Сценарий музыкально-спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей «Русские валенки.Зимние забавы. Новогодние игры и конкурсы для детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 392 города Екатеринбурга
Сценарий урока для 1 класса
«ПРАЗДНИК РУССКОГО ВАЛЕНКА»
подготовила
Севостьянова Виолетта Владимировна
г. Екатеринбург
2013
ПРАЗДНИК РУССКОГО ВАЛЕНКА
Задачи. Приобщать детей к национальным традициям. Воспитывать интерес и эмоциональное отношение к народной культуре. Проявлять творческую инициативу в разнообразной художественной деятельности. Обогащать музыкальными впечатлениями эмоциональную сферу детей.
Оборудование. Домик, две пары валенок большого размера, лошадка на палочке, костюм самовара и 6-7 чашек, деда и Дуняши, музыкальные инструменты шумового оркестра, бутафорская игла, кисточки, краски, основа валенка из загрунтованного холста, проектор, компьютер.
Действующие лица. Ведущий, Дуняша, Дедушка-Всеведушка
Ход праздника
Дети заходят в зал с песней «Уж ты зимушка-зима» р.н.п.
Ведущая : Как на улице мороз подмораживает нос,
Не велит долго стоять, велит скоро подавать
Или тепленький пирог, или маслице, творог.
А не сходить ли нам к кому-нибудь поколядовать?
Согласны? Вот и чей-то дом стоит, он резною крышей крыт. Запевай, ребятки, веселые колядки!
Дети с ведущей подходят к домику, поют колядку:
КОЛЯДКИ
«Эй, хозяйка, не скупись,
Не дашь пирога- мы корову за рога.
А не дашь лепешки - разобьем окошки!»
Из домика выглядывает Дуняша
Дуняша : Это кто тут балует? А-а-а... да это ребятишки, девчонки да мальчишки. Здравствуйте! Мы с дедушкой всем гостям рады. Да только пироги не готовы еще, надо подождать, пусть подымутся.
Ведущая: А ты, Дуняша, выходи к нам поиграть, погулять, в снегу поваляться, на санках покататься. А там, глядишь, и пироги подойдут.
Дуняша: И то правда, скоро зиме конец и забавам зимним.
Дуня выходит из домика к детям
ПЕСНЯ «РУССКАЯ ЗИМА»
Музыка и слова: Л. Олифирова
Дуняша: Ладно, да складно вы поете. И песня хорошая.
А
поиграть хотите? Тогда будем играть, за мной повторять:
«На прогулку мы собрались,
Быстро-быстро одевались.(шагают)
Валенки и шапку, шубку и перчатки,
Свитер и брюки, шарф и носки
Мы быстро надеваем, когда идем гулять? И еще раз...
Темп игры постепенно ускоряется.
Педагог показывает неправильно, путает детей, поднимая настроение
Дуняша:
Вижу я издалека:
Едет Ваня к нам сюда,
Едет прямо в хоровод,
Расступись, честной народ!
ХОРОВОД «КАК НА ТОНЕНЬКИЙ ЛЕДОК»
р.н.п. обр. М.Иорданского
Девочка: Ой. Ванюша, ты не ушибся?
Ваня: Нет! Я падал понарошку, посмешить хотел немножко!
Девочка: А Ванюша наш герой, только валенки с дырой!
Дуняша: Так давайте позовём моего дедушку, он быстро валенки подошьет.
Он на все руки мастер! (стучат в окно, зовут, появляется дедушка Всеведушка)
А вот и дедушка, Дедушка-Всеведушка.
Дед: Деточки мои дорогие, голубочки молодые! Рад вас видеть. Здравствуйте.
Дуняша: Дедушка, выручи, подшей валеночки!
Дед: Это можно, дело не сложно. А вы б, девчата, чтоб веселей работалось, порадовали бы старика, песенку спели бы.
Ведущая: Наши девки маленьки, чуть побольше валенка,
ЧАСТУШКИ
(дети поют, а дед шьет)
Д
ед: Ребята, вы знаете, что валенки - исконно русская обувь. В
старину валенки называли пимы, катанки, чесанки и они считались самым ценным подарком. В
валенках не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для прогулок нет! В
них праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. В
играх валенки помогали узнать, кто самый сильный, ловкий и быстрый. Хотите себя проверить с помощью валенка?
ИГРЫ С ВАЛЕНКАМИ:
Сбей кегли валенком
2.Оббеги вокруг сугроба в больших валенках
Дуня: Ребята, дедушка-Всеведушка, долго живал, много видал,
Все на свете знает, к себе в решето собирает.
Дед: Вы бы мне про валеночки что-нибудь рассказали, а я бы к себе в решето и положил. У меня в нем много чего: и загадки, и пословицы, и потешки.
ДЕТИ ЧИТАЮТ:
ребенок: Баю, баю-баиньки, скатаем Маше валенки.
Валенки по ножкам, бегать по дорожкам:
К бабушке по прянички, к дедушке по яблочки.
ребенок: Без шубы и валенок - и зима без конца!
ребенок: Как у Даши маленькой чесаные валенки, А шубка багряная, а личико румяное.
Вот какая Даша, красавица наша!
Дед: Спасибо вам ребятки, прибавилось в моем решете. А вот вам загадки:
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой Утром в садик, днем - домой.
Треплют, катают, а зиму таскают!
Весь в шерсти, а кожи нет!
Дед: Да отгадка то одна - валенки! А как же делают валенки? {дети рассказывают)
А хотите увидеть?
ПОКАЗ ВИДЕО
Дуняша:
Если в доме, на работе
У вас валенки в почёте,
То мы вас, своих друзей
Приглашаем поскорей
К нам на праздник - поплясать,
Свою удаль показать!
Т
АНЕЦ "ВАЛЕНКИ"
А.Стельченко
Дед: А я одну забаву знаю: в старину с валенком гадали. Надо только сказать: «Брошу валенок через забор, ступай, валенок, к миленочку во двор»
ИГРА- ГАДАНИЕ
Дети по очереди бросают валенок, на какую пару детей носок валенка, та пара пляшет
Дед: Дед: Ай да веселье, всем на удивленье!
Дуняша: Сделаем для деда новые валенки, красивые, расписные.
И
ЗГОТОВЛЕНИЕ ВАЛЕНОК
(дарят валенки дедушке, Дуняше)
Дед: Спасибо вам, ребята, теперь и я буду ходить в таких красивых валенках. Я по лесу прогулялся, и слегка проголодался.
Дед: А что Дуняша, песнями да сказками сыт не будешь. Готовы ли пироги?
Дуняша: Готовы, дедушка. Да и самовар вовсю пыхтит-кипит.
Дед: Ну тогда, девицы, вставайте, русский самовар встречайте! Чашки разбирайте!
ТАНЕЦ САМОВАР И ЧАШКИ
Музыка «Пых самовар»Cлова Юрия Энтина, музыка Давида Тухманова
(Дети по очереди)
Рады всех вас пригласить
вволю чаем напоить.
-
Любим мы гостей встречать,
Сладким чаем угощать,
Пирогами да блинами,
Кренделями, калачами.
Чай с вареньем, чай с печеньем.
Чай с хорошим настроеньем,
Чай с малиновым листом
Соберет всех за столом.
Славится везде недаром
Русский чай из самовара,
Крепкий чая аромат
Восхищает всех подряд!
Самовар:
Кто здоровым хочет быть,
Должен чаю больше пить,
Он - бальзам от всех болезней,
И напитка нет полезней.
Приглашаю всех с поклоном!
Дуняша:
Рады всех вас пригласить, Вволю чаем напоить!
Список использованной литературы
- http://festival.1september.ru
http://nsportal.ru
http://stranamasterov.ru
http://www.galileo-tv.ru
Застольные конкурсы для детских праздников – очень полезная вещь. Вы сможете использовать их и для домашних вечеринок, в школе и в пионерском лагере. Особенность таких игр и конкурсов в том, что все они проходят сидя или с минимальными перемещениями и могут проводиться вместе с угощениями. Такие конкурсы не дают детям заскучать, засидеться и помогают превратить праздник желудка просто в праздник. Мы представляем застольные конкурсы и игры для детей с 6-7 лет, но подойдут они и для подростков и даже для взрослых. Некоторые конкурсы тематически связанны с какими-либо праздниками. Например, игра «Передай снежинку» наиболее актуальна к Новому году. Но большинство конкурсов не имеют четкой тематической привязки. Они хороши как на дне рождения, так и 23 февраля или 8 марта.
Организовать конкурсы можно как соревнование между столиками. При этом на каждый столик поставьте «призовую» тарелочку, корзинку или любую другую емкость. Сюда нужно складывать призы за выигранные конкурсы. Это могут быть конфеты, баранки, бублики или мелкие игрушки-сувениры. Если вы не хотите устраивать соревнование с призами, то проводите эти застольные эстафеты просто как развлечения. И, конечно, не забывайте хвалить ребят!
«Колечко» – застольный конкурс для детей от 6 лет
Для конкурса понадобиться кольцо очень большого размера. Задача игроков передать колечко по кругу, переодевая его с мизинчика на мизинчик. Конечно, чем больше колечко, тем проще это сделать. Поэтому, если для подростков подойдет настоящее ювелирное украшение очень большого размера, то для малышей лучше взять что-то покрупнее. Например, кольца для штор.
Если колечко упадет, то его поднимают, опять одевают на мизинчик и пытаются переодеть на палец соседа. Побеждает та команда-стол, которая первой закончит передачу колечка.
Можно передавать и другие украшения. Например, бусы. Конечно, с пальца на палец передать их очень просто. А с уха на ухо?
«Передай снежинку» — новогодний конкурс для детей от 7 лет
Из листа плотной бумаги вырезаются снежинки по количеству команд. Задача участников этой забавы – передать снежинку по кругу. Передавать ее нужно определенным образом. Первый игрок кладет снежинку на сжатый кулак правой руки, затем накрывает кулаком левой руки и «переворачивает». Теперь снежинка лежит на его левов кулачке. Сосед накрывает снежинку своим правым кулачком, и снежинку «переворачивают» опять. Она оказывается на правом кулаку второго участника. И так далее, пока снежинка не совершит полный круг. Если снежинку случайно уронят, то нужно ее поднять и опять водрузить на кулак того участника, который ее упустил (вариант – вся игра начинается с первого участника).
Побеждает та команда, которая первой передаст снежинку по кругу.
«Не урони свечу!» — конкурс для детей от 7 лет
В этот раз передавать по кругу нужно зажженную свечку. Конечно, играть с огнем на детских праздниках не стоит. Поэтому вместо настоящей свечи можно взять электронную. Или карандаш с приклеенным к нему «пламенем». Передавать свечу можно только двумя пальцами – большим и мизинчиком. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.
Передачу можно сделать не соревновательной, а поздравлятельной забавой. Каждый, кому в руки попадет свеча, должен пожелать чего-нибудь хорошего имениннику – если вы организовали конкурс на дне рождения – или всем присутствующим – на любом другом празднике. Свечку можно «назначить» волшебной палочкой. Тогда юный волшебник должны сказать: «Желаю, чтобы все были красивыми (здоровыми, добрыми)!» И, чтобы не быть голословным, взмахнуть волшебной палочкой. После этого магический атрибут передается следующему ребенку. Не забудьте поставить условия: желание должно быть только одно для каждого волшебника; желания не должны повторяться.
«Валенки» — новогодний конкурс для детей от 8 лет
Этот конкурс всегда проходит очень весело и шумно. Единственная сложность его проведения – найти валенок гигантского размера. Но если не гнаться за достоверностью, то валенок легко заменяется широким склеенным из ватмана цилиндром или большой коробкой.
Если назвать такую обувь не валенком, а, например, туфелькой Золушки, или волшебным башмачком, то этот конкурс можно провести на литературном утреннике или празднике к 8 марта. А превратив валенок в сапог – проверить сноровку юных защитников Отечества 23 февраля.
Итак, каждая команда получает свой «валенок». Первый участник «одевает» его сначала на правую ногу, а затем ставит туда же и левую ногу. Как только обе ногу оказались в «валенке», правую ногу нужно вытащить и подвинуть «валенок» к товарищу, который помещает в «обувь» свою правую ногу. Первый участник «разувается», вытаскивает ногу из цилиндра-валенка, а второй участник оказывается обутым уже двумя ногами. Так «валенок» примеряют все по очереди, пока он не совершит полный круг. По итогам этого конкурса можно выдавать две награды – за скорость и за аккуратность.
Для детей постарше конкурс можно слегка усложнить. В тот момент, когда в «валенке» находятся ноги сразу двух игроков, они должны встать и хором прокричать: «С новым годом!». Фраза, конечно, может быть любой. Например, если вы «примеряете» сапоги 23 февраля, то можно кричать «Аты-баты, шли солдаты!» или «Готов к труду и обороне!».
«Пересаживаемся!» — праздничные конкурсы для детей от 8 лет.
Конкурсы с пересаживанием за столом оживляют чаепитие. Кроме того, рядом могут оказаться ребята, которые никогда не сели бы рядом при других обстоятельствах. И, оказавшись рядом, они получают шанс познакомиться поближе. Так что такие забавы особенно полезны в новых, молодых коллективах. Конечно, при пересаживании (в целях гигиенических) чашки и ложки хозяева забирают с собой. Пересаживаться нужно не просто так, а по определенным правилам. Вот несколько примеров таких критериев:
По первым буквам имени (фамилия, отчества). Рассаживаться нужно по алфавиту – сначала ребята с именем на букву «А», затем на «Б» и т.д. Если первые буквы совпадают, то в ход идут вторые и т.д.
По номеру квартир, в которых проживают ребята. От самого маленького числа к самому большому. Если номера совпадают, то первым садиться тот, кто живет в доме с меньшим номером.
По датам рождения – от 1 января до 31 декабря. Год учитывается только тогда, когда совпадают даты.
По цвету и оттенку глаз (волос) – от самого светлого до самого темного. Если цвет очень похож, то решают голосованием – у кого глаза темнее или светлее.
Такие игры можно проводить как соревнования (какая команда быстрее пересядет). Но хороши они и просто сами по себе – чтобы сменить обстановку за столом и немного поразмяться.
МОАУ ДОД «Центр детского творчества»
Игровая программа
«Рождественские колядки»
Составитель:
Цели и задачи:
1. Сохранение национального культурного наследия, народных традиций и обычаев;
2. Стимуляция творчества и инициативы;
3. Укрепление межличностных связей;
4. Удовлетворение потребностей в общении;
5. Создание благоприятных условий для сплочения детского коллектива ;
6. Развлечение, организация досуга воспитанников.
Оформление (на стене): - название мероприятия;
Изображение русской избушки, звёздочки, снежинки.
Оборудование: - костюм хозяина (жилет, шапка, валенки);
Костюм хозяйки – юбка, платок;
Плоскогубцы – 3 шт.;
Горох или фасоль – для конкурса «Выбор хозяина»;
3 синих маркера;
3 листа А4, закреплённых на стене - для конкурса «Выбор хозяйки»;
2 листа А4 для выставления баллов и подведения итогов;
Костюмы для ряженых;
Карточки с текстами старинных русских колядок (Приложение 1);
Снежинки для конкурса «Помоги Деду Морозу» (40 шт.);
Валенок;
Карточки с заданиями для конкурса «Валенок» (Приложение 1);
Карточки с номерами для конкурса «Очередь»;
Подготовка: разделить участников мероприятия на две группы (стулья серого и чёрного цветов расставить у противоположных стен, воспитанники на стульях разного цвета являются участниками разных команд).
Действующие лица: ведущий, хозяйка, хозяин.
Ведущий: Здравствуйте ребята.
Знаете ли вы, что такое колядование? (Ответы детей).
В какое время колядовщики ходили по дворам с песнями? (Ответы детей).
В давние-давние времена, накануне Рождества главным занятием молодежи было колядование. Группа колядовщиков, наряженных в лохмотья и маски, ходила по дворам с пением колядок - специальных песен.
Для чего они пели колядки? (Ответы детей).
Наши предки считали, что в период зимнего солнцеворота то, о чем поется в песне, - сбудется. Поэтому колядовщики славили хозяев дома, им желали здоровья, счастья и богатства, а себе просили угощение, из домов им выносили сало, пироги, яйца.
И в наше время дети и даже взрослые продолжают эту традицию.
Кто из вас колядовал во время новогодних праздников? (Ответы детей).
А знаете ли вы песни-колядки? (Ответы детей).
Хорошо. А для кого же мы будем петь колядки? Я предлагаю вам выбрать хозяйку и хозяина этой избушки (на стене).
1. Конкурс «Выбор хозяина»
Я загадаю зимние загадки для мальчиков, кто назовет правильный ответ – допускается к участию в конкурсе, победитель которого будет хозяином дома.
Загадки для мальчиков:
1. Их треплют, катают, всю зиму таскают. (Валенки)
2. Бегут полозки, задрав носки. (Лыжи)
3. В круглом окне днем стекло разбито, к вечеру вставлено. (Прорубь)
Перед вами три претендента на роль хозяина дома.
Каждому участнику выдаются плоскогубцы, а на полу перед ними рассыпается горох или фасоль. По команде ведущего игроки начинают собирать горох плоскогубцами. Побеждает тот, у кого окажется больше всего горошин. Победитель назначается хозяином дома, наряжается в костюм и садится около домика.
2. Конкурс «Выбор хозяйки»
Загадки для девочек:
1. Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)
2. Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Рукавички)
3. Человечек непростой:
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает. (Снеговик)
Каждая участница получает маркер. За одну минуту девочки должны нарисовать на листе А4, закреплённом на стене, снежинки. Побеждает участница, которая успела нарисовать большее количество снежинок. Победительница конкурса становится хозяйкой дома, наряжается в костюм. В это время ведущий предлагает ребятам вспомнить колядки.
3. Конкурс «Добрый вечер»
Ведущий: Когда колядовщики приходили к хозяевам, они здоровались и пели такие слова «Добрый вечер, добрый вечер, люди добрые, мы пришли, люди добрые, мы пришли!» Хозяева запускали ряженых домой и вот тогда колядовщики пели им колядки. Наш конкурс так и называется «Добрый вечер»
Участники команды по очереди поют колядки. Побеждает команда, исполнившая наибольшее количество песен. Каждый воспитанник, исполнивший колядку, получает приз – конфету. Хозяева выставляют баллы командам на листах для подведения итогов, за каждую исполненную колядку – 3 балла.
4. Конкурс «Пришла коляда»
Ведущий: Ребята, мы говорили, что колядовщики ходили наряженные.
Из команды выходят несколько участников, наряжаются в костюмы, поют колядки по написанному тексту. За колядку – 5 баллов (Приложение 1).
5. Конкурс «Помоги Деду Морозу»
Ведущий говорит о том, что в наступившем году снега в городе выпало недостаточное количество, и так как по недоразумению некоторое количество снега залетело в этот зал, он просит добровольцев помочь Деду Морозу.
Добровольцы встают друг за другом на линию старта.
У противоположной стены стоит стул, на нём лежит определённое количество снежинок. Участники по очереди бегут до стула, берут по одной снежинке, передают её хозяину с хозяйкой, которые стоят у линии старта. Команда, первая справившаяся с заданием, становится победителем и получает 10 баллов за неоценимый вклад в дело Деда Мороза, проигравшая команда зарабатывает 5 баллов, т. к. тоже немало потрудилась.
7. Конкурс «Очередь»
Команды встают в линию друг за другом. Каждый участник получает карточку с номером. Количество карточек соответствует количеству игроков в одной команде. По команде ведущего участники игры должны выстроиться в шеренгу по порядку номеров.
6. Игра «Валенок»
Ведущий: А знаете ли вы, что в старину на зимние праздники обязательно гадали? Очень распространённым было такое гадание: Девушка кидала валенок через ворота, выходила на улицу и смотрела, в какую сторону носком упал валенок, куда указывал носок валенка с той стороны и будет жених.
Предлагаю первой команде встать в круг. Ведущий поворачивается спиной к центру круга, кидает валенок в центр, игрок, на которого укажет носок валенка, выходит за круг, таким образом, нужно выбрать по три участника из каждой команды.
Каждый участник должен вытянуть листок с заданием, прочитать задание вслух и выполнить его. Если игрок затрудняется выполнить задание, ему может помочь друг из своей команды.
Задания см. (приложение 1).
7. Игра «Уши замёрзли»
Все игроки – это колядовщики, встают в круг. Ведущий объясняет, что на улице мороз, и пока колядовщики ходили по дворам, они замёрзли, кто же их согреет, если не сами себя. Игроки двигаются друг за другом. Ведущий говорит: «У нас замёрзла правая рука». После этого каждый участник берёт своего соседа за правую руку и продолжают двигаться по кругу.
«У нас замёрзла левая нога»;
«…уши»;
«…локти»;
«…бока»;
«…правое плечо»;
«…щёки»;
«…правый мизинчик»;
«…левое колено»;
«…пятки».
9. Игра «Луноход»
Все игроки встают в круг. Один участник, присев на корточки, начинает ходить за кругом, повторяя «Я луноход пи-пи один…». Если кто-нибудь рассмеётся, он должен присесть на корточки и передвигаться за первым участникам, повторяя «позывной». Каждый рассмеявшийся участник присоединяется к «луноходам». Последний участник приносит своей команде 5 баллов.
Ведущий: Вы сегодня хорошо повеселились, спели много колядок, пожелали хозяевам добра, здоровья, счастья. За это Хозяйка и Хозяин хотят угостить всех гостинцами-конфетами.
Хозяин и хозяйка угощают детей конфетами.
А мы, педагоги и администрация, как хозяева Центра детского творчества тоже хотели бы подарить вам – своим гостям – подарки (вручение призов).
Приложение 1
Старинные русские колядки
1) Пришла коляда
Накануне Рождества.
Зароди, Боже, пшеницу
На бычка и на телицу,
На черную ягницу.
А хозяйке - блинка,
А хозяину - сынка.
С праздником вас,
Хозяин с хозяюшкой!
2) Пришла коляда –
Отворяй ворота!
Господин, господа,
Господинова жена,
Двери отворите
И нас одарите!
Пирогом, калачом
Или чем-нибудь еще!
Здоровы будьте!
3) Тетенька добренька,
Дай кулички сдобненькой.
Коляда-моляда,
Накануне Рождества,
Подавай, не ломай,
Все по целой подавай.
Не подашь лепешки -
Разобьем окошки.
Не подашь пирога -
Уведем корову за рога!
4) Ты, хозяин, не томи,
Поскорее подари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать.
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят,
И в подпечку котят!
Задания для конкурса «Валенок»
- спеть песню про Новый год;
-рассказать стихотворение о зиме;
- исполнить танец замёрзшего зайчишки;
- спеть песню «В лесу родилась елочка» в стиле «рэп»;
- сказать десять комплиментов Татьяне Валентиновне;
- почесать голову … (игроку из команды соперников).
Анна Пенькова
В конце декабря в блоге Елены Шугуровой я познакомилась со сценарием музыкально-физкультурного развлечения «Валенки , да валенки » .
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
В этом сценарии мне понравилась идея использования в качестве спортивного оборудования для проведения эстафет обыкновенные детские валенки . По годовому плану в конце января должно было пройти развлечения на улице «Зимние забавы» Но стояли сильные морозы, и я предложила провести праздник в зале по сценарию «Валенки да валенки » . Коллеги меня поддержали, две группы выставили свои команды : "Снежинки" и "Елочки"
А теперь цитирую отдельные моменты сценария и сопровождаю его нашими фотографиями с нашего праздника.
Об отдельных экспонатах нашей выставки я уже рассказывала , теперь посмотрите её оформление.Первая победа!
Надевать валенки и на руки , и на ноги побоялись- травмоопасно. А вот с валенками только на руках положение остается устойчивым, и дети очень быстро бегали на четвереньках.
Данный конкурс вообще заменили, он больше подходит для игр на улице. У нас дети бросали снежком в валенок , надетый на стойку. Выиграла команда, у которой было больше попаданий.
Валенки у нас стоять не хотели, положили их, как в предыдущем конкурсе, но зато бежали сразу всей командой, взявшись за руки.
Победила, как всегда, дружба. Команды сфотографировались на память.
А угощением от щуки оказались апельсины.
После эстафет на нашем празднике вручались дипломы за участие в выставке –конкурсе на лучшее украшение валенка . Дипломы были очень красивые, их сделала в фотошопе наша педагог-психолог Екатерина Владимировна, и на каждом дипломе участника выставки-конкурса была фотография экспоната именно этого участника.
Хромчихина Алла Владимировна, воспитатель МБДОУ Детский сад комбинированного вида №8 «Лебёдушка» городского округа Химки Московской области
Цель развлечения.
1. Закрепить у детей интерес к возрождению традиций русского народа,
умение петь песни, танцевать, играть в народные игры.
2. Закрепить знания детей по теме «Русские валенки», использования обуви русского народа.
Интеграция образовательных областей.
- «Социально-коммуникативное развитие».
- «Познавательное развитие».
- «Речевое развитие».
- «Художественно-эстетическое развитие».
- «Физическое развитие».
Виды детской деятельности.
- Игровая.
- Коммуникативная.
- Восприятие художественной литературы.
- Музыкальная.
Задачи.
Образовательные. Развивать память, речь. Учить отвечать полным предложением. Читать выразительно стихи, закреплять знания о валенках, их значении в жизни человека.
Развивающие. Расширять представления детей о характерных признаках валенка. Устанавливать причинно-следственные связи. Развивать у детей познавательный интерес к истории исконно русской обуви – валенкам. Развивать интерес к возрождению традиций русского народа, умение петь песни, танцевать, играть в народные игры. Активно использовать в речи народные пословицы, поговорки, загадки, песни.
Воспитательные. Формировать положительное эмоциональное отношение детей. Формировать у детей положительное, эмоциональное настроение. Воспитывать любовь и гордости за свою историю, за свою Родину.
Планируемые результаты. Проявлять устойчивый интерес к различным видам деятельности, иметь доброжелательные интонации выразительной речи, иметь навыки культурного общения со сверстниками.
Предварительная работа:
- чтение и рассказывание сказок и рассказов придуманные детьми,
- изготовление поделок из валенка,
- разучивание стихотворений, потешек, поговорок, частушек о валенках,
- инсценировка сказок и рассказов, используя поделки-валенки,
- рисование узоров на валенке,
- пластилинография на валенке,
- разучивание подвижных игр с валенком,
- игры детей: «Магазин сувениров», «Музей Валенка», «Магазин обуви»,
- изготовление д/ игр «Найди валенку пару», «Собери валенок», «Сосчитай-ка», «Разложи валенки по размеру», «Поставь валенки по порядку»,
- разучивание танца под песню «Валенки»,
- оформление альбома «Русский валенок»,
- изготовление стенгазет о проделанной работе по теме «Валенки»,
- Спортивные развлечения «Ай, да валенки», «Праздник валенка» (на улице),
- оформление в группе «Музей валенка»,
- работа с родителями: круглый стол знакомство с проектом «Русский валенок», консультации на тему: «Положительное влияние валенок на здоровье человека», «Интересные сведения о валенках», «Игры наших предков с валенками», участие в мероприятиях, помощь в подборе материала, изготовление ширмы и поделок из валенка, оформление стенгазет.
Оборудование и материалы.
- Русские народные костюмы по количеству детей.
- Костюм Зимы, домового.
- Оборудование для русской избы.
- Баннер зимнего леса.
- Кегли 6 штук.
- Гармошка.
- Валенки для игры 3 пары.
- Валенки, изготовленные детьми и родителями.
- Подборка мелодий для игр, частушек и песня «Валенки» в исполнении Н. Кадышевой.
- Папка с иллюстрациями по изготовлению валенок.
- Детские работы для оформления зала.
- Ширма, ёлки.
Методы и приёмы. Беседа, демонстрация иллюстрации, словесный метод, практический метод игры, применение наглядных художественных средств, оценка выразительности исполнения, проверка усвоенных знаний и навыков.
План НОД.
- Перекличка.
- Встреча с Зимой.
- Загадки и вопросы из валенка.
- Встреча с Домовым.
- Исполнение частушек.
- Игра «Сбей кегли валенком».
- Игра «Лошадки».
- Игра «Собери валенки» разрезные картинки.
- Демонстрация валенок, украшенных совместно с родителями.
- Танец под песню Н. Кадышевой «Валенки».
- Итог вручение подарков.
Развлечение для детей подготовительной группы
«Русское чудо – валенки»
Звучит русская народная музыка – дети входят в театральную комнату.
1-й ребёнок
Что за славный денек!
Собирайся, народ!
Будем петь и шутить
И гостей веселить.
2-й ребёнок
Мы пришли вас позабавить,
С праздником поздравить.
Людей посмотреть
Себя показать.
(Дети садятся.)
1-й ребенок - А, какой сегодня праздник?
2-й ребёнок - Праздник русского валенка!
Если в доме, на работе
У вас валенки в почете.
То мы вас, своих друзей,
Приглашаем поскорей.
1-й ребёнок - Но ведь сейчас весна и валенки уже не носят!
2-й ребёнок - Значит, праздника не будет? Что же делать? Как нам опять попасть в зиму на «Праздник валенка» к Зимушке – Зиме.
3-й ребёнок - Ребята, посмотрите, вот волшебные часы, может они нам помогут?
Дети подходят к часам.
3-й ребёнок - Надо повернуть стрелки с весны на зиму. Ребёнок поворачивает стрелки. (Звучит волшебная мелодия) Вот мы и попали в Зиму.
Дети хором:
Тук-тук, тук-тук
В ворота слышен стук.
Двери отворяйте,
В дом гостей впускайте!
Веселых ребятишек –
Девчонок и мальчишек!
Под музыку «У леса на опушке, жила Зима в избушке….» выходят Зима.
Зима:
Здравствуйте, дорогие гости!
Добро пожаловать!
От души поклон вам низкий!
Я зима – студеная, вьюжная,
С ледяными ветрами дружная.
Дети:
А ведь мы ребята удаленьки,
Мы наденем шубки да валенки.
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
Зима:
Ну, если вам мороз не страшен
То я вас, своих друзей,
Приглашаю в дом скорей.
Деточки мои родные, очень даже дорогие.
Рада вас видеть, проходите, мою избу посмотрите. (Дети рассаживаются на стульчики ).
Все уселись? Что у вас случилось, что приключилось? Что же вы из весны ко мне в гости пожаловали?
Дети: Хотим устроить праздник русскому валенку. Помоги нам, пожалуйста!
Зима: Хорошо. Помогу. Сегодня будет у нас веселье, праздник на удивленье! Вы бы мне про валеночки сначала что-нибудь рассказали, а мы бы с гостями послушали.
А вы знаете, как изготавливают валенки?
(Рассказ ребёнком)
Какие вы знаете стихи, загадки, пословицы и потешки.
1 -й ребенок: Баю - баю, баиньки скатаем Маше валенки,
Валенки по ножкам, бегать по дорожкам,
К бабушке по прянички, к дедушке по яблочки.
2 -й ребенок: Как у Даши маленькой, чёсаные валенки,
А шуба багряная, а личико румяное,
Вот какая Даша - красавица наша.
3 -й ребенок: Без шубы и валенок - зима без конца.
4-й ребёнок: Кто раньше встал, тот и валенки надел.
5-й ребёнок : Прост, как сибирский валенок.
Зима: А теперь ребятки, загадаю вам загадки.
Загадки
- Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки,
В них вы ходите зимой,
Утром - в садик, вечером - домой.
- Треплют, катают, а зиму таскают.
- На вид – сапожки тоже
Да только не из кожи.
Из шерсти их изготовляют -
Не шьют, не вяжут, а валяют. (Валенки)
Зима: Да, отгадка одна - это валенки! А я ещё хочу вас проверить. Давайте поиграем в игру «Волшебные снежинки».
(В валенке лежат снежинки, на которых написаны вопросы)
Вопросы.
1. Традиционная русская зимняя обувь Деда Мороза (валенки).
2. Почему валенок так назвали? (от слова «валять» шерсть - валенок).
3. Родина русских валенок (2 версии -1 Нижегородская Губерния, 2-город Мышкин).
4. Валенки шьют, катают или вяжут? (катают).
5.Из шерсти какого животного чаще всего делают валенки? (из шерсти овцы).
6. Кто из русских царей носил валяную обувь (Петр I, Екатерина II).
7. В каких городах России есть музеи русских валенок? (Москва, Мышкин).
8. Как по-другому называют валенки? (пимы, волнушечки, катанки, чесанки).
9. Сколько шерсти идет на валенок? (шерсть с одной овцы).
10. Кому и как помогли валенки в годы великой Отечественной войны? русским солдатам.
Дети: Немцы считали валенки лучшим трофеем и обменивали их даже на золотые часы.
Зима: Молодцы, на все мои вопросы ответили, а наш праздник продолжается.
Девочка 1:
Я зимой проблем не знаю,
Валенки ношу всегда
Может быть не очень модно,
Но не мерзну никогда!
Ребенок 1:
Знает взрослый человек,
Знает даже маленький.
Чтоб зимою не болеть.
Надевают валенки.
Ребенок 2:
Если есть еще калошки –
Не промокнут ваши ножки.
Валенки всего полезней –
Вас спасут от всех болезней.
Зима: Ребята, а вы знаете, почему валенки бывают разного цвета: белые, серые, черные, от чего это зависит.
Дети : от того, какого цвета была овца.
Зима: А вы знаете, что дырявые валенки не выкидывали их использовали не по назначению.
Дети (Ответы):
1. Валенок засовывали в наволочку и спали, как на подушке.
2. Валенок прибивали на ворота и использовали, как почтовый ящик.
3. Валенок использовали, как клюшку для хоккея.
4. В валенке хранили разные вещи.
5. В валенке любят спать домашние животные.
6. Играли с валенками в разные игры
7. Из старых валенок делали игрушки.
8. В них живут домовые.
Зима:
В теплых валенках, подшитых
Бродит в доме домовой,
Охраняет сон хозяев,
Охраняет их покой.
Стережет свою избушку,
Ребятишек любит он.
Сегодня он не будет спать,
Хочет с нами поиграть.
Домовой, домовой
Поиграй-ка с детворой!
(Выходит домовой.)
Домовой:
Домовой я хоть куда,
Не смотрите на года.
А я в валенке живу
И на вас сейчас гляжу.
Зима:
Домовой, сядь, посиди.
На ребяток погляди.
Мальчик:
Наши девчонки маленькие,
Чуть побольше валенка.
Ну, а как заголосят –
Всех в округе удивят!
Девочка:
Мы частушек много знаем,
Знаем целый миллион.
Ставьте ушки на макушки
Мы про валенки споем!
Частушки.
1) Мы частушки пропоём
Про пимы да валенки
Гармонист нам подыграет
Сидя у завалинки.
2) Не судите вы о моде
Валенки всегда нужны.
Ведь в морозную погоду
Лучше всех сапог они!
3) Моя подружка Валенька
Чуть повыше валенка.
В Валенки обуется
Как пузырь надуется!
4) В моду валенки не входят,
В сапогах ходить хотят.
А морозы сильно грянут,
Так на моду не глядят!
- Подарила маменька
Беленькие валенки.
С ними я не расстаюсь,
Даже спать я в них ложусь!
- У частушки есть начало,
У частушки есть конец,
Кто про валенки послушал
Прямо скажем - молодец!
Домовой:
Хорошо девчонки пели,
А мальчишки все сидели.
Пора ручки поразмять,
Да в игру им поиграть!
Игра «Сбей валенком кегли».
Дети выбивают валенком, стоящие в ряд кегли, по одному. Считается, кто больше выбьет, тот и победил.
Игра «Лошадки».
Валенок берём, на палочку надеваем и в лошадку превращаем. Дети строятся в две команды, чья команда быстрее обежит в округ ёлочек и вернётся на место, та команда и выиграет.
Домовой: Ох устал я, пора мне отдохнуть. До свидания, друзья!
Зима : До свидания! А ещё вы сказали, что в валенках хранятся разные предметы, давайте проверим. Вот и меня там, что то есть.
(ребёнок достает пакет с разрезными картинками)
Зима: Я хочу предложить вам поиграть в игру «Сложи валенок ». 4 ребёнка на 2 магнитных досках из частей собирают валенки, кто первый соберет, тот и выиграл.
В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно, это считалось признаком достатка. Возьмите свои валенки, которые вы изготовили вместе с родителями и продемонстрируйте их нам. (Дефиле детей).
Зима: От Химок до Амура валенки предмет гламура.
Первая девочка:
Мне завидуют соседи,
Мне завидует родня,
Потому что в эту зиму
Новый имидж у меня.
Вторая девочка:
Знает каждый – стар и млад,
Твои валенки – отпад.
Красотой своей одарят
И гостей всех удивят.
(Дети берут валенки и читают стихи про них стихи):
1-й ребёнок:
Сделал я себе коня,
Конь-огонь у меня!
Он с улыбкой белозубой,
Нету лучше коня!
Какой красивый валенок! -
Ребята говорят.
Вам валенок понравился?
Я очень, очень рад!
Демонстрирует поделку.
2-й ребёнок :
Валенок умеет летать!
Этого могли вы не знать!
В сказке есть ковёр-самолёт,
Вот и валенок стремится в полёт.
Ну, поверили вы в этот рассказ?
Такой валенок есть у нас!
3-й ребёнок :
Мы едем, едем, едем
В далёкие края
В валенке окошечки
В них ты и вы и я.
Провозит поделку по кругу.
Зима: Ваши валенки хороши, а другие ещё лучше! Дети читают стихи
1-й Ребёнок держит в руках «Валенок домик»:
Посмотрите: это дом-
С крышей, дверью и окном.
И с крылечком, и с трубой
Цвет у крыши голубой!
Заходите смело в дом!
Приглашаете? Войдём!
2-й ребёнок «Пёсик»
У него четыре лапы
Мокрый нос и хвост лохматый.
Очень часто громко лает,
А плохих людей кусает.
3-й ребёнок «Зайчик»
Симпатичный, очень милый
Всеми детками любимый
Только всех боится
Убежать стремится.
Он зимою – белый-белый,
Ну, а летом в шубке серой,
Говорят он «Побегайчик»
А зовётся просто - зайчик.
4-й ребёнок «Мышка»
Я маленькая мышка
С усами и хвостом
Я вовсе не трусишка
И храбрая при том.
На помощь прихожу я
Когда меня зовут.
Пролезу в щель любую
Глядите, я уж тут!
Дети уходят за ширму. Театр валенка за ширмой (игрушки танцуют под песню «Кабы не было Зимы)
Зима:
Народ на Руси
Очень валенки любил.
Про старенькие валенки
Песенку сложил.
Уважаемые взрослые, вспомните и назовите самую известную исполнительницу песни «Валенки»
Взрослые: Лидия Русланова.
Зима: Правильно. Эту певицу знали и любили все, за умение проникнуть в душу каждого, кто ее слушал. В годы войны знаменитая исполнительница была на передовой, дарила уставшим и раненым бойцам свою звонкую песню. Но и в наши дни эту песню очень любят и часто её исполняют известные певцы.
Ребёнок :
Наши руки - не для скуки,
Нас они не подведут:
Наши валенки наденешь-
Сами ноги в пляс идут!
Танец под песню «Валенки ».
Ребенок:
Спасибо, Зимушка,
За тепло, за уют.
Нам весело было
На празднике тут.
Ребёнок:
Ох, Россия, ты Россия,
Славы не убавилась.
Издавна Россия наша
Валенками славилась.
Ребенок:
Но пришла пора прощаться,
И домой нам возвращаться.
Зима: Молодцы ребята! Вы и пели и плясали, и шутили и играли. Устроили для валенка настоящий праздник! А где мой волшебный валенок? Вот он: 1,2,3 валенок подарки ребятам подари.
Раздача подарков (Из валенка достать сувениры)
Дети хором:
Чудо-валенки мы не забудем,
Все зимой ходить в них будем!
Зима: Переводит стрелки часов, дети возвращаются обратно в сад.
Звучит русская народная мелодия, дети выходят из зала.