Конспект занятия по развитию связной речи. Конспект занятия по формированию связной речи
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Русская народная сказка в обработке А.Н. Афанасьева «Лиса, заяц и петух»
Тема: Пересказ и инсценировка русской народной сказки в обработке А.Н. Афанасьева «Лиса, заяц и петух».
Цель: Учить детей пересказывать.
Обучающие задачи:
Учить составлять распространенные предложения.
Учить образовывать из слов предметов слова признаки при помощи суффикса.
Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.
Развивающие задачи:
Развивать активный предметный и признаковый словарный запас.
Развивать память.
Развивать общую моторику.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к праздникам.
Воспитывать умение выслушивать друг друга.
Коррекционные задачи:
Устранять аграмматизмы в распространенном предложении.
Предварительная работа: Беседа о профессии актера в театре.
Словарная работа: лубяная, избенка, кринка, заулочки.
Ход занятия.
I. Организационный момент . (Дети с логопедом заходят в группу)- Ребята, что необычное вы заметили в группе? (на стульях разложены атрибуты и костюмы героев сказки).
- Ребята, сегодня мы с вами будем участвовать в спектакле по русской народной сказки «Лиса, заяц и петух» и здесь для вас приготовлены костюмы для выступления. Но сначала, как все актеры театра мы должны познакомиться со сценарием и порепетировать.
II. Основная часть.
Чтение сказки.
Ребята, послушайте русскую народную сказку «Лиса, заяц и петух» в обработке А.Н. Афанасьева.
Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна - у лисицы растаяла, а у зайчика стоит по-старому. Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала. Идет дорогой зайчик да плачет, а ему навстречу собаки: «Тяф, тяф, тяф! Про что, зайчик, плачешь?» А зайчик говорит: «Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала». - «Не плачь, зайчик! - говорят собаки. - Мы ее выгоним». - «Нет, не выгоните!» - «Нет, выгоним!» Подошли к избенке: «Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!» А она им с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!» Собаки испугались и ушли.
Зайчик опять идет да плачет. Ему навстречу медведь: «О чем, зайчик, плачешь?» А зайчик говорит: «Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала». - «Не плачь, зайчик! - говорит медведь. - Я выгоню ее». - «Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь». - «Нет, выгоню!» Пошли гнать: «Поди, лиса, вон!» А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!» Медведь испугался и ушел.
Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу бык: «Про что, зайчик, плачешь?» - «Отстань, бык! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала». - «Пойдем, я ее выгоню». - «Нет, бык, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал - не выгнал, и ты не выгонишь». - «Нет, выгоню». Подошли к избенке: «Поди, лиса, вон!» А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!» Бык испугался и ушел.
Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу петух с косой: «Кукуреку! О чем, зайчик, плачешь?» - «Отстань, петух! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала». - «Пойдем, я выгоню». - «Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал - не выгнал, бык гнал - не выгнал, и ты не выгонишь». - «Нет, выгоню!» Подошли к избенке. «Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» А она услыхала, испугалась, говорит: «Одеваюсь...» Петух опять: «Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» А она говорит: «Шубу надеваю». Петух в третий раз: «Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» Лисица выбежала; а петух стал с зайчиком жить да поживать да добра наживать.
Вот тебе сказка, а мне кринка масла.
Вопросы.
1. Почему лиса выгнала зайчика?
2. Почему зайчик плакал?
3. Куда зайчик пошел, когда его выгнали?
4. Кто ему сначала пытался помочь?
5. А после собак, кто хотел помочь зайчику?
6. А после медведя, кто хотел помочь зайчику?
7. Затем после быка, кто хотел помочь зайчику?
8. Что отвечала всем лиса?
9. Кого испугалась лиса?
10. Добро или зло победило в сказке?
Динамическая пауза.
Утром дети в лес пошли (ходьба на месте)
И в лесу грибы нашли, (размеренное приседание)
Наклонялись, собирали, (наклоны вперед)
По дороге растеряли. (разведение рук в стороны)
Мама дальше всех пошла, (ходьба на месте)
Больше всех грибов нашла.
Раз – грибок, два – грибок, три – грибок, (наклоны вперед)
Вот и полон кузовок. (вытягивание рук вперед).
Игра-театрализация.
Дети, я предлагаю вам почувствовать себя настоящими актерами.
Сейчас мы распределим роли, и когда я буду рассказывать сказку, которую вы сейчас послушали, вы будете изображать героев. (распределение ролей).
Обыгрывание истории. (Автор взрослый). (Обыгрывание можно повторить, поменяв роли и предложить ребенку быть автором).
Пересказ истории по опорным картинкам.
Детям предлагается серия картинок сказки, но в хаотичном порядке.
Ребята, посмотрите, картинки перепутались, разбейтесь на пары, кто из вас сможет разложить их по порядку, (предложить каждой паре набор картинок).
Дети раскладывают по порядку и рассказывают пересказ по опорным картинкам русскую народную сказку.
III. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Что вы сегодня нового узнали? Спасибо вам, ребята, за ваши пересказы.
Конспект занятия
по развитию связной речи
для подготовительной к школе группы на тему:
"Составление описательного рассказа с использованием схемы".
Составила:
Рязанова Н. В.,
Воспитатель МКДОУ «д/с №26»,
г. Еманжелинск
2016 г
Цель: Формировать навыки связной речи у детей.
Задачи:
· Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.
· Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.
· Упражнять в употреблении в речи существительных, глаголов, в подборе слов-действий.
· Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование:
· демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; их инструменты.
· схема для составления описательных рассказов; мяч.
Предшествующая работа:
· Беседы «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», «Моя мечта».
· Чтение В.Маяковский «Кем быть?».
· Игра «Загадки о профессиях».
· Игра « Кто, что, для кого?».
· Игра «Доскажи словечко».
Ход занятия .
Воспитатель:
Ребята, нам сегодня утром почтальон принес письмо. Хотите, узнать от кого письмо.
«Здравствуйте, ребята, пишет вам Незнайка. Я со своими друзьями живу в Цветочном городе. У моих друзей разные профессии и у них получился спор, чья профессия лучше и важней. Помогите, пожалуйста, решить эту проблему. В письмо я вложил картинки с профессиями и заданиями».
1. Игра «Отгадай названия профессии».
По мере отгадывания показываются картинки с изображением людей разных профессий.
- Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? (Доктор)
- Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? (Пожарный)
- Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет? (Шофер)
- Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? (Повар)
- Кто вас с ножницами встретит, пышно локоны завьёт? (Парикмахер ).
- Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины? (Строитель)
- Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает? (Полицейский)
- Кто вас в садике встречает, сказки добрые читает? (Воспитатель).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.
2. Игра «Исправь ошибку».
(Воспитатель зачитывает, а дети исправляют)
· Повар лечит, а врач готовит.
· Строитель стрижет, а парикмахер строит.
· Полицейский тушит, а пожарный арестовывает.
· Маляр рисует, а художник красит.
· Космонавт ездит, а шофёр летает.
Воспитатель: Молодцы!!!
Вставай в круг ребята, мы поиграем в другую интересную игру.
3. Игра с мячом «Кто, где работает?».
Рабочий – на фабрике, учитель – в школе, повар – в столовой, строитель – на стройке, доктор – в больнице, портной – в ателье, продавец – в магазине, парикмахер – в парикмахерской, пожарный – в пожарной команде, полицейский – в участке, воспитатель – в садике.
Воспитатель: Молодцы, проходим на стульчики.
4. Игра «Кому, что нужно для работы?».
(Нужно выбрать инструменты для определенной профессии).
– доктору нужен градусник, шприц, фонендоскоп;
– полицейскому нужна рация, оружие, наручники;
– парикмахеру нужны ножницы, расчёска, фен;
– повару нужно половник, кастрюля, ножик;
– строителю нужно молоток, мастерок, дрель.
Физкультминутка.
Много профессий | Руки на поясе – повороты туловища вправо- |
О них поговорим сейчас: | Развести руки в стороны. |
Вот швея рубашки шьет, | Движения воображаемой иглой. |
Повар варит нам компот, | «Мешаем» поварешкой. |
Самолет ведет пилот - | Руки – в стороны, |
На посадку и на взлет. | Опускают их вниз, поднимают вверх. |
Доктор ставит нам уколы | Скрестить ук. пальцы над головой. |
И охранник есть у школы. | Руки – согнуты в локтях «силовой жест» |
Каменщик кладет кирпич, | Попеременно кладет кисти рук одна на другую |
А охотник ловит дичь | Делают бинокль из пальчиков. |
Есть учитель, есть кузнец, | Загибают пальцы, перечисляя профессии |
Балерина и певец. | |
Чтоб профессии иметь, | Разгибаем пальцы. |
Надо много знать, уметь | Повороты кистями (тыльная сторона ладошки). |
Хорошо дружок учись! | Погрозить пальчиком. |
И, конечно, не ленись! | Отрицательное движение указательным пальцем. |
5. Игра «Кем ты будешь?». Дети отвечают предложением:
– Я хочу быть строителем, буду строить дома, школы.
– Я хочу стать поваром, буду готовить вкусную еду.
6. Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме.
· Название профессии.
· Место работы.
· Что делает человек данной профессии.
· Спецодежда. Головной убор.
· Что нужно ему для работы.
Воспитатель предлагает рассмотреть схему и уточняет с детьми последовательность рассказывания.
Образец рассказа: Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые модные прически. Он носит специальный фартук. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи. Я людей этой профессии уважаю.
(Самостоятельные рассказы детей).
7. Итог занятия.
Какие профессии вы сегодня узнали?
Ребята, как вы думаете, какая профессия самая лучшая и нужная?
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи.
Тема: пересказ текста описательного характера с опорой на графические схемы.
Цель: сформировать умение пересказывать текст описательного характера с опорой на графические схемы - части изображения предмета.
Задачи:
Развивать активный и пассивный словарь;
Совершенствовать навыки фонематического анализа;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная презентация, рабочие тетради на каждого ребенка, контурное изображение березы, ее цветные части.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед читает стихотворение:
У каждого дома
Вдоль нашей деревни
Раскинулись ветви.
Большие деревья.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайды и назовите деревья, изображенные на них. Выделите в слове последний звук, определите гласный он или согласный.
2. Введение в тему. Работа с однокоренными словами.
- Отгадайте загадку:
Русская красавица стоит на поляне.
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
О каком дереве сегодня будем говорить? (о березе). Запишите тему занятия в тетрадь.
Отгадайте «заколдованные слова», вставьте в слово - корень «БЕРЕЗ», прочитайте получившееся слово. Объясните значение слова.
Онька (маленькая береза)
Овый (лист, прут)
Няк (лес, где растут только березы)
под ________ овик (гриб, который растет под березой)
3.Работа с текстом «Береза».
Логопед выставляет контурное изображение березы на доску и просит одного из детей прочитать текст.
Возле нашего дома растет береза.
Ствол у нее стройный, кора на нем гладкая, белая. С черными пятнами.
Веточки тонкие, гибкие, опущены вниз.
Листочки у березы круглые, с зубчиками по краям, блестящие и клейкие.
Березку называют стройной, белоствольной, кудрявой красавицей.
Объясните, ребята, что значит:
ГИБКИЕ ВЕТОЧКИ - … (ветки, которые хорошо гнутся);
КЛЕЙКИЕ ЛИСТОЧКИ - … (липкие листочки, как будто намазаны клеем)
Что сначала описывается в тексте? (ствол)
Прикрепите цветное изображение ствола дерева к контурному.
Какой у березки ствол? (стройный, кора гладкая, белая, с черными пятнами)
Что затем описывается у березки? (веточки). Прикрепите цветное изображение веток дерева к контурному.
Какие у березки ветки? (тонкие, гибкие, опущены вниз).
Что описывается затем? (листочки). Прикрепите цветное изображение листьев дерева к контурному.
Какие у березы листья? (круглые, с зубчиками по краям, светло-зеленые, блестящие, клейкие).
Что описывается затем? (общий вид: стройная, белоствольная, кудрявая красавица).
Логопед, показывая на части березы, предлагает детям вспомнить имена прилагательные.
Дети записывают в тетрадь части березы и имена прилагательные.
4. Физпауза на общую моторику. «Деревья».
Дети повторяют движения за логопедом.
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки.
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Руки на месте лежат.
5. Пересказ текста с опорой на картинки, графические схемы (части изображения).
Дети пересказывают текст у доски, показывая последовательность пересказа по графическим схемам - частям изображения березки.
6. Итог. Рефлексия.
Что вы узнали сегодня на занятии о березке?
Какое задание было самым интересным?
Если занятие было полезным и вам все понятно – прикрепите на березку зеленый листок.
Если занятие было для вас трудным и многое неясно – красный листок.
7. Домашнее задание. Выучить стихотворение о березе.
Неганова Светлана Фаритовна
Должность:
Учитель–логопед
Учебное заведение:
МАДОУ №3
Населённый пункт:
р.п. Приютово Республика Башкортостан
Наименование материала:
Статья
Тема:
"Структура занятия по развитию связной речи"
Дата публикации:
22.04.2018
Раздел:
дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 "Алёнушка" р.п. Приютово
муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
СООБЩЕНИЕ
на тему:
Структура занятия по развитию связной речи.
Выполнила:
учитель - логопед
Неганова С.Ф.
Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности.
"Развитие
связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка" (Л.С.
Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев)
Овладение связной устной речью –
важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Основной формой логопедических занятий по развитию связной речи являются
фронтальные, которые проводятся один раз в неделю. Фронтальное занятие по
развитию связной речи является своеобразным итогом проведенной совместно с
воспитателями группы работы за неделю по каждой заявленной лексической теме.
Логопед проводит фронтальное занятие в конце недели, оценивает речевую активность
детей, проверяет их ориентацию в лексическом материале и отмечает успехи и
трудности. На фронтальных занятиях широко используется демонстрационный
материал: сюжетные картины и серии сюжетных картин, предметные картинки,
опорные картинные и рисуночные планы, схематичные рисунки.
Виды занятий по развитию речи
1 – составление пересказа текста
2 – составление рассказа по сюжетной картине или картине известного
художника
составление рассказа по серии сюжетных картин
4 - составление описательного рассказа
5 – составление пересказа с элементами драматизации
6 – составление творческого рассказа
Основной задачей этих занятий является обучение детей самостоятельному
высказыванию.
Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных
или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах
деятельности.
Процесс планирования занятий начинается с определения цели и задач, которые
должны быть четко сформулированы.
Так же следует:
отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели
занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к
речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается
ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);
Обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и
взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;
Подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного
закрепления нового материала;
Включить в занятие разнообразные игровые и дидактические
упражнения;
Предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном
подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную
деятельность;
Включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.
Структура занятий по обучению связной речи детей с общим недоразвитием
речи строится на типичных методиках по дошкольному образованию Тихеевой
Е.И., Ушаковой О.С., Жуковой Н.С., Чиркиной Г.В.
Структура фронтальных занятий включает три базовые части.
I. Оргмомент
Эта часть фронтального занятия помогает логопеду настроить детей на работу,
активизировать их словарный запас и внимание. Также в этой части можно
предложить детям вспомнить и закрепить пройденный на предыдущих занятиях
речевой материал. Используется беседа с включением подготовительных
упражнений, методы и приемы, мобилизующие познавательный потенциал:
Ритуальные приветствия.
Использование упражнений на концентрацию внимания, игры на сплочение
коллектива.
Эмоциональный настрой.
Речевые игры с мячом.
Психогимнастика.
II. Основная часть занятия
Эта часть занятия состоит из нескольких подчастей, среди которых можно
выделить следующие:
Введение в тему.
Педагог должен мотивировать детей на включение предстоящую деятельность
при помощи проблемной или игровой ситуации. Учитель-логопед подводит детей к
цели занятия: Например, дети находят письмо и узнают, что осень приглашает к себе
в гости. В этой части целесообразно использовать отгадывание и загадывание загадок
о персонажах. А также включить упражнения Например: При пересказа детьми
рассказа В. Бианки "Хвосты" можно провести игру "Угадай, чей хвост?, чья голова?".
Перед ребенком ставится задача: "Животные потеряли все свои хвосты. Что же
Знакомство с текстом рассказа или содержанием сюжетных картин.
Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию
текста . Моделирование связного рассказа.
Эта подчасть является самой информативной. Логопед знакомит детей с
небольшими текстами литературных произведений (различных русских
народных сказок или сказок и рассказов детских писателей), предлагает детям
рассмотреть сюжетные картины или серию сюжетных картин. А затем -
просит детей ответить на ряд вопросов по содержанию прочитанного текста
или картины. Логопед должен постепенно приучать детей давать полные
ответы на вопросы, используя прием повторения в начале ответа части вопроса.
На данном этапе можно применять методику моделирования сюжета с
помощью условно-наглядной схемы.
Глухов В.П. для ее составления использует размещенные на штативе блоки-
квадраты, обозначающие отдельные фрагменты рассказа.
Ткаченко Т.А. в своей методике использует опорные сигналы, это
схематические картинки.
Т. В. Большева предлагает в качестве наглядности использовать
мнемотаблицы и мнемодорожки.
Словарная работа.
Учитель-логопед обращает внимание детей на незнакомые слова в тексте,
объясняет их значение. Здесь можно использовать прием исследования
слова. (как добыть информацию: подумать самому, спросить у взрослого,
Физкультурная минутка.
Для большинства детей характерно снижение работоспособности. Под
влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных
психических процессов - памяти, внимания, восприятия, мышления. Дети с
удовольствием выполняют упражнения, имитируя перечисленные действия в
соответствии с текстом, который зачитывает педагог.
Актуализация знаний
Логопед читает текст с установкой детей на пересказ и на самостоятельное
составление наглядной схемы; Обращает внимание детей на последовательность
рассказа по картине, применяет прием "Вхождение в картину", схемы описательных
рассказов.
Составление устного связного монологического высказывания детьми.
Логопед предлагает детям самостоятельно составить пересказ, рассказ по серии
картин или рассказ по сюжетной картине, с обязательной наглядной опорой.
Также есть серия фронтальных занятий, на которых дети составляют пересказ
по следам прочитанной сказки, с элементами драматизации и использованием
различных предметов. Эти занятия очень нравятся детям. Они помогают каждому
ребенку по желанию принять участие в знакомой сказке и сыграть по-своему
выбранную роль сказочного персонажа. Очень важно, с каким настроением логопед
слушает рассказы детей. Радостное, заинтересованное, восторженное настроение и
отношение взрослых удивительно помогает самому застенчивому и неуспевающему
воспитаннику. И наоборот - недовольное, напряженное выражение лица педагога
могут парализовать выступление самого способного ребенка.
III. Подведение итогов занятия
После выполнения всех заданий и упражнений основной части педагог вместе
с детьми анализирует рассказы детей, отмечает такие качества как полнота,
последовательность передачи содержания, смысловое соответствие тексту,
картине и серии картин. Особенно обращает внимание детей на удачное
использование средств образной выразительности, проявление элементов
творчества.
В заключении дети обсуждают с педагогом результаты работы и те трудности,
которые возникли при выполнении заданий. Логопед может задавать вопросы:
интересного вы сегодня узнали?», «Что было для вас самым сложным?» Также
необходимо обязательно похвалить и поблагодарить всех детей за участие в работе.
Организация: МБДОУ детский сад комбинированного вида №70
Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волжский
Образовательные цели:
закрепление знания признаков осени, представлений о перелётных птицах, обобщающего понятия «перелётные птицы»;
расширение, уточнение и активизация словаря по теме.
Развивающие цели:
развитие речевой активности, связной речи при составлении описательного рассказа, используя схему Ткаченко, слухового и зрительного внимания, мышления, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.
Воспитательные цели:
формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;
воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
Предметные картинки перелётных птиц, картинки с изображением перелётных птиц «ошибка художника», мольберт, схема Ткаченко, цветные карандаши, мяч.
1 Организационный момент (мотивация)
(дети стоят возле стульчиков)
Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,
Руку правую подали, руку левую пожали,
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься?
Дети: Все готовы заниматься,
Будем очень мы стараться.
(садятся на стульчики).
2 Введение в тему (развитие связной речи по схеме Ткаченко)
- Какое сейчас время года? (Осень)
- Осень какая? (Поздняя)
- Назовите признаки поздней осени.
- Как одним словом можно назвать птиц, которые улетают в тёплые края?
- Назовите перелётных птиц.
Дидактическая игра «Продолжи предложение»
Первыми улетают на юг птицы, которые питаются… (насекомые прячутся)
Кукушка не высиживает своих птенцов… (не вьёт себе гнезда)
Все люди любят слушать соловья… (красиво поёт, заливается)
Последними улетают птицы… (замерзают водоёмы)
Весной птицы возвращаются назад… (выводить птенцов)
Птиц называют друзьями человека… (радуют своим щебетаньем, сохраняют урожай)
- Встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать мяч каждому из вас, а вы мне будете возвращать его с ответом.
Дидактическая игра «Подбери действие»
Птицы что делают? (летают, вьют гнёзда, поют, клюют, ловят насекомых, кормят птенцов, откладывают яйца).
Дидактическая игра «Назови ласково»
Птица - перо - хвост - птенец - клюв - журавль –
Дидактическая игра «Скажи одним словом»
У цапли длинные ноги. Она какая?
У аиста длинный клюв. Он какой?
Ласточка любит тепло. Она какая?
У стрижа острые крылья. Он какой?
У гуся красные лапы. Он какой?
- Молодцы. Вы уже много знаете о перелётных птицах. Подойдите к столу и возьмите каждый по предметной картинке перелётных птиц (садятся на стульчики). Сегодня мы будем составлять описательный рассказ о перелётной птице по схеме (Ткаченко) (Первый описательный рассказ – образец воспитателя).
3 Составление описательного рассказа о перелётной птице по схеме Ткаченко.
Динамическая пауза «Игра – подражание»
Вокруг себя повернись и в … (цаплю, ласточку, утку, детей) превратись.
4 «Художественное творчество» Поможем птицам улететь в тёплые края.
На столе предметные картинки перелётных птиц с недостающими частями тела (клюв, крыло, лапки и т.д.)
- Ребята, давайте их дорисуем и поможем птицам улететь в тёплые края.
5 Пальчиковая игра «Выпустим птицу»
Накрыть ладонью с широко расставленными пальцами рисунок с птицей (клетка), поочерёдно приподнимать пальцы, выпустить птицу, произнося слова «Я из клетки выпущу… (название птиц).
Пока дети рисуют, воспитатель беседует с детьми о перелётных птицах.
- Ребята, а как же птицы находят дорогу на юг и обратно?
- Птицы улетели и вернутся они к нам когда? (весной)
- Ребята, а что произойдёт, если птицы не вернутся к нам весной? (ответы детей). Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить семена ягод и растений. Мы никогда не услышим их чудесных песен. Спасибо вам, наши верные друзья – птицы, за то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.
Запомни
Оказывается, одни птицы улетают ночью, другие днём, Перед полётом они едят больше обычного, нагуливают жирок – в полёте им подкрепиться негде. Ориентируются они на звёзды, если облачно и звёзд не видно, то ориентируются на магнитные колебания земли. Птицы улетают по одной или группой. Как называется группа птиц? (стая)
Гуси, утки, лебеди – улетают вереницей.
Ласточки, грачи, скворцы – стаей.
Журавли – клином.
Кукушки – поодиночке.
Итог занятия
- О чём мы сегодня беседовали на занятии?
- Что интересного и нового вы узнали?
- Как птицы находят дорогу в тёплые края и обратно?
Список использованной литературы:
1.В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»
Подготовительная группа.
2.С.И.Карпова В.В.Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7лет»
3.Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет»
4.Т.Г.Кислова «По дороге к азбуке»(Методические рекомендации)
5.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»под редакцией Н.Е.Вераксы Т.С Комаровой М.А Васильевой.