От года до двух: основные этапы развития и взросления ребенка. Воспитание ребенка от года до двух лет
На что обратить внимание в развитии ребенка в 1 год жизни и последующие месяцы. У малюток до 2 лет происходит накапливание словаря, освоение горшечных...
12 месяцев родители с нетерпением и удивлением наблюдали, как быстро меняется их малыш. Развитие ребенка в 1 год и последующие месяцы уже не будет таким стремительным, но все же взрослым необходимо знать, какие навыки должен приобрести малыш, и на что обратить внимание в его воспитании.
Год и 1 месяц
Возможно ваш ребенок еще недостаточно освоил новый способ передвижения – хождение, делает это неуверенно, переваливаясь с боку на бок, как медведь. Но открывающиеся перед ним новые горизонты неопознанного и неисследованного, позволяют малышу еще активнее изучать окружающий мир, чем приносит немало хлопот родным. Залезая за чем-нибудь интересным на стол или подоконник, кроха не в состоянии слезть обратно, поэтому должна быть постоянно под присмотром.
Многие родители недооценивают речевые способности своего малыша, принимая во внимание только его активный словарь, который пока довольно скуп: мама, ляля, дай — около 10 сочетаний из простых слогов. На самом деле у малюток до двух лет происходит накапливание пассивного словаря. К примеру, ребенок после года уже вполне понимает простейшие просьбы: дай шарик, принеси кубик.
Что еще умеет дитя в 13 месяцев:
- толкает, тянет за собой игрушки;
- интересуется предметами обихода, понимает их предназначение;
- ищет общения с другими малышами;
- экспериментирует со своим голосом (повышает, понижает интонацию, издает новые звуки).
Год и 2 месяца
После 13 месяцев детям все больше приедается компания мамы и папы, поэтому старайтесь чаще гулять с ребенком в таких местах, где много других ребят: песочницах, парках, игровых центрах.
Достижения малыша в год и 2 месяца: отличает голоса родных от чужих ему людей, хорошо ходит без родительской поддержки, имитирует звуки некоторых животных, просит помощи у родителей жестами и «своими» словами.
Обогащение словарного запаса заметно, после того как малыш начинает выполнять много новых просьб родных: подойди, покажи где…, принеси.
Тематический материал:
Чадо проявляет чувства к близким и любимым игрушкам: может обнять, поцеловать, пожалеть.
У родителей все больше появляется вопросов по воспитанию, ведь растущее желание ребенка к самовыражению выливается в капризы и истерики. Если на все предложения взрослых, дитя постоянно отвечает твердое «неть», возможно вы сами переборщили с запретами.
На вопросительные «Ы?» крохи старайтесь подробно объяснять и рассказывать: что такое, зачем нужно, и почему опасно.
Год и 3 месяца
После 15-го месяца жизни у малыша заметно растет стремление к самостоятельности. Не пресекайте его. Запаситесь терпением, сменной одеждой, едой и позвольте ребенку самому есть и пить.
То же касается и остальных дел, которые под силу крохе. Не торопитесь на помощь, если знаете, что малыш пытается достать закатившуюся игрушку или подвинуть свой стульчик. Просто будьте рядом.
Чем порадует родителей чадо в 15 месяцев:
- подражает действиям взрослых: кашляет, чихает, стучит по клавиатуре,
- листает книжки, «разговаривает по телефону»;
- умеет играть в «ладушки», прощаться ручкой;
- во время ходьбы несет или толкает предмет;
- «проверяет» маму с папой, нарушая запреты.
Год 4 месяца
Многие родители могут заметить неприятные перемены в поведении ребенка – капризность и переменчивое настроение. Постарайтесь отвлекать малыша, предоставьте возможности для «насыщения» его сенсорных чувств, не ограничивайте в познании окружающего мира.
Что делает кроха в год и 4 месяца: балуется, становясь на пальчики во время ходьбы, кружится; ругается, если нарушается привычный ему порядок, например, после того как что-то переставляют или убирают; начинает играть в простейшие сюжетные игры (кормит, укладывает спать любимые игрушки); может отказаться от еды, не пробует новые продукты.
До двух лет ребенку нужно освоить горшечные премудрости, после года и 4 месяцев наступает лучшее время для знакомства с этим важным предметом. Если отложить процесс приучения, крошка может привыкнуть к тому, что можно ходить в штанишки.
Тематический материал:
Год и 5 месяцев
Если после года в словаре вашего чада было около 10 слов, теперь их количество быстро растет. Это касается большинства детей, но и родителям, ребенок которых пока не говорит, не стоит переживать. До трех лет развитие речи происходит по индивидуальному графику.
Из новых навыков к 17 месяцам у детей появляются следующие: ходят по кругу, умеют бегать; шагают по ступенькам; складывают несколько кубиков; показывают обиду; умеют манипулировать ложкой; залезают в труднодоступные места при помощи подставок (например, табурета); знают некоторые части тела.
К этому возрасту ребенок способен к простейшей систематизации знакомых предметов. Например, по вашей просьбе соберет только мячи.
Год и 6 месяцев
Дитя полутора лет заметно отличается от годовасика. Это уже довольно самостоятельный человечек, который вполне освоил действия со столовыми приборами; выполняет некоторые гигиенические процедуры (причесывается, чистит зубки, моет ручки, вытирается); подолгу играет сам; знает, где и что находится в его жилище; хорошо передвигается, огибая преграды.
Все это дает малышу почувствовать свою значимость. Но ему также важно знать, что и вы его воспринимаете как взрослого. Учитывайте это в своем воспитании, поддерживайте ребенка, хвалите за выполнение поручений, уважайте его личность.
Речевые способности также нужно развивать. Говорите правильным, красивым языком. Не переходите на его упрощенные словечки типа «би-би», «ав-ав», которых, кстати, вместо 10, их уже более 40 в арсенале ребенка.
Дети полутора лет в состоянии различить несколько цветов, узнают простейшие геометрические формы, понимают, как собрать в нужной последовательности 2-3 колечка пирамидки.
Год и 7 месяцев
После полутора лет малютка учится игнорировать некоторые запреты. Он прекрасно понимает, что нельзя, когда хватит, но сознательно продолжает свои действия.
Воспитание малыша может осложниться еще и тем, что у взрослых пока не всегда получается разобраться, чего он хочет. Это заканчивается вспышками гнева и отработанным громким плачем.
Родителям можно только пожелать набраться терпения и учиться предупреждать подобное поведение. Не допускайте переутомления и перевозбуждения крохи, избегайте «спорных» ситуаций, чаще выражайте свою любовь.
Из умственных навыков появляется умение различать формы, размеры, цвета. Приходит понимание, что многие действия ведут за собой последствия, например, дитя зажмуривается, кидая на пол предмет.
Год и 8 месяцев
После 20 месяцев дети все больше принимают участие в жизни родителей. В этом возрасте их вполне можно приобщить к процессу приготовления обеда, сервировке стола, и даже уборке дома. Скорее всего, после этого домашних хлопот только прибавится, но совсем скоро малыш станет настоящим помощником.
Иногда кажется, что процесс воспитания зашел в тупик, ведь у ребенка появилось категоричное «нет», которое сложно побороть. Не переживайте, это временно, в конце концов, всегда можно договориться, ведь взрослые пока еще хитрее маленького бунтаря.
После полутора лет дети все больше интересуются своими сверстниками, теперь они не просто стоят рядом, а принимают непосредственное участие в совместных играх.
Год и 9 месяцев
Неуёмной энергии малышей 21 месяца жизни можно только позавидовать. Они без конца бегают, прыгают, залезают на спинки диванов и скатываются с них, не могут и 10 минут усидеть на месте. Дети точно знают и помнят, где находятся сладости, а где оставленные вчера игрушки.
Если с ребенком достаточно занимались, он без труда разбирается в фигурах, цветах, размерах, обожает рисовать, лепить, умеет собирать крупную мозаику, играет со шнуровками. До двух лет эти навыки будут только совершенствоваться.
Становятся увереннее и манипуляции с ложкой, теперь даже жидкая пища попадает в рот с минимальными потерями.
Год и 10 месяцев
Год и 10 – возраст, когда милые припухлости и складочки крошки совсем исчезают. Теперь малыш выше и стройнее, чем был еще до полутора лет. Становятся совершеннее волевые способности – в год и 10 ребенок может «отложить» свой плач, чтобы выслушать родителя.
Возникающие желания малютки бывают просто невыполнимыми, что вызывает бурную реакцию с его стороны. Поэтому не забывайте, правильное воспитание исключает физические наказания, лучше учитесь договариваться с детьми.
В год и 10 детки уже начинают разбирать игрушки, а значит, нужно следить, чтобы мелкие детали не попали в ротик.
Год и 11 месяцев
Координация движений ребеночка все более совершенна. В год и 10-11 месяцев он умеет прыгать на одной ноге, идти задом наперед, танцевать, повторять движения за взрослым, шагать по ступенькам, опираясь на одну ножку.
За месяц до 2 лет многие детки уже сами одеваются. Предметы взрослого обихода часто предпочтительнее для них, чем игрушки.
Уделяйте внимание воспитанию в ребенке социальных навыков: пресекайте драчливость, учите делиться.
Многие ребята этого возраста оперируют уже около 200 слов, складывают небольшие предложения.
2 года
Двигательные навыки к этому возрасту обычно «выравниваются», прибавляется умение ходить по перекладине, пролезать через обруч.
Если количество произносимых ребенком слов обычно очень индивидуально и не поддается нормам до 3 лет, то с пониманием речи взрослых у малышей обычно все в порядке. Старайтесь следить за тем, что говорите в присутствии ребенка, ведь ваша речь для него сейчас эталон.
Воспитание детей – наука сложная, требующая подчас всех сил и возможностей. Но они бывают маленькими лишь раз, поэтому не упустите ни одной важной минуты.
В первые два года жизни у ребенка происходит закладка основ всех его навыков и способностей: интеллектуальных, психоэмоциональных, социальных, двигательных, речевых. Он постоянно хочет играть, бегать, прыгать, познавать мир, общаться с окружающими. Освоение навыка ходьбы способствует освобождению рук для более активных манипуляций с предметами. Малыш определяется с ведущей рукой – правой или левой, совершенствует координацию. Все это способствует развитию познавательных способностей крохи. О каких еще особенностях развития ребенка в период от 1 года до 2 лет нужно знать родителям?
Специфика возраста
К возрасту 2 лет ребенок перестает так активно расти и набирать вес, как в первый год. Так, к году вес малыша увеличивается примерно в 3 раза от рождения, он может подрасти ориентировочно на 30 см. А до 2 лет он вырастет примерно на 9–10 см и прибавит около 3 кг. Возможно, меньше, если карапуз слишком активен и подвижен. Для того чтобы у него было достаточно сил на все ежедневные «подвиги», важно хотя бы до полутора лет сохранять два дневных сна.
Но основные особенности возраста связаны с психологией маленького человека. Прежде всего, с кризисом первого года, вызванным внутренними разногласиями. Научившись ходить, кроха ощутил возросшую степень своей самостоятельности, ему хочется доказать родителям, какой он теперь взрослый и как много всего умеет. Однако на практике его навыки еще не так совершенны, что вызывает чувство неудовлетворенности. К тому же, несовершенство речевых навыков не позволяет ребенку полноценно выразить все, что он чувствует и чего хочет.
Усугубляет ситуацию еще одно разногласие. С одной стороны, малышу хочется демонстрировать свою независимость от взрослых, а с другой, он остро нуждается в их любви и поддержке. Поэтому поведение ребенка многим родителям начинает казаться неадекватным: он то настаивает, что все сделает сам, то требует все сделать за него, то протестует и капризничает без причин, то отказывается от любимых игрушек или блюд, то перечит во всем. Это естественное состояние, которое при правильном поведении родителей временем сойдет на нет.
4 основных этапа второго года
Для того чтобы проследить за динамикой основных сфер развития ребенка от 1 года до двух, принято делить этот период на 4 временных промежутка по 3 месяца. Каждый их них имеет свои отличительные характеристики.
1 год и 3 месяца
У ребенка пока еще совершенствуются навыки ходьбы. Даже если маме кажется, что кроха довольно резво бегает, он при этом еще быстро устает. Поэтому коляска на прогулке должна быть всегда под рукой.
Малыш сейчас немножко герой — он старается найти себе путь посложнее: преодолеть лужу, ямки-бугорки, вскарабкаться на возвышение, упорно повторяя действия по много раз, даже если с первого не получилось.
Родителям нужно быть очень внимательными к тому, какую кальку сейчас с них снимает ребенок: привычки, поведение, употребляемые слова, оценки окружающих и т.д. Ведь маленькая «обезьянка» впитывает это все моментально, порой шокируя родителей и окружающих своими «выходками» (повторяемыми за взрослыми!).
Сейчас полезно играть с малышом в подражательные сюжетные игры (кормить, катать, купать, укачивать игрушки, мыть за ними посудку, подметать). Также ребенку понравятся догонялки, прятки, игры с мячиком.
Речевое развитие еще находится на этапе автономной речи: ребенок использует лепетные и звукоподражательные слова (возможно, также пару-тройку простых «настоящих» слов), понимает и выполняет простые просьбы.
Нервная система ребенка еще продолжает развитие, поэтому он действует исключительно на эмоциях, не осознавая возможных последствий. Маленький следопыт изучает абсолютно все вокруг: от соринки на ковре или камешка в луже до крючка в стене или прилетевшей стрекозы. При этом он все больше хочет быть самостоятельным, так что совершенно бесполезно будет убеждать его, что класть лягушку в карман или вытаскивать пакеты из урны – плохо. Сейчас родителям важно дать ребенку простор для исследований, разумно обезопасив его. Ведь чувство страха или опасности ему пока чуждо. Значит, пространство вокруг него нужно «расчистить» от опасных предметов (утюгов, открытых розеток, скользящих ковров, неустойчивой мебели). А во дворе постоянно объяснять, почему делать то или это – опасно.
Не запрещайте малышу все подряд, чтобы успокоить себя! Ваши табу должны быть аргументированы и понятны для ребенка, иначе у него не останется простора для развития.
Что умеет ребенок в этом возрасте?
- пользоваться указательным жестом;
- ходить (если не самостоятельно, то держась за мебель или руку взрослого);
- стоять, подниматься по лестнице, бегать;
- наклоняться за упавшим предметом;
- хлопать в ладошки;
- радоваться своему отражению, смотрясь в зеркало;
- стягивать носочки, протягивать ручки-ножки, чтобы помочь одеть его;
- пользоваться вилкой, ложкой, чашкой;
- катать мяч;
- «калякать» карандашами или фломастерами;
- использовать жесты в речи, мотать головой («нет»), показывать жестом «тихо»;
- затевать игры;
- показывать части тела;
- разбрасывать и складывать игрушки в емкость;
- проверять реакцию родителей на те или иные действия (особенно – нарушающие запрет).
1 год и 6 месяцев
Развитие детей на этом этапе отличается тем, что любимыми игрушками становятся предметы обихода, папины инструменты, кухонная утварь, посуда. Поэтому нет смысла заваливать малыша бесчисленным множеством моднейших игрушек. Важно позволять использовать в игре те предметы, что ему нравятся (мамин кулинарный блокнот, поварешку или бигуди, папины отвертки, веник, совок, дуршлаг или что угодно еще).
В физическом плане это все тот же непоседа. Однако родители должны помнить, что ребенок еще недостаточно умеет координировать свои ножки, поэтому может часто падать, его «заносит» на поворотах. Но разве это остановит маленького первооткрывателя?
Эмоции в отношении родных людей малыш выражает весьма бурно: как позитивные, так и негативные. Сильно скучает при долгом отсутствии мамы или папы. Если в семье начинаются разлады или что-то резко меняется в привычном укладе жизни, для ребенка это сильный стресс.
Малыш превратился в настоящего чистюлю: его раздражают грязная одежда или ручки. Начинается процесс приучения к горшку.
Что касается речевых навыков, то они значительно улучшились: кроха может говорить до десяти (или даже более) настоящих двусложных слов. Растет пассивный словарь, малыш лучше понимает речь взрослых, их интонацию.
Приобретите для крохи набор матрешек, сортеры, пирамидки, простые пазлы. Можно купить или сделать самим пальчиковый кукольный театр. Это полезно для развития речи, мышления, мелкой моторики ребенка.
Что сейчас умеет малыш?
- Выбирать любимцев среди игрушек или животных.
- Перелистывать страницы, когда взрослые читают книгу.
- Петь, подпевать.
- Покорять и исследовать различные поверхности.
- Снимать с себя предметы одежды (не все).
- Отсортировывать предметы по признакам размера, формы, цвета.
- Соединять по 2–3 слова, стараясь составить значимую фразу.
- Чистить зубки с помощью родителей.
1 год 9 месяцев
Малыш продолжает как губка впитывать поведение и манеры окружающих, особенно родителей, поэтому важно, чтобы пример всегда был достойным.
Бег и ходьба остаются главными в физическом развитии. Малыш стремится покорить самые верхние точки препятствий, пытаясь продемонстрировать свои возможности. Так что родители должны быть максимально внимательными к маневрам крохи, чтобы успевать его подхватить, поддержать или поймать. Зато сейчас на прогулке можно отказаться от коляски в пользу трехколесного велосипеда с ручкой. Пусть ребенок учится подолгу ходить и тренирует вестибулярный аппарат.
На этом этапе кроха становится более осторожным, полученный опыт заставляет его обдумывать последствия своих действий. Зато более частыми становятся истерики и капризы. Так что родителям нужно научиться переключать малыша, отвлекать, «гасить» истерики.
Несмотря на наличие в лексиконе крохи нескольких десятков слов, большая часть из них пока остается «тарабарскими», из-за чего создаваемые им «фразы» часто звучат умилительно, хотя и довольно понятно. Их полезно записывать в семейный альбом – потом интересно будет вспоминать эти трогательные моменты.
Усложняйте ролевые игры. Пусть малыш заботится о своих куклах-зайках: кормит их, одевает, водит гулять, укачивает. Играйте в продавцов и покупателей, врачей. В таких играх полезно обучать ребенка дружбе, умению делиться и помогать.
Чему научился ребенок за эти месяцы?
- Раздеваться.
- Проситься на горшок.
- Мыть ручки, чистить зубки при помощи родителей.
- Подражать новым действиям взрослых (например, выносить мусор в ведро).
- Строить башенки из 3–4 кубиков.
- Элементарно описывать простейшие иллюстрации в книгах.
- Правильно пользоваться дверью (открывать-закрывать с помощью ручки).
2 года
Психология этого возраста такова, что малыш превращается в настоящего маминого «помощника», стараясь принять участие во всех ее бытовых делах. Хотя зачастую такая «помощь» лишь увеличивает время работы, маме ни в коем случае нельзя отталкивать ребенка, упрекая в неумелости. Это может не только отбить всякую охоту к труду, но и стать причиной комплекса неполноценности.
Сейчас с крохой уже намного проще договориться, он понимает, что значит подождать. Понимает гендерную принадлежность – свою и других детей, — предпочитая играть с представителями своего пола, перенимая их поведение и навыки. Ребенок в состоянии делиться своими игрушками. Он уже понимает значение слова «надо», чутко реагирует на похвалу и на родительское порицание.
В развитии речи тоже произошли изменения. Малыш может понять небольшой рассказ из простых предложений (куда ходили, что делали, куда собираемся). Кроха в состоянии выполнить более сложные поручения (из 2 или более действий). В активном словаре ребенка может быть до 200 слов, он может построить фразу из 3 слов, закончить строку стихотворения, запомнить небольшой стишок.
Ваш малыш сейчас находится в том возрасте, когда можно начинать изучение цветов и геометрических фигур. Приобретите для этого специальные пособия. Полезны будут развивающие лото, пазлы, а особенно – музыкальные инструменты и игрушки, проигрывающие мелодии. Помните, что развитие ребенка будет полноценным только в том случае, если родители играют с ним вместе, показывая пример, обучая, помогая, общаясь.
Что умеет кроха в этом возрасте?
- Держать равновесие, прыгать, ходить во всех направлениях.
- Перепрыгивать или обходить мелкие преграды.
- Подниматься по наклонной поверхности.
- Бросать мяч из-за головы, ловить его.
- Ездить на детских машинках.
- «Водить» игрушки-каталки.
- Рисовать прямую.
- Ходить в туалет без «аварий».
- Учить по несколько слов в день.
- Самостоятельно надевать и снимать все вещи.
- Понимать значение слов «хорошо» и «плохо».
- Понимать слова с противоположными значениями (большой – маленький, высоко-низко, холодно-жарко).
Этап воспитания
Воспитание ребенка между 1 и 2 годами – дело очень непростое. С одной стороны, нельзя мешать его самостоятельности и препятствовать попыткам помогать, с другой – важно сохранить свой авторитет, чтобы кроха не только понимал значение слов «можно» или «нельзя», но и выполнял ваши просьбы, правильно реагировал на запреты. Нужно помочь ему понять, что он самостоятельный, но если что-то не получается, родители всегда готовы ему помочь. И еще ему сейчас жизненно необходимо чувствовать, что любовь родителей не зависит от того, совершает он хорошие поступки или нет. У него должна быть полная уверенность, что плох его поступок, а не он сам.
Не нужно остро реагировать на капризы ребенка, заострять на них внимание, ругать за них.
На какие еще важные аспекты стоит обратить внимание?
- Учите ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми, в том числе со сверстниками. У него должна быть возможность встречаться, играть с ними, не мешая и не задирая, учиться строить отношения.
- Не ограждайте кроху от любой неприятности. Ведь для него это – необходимый жизненный опыт. Любой запрет должен быть обоснован.
- Постарайтесь чрезмерно не опекать ребенка, давая простор для его нового чувства самостоятельности.
- Никогда не упрекайте его в неумелости, не сравнивайте с более развитыми соседскими детками. Это приведет к формированию чувства неуверенности.
- Старайтесь больше времени проводить в общении и сюжетных играх. Это способ усвоить законы социализации и возможность учиться, подражая вашему примеру.
Итак, на этом возрастном этапе формируются все основные навыки, способности, привычки, склонности и характер ребенка. Период этот – сложный, требующий от родителей терпения и понимания. Если проявить всю свою мудрость, можно значительно помочь крохе менее болезненно преодолеть все возникающие трудности и получить необходимый опыт для дальнейшего успешного развития.
Укреплять здоровье детей, закалять их, развивать основные виды движений. Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности. Предупреждать утомление детей.
В режимных процессах формировать простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности.
Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении, пополнять запас понимаемых слов и активный словарь, развивать потребность в речевом общении. Формировать умение понимать слова, обозначающие названия предметов, действия.
Формировать умение понимать простые предложения, небольшие рассказы. Содействовать формированию умения выражать словами, а затем короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого.
Использовать окружающую обстановку и общение с ребенком для развития его восприятия, мышления, внимания, памяти.
Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого, отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации.
Развивать познавательную и двигательную активность детей во всех видах игр.
Формировать навыки культуры поведения: здороваться, прощаться, благодарить. Поощрять доброжелательное отношение ребенка к сверстникам, побуждать запоминать их имена. Побуждать к сочувствию и отзывчивости.
Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Развивать эстетическое восприятие.
Привлекать внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету, размеру резко контрастных предметов.
Формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации. Развивать интерес к музыке, поддерживать радостное состояние при прослушивании произведения. Расширять музыкальные впечатления, обогащать слуховой опыт ребенка. Развивать понимание взаимосвязи музыки движений. Побуждать к подражанию певческим интонациям взрослого, к простейшим ритмическим движениям под музыку.
Поощрять самостоятельную деятельность детей. В предметноигровой деятельности показывать детям правильные способы действий, поддерживать познавательную активность, заинтересованность, побуждать к самостоятельности и экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами.
Формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметызаместители.
Учить играть, не мешая сверстникам.
Формировать умение играть вместе, сдерживать свои желания. Формировать способности попросить, подождать.
Воспитание ребенка от 1 года по месяцам при проведении режимных процессов
Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.
Воспитывать культурногигиенические навыки и навыки самообслуживания. Поддерживать стремление детей к самостоятельности. Соблюдать принцип постепенности включения каждого ребенка в режимный процесс. (За стол усаживать только по 2-3 человека, не умеющих есть самостоятельно. Остальные дети в это время продолжают играть. И так далее.)
Детей первой подгруппы приучать к тому, что перед едой и по мере загрязнения им обязательно моют руки. Учить малышей есть ложкой густую пищу, к 1 году 6 месяцам — и суп. Приучать есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой (с помощью взрослого), после еды благодарить взрослых (как умеют).
Детей второй подгруппы продолжать учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию. Закреплять умение пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых, задвигать стул.
Содействовать активному участию детей в процессах, связанных с прогулкой и сном. К 1 году 7 месяцам приучать раздеваться с небольшой помощью взрослого (снимать шапку, валенки, рейтузы, расстегнутые туфли, шорты и колготки). К 2 годам под контролем взрослого выполнять отдельные действия: снимать и надевать перечисленные одежду и обувь в определенном порядке.
Приучать детей к опрятности, аккуратности. К 2 годам учить с помощью взрослого пользоваться носовым платком, приводить в порядок одежду, прическу, аккуратно и в определенной последовательности складывать одежду, ставить на место обувь. Учить бережно относиться к вещам. Обращать внимание детей на порядок в группе.
Способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления (к 2 годам).
Воспитывать элементарные навыки культуры поведения. Закреплять навыки поведения, соответствующие нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы. Формировать желание оказывать посильную помощь воспитателю в группе и на участке; в домашних условиях — членам семьи, соседям.
Продолжать учить детей понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно», «нужно» и действовать в соответствии с их значением; приучать здороваться, прощаться, благодарить.
Формировать умение обращать внимание на играющего рядом товарища, понимать его состояние, сочувствовать плачущему. Приучать не мешать сверстнику, не отнимать игрушки, делиться ими, уметь подождать.
Формировать умение бережно относиться ко всему живому: не рвать цветы и листья, не ходить по газонам, не обижать животных, ласково обращаться с ними, защищать их. Положительное отношение к окружающему должно носить действенный характер: нужно учить детей поливать растения, кормить животных и птиц.
Расширять ориентировку в окружающей среде. Формировать умение свободно ориентироваться в группе (приемной, спальне). Знакомить с назначением помещений группы, с местами хранения личных вещей, местом ребенка за столом. Знакомить с дорогой от дома до детской площадки.
Развивать понимание речи. У детей первой подгруппы расширять запас понимаемых слов: названий часто употребляемых предметов обихода (мыло, носовой платок, расческа и т. п.), простейших бытовых действий (раздеваться, умываться и др.), названий частей тела.
Для детей второй подгруппы закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение, цвет, размер, местоположение (высоко, низко). Помогать детям запоминать цепочку разворачивающихся по подсказке взрослого действий (взять мыло, вымыть руки с мылом и вытереть их и др.).
Развивать активную речь. Развивать умение детей первой подгруппы произносить простые по звуковому составу слова, фразы, состоящие из двух слов («дай мне», «на» и др.).
Воспитание ребенка от 1 года в играх занятиях
В целях планомерного воздействия на развитие детей проводить специальные игры занятия.
Приучать детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задания.
С детьми второго года жизни рекомендуется проводить по 2 занятия в день: с каждой подгруппой по 10 занятий в неделю. Игрызанятия с детьми первой подгруппы проводятся во второй период бодрствования, с детьми второй подгруппы — в утренний и вечерний периоды бодрствования.
С детьми в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев игрызанятия проводятся по подгруппам (по 2-4 человека). Длительность игрызанятия 3-6 минут. Детей в возрасте 1 года 6 месяцев — 2 лет можно объединять по 4-6 человек в зависимости от вида игрызанятия. Продолжительность игрызанятия 6-10 минут.
Развитие речи ребенка от 1 года по месяцам
Развивать умение понимать слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши); бытовые игровые действия (умываться, гулять); цвета предметов (красный, синий), контрастные размеры (большой, маленький), формы (кубик, кирпичик, шар, призма).
Приучать детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает показ игрушек, свои действия.
Активная речь. Совершенствовать умение детей подражать звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь названиями известных действий (спи, иди, упал и т. п.).
Развивать умение показывать и называть изображенные на картинке знакомые предметы в статическом положении (к 1 году 3 месяцам) и их же в действии (к 1 году 6 месяцам).
Формировать умение отвечать на вопросы «Кто это?», «Что делает?».
Побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств. Развивать умение произносить по подражанию предложения из двух слов.
Понимание речи. Расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела ребенка и его лица.
Называть детям цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый), размер (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик, крышапризма), состояние (чистый, грязный), а также место нахождения предмета (здесь, там); временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения (к концу года).
Закреплять умение детей с помощью взрослого подбирать знакомые предметы по цвету.
Развивать умение понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает и т. п.), способы питания (клюет, лакает и т. п.), голосовые реакции (мяукает, лает и т. п.); способы передвижения человека (идет, бежит и т. п.).
Развивать умение понимать предложения с предлогами в, на. Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий т. п.); соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормить можно куклу, мишку, слоника и т. п.).
Содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых детям по личному опыту.
Активная речь. Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо авав — собака и т. п.).
Предлагать образцы правильного произношения слов, побуждать детей к подражанию.
Продолжать расширять и обогащать словарный запас: существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств; глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т. п.), игровые (катать, строить и т. п.) действия, действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать и т. п.); с прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов; наречиями (высоко, низко, тихо).
Формировать умение детей составлять фразы из трех и более слов, правильно употреблять грамматические формы; согласовывать существительные и местоимения с глаголами; употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени; использовать предлоги (в, на). Предлагать образцы употребления вопросительных слов (кто, что, куда, где). Способствовать формированию интонационной выразительности речи.
Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи. Подсказывать им поводы для обращения к взрослым и сверстникам (попроси; поблагодари; предложи; посмотри, кто пришел, скажи нам и т. д.).
Приобщение ребенка от 1 года к художественной литературе
Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи). Сопровождать чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек. Приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения.
Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении. Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей.
Развитие движений ребенка от 1 года
Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений. Учить ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие и постепенно включая движения рук; влезать на стремянку и слезать с нее; подлезать, перелезать; отталкивать предметы при бросании и катании; выполнять движения совместно с другими детьми.
Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба стайкой в прямом направлении по лежащей на полу дорожке. Ходьба с помощью взрослого вверх по доске, приподнятой одним концом от пола на 10-15 см (ширина доски 25 см, длина 1,5-2 м), и вниз до конца. Подъем на опрокинутый вверх дном ящик (50 × 50 × 10 см) и спуск с него. Перешагивание через веревку, положенную на землю, или палку, приподнятую от пола на 5-10 см.
Ползание, лазанье. Ползание на расстояние до 2 м, подлезание под веревку (высота 50 см), пролезание в обруч (диаметр 50 см). Лазанье по лесенкестремянке вверх и вниз (высота 1 м).
Катание, бросание. Катание мяча (диаметр 25 см) вперед (из исходного положения сидя, стоя). Бросание мяча (диаметр 6-8 см) вниз, вдаль.
Развитие ребенка от 1 года 6 месяцев до 2 лет
Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба стайкой, ходьба по доске (ширина 20 см, длина 1,5-2 м), приподнятой одним концом от пола на 15-20 см. Подъем на опрокинутый вверх дном ящик (50 × 50 × 15 см) спуск с него. Перешагивание через веревку или палку, приподнятую от пола на 12-18 см.
Ползание, лазанье. Перелезание через бревно (диаметр 15-20 см), подлезание под веревку, поднятую на высоту 35-40 см, пролезание в обруч (диаметр 45 см). Лазанье по лесенкестремянке вверх и вниз (высота 1,5 м).
Катание, бросание. Катание мяча (диаметр 20-25 см) в паре с взрослым, катание по скату и перенос мяча к скату. Бросание мяча (диаметр 6-8 см) правой и левой рукой на расстояние 50-70 см.
Общеразвивающие упражнения. В положении сидя на скамейке поднимание рук вперед и опускание их, отведение за спину.
В положении сидя повороты корпуса вправо и влево с передачей предмета.
В положении стоя полунаклоны вперед и выпрямление; при поддержке взрослого полунаклоны вперед, перегибаясь через палку (40-45 см от пола).
Приседания с поддержкой взрослого.
Подвижные игры с детьми от 1 года до 1,5 месяцев
Формировать у детей устойчивое положительное отношение к подвижным играм. Ежедневно проводить подвижные игры с использованием игрушки и без нее.
С детьми 1 года — 1 года 6 месяцев подвижные игры проводятся индивидуально. С детьми старше 1 года 6 месяцев — индивидуально и по подгруппам (2-3 человека).
Развивать основные движения детей (ходьба, ползание и лазанье, катание и бросание мяча).
Формировать умение двигаться стайкой в одном направлении, не мешая друг другу. Развивать умение внимательно слушать взрослого, действовать по сигналу.
Примерный список подвижных игр
«Догони мяч», «Передай мяч», «Доползи до погремушки», «Догони собачку», «Маленькие и большие», «Поймай бабочку», «Где пищит мышонок?» и др.
Самостоятельные игры детей с игрушками, стимулирующими двигательную активность: с каталками, тележками, автомобилями и пр.
Игры занятия с дидактическим материалом
Развитие ребенка от 1 года до 1 года 5 месяцев
Продолжать обогащать сенсорный опыт детей.
Обучать детей действиям с предметами: нанизывать на стержень пирамидки 2—3 кольца одинакового размера, собирать с помощью взрослого в определенной последовательности пирамидку на конусной основе, состоящую из 2—3 колпачков разных размеров; собирать пирамидку из четырех колец двух контрастных размеров; открывать и закрывать одноместную матрешку, вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их.
Совершенствовать разнообразные действия с предметами (открывать — закрывать, нанизывать — снимать, прокатывать, втыкать, шнуровать, накладывать), ориентируясь на их величину (большой, маленький), цвет (красный, синий). Учить действовать с различными дидактическими игрушками (шаробросы, дидактические коробки, грибки и втулочки со столиками к ним и т. д.).
Игры занятия со строительным материалом (настольным, напольным). Знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма), «опредмечивая» их (призма — крыша).
Совместно с взрослым обыгрывать постройки с использованием сюжетных игрушек.
Развитие ребенка в 1,5 года
Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Развивать умение различать предметы по величине: с помощью взрослого собирать пирамидку из 4—5 колец (от большого к маленькому), из 4—5 колпачков.
Формировать умение подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм; собирать двухместные дидактические игрушки (матрешки, бочонки), составлять разрезные картинки из двух частей (пирамидка, яблоко и др.).
Упражнять в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки.
Проводить дидактические игры на развитие слухового внимания («Кто в домике живет?», «Кто нас позвал?» и т. д.).
Развивать умение различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета.
Использовать специальные дидактические пособия: помогать детям соотносить цвет и форму грибочков и втулочек с цветовым полем, плоскостные и объемные предметы с фигурными отверстиями коробок и столиков. Предоставлять возможность самостоятельно играть с дидактическими игрушками, мелким и крупным строительным материалом.
Игры занятия со строительным материалом (настольным, напольным). Продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), «опредмечивая» их (цилиндр — столбик, труба).
Знакомить со способами конструирования — прикладыванием, накладыванием. Побуждать совместно с взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки.
Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.
В летнее время на прогулке проводить игры с природными материалами. Сочетать игры с песком с играми со строительным материалом, игры с водой — с сюжетными играми. Развивать умение выкладывать камешками, ракушками, шишками изображенные взрослым на песке знакомые фигуры. Поощрять самостоятельное включение детьми в сюжетные игры природного материала в качестве предметовзаместителей (листик — тарелка).
Музыкальное воспитание детей от 1 года
Создавать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых действиях под музыку.
Вызывать эмоциональный отклик на музыку с помощью самых разнообразных приемов (жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слушать музыкальные произведения.
Неоднократно повторять с детьми произведения, с которыми их знакомили ранее (на первом году жизни и в течение этого года).
Развитие ребенка от 1 года до 1 года 6 месяцев
Приобщать к веселой и спокойной музыке, формировать умение различать на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов (барабан, флейта или дудочка).
Содействовать пониманию детьми содержания понравившейся песенки, помогать подпевать (как могут, умеют). Постепенно формировать умение заканчивать петь вместе с взрослым.
Развивать умение ходить под музыку, выполнять простейшие плясовые движения (пружинка, притопывание ногой, переступание с ноги на ногу, прихлопывание в ладоши, помахивание погремушкой, платочком; кружение, вращение руками — «фонарики»).
В процессе игровых действий вызывать желание передавать движения, связанные с образом (птичка, мишка, зайка).
Развитие ребенка от 1 года 6 месяцев до 2 лет
Начинать развивать у детей музыкальную память.
Вызывать радость от восприятия знакомого музыкального произведения, желание дослушать его до конца. Помогать различать тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта), показывать инструмент (один из двух или трех), на котором взрослый исполнял мелодию.
При пении стимулировать самостоятельную активность детей (звукоподражание, подпевание слов, фраз, несложных попевок и песенок).
Продолжать совершенствовать движения под музыку, учить выполнять их самостоятельно.
Развивать умение детей вслушиваться в музыку и с изменением характера ее звучания изменять движения (переходить с ходьбы на притопывание, кружение). Помогать чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями (мишка идет, зайка прыгает, птичка клюет).
Праздники, музыкальные игры, развлечения.
Приобщать детей к сюжетным музыкальным играм. Формировать умение перевоплощаться при восприятии музыки, которая сопровождает игру. Вызывать радость, чувство удовлетворения от игровых действий.
Показывать детям простейшие по содержанию спектакли.
Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.
Физиологические изменения
- Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
- Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
- Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.
Физическое развитие
За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.
Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:
При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.
Рассчитайте календарь прививок
Что малыш умеет?
- Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
- Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
- В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
- У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
- Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
- Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
- Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
- Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
- Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
- Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
- Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
- Кроха знает способ использования разных предметов.
- Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
- Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.
Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:
- Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
- Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
- Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
- Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
- Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.
Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.
Занятия для развития
- Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
- Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
- Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
- Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
- Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
- Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
- Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
- Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
- Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
- В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
- Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
- Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
- Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
- Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.
Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.
Психическое развитие
Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.
На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.
На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.
Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:
- Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
- Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
- Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
- Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.
Играйте вместе с крохой и стройте с ним башни из разных фигурок, объясняйте, почему башня падает
Моторика
Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:
- Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
- Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
- Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
- Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
- Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.
Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:
- Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
- Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
- Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
- Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
- Лепить из соленого теста.
- Приклеивать наклейки на себя или на листок.
- Рисовать пальчиковыми красками.
- Играть со шнуровками.
- Наматывать нитки на клубок.
- Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
- Закручивать и откручивать крышечки.
- Играть с сортером и рамками-вкладышами.
- Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
- Играть с прищепками.
- Заниматься с сенсорной коробкой.
Развитие речи
На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.
Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:
- Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
- Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
- Выполнять артикуляционную гимнастику.
- Делать гимнастику и массаж пальчиков.
- Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.
Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.
Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка
Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.
Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
|
Физическое развитие | Игры с мячом | Гимнастика под музыку | Упражнения на фитболе | Ходьба с препятствиями | Гимнастика по видео-уроку | ||
Познавательное развитие | Собираем пазл | Находим целое по части | Игры с кубиками | Изучаем фрукты | Сортируем предметы по цвету | Игры с пирамидкой | Ищем пропавшую игрушку |
Сенсорное и музыкальное развитие | Слушаем звуки музыкальных инструментов | Изучаем запахи | Изучаем материалы на ощупь | Слушаем детские песенки | Изучаем вкусы | Игра с сенсорной коробочкой | Слушаем классическую музыку |
Мелкая моторика | Пальчиковая гимнастика | Игры с крупой | Игры со шнуровкой | Пальчиковая гимнастика | Игры с прищепками | Игры с наклейками | Игры с песком |
Речевое развитие | Чтение сказки | Артикуляционная гимнастика | Обсуждение сюжетной картинки | Чтение стихов | Артикуляционная гимнастика | Рассматривание картинок и их обсуждение | Чтение потешек |
Творческое развитие | Рисование пальчиковыми красками | Аппликация | Рисование карандашами | Лепка из соленого теста | Рисование красками | Игра с конструктором | Лепка из пластилина |
Это лишь примерный план, который следует изменять для каждого конкретного ребенка. Обязательно включайте в свой недельный распорядок занятия, которые нравятся малышу. В конце недели сделайте анализ выполненного, на основе которого можно добавить какие-либо занятия или сократить список игр на день.
Игрушки от 1 до 2 лет
Игрушки помогают крохе развивать и физическую, и эмоциональную сферу. С их помощью ребенок познает мир, изучает окружающую обстановку, развивает воображение, становится инициативным и узнает причинно-следственные связи.
О том, какие игрушки стоит приобрести для крохи 1-2 лет смотрите в видео Анны Гапченко.
Среди игрушек ребенка 1-2 лет должны быть:
- Кубики.
- Сортер с несколькими несложными отверстиями.
- Пирамидка с 3-4 кольцами.
- Стаканчики квадратные и круглые.
- Коробочки разного размера.
- Игрушки для улицы – лопатка, формочки, машина с кузовом, ведро.
- Игрушки, которые тянут или толкают.
- Мягкие игрушки, которые малыш сможет укладывать спать, кормить.
- Игрушки для игры с водой.
- Пластмассовая посуда.
- Игрушечный телефон.
- Игрушки, имитирующие бытовые предметы.
- Музыкальные игрушки.
- Картонные или тканевые книжки.
Игры с крупой являются одними из самых любимых у крохи. Как проводить такие занятия, смотрите в следующем видео.
Уход
Гигиенические процедуры выступают важным элементом ежедневного распорядка в жизни годовалого карапуза. В утреннее время ребенка умывают и подмывают. Также малышу важно чистить зубки и обязательно мыть ручки перед едой и после прогулок. Перед сном кроху традиционно купают, совмещая эту водную процедуру с веселыми играми в воде.
Режим дня
К году у всех детей имеется определенный распорядок дня, сменившись за 12 месяцев жизни несколько раз. Его поддержание важно для хорошего самочувствия малыша. Основными моментами режима дня ребенка 12 месяцев являются организация сна и бодрствования, а также питания.
Сон
Дети 1 года бодрствуют больше, но по-прежнему спят около 14-15 часов в сутки. Ночной отдых в среднем длится 10-11 часов, а днем ребенок 12 месяцев спит дважды. При этом первый дневной сон обычно длится дольше (2-2,5 часа), а второй – менее длительный (1,5 часа). К одному дневному сну дети начинают переходить примерно в 18 месяцев.
Бодрствование
В режиме дня 12-месячного ребенка есть активные и спокойные игры, гимнастические упражнения, чтение книг, прогулки, визиты в гости и многое другое. В первую половину дня активные игры лишь приветствуются, а вечером их следует избегать. Гимнастику с ребенком нужно выполнять за час до приема пищи.
Прогулки
Гулять с годовасиком советуют 2 раза в день, причем в хорошую погоду хотя бы один из дневных снов стоит организовать на прогулке. Выходить с крохой на улицу рекомендуют утром в 10-11 часов, а в послеобеденное время – в 16-17 часов. Длительность прогулок должна составлять от 2 часов и больше. На нее будут влиять погодные условия, например, в теплые летние дни малыш вполне может проводить на прогулке 5-6 часов. Если же на улице мороз ниже -10, сильный дождь или очень ветрено, от прогулки стоит воздержаться.
Питание
Ребенок 1 года по-прежнему ест 5 раз в день с паузами между приемами пищи 3,5-4 часа. Рекомендуется придерживаться режима питания, предлагая малышу еду примерно в одно время, а также не допуская длительных перерывов. Определить общее суточное количество пищи для годовалого малыша можно, разделив массу тела крохи на 9. В среднем детки этого возраста съедают в день 1000-1300 мл пищи. Разделив такой объем на число кормлений, вы получите средний объем порции в 200-260 мл.
Питание малыша на грудном вскармливании включает все больше блюд прикорма. Малыш прикладывается к груди в основном около снов, в течение дня (например, если упал) и после еды (запить прикорм). В ночное время сохраняются активные подутренние кормления, которые бывают в 4-8 часов утра.
Детей на искусственном вскармливании можно продолжать кормить адаптированной смесью, предлагая ее в два кормления (первое и перед ночным сном). При необходимости смесь уже можно отменить, предлагая на завтрак крохе кашу и заменив смесь перед сном кисломолочным напитком.
В питании годовалого ребенка появляются специи, зелень, соль, некоторые виды сладостей (пастила, зефир). Таким детям по-прежнему рано знакомиться с жареными блюдами, колбасами и сосисками , копченостями, жирными видами мяса, экзотическими фруктами, грибами и шоколадом.
Рассчитайте свою таблицу введения прикорма
- Вес ребенка в начале второго года жизни в 3 раза больше, чем на момент появления на свет.
- Рост также существенно увеличивается – от 25 до 29 см.
- Развивается центральная нервная система , и в особенности головной мозг. К концу первого года жизни его размер составляет уже 60% от «взрослого».
Крупная и мелкая моторика детей
Движения вашего годовалого ребенка стали намного увереннее и разнообразнее – теперь он самостоятельно стоит, и, возможно, сделал свои первые шаги. Ну а если этого пока не произошло – держите наготове свою видеокамеру, ведь совсем скоро вам удастся запечатлеть этот великолепный момент.
К своему первому дню рождения малыш уже обладает некоторыми навыками, которые позволяют ему почувствовать себя самостоятельным:
- кушает ручками либо неуверенно держит ложечку;
- помогает родителям одеть себя;
- листает книжки с любимыми сказками.
информация В этом возрасте ребенок уже начинает понимать назначение некоторых предметов ежедневного пользования – расчески, ложки, телефона, даже если еще не совсем научился управлять ими.
Сон и питание
К этому возрасту детки уже переходят на «ночной сон», но, скорее всего, послеобеденный отдых еще надолго останется в их привычке.
информация Пищеварительная система ребенка уже достаточно развита, для того чтобы он . Если вы до сих пор практикуете – вы можете задуматься об отлучке (но это не обязательно), ведь теперь ваше чадо получает все питательные вещества из продуктов.
Но будьте внимательны, не оставляйте ребенка одного во время трапезы - в этом возрасте очень велик.
Развитие ребенка после года
- Не понимает функцию простых бытовых предметов в возрасте 15 месяцев.
- Не имитирует никаких «взрослых» действий к концу этого периода.
- В 18 месяцев ребенок не ходит.
- К 24 месяцам не может составить простое предложение.
важно Врачебная практика показывает, что зачастую вышеуказанные проблемы появляются именно по причине недостаточного общения и обучения. Развитие детей является важной задачей для каждого родителя, ведь инвестируя свои силы, время и любовь в вашего малыша, вы даете ему пропускной билет в отличное будущее.