Цели воспитания. Цели воспитания в педагогике
Цели воспитания в педагогике
Цель это осознание желаемого результата в определенном виде деятельности или в личной жизни. Постановка цели какой-либо общественной деятельности не является простым волеизъявлением отдельного человека, социальной группы, государства или правящей группы людей. Цель это понимание и осознанное представление конечного результата определенной деятельности. Отмечая эту особенность цели, ученые отмечали, что самый плохой архитектор отличается с самого начала от наилучшей пчелы тем, что прежде чем построить ячейку из воска, он строит ее в своей голове. Что касается человека, то в физиологии (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн) имеется понятие модели нужного того, что необходимо для будущего, которая представляет собой закодированный в мозгу образ требуемого результата. Такое понимание цели предполагает набор целесообразных действий для достижения ее, того образа заложенной модели, дополненной с учетом социальных требований, которые могут самоизменяться.Целью самовоспитания, можно сказать, является мысленное представление о том, каким должен стать человек. В идеальном варианте она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности, способной взаимодействовать с окружающим миром. Общая цель, указывая генеральное направление всей работы по воспитанию подрастающих поколений, конкретизируется задачами и частными аспектами, которые затем реализуются разными подразделениями системы воспитания и образования в стране, в данном типе общества и самой личности, которая своей собственной деятельностью создает себя, наилучшим образом согласуя желаемые личные качества с миром людей и окружением вообще.
В жизни человечества на каждом отдельном этапе его развития и становления цель и ее отдельные задачи могут уточняться, могут изменяться в связи с возникновением каких-либо текущих проблем, требующих немедленных корректив, изменений: к примеру, в послереволюционной России в 1917 году общество нуждалось в элементарно грамотных гражданах, и этому были подчинены все усилия. К 1933 г. накопились условия и предпосылки для обеспечения обязательного начального образования, позже неполного среднего (семилетнего), потом 8-летнего и, наконец, обязательного общего среднего образования. Дискуссии о том, надо ли в настоящее время решать вопрос об обязательном общем среднем образовании должны прийти, по-нашему мнению, к положительному решению. Опыт Японии, в которой обязательным является не только полное среднее, но и высшее образование, ярко демонстрирует прогрессивность такого решения, его социальное звучание и признание. И прежде всего, признание мировым сообществом Японии как одной из наиболее развитых стран с высоким уровнем жизни (6-7 уровень, как в Швейцарии и Канаде).
Решение задач повышения производительности труда прямо связывается с грамотностью, образованностью и воспитанностью людей. Гармонизация материального и идеального служит общечеловеческому благосостоянию и расцвету индивидуальности.
Можно считать, что рядом существуют частные и общие цели. Частные цели и задачи в конкретной деятельности педагогов, учреждений могут быть, такие, как: обучающая, развивающая, воспитывающая. Они являются частными по отношению к всеобщей цели. Их дополняют личные цели: ими определяются мотивы и стимулы учения, образования, воспитания, потребности в развитии, поступательном совершенствовании. Но во всех частных случаях цель определяется генеральной, главной целью, выдвинутой обществом. Общая цель конкретизируется тем, что заключается в социальном назначении человека: научить каждого самостоятельно мыслить и действовать сообща, организованно, отдавая себе отчет о результатах своих действий, развивая максимум инициативы и самостоятельности, приближаясь к гармонии, совершенству, умению искать успешные пути к счастью, благополучию, миру и согласию в обществе, в мире вообще.
Цель воспитания имеет исторический характер. Общая цель воспитания всегда объективна. Она отражает требования данного общества, определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношений, социально-политическим положением в стране и в мире. Вместе с тем, выполнение отдельных задач общей цели способствует повышению способа производства и распределения материальных благ. В этом можно убедиться, охарактеризовав исторические типы воспитания и их цели.
Имея объективный характер, цель воспитания формируется идеологами правящего класса, партии, организаций, т.е. в ней воплощается и объективное, и субъективное, она выражает объективные потребности общества, корректируется и реализуется политикой, правящей ассоциацией, которая принимается или отрицается отдельной личностью. На всех этапах развития общества цель выдвигается всем ходом его развития, т.е. отражает объективные потребности, предъявляется к общественным и государственным институтам, выполняющим задачи воспитания.
Важность обоснования цели воспитания и наполнение ее конкретным содержанием достаточно полно охарактеризовано в историко-педагогической и социально-политической литературе.
Единственно, что отличает ранние подходы к толкованию цели воспитания это эмпирическое обоснование ее. В то же самое время диалектико-материалистический подход основывается на признании объективного характера цели и требования к личности, которые диктуются социально-экономическими условиями развития общества.
В первобытном обществе цель воспитания была общей для всех: это приучение в процессе трудовой деятельности детей к выполнениюразных приемов и способов добывания пищи, одежды, изготовления необходимых для этого орудий труда.
Переход к рабовладельческому строю обусловил изменение и дифференциацию цели воспитания. Воспитание приобретает сословный характер, а государство закрепляет неравенство социальных групп, превратив и воспитание в орудие укрепления одних людей в угоду другим. Разностороннее духовное развитие было привилегией власть имущих, а тяжелый физический труд был уделом рабов и их детей, что превращало последних в приложение к орудиям труда.
Феодализм способствовал дальнейшему расслоению общества. Закрепилось сословное деление людей. Воспитание в данный период решало вопросы подготовки людей к выполнению функций феодалов, духовенства, крепостных крестьян, что способствовало развитию системы учебно-воспитательных учреждений, готовых решать цель воспитания данного общества. Отличительной чертой воспитания при феодализме была ярко выраженная церковная, теологическая направленность всех видов и типов воспитания и неравенство доступа к образованию.
Следующий исторический этап развития общества - буржуазный - сохранил разделение людей по признаку имущих и неимущих. В нем усиливаются функции воспитания, связанные с подготовкой детей богатых к осуществлению управления государством и усиления неравенства. Но вместе с тем появляется потребность в общественном воспитании детей всех социальных групп и расширения сферы образования среди трудящихся д!пя более успешной реализации в создании материальных и духовных благ в условиях наметившегося научно-технического прогресса общественного производства. Объективно оформилась потребность в обучении всех, что и выразилось в соответствующих законодательных актах.
Зарождается и развивается движение за социальное равенство и воспитание, равное для всех групп населения. Социалистический тип общества провозгласил и стремился на практике реализовать лозунги, давно волнующие всех цивилизованных людей мира: братство, равенство, свобода, а значит и равное развитие, всестороннее гармоническое воспитание граждан, независимо от классового, расового, имущественного положения или национальной принадлежности, пола, вероисповедания. Общество пыталось создать равные условия всем гражданам и обеспечить их выполнение законодательными актами и материальной базой. После Октябрьской революции появляется социальная и политическая возможность реализовать вековые мечты человека о своем всестороннем и гармоническом развитии. При этом поиск единого подхода ко многим вечным духовным ценностям периода существования СССР, привели к извращению самой идеи, а пути ее решения оказались ограниченными коллективными формами и методами в ущерб индивидуальному развитию и отрицанию веры в высшие силы.
Всестороннее и гармоничное развитие личности как цель воспитания
Совершенство и гармония в развитии личности в народной педагогике определялось наличием следующих характеристик: ума, мужества, силы, красоты, справедливости, способности защищать слабых, умение трудиться.
Историко-педагогическая наука идею всестороннего развития и гармонизации личности как цель воспитания провозгласила вместе со своим рождением. Эта идея понимается как соразмерность и согласованность всех сторон развития личности. Педагог имеет дело с развитием человека не только в физическом, но и умственном и нравственном отношении, а в этой области, кроме физико-химических методов пользоваться надо еще и психологическими наблюдениями и самонаблюдениями; какими чувствами, усилиями воли, желаниями проявляется, а может быть и вызывается процесс развития внутри человека, в области его сознания и чувства, равно как и смутной области, стоящей на границе безотчетного, где только чуть-чуть брезжит сознание.
Понятие развития лучшее объединяющее начало, на которое надо ориентироваться в воспитательной деятельности. Признаком развития личности является приобретение все новых и новых качеств, совершенствование их.
Для всестороннего развития человека характерны богатство и целеустремленность духовного мира и разносторонней деятельности. Универсальное и гармоническое развитие всех сущностных сил и способностей, гармонизация внутренних и внешних процессов, способность свободно себя чувствовать, принимать и понимать себя в органичной связи своей собственной социально-естественной природы со всем окружающим миром является ведущим в системе образования. Стремление к пониманию всего богатства отношений с природой и людьми обеспечивает всесторонность развития личности, не исключая некоторых противоречий, что должно вести к появлению новых качеств более высокого уровня. В настоящее время возникает много вопросов, связанных с правомерностью постановки проблемы всестороннего гармоничного развития личности. Они возникли в связи со многими искривлениями, отражающими отрыв теории от практики, слова от действия. Вопросы вполне законные, как и правомерен ответ, что новая Украина, давая критический анализ состоянию дел и вырабатывающая политическую и экономическую концепцию обновления всего общества, реально готова решать все вопросы национального возрождения. В связи с этим повышается роль системы образования и личности педагога в этом процессе. Он обязан строиться на наиболее прогрессивных педагогических идеях сотрудничества, партнерства, сотворчества с опорой на вечные морально-духовные ценности.
Принятие Конституции и официальных актов о приоритетном значении интеллектуального богатства, выраженного в науке, образовании, культуре, является действительно прогрессивным и перспективным, потому что реально создает предпосылки для педагогики сотрудничества и партнерства. На воспитателя любого ранга возлагаются высокие обязанности: формировать нового гражданина, активного в социально-политическом отношении, физически здорового, умственно развитого, морально-безукоризненного, что требует, чтобы и сам воспитатель был воспитан и всесторонне развит. В связи с этим понимание смысла задач всестороннего и гармоничного развития личности является обязательным для воспитателя как в теоретическом, так и в практическом отношениях.
Речь идет о том, что воспитатель (в широком понимании этого слова отец, мать, учитель, руководитель коллектива, преподаватель вуза и т.д.) сможет решать вопросы гармоничного развития и воспитания детей, младших по возрасту и положению, если и сам представляет собой яркую и всесторонне развитую личность. В нее мы вкладываем не только обладание высокими духовными добродетелями, но и крепкое здоровье, силу, красоту, высокий эстетический вкус.
Целенаправленность - одна из главных характеристик воспитания.
Цель воспитания - это ожидаемое изменение в человеке (или группе людей), осуществленное под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.
Процесс формулировки цели, как правило, аккумулирует сложившееся в культуре отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.
Выделяют два уровня целей воспитания:
1. социальная цель, отражающая те качества, которые должны быть сформированы у всех людей
2. цель личностная, зависящая от особенностей отдельной личности.
Цель выражает общую направленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач.
Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Задач, определяемых целью воспитания, обычно много, цель конкретной воспитательной системы всегда одна . Именно цели определяют различие воспитательных систем. В современном мире существует разнообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем.
Какие факторы определяют выбор цели воспитания?
Факторы воспитания:
1. потребности общества в воспитанной личности
2. идеология
3. нравственные ценности
Прежде всего это потребности общества в человеке определенного типа . Поэтому цель воспитания всегда отражает достигнутый уровень развития общества.
Доказательством этого является изменение целей воспитания в разных общественно-экономических формациях. Так, в период феодализма цель воспитания для детей феодалов заключалась в воспитании джентльмена, обладающего «рыцарскими добродетелями». Цель воспитания в период капитализма: воспитание предприимчивого хозяина, предпринимателя.
Другим фактором выступают идеология , политика государства и правящих классов. Не существует ни одного государства, даже самого демократичного, где цели воспитания не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений и были бы оторваны от политики и идеологии правящего класса. Помимо этих факторов на цели воспитания влияют темпы научно-технического и социального прогресса, уровень развития педагогической теории и практики, возможности образовательных учреждений и пр.
Вместе с тем, на протяжении веков в качестве целей воспитания принимались такие вечные нравственные ценности , как «добро» (поведение на благо другого), «истина» (как руководство при оценке действий и поступков), «красота».
Наиболее полное раскрытие они получили в цели воспитания всесторонней и гармонично развитой личности. Ее формулировка впервые была предложена в работах античных философов (Сократа, Платона, Аристотеля). В дальнейшем в понятие всестороннего гармоничного развития личности вкладывался различный смысл.
В современной трактовке цель гуманистического воспитания звучит как создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом. Такая постановка цели предполагает гармонию самости и социумности личности. Самость отражает внутренний план развития личности, всесторонность представлений о ее «Я». Социумность отражает внешний мир развития личности, прежде всего социальные связи. Самость и социумность - это две взаимосвязанные стороны личностного проявления и соответственно два направления ее самосозидания и саморазвития. Следует подчеркнуть, что такая формулировка цели воспитания глубоко гуманистична, поскольку позволяет признать приоритет индивидуальности человека, открывает возможность самому человеку отвечать за свою жизнь, за раскрытие своих способностей и своего творческого потенциала. Второй особенностью такой постановки цели гуманистического воспитания является ее динамизм, что связано с понятиями саморазвития и самореализации, которые подчеркивают необходимость активности и движения к достижению идеала.
Цель гуманистического воспитания находит отражение в целях образовательных учреждений . В современной общеобразовательной (полной) школе цель воспитания звучит следующим образом: способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности , всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Данная цель реализуется в конкретных задачах воспитания. Так, в области умственного воспитания школьников на первый план выходят такие задачи, как: формирование научного мировоззрения, развитие умственных сил и способностей учащихся, развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности, формирование готовности к постоянному самообразованию. Эти задачи решаются в нравственном, трудовом, эстетическом, физическом воспитании.
Целеполагание в педагогике
1.Понятие цели воспитания
Профессиональная деятельность педагога, как любая человеческая деятельность, предваряется осознанием цели. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность профессионала, эта работа может быть классифицирована лишь как некоторая активность, как совокупность действий, но ни в коем случае как воспитательный процесс.
Цель воспитания должна иметь общий характер , чтобы исполнить свои целевые функции. И тогда место цели воспитания по отношению ко всему процессу воспитания очевидно: цель - исходный момент, первый элемент профессиональной деятельности педагога. В схематической картинке отобразим это место:
Цель воспитания -
Процесс воспитания
Результат воспитания
Вдумаемся в эту простейшую схему: цель определяет содержание воспитательного процесса, цель обусловливает воспитательный результат; цель служит критерием оценки профессиональной деятельности педагога; и цель является постоянным объектом осмысления, к которому неизменно возвращается сознание педагога. Добавим следующее (это видно из схемы): цель будет полностью определять систему воспитания, именно она, осмысленная педагогами, задает очертания системы.
Вот теперь дадим определение целеполаганию в педагогике как науке о воспитании.
Целеполагание - это система профессионального осмысления объективной социально-психологической и культурологической необходимости некоторого уровня развития личности современного человека, способного жить в контексте современной культуры и творить жизнь; это поиск максимально точной формулировки общего идеального образа такого человека; это аналитическая оценка природы детства, сущности развития личности и природы индивидуальности как условий, допускающих принятие цели воспитания; это система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится конкретный ребенок, и соотнесение их с содержанием и поставленной цели воспитания.
В дореволюционных российских учебниках педагогики цель воспитания формулировалась по-разному. В одних случаях она выражалась словосочетанием "разумный и добрый человек" , в других - "воспитанием добра, красоты и истины" (Д.И. Тихомиров, М.И. Демков).
Цель всестороннего воспитания личности как нормативная установка законодательного характера была введена в ранг требований государственной политики в СССР. Аналогичные формулировки вошли в документы об образовании других стран, входивших в блок социалистического содружества, варьируясь с учетом национальных традиций. Подобная же формулировка цели образования и воспитания вошла в ряд международных деклараций ЮНЕСКО и, таким образом, приобрела интернациональное значение.
Цель современного воспитания - "Личность, способная строить жизнь, достойную Человека".
Имея столь общий характер, цель воспитания обретает свое гуманистическое назначение , предотвращая своевольную педагогическую распорядительность, насилие над личностью, подавление индивидуальности.
2. Цель воспитания и задачи воспитания
Достижение цели происходит не прямым путем, а через решение системы задач.
Задача - это ступень в общем движении к цели, это частичное достижение результата деятельности, без которого не достигается общий желаемый результат. Задача появляется, когда цель разбивают на слагаемые элементы (иногда говорят "декомпозируют цель") и направляют усилия на получение данных элементов общего продукта деятельности. В ходе деятельности субъект обычно забывает о цели, но помнит о системе задач и выстраивает деятельность как последовательное решение задач.
В момент выполнения задачи, она, эта задача, выступает для субъекта целью, а следовательно, обрастает рядом других задач - уровнем ниже.
Схематически такая связь выглядит таким образом:
Разбиение цели воспитания на задачи может совершаться разными путями:
оснастить ребенка широкими знаниями о мире
оснастить его умениями взаимодействовать с миром
сформировать систему ценностей и ценностных отношений к миру.
формирование способности жить по социально-культурным нормам
формирование способности выполнять роль человека
формирование способности вступать в социальные отношения
формирование образа достойной жизни
формирование жизненной позиции и способности регулировать содержание своей жизни.
готовить к труду жизни
готовить к семейной жизни
готовить к свободному досугу
готовить к творческому самовыражению.
Путь социально-психологический выявляет три задачи воспитания:
Путь индивидуального становления личности ребенка указывает на другой вариант задач:
Если посмотреть на выдвинутую цель воспитания в ракурсе функций современного человека , то другая совокупность задач предстанет перед нами:
Понятно, что от ракурса рассмотрения цели зависит процесс определения задач.
3. Факторы, определяющие цели и задачи воспитания и образования:
1. Главным фактором определения целей в государственной системе воспитания является идеология (политика) государства . Не существует в мире государства, даже самого демократичного, где цели воспитания в школе не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений. В частных учебно-воспитательных учреждениях цели корректируют индивидуальные заказчики, они же определяют его общую направленность. Но и в этом случае стараются сохранить национальные особенности, традиции воспитания.
2. Кроме политики и идеологии государства, важное значение имеют потребности общества , связанные с подготовкой подрастающего поколения к выполнению определенных социальных, производственных, семейных функций.
3. Потребности общества определяются уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Поэтому цель воспитания в конечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества , определяется этим уровнем, изменяется с изменением способа производства , свойственного той или иной общественно-экономической формации.
4. Но не только способом производства определяются цели воспитания. Немаловажное влияние на их формирование оказывают и другие факторы . Среди них – темпы научно-технического и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, воспитателей, учителей и т.п.
4.Педагогические цели и образовательные стандарты
Проблемы целеобразования и целеполагания в педагогике теснейшим образом связаны с проблемами образовательных стандартов.
Под образовательными стандартами понимаются нормы, образцы, мерила оценки объекта стандартизации. Роль стандартов в жизни общества разнообразна. Они служат точкой отсчета эффективности труда, качества продукции, мерой прогресса. Стандарты - это инструмент защиты прав потребителя, пользователя средствами жизнедеятельности.
Государственные стандарты - ГОСТЫ - входят в систему управления обществом и закрепляются законодательно.
В области образования действуют национальные стандарты . Многие из них согласованы с международными образовательными стандартами. В стандартах закрепляются цели воспитания и образования. В результате обобщенные формулировки целей образования и воспитания как некие декларации приобретают строгое диагностируемое выражение. Благодаря стандартам образования, общество в целом, правительство, ведомства образования, школа и педагоги, родители и сами учащиеся получают возможность оценки качества образования, его прогресса.
Педагогическая работа принадлежит к профессиям, которые возникли и утверждаются с целью удовлетворения насущных потребностей общества и его граждан. Она призвана создавать необходимые условия не только для социального обеспечения отдельных индивидов, групп, обществ, но и для развития их возможности выстраивать свою жизнь, мобилизовывать внутренние ресурсы для преодоления жизненных кризисов. Современная практическая работа педагога развивается на основе научно обоснованных подходов, принципы которых начали формироваться в начале XX в., и нуждается в надлежащей профессиональной подготовке.
Сущность воспитания - основные понятия, цели, задачи
Сущность воспитания. Воспитание как абстрактная всеобщая категория, идея отражает и выражает собой объективный конкретно-исторический процесс - движение отношений, общения, деятельности в обществе, - благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями путем трансляции культуры и воспроизводства производительных сил. Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть».
То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого.
Назначение. Воспитание как общественное явление имеет своим назначением исполнение объективной функции общественного механизма взаимодействия между поколениями. Оно обеспечивает вхождение, врастание подрастающих поколений в жизнь общества, становление их производительной силой и личностями. Активными субъектами конкретно-исторического процесса.
Содержание. Воспитание как объективное конкретно-историческое явление имеет своим содержанием прежде всего эмпирический опыт познания мира человечеством, постепенно осмысливаемый и теоретически обобщаемый. Этот опыт передается детям, особенно в таких видах общественной деятельности, как производительный труд, жизнеобеспечение и культура. Воспитание - необходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления, реализации является степень соответствия свойств и качеств личности требования жизни.
Основная функция воспитания как общественного явления - в обслуживании подготовки производительных сил общества. Развитие всего многообразия общественных функций воспитания зависит от социального наполнения общественных, прежде всего производственных, отношений.
Чтобы лучше понять сущность воспитания, следует назвать его специфические черты.
Целенаправленность. Педагог должен ясно видеть цель воспитательной работы с конкретным классом, конкретной личностью. Без цели воспитание невозможно, но в то же время воспитательные цели скрыты от ребенка, они существуют в сознании педагога.
Двусторонность. С одной стороны в воспитании участвуют педагоги, с другой и сами воспитанники сознательно участвуют во взаимодействии с педагогом, т.о. воспитательные отношения носят субъектно-субъектный характер, т.е. ребенок является не только объектом, на который направлено воспитательное воздействие педагога, но и субъектом, активно участвующим в воспитательном процессе.
Многофакторность. По своей природе воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это значит, что становление личности происходит под влиянием школы, семьи, общественности, внешкольных учреждений, дружеской компании и т.д. По словам А.С. Макаренко, воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего - родители и педагоги.
Продолжительность. Воспитание - это длительный, долговременный, непрерывный и малозаметный процесс. Воспитание начинается с самого рождения и продолжается всю жизнь. По сравнению с воспитанием, обучение, например, четко регламентировано временными рамками (урок, тема, четверть, год), в обучении при желании педагог может быстро устранить пробел в знаниях учеников. Воспитание же требует длительной и постоянной работы. Могут быть различные по продолжительности акты воспитательного воздействия - длительные и мгновенные (Макаренко - метод взрыва). В ходе воспитания личность выбирает отказ от каких либо качеств или формирует новые качества, что требует времени и усилий.
Устремленность в будущее. Процесс воспитания устремлен в будущее, т.е. характерна отдаленность результатов: воспитываем сейчас, а результат проявится спустя длительное время.
Комплексность. Воспитание - процесс комплексный. Невозможно воспитывать ребенка по частям, следует осуществлять выход на целостную личность, стремиться к разностороннему воспитанию.
Ступенчатый характер процесса воспитания. При всей перманентности воспитательного процесса следует обращать внимание на возрастные и личностные изменения воспитанников, наблюдать их в развитии и изменении.
Неодинаковость результатов воспитания детей, что обуславливается индивидуальностью, своеобразием личностей.
Направление воспитания определяется единством целей и содержания.
По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы - гражданское, правовое, экономическое, экологическое.
Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.
Оно предполагает:
развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;
формирование культуры учебного и интеллектуального труда;
стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;
а также развитие личностных качеств -- самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.
Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.
Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.
Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства.
Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.
Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.
Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно соблюдение элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное питание, продуманное сочетание различных видов деятельности.
Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.
Экономическое воспитание - это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств - бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.
Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.
Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.
Воспитание является многофакторным процессом. На него влияют различные факторы, совокупность которых можно разделить на две группы: объективную и субъективную.
К первой группе факторов относятся:
наследственность и состояние здоровья человека;
социальный и профессиональный статус семьи, который оказывает влияние на окружение ребенка;
обстоятельства биографии;
специфика строя страны и исторической эпохи. Ко второй группе относятся:
особенности психики, мировоззрение, цен-ностно-мотивационная сфера личности, направленность, внутренние потребности как воспитателя, так и воспитуемого;
порядок взаимоотношений с социумом;
организованные воспитательные воздействия на человека со стороны некоторых людей, групп и общества в целом.
Ко второй группе факторов относится способность к процессу обучения.
Процесс обучения тесно взаимосвязан с процессом воспитания. Поскольку воспитание обусловливает процесс правильного развития личности, то здесь прослеживается и несомненная связь обучения с процессом развития личности. Вне обучения и воспитания не может быть полноценного развития личности, так как эти процессы активизируют психическое развитие, однако в то же время и опираются на него.
Обучение, так же как и воспитание, должно основываться на преимущественно проблемной и диалогической основе, где воспитаннику обеспечивается субъектная позиция. При таком подходе в конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами, такими как:
обобщение учащимися своего опыта;
осознание (рефлексия) процесса общения, так как рефлексия - важнейший механизм развития;
следование этапам самого процесса развития личности.
Процесс воспитания начинается с определения его целей. Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.
Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе.
Идеальная цель конкретизируется другими, более близкими целями, поэтому существует иерархия целей. Цели могут быть:
- - главные или стратегические, которые предполагают существенное изменение личностных качеств воспитуемых;
- - рабочие или тактические, предполагающие решение тех или иных задач воспитания на том или ином этапе формирования личности;
- - сиюминутные или оперативные, осуществляющиеся сразу после их возникновения и оказывающие непосредственное изменение хода действий.
Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются в первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. К ним мы относим понятия добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, скромности, доброты и бескорыстности. Под духовностью мы понимаем приоритет нравственных идеалов над сиюминутными влечениями и потребностями, она проявляется в стремлении личности к самосовершенствованию. Под свободой мы понимаем стремление личности к внутренней и внешней независимости. Оно обязательно сопровождается признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от религиозной, национальной, социальной и иной принадлежности. Ответственность мы определяем как внутреннюю готовность человека добровольно взять на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом.
Как уже отмечалось, ни в одной стране мира нет воспитания «вообще». Оно всегда имеет конкретно-историческую форму выражения и направлено на формирование личности определенного государства.
Цели воспитания в Украине обусловлены тремя факторами: а) распадом СССР и провозглашением Украины независимым государством; б) изменением социально-экономической формации, переходом от социалистических общественных отношений к рыночным, интеграцией в европейское и мировое сообщество; в) построением демократического общества.
Названные факторы предусматривают ориентацию на возрождение национального достоинства, патриотизма и гражданственности личности; образованность на мировом уровне, гуманизм, духовность, деловитость; активизацию каждого человека в частности, ее самореализацию в материальной и духовной сферах общественной жизни, соблюдения всех прав человека. "Целью образования, - подчеркивает закон Украины "Об образовании, - является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественного выбора..." "Главная цель национального воспитания, - сказано в Государственной национальной программе
«Образование», - приобретение молодыми поколениями социального опыта, наследование духовного достояния украинского народа, достижение высокой культуры национальных отношений, формирование у молодежи независимо от национальной принадлежности личностных черт граждан Украинского государства, развитой духовности, физического совершенства, моральной, художественно-эстетической, правовой, трудовой, экологической культуры».
Следовательно, цель воспитания - всестороннее и гармоничное развитие личности - с повестки дня не только не снимается, но и развивается согласно новых целей и ценностей, которые стоят перед личностью и обществом. Цель воспитания конкретизируется через систему воспитательных задач, которые объединяются в приоритетные воспитательные направления: умственное, нравственное, трудовое и другие. Данные направления тесно связаны, дополняют друг друга, имеют самостоятельное теоретико-методологическое значение. Вместе они образуют целостную систему национального воспитания.
Национальное воспитание - это воспитание, которое осуществляет все общество в целом: семья, учебные заведения, формальные и неформальные объединения, общественные организации, средства массовой информации, учреждения культуры, религиозные объединения и др. Самой весомой составляющей национального воспитания является воспитание, которое осуществляется государственными учреждениями, институтами и т.д. Но последнее является более узким, единичным относительно национального, что действует вне государственного и имеет значительно более широкий диапазон влияния на процесс социализации личности. Общеобразовательные учебные заведения призваны реализовать в полной мере цель и основные задачи национального воспитания. В то же время они имеют ряд специфических воспитательных задач: формирование у учащихся основ научного мировоззрения, развитие познавательной активности, культуры умственного труда, выработку умения самостоятельно добывать знания и применять их на практике и т.д. Поэтому главными направлениями воспитания детей и молодежи в практической деятельности школы являются: умственное, патриотическое, нравственное, правовое, трудовое, экологическое, художественно-эстетическое, физическое, половое воспитание.
В условиях переходного периода центр тяжести в формировании всесторонне развитой личности перемещается на воспитание гражданственности, которая аккумулирует системно-утворювальну характеристику гражданина независимой Украины. «Реально целью воспитания в условиях экологического, экономического и духовного кризиса нашего общества...должно стать воспитание жизненно активной, гуманистически направленного гражданина демократического общества, который бы в своей жизнедеятельности руководствовался культурно-национальными и вселюдськими принципами». Установка на воспитание активного в действиях и поступках гражданина будет способствовать развитию физического, психического, социального и духовного потенциалов индивидуальности воспитанника, а самореализация, самоутверждение в общественной, трудовой, художественной и других видах деятельности - всестороннему формированию его личности.
Нам уже известно, что современная педагогика развитых стран отличается неоднородностью, значительным количеством теоретико-философских платформ, которые не совпадают между собой. Каждая педагогическая концепция предлагает свое решение проблемы целей воспитания.
Педагогика экзистенциализма ставит своей целью вооружение человека опытом существования. «Цель всего процесса воспитания в том, чтобы научить человека творить себя как личность». Одна из центральных задач воспитания - помочь человеку сделать нравственный выбор. Основой для морального поведения есть три фундаментальные добродетели: доверие, надежда, благодарность. Будучи заложенными в природе человека, они составляют, по словам немецкого философа и педагога А.Ф. Больнова, ядро той системы добродетелей, которая должна формироваться воспитанием. К числу простых форм морали, которые должны формировать воспитания, Больнов относит доброту, чувство долга, честность, надежность во всех жизненных обстоятельствах, глубокое уважение, смирение, скромность, внимание к жизни другого человека, готовность ей помочь и быть терпимым к проявлениям несовершенства.
Педагогика неотомизма выступает за воспитание человека, идеалом жизни которой является Бог. Согласно учению педагогов-неотомістів, необходимо заботиться о обе стороны человека - тело и душу, но главное - душа. Поэтому близкой целью воспитания является христианское совершенствование человека на земле, далекой целью - забота о его жизни в потустороннем мире, спасение души. Задачи воспитания определяются вечными требованиями христианской морали, их должна выдвигать церковь как вечный, неизменный и самый стабильный социальный институт.
Новогуманістична педагогика, развивающейся на основе неопозитивизма, цель воспитания видит в формировании интеллектуальной личности. Известный немецкий педагог и психолог Л. Кольберг считает, что воспитание должно направляться на развитие сознательной организационной структуры личности, которая позволяет анализировать, объяснять и решать важные моральные и социальные проблемы. В связи с этим конкретная задача - в каждом человеке развивать способности к самостоятельным суждениям и решениям.
Прагматическая педагогика исходит из того, что истинное воспитание не есть внешним воздействием, а развитием свойств и способностей, с которыми человек появляется на свет. Для того, чтобы подготовить человека к жизни, воспитание должно обеспечивать ее рост в практической сфере, формировать опыт, развивать практический ум. Цель воспитания - подготовка к жизни. Задачи воспитания: пробуждение и развитие внутренней активности, направленной на достижение жизненных целей человека; воспитание предприимчивости, социальной корректности, высокого чувства достоинства, силы и т.д. Педагогика необіхевіоризму главную цель воспитания видит в формировании «управляемого индивида» - настоящего гражданина, который воспринимает систему, придерживается прав и обязанностей демократического общества, является патриотом своей общины, штата, государства, мира. Важными задачами этой педагогики является воспитание чувства ответственности, дисциплины в процессе труда.
Следовательно, в отличие от отечественной педагогики, для которой всегда был характерен определенный монизм и глобализм идей, современная педагогика развитых стран придерживается курса практичности, умеренности и досягаемости.
1. | Конспект лекций Педагогика |
2. | 2. Объект, предмет и функции педагогики. |
3. | 3. Связь педагогики с другими науками и ее структура |
4. | 4. Философские основы педагогики. |
5. | 5. Суть новой методологии педагогики. |
6. | 6. Аксиологический подход к изучению педагогических явлений. |
7. | 7. Педагогические ценности. |
8. | 8. Обще - и конкретно-научная методология педагогики. |
9. | 9. Методы педагогических исследований. |
10. | Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. 1. Личность и условия ее развития |
11. | 2. Наследственность в человеческом развитии. |
12. | 3. Социализация и становление личности. |
13. | 4. Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности. |
14. | Тема 3. Цель воспитания. Тема 3. Цель воспитания. 1. Понятие о цели воспитания. |
15. | 2. Условия и факторы определения целей воспитания. |
16. | 3. Зарождение и развитие идеи о всестороннем развитии личности. |
17. | 4. Цель воспитания в современной педагогике.
|
18. | 5. Образование как важнейшее звено реализации цели воспитания. |
19. | 6. Основные тенденции развития образования. |
20. | Тема 4. Педагогический процесс. Тема 4. Педагогический процесс. 1. Суть педагогического процесса. |
21. | 2. Движущие силы педагогического процесса. |
22. | 3. Педагогический процесс как система. |
23. | 4. Целостность педагогического процесса. |
24. | 5. Закономерности педагогического процесса. |
25. | 6. Организация педагогического процесса. |
26. | Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. 1. Суть педагогической деятельности, основные виды, специфика. |
27. | 2. Структура педагогической деятельности учителя. |
28. | 3. Педагог демократической школы. |
29. | 3.1. Гуманистическая направленность личности учителя. |
30. | 3.2. Педагогическая и гуманитарная культура. |
31. | 3.3. Профессионально значимые качества. |
32. | 3.4. Профессиональная компетентность. |
33. | ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Тема 6. Дидактика: сущность, дидактические концепции, современные подходы. |
34. | 1. Понятие о дидактику. |
35. | 2. Основные дидактические концепции. |
36. | 3. Обучение и развитие в гуманистической дидактике. |
37. | Тема 7. Процесс обучения. Тема 7. Процесс обучения. 1. Суть процесса обучения. |
38. | 2. Процесс обучения как система. |
39. | 3. Цели процесса обучения (целевой компонент). |
40. | 4. Стимулирование процесса обучения (стимуляційно-мотивационный компонент). |
41. | 5. Содержание учебного процесса (содержательный компонент). |
42. | 6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (операционно-деятельностный компонент). |
43. | 7. Контроль и регулирование учебно-познавательной деятельности (контрольно-регулировочный компонент). |
44. | 8. Оценка и самооценка результатов учебного процесса (оценочно-результативный компонент). |
45. | 9. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения. |
46. | Тема 8. Закономерности и принципы обучения. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. 1. История проблемы. |
47. | 2. Классификация закономерностей обучения. |
48. | 3. Понятие о принцип, правило. |
49. | 4. Система дидактических принципов. |
50. | Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. 1. Понятие о содержании общего среднего образования. |
51. | 2. Факторы, обусловливающие формирование содержания образования. |
52. | 3. Теории организации содержания образования. |
53. | 4. Научные требования к формированию содержания образования. |
54. | 5. Реализация содержания образования в современной школе. |
55. | Тема 10. Формы обучения. Тема 10. Формы обучения. 1. Понятие о формах обучения |
56. | 2. Из истории форм организации обучения. |
57. | 3. Индивидуализация и дифференциация обучения. |
58. | 4. Урок - основная форма организации обучения. |
59. | 5. Типы и структура уроков. |
60. | 6. Организация учебной деятельности учащихся на уроке. |
61. | 7. Нестандартные уроки. |
62. | 8. Вспомогательные формы обучения. |
63. | 10. Самоанализ урока. |
64. | Тема 11. Методы обучения. Тема 11. Методы обучения. 1. Понятие о методах обучения. |
65. | 2. Классификация методов обучения. |
66. | 3. Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности. |
67. | 4. Методы стимулирования и мотивации умения. |
68. | 5. Методы контроля и самоконтроля в обучении. |
69. | 6. Бинарные методы обучения. |
70. | 7. Ситуационный метод. |
71. | 8. Выбор методов обучения. |
72. | Тема 12. Средства обучения. Тема 12. Средства обучения. 1. Понятие о средствах обучения. |
73. | 2. Простые средства. |
74. | 3. Сложные средства. |
75. | Тема 13. Диагностика обучения. Тема 13. Диагностика обучения. 1. Диагностика результатов обучения |
76. | 2. Контроль результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. |
77. | 3. Тестирование уровня усвоения содержания образования. |
78. | 4. Оценивания результатов обучения. |
79. | Тема 14. Процесс воспитания. Тема 14. Процесс воспитания. 1. Суть процесса воспитания |
80. | 2. Процесс воспитания как система. |
81. | 3. Особенности воспитательного процесса. |
82. | 4. Цель и задачи гуманистического воспитания. |
83. | 5. Механизмы становления личности. |
84. | 6. Школы гуманистического воспитания. |
85. | 7. Закономерности и принципы гуманистического воспитания. |
86. | 8. Самовоспитания учащихся. |
87. | Тема 15. Содержание процесса воспитания. Тема 15. Содержание процесса воспитания. 1. Понятие о содержании воспитания. |
88. | 2. Особенности содержания воспитания в современной школе. |
89. | 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3.1. Воспитание гражданской культуры. |
90. | 3.2. Воспитание умственной культуры. |
91. | 3.3. Философско-мировоззренческая подготовка. |
92. | 3.4. Воспитание основ нравственной культуры. |
93. | 3.5. Воспитание экологической культуры. |
94. | 3.6. Трудовое воспитание и профориентация. |
95. | 3.7. Воспитание эстетической культуры. |
96. |