Конспект занятия «Добро в твоём сердце. Полезные ссылки
«ДОРОГОЮ ДОБРА»
Татьяна Леонидовна Заботина
Путятино
2014
Конспект НОД для старшей группы
Тема: «Дорогою добра»
ЦЕЛИ: .
Формировать у детей представление о доброте как важном человеческом качестве
Учить анализировать свои поступки
Развивать связанную речь, мышление
Воспитывать любовь, доброту, уважение к окружающим
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
Рассматривание иллюстраций различными ситуациями, обыгрывание ситуаций
Обсуждение мультфильмов просмотренных дома
Разучивание пословиц, поговорок, стихов, добрых вежливых слов, изготовление солнышка как символа доброты
Чтение художественной литературы на тему добра, добрых отношений.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: социализация, музыка, коммуникация, здоровье, художественное творчество
МАТЕРИАЛЫ: бархатная бумага, нитки, картинки с проблемными ситуациями, фланелеграф, лепестки «цветика-семицветика» (из картона), музыкальная запись («Одинокий пастух»), медальки «Добрилки», слайд-шоу (с участием детей группы).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Посмотрите, как много гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся. Сегодня мы отправимся в Страну Добра. А для того чтобы попасть туда, нужно построить «Мост дружбы». Возьмемся за руки и поднимем их вверх. Вот какой замечательный мост дружбы у нас получился. Чтобы на нашем пути не было преград, давайте прочитаем стихотворение, которое очень любят в Стране Добра.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро! - солнцу и птицам!
Доброе утро! - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Как вы думаете доброе, это, какое?
- А что такое доброта? (ответы детей)
- Конечно, вы все правы. Доброта – это стремление человека сделать что-то хорошее для людей, животных, птиц, животных, природы.
Доброта – это солнце. Солнце нас согревает, и мы с помощью доброты дарим свои тепло и любовь.
Упражнение «Солнышко добра» (под музыку)
- Представьте себе, что у вас в руках находится солнышко добра. Ваши руки чувствуют удивительную теплоту, оно согревает вас, ваше тело, вашу душу. Мысленно поместите все добро этого солнышка внутрь. Почувствуйте, как оно согревает вас, доставляет радость. У вас появляются силы, силы здоровья, счастья и радости. Это солнышко может одарить всех людей добротой. Но для этого надо отпустить солнышко вместе с пожеланиями. (Каждый ребенок отпускает «Солнышко» со своими пожеланиями).
Дарите всем по солнышку,
Частичку света доброты,
Слова любви и нежности
Дарите как цветы.
(Выкладываем солнышко из ниток на бархатной бумаге).
- Ребята, давайте все тепло нашего солнышка подарим нашим гостям.
-С помощью слова можно творить чудеса. Слово может огорчить,обидеть человека. Когда человек огорчен,обижен,ему трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить.
Игра «Подбери слово»
Каким словом можно поприветствовать? (здравствуй, привет, доброе утро)
Поблагодарить? (спасибо, очень вам благодарен)
Похвалить? (молодец, умница, ты хороший, умный)
Успокоить? (не волнуйся, все будет хорошо, не расстраивайся)
Есть хорошая игра,
Называется «Друзья»
На меня вы посмотрите,
За мной движения повторите.
Логоритмическая игра «Друзья»
Мне ничего не страшно с другом
Ни темнота,
Ни волк,
Ни вьюга,
Ни паук,
И ни собака,
Ни мальчишка-забияка,
Вместе с другом я сильней,
Вместе с другом я смелей.
Мы друг друга защитим
И все страхи победим.
- Предлагаю поиграть в игру «Хорошо-плохо»
(На столе лежат картинки с проблемными ситуациями, рубашкой вверх, из них нужно выбрать картинку и рассказать, как хорошо или плохо поступать и почему).
- Мы с вами говорили, что добро, как солнышко, согревает человека.
А от тепла все растет и расцветает. Вот и сейчас, благодаря нам, распустится волшебный «Цветик-семицветик».
ИГРА «Я начну, а вы закончите»
( Пословицы и поговорки о добре, пригласить ребенка, чтобы он выкладывал лепестки на фланелеграфе)
Добрые дела… (красят человека).
Жизнь дана… (на добрые дела).
Доброе сердце… (лучше богатства).
При солнышке тепло… (при матушке добро).
Доброе слово… (и кошке приятно).
Не ищи красоты… (ищи доброты).
Не одежда красит человека… (а его добрые дела).
- Какой «Цветик-семицветик» у нас распустился!
Это не простой цветок, а волшебный, сейчас я произнесу волшебные слова, и случится чудо.
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Хочу, чтобы у всех моих ребят были медальки «Добрилки» (вручение медалек)
- Ребята, в какой стране мы сегодня с вами побывали?
Что в этой стране вам понравилось?
Зачем нужно быть добрыми?
В заключение занятия показ слайд-шоу «Дорогою добра».
Конспект НОД написала и провела воспитатель
первой квалификационной категории
Татьяна Леонидовна Заботина
НАТАЛЬЯ ШАЧНЕВА
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Дорогою добра»
Сегодня к нам в детский сад пришли гости :
Гости дорогие , важные такие,
В зале здесь у нас сидят,
Строго так на всех глядят.
Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьезные? Нет? А какие?
Попробуйте подобрать слова для определения выражения их лиц. Отвечают на вопросы
воспитателя
Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра . И пусть это пожелание будет теплым и
искренним.
После таких теплых, искренних слов стало еще больше радостных и светлых лиц. Вот что
может сделать доброе слово ! Как приятно встречать гостей! Но, наверное, так же приятно
ходить в гости. А хотите и мы с вами пойдём в гости? Мы отправимся в путешествие в
страну Добра . (фоногр Дорога добра )
Подходят к воротам города, сверху надпись Добро пожаловать .
Посмотрите, какими замечательными словами встречает нас город Добра . Заходите.
Улица Добрая .
Ребята, а как вы думаете, какие люди живут на этой улице? (Добрые )
А как можно назвать людей, у которых добрая душа ? (добродушные )
Доброе сердце ?
А люди, которые желают добро ?
Люди, которые делают добро ?
Ребята, сядьте удобно на стульчики и послушайте стихотворение Л. Поляковой «Быть
добрым лучше или злым ?»
Быть легче добрым или злым ?
Наверно легче – злым.
Быть добрым значит отдавать тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать и близких, и чужих,
И радости порой не знать заботясь о других.
Конечно, доброму трудней , и все же посмотри :
Как много у него друзей! А злой всегда один… Слушают стихотворение
БеседаРебята, вы, наверное, уже догадались, что говорить мы будем сегодня с вами о «добре » и
«доброте » . Как вы думаете, что такое «добро » ? Добро бывает разным . Хотите узнать, какое
еще бывает добро ? Тогда внимательно смотрите и слушайте. Добро бывает разное . Одно
добро – это сокровища , драгоценности, картины, книги, игрушки. А как вы думаете, это
добро мы можем увидеть ? А руками потрогать (слайд) Другое добро можно услышать . Как
вы думаете, а что мы можем услышать? А что еще? Но есть добро , которое должен иметь
каждый человек : и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро (каждый
человек должен иметь доброе сердце , добрую душу , добрые слова , чтобы всем помогать,
жалеть тех кто попал в беду и конечно всех любить.) Да ребята, о таких людях говорят – это
добрый человек !
Как называется эта улица? (Вежливости)
Что нужно знать, чтобы быть вежливым? От добрых и ласковых слов становится теплее и
радостнее всем окружающим. А вы знаете, что доброе слово может подбодрить в трудную
минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят : «Слово и лечит, слово и ранит» ,
поэтому я хочу дать вам совет :
Обидное слово сказать не спеши,
Не разобравшись в деле.
Душевная рана бывает больней
Тяжелой раной на теле.
А еще в народе говорят : «Доброе слово лечит больного» .
Предлагаю, вам поиграть в игру, которая называется ««Цепочка добрых слов » Давайте
передадим это солнышко друг другу и подарим своим друзьям добрые слова , которые вы
Передают солнышко друг другу, произнося вежливые слова (спасибо; пожалуйста; до
свидания; здравствуйте; добрый день ; доброе утро ; проходите, пожалуйста; извините,
пожалуйста; будьте добры ; я нечаянно; мы тебе рады; давай с тобой дружить; давай
никогда не ссориться; давай помиримся; пропусти, пожалуйста; присаживайтесь,
пожалуйста; извините; чем могу помочь; жаль; я хочу, чтобы ты не сердилась; я тебя чем-то
Как вы думает кто живёт на этой улице? (перечисляют)
А вот и первый герой. Кто же это? (Звучит песня «Если добрый ты… » )
Дети. Кот Леопольд. (слайд)
А почему вы считаете, что Леопольд добрый ?
Уж как не старались разозлить кота мыши , ничего у них не получалось. Леопольд по-
доброму относился ко всем их проделкам. Какие слова он говорил мышатам?
Дети «Ребята, давайте жить дружно!»
Воспитатель Что же значить «жить дружно» ?
Дети. Не ссориться, помогать друг другу.
Воспитатель
Кто же следующая наша сказочная гостья?
Так быстро от принца она убежала,
Что туфельку даже свою потеряла.
Дети Золушка. (слайд)
Воспитатель Можем ли мы назвать Золушку доброй ? Почему?
Дети Она во всём помогала своим сестрам и мачехе, никогда не держала на них зла, а
ведь они постоянно ругали ее, не любили Золушку.
Воспитатель Еще одна сказочная героиня…
Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше коготка.
В Ореховой скорлупке девочка спала.
Вот такая девочка, как она мила. Кто это?
Дети Дюймовочка. (слайд)
Воспитатель Что мы доброго , хорошего можем сказать о Дюймовочке?
Дети Она помогла ласточке, отогрела ее, накормила, помогла ей выздороветь .
Воспитатель Молодцы, ребята! О каждом сказочном герое вы сказали добрые , ласковые
Психогимнастика «Пожалуйста» Встаньте все в круг, я буду называть действия, а вы
должны будете их выполнять только в том случае, если будет произнесено слово
«пожалуйста»
Выполняют движения, если произносится слово «пожалуйста» .
«Хорошо-плохо» Наглядный Словесный Игровой Сейчас вы увидите слайды с
иллюстрациями к стихотворению В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо» , илиразные ситуации; и будете их оценивать, какие из них хорошие дела, какие плохие.
Поиграем? Ситуации :
Мальчик подмел пол;
Мальчик не мыл руки перед едой;
Помог сестренке одеться;
Девочка с мамой мыла посуду;
Мальчик не слушался маму и долго не ложился спать;
Девочка подарила маме цветок;
Мальчик разговаривал с бабушкой ласково;
Девочка для бабушки приготовила чай;
Вы в детском саду бегали, кричали, капризничали;
Помогли воспитателю накрыть на стол;
Уступили место в автобусе;
Дали поиграть игрушки другим детям;
Не слушались взрослых.
Ребята, давайте подойдем к необыкновенному дубу. Это дуб мудрости и добра . Давайте
повесим чудесные листья и назовём правила на всю жизнь. Продолжаем наше
путешествие.
Вешают на дуб листья и называют правила : или поговорки о добре .
Будь щедрым! Уважай взрослых!
Будь бережливым! Не обижай людей!
Будь трудолюбивым! Помогай маленьким и слабым!
Будь добрым ! Будь вежливым и гостеприимным!
Будь аккуратным! Слушай старших !
Будь любознательным и наблюдательным! Соблюдай правила!
Люби животных растения!
Не смейся над товарищами!
Будь смелым! Не жадничай!
Будь честным! Уступай!Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты!
Не завидуй!
Посмотрите еще раз внимательно на дуб и запомните эти правила на всю жизнь.
Поговорки :
Учись доброму - плохое на ум не пойдёт.
Про доброе дело говори смело .
Жизнь дана на добрые дела .
Худо жить без ласкового слова.
Доброе слово лечит , а злое калечит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела .
Злой плачет от зависти, а добрый от радости .
Добрые слова дороже богатства .
Не ищи красоты, ищи доброты .
Кто любит добрые дела , тому и жизнь мила.
Сумел провиниться, сумей повиниться.
Свет не без добрых людей .
Доброму
За добро добром и платят .
И собака старое добро помнит .
Худо тому, кто добра не делает никому .
Даешь другому - приобретаешь себе.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Доброму везде добро .
Доброму гостю хозяин рад .
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Доброе слово и кошке приятно.
Добрый человек придет , словно свету принесет.
Доброе слово - тоже помощь .
Доброе слово дом построит , злое слово дом разрушит.
Доброе слово железные ворота отопрет.
Доброе слово человеку - что дождь в засуху. Добра желаешь , добро и делай !.
Доброе дело без награды не остается.
Добра мать до своих детей , а земля - до всех людей.
Тема: «Идем дорогою добра»
Цели:
Формировать у детей нравственные ценности;
Закреплять представления детей о добрых делах, воспитывать стремление совершать добрые поступки, оказывать помощь, дарить радость, хорошее настроение;
Активизировать употребление в речи вежливых слов.
Ход занятия:
Круг радости. «Доверяем друг другу» (Дети идут друг за другом)
Дружно все идём по кругу,
И надеемся на друга.
Плечо другу подставляйте
И друг другу доверяйте!
Приветствие ребят:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встречи здороваться: "Доброе утро"
Доброе утро и солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лица,
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Поздоровайтесь друг с другом: (встали полукругом)
Доброе утро!
Сәлеметсіз бе! Қайырлы таң! (по- казахски)
Hello! Good morning! (по- английски)
Цитата занятия: (выставлена на доске)
Когда вы ищете счастья для себя,
оно будет избегать вас.
Когда вы ищете его для других,
то оно найдёт вас!
Народная мудрость
Мы сегодня поговорим о добре. (в кругу)
Есть такая народная мудрость:
Когда вы ищете счастья для себя,
оно будет избегать вас.
Когда вы ищете его для других,
то оно найдёт вас!
Как вы это понимаете?
У нас сегодня круг радости с секретом. (На полу по кругу разноцветные кружочки) .
Возьмите по кружочку, переверните его, и вы увидите этот секрет! Перевернув кружок, вы поймёте, как поприветствовать друг друга. Передайте свой «лучик» хорошего настроения.
Улыбка – улыбнуться другу
Ладошка – пожать руку
Сердечко – обнять друга
Солнце – сказать доброе слово
У ваших друзей ладошки теплые? (ответы детей)
Да, все вы добрые и поделились своим теплом друг с другом, ребята у каждого из нас есть своя дорога «Добра», моя дорога «Добра» ведёт меня каждый день к вам в класс. А куда ведёт вас ваша дорога «Добра»? (Ответы детей )
Упражнение. Найдите себе пару по цвету. Парой идите вместе, проходите и присаживайтесь на стулья. (У ребят заранее прикреплены жетоны по парно определенного цвета).
Звучит песня «Дорога добра» сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова (ребята подпевают)
Давайте зажжем свечу.
Как хорошо, уютно, тихо.
Посмотрите на огонёк свечи, протяните к нему ладошки.
Что вы чувствуете? (тепло)
Приятно смотреть на огонёк?
А какое у вас сейчас настроение? (хорошее, веселое, радостное).
Игра «Колокольчик» (в кругу на стульях).
А раз у вас хорошее настроение, давайте, скажем, друг другу вежливые, волшебные слова и пожелаем себе и другим чего-нибудь хорошего, доброго.
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам встречаться здесь не лень!
Колокольчик мы возьмём,
Всех в кружок им позовём,
Колокольчик передай и желанье загадай!
(Дети передают друг другу колокольчик).
Наверное, вы любите сказки? Я приглашаю вас в сказочный дворец «Доброты».
Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей.)
Да, в этом дворце живут только добро, добрые дела и слова.
Хотите вы пойти туда?
Упражнение «Волшебный мешочек»
.
Ребята, предлагаю, если у вас есть какие-нибудь отрицательные эмоции: обида, гнев, злость, спрятать их в волшебный мешочек и изменить содержание мешочка во дворце «Доброты». Отправимся искать добро.
Как вы думаете, после путешествия по стране «Доброты», что будет в волшебном мешочке?
Давайте попробуем сделать так, чтобы вместо обиды, гнева и злости в мешочке оказались доброта, любовь, радость и хорошее настроение.
Вот вам по 1 листу черной бумаги, скомкайте его руками, при этом сделайте мимику злого человека: нахмурьте брови, с силой сомните листочек и немного потопайте.
Идти нам придётся по сказочной тропинке. (Звучит песня «Лесной олень»)
Игра «Тропинка» (парами)
Хорошие, добрые качества в себе надо развивать, давайте попробуем.
Мы вместе пройдём по тропинке с препятствиями.
Дружно без помех пройти по тропинке с препятствиями вам помогут: доброта, доверие, понимание и помощь.
Дети идут змейкой по тропинке, помогают друг другу.
Спокойно идём по тропинке. Вокруг кусты, деревья, зелёная травка. Птицы поют. Шелестят листья. Вдруг на тропинке появились лужи. Одна… вторая… третья … Снова спокойно идём по тропинке. Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идём по тропинке. Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз… Два… Три… Четыре… Перешли болото, снова идём спокойно. Перед нами овраг. Через него перекинуто бревно. Переходим овраг по бревну. Осторожно идём! Ух! Наконец-то перешли. Идём спокойно! Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней, еле-еле отдираем ноги от земли. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через упавшее дерево. Вот и пришли. Молодцы!
Игра «Найди добрые дела» (парами) . А вот и сказочный дворец Доброты. (макет дворца, возле него ветка, имитирующая дерево).
У дворцовых у ворот,
Дерево добра растёт.
Налетел вдруг ветерок,
И листочки уволок.
Стало дерево скучать,
Людей добрых поджидать.
Вы, ребята, приходите
И листочки приносите.
Ребята, посмотрите, лежат листочки. Только какие-то они необычные, с картинками. Возьмите по листочку и рассмотрите их.
Оцените поступок. Как вы думаете, какие листочки висели на этом дереве добра?
Дети рассматривают, называют добрые и плохие дела.
Давайте вернём дереву листочки с добрыми делами (дети развешивают листочки на дереве, называя, какое там изображено доброе дело). Полюбуйтесь, каким нарядным и весёлым стало дерево.
Смотрите, ребята, какое красивое кресло. Как вы думаете, чьё оно? (Дети высказывают свои предположения: принцессы, короля) . Наверное, это кресло волшебное. Давайте, попробуем посидеть в нём.
Игра «Комплименты» (в кругу с сердечком мягким).
Дети по очереди садятся в кресло, остальные говорят ему комплименты)
Скажите, сидящему в кресле, добрые слова, похвалите его за что-нибудь.
- Дети, вам приятно было слышать, когда о вас говорили добрые, ласковые слова?
- Как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными)
Игра «Связующая нить» (в кругу). Закройте глаза и представьте, что вы все составляете одно целое. А поможет нам в этом волшебный клубочек.
Давайте сядем по кругу и будем передавать клубок ниток. Тот, кто держит клубок, высказывается о себе, что он чувствует. Может пожелать другим чего-нибудь и сказать добрые слова.
Вы все составляете одно целое. Каждый из вас важен и значим в этом общем целом. Нить связала нас и мы стали по-настоящему близки друг с другом.
Ребята, какими бы вы не хотели быть?
И какие качества вы бы хотели, чтобы у вас были?
Какими вы хотите быть?
Игра «Расскажи о себе» (с мячом эмоций)
Мирная считалка. (Объединение в подгруппы)
На дороге у развилки,
Повстречались две дразнилки.
Повстречались, подразнились,
Не сдержались – и сцепились!
Прибежали разнималки,
Помешали перепалке.
И к развилке на кобылке
Прискакала тут мирилка.
Прекратилась перепалка,
И тогда пришла считалка:
Раз-два-три-четыре-пять-
Игра – разминка «Хорошо»
Хорошо, что солнце светит? Хорошо!
Хорошо, что дует ветер? Хорошо!
Хорошо идти с друзьями? Хорошо!
Хорошо прижаться к маме? Хорошо!
Хорошо в краю родном? Хорошо!
Хорошо там, где наш дом? Хорошо!
Хорошо играть в саду? Хорошо!
Хорошо, что я живу? Хорошо!
Игра «Секрет» (можно парами)
Обратите внимание, у нас стоит шкатулка. Я вам раздам в ладошку по «секрету» (пуговица, бусинка, брошка, часики). Зажмите свой секрет в кулачок.
Вам любопытно, что у другого в кулачке? Найдите способ уговорить каждого, показать вам свой секрет.
Вам понравилось общаться друг с другом?
Творчество . Чтобы ваше общение и в будущем протекало без ссор и конфликтов, давайте обговорим некоторые «Правила дружбы»:
1. Помогай другу. Если умеешь что-то делать – научи и его. Если друг попал в беду, помоги ему, чем можешь.
2. Делись с другом. Играй так, чтобы самое лучшее хотелось отдать другу.
3. Останови друга, если он делает что-то плохое.
4. Играй дружно. Если у тебя получилось что-то лучше, чем у других, не хвастай, будь скромен. Умей порадоваться успехам друга.
5. Доверяй другу
6. Избегай ссор и споров по пустякам.
7. Спокойно принимай помощь, советы и замечания от других
Посмотрим что же произошло со злостью, обидой, гневом в волшебном мешочке.
Вы своими поступками превратили плохое в хорошее.
Как вы думаете, что теперь в мешочке?
Продолжение игры «Волшебный мешочек» . Всё плохое, вся злость в волшебном мешочке превратились в угощение.
А теперь нам пора уходить из сказочного дворца «Доброты». Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу, поделимся друг с другом добротой. Не даром говорят: Добро творить – себя веселить.
Давайте задуем свечу. (Задуваем свечу)
Звучит песня «Дорога добра».
Круг «От сердца к сердцу» (В кругу)
Не забывайте подарить добро
Соседям, родственнику, другу.
Оно, как истинное волшебство,
Вернётся к вам по кругу.
Я передаю вам своё добро и оно идёт от меня к Даяне, а от Даяны к Вике, от Вики к Артему и т.д. и снова возвращается ко мне. Я чувствую, что добра стало больше, т.к. каждый из вас добавил частичку своей доброты. Пусть же она вас не покидает и греет.
Добрые слова не лень говорить мне целый день.
А вам, ребята, на прощанье говорю я: «До свиданья!»
Конспект образовательной деятельности
по социально-нравственному развитию в старшей группе №08 «Смешарики»
«Дорогою добра!»
Подготовила воспитатель: Дубровина Любовь Витальевна.
Цель: создать условиядля формирования в сознании детей понятия «доброта».
Задачи:
- расширить знание детей о доброте и ее роли в жизни каждого человека;
- продолжать формировать представление о том, что доброта , вежливость есть проявление красоты души;
- расширить словарный запас детей;
- подвести их к пониманию доброты , как основы взаимоотношений между людьми.
В начале занятия воспитатель предлагает детям пройти к стульчикам по двум дорожкам приготовленным заранее.(одна дорожка длинная и извилистая, другая короткая и прямая). Дети присаживаются на выбранные для себя стульчики.
Воспитатель: «Доброта». Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает.
А как вы думаете, что такое «добро»? Доброта?(ответы). Знаете, а добро бывает разное. Одно добро - это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать - это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро?(ответы) доброта должна жить в ваших сердцах.
Каждый человек должен иметь добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду и, конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они?(ответы)Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». А добрые дела добрых людей называют добрыми поступками.
Воспитатель: А как вы понимаете выражение «быть добрым человеком» ?
а) Быть заботливым, стараться сделать людям что-нибудь хорошее.
б) Разговаривать с людьми вежливо.
в) Если товарищ не знает, как правильно поступить или что-то сделать, надо показать ему, научить его.
г) Если человек добрый, он заметит, что что-то грустит, придумает, как развеселить человека, вместе с ним порадуется.
д) Добрый человек щедрый, делится всем, чем может, замечает, что кому-то нужна помощь.
е) Добрый человек уважает старших, не дерзит, не перебивает во время разговора.
ж) Он любит природу, бережно к ней относится.
з) Добрый человек заботится о родителях.
и) При разговоре с людьми смотрит в глаза ласково.
к) Добрый человек - добродушный.
Воспитатель: В словаре С.И. Ожегова слово «доброта » определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» . Добро - это все положительное, хорошее, полезное.
Воспитатель: В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Я буду называть 1-ю часть пословицы, а вы - вторую.
1. Делать добро - … (спеши).
2. На добрый привет - … (добрый ответ).
3. Про доброе дело - …. (говори смело).
4. Жизнь дана на - … (добрые дела).
5. Доброе слово человеку -… (что дождь в засуху).
6. Доброе слово железные ворота … (отворяет).
7. Добрые дела … (красят человека).
8. Без добрых дел … (нет доброго имени).
9. Злой не верит, что есть … (добрые люди).
Дети вспомните слова и словосочетания, в которых «спряталось «добро». (Добродушный, доброта, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добропорядочный, доброго здоровья, добросовестный, добронравный, добрый день и т.д.)
Динамическая пауза «Если нравится тебе, то делай так»
Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп.(2 раза)
Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп.
(2 раза)
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так: шлеп-шлеп. (по коленям)
Если нравится тебе, то делай так: тук-тук.(2 раза)
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так: тук-тук.
Если нравится тебе, то делай так: топ-топ.(2 раза).
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так: топ-топ.
Если нравится тебе, то делай так: ай-ай.(2 раза)
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так: ай-ай.
(Качать головой вправо-влево. Руками поддерживать щеки.)
Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп, шлеп-шлеп, тук-тук, топ-топ, ай- ай.(2 раза)
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп, шлеп-шлеп, тук-тук, топ-топ, ай-ай.
«Добрые сказки» .Педагог предлагает детям рассмотреть вопрос о добре и зле в русских народных сказках на примере образов героев.
Воспитатель: Сказки помогают нам понять, что такое добро и зло? Издавна фантазией людей были созданы представители зла. Кто это? (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник…).Почему?
А кого из представителей добрых сил вы знаете? (Василиса Премудрая, Варвара-краса - длинная коса, Елена Прекрасная, Марья-искусница).Какие были они?
Всегда ли нам удается быть добрыми и терпеливыми? (ответы детей)
Познакомить детей с техникой отвлечения от гнева: глубокое дыхание, перестать думать о событие, учиться словами выражать своё настроение, использовать подушку и бумагу…)
Провести игру на формирование навыков альтернативы агрессии: «Обзывалки». Передавая мяч по кругу, предложить детям называть друг друга необидными словами. Это могут быть названия овощей, фруктов, цветов…
Игра-обсуждение проблемной ситуации . Детям предлагается повторить два типа ответов: агрессивный и уверенный человек.
1 ситуация - товарищ забыл вернуть любимую игрушку….
2 ситуация - наступили нечаянно на ногу…
3 ситуация - одному из детей не хватило кубиков для постройки…
Воспитатель: Ребята, помните две дорожки по которым вы пришли сюда, какую бы из них вы сравнили с дорогою добра и почему? (ответы детей)
Дети внимательно послушайте стихотворение и скажите, с чем сравнивается доброта ? (читают дети)
«Доброта » (Н. Тулупова)
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта то роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель: С чем бы еще вы сравнили доброту? (ответы детей). Давайте её нарисуем!
Звучит песня «Иди, мой друг, дорогою добра». (Автор текста Энтин Ю. КомпозиторМинков М.
Оформляется выставка рисунков.
Конспект открытого занятия в старшей группе «Дорога добра».
Интеграция областей: социально-коммуникативная, речевое развитие.
Цель: побудить детей к созданию вокруг себя благоприятной обстановки, нести ответственность за то, чтобы другим людям рядом было радостно и счастливо.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого занятия в старшей группе
«Дорога добра».
Интеграция областей: социально-коммуникативная, речевое развитие.
Цель: побудить детей к созданию вокруг себя благоприятной обстановки, нести ответственность за то, чтобы другим людям рядом было радостно и счастливо.
Задачи:
Образовательные:
Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников
Развивающие:
Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки).
Продолжать развивать речь как средство общения.
Совершенствовать диалогическую форму речи. Развивать умение поддерживать беседу.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Стремление радовать старших хорошими поступками
Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Предварительная работа:
Цикл бесед «Кого мы называем добрыми?», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Добрые дела и поступки».
Слушание песен В.Шаинского «От улыбки», «Дружба», «Вместе весело шагать», В.Иванова «Ты да я, да мы с тобой».
Сюжетно-ролевые игры на темы: «семья», «больница».
Дидактические игры: «Хорошо или плохо?», «Объясни, почему нельзя», «Что я чувствую».
Чтение сказок, рассказов, стихов в которых говориться о добрых людях: «Гуси-лебеди», «Морозко», «Кот, петух и лиса», А.Барто «Вовка – добрая душа», В.Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо».
Знакомство с пословицами, поговорками о добре:
Мир не без добрых людей.
Доброе слово доходит до сердца.
Делать добро спеши.
Где тепло, тут и добро.
Ласковое слово, что весенний день.
Добро не умрёт, а зло пропадёт.
Добро помни, а зло забывай.
Материалы и оборудование: слайды-картинки с изображением разных ситуаций; панно «Солнце добрых дел», разноцветные лучики (желтые, зелёные, красные) по количеству детей; магнитофон.
Ход занятия:
Дети заходят в группу под музыку В.Шаинского «Вместе весело шагать» и встают в круг.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте поздороваемся с гостями и пожелаем им доброго утра.
Стук в дверь. В группу заходит Карлсон, он невесёлый. Воспитатель и дети здороваются с ним. Карлсон тихо здоровается.
Воспитатель: Карлсон милый, что случилось, почему ты грустишь?
Карлсон: Да, мотор что-то барахлит, а я его только вчера с ремонта забрал.
Воспитатель: Не грусти Карлсон, вставай к нам в круг мы с ребятками быстро тебе настроение подымем. Возьмитесь за руки и, улыбнитесь друг другу.
Воспитатель: А теперь каждый из вас скажет своему соседу слева, что вам в нём нравиться.
Игра «Комплимент».
Карлсон: Ой, спасибо вам ребятки! Мне стало так хорошо. А с мотором я сам разберусь, починю.
Воспитатель: Вот и замечательно. Я желаю, чтобы сегодня у нас с вами было всё по-доброму, замечательно приглашаю вас сесть поудобнее. Пусть вам будет тепло, хорошо и уютно.
Дети и Карлсон садятся на стульчики, стоящие полукругом.
Воспитатель: А сейчас, Катя прочитает нам стихотворение.
Катя читает стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро...».
Воспитатель: А как вы думаете, что такое добро, доброта!
Дети: Помощь старым людям, маленьким детям, слабым людям. Не жадничать, делиться с другом. Добрые слова и добрые дела. Пожалеть, если плохо.
Воспитатель: Правильно, ребята. Каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтобы помогать, жалеть тех, кому плохо, и всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они?
Дети: О них говорят - добрые люди.
Воспитатель: Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». И дела их называют… (добрые дела ). А как по другому называют добрые дела добрых людей?
Дети: Добрые дела называют добрыми поступками.
Карлсон: Ребята, а вы знаете, какие они добрые дела?
Дети: Да, знаем.
Карлсон: А это мы сейчас проверим. Я буду читать вам стих, если он учит вас вежливости и добру, то вы хором говорите и показываете: «Это я, это я, это все мои друзья». А если загадка не по душе – промолчите.
Игра-разминка «Это я, это я, это все мои друзья». Дети встают у стульчиков.
Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром!» скажет твёрдо?
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает улыбаться?
У кого из вас в порядке
Все игрушки и тетрадки?
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго «спасибо»?
Кто быть вежливым желает
Малышей не обижает?
Карлсон: Молодцы. Я рад, что вы не разу не ошиблись. Вы добрые дети.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о добре. А теперь, мы с вами заглянем в нашу волшебную шкатулочку и расскажем, какие они добрые дела.
Игра «Что я вижу » (с использованием ЭОР). Дети рассматривают картинки рассказывают, что на них изображено и объясняют поступки.
Воспитатель. Молодцы ребята, вы хорошо усвоили, что такое добрые поступки.
Физминутка «Если добрый ты». Фонограмма В.Шаинского «Если добрый ты».
Карлсон: Ребята, я хочу подарить вам «Солнце добрых дел». Здесь разноцветными лучиками вы будете отмечать свои добрые дела, которые сделаете. Желтый лучик – помощь младшим, друзьям, другим детям. Зелёный – помощь животным и растениям. Красный – помощь взрослым: родителям, старым людям, знакомым, воспитателям. У каждого из вас свой лучик.
Итог занятия.
Воспитатель: Я предлагаю вам ребята сейчас вспомнить и рассказать о добром деле, которое вы совершили недавно.
Дети рассказывают о своих добрых поступках и отмечают их на «Солнце добрых дел». Карлсон и воспитатель хвалят детей и отмечают на солнышке добрые дела.
Используемая литература:
1. Бочкарёва Л.П., Коршикова Т.В. Методическое пособие «Сердце на
ладошке». – Ульяновск: ИПК ПРО, 1990г.
2. Даль В.И. «Пословицы русского народа». – Йоршкар-Ола: Марийский ПИК, 1996г.