда не отказывали. Они не понимают, что могут быть наказаны за какой-либо поступок, состоятельность родителей часто дает им «иммунитет» перед работниками полиции. В таких ситуациях жестокость является следствием безнаказанности.
По результатам отдельных исследований, подростковая жестокость может зависеть и от состояния матери после родов. Чем дольше мать пребывает в послеродовой депрессии, тем больше вероятности того, что ребенок недополучит ее внимания и любви, вырастет озлобленным, агрессивным и жестоким.
Подростковую жестокость может спровоцировать любое слово родителей, учителя или сверстника. В данном случае, жестокость – это способ ребенка доказать миру, что он может быть независимым, что он отвергает ценности этого общества. В другом случае жестокость – это выплеск злости, обиды на недополученную ласку, внимание.
Избиение сверстников, издевательство над животными, ругань с близкими и так далее - все эти действия могут перерасти, а порой и перерастают в настоящие преступления, ответственность за которые предусмотрена Уголовным Кодексом РФ.
Особенно жестокими и злобными являются подростки, самооценку которых подавляют дома. Поэтому такими же методами ребенок пытается завоевать и свой авторитет . В судебной психологии отмечается, что немотивированная жестокость нередко связана с закрепившимся в психике ребенка по механизму «впечатывания» перенесенного им в детстве унижения, жестокого обращения и другого морального и физического подавления , отсроченного во времени, что может приводить к совершению исключительных по своей жестокости преступлений против личности.
Часто подростковая жестокость проявляется, когда подростки объединяются в группы, где ответственность за совершенное «размывается» (распределяется) между ее членами и не акцентируется персонально на ком-нибудь из них. Такое объединение является социально опасным, ведь для таких подростков нет ничего невозможного, они готовы сметать все на своем пути, превращаясь в итоге в преступников.
Уважаемые родители, педагоги и все, кто окружает подростков, только вы можете помочь детям стать нормальными людьми, которые знают, что такое любовь, доброта, милосердие и уважение, подарив им заботу, внимание и любовь.
Что родители могут сделать, чтобы их ребенок не проявлял жестокость по отношению к другим?
Как ни банально звучит – подавать ему пример своим поведением. Разговаривать с ребенком, не игнорировать его проблемы, не злоупотреблять наказаниями, не требовать идеального поведения – вот некоторые правила. Подростку иногда бывает нужно выплеснуть энергию, пусть он это сделает без вреда для окружающих: на занятиях спортом, например. А еще ребенку с детства надо объяснить, что есть не только «я так хочу», но и обязанности, необходимость считаться с другими людьми. А еще важно донести до подростка, что есть не только жертва и обидчик, есть еще соучастники – все те, кто бездействует, те, кто просто смотрит или смущенно отводит глаза.
Как родителям понять, что ребенок – жертва жестокого поведения подростков?
Если школьник постоянно подавлен, плохо спит, у него плохой аппетит, его вещи иногда испачканы и порваны, он не хочет идти в школу, то, скорее всего, проблема есть.
· Поговорите с ним. Хорошо, если ребенок доверяет родителям и расскажет им обо всем.
· Если нет – родители не должны настаивать на ответах. Пытайтесь помочь ребенку советом, проявите максимум доброжелательности.
Подросток должен быть уверен, что родители на его стороне, что он может просить у них помощи. Объясните, что рассказать об этой проблеме – не признак слабости, что вы сможете оказать адекватную помощь, что обсудите с ним пути решения и что это не «донос» на сверстников. Поймите, что ребенок боится, что вы можете ухудшить ситуацию. Ни в коем случае не говорите, что все его проблемы легко решаемы, не отмахивайтесь от мелочей. Вы должны быть союзником, авторитетом, помощником.
Как помочь? Какие шаги предпринять?
Простейший выход, казалось бы – перевод в другой класс/школу. Но этот шаг далеко не всегда может решить проблему. Попытайтесь сначала решить ситуацию на месте. Сделайте все, что в ваших силах. Иногда действительно не помогают никакие доводы и действия – тогда нужно обращаться к учителям, родителям обидчиков, если и это не поможет - в полицию. Покажите, что вы не дадите безнаказанно портить жизнь своему ребенку.
Причем нужно не только поставить на место обидчиков, но и излечить психологическую травму, уже нанесенную ими. Есть смысл в беседах с психологом - ребенок должен повысить свою самооценку, потому что третируют в основном тех, кто не уверен в себе.
Ребенок хочет пойти на секцию карате, самбо – отлично! Предоставьте ему такой шанс, он научится постоять за себя, но, прежде всего, это улучшит его дисциплину, организованность, уберет страхи.
Умение драться не всегда срабатывает в случаях травли ребенка одноклассниками – тут не один враг, их много. Но все-таки умеющего защитить себя не будут задевать слишком активно. Толпа агрессивна, жестока, но и труслива.
Что делать ребенку?
не находиться одному, в оживленных местах, т. к. обычно случаи избиений происходят в уединенных уголках;
научиться уверенно возражать и давать отпор;
оставаться спокойным;
не вести себя как жертва.
Если же обидчик явно сильнее, то лучше избегать зрительного контакта с агрессором , не отвечать на нападки, не стесняться убежать или позвать на помощь.
…В последнее время не проходит и дня, чтобы в новостных лентах и социальных сетях не появлялись сообщения о том, что подростки жестоко избили или убили сверстника, прохожего, растерзали животных. Несмотря на гневные комментарии общественности, возмущение школьных педагогов и родителей, профилактическую работу полиции, такие случаи продолжают множиться. В этой статье мы сделали подборку семи самых громких преступлений, совершенных за последние два года. И это только вершина айсберга подростковой жестокости.
1. Девятиклассник устроил стрельбу в подмосковной Ивантеевке. Трагедия произошла 5 сентября в местной школе №1.
15-летний девятиклассник пришел на уроки, вооруженный травматическим пистолетом и молотком. Сперва он разбросал по коридору школы петарды, а затем ворвался в один из классов, где в тот момент вела урок его классная руководительница. Девятиклассник вел себя крайне агрессивно.
Он скомандовал ученикам сесть, а затем выстрелил из пистолета в потолок и в педагога. Стрелок попал учительнице в голову. Позже ее госпитализировали с огнестрельным ранением. Школьники перепугались и в начавшейся суматохе стали выпрыгивать из окон второго этажа. По данным информагентств, травмы получили трое подростков 14-ти и 15-ти лет. У одного диагностировали перелом позвоночника, у другого - обеих ног, у третьего - открытый перелом предплечья.
Малолетнего стрелка задержала полиция. В сопровождении родителей его увезли в местный ОВД. Пока неизвестны причины, по которым мальчик решился на подобное. По некоторым данным, он готовил акцию заранее.
2. В поселке Голубая Нива Славянского района Краснодарского края 31 августа 12-летний подросток насмерть забил друга куском металлической трубы.
Следствие установило, что он 6 раз ударил сверстника по голове, отчего мальчик скончался на месте. Все это время рядом находились еще двое подростков. Они никаким образом не вмешались в ситуацию, а просто стояли и смотрели, как умирает их приятель. По факту смерти подростка следственный комитет возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 105 УК РФ «Убийство».
Назначена судебно-медицинская экспертиза, устанавливаются все обстоятельства и причины произошедшего. Но поскольку подросток не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, решается вопрос о помещении его в специализированное учреждение для несовершеннолетних правонарушителей.
3. В декабре 2016 года московская школьница устроила публичное избиение 13-летней одноклассницы, чтобы самоутвердиться.
Девушка била свою ровесницу под одобрительные крики одноклассников около 20 минут во дворе школы, а дети снимали все происходящее на телефон. Остановить драку удалось случайному прохожему, который вызвал полицию и скорую помощь. Медики увезли пострадавшую в больницу, где у нее диагностировали сотрясение мозга, ушиб передней брюшной стенки, различной степени тяжести гематомы и ушибы. Учащуюся избили за то, что она выделялась из толпы.
Как рассказала мама девочки, ее дочь-восьмиклассница не пила и не курила, тем самым не поддерживая подростковую группу.
Аналогичный случай произошел в июне 2016 года в Королеве. 15-летнюю девочку жестоко избили одноклассники и выложили видеозапись в социальные сети.
4. В июле 2017 года произошла трагедия под Новосибирском, где четверо подростков до смерти забили 40-летнего мужчину палками.
Как выяснили следователи, два 16-летних, один 15-летний и один 11-летний мальчишки избили мужчину, который сделал им замечание на улице, палками от забора и ногами. От полученных травм прохожий скончался. Инцидент произошел в селе Сокур Мошковского района.
С места происшествия подростки скрылись, однако полицейские их разыскали. Фигурантам дела предъявили обвинения, по решению суда их заключили под стражу. 11-летнего участника из-за возраста не привлекли к уголовной ответственности.
5. В октябре 2016 года все в том же Новосибирске 13-летняя девочка попросила 16-летних друзей расправиться с ее бабушкой и маленьким братом.
Убийству удалось помешать благодаря рано вернувшейся домой маме школьницы и соседу-спецназовцу. В день преступления подростки подъехали на место преступления с ножом, битой и ключами от квартиры, которые им заранее передала 13-летняя хозяйка. В квартире подростки обнаружили топор. Как официально описывает бойню следственный комитет, «подросток нанес множественные удары деревянной битой и ножом по телу, а его 16-летняя подруга в это время ножом причинила ранения 11-летнему внуку и заперла его в комнате».
В этот момент домой вернулась 41-летняя хозяйка. Налетчик, обернувшись, на пороге несколько раз ударил ее топором по голове и телу. На крик женщины о помощи выскочил сосед по лестничной клетке - военнослужащий-спецназовец. Ему удалось предотвратить убийство. Подростков задержали.
Выяснилось, что у 13-летней заказчицы убийства семья - благополучная. Возбуждено уголовное дело по статье «Покушение на убийство двух и более лиц, сопряженное с разбоем». Но для 13-летней девочки - организатора преступления - возраст уголовной ответственности на тот момент не наступил.
6. В ноябре 2016 года в Псковской области 15-летние подростки обстреляли полицейских, а потом покончили жизнь самоубийством.
Мальчик и девочка вскрыли сейф в доме родственников и взяли ружье. С ним они заперлись на даче и открыли огонь по полицейским, чья машина припарковалась у дома, при этом они включили прямую трансляцию в интернете.
Когда группа захвата ворвалась в дом, подростки были мертвы. Они покончили жизнь самоубийством. Сразу появились романтические трактовки трагедии. Этих подростков стали сравнивать с Бонни и Клайдом - знаменитыми американскими грабителями-любовниками или даже с Ромео и Джульеттой.
7. В октябре 2016 года на всю страну прогремела новость о том, что в Хабаровске три девушки под прикрытием волонтерства забирают из приютов бездомных животных, а затем издеваются над ними, а затем выкладывают видеозаписи и фотографии своих зверских деяний в интернет.
По версии следствия, жертвами подростков стали не менее 15 животных и птиц. К слову, были среди объектов их нападок и люди. К счастью, до убийств дело не дошло, но были зафиксированы факты издевательств над сверстниками. В августе этого года суд вынес приговор живодеркам. Они проведут разные сроки в колонии общего режима, а кроме того будут задействованы на общественных работах.
Многие дети начинают проявлять агрессию еще в раннем возрасте, и обнаруживая попускательское отношение взрослых, продолжают развивать в себе эту черту. Из-за чего же в обществе появляются жестокие подростки, и можно ли как-то бороться с их агрессией?
Влияние семьи на зарождение подростковой жестокости
Жестокость подростков может зарождаться сразу по нескольким причинам, и негативное воздействие здесь оказывают как сами родители, так и окружение школьника.
Так, например, одной из основных причин подобной агрессии психологи называют равнодушие взрослых к проблемам ребенка. В подростковом возрасте школьник испытывает серьезное психологическое и эмоциональное давление, поэтому ему требуется поддержка близких людей. Однако, поглощенные карьерой и личными проблемами родители, порой игнорируют интересы своего чада. Не получив достойную поддержку и помощь, школьник замыкается в себе, выплескивая свои проблемы в реальную жизнь в виде вспышек необъяснимой агрессии. Причем жестокость ребенка порой проявляется не только по отношению к окружающим, но и по отношению к самому себе.
Еще одна причина жестокого поведения подростков по отношению к окружающим — негативное влияние среды, в которой ему приходится жить. Зачастую в семьях, где один из родителей страдает некой формой зависимости (алкогольной или наркотической), дети вырастают агрессивными и жестокими. Разумеется, это не касается каждого ребенка, вышедшего из неблагополучной среды, но негативный пример взрослых в любом случае оказывает то или иное негативное влияние на психику ребенка. Стараясь показать свое безразличие к сложившейся в семье ситуации, ребенок все чаще и чаще проявляет агрессивность к тем детям, которым больше повезло в плане семейного благополучия.
Агрессию ребенок может перенять и непосредственно от самих родителей. Если глава семьи часто занимается рукоприкладством, это становится серьезной причиной для зарождения жестокости в сердце подростка. В дальнейшем ситуация будет только ухудшаться, да и поведение школьника станет еще более вопиющим. Именно поэтому при наличии стимулов для развития жестокости, исходящих из семьи, ребенку стоит как можно быстрее обратиться к психологу. Профессиональная помощь поможет справиться с личностным кризисом, подавив чрезмерную агрессию.
Влияние круга общения на зарождение подростковой жестокости
Подростковая жестокость порой никак не связана с положением в семье. Часто случается так, что абсолютно благополучная ячейка общества выпускает в мир жестокого и крайне агрессивного подростка. Поведение школьника может измениться буквально за несколько недель: еще вчера ребенок казался послушным и ласковым, а сейчас никак не реагирует на ласку взрослых, проявляя невероятную агрессию.
В таких ситуациях проблема обычно кроется в изменении круга общения. Если школьник начал общаться не с самыми порядочными сверстниками, то он немедленно начнет перенимать их повадки. Иногда даже самые порядочные дети, попав в дурную компанию начинают проявлять жестокость по отношению к окружающим, учителям и родителям.
Еще одна причина зарождения подростковой жестокости — желание избавиться от прежнего имиджа. Иногда дети, которых обижают в классе и подвергают насмешкам, превращаются в настоящих агрессоров и диктаторов с глубокой внутренней травмой. Им необходима срочная помощь специалистов, а иначе модель поведения будет ухудшаться с каждым днем, что может в итоге привести к крайне негативным подростковым изменениям. Иногда такие забитые дети превращаются в беспощадных садистов по одной-единственной причине: они никогда не видели жалости со стороны окружающих.
Зачастую агрессия ребенка зарождается из-за конфликтов с преподавателями или первых неудач в любви. Детская психика, сформировавшаяся не до конца, оказывается неготовой к подобным ударам судьбы. В результате, агрессия оказывается лишь средством борьбы со своими комплексами. Если проблема продолжает развиваться, то общее поведение школьника ухудшается, а его агрессия по отношению к окружающим возрастает.
Прочие стимулы зарождения детской жестокости
Конечно,бывают случаи, когда детская жестокость начинает зарождаться в раннем возрасте, еще до поступления в школу, но такие случаи крайне редки и связаны с серьезными нарушениями психики. Чаще всего жестокость и агрессия, как черты детского характера, появляются именно в подростковом возрасте. Связано это с элементарными внутренними перестройками организма. Ребенок изменяется в психологическом и физиологическом смысле, что оборачивается комплексами и постоянными депрессиями. Дети внезапно сталкиваются со взрослым миром и приспосабливаются к нему при помощи повышенной и порой необоснованной жестокости.
Постоянные гормональные скачки приводят к тому, что дети буквально не способы контролировать приступы ярости, а это оборачивается проблемами в семье, недопониманием со стороны друзей.
Сейчас довольно часто психологи рассуждают на тему того, как современная культура влияет на увеличение уровня жестокости у подростков. Многие фильмы изобилуют откровенными и агрессивными сценами, а ролевыми моделями для детей становятся далеко не самые позитивные музыканты и актеры с порой неадекватным поведением. В результате, ровняясь на любимых персонажей из фильмов или на реальных актеров с неадекватным поведением, дети порой перенимают их привычки и нюансы поведения в обществе.
Сильно влияют на подростков и современные компьютерные игры. Их чрезмерная жестокость и гиперболизированная активность заставляет детей все время чувствовать напряжение и злость. Изучая этот вопрос, психологи неоднократно доказывали, что большая любовь к компьютерным играм и взрослым, агрессивным фильмам приводит к нарушениям в поведении ребенка. Подростки буквально не могут контролировать свою жестокость, что оборачивается плачевными результатами в плане их нормальной социализации.
Первые признаки зародившейся агрессивности заметить несложно: ребенок начинает хуже учиться, он уже не так охотно выполняет домашние задания и грубит родителям. Авторитет старших не кажется подростку непререкаемым, и это сказывается на общей модели поведения. Однако взрослые часто игнорируют эти первые признаки зарождающейся агрессии, списывая их на подростковый кризис. Именно поэтому жестокость, уже зародившаяся в сердце ребенка, продолжает развиваться беспрепятственно. Если сейчас взрослые не начнут заботиться о будущем психологическом состоянии младшего члена семьи, предотвратить его моральное разложение в будущем будет уже невозможно.
Намного проще бороться с детской жестокостью в том случае, если между ребенком и родителям воцарились доверительные, близкие отношения. В таком случае, маме и папе стоит поговорить с подростком, объяснить, что его поведение ранит окружающих и доставляет им много неудобств. На ранних этапах развития проблемы, подобная беседа еще может помочь.
Если же отношения между ребенком и взрослыми оставляют желать лучшего, придется обращаться к помощи профессионалов. Психологи знают, как аккуратно воздействовать на ролевые модели подростка, в корне изменяя его повседневное поведение. Постоянные беседы с подростком в итоге приведут к тому, что он откажется от беспочвенной жестокости и агрессии.
Зачастую зарождение данной проблемы связано с появлением чувств, которые раньше подростку были незнакомы. Так, например, если в семье появляется второй малыш, школьник может испытывать жгучую ревность, которая и выльется в повышенную жестокость. Выявив причину зародившейся проблемы, взрослым нужно постараться сделать старшего ребенка важной частью жизни младшего. Как только подросток осознает, что родители его все также любят и уважают, его чрезмерная агрессия сойдет на нет.
Зачастую из-за собственной занятости родители даже не стараются контролировать интересы своего чада не пытаются разговаривать с ним, вводя лишь беспочвенные ограничения. Не стоит забывать, что в подростковом возрасте дети стремятся к независимости, они всеми силами стараются доказать свою состоятельность, как личности. Вводя постоянные ограничения, взрослые добьются лишь того, что поведение ребенка продолжит ухудшаться. Чрезмерное давление со стороны окружающих выльется в настоящую волну ярости, справиться с которой порой бывает невозможно. Именно поэтому действовать нужно осторожно, день за днем доказывая ребенку свою любовь и стремление поддержать его.
Постепенно, по мере взросления, агрессия будет уходить на второй план, собственно, как и жестокость. Справиться самостоятельно с подобными внутренними демонами подростку бывает крайне сложно, поэтому замечательно, если рядом с ним окажутся понимающие родители, готовые поддержать в любой, даже самой спорной ситуации. Без соответствующего внимания к проблемами младшего члена семьи, его жестокость продолжит прогрессировать.
Детская агрессия — настоящий бич современного общества, и бороться с этой проблемой крайне сложно, особенно, если родители ребенка не заинтересованы в помощи ему. В возрасте 14-17 лет подростку требуется дополнительное внимание со стороны близких, и без него ребенок просто замкнется в себе, а уровень его жестокости будет расти день ото дня, ухудшая отношения и со взрослыми, и со сверстниками.
«Если подросток жесток, надо искать сбой в семейных отношениях»
Жестокость подростков бывает разовой – так они познают мир, проверяют границы дозволенного. И такие случаи взрослые не должны оставлять без внимания. Если же жестокость становится регулярной, причины надо искать в семейных отношениях, считает Петр ДМИТРИЕВСКИЙ, семейный психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» Московского городского психолого-педагогического университета:
— В последнее время средства массовой информации активно освещают пугающие инциденты, действующими лицами которых становятся подростки. Частота появления подобных материалов в СМИ ясно свидетельствует взрослому миру, что пускать на самотек развитие подростков достаточно опасно. Этот неспокойный возраст чрезвычайно неудобен для нас, поэтому желание взрослых отойти в сторону и дать подросткам как-то самим «перебеситься», чтобы затем принять их в наше достойное общество зрелыми и уравновешенными личностями, вполне естественно.
Но, похоже, без нашего участия процесс взросления может идти по какому-то поврежденному пути. Взрослому миру, быть может, не стоит включаться в жизнь подростков всем составом, но делегировать подготовленных к решению подростковых проблем родителей, педагогов, социальных работников и психологов, специализирующихся на подростковом возрасте – задача вполне посильная.
Причин подростковой жестокости может быть несколько. Мы все очень разные, поэтому каждый случай требует отдельного изучения. Бывает, что человек проявляет агрессию к кому-то из родственников, знакомых или животных разово. Такое поведение может быть частью его «исследовательской работы». Задача подросткового возраста – проверка границ этого мира, рамок дозволенного, проверка устойчивости общества и конкретных взрослых, установление причинно-следственных связей между явлениями. Из этого же интереса маленький ребенок может, к примеру, начать отрывать крылья бабочке. Здесь нет целенаправленной «аморальной» жестокости, есть любопытство, перед которым может временно меркнуть сочувствие, сострадание. Если взрослый столкнулся с такой ситуацией, ему важно оставаться устойчивым, не использовать детский стыд или страх отвержения как основную воспитательную стратегию. Наши привычные реакции типа «Как ты мог так поступить?» или «Раз так – ты не мой сын» вряд ли приведут к тому, что подросток станет более бережным к другим людям. Скорее, наоборот, породят бунт, протест или неуверенность в себе. Понимая потребности возраста, важно дать подростку четкую, но не унизительную обратную связь: рассказать о своей боли, злости, растерянности.
Исследование границ своего «я», научение способности постоять за себя, стремление к безопасности может также проявляться в разовых, ситуативных проявлениях жестокости. В этом случае необходимо предложить подростку другие формы обращения со своей агрессией: регулярные занятия спортом, посещения секций единоборств, участие в командных спортивных играх. В таких условиях дух борьбы, азарт, конкуренция облекаются в формы, которые, с одной стороны, приемлемы для общества, с другой — соответствуют задачам развития психики.
Третий аспект подростковой жестокости, который имеет связь с естественными законами возрастной психологии – это жестокость, проявляющаяся в группе. Даже взрослый в толпе начинает вести себя несвойственным для него образом, подчас вопреки своим собственным нравственным принципам. В определенных условиях человек, не склонный к насилию, может неожиданно продемонстрировать жестокость. По закону толпы происходит общее снижение интеллекта, снимается личная ответственность за содеянное. При этом мы знаем, что подростку чрезвычайно важно принадлежать группе сверстников, а страх оказаться вне группы, самому стать объектом насмешек сверстников может ситуативно толкать подростка на соучастие в действиях группы. При последующем разбирательстве один на один в кабинете психолога участники таких инцидентов зачастую выглядят достаточно растерянно, некоторые действительно не могут понять, как смогли оказаться участниками коллективных жестоких выходок.
Другой вопрос, в чем могут быть причины регулярной, повторяющейся жестокости у подростка? Если вы видите, что подросток вне зависимости от ситуации проявляет жестокость к самым разным людям, есть основания предположить, что, во-первых, у него внутри накопилось много злости, бунта, обиды, которая выплескивается «не по адресу», во-вторых, у него по какой-то причине оказался «сломанным» механизм, отвечающий за распознавание страданий другого человека — механизм сочувствия, сострадания. В этом случае необходимо разбираться, кто является истинным адресатом злости и как получилось, что «агрегат» сострадания не заработал.
Идеальным родителем быть невозможно. Все мы, взрослые, несем в себе последствия ошибок наших собственных родителей, несем последствия травм, полученных в детстве от сверстников и учителей, проживаем последствия природных или общественно-политических катаклизмов. Поэтому, естественно, некоторые наши слова или действия являются травматичными для наших детей. Здесь важно не «проваливаться» в вину и не отчаиваться, а узнать, понять ошибки, которые мы допустили, и с помощью специалистов найти способы их исправления. Если подросток демонстрирует многократное, намеренно жестокое поведение, в первую очередь принять меры должны окружающие его взрослые: во-первых, родители, во-вторых, педагоги и специалисты.
Родительская жестокость может иметь самые разные формы. Конечно, физические наказания, насилие в семье являются частной причиной воспроизведения такого поведения ребенком в подростковом возрасте. Ответить жестокому отцу ребенок не может, напряжение копится и возрастает, происходит смещение объекта, и вместо отца сдачу получают все слабые, кто попадается под руку: учащиеся младших классов, «ботаники», старики, животные.
Однако, следует иметь в виду, что жестокость может проявляться неосознанно и во вполне благополучных семьях в виде игнорирования природных потребностей ребенка. В младенчестве травма может возникнуть, если ребенок кричит, а мама очень долго не подходит, не реагирует. В более позднем возрасте травматичным может оказаться запрет или жесткое осуждение исследования окружающего мира: мама может проявлять чрезмерный страх или косвенно обвинять в предательстве ребенка, проявляющего интерес к чему-то или кому-то помимо мамы. Проходит время и важнейшей потребностью ребенка становится создание какого-то своего продукта: ему нужно что-то нарисовать, слепить, исполнить. В этот период жестоким будет высмеивание, осуждение ребенка. Казалось бы, что тут страшного — ребенка же никто физически не наказывает? Однако с точки зрения закономерностей развития психики, повторяющиеся травмирующие слова и оценки могут наносить существенный ущерб. Если такие вредные воспитательные стратегии в семье практикуются систематически, ребенок постепенно научается быть нечувствительным не только к собственной боли, но и к боли другого человека.
При обнаружении жестокости у подростка необходимо обратиться к семейным психологам и вместе придумывать, как перестроить систему взаимоотношений в семье, чтобы в ней учитывались жизненно необходимые потребности друг друга. Понимаю, что обращение за внешней помощью всегда связано с некоторым смущением: вот все поймут, что у нас проблемы, и осудят. Но профессиональный психолог не будет требовать ни от кого совершенства, не будет искать виноватого. Его задача – построить доверительные, уважительные, безопасные отношения с каждым из членов семьи и предложить свою помощь в совместной работе по исправлению ошибок и построению в семье диалога. Если подросток получает навык прямого озвучивания своих потребностей, если в семье становится принято обсуждать, а не игнорировать проблемы, принято просить прощения, если кто-то неправ, принято замечать друг друга, то и причин для проявления жестокости будет со временем становиться все меньше и меньше.
Если говорить о реакции на жестокость на уровне социальных институтов, то навыку видеть и понимать другого подростки могут научиться в ходе мероприятий, проводимых в рамках восстановительного подхода в социальной работе. Примером таких мероприятий является встреча лицом к лицу правонарушителя и потерпевшего в ходе судебного разбирательства – восстановительное правосудие. К сожалению, на сегодняшний день наша система реагирования на правонарушение построена таким образом, что основной акцент делается на отношениях между государством и правонарушителем. Государство решает, какое наказание применить, нарушитель ищет аргументы в свое оправдание. Важнейший участник события – жертва – оказывается практически выключен из общего процесса. Благодаря распространению восстановительных программ оказывается возможной встреча непосредственных участников инцидента, жертва получает возможность рассказать своему обидчику о своем страхе, стыде, обиде, злости. Подросток, проявивший жестокость, отвлекается от борьбы с государством и получает возможность увидеть другого, понять, прочувствовать его переживания. Опыт показывает, что рецидивы в таких случаях происходят гораздо реже, чем при традиционной карательной процедуре.
Имеет ли эта жестокость те же причины, что и потрясшая всех череда подростковых самоубийств? Притом, что у каждого из этих двух явлений есть своя специфика и свои особенности, в корне обоих лежит жестокость. Просто в одном случае эта жестокость направлена в сторону другого человека, а в другом — в сторону самого себя. В обоих случаях необходимо рассматривать, был ли в опыте подростка длительный опыт жестокости, направленной на него со стороны окружающих людей. Еще раз подчеркну, что, во-первых, жестокость может проявляться не только в виде физических наказаний, но и в форме игнорирования жизненно важных психологических потребностей, и, во-вторых, родителям и педагогам в этом случае нужно заниматься не столько самобичеванием, сколько конструктивным поиском новых форм взаимодействия с подростком, способов скомпенсировать допущенные осознанно или неосознанно ошибки, не стесняться обращаться к психологам, специализирующимся на подростковом возрасте.
Одной из проблем современного общества является подростковая жестокость , которая порой приводит к страшным последствиям. ТопГород попробует разобраться, где рождается жестокость подростков и что делать, чтобы ребенок вырос добрым и человечным.
Все чаще мы можем наблюдать подростковую жестокость по отношению как к людям, так и к животным . Ежегодно случаи проявления агрессии и жестокости подростков учащаются. Избиение сверстников, издевательство над животными, ругань с близкими и так далее - все эти действия могут перерасти в настоящие преступления.
Причины, которые порождают в ребенке жестокость, могут быть разными . Самые главные из них кроются в семье и в обществе. Подростковая жестокость появляется в неблагополучных семьях, окружении подростка, в школе. Немалое влияние оказывают также средства массовой информации.
По словам социологов, за последнее десятилетие характер общения подростков между собой кардинально изменился. Девочки стали более жестокими, чем мальчики . В школах все чаще можно встретить хамство и неуважение. Подростки не стесняются «посылать» друг друга по поводу и без повода, считая такое поведение вполне нормальным.
Причин хамства подростков несколько: заниженная самооценка, подражание старшим либо бедный словарный запас . Особенно жестокими и злобными являются подростки, самооценку которых подавляют дома. Поэтому такими же методами ребенок пытается завоевать авторитет.
Со временем подростковая жестокость превращается в норму. Подросток уже не видит другого способа завоевать уважение сверстников, кроме как хамить, издеваться и драться.
«Культ жестокости» процветает в современных школах . Часто подростковая жестокость проявляется, когда подростки объединяются в группы. Такое объединение является социально опасным, ведь для таких подростков нет ничего невозможного, они готовы сметать все на своем пути, превращаясь в итоге в преступников.
По результатам исследований, подростковая жестокость зависит от состояния матери после родов . Чем дольше мать пребывает в послеродовой депрессии , тем больше вероятности того, что ребенок вырастет жестоким. Также стимулятором жестокости подростков является одиночество. В семьях, где родители заняты работой, личными отношениями, где их часто не бывает дома, ребенок растет без общения и внимания. Он не умеет спорить, проигрывать, соперничать. Единственный правильный способ победить соперника - это подавить его. Эту же стратегию в достижении желаемого результата выбирают дети, которым ни в чем никогда не отказывали.
Подростковую жестокость может спровоцировать любое слово родителей, учителя или сверстника . Выросшие в неблагоприятных семьях дети очень редко становятся нормальными людьми. Их озлобленность и агрессивность с каждым годом будет лишь увеличиваться. Так и появляется подростковая жестокость. В результате ребенок может либо пойти по преступному пути, либо по пути своих родителей, выстроив свою жизнь по их примеру.
Подростковая жестокость таит в себе огромную опасность . Множество страшных преступлений совершают именно подростки. Только мы можем помочь детям стать нормальными людьми, которые знают, что такое любовь, доброта, милосердие и уважение, подарив им заботу, внимание и любовь.