Конспекты занятий на новый год. Конспект НОД для детей средней группы детского сада на тему: Новый год
Цель:
Задачи:
Развивать связную речь;
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Что такое Новый Год?»
Чебунина М.И., воспитатель
МБДОУ № 7 «Незабудка»
Цель: расширить знания детей об истории праздника Новый год;
Задачи:
- обогащать словарный запас, активизировать речь.
Развивать память, логическое мышление, быстроту реакции;
Закрепить умение составлять описательные рассказы;
Развивать связную речь;
Воспитывать в детях доброжелательность, отзывчивость, стремление оказать помощь.
Предварительная работа: беседы о семейных праздниках, рассматривание сюжетных картин на новогоднюю тематику, разучивание стихотворений про Новый Год, оформление группы к Новому Году.
Оборудование для детей: сюжетные картинки на новогоднюю тематику, картонная ёлка, 5-7 изображений ёлочных игрушек, старинные игрушки («бабушкин сундучок»), Дед Мороз игрушечный.
Оборудование для педагога: аудиозапись, магнитофон, портрет Петра Первого, кроссворд с пустыми клетками, сувениры.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Звучит песня «Что такое Новый Год»
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Вы самые лучшие дети на свете. Я вас сегодня приглашаю в сказочную страну, но для начала вам нужно отгадать загадку:
Он приходит в зимний вечер
Зажигать на ёлке свечи!
Он заводит хоровод,
Это праздник - …
Молодцы, правильно ответили!
И вот мы в сказке. Скажите, ребята, а что это за праздник такой, Новый Год? (ответы детей).
Входит дед Мороз и приносит аудиописьмо.
Ребята, Дед Мороз к нам пришёл не просто так, он принёс нам аудиописьмо. Предлагаю вам послушать его, только внимательно, ведь с его помощью мы побываем в прошлом. (включаю аудиозапись с историей Нового Года).
В Древней Руси в языческие времена Новый год связывался с божеством Колядой и праздновался в день зимнего солнцестояния - 22 декабря.
В канун праздника славянские девушки убирали в доме. Выметая мусор, они следили, не попадется ли им хлебное зернышко - это обещало им жениха. Дети, наряженные козами, коровами и другими животными, ходили по дворам и пели "колядки". В древности это были магические заклинания для благополучия в домах. Хозяева щедро раздавали детям подарки, ведь отказать им было нельзя. На Руси считалось, что, как встретишь Новый год, так его и проведешь. Поэтому в этот день старались не делать тяжелую и грязную работу, надевали самую красивую одежду, накрывали богатый стол. А вот традиция отмечать Новый год 1 января появилась в России когда император Петр I издал указ, в котором говорилось, что Новый год необходимо отмечать 1 января. Тогда же после указа Петра I о праздновании Нового года по европейскому образцу ель стала официальным символом новогоднего праздника. По царскому указанию москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, можжевельника и ели. Интересно, что первоначально на Новый год украшали деревья конфетами, фруктами, орехами и даже овощами. Обычай наряжать елку появился позже - в середине XIX века. Впервые наряженная ель засветилась огоньками в 1852 году в Петербурге. Карнавальные маски под Новый год в России появились в начале XVII века, когда был устроен первый пышный маскарад.
Вот, ребята, мы с вами познакомились с тем, как раньше на Руси праздновали Новый Год.
Физминутка «Ну а снег летит, летит…»
Ели за окном стоят,
В небо синее глядят. (Потягивания - руки вверх.)
Ветки в стороны торчат, (Потягивания - руки вперёд.)
Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Белки прыгают по ёлкам,
Собирают белки шишки.
Не пугают их иголки -
Белки - ловкие малышки. (Прыжки.)
Мы под ёлками сидим
И на белочек глядим. (Присели.)
Ветер дует ледяной (Дети машут руками.)
И вздымает снега тучу.
Он суровый и могучий. (Дети крутят руками.)
Зайцы прячутся в кустах.
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит, (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа. (Потягивания - руки в стороны.)
Солнце светит в небесах. (Потягивания - руки вверх.)
Скачет по полю лиса. (Прыжки.)
Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.)
И домой к себе вернёмся. (Дети садятся.)
В нашей сказочной стране нас ждёт много сюрпризов и заданий, и сейчас, ребята, мы проверим, что вам запомнилось. И если вы слушали внимательно, то вам не составит труда решить вот такой кроссворд. Но прежде, я попрошу вас разбиться на 2 команды. (жеребьевка)
Вопросы по горизонтали: 1. Это божество было связано с Новым Годом. 2. Имя императора, который приказал праздновать Новый Год 1 января.
Вопросы по вертикали: 1. Он был устроен очень пышным, с карнавальными масками. 2. Она стала символом Нового Года. 3. То, что раздавали детям, за исполнение колядок. 4. Так раньше называлось наше государство.
Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с этим заданием. А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру, но сначала вы должны отгадать загадку:
Стройная,пушистая,
Зеленые иголки.
Вся в шарах и бусах
Праздничная … (ёлка)
Д/и «Украсим ёлочку»
Цель: учить детей правильно описывать ёлочную игрушку, развивать умение выделять наиболее характерные признаки предмета, развивать зрительное восприятие, мышление, расширить и активизировать словарь по теме, развивать связную речь.
Д/и «Чего не стало»
Цель: учить называть игрушку, спрятанную воспитателем, из 5 - 6 предметов, развивать умение точно давать характеристику данного предмета, называя его характерные особенности, развивать внимание, память, связную речь.
Предлагаю ребятам рассмотреть старинные игрушки, потом закрыть глаза. А потом сказать, какой игрушки не хватает.
Ребята, мы с вами увидели, как раньше встречали Н.Г. А теперь скажите мне: как этот Новый Год будете встречать вы? Многое ли изменилось? (ответы детей)
Ребята, наше путешествие по сказочной стране подошло к концу. Скажите мне пожалуйста, что вам запомнилось сегодня больше всего? Что вам понравилось? (Ответы детей).
Новый Год – праздник подарков, и чтобы наше настроение оставалось хорошим, я хочу подарить вам подарочки! (раздаю сувениры).
Рассказ воспитателя
А вот одну историю я вам сейчас расскажу.
Слушайте внимательно. В ночь, перед Новым годом в лесу собрались лесные жители. Они решили послать самого храброго Зайца к Деду Морозу с письмом, в котором просили прислать им на праздник красивые игрушки на ёлку и подарки.
Отправился Заяц в далёкое путешествие к Деду
Морозу. Но Волк и Лиса решили отобрать у Зайца
письмо.
«Может нам Дед Мороз игрушки и подарки
отдаст?» - подумали они. Подкараулили Зайца, напали на него и отобрали письмо. Вот беда!!
Что делать?? (1 -1,5м)
Давайте подумаем, кто в лесу может помочь Зайцу
вернуть письмо, и добраться до Дедушки Мороза.
Хорошо ребята, многие хотят помочь Зайчику. И
Белка, Синичка и Ёжик.
А как они могут помочь Зайцу?
Послушайте-ка моё продолжение сказки. Сидит
Зайчик и плачет. Прилетели синички, узнали про его беду.
Полетели звать на помощь Белку. Белка
быстро примчалась. Догнали они Волка и Лесу.
Белки их шишками закидали, а Синички глаза им
крыльями закрыли. Выхватил Заяц у них письмо и
пустился на утёк. Вовремя успел он к Деду Морозу.
Все лесные жители получили на свою ёлку целую
корзину игрушек и подарков. Только Волк и Лиса
остались с носом. Потому что они хотели всё
забрать себе. И были жадными. Им подарков не
досталось.
А вы жадные, ребята?
А что бы вы подарили своему другу? (4м)
Песня «В лесу родилась елочка» (1-1,5м)
Ребята, закройте глаза, представьте, что вы в
новогоднюю ночь в лесу. Тишина, стоят красивые, пушистые от снега ели. Около одной из них
собрались лесные жители и поют песенку про
новый год. Мы тоже сейчас споём.
На Новый год нас приходит поздравлять Дед...
Мороз с внучкой... Снегурочкой. За спиной у Деда
Мороза бывает обычно большой мешок. Кто скажет, зачем ему этот мешок? (ответы). Какие подарки хотели бы вы получить на Новый год? (ответы)
Ёлка наряжается -.
Праздник приближается,
Новый год у ворот,
Ребятишек ёлка ждёт. (1,5-2м)
Подбор эпитетов .
На Новый год елка стоит нарядная, красивая.
Можно ее назвать красавицей - елкой?
Откуда привозят эту «красавицу»?
Значит, ее можно назвать лесной красавицей?
А какого цвета она зимой и летом?
Можно назвать елку зеленой красавицей?
Елка нарядилась для новогоднего праздника.
Значит, ее можно назвать новогодней красавицей?
Физкультминутка «Новый год». (1,5)
Новый год пора встречать
В доме елка появилась
Вся огнями засветилась
Висят на ней игрушки
От пола до макушки
Деление на подгруппы (4-5м)
Первая подгруппа
Дидактическая игра «Новогодние игрушки»
Ребята, картинки на которых нарисованы игрушки по цвету, форме, размеру.
Вторая подгруппа
Составление предложений с двумя однородными определениями.
На доске изображен контур елки. Рядом
стоит искусственная елка. У детей карточки с
изображение елочных украшений и предметы: мишура, дождик, серпантин, бумажные снежинки.
Мы будем наряжать елочки игрушками.
Какие игрушки? (красивые, яркие, блестящие, разноцветные, новые, нарядные, новогодние,), Детям предлагается составить предложение с 2
словами-признаками о елочной игрушке, изображенной на карточке или лежащей на столе; сказать, куда они ее повесят. Детям дается образец:
Я возьму блестящий красный шар. Я повешу
блестящий красный шар на елку.
Я возьму разноцветные длинные бусы. Я повешу
разноцветные длинные бусы.
Дети составляют предложения. Индивидуальная
Какими игрушками мы украсили елки? (Мы
украсили елки яркими новогодними игрушками). Вам понравилось украшать елочку?
А давайте на следующем занятии изготовим сами
Задачи:
Образовательные.
- Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении .
- Упражнять в правильном использовании существительных винительного падежа единственного числа и творительного падежа множественного числа в согласовании местоимений «мой», «моя», «моё» с существительными .
- Закреплять словообразование существительных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.
Развивающие.
- Развивать слуховое и зрительное внимание
Воспитательные.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Средства реализации.
Демонстрационный материал: Ёлка, ёлочные игрушки, куклы Деда Мороза и Снегурочки, снежинка.
Раздаточный материал: ёлочные игрушки.
Предварительная работа: чтение сказок «Морозко», «Девочка Снегурочка», стихотворений «Новый год», «Хорошо у ёлочки», «Ёлочка», «Новый год», «Дед Мороз».
Словарная работа : посох, ёлочные игрушки, гирляндами, флажками, фонариками, мишурой, дождиком.
Ход занятия :
Организационный момент. Дети собираются в круг на ковре.
Игра «Приветствие».
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель. Ребята, какой у нас скоро праздник?
Дети. Новый год.
Воспитатель. Кто самый главный гость на этом празднике?
Дети. Дед Мороз.
Воспитатель. А вы знаете, где живёт дед Мороз?
Он живёт далёко на севере и каждый год приезжает к нам оттуда на праздник. Ехать к нам оттуда очень долго. Наверное, Дед Мороз уже выехал из своего города и едет к нам.
Сюрпризный момент. Стук в дверь. Воспитатель вносит куклы Деда Мороза и Снегурочки
Воспитатель. Вот он: наш зимний гость, добрый волшебник и друг всех детей – Дедушка Мороз. (Воспитатель показывает Деда Мороза.)
Воспитатель. Давайте, его рассмотрим, какой он?
Дети. Большой, седой, старый. (Воспитатель выслушивает ответы детей)
Воспитатель. У него длинная, кудрявая борода и волосы.
Воспитатель. Посмотрите, во что одет Дедушка?
Дети. Шапка, шуба, валенки, рукавицы.
Воспитатель. На голове шапка. Длинная, красная или синяя шуба, с белым мехом, обвязанная широким поясом. На руках – тёплые варежки, а на ногах - валенки.
Воспитатель. Что в руках у Деда Мороза?
Дети. Посох.
Воспитатель. А зачем ему посох? (Ответы детей)
Воспитатель. С помощью посоха Дед Мороз пробирается через высокие сугробы. А ещё он имеет волшебную силу! К чему прикоснётся Дедушка своим посохом – всё замёрзнет!
Воспитатель. Что во второй руке у Мороза?
Дети. Мешок с подарками.
Воспитатель. С этим большим мешком Дедушка приходит к нам на Новогодний праздник и всем деткам дарит подарки.
Воспитатель: Под Новый год у Доброго Волшебника много дел: всем детишкам нужно подарки приготовить, как вы думаете, кто ему помогает?
Дети. Снегурочка.
Воспитатель: Правильно, это Снегурочка – внучка и помощница Деда Мороза.
Воспитатель . Ребята, давайте с вами отдохнем. (Пальчиковая гимнастика «Новый год» )
Наступает Новый год! (Хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод. (Сцепляем и расцепляем ладони, меняя положение)
Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. («Фонарики» )
Вот сверкают льдинки, (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)
Кружатся снежинки, (легко и плавно вращательные движения кистями)
В гости Дед Мороз идет, (пальчики идут по столу или по другой ладони)
Всем подарки он несет. (Трем друг об друга ладони)
Будем пальцы загибать: (по очереди массажируем каждый палец)
Воспитатель . Что наряжают на Новый год?
Дети. Ёлку.
Воспитатель . Ребята, а чем ёлочку украшают - вы знаете!
Дети. Знаем. Гирляндами, флажками, игрушками, шариками, фонариками, мишурой, дождиком и т. д.
Воспитатель. Ёлку украшают ёлочными игрушками. Повторите, какие игрушки вешают на ёлку.
Дети. Ёлочные игрушки.
Воспитатель. Ребята, давайте с вами украсим ёлку.
Дети берут украшения и вешают на елку. Вешают игрушку на елку и говорят: «Я вешаю на елку шарик», «Я положу подарок под елку», «Я положу игрушку в коробку».
Воспитатель. Давайте мы похвалим ёлочку, скажем про неё красивые слова - какая она?
Дети. Зеленая, пушистая, нарядная, красивая, колючая, маленькая, большая и т.д.
Воспитатель. А сейчас ребята я предлагаю вам игру «Ласковая снежинка». Я вам даю снежинку с простым словом, а вы возвращаете ее мне с ласковым словом. (Дети становятся в круг, воспитатель в круге.)
Игра «Ласковая снежинка»
Зима – зимушка,
Заяц – зайчик
Снег – снежок
Снежинка – снежиночка
Лиса – лисичка
Белка – белочка
Снеговик – снеговичок
Лед - льдинка
Елка - елочка
Звезда - звездочка
Санки - саночки
Шарф - шарфик
Подарок - подарочек
Сосулька - сосулечка
Ветка – веточка
Шар – шарик
Иголка – иголочка
Шишка – шишечка
Гирлянда - гирляндочка
Воспитатель. Давайте еще поиграем в игру «Исправь ошибку». Если я буду говорить неправильно, вы меня исправите.
Мой снежинка – моя снежинка.
Моё ёлка – моя ёлка.
Моя шарик – мой шарик.
Моя Дед Мороз – Мой Дед Мороз.
Моё Снегурочка – Моя Снегурочка.
Моё звезда – моя звезда.
Мой шишка – моя шишка.
Моя шарф – мой шарф.
Моё подарок – мой подарок.
Мой звезда – моя звезда.
Моя заяц – мой заяц.
Моя шарф – мой шарф
Моё гирлянда – моя гирлянда.
Итог. Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, о каком празднике мы сегодня говорили?
Дети. Про Новый год.
Воспитатель. Как вы будете готовиться к Новому году?
Дети. Украшать елку, учить стихи и песни и т.д.
Воспитатель. Ребята, вы сегодня все молодцы, хорошо работали на занятии. Дедушка Мороз и Снегурочка говорят вам спасибо и дарят вам подарки – раскраски и прощаются с вами до утренника.
Конспект НОД для детей средней группы «Скоро, скоро Новый год».
Программные задачи:1) Формирование представлений о новогоднем празднике.
2) Уточнение и расширение словаря по теме.
3) Совершенствование элементарных математических представлений, счет в пределах пяти.
4) Развитие связной речи, внимания, общей моторики.
5) Воспитание доброжелательности, умения сотрудничать.
(Педагог приглашает детей подойти к столику, на котором находятся карточки с предметными картинками ).
Ребята, скажите, какое сейчас время года? /зима /. Правильно. Зима – чудесное время года. В какие игры вы любите играть зимой? /В снежки, догонялки /.
А что можно еще делать зимой? /Кататься на санках, с горки, на лыжах, на коньках / . Как называется праздник, который ждут и взрослые и дети? /Новый год /. Конечно, это самый красивый, любимый праздник в зимнее время года.
(На столе лежат карточки, на которых елочные украшения ).
Дидактическое упражнение «Сколько?»
(Совершенствование элементарных математических представлений).
Саша возьми карточку, где есть три игрушки. Сколько игрушек на твоей карточке? Алена, возьми карточку, которая тебе нравиться и скажи, сколько на ней игрушек?
Ребята, давайте все вместе посчитаем и скажем, сколько новогодних игрушек на моей карточке? /Хоровой счет
/.
(Дети садятся на стулья
).
Зимой очень много снега. Скажите, снег, он какой? /Холодный, пушистый, мягкий, липкий, воздушный
/.
Дыхательное упражнение «Снежинка».
(Развитие дыхания с помощью направления воздушной струи).
Посмотрите, сколько снежинок прилетело к нам в группу. Хотите с ними поиграть? /Да. Хотим/.
Сейчас я каждому на ладошку положу одну снежинку, и вы подуете на нее так, чтобы она закружилась и полетела. Помните, что дуть, нужно вытянув губы трубочкой, не раздувая щек. Прежде чем играть со снежинкой, давайте вспомним, как это будем делать./Дети показывают упражнение
/.
Молодцы. Снежинкам очень понравилось, как вы с ними играли. А сейчас я хочу с вами поиграть.
Дидактическое упражнение «Кто это или что это?»
(Уточнение и расширение словаря по теме). (Педагог говорит прилагательные, характеризующие какой- то предмет или действие, а дети отгадывают).
Легкая, снежная, пушистая /снежинка
/.
Морозная, ветреная, холодная /погода
/.
Скользкая, ледяная, высокая /горка
/.
Молодцы, умеете отгадывать загадки. А попробуйте мне загадать загадку.
/Дети загадывают загадки по образцу педагогу
/.
Ребята, а вы, помните, какая елочка была у нас в прошлом году? Хотите посмотреть на нее еще раз? /Да
/.
(Педагог приглашает подойти к елке
).
Что это? /Елка
/.
Какая елка? /Зеленая, пушистая, нарядная, красивая
/.
Что вы видите на елке? /Игрушки, бусы, шары, гирлянды
/.
Какие игрушки? /Красивые, блестящие, сверкающие, стеклянные
/.
Что наверху у елки? /Звезда
/.
Очень хорошо вы рассказали про елку, а теперь давайте попробуем повторить все то, что сказали.
«Елка очень красивая, нарядная и пушистая. На ней висят красивые, стеклянные, новогодние игрушки и бусы».
Ребята, елочке очень понравился наш рассказ. Давайте пройдем на стулья и еще раз расскажем о том, какая у нас елочка.
(Дети по очереди повторяют составленный всеми рассказ
).
Посмотрите, как повеселела наша елочка, как ярче засияли у нее игрушки. Подойдем к ней еще раз. А это что?
(Дети вместе с педагогом находят под елкой угощения
).
Спасибо елочка. Мы ждем тебя в гости.
Тема занятия : Дети дружат с Дедом Морозом
Цели:
— создать атмосферу праздничного настроения;
— развивать фантазию, творческое воображение;
— воспитывать любовь к русским народным традиционным праздникам;
— учить различать характерные признаки предметов разными анализаторами (глаза, нос, руки).
Словарная работа: существительные (сюрприз, ветка, игрушка, борода, подарок, друг, льдина, мороженое, снежинки, синичка, снегирь, ворона, волк, заяц, лисица, белка, гирлянда); прилагательные (зеленый, красивый, елочные, большой, добрый, веселый, деревянный, кирпичный, теплый); глаголы (чувствовать, лежать, приносить, радовать, гореть).
Оборудование: «чудесный» мешочек с веткой ели, пластилин, дощечки для работы с пластилином, загадки.
Воспитатель . «Чудесный» мешочек приготовил вам сюрприз. Давайте попробуем угадать, что там лежит?
Воспитатель предлагает детям с закрытыми глазами понюхать то, что лежит в мешочке, дети говорят на ушко воспитателю, какой запах они узнали.
Теперь закройте глаза и почувствуйте своими пальчиками, что же там лежит.
Дети пробуют елку рукой с закрытыми глазами, говорят на ушко воспитателю свои предположения.
Ребята, кто догадался, что лежит в мешке? Послушайте загадку.
На Новый год ей каждый рад,
Хотя колюч ее наряд. (Елка.)
Дети отгадывают.
Теперь, ребята, понюхайте и потрогайте елочку с открытыми глазами. Какого цвета елка? Дети. Зеленая.
Воспитатель. Ребята, а вы любите праздник Новый год?
Дети. Любим.
Воспитатель . Что бывает в Новый год?
Дети. Елка, красивые елочные игрушки, гирлянды, приходят Дед Мороз и Снегурочка, приносят подарки.
Воспитатель. Как выглядит Дед Мороз?
Дети. Большой, с бородой, добрый, веселый, холодный, детей любит, подарки дарит.
Воспитатель . Дед Мороз — большой друг всех детей, он вас очень любит и всегда радует подарками. Как вы думаете, где живет Дед Мороз?
Дети . В лесу, на Севере, на льдине.
Воспитатель. В каком домике живет Дед Мороз?
Дети. В деревянном, кирпичном, ледяном, из сосулек.
Воспитатель. Как вы думаете, какая у него постель?
Дети отвечают.
Какая еда ему нравится?
Дети . Сосульки, снежки, ледышки, мороженое, снежинки, холодная вода.
Воспитатель. С кем Дед Мороз дружит в лесу?
Дети. С птицами, зверями, Снегурочкой, детьми.
Воспитатель. С какими птицами дружит Дед Мороз зимой? (Показывает детям изображения птиц.)
Дети . С синичками, снегирями, голубями, воронами.
Воспитатель. С какими зверятами дружит Дед Мороз? (Показывает картинки зверей.)
Дети. С зайцами, волками, лисами, белками.
Воспитатель. Дед Мороз очень добрый. С далекого Севера он приходит к нам один раз в год. Все его ждут, особенно дети. Что приносит Дед Мороз? Отгадайте загадку.
Что ни листик, то иголка.
Догадайся — это елка,
А под ней в обертках ярких
Ждут ребят давно... (подарки).
Дети отгадывают.
Подарки раздает сам Дед Мороз или кладет их под елку. Посмотрите, в кукольном уголке тоже стоит елка, но под ней нет подарков. А игрушки их так ждут! Хотите порадовать своих друзей? Тогда приступаем к работе. Я попрошу Деда Мороза и Снегурочку, чтобы они отнесли наши подарки и поздравили кукол, мишек, зайчиков с Новым годом.
Воспитатель раздает каждому ребенку кусочек пластилина и дощечку, на которой дети лепят пряники и печенье, полученные изделия относят под елку в кукольный уголок.