Как предостеречь ребенка от болезней в детском саду? Почему в детскому саду часто болеют дети? Что делать, если ребенок часто болеет
Частые болезни – непременные «спутники» начала детсадовской жизни малыша.
В помещении группы постоянно присутствуют вирусы и бактерии, да и сами детишки при общении охотно “делятся” своими болячками друг с другом. Понятно, что у малыша в такой среде значительно повышается риск заболеть.
К тому же изменение привычных условий жизни – серьезный психологический стресс.
Конечно, в закрытом пространстве детсадовской группы постоянно присутствуют разнообразные возбудители инфекционных заболеваний.
Однако основная причина частых болезней все же психологическая. Начало посещения детского сада для большинства детей является огромным стрессом, и болезненно переживать его они могут от недели до нескольких месяцев. Тяжелее адаптируются дети, отданные в детский сад ранее трех лет. Даже здоровые малыши в первое время чаще болеют, причем самыми разными заболеваниями, не обязательно инфекционными. Малыш подсознательно настраивает себя на болезнь, потому что это даст возможность оставаться дома, и рядом с ним будет кто-то из близких людей. Даже будучи больным, психологически ребенок чувствует себя дома значительно комфортнее.
Велика ли опасность инфекций в детском саду?
От инфекции ребенок не застрахован ни дома, ни на детской площадке, ни тем более в садике.
Дети, посещающие детский сад, в 2-3 раза более подвержены заболеваниям дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта, чем их сверстники, постоянно находящиеся в домашних условиях.
Родителям надо понимать: важно не только то, насколько часто их малыш болеет, а то, как протекает заболевание. Если болезни часто затягиваются, сопровождаются осложнениями, это свидетельствует о том, что у ребенка ослаблен иммунитет, или лечение проводится неверно.
Кроме того, нужно знать о так называемой «иммунной перегрузке» – когда встречи с новыми возбудителями слишком частые, и иммунная система находится в состоянии постоянного перенапряжения. К сожалению, такая ситуация для наших садиков довольно типичная.
Однако есть такие инфекционные болезни, которыми малышу лучше переболеть именно в детстве, когда они протекают намного легче. К их числу относятся корь, ветрянка и краснуха (из-за массовой вакцинации корь и краснуха встречаются гораздо реже). Заразиться этими болезнями проще всего именно в детском коллективе. Перенесенное заболевание приводит к формированию иммунитета против данного возбудителя.
Дети, которые не посещали детский сад, все равно окажутся в среде сверстников в школе и неизбежно будут болеть, и наверняка чаще тех ребят, которые успели приобрести иммунитет ко многим инфекциям. Но в это время частые болезни будут связаны с пропуском уроков и отставанием от школьной программы.
В каком возрасте безопаснее всего отдавать ребенка в детский сад?
Обычно детей отдают в детские сады в возрасте трех и более лет. В качестве оптимального возраста для начала посещения детского сада большинство педиатров называют 4,5 года, - к этому времени иммунная система у малыша уже достаточно развита, социальные навыки вырабатываются легче, да и отрыв от дома воспринимается менее болезненно.
Как подготовить ребенка к посещению детского сада?
Если малыш ослаблен, часто болеет, или если у него неустойчивая нервная система, то мама должна очень хорошо подумать – стоит ли его вообще отдавать в обычный детский сад. Родителям таких детишек следует сначала активно заняться укреплением их здоровья, внимательно следить за режимом дня и питанием, чаще бывать с ними на свежем воздухе, заниматься закаливанием.
В любом случае, сразу отдавать ребенка на полный день в детский сад нежелательно. Хорошим переходным этапом между домом и садом является посещение физкультурно-оздоровительных занятий, группы интеллектуального развития или просто кружка или секции, где ребенку комфортно и интересно. Следующим шагом может стать неполный день в садике.
К выбору учреждения, где ребенку предстоит провести немалую часть своего дошкольного детства, нужно подходить осознанно и осмотрительно: узнать как можно больше о режиме дня, занятиях, спортивных мероприятиях, познакомиться с будущими воспитателями и родителями детей, уже посещающих эту группу – и только тогда принимать это важное решение.
Как помочь малышу в первые дни?
Важно сделать переход к жизни в коллективе по возможности более мягким. Родители, воспитатели детских садов, психологи и педиатры должны принимать меры к успешной адаптации ребенка в садике. Это поможет снизить риск повторных заболеваний. Важную роль в укреплении здоровья играет закаливание, регулярные спортивные занятия. Нельзя забывать и о психологическом комфорте в саду и дома. Витаминотерапия, укрепляющие и иммуностимулирующие средства имеют скорее вспомогательное значение.
Эксперт Александр Кузнецов, врач, детский психолог
Прежде всего дома должна быть создана предупредительная, спокойная, доброжелательная атмосфера, поскольку ребенок в первые дни и недели в детском саду пребывает в состоянии сильного стресса. В присутствии малыша его родители должны только положительно отзываться о детском саде и его персонале. По выходным дням не следует перегружать ребенка развлечениями, вообще, не стоит радикально изменять детсадовский режим дня ребенка - можно лишь позволить ему подольше поспать утром. В период адаптации не стоит отучать малыша от неопасных «вредных» (например, обгрызание ногтей) привычек, поскольку он и так пребывает в невероятном психологическом напряжении. Его надо чаще хвалить, поддерживать, подчеркивать его успехи, быть терпимее к его капризам.
Мама, обратившаяся к психологу, долго боялась отправлять ребенка в детский сад. Рассказы всех подружек и бабушек имели примерно один рефрен: до детского сада ребенок был здоров. А после начала посещения заведения: три дня в детском саду - три недели дома на больничном. Но обстоятельства жизни вынудили и ее отдать ребенка в детский сад. Несмотря на то что ребенку было почти 3 года, все произошло именно так, как рассказывали более старшие подруги. Мать решила, что посещение детского сада всегда ведет к заболеванию ребенка.
Да, в детских садах дети болеют чаще, чем дома. Но в этом не всегда виноваты детские сады.
Комментарий: у каждого ребенка имеется определенный набор бактерий, который он получает в своей семье, где все родственники обмениваются ими, как улыбками и словами. Однако люди болеют от таких инфекций только тогда, когда ослабевает их иммунная защита. А ее активность напрямую, особенно у детей, зависит от эмоционального состояния. И здесь не поможет "Актимель" или любой другой продукт, рекламируемый в СМИ.
Рассмотрим ситуацию посещения детского сада с точки зрения мамы. Она 2 или 3 года была дома неотлучно с ребенком. Ей очень хочется вновь очутиться среди большого количества людей, начать общаться со сверстниками, забыть на время проблемы кухни и проявить себя с профессиональной стороны. Она мечтает о том, что ребенок пойдет в детский сад, а у нее появится время на собственный рост. Она готовится к этому: подбирает хороший детский сад, красивое платье, и мысли ее все дальше улетают от привычной деятельности по уходу за ребенком.
Ребенок ощущает эти изменения в маме, но, в отличие от нее, он им не обязательно радуется.
Все слова, которые она говорит ему о своей работе и детском саде, не имеют для него никакого смысла, поскольку опыт его слишком ограничен. Но ребенок начинает нервничать.
И вот наступает день X. Мама приводит ребенка в детский сад, где много веселых, уже адаптированных к садику детей. Но вдруг ее собственный ребенок, который до сих пор так любил играть с другими ребятами, когда они выходили на прогулку, хватается за ее юбку, плачет и ни с кем не желает общаться. Воспитатель отрывает его от маминой юбки, помогая ей оставить плачущее дитя и не опоздать на работу. Целый день мама занимается своими делами, а вечером, забирая ребенка домой, она вдруг понимает, что возвращение домой не сулит ей радостного общения с ним: всю домашнюю работу, которую она легко делала раньше в течение дня, теперь нужно сделать за несколько часов вечером. Бегая между стиральной машиной, холодильником и плитой, она лишь успевает сделать ужин, вымыть ребенка и уложить его спать. А еще нужно побыть с мужем, привести себя в порядок к завтрашнему дню, подготовить одежду для всех на завтра... Через два-три дня такой жизни ребенок просыпается утром с температурой, мама остается дома и полностью отдает себя ребенку, поскольку за эти несколько дней устали все.
Как же этот день X ощущает ребенок, то есть не проговаривает это себе, не осознает, а лишь чувствует? В мгновение непонятные ранее мамины слова вдруг воплощаются в жизнь, оборачиваются страшным кошмаром: его привычный мир разрушается, он попадает в новое место с незнакомыми людьми, детьми. Дети обладают удивительной ригидностью (то есть отсутствием гибкости): при невероятной способности адаптироваться они с большим трудом привыкают к новым обстоятельствам. Эту их особенность знает любой родитель, которому каждый день приходится перечитывать в сотый раз одну и ту же сказку, петь одну и ту же песню. При этом чем чаще ребенок слушает, тем больше он любит эту вещь (известное психологическое правило: нам нравится и кажется красивым и привлекательным то, к чему мы привыкаем). Из-за этого детского свойства врачи часто рекомендуют вводить новшества в семье постепенно.
Но ригидность - не единственная причина стресса. Довольно часто родители еще и забывают сказать своим детям, что заберут их из детского сада вечером. Для родителей это обстоятельство столь очевидно, что они не считают необходимым это оговаривать. Но для детей это совсем не так, поскольку их очи этого еще не видели, а разум слишком слаб, чтобы догадаться. И вот, оказываясь в новых обстоятельствах, ребенок полагает, что останется там навсегда. А поскольку дороги до дому он не знает, то и рисует его воображение такие страшилки, которые покруче Фредди Крюгера для родителей. Получая новые впечатления, фантазируя на новые темы в меру собственных возможностей и замещая фантазиями пробелы в информации, полученной от родителей, дети могут сильно переживать.
Стресс снижает активность иммунной системы. В любой группе детей обязательно есть и вирусы, к каждому из которых их носитель устойчив, а другой ребенок - нет. Для того чтобы в ослабленном организме эта инфекция начала развиваться в полной мере, достаточно нескольких дней. Столь короткий срок обусловлен еще и тем, что, возвращаясь домой, ребенок не находит там привычных условий: мама взвинчена, возбуждена, думает не о нем и занята не им.
Но все чудесным образом преображается и возвращается на круги своя, когда ребенок заболевает. Тяжело только в первые два-три дня (в острый период заболевания), когда имеют место температура, боль и другие сильно выраженные признаки болезни, потом же целых две-три недели, пока врач не выпишет в детский сад, можно наслаждаться столь привычным общением с близким человеком. И тогда у ребенка срабатывает природный инстинкт, благодаря которому человечество приспособилось к жизни на Земле и завоевало ее всю, вытеснив менее удачливые виды. На бессознательном уровне ребенок начинает понимать, что нужно заболеть, чтобы обеспечить надежное возвращение домой. Он "обучается" изменять состояние иммунной системы, меняя свое эмоциональное состояние. Самые обучаемые дети делают это долго и регулярно. А неопытные мамы и сверхбдительные врачи могут сделать из них даже "профессиональных больных". Так называют детей из группы часто болеющих, среди которых наибольшую часть составляют аллергики разных видов, поскольку аллергия - это повышение активности иммунной системы, после того как в силу каких-то обстоятельств она была длительно или интенсивно подавлена эмоциями.
Но не стоит винить детей, которые лишь пользуются доставшимися им по наследству от родителей природными способностями, врачей, которые выполняют свой профессиональный долг - видеть во всем болезнь, и детский сад, который лишь в силу обстоятельств является той сценой, на которой участники пьесы разыгрывают свои роли. Следует обратить внимание на то, что могут сделать родители, чтобы выйти из этого порочного круга.
Первое, что нужно сделать, - заранее начать подготовку к детскому саду. Лучше, если ребенок будет привыкать к нему в течение определенного времени, например месяца. При этом в первый раз мама приходит в детский сад и остается вместе с ребенком, пока он знакомится с детьми. Она может сидеть в раздевалке или в самой группе, так, чтобы ребенок мог ее видеть и при необходимости подойти к ней и постоять рядом. При этом мама всячески показывает, что не собирается уходить. Увидев, что ребенок устал, она забирает его домой.
Подобное пребывание в детском саду позволит ребенку привыкнуть к новым обстоятельствам, а маме - узнать, подходит ли данный детский сад для ее ребенка или лучше поискать что-то другое. Через несколько дней (разное время для разных семей, это определяется состоянием ребенка) мама говорит ребенку, что уйдет на пять минут. Очень важно, чтобы она действительно вернулась через указанное время. Если в группе есть часы, то можно показать ребенку, при каком состоянии стрелок мама вернется. Можно оставить свои наручные часы. Здесь важно не время, а обязательность - возвращение в положенный срок.
В таких случаях можно заранее, еще идя в детский сад, описать всю последовательность действий: сначала мама уйдет на 5 минут, затем придет, и они вместе будут делать то-то и то-то. В этом случае важно, чтобы у ребенка сложилась картина дальнейшей его жизни и он точно знал, что окажется в конце концов дома с мамой. Можно предложить ребенку какую-нибудь маленькую меховую игрушку, сказав, что в отсутствие родителей она будет их заместителем. Если он вспомнит о маме и захочет побыть с ней, он может достать игрушку из кармана и поговорить с ней, мама обязательно это узнает, но не обязательно сразу вернется - она вернется, как только сможет.
Перед тем как ребенок начнет ходить в детский сад регулярно, стоит рассказать ему о том, что в течение дня будет делать каждый член семьи. Мама пойдет на работу, чтобы заработать деньги для семьи, а также чтобы сделать какое-то полезное дело для всех (у каждого родителя свое дело). Если ребенка с детства приучают только к тому, что работа - это способ заработать деньги, то невозможно создать положительный образ такого рода активности. Кроме того, по этому параметру ребенок еще долго будет отличаться от родителей, поскольку денег получать он не может. Понимание же того, что на работу уходят, чтобы делать какое-то полезное дело, необходимо ребенку и для формирования адекватного представления о роли семьи в обществе, своей роли в семье, и для осмысления важности посещения детского сада как собственного вклада в благополучие семьи и общества. Соответственно описывается, что будет делать на работе папа. Обязательно говорится о том, что перед ребенком стоит важная задача в детском саду - учиться и расти, чтобы стать таким, как родители. Осознание значимости его нахождения в детском саду для семьи (он там выполняет определенную миссию, а не просто оставлен на хранение, как какая-то ненужная вещь) также будет способствовать эмоциональному комфорту ребенка в нем.
Родителям необходимо продумать свое поведение после возвращения ребенка из детского сада. Лучше проявить по отношению к нему те чувства, которых так не хватало ему в детском саду. Стоит так распределить время, чтобы после детского сада кто-то из родителей смог побыть с малышом и показать ему, как он необходим своим близким, как они соскучились по нему.
Изменить свое поведение родителям необходимо и во время болезни ребенка. Даже при исполнении всех перечисленных рекомендаций ребенок может заболеть, поскольку, к сожалению, количество рождающихся ослабленных детей постоянно растет. Однако чтобы не сформировалась патологическая реакция потребности в заболевании, необходимо определенным образом вести себя с ребенком во время болезни. Это означает, что внимания к нему должно быть ровно столько, сколько действительно необходимо для облегчения страданий, чтобы не вызвать ощущения выгоды от болезни. Условия должны быть такими, чтобы болеть было скучно.
Как не болеть в саду ? Один из самых задаваемых вопросов среди родителей. Многие замечали, что как только отправили ребенка в дошкольное учреждение, так он сразу начал болеть. Причин для этого много: ослабленный иммунитет, адаптация к новому месту и коллективу, стресс и, конечно, повышенная концентрация возбудителей разных заболеваний.
Самые распространенные болезни в детском саду
Попадая в дошкольное учреждение, можно быть уверенным в том, что ребенок вскоре заболеет. Это очевидно. Смена климат контроля, стресс делают свое дело. К тому же малыши начинаются общаться со сверстниками и некоторые из них являются носителями разных заболеваний.
Мы назовем самые и укажем на их симптоматику:
- грипп, ОРВИ - чаще всего болеют этими недугами. Сопровождается недуг кашлем, повышенной температурой тела, головными болями, вялостью, слабостью и насморком. Если такие симптомы заметили у ребенка, его нужно оставить дома и обратится к врачу. Самолечение иногда неэффективно, так как инфекции, вызванные ОРВИ мутируют и сложно поддаются излечению. Согласно статистике, начиная ходить в детский сад, детки уже на 5-7 день заболевают ОРВИ;
- ветряная оспа, знакомая всем как ветрянка. Довольно распространенное детское заболевание. Первые симптомы, в виде красных прыщиков маленького размера появляются на животе или на спине. На следующий же день тело малыша покрывается сыпью яркого цвета. Через несколько дней они покрываются сухой корочкой и осыпаются.
Дети переносят заболевание относительно легко, очень редко отмечается повышенная температура тела и слабость;
- перечисляя детские болезни в саду нельзя не назвать скарлатину. Провоцирует это заболевание инфекция стрептококк. Недуг проявляет себя остро: температура тела поднимается до +40 0 С, сопровождается слабостью, тошнотой. На следующий день на теле появляется сыпь, а слизистые рта приобретают ярко-красный оттенок. Как правило, при должном уходе и постельном режиме болезнь проходит через 10 дней;
- конъюнктивит - часто встречаемое заболевание в детском саду. Причин появления может быть несколько: микробы стрептококки попадают в глаза через грязные руки или при пользовании чужим полотенцем. Сопровождается жжением, покраснением выделением из глаза. В этом случае начать лечение нужно незамедлительно;
- различные болезни желудочно-кишечного тракта. Чаще всего встречаются колиты и кишечные инфекции. Колиты - это несерьезные проблемы. Часто у деток болит живот, иногда сопровождается рвотой или тошнотой. Связаны колиты с перееданием и сильной нагрузкой на желудок. Более серьезной проблемой является кишечная инфекция. Лечение такой проблемы должно осуществляться только специализированным врачом. Причем обращаться следует незамедлительно.
Это самые распространенные болезни в саду , но нельзя забывать о том, что часто малыши болеют отитами, гайморитами, ларингитами, ангиной, коклюшом, свинкой и другими. Во всех случаях требуется лечение и домашний уход.
Правила, как не болеть в детском саду
Отправляя малыша в дошкольное учреждение, нужно знать все о профилактике заболеваний. Мы перечислим полезные рекомендации. Они помогут найти ответ на вопрос о том, как не болеть в саду :
1. Нужно постоянно повышать иммунитет. Для того чтобы организм получил необходимое количество витаминов и минералов, в рацион следует включить свежие овощи и фрукты.
2. Важно закалять малыша. Достаточно будет разрешать ему бегать по полу босиком, совершать прогулки в пасмурную погоду, делать зарядку по утрам и умываться слегка теплой водой.
3. Чтобы предотвратить детские болезни в саду , нужно ребенка приучить к элементарным правилам гигиены: мыть руки перед едой, после посещение туалета, не брать грязные продукты или предметы в рот.
4. Необходимо научить ребенка правилам поведения в обществе. При кашле прикрывать рот рукой, а если при нем кашляют или чихают - отходить в сторону.
5. Если в садике карантин, но нет возможности оставить малыша дома, то нужно носовую пазуху смазать оксалиновой мазью и дать несколько масок для лица. При этом нужно воспитателей предупредить, чтобы они следили за ребенком и напоминали надевать маску.
6. Нужно правильно подбирать одежду малышу. Она не должна быть слишком теплой или тонкой. Лучшее решение - изделия из чистого хлопка. Ребенок в такой одежде не замерзнет, и не будет потеть.
Малыш неделю ходит в садик, а потом месяц сидит дома с соплями , кашлем, температурой, сыпью. Эта картина не вымышленная, а самая что ни на есть реальная для многих российских семей. Ребенок, который часто болеет, сегодня никого не удивляет. Скорее вызывает неподдельный интерес ребенок, которой не болеет вообще или делает это крайне редко. Что делать, если частые недуги не дают малышу нормально посещать детский сад , воспитатели называют чадо «несадиковским», а родители постоянно вынуждены брать больничный, чтобы усердно лечить очередную хворь сына или дочки, рассказывает известный педиатр и автор книг о детском здоровье Евгений Комаровский.
О проблеме
Если ребенок часто болеет в садике, современная медицина говорит о том, что у него снижен иммунитет. Одни родители уверены, что нужно немного подождать, и проблема решится сама собой, малыш болезни «перерастет». Другие скупают таблетки (иммуностимуляторы) и всеми силами пытаются поднять и поддержать иммунитет. Евгений Комаровский считает, что от истины далеки и те, и другие.
Если ребенок болеет 8, 10 и даже 15 раз в году, это, по мнению доктора, не означает, что у него состояние иммунодефицита.
Настоящий врожденный иммунодефицит - состояние крайне редкое и чрезвычайно опасное. При нем ребенок будет болеть не то чтобы ОРВИ, а ОРВИ с тяжелым протеканием и очень сильными бактериальными осложнениями, угрожающими жизни и с трудом поддающимися терапии.
Комаровский подчеркивает, что подлинный иммунодефицит - явление редкое, и не стоит приписывать такой суровый диагноз в целом здоровому ребенку, который просто чаще других болеет гриппом или ОРВИ.
Частые болезни - это вторичный иммунодефицит. Это означает, что родился малыш совершенно нормальным, но под воздействием каких-то обстоятельств и факторов его иммунная защита развивается недостаточно быстро (или на нее что-то воздействует угнетающе).
Помочь в этой ситуации можно двумя способами: попытаться с помощью лекарств поддержать иммунитет или же создать такие условия, при которых иммунитет сам начнет крепнуть и работать эффективнее.
Родителям, по словам Комаровского, очень трудно даже допустить мысль о том, что виновен во всем не ребенок (и не особенности его организма), а они сами, мама и папа.
Если кроху от рождения кутают, не допускают, чтобы малыш босиком топал по квартире, всегда стараются закрывать форточки и кормят посытнее, то нет ничего удивительного и необычного в том, что он болеет каждые 2 недели.
Какими лекарствами можно укрепить иммунитет?
Лекарствами цели не достичь, говорит Евгений Комаровский. Нет такого медикамента, который бы лечил «плохой» иммунитет. Что касается противовирусных препаратов (иммуномодуляторов, иммуностимуляторов), то их действие клинически не доказано, а потому помогают они только собственным производителям, которые каждый холодный сезон зарабатывают на продаже таких средств триллионы чистой прибыли.
Они чаще всего являются просто безвредными, но и совершенно бесполезными «пустышками». Если и будет эффект, то исключительно эффект плацебо. Названия таких препаратов у всех на слуху - «Анаферон», «Оциллококцинум », «Иммунокинд » и так далее
Об укреплении иммунитета народными средствами Комаровский отзывается достаточно скептически. Если это снадобье не причиняет вреда ребенку, принимайте на здоровье. Это можно отнести к сокам, чаю с лимоном, луку и чесноку, клюкве. Однако не стоит говорить о терапевтическом эффекте. Все эти народные средства - натуральные иммуномодуляторы, их польза основана на благотворном воздействии содержащихся в них витаминов. Вылечить грипп или ротавирусную инфекцию, которая уже развивается, лук и чеснок не могут. От них не будет и никакой профилактической защиты.
Категорически не рекомендуется практиковать народные методы, которые могут навредить. Если вам советуют капать в молоко йод и поить этим ребенка, если рекомендуют растирать его барсучьим жиром, керосином или водкой при температуре, скажите решительное родительское «нет». Сомнительным и очень дорогостоящим средствам из толченых рогов тибетского козла - «нет». Здравый смысл - превыше всего.
Лекарств для укрепления иммунитета как таковых не существует. Однако это не значит, что родители никак не могут воздействовать на естественную защитную систему своего чада. Им на помощь может прийти логичный и простой алгоритм действий, которые призваны изменить образ жизни и условия окружающей ребенка среды.
Почему малыш начинает болеть?
90% детских недугов – следствие воздействия вирусов, говорит Комаровский. Распространяются вирусы воздушно-капельным путем, реже - бытовым.
У детей иммунитет еще незрелый, ему только предстоит познакомиться со многими возбудителями, выработать специфические антитела к ним.
Если один ребенок пришел в садик с признаками инфекции (насморк, кашель, першение), то в замкнутом коллективе обмен вирусами пройдет максимально эффективно. Однако инфицируются и заболеют не все. Один сляжет в постель уже на следующий день, а другому - все нипочем. Дело, по словам Евгения Комаровского, в состоянии иммунитета. Заболеет с большей вероятностью и без того залеченный родителями малыш, а опасность пройдет мимо того, кому не дают в профилактических целях кучу таблеток, и того, кто растет в правильных условиях.
Не стоит и говорить о том, что в садиках поголовно нарушаются простые правила гигиены, нет увлажнителей воздуха , гигрометров, а о том, чтобы открыть окно и проветрить (особенно зимой), воспитатели даже не помышляют. В душной группе с сухим воздухом вирусы циркулируют куда активнее.
Как обследовать состояние иммунитета?
Некоторые родители считают: если их малыш болеет больше 8 раз за год, то у него непременно плохой иммунитет. Норм заболеваемости, по словам Комаровского, не существует. Поэтому и обследование на предмет иммунодефицита требуется больше родителям, чтобы успокоиться, поняв, что они «делают все возможное», чем самому ребенку.
Если очень хочется заплатить за это и узнать много новых медицинских терминов, то добро пожаловать в любую платную или бесплатную поликлинику. Там вам назначат анализ крови на антитела, у ребенка возьмут соскоб на яйца глистов , анализы на лямблии , сделают общий анализ крови и мочи, а также предложат специальный метод исследования - иммунограмму. Потом доктор постарается обобщить полученные данные и оценить состояние иммунной системы.
Как повысить иммунитет?
Только устранив конфликт ребенка с окружающей средой, можно надеяться на то, что его иммунитет начнет работать более активно, в результате чего количество заболеваний существенно снизится. Родителям Комаровский рекомендует начать с создания правильного микроклимата.
Чем дышать?
Воздух не должен быть сухим. Если ребенок будет дышать сухим воздухом, слизистые оболочки носоглотки, которую вирусы атакуют в первую очередь, не смогут дать достойного «ответа» болезнетворным агентам, а уже начавшееся заболевание дыхательных путей обернется осложнениями. Оптимально, если и дома, и в садике будет чистый, прохладный и влажный воздух.
Наилучшие значения влажности - 50-70%. Купите специальный прибор - увлажнитель воздуха. В крайнем случае обзаведитесь аквариумом с рыбками, развешивайте (особенно зимой) влажные полотенца и следите за тем, чтобы они не пересыхали.
На радиатор поставьте специальный кран-задвижку.
Ребенок не должен дышать воздухом, в котором присутствуют нежелательные для него ароматы - табачный дым, испарения лаков, красок, моющих средств на основе хлора.
Где жить?
Если ребенок стал часто болеть, это не повод проклинать детский сад, а самое время проверить, правильно ли вы сами обустроили детскую комнату. В помещении, где живет ребенок, не должно быть накопителей пыли - больших мягких игрушек, ковров с длинным ворсом. Влажную уборку в комнате следует осуществлять обычной водой, без добавления каких-либо моющих средств. Пылесос желательно купить с водяным фильтром. Комнату нужно чаще проветривать - особенно утром, после ночи. Температура воздуха не должна превышать 18-20 градусов. Игрушки ребенка должны храниться в специальном ящике, а книги - на полочке за стеклом.
Как спать?
Спать ребенок должен в комнате, где обязательно прохладно. Если страшно сразу понизить температуру в комнате до 18 градусов, то лучше надеть на ребенка пижаму потеплее, но все-таки найти в себе силы привести температуру в норму.
Постельное белье не должно быть ярким, содержащим текстильные красители. Они могут быть дополнительными аллергенами. Белье лучше купить из натуральных тканей классического белого цвета. Стирать и пижаму, и постельное белье часто болеющего отпрыска следует детским порошком. Стоит также подвергать вещи дополнительному полосканию.
Что есть и пить?
Кормить ребенка нужно только тогда, когда он сам начинает выпрашивать пищу, а не тогда, когда мама с папой решили, что пора бы уже поесть. Ни в коем случае нельзя кормить ребенка насильно: здорового иммунитета у перекормленного ребенка не бывает . А вот питье должно быть обильным. Это не относится к газированным сладким лимонадам. Ребенку нужно давать больше воды, негазированной минералки, чаю, морсов, компотов. Чтобы узнать потребности чада в жидкости, вес ребенка умножьте на 30. Полученное число и будет искомым.
Важно помнить, что питье должно быть комнатной температуры - так жидкость быстрее будет всасываться в кишечнике. Если раньше дитя старались поить тепленьким, то температуру следует постепенно понижать.
Как одеваться?
Ребенка нужно правильно одевать - не кутать и не переохлаждать. Комаровский говорит, что потливость вызывает заболевания чаще, чем переохлаждение. Поэтому важно найти «золотую середину» - необходимый минимум одежды. Определить его довольно просто - на ребенке не должно быть вещей больше, чем на взрослом. Если раньше в семье практиковалась «бабушкина» система одевания (двое носочков в июне и трое в октябре), то снижать количество одежды следует постепенно, чтобы переход к нормальной жизни не стал для ребенка потрясением.
Как играть?
Игрушки для дошкольника - важная составляющая развития. Родители должны помнить, что малыши берут их в рот, грызут, облизывают. А потому к выбору игрушек нужно подойти ответственно. Игрушки должны быть практичными, моющимися. Мыть их следует как можно чаще, но обычной водой, без химии. Если игрушка плохо или резко пахнет, покупать ее нельзя, она может быть токсичной.
Как гулять?
Гулять ребенок должен каждый день - и не по разу. Очень полезными доктор Комаровский считает вечерние прогулки перед сном. Гулять можно в любую погоду, одевшись адекватно. Даже если ребенок болен, это не повод отказываться от прогулок. Единственное ограничение - высокая температура.
Закаливание
Комаровский советует закалять ребенка со слабым иммунитетом. Если подойти к этому взвешенно и сделать закаливание привычной ежедневной нормой жизни, то довольно быстро о частых болезнях, принесенных из садика, можно будет забыть.
Лучше всего, говорит доктор, начинать практиковать закаливающие процедуры с самого рождения. Это и прогулки, и прохладные ванны, и обливание, и массаж. Если вопрос о том, что необходимо улучшить иммунитет, встал только сейчас и сразу во весь рост, то радикальных действий не надо. Мероприятия следует вводить поочередно и постепенно.
Сначала запишите ребенка в спортивную секцию. Борьба и бокс для часто болеющего ребенка не подойдут, потому что в этих случаях чадо будет находиться в помещении, где кроме него дышат и потеют многие ребята.
Лучше, если сын или дочь займутся активным спортом на свежем воздухе - легкая атлетика, лыжный спорт, велосипедные гонки, фигурное катание.
Плавание, конечно, очень полезно, но для ребенка, который болеет очень часто, посещение общественного бассейна - не самое удачное решение, говорит Евгений Олегович.
Дополнительное образование (музыкальные школы, студии изобразительного искусства, кружки изучения иностранного языка, когда занятия проходят в замкнутых помещениях) лучше отложить на потом, когда количество заболеваний ребенка снизится хотя бы в 2 раза.
Как отдыхать?
Распространенное мнение о том, что морской воздух очень благотворно воздействует на ребенка, который часто болеет, далеко от действительности, говорит Комаровский. Лучше отправить ребенка летом в деревню к родственникам, где он сможет вдоволь подышать чистым воздухом, попить колодезной воды и в ней же искупаться, если наполнить ею надувной бассейн.
Следует запретить деревенским родственникам кормить чадо «на убой» сметаной и блинами. Пищу нужно давать только тогда, когда он сам ее попросит. Таких каникул длительностью 3-4 недели обычно вполне хватает для того, чтобы иммунитет, изрядно подорванный городской жизнью, восстановился полностью.
Как защититься от болезней?
Лучшая профилактика, по мнению Комаровского, это не горы таблеток и синтетических витаминных комплексов. В первую очередь следует ограничить контакты во время сезонных эпидемий вирусных инфекций. Не стоит ездить на общественном транспорте, посещать крупные торговые центры, цирки и кинотеатры.
Всех членов семьи часто болеющего ребенка нужно обязательно вакцинировать от гриппа, и всем (включая ребенка) нужно чаще мыть руки, особенно после возвращения с улицы. Для прогулок следует выбирать не площадки во дворе, где много детей, а менее многолюдные парки, скверы, аллеи.
Как лечить?
Вирусное заболевание не нуждается в особом лечении. Если ребенок принес из садика очередной насморк с кашлем, можно с уверенностью говорить о том, что у него именно вирусная инфекция. Лечение должно заключаться в соблюдении вышеуказанных правил - обильное теплое питье, чистый и влажный воздух, прогулки, умеренное питание, увлажнение слизистых оболочек носоглотки с помощью закапывания солевых растворов. Лучше выдержать паузу в 7-10 дней после выздоровления, дать окрепнуть иммунной защите - и только потом возобновлять посещение дошкольного учреждения, школы, секции.
«Несадиковских» деток не бывает. Есть родители, которые не понимают, как противостоять заболеваемости и поддерживать иммунитет.
Ребенок станет вполне «садиковским», если в течение ближайших 3-4 эпизодов ОРВИ родители не будут давать ему аптечные медикаменты, таскать по врачам, делать ингаляции и парить ножки в тазике с горячей водой.
Если он самостоятельно (на компотах и морсах) справится с болезнями, его иммунитет научится противостоять угрозам извне, и вероятность того, что в следующий раз он разболеется, подхватив вирус в детском саду, станет минимальной.
Если родители соберутся сделать подарок садику на очередной важный праздник, то постарайтесь убедить других родителей, которые планируют финансово участвовать в нем, купить на собранные средства увлажнитель воздуха в группу. От такого приобретения лучше и легче станет всем детям - и часто болеющим, и крепким. Это и профилактика, и лечение, и просто создание нормальных условий в дошкольном учреждении.
Подробнее расскажет доктор Комаровский в видео ниже.
Очень многие родители сталкиваются с проблемой болезненности своих детей. Особенно после того, как ребенка отдают в учреждения. Почему в детскому саду Это вопрос очень распространенный.
Если почитать женские форумы и послушать, что говорят знакомые, то складывается вполне определенная картина: до детского сада ребенок был почти здоров и болел только изредка, а теперь же он не столько ходит в детский сад, сколько сидит дома на больничном.
Эта перспектива особенно пугает работающих мам, для которых отдавать ребенка в учреждение - это не просто забота о его социализации, но и насущная потребность. Ведь далеко не каждый начальник способен спокойно перенести постоянные отлучки и больничные своего работника. Именно поэтому вопросы: «Почему в детскому саду и какие меры предосторожности принимать?» - всегда актуальны.
Общие сведения
Дело в том, что при домашнем воспитании ребенок контактирует только с теми бактериями, которые есть у него дома. И заболевает он только в том случае, если его дает слабину. Это может случиться по разным причинам. На сегодняшний день вопрос: «Почему в детскому саду часто болеют дети?» - остается открытым. И проблема зачастую не в самих детских садах.
В детских садах вирусная среда гораздо более агрессивная и жесткая, чем в домашних условиях. Кроме того, разновидности бактерий и вирусов обновляются регулярно. Приходят новые дети, а те, что были и раньше, побывали где-то и принесли с собой новые бактерии.
Однако нужно сказать, что дети, болеющие чем-то серьезным, скорее всего, не смогут прийти в детский сад. Поэтому остаются только респираторные заболевания. Именно их ваш ребенок может подхватить во время регулярного общения со сверстниками в дошкольном учебном заведении.
Когда нужно начинать социализацию?
В прошлом веке была широко распространена практика, когда отдавали детей в детский сад в трехмесячном возрасте. Мамы практически сразу после родов возвращались на свои рабочие места. На сегодняшний день на это, конечно, вряд ли кто-то согласиться. Но подобная практика не была лишена смысла.
Что предпринять, если в детскому саду если разница между бактериальной средой родного дома и детского сада очень большая? Ответ достаточно прост: ребенка нужно отдавать в детский сад в определенном возрасте. Либо после достижения им трех месяцев, когда он еще не достаточно привык к домашней среде и может успешно сопротивляться любой другой, либо же после четырех лет, когда иммунитет достаточно хорошо сформирован, и ребенок может справиться с навалившейся на него агрессивной средой.
Когда начинать беспокоиться родителям?
Если вы задумались, входит ли ваш ребенок в категорию деток, которые постоянно болеют, то нужно знать: если малыш заболевает больше двенадцати раз за год, это можно считать опасным симптомом. Также, если вы заметили, что в детскому саду часто болеет ребенок, то нужно внимательно проследить за протеканием его болезни.
При постоянном обострении вирусных инфекций и простудных заболеваний период выздоровления ребенка увеличивается. Если раньше малыш выздоравливал за семь дней, то теперь ему для полного выздоровления необходимы четырнадцать дней и более. Кроме того, постоянный прием антибиотиков может сказаться на иммунной системе организма и на здоровье в целом.
Опасность такого положения заключается также в том, что у ребенка может развиться ряд осложнений или хронических заболеваний. В частности, хронический бронхит.
Психологические причины
В детскому саду, которых можно назвать ранимыми. Ведь состояние иммунной системы в немалой степени зависит от эмоционального настроя ребенка. Люди, больше всего подверженные стрессам, чаще болеют. Постоянно расстроенный ребенок не может в должной степени защищаться от болезней и становится отличной приманкой для вирусов и микробов.
Если для ваших малышей походы в детский сад и расставание с вами - это пытка и мучение, то не стоит удивляться, что у вас часто болеют дети в детском саду. Здесь может включаться психосоматика. Не стоит относиться легкомысленно к этому учению, стоящему на грани психологии и медицины. Именно в этом направлении иногда нужно искать ответы на вопрос: «Почему в детскому саду часто болеют дети и как не допустить их частой заболеваемости?»
Осторожно, глисты
Отсюда и следует ответ на вопрос о том, почему в детскому саду часто болеет ребенок. Глисты могут не только отравлять организм продуктами собственной жизнедеятельности, но и наносить вред непосредственно целостности внутренних органов человека.
Что делать?
После того как стало понятно, почему в детскому саду часто болеет ребенок, "Что делать?" - вопрос достаточно простой.
Самый простой метод избежать частых недомоганий - следить за здоровьем своего ребенка. Кутать его в ватные одеяла и всячески оберегать от любых сквозняков совершенно противопоказано. Таким образом вы не усилите иммунную систему вашего ребенка, а совсем наоборот. Превращая дитя в «комнатное растение», вы рискуете добиться обратного эффекта - любой «чих» будет сбивать его наповал.
Ребенка необходимо закалять, часто играть с ним на свежем воздухе и заниматься физическими упражнениями. Также для повышения иммунитета очень важен аспект правильного питания. Если ребенок не получает своей дозы витаминов и микроэлементов, то о каком здоровом иммунитете может идти речь?
Кроме того, приучайте малыша к личной гигиене. Расскажите ему, в чем заключается опасности глистов для его организма и что в детском саду часто болеют дети, которые не соблюдают основные правила. Объясните, что необходимо:
- Мыть ручки перед приемом пищи.
- Мыть ручки после туалета.
- Мыть овощи и фрукты перед употреблением.
- Использовать только свое личное полотенце.
Методы закаливания
В детском саду часто болеют дети, не подготовленные для пребывания в агрессивной бактериальной среде. Как говорилось выше, это может быть результатом отсутствия закалки и неблагоприятного эмоционального фона.
Суть закаливания состоит в том, что при выполнении процедур происходит попеременное расширение и сужение кровеносных сосудов. Эти упражнения поддерживают в форме не только сами сосуды, но и природные механизмы, отвечающие за протекание данных процессов.
Воздействие таких факторов, как холодная и горячая воды, свежий воздух и солнечные лучи, способствует закалке детского организма. Если у вас часто болеют дети в детскому саду, то дома вам необходимо постоянно заниматься с ними.
Правильное закаливание происходит постепенно, непрерывно и систематично. Только при непрерывном поддерживании в тонусе всех систем организма, можно говорить о каком-либо положительном эффекте. Если забросить процедуры, то и организм будет уже не таким сильным, как во время закаливания. «Про запас», к сожалению, оздоровиться невозможно.
Постепенное увеличение действия раздражающих факторов усиливает благоприятный эффект, производимый закаливанием.
В список основных процедур, которые можно проводить с ребенком практически любого возраста, входят следующие мероприятия:
- Воздушные ванны.
- Солнечные ванны.
- Водные процедуры.
- Правильное питание.
- Сбалансированные физические нагрузки.
Нужно отметить, что если вы будете соблюдать все правила закалки, то очень скоро забудете, что раньше жаловались на то, что в детскому саду часто болеют дети. Необходимость в постоянном поступлении свежего воздуха объясняется тем, что у маленьких ребят потребность в кислороде в два раза больше, чем у взрослых. Это связано с тем, что организм ребенка не до конца сформирован. Следовательно, кровь пробегает полный круг кровообращения гораздо быстрее, кислородный обмен в тканях также ускорен. То есть количество потребляемого кислорода значительно выше.
Если в детскому саду часто болеет ребенок, обратите внимание на его эмоциональное состояние. Не бывает так, чтобы ребенок расстроился из-за того, что заболел. Бывает как раз именно наоборот: малыш заболел, потому что расстроился, и ослабла его иммунная система.
Очень часто причина того, почему в детскому саду часто болеют дети, кроется в том, что они просто не хотят туда ходить и разлучаться надолго с родителями. Важно вовремя выявить подобную симуляцию и пресечь ее на корню. Проследите, со всеми ли ребятами в саду у вашего ребенка хорошие отношения, ладит ли он с воспитателями и нянечками, нет ли каких-либо эмоциональных трений в коллективе в целом.
Заключение
Зная и соблюдая все основные правила и рекомендации детских специалистов, родители забудут о проблеме и смогут в полной мере наслаждаться успехами своих деток. Ведь ребенку очень полезно находиться в коллективе, в обществе своих ровесников. Там они узнают мир, учатся общаться и получают первый и бесценный опыт, который обязательно пригодится во взрослой жизни.