Во сколько начинают ползать мальчики по пластунски. Привлекаем малыша к ползанию. Грудничок не ползает - стоит ли бить тревогу
Период новорожденности длится до возраста 1 года. В этот период малыш из беспомощного человечка превращается в активного и физически развитого ребенка. Вас интересует, в каком возрасте ребенок начинает ползать и как этот процесс может повлиять на формирование навыков правильной ходьбы?
Торопиться не стоит
Этап физической активности ребенка в виде ползания не имеет строгих сроков появления. Одни малыши начинают передвигаться таким образом уже в возрасте 5 месяцев, другие - в 10, а третьи - вообще не станут ползать и пропустят этот этап развития. В основной своей массе дети начинают ползать после того, как научатся самостоятельно сидеть. Из позы сидя легче всего вставать на четвереньки и передвигать конечности.
Дети, которые отказываются ползать, как правило, быстрее учатся ходить.
Ползать полезно
Это действительно так. Во время такой физической нагрузки задействованы мышцы не только конечностей, но и спины. Укрепление во время ползания этих групп мышц обеспечивает правильное развитие физиологических изгибов позвоночника. Кроме того, идет подготовка позвоночного столба к процессу ходьбы и распределению на него нагрузки. Очень часто малыши ползают не на четвереньках, а по-пластунски. При этом их ноги постоянно согнуты в тазобедренных суставах и широко разведены в стороны, что является прекрасной профилактикой дисплазии этих суставов.
Как научить ребенка ползать
Педиатрам не важно, во сколько ребенок начинает ползать. Главное, чтобы малыш вел себя активно и проявлял интерес к активным играм и занятиям. Помочь ребенку научиться ползать можно в виде игры. Выложите кроху на живот, перед ним на небольшом расстоянии положите яркую игрушку. Малыш будет тянуться руками к игрушке и пытаться переместиться вперед. Возьмите обе ножки в области голеностопных суставов в одну руку и сгибайте ножки в коленных и тазобедренных суставах. Движения должны напоминать движения лягушки. При этом малыш будет опираться на ручки и колени и постепенно научится ползти вперед.
Для лучшего эффекта таких тренировок на пути у ребенка можно положить невысокую подушку. Перебраться через такое препятствие легче всего ползком. И кроха поймет это.
Занятия в комнате здорового ребенка под присмотром опытного персонала помогут малышу быстрее научиться ползать. Оптимальным периодом для этого является возраст 6-7 месяцев. Именно в этот период малыши уверенно удерживают головку, фиксируют взгляд и самостоятельно могут сидеть.
Недоношенные дети
Дети, родившиеся раньше положенного срока или отстающие в физическом развитии, начинают ползать несколько позднее своих сверстников. Обычно только к 11 месяцам они догоняют доношенных детишек по показателям массы и роста. Их физическая активность не соответствует возрастной норме, но это не является какой-либо патологией. В таких случаях необходимо несколько больше по времени и чаще проводить развивающие занятия, укреплять организм и добавить в рацион белковую пищу.
Что дальше
Обычно этап ползания приводит к самостоятельному подъему и стоянию возле опоры. Через небольшой промежуток времени ребенок уже сделает свои первые самостоятельные шаги. Те малыши, которые ползание проигнорировали, начинают ходить на месяц-другой раньше своих сверстников.
__________________________________________________________________________
Ползание – это важный этап в развитии ребенка , хотя не исключено, что ваш малыш может пропустить его и сразу пойти. Обычно детки, которые научились хорошо и быстро ползать идут чуть позже сверстников, которые не ползали. Навык этот очень полезный, так как ползание – это отличное упражнение для укрепления мышц спины, а вертикальное положение создает большую нагрузку на них. Поэтому даже если ваш ребенок не ползал, желательно уже после того, как он пойдет научить его ползать и включить это упражнение в ежедневную гимнастику или зарядку с малышом.
Обычно детки начинают ползать (если не считать период рефлекторного ползания) в 6-7 месяцев , но есть карапузы, которые уже в 5 месяцев начинают самостоятельно передвигаться, а есть чуть более ленивые детки, которые ползут в 8-9 месяцев. Способ передвижения каждый ребенок выбирает сам, одни начинают ползать задом, вбок или по кругу, затем ползают по-пластунски и наконец, достигают совершенства, ползая на четвереньках. Другие малыши сразу начинают становиться на четвереньки, сначала раскачивают попу вперед-назад, затем пробуют переставлять ручки (могут сначала ползать лягушкой: две руки сразу вперед, а затем рывком подтянули зад), затем ножки.
Первые попытки ползти будут медленные, кроху нужно стимулировать, раскладывая перед ним игрушки или другие интересные ему предметы, но уже через пару недель он будет передвигаться по квартире с такой скоростью, что можно играть с ним в догонялки.
Чтобы кроха научился ползать, не стоит его все время держать в кроватке. Уже с 4 месяцев желательно начать выкладывать его на пол . Сначала он освоит переворачивание со спины на животик в одну и другую сторону, научится приподниматься на руках. Раскладывайте вокруг ребенка новые предметы, он будет стараться дотянуться до них. В один из моментов кроха оттолкнется ножкой от пола или стены, переместиться вперед или в сторону, теперь он будет продолжать исследовать и совершенствовать новый навык – ползание, как способ достижения интересующих мест и целей. Если кроха начал ползать в кроватке, то не стоит это позволять ему, сразу перемещайте его на пол или в специальный игровой манеж. Ребенок должен различать место для сна и место для игр, иначе могут начаться проблемы с укладыванием спать. Чтобы исключить варианты травм, уберите с пола все предметы, которые могут завалиться упасть (напольные вазы, горшки с цветами, стойки и др.), защитите все острые углы силиконовыми накладками, пол утеплите, положив на него одеяло, ковер. Регулярно проводите в комнате влажную уборку, чтобы малыш не дышал пылью. Мойте чаще ручки, ведь 6-й, 7-й месяц – это еще и период прорезывания первых зубов, а значит, пальцы крохи часто будут находиться во рту. Обязательно регулярно мойте игрушки, которыми играет ребенок.
Хвалите кроху за его достижения, показывайте ему новые возможности приобретенного навыка . Например, верхом совершенства считается ползание на выпрямленных ногах (ходьба обезьяны). Можно устраивать крохе мини-полосу препятствий: он может перелазить через невысокие преграды, под стульями, через тоннели и т.д. Такую дорожку для ползания можно приобрести в магазине или сделать самим. А в один прекрасный день кроха подползет к дивану, стулу или стенке манежа и встанет, но это начинается уже другая история…
Вопрос, со скольки месяцев ребёнок должен поползти, некорректен. На самом деле младенец никому и ничего не должен. Да, имеются усреднённые показатели, однако малыши с ними не знакомы, поэтому и развиваются в своём собственном темпе.
Представим лишь общие данные. В среднем малыши начинают ползать в 7-месячном возрасте, однако рамки появления этого навыка достаточно широкие – от 5 до 9 месяцев. Также педиатры отмечают, что девочки нередко опережают мальчишек на месяц-другой.
Обычно ребёнок учится ползать уже после того, как научится сидеть самостоятельно, поскольку позвоночный столб уже достаточно крепок, что перейти на этап полноценных движений. Любопытно, что некоторые малыши вообще пропускают ползание и сразу же встают на ножки.
Кроме того, ответ на вопрос, во сколько месяцев ребёнок начинает ползать, должен учитывать множество сопутствующих факторов — как внешних, так и внутренних. Так, время начала ползания будет зависеть от таких условий, как:
- пол крохи (мальчик, скорее всего, начнёт ползать позже девочки);
- масса тела ребёнка (крупные малыши поползут позже);
- доношенность (рождённый раньше срока младенец поползёт позже);
- темперамент (активные холерики и сангвиники активнее овладевают практически всеми навыками);
- состояние здоровья;
- заинтересованность родителей в развитии детей.
Таким образом, вопрос, во сколько месяцев детки начинают ползать, зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребёнка. Ясно одно, ползание – очень полезная разновидность физической активности у грудничков. Поэтому родителям необходимо создать малышу все условия для формирования и совершенствования этого навыка.
Мнение о том, что ползание маленького ребёнка – процесс чрезвычайно полезный, слышала каждая мама. А вот в чём конкретно заключается польза, знают не все родители.
Между тем, этот моторный навык является своеобразным «локомотивом» для всего физического развития. Но обо всём по порядку:
- ползание способствует укреплению мышц и связок. Во-первых, это хороший задел для сидения и ходьбы. Во-вторых, это позволяет естественным образом корригировать некоторые отклонения (кривошея, низкий или высокий тонус) за счёт укрепления мышечного корсета;
- идёт формирование физиологических изгибов позвоночного столба. Эти естественные «выпуклости» и «втянутости» работают, как амортизаторы, в результате чего позвоночник способен выдержать приличную нагрузку при вертикальном положении ребёнка и ходьбе;
- развивается скоординированность движений. Подобный навык даёт возможность ребёнку передвигаться в пространстве, удерживать равновесие, ощущать ритм движения, действовать согласованно обеими руками и ногами;
- повышается самостоятельность. Когда малыш начинает ползать, то перед ним открывается масса возможностей для изучения окружающего мира и постановки целей. К примеру, ребёнок уже сам стремится подползти к игрушке, а не требует её у мамы;
- развивается интеллектуальная сфера. В первые 12 месяцев развитие психики и моторики невозможно разделить. То есть двигательная активность улучшает работу коры больших полушарий, развивает речь, обеспечивая взаимосвязь между левой и правой долей головного мозга.
Не следует поощрять попытки малыша привставать чрезмерно рано, в ущерб ползанию. Конечно, запрещать вставание ни в коем случае нельзя, однако специально придавать ребёнку вертикальное положение также крайне неразумно.
Способы и этапы ползания
Каждый ребёнок может начать ползать по-своему, ориентируясь только на собственные возможности и «представления» о передвижении. Стоит ли его переучивать, если вам кажется, что он ползает как-то неправильно? Нет, он всё равно предпочтёт наиболее удобный способ:
- скачкообразное ползание. Нередки случаи, когда младенец встает на четвереньки и начинает раскачиваться вперёд-назад, после чего происходит прыжок. Метод любопытный, однако не всегда безопасный, поэтому родителям нужно следить за маленьким «скакуном»;
- по-пластунски. Ребёнок не встаёт на четыре точки опоры, а ползёт прямо на животе. При этом он упирается на локотки, сгибает одну ножку, а втору выпрямляет. Такой способ часто бывает промежуточным этапом между выкладыванием на животе и ползанием на четвереньках;
- движение задним ходом. Иногда дети ползают не вперёд, а назад, чем немало удивляют и даже пугают родителей. Некоторые неврологи даже назначают лечение таким малышам, однако учёные не считают случаи, когда ребенок ползает назад, отклонениями от нормы;
- перекатывание. Строго говоря, подобные движения сложно отнести к ползанию. Возможно, маленький хитрец ленится, поэтому старается перекатиться по поверхности, чтобы схватить игрушку или посмотреть на что-то любопытное. Не самый удачный способ, поэтому желательна гимнастика и массаж;
- ползание на четвереньках. Вставать на четвереньки ребёнок начинает обычно в 8 — 9 месяцев, причём это может быть как первые его попытки перемещения, так и последний этап ползания. Спинка у малыша выпрямлена, ручки «задают тон». Переставляются верхние и нижние конечности синхронно.
Когда ребёнок начинает ползать на четвереньках, можно уже ожидать появления следующего моторного навыка – вставания и ходьбы. Но не стоит отчаиваться, что малыш передвигается по-пластунски или боком. Самое главное – он ползает, следовательно, укрепляет мышечно-связочный аппарат.
Как научить ребёнка ползать?
Популярный теледоктор Е. О. Комаровский на вопрос, как научить малыша ползать, отвечает, что овладеть этим навыком дети смогут и самостоятельно. Задача мамы с папой – закаливать, развивать мышцы, предупреждать рахит и всячески содействовать ползанию.
Таким образом, педиатр убеждён, что не следует вмешиваться в естественный ход развития, однако укреплять мышечно-связочный аппарат полезно и даже нужно.
Обычно перед тем, как ребёнок должен научиться переворачиваться со спины на живот (примерно в 3 — 5 месяцев), садиться (5 — 7 месяцев), ползать (7 — 9 месяцев), вставать на ноги (9 — 12 месяцев) и ходить (10 — 16 месяцев), медики советуют проходить профилактический массаж.
Пройти его можно как в поликлиническом кабинете, так и в частном медицинском учреждении. Некоторые родители зовут профессиональных массажистов себе на дом. Если же родители уверены в своих возможностях, то с 6-месячного возраста можно и самим делать массаж ребёнку.
Помочь научиться ползать малышу можно, если:
- скрещивать ручки на уровне груди;
- сгибать и разгибать ножки;
- поворачивать со спинки на животик по несколько раз в каждую сторону;
- поглаживать, растирать, разминать, поколачивать или пощипывать спинку и ягодицы;
- поглаживать животик, пощипывать кожу вокруг пупка;
- присаживать ненадолго;
- поднимать выпрямленные ножки;
- приподнимать туловище из позиции лёжа на животике.
Помимо пользы для ползания и в целом для мышечно-связочного аппарата, массаж положительно влияет на состояние кожи, нервную и сосудистую системы детского организма. Главное, правильно выполнять все упражнения, согласно рекомендациям доктора.
Совместное ползание
Часто так случается, что ребёнок уже умеет ползать по кровати на животе или на четвереньках, однако на полу никак не хочет двигаться. Как помочь малышу перемещаться в оптимальном режиме?
Уже в 5-месячном возрасте родители могут подготавливать ребёнка к ползанию. Идеальное место для упражнений – не мягкая кровать, а пол, который покрывают ковром или одеяльцем.
Младенца кладут на покрывало и подкладывают под грудную клетку валик. Затем подопечному показывают яркую игрушку и убирают её на небольшое расстояние, чтобы крохе захотелось её достать. Под детские пяточки ставится опора (мамины ладони), что должно помогать ребёнку отталкиваться и двигаться вперёд.
Как только у маленького человечка получится немного проползти, необходимо его похвалить, подбодрить. Хотя ребёнок ещё не понимает все слова, зато ласковую и одобряемую интонацию он уже способен хорошо различать и узнавать.
Наглядный пример
Если мама и другие дети ползают рядом с крохой, то это служит хорошим примером для подражания. Ребёнок, глядя на родителей, заразится их подвижностью и начнёт более активно передвигаться по-пластунски или на четвереньках.
Как только начнутся успехи, задания необходимо усложнять, выставляя на детском пути небольшие преграды. Ползающие малыши обычно положительно относятся к разнообразным препятствиям: невысоким валикам, «лабиринтам» из стульев и пр.
Чтобы превратить ползание в активную игру, приобретите в магазине особую дорожку для маленьких ребятишек с невысокими преградами или сделайте её самостоятельно, используя в качестве барьеров предметы, всегда находящиеся под рукой – полотенца, одеяла, пледы.
Ползание с пелёнок
На вопрос, в каком возрасте ребёнок должен начать ползать, автор методики раннего развития Глен Доман отвечал просто: с самого рождения. Правда, для этого необходимо использовать специальное устройство, которое известно под названием «трек Домана».
Как выглядит этот тренажёр для ползания?
- жёлоб из фанеры, который обит слоем поролона и покрыт не скользким кожзаменителем;
- приспособление состоит из нескольких секций. Ширина их не превышает 40 сантиметров, а длина каждой составляет 1 метр;
- новорождённый должен проползать небольшое расстояние. Затем, по мере взросления, длина дистанции постепенно увеличивается с целью совершенствования полезного навыка.
Принцип обучения ползанию в этом приспособлении очень прост: ребёнка нужно выложить в жёлоб на животик, чтобы стимулировать условный «ползающий» рефлекс, который имеется с момента появления на свет.
Поначалу грудничок станет перемещаться по-пластунски, подтягивания за собой ножки, затем появится и ползание на четвереньках. С целью облегчить тренировку трек стоит устанавливать под небольшим углом, чтобы ребёнку было проще двигаться вниз. Только важно следить, чтобы малыш полз, а не скатывался.
Прежде чем приступать к нижеследующим упражнениям, родителям стоит проконсультироваться с медиками.
Это позволит понять, почему замедлено усвоение навыка ползания: по причине гипер- или гипотонуса, слабости верхних конечностей или нарушения костно-мышечного аппарата.
Непродуманная физическая нагрузка в таких случаях только ослабит здоровье. Если же невролог или педиатр скажет, что ребёнок здоров, можно заняться целенаправленными упражнениями.
«Достань погремушку»
Чтобы малыш смог эффективно передвигаться «на карачках», нужны сильные верхние конечности, способность держаться на выпрямленных руках и опираться лишь на три точки (две ручки и одна ножка). Обычно шестимесячный карапуз, находясь на животе, уже приподнимается на выпрямленных ручках и пробует достать погремушку.
Если подобный навык отсутствует, попробуйте выполнять упражнение для тренировки умения держаться на вытянутых руках. Лучше всего его проводить после купания в ванной, а затем выполнять лёгкие массажные поглаживания.
Младенца кладут на живот и подвешивают погремушку таким образом, чтобы она находилась над его головкой. Чтобы схватить игрушку, от него потребуется напрячь грудную клетку, вытянуть верхние конечности и одной рукой дотянуться до желаемого предмета.
«Лежание на валике»
Для ползания важно, чтобы ребёнок мог совершать движения ручками из положения «лёжа на животе». Для обучения этому навыку нужно скатать из одеяльца невысокий валик, подложить его под грудную клетку малыша таким образом, чтобы головка и руки свисали с подкладки, а ножки и животик находились на прямой поверхности.
Это положение позволяет брать погремушку обеими ручками, крутить головкой по сторонам, что эффективно тренирует орган равновесия и способствует координации движений.
«Стояние на четвереньках»
Под детский животик подкладывается скатанное одеяльце или невысокая подушка. Причём подложить валик нужно таким образом, чтобы верхние и нижние конечности свисали по его сторонам, а средняя часть туловища находились на подушке.
В таком положении ребёнок будет вынужден встать на четыре точки опоры. Это упражнение помогает малышу стоять на четвереньках и привыкать к подобной позиции.
Не каждый малыш любит перемещаться на коленях. Иногда можно видеть, как ребёнок поднимается на прямых руках, выпрямляет ноги и таким образом передвигается вперёд.
Однако сразу встать на четвереньки у таких деток не получится, сначала нужно научить их стоять на коленях.
С этой целью советуют:
- прижать ребёнка спинкой к своему животу;
- одной рукой обхватить его подмышками;
- второй рукой поставить на диван коленями, а не ступнями так, чтобы к маминому животу прижималась абсолютно ровная детская спинка.
Затем кроху отпускают вперёд, чтобы руками он смог опереться о мягкую диванную поверхность, но стоят при этом на четвереньках. Пусть он поползает в таком положении.
«Переставляй ножки»
Задача родителя – научить ребёнка переставлять ноги в позиции «на четвереньках». На пол стелют матрац и кладут на него младенца таким образом, чтобы его грудная клетка оказалась на возвышении, локти опирались на мат, а колени находились на полу.
Помогающий родитель встаёт с другого конца и начинает тянуть матрац к себе. Малышу остаётся только передвигать коленями, чтобы достать «убегающее» возвышение.
«Переставляй ручки»
Цель этого упражнения – обучения ребёнку умению переставлять руки. Малыша кладут животом на пол, при этом поддерживают одной рукой грудную клетку, а другой поднимают ножки. Единственная точка опоры – выпрямленные руки.
Ребёнок начнёт ладонями опираться на поверхность. Чтобы он стал ползти, можно положить впереди яркую погремушку. Любимая игрушка великолепно исполнит роль стимула.
«Ползание на четвереньках»
Последнее задание закрепляет полученные ранее навыки и умения. Реализовывать это упражнение лучше обоим родителям. Малыша опускают на ровную поверхность всеми конечностями, чтобы он встал на четвереньки. Мама перемещает ноги, а папа, соответственно, руки. При этом один родитель должен передвигать вперёд правую руку, а другой подталкивать вперёд левую ножку, и так далее.
Специалисты советуют каждому родителю встать на четвереньки и осмотреть квартиру «детскими» глазами. В этом положении вы увидите все непреодолимые преграды, острые уголки, опасные места, незакреплённую мебель и валяющиеся на полу мелкие предметы.
Если в семье подрастает «ползунок», следует в обязательном порядке приобрести крепления для мебели, чтобы она не свалилась на голову маленькому исследователю. Также стоит купить замки на выдвижные ящики, блокираторы дверей и прочие полезные приспособления.
Поставьте на розетки специальные заглушки, все провода спрячьте под плинтусы или особые короба. Электроприборы поднимите наверх, чтобы убрать их из зоны досягаемости маленьких ребятишек. Также следует поднять или спрятать хрупкие или бьющиеся предметы, бытовую химию.
Кроме того, обязательно нужно проверить, нет ли сквозняка на полу. Чтобы малыш не простудился, нужно приобрести тёплый ковёр или специальный не скользящий коврик. Такая поверхность позволит быстрее освоить полезный навык ползания.
Когда грудничок начинает ползать? Когда услышит зов природы. Задача родителей – не опережать формирование навыка, а помочь малышу реализовать свои возможности. Для этого сгодится профилактический массаж, собственный пример или специальные упражнения. Если же вас что-то настораживает, лучше пообщаться с педиатром.
Многих родителей после появления долгожданного малыша интересует вопрос, который, казалось бы, подразумевает односложный ответ. Вопрос о том, с какого возраста начинает ползать ребенок, на деле оказывается не таким простым, потому что он касается одного из самых важных этапов развития маленького человечка и ответ на него зависит от многих факторов:
- Скорость развития ребенка.
- Состояние его здоровья.
- Обстановка, в которой он растет (в том числе и психологическая).
На самом деле этот этап развития малыша стоит воспринимать не буквально, а в более широком смысле: ребенок учится передвигаться самостоятельно, и это самое важное в процессе ползания. Ведь кроха может пропустить такой способ передвижения и сразу пойти, однако от этого не изменяется важность события и меры предосторожности, которые следует предпринять родителям после того, как их малыш сделал первое движение в сторону самостоятельности.
Когда ребенок должен начать ползать
В среднем дети начинают ползти в возрасте 7-8 месяцев после того, как уверенно держат голову и сидят. Однако если ребенок начал это делать немножко раньше, например, в 6 месяцев, или чуть позже, в 9-10, то это считается нормой. Чем раньше малыш начинает ползать, тем скорее он сделает свой первый шаг. Это происходит из-за физической подготовки: во время ползания требуется усиленная работа мышц, которые развиваются и помогают ребенку легче перемещаться. Соответственно, для первого шага нужны определенные физические данные, которые малыш нарабатывает в процессе ползания.
Вероятно и то, что малыш сразу встанет на четвереньки, при этом раскачивая попой и переставляя ручки. При этом не важно, какую траекторию выбирает кроха: по кругу, боком или по-пластунски. Главное – результат, который заключается в ползании на четвереньках. Безусловно, с первой попытки редко кому удается проползти большое расстояние (в соотношении возможностей ребенка), однако каждый раз при попытке достичь цели этот навык будет совершенствоваться.
Во сколько дети начинают ползать самостоятельно
От того, во сколько месяцев ребенок пытается начать ползать, зависит скорость овладения навыком самостоятельного передвижения: чем раньше он начинает ползти, тем, вероятно, больше понадобится времени для начала независимого передвижения из-за недостаточных физических возможностей. Все-таки, более взрослому организму легче справиться с балансированием на четвереньках.
Если ползание началось в пределах 7-8 месяцев, то обычно достаточно нескольких недель для того, чтобы малыш пополз сам. На первых этапах родители должны помочь ему, ежедневно стимулируя в игровой форме к тому, чтобы он пытался добраться к цели. Например, можно на большой и упругой кровати разложить игрушки недалеко от ребенка. Расскажите ему, какие они красивые, попытайтесь продемонстрировать, как с ними играть и позовите малыша с помощью голоса и жестов. Находитесь в это время рядом с ним, не оставляя ни на минуту, чтобы он не упал с кровати.
Если вы хотите ускорить развитие этого навыка, тогда готовьте малыша уже с 6 месяцев: выкладывайте его на пол (важно, чтобы он был теплым и мягким: лучше всего постелить одеяло в пододеяльнике), обложив игрушками. Конечно же, его что-нибудь заинтересует за пределами выделенного игрового пространства, и он попытается этого достичь. Всякое движение исходит от импульса желания, поэтому нужно, чтобы малыш сам захотел перебраться в другую область.
Помощь родителей
Вне зависимости от того, со скольки месяцев ребенок начал ползать – слишком рано или поздно, ему нужна помощь взрослых, которая заключается в психологической и физической поддержке для того, чтобы он решился на такой ответственный шаг – освоить неизведанную территорию.
Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.
Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!
Когда ребенок начинает ползать
Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.
Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.
Как начинает ползти ребенок
Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.
Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.
Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.
Ребенок начал ползать
Все дети начинают ползать по-разному :
- Ребенок ползает по-пластунски
: малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски
, на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад
: некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками
: некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.
Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:
- на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.
На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.
На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.
Ползание на четвереньках
Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.
Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.
Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках
Как научить ребенка ползать
- Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга
. Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте
Видео - как научить ребенка ползать
Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.
Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.
Последствия ограничения движения ребенка
В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.
Использование манежа
Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.
Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.
Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.
Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.
Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.
Использование ходунков
Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.
Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.
В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:
«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:
- Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.
Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.
Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.
Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.
- Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.
Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.
Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.
Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.
Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.
Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”
Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»
Видео - педиат об использовании ходунков
В первых же строках следует заметить, что все дети - разные, и подгонять их под одни и те же критерии не следует. В зависимости от наследственности, темперамента и многих других факторов, наступление разных этапов взросления у вашего чада может наблюдаться как раньше, так и позже, чем у остальных ребятишек. Однако, просто чтобы удовлетворить любопытство, попробуем установить, во сколько дети начинают ползать.
Признаки нормального развития
У некоторых пап и мам складывается ощущение, что наука давно проникла во все тайны развития малышей и установила (с точностью до недели), когда ребенок должен начать держать головку, переворачиваться, садиться или ползать. Но это не совсем так: появлению этих данных мы обязаны не физиологии, а статистике. Благодаря многочисленным наблюдениям было установлено, что восемь из десяти младенцев начинают передвигаться на четвереньках к определённому сроку. Поэтому теперь педиатры отслеживают, во сколько месяцев ползает ребенок, и на основании этого строят предположения относительно гармоничности его развития.
Как у всех?
Большинство специалистов, отвечая на вопрос «во сколько дети начинают ползать», сходятся во мнении, что обычно это происходит в возрасте от пяти до семи месяцев. Немаловажную роль в этом играет вес ребёнка при рождении. Замечено, что более тучные младенцы тратят три-четыре месяца жизни лишь на то, чтобы начать переворачиваться. Поджарые же крохи могут начать ползать и после четырёх месяцев. Часто этот период совпадает с прорезыванием первых зубов.
Научить ребёнка ползать
Существует прямая связь между тем, в каком возрасте дети ползают, и тем, сколько времени родители тратят на развивающие упражнения для малышей. Правильными действиями можно помочь крохе быстрее научиться передвигаться. Для этого нужно как можно чаще выкладывать чадо на живот и мотивировать его к движению вперед, раскладывая неподалёку интересные разноцветные предметы. Если санитарные и температурные условия позволяют, лучше положить грудничка на пол. Физические упражнения влияют не только на то, во сколько дети начинают ползать, но и на развитие их мозговой деятельности.
Сила собственного примера
Если дитя не понимает, как добраться до лежащей рядом игрушки, рекомендуется подать ему пример. Увидев ползающего взрослого, ребёнок захочет подражать и, вполне возможно, поймёт, какие действия нужно совершить для перемещения в пространстве. Стоит отметить, что эмоциональная вовлечённость в общение с родителями находится в прямой зависимости с тем, во сколько дети начинают ползать.
Разновидности ползанья
Дети сами выбирают, в каком режиме и каким образом учиться ползать. В этом отношении нет единых методов и стандартов. Обычно всё начинается с перемещений на животе. При этом малыш может начать двигаться как по прямой линии, так и вбок или же пятиться назад. Дитя может сгибать ноги поочередно или оставлять одну из них выпрямленной.
Ходим раньше, чем ползаем
Некоторые груднички ведут себя так, будто совершенно не знают, в каком возрасте дети ползают. Шутка, конечно. Да только есть в ней и доля истины. Пропуская эту стадию развития, они сразу начинают вставать и ходить. Таких малышей бывает сложно приучить ползать, так как вертикальное положение кажется им гораздо более интересным. Врачи трактуют такую ситуацию как разновидность нормы и не вмешиваются. Однако одно из проведённых исследований показывает, что между ползанием и развитием речевых способностей существует взаимосвязь.
Восполнение дефицита ползания
Доктора Доман и Делакато из Филадельфии высказали предположение относительно того, как влияет ползание и бег на четвереньках в младенчестве на обучаемость у подростков. Свою гипотезу учёные проверили экспериментально, предложив контрольной группе студентов академии Честнат Хил пройти курсы интенсивного ползания, длившиеся в течение шести недель. Кроме того, учащиеся посещали занятия по коррекции синхронности работы полушарий головного мозга. Результаты поразили научный мир: успеваемость студентов десятикратно увеличилась по сравнению с результатами их сверстников.
Занятия плаванием
Многочисленные наблюдения говорят о том, что такой навык, как умение плавать, приближает сроки, когда ребенок должен ползать. Некоторые прогрессивные родители учат младенцев плавать и даже нырять сразу после рождения, так как именно в этот период у новорожденного сохраняется еще рефлекс, благодаря которому он не захлебывается. Освоив эту "науку", малыш лучше контролирует своё тело и получает первые навыки, позволяющие им управлять. Такая подготовка помогает ребёнку раньше начать ползать. Однако прежде чем приступать к урокам плавания, желательно проконсультироваться с педиатром и спортивным тренером.
Трек для ползанья
Американский врач-физиотерапевт Глен Доман уделяет особое внимание переходу новорожденного от лежания к перемещению в пространстве. Для того чтобы помочь развитию ребёнка, он предлагает самостоятельно изготовить специальный трек. По схемам, которые можно найти на специализированных информационных ресурсах, легко можно собрать конструкцию из фанеры, поролона и какого-нибудь гладкого материала. Три части, соединенные между собой под углом 45 градусов, образуют единый желоб для ползания. Через некоторое время после рождения у ребёнка появляется рефлекс, благодаря которому он отталкивается, если под его ногу поднести какую-нибудь опору. Используя эту физиологическую особенность, а также изменяя угол наклона желоба, можно научить младенца ползать уже к трём месяцам. Данный подход описан у Сисиль Лупан в книге, посвященной раннему развитию малышей.
Самостоятельное изготовление трека не займет много времени. Проявив некоторую изобретательность, можно использовать его вместо детской кроватки, по крайней мере, пока ребёнок сам не научится из него выбираться. Во сне малыши совершают рефлекторные движения, и ощущение выступающих граней кроватки будет также способствовать формированию у них тактильного опыта. Если ребёнок даже во сне умудряется проползти некоторое расстояние, у края "кроватки" необходимо прикрепить упор - он не позволит малышу вывалиться из трека. В спальне должно быть достаточно тепло, чтобы движения крохи не затруднялись лишней одеждой.
Отчего малыш не ползает?
Родители начинают бить тревогу, если неползающему ребенку 8 месяцев. Не ползает малыш в большинстве случаев из-за того, что не испытывает в этом никакой надобности - часто сидит в манеже, окруженный игрушками, мамочка подает ему все необходимое и желаемое по первому же требованию. Бывает достаточно позаниматься с ним и регулярно выводить чадо из зоны комфорта. Если же и это не приносит результатов, то стоит обратиться за консультацией к специалисту.
Заключение
Подводя итоги, стоит ещё раз напомнить: не существует единого, определённого для всех, возраста, когда должен начать ползать ребенок. Если малыш подвижен и склонен проявлять активную жизненную позицию - можно начать с ним заниматься. Тогда, если упражнения будут приносить обоюдную радость ребёнку и родителю, дитя будет развиваться более интенсивно, опережая принятые нормы.
С другой стороны, заставлять чадо ползать насильно, преодолевая его сопротивление, ни в коем случае нельзя - стоит переключиться на занятия, которые ему более по вкусу. Часто родителей заботит не гармоничное развитие малыша, а собственные амбиции и представления о том, каким он должен быть. Ни в коем случае нельзя идти на поводу у этих чувств - гораздо важнее вовремя рассмотреть индивидуальность своего ребенка и развивать присущие ему уникальные задатки.