Как делать массаж рук детям для развития мелкой моторики? Логопедический массаж для детей в домашних условиях
Вместе с заботой о здоровье новорожденного, родителям не менее важно уделить внимание его интеллектуальному развитию. Это напрямую зависит от умения ребенка понимать речь и разговаривать. С умением разговаривать связана моторика рук, и с помощью массажа можно эффективно развить навыки речи. О массаже рук для грудничков и его важности для речевого аппарата прочитаете в статье.
Показания к массажу
Существует много способов развивать у новорожденных детей будущее мышление и речь. Не самый известный, но эффективный – массаж и связанные с ним развивающие игры для кистей рук. Ладони малыша помогают ему научиться мыслить. Чем точнее моторика рук, тем меньше месяцев у новорожденного уйдет на обучению речи.
Считается, что если дети в возрасте 7 месяцев могут вытащить хотя бы указательный палец из кулачка, проблем с речью в будущем у него не будет. Чтобы кисти рук лучше работали, массаж надо делать с раннего возраста, когда ребенок еще лежит. Кроме пользы для развития речи и мышления малыша, массаж ручек расслабляет и успокаивает ребенка, улучшает кровообращение и поднимет настроение.
Массаж кистей у детей можно делать с возраста 2-х месяцев. Желательно уделять на это хотя бы 15 минут в день. В результате улучшается кожа, становясь мягче. Ребенок быстро учиться контролировать моторику своих пальчиков.
Эффективность
Вероятно, каждый замечал за собой, что при отсутствии подходящего слова мы помогаем себе в разговоре жестами. Речь и мелкая моторика связаны между собой напрямую, как физиологически, так и эволюционно. Первобытные люди постоянно общались жестами, помогая себе различными возгласами. С появлением речи жестикуляция осталась с ней в постоянной связке. Поэтому в коре головного мозга отвечающие за жесты и речь центры находятся рядом.
Научно связь мелкой моторики и речи была доказана еще в 19 веке, когда матери в первые недели жизни массажировали ладони новорожденного ребенка. Не так давно было установлено, что уже через пару месяцев такого массажа начинала возбуждаться область мозга, от которой зависит речь. Были сделаны выводы, что движения кистей и пальцев помогают ребенку быстрее научиться разговаривать. К тому же и на весь организм в целом массаж оказывает укрепляющее воздействие.
По статистике, чем лучше развита моторика рук, тем больше словарный запас грудничка, лучше память. Такие дети общительны и умеют логично рассуждать. Например, есть хороший тест, определяющий речевое развитие детей: нужно показать им несколько пальцев, и попросить делать то же самое.
Ребенок с изолированными движениями пальцев общается уже свободно. А вот если пальцы вялые или совсем не слушаются, речевой аппарат надо развивать активнее, а значит – делать массаж и чаще общаться с грудничком.
Правильная техника
До возраста 3-х месяцев делать массаж ручек рекомендуется после консультации с массажистом и неврологом. Легкий массаж пальцев полезен и новорожденным. Если проблем с неврологией у новорожденного нет, процедура сводится к легкому разминанию каждого пальчика, растиранию и поглаживанию. Перед ней надо тщательно вымыть руки и смазать их детским маслом. Ваши руки должны быть теплыми.
После 3-х месяцев для развития моторики уже допускается использовать различные предметы с выступами. Их можно перекатывать в ручках ребенка. Это могут быть шишки, карандаши, мячики. После одного года для детей рекомендуют использовать следующую технику:
- поочередно зажимают пальчики между указательным и средним пальцами и медленно их покручивают;
- грудничок должен сцепить одинаковые пальчики двух рук, а родитель медленно рассоединяет ручки;
- ручками ребенка помассируйте каждый пальчик. При этом на обе стороны пальца нужно слегка понажимать.
Простые приемы:
- сгибаем пальчиков по несколько раз;
- аккуратно вращаем кисти по часовой стрелке и наоборот;
- растираем пальчики по спирали вместе с ладонями;
- поглаживаем пальцы от кончиков вверх, а затем и кисть.
Видео «Тибетский массаж пальцев рук для развития речи»
Игры
При всей пользе укрепляющего массажа для ручек, способствовать речи и мышлению он будет слабо, если с малышом не разговаривать. При массаже родителям нужно комментировать движения стихотворениями. Есть и несколько массажных игр, которые будут интересными малышу.
- Рыбалка.
Интересный массаж пальцев можно делать в воде. Во время купания в ванной или в емкости с водой попросите грудничка изображать ладонями рыбок. Родителю нужны рыбок ловить и отпускать с комментариями.
- Снежок.
Для игры вам понадобиться различная бумага. Скатайте листы в бумажные шарики разной величины. Грудничок хорошо должен ощущать пальчиками фактуру бумаги. Положите все «снежки» в мешок и попросите его устроить снегопад. Он должен забираться ручками в мешок и разбрасывать «снежки» по ковру. После такой игры делайте массаж пальчиков и вместе с малышом верните «снег» в мешок до следующего раза. Одновременно с игрой можно научить ребенка делать уборку в своей комнате.
Существуют также детские увлекательные игры с наборами Монтессори, Никитиных и других авторов. В играх множество деталей, играя и ощупывая которые, малыш будет эффективно разрабатывать моторику пальчиков.
Видео «Массаж рук ребенка для улучшения речевого аппарата»
Моторика и способность общаться - напрямую зависят от развитости конечностей. В видео вы узнаете основные методики массажа рук и пальцев для детей.
Самомассаж для детей имеет очень важное значение, поскольку таким образом они учатся лучше понимать свое тело и между делом развивают мелкую моторику рук. Предлагаемый самомассаж для детей дошкольного возраста можно начинать проводить в любом возрасте. Это игровой самомассаж для детей, позволяющий проводить с пользой для здоровья малыша. Обратите внимание, что самомассаж для детей 3-4 лет отличается тем, что движения менее точные, допускается импровизация в том случае, если мелкая моторка пальчиков еще не развита полностью. А вот самомассаж для детей 5-6 лет уже должен быть более точечным и правильным, таким образом ребенок будет приучаться следить за мелкими движениями своих рук.
Китайский обычай перебирать в руках целительные шары, каштаны или грецкие орехи основан на целебном эффекте активности рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев при самомассаже, стимулируя прилив крови к рукам, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью.
Самомассаж кистей рук, пальцев и ладоней для детей
Самомассаж рук для детей важно проводить регулярно, чтобы активизировать определенные зоны в головном мозге. Так как каждый пальчик, как на ручках, так и на ножках детей отвечает за определенный орган, рекомендуется выполнять такие упражнения вместе с детьми. Самомассаж пальцев рук для детей позволяет улучшать мозговую активность и ускоряет психологическое развитие малыша.
«Растирание ладоней» - трем правую руку о левую, пока не почувствуется тепло. Этот самомассаж ладоней и пальцев рук для детей является подготовительным этапом, нужно чтобы ребенок почувствовал тепло.
«Браслетик» - растирание запястья одной руки другой.
Самомассаж кистей рук для детей продолжается работой с каждым пальчиком отдельно, что активирует работу головного мозга.
«Снятие перчатки» - указательным и большим пальцами «снимаем» перчаточку с каждого пальчика.
Со стопами делаем то же самое: растираем, поглаживаем, массируем каждый пальчик, стучим кулачком по пяточке.
Перед занятиями для концентрации внимания предложите детям помассировать «точку ума» - указательным пальцем массировать между бровей над носом (9 раз - в одну сторону, 9 - в другую).
А по окончании какого-либо занятия предложите указательным пальцем помассировать кончик носа «точку веселья» (9 раз в одну сторону, 9 в другую).
Аурикуломассаж или самомассаж ушей для детей
Аурикуломассаж - это массаж ушной раковины, который активизирует работу всего организма. Ухо человека по форме напоминает человеческий зародыш или продольный разрез больших полушарий мозга. Специалисты полагают, что помимо чисто внешнего сходства они имеют много общего и в нервных связях.
Учеными замечено, что, если ребенку 2 - 3 раза в день проводить массаж ушных раковин, он меньше болеет, лучше развивается, нормализуется работа многих систем организма. Правильно проводимый самомассаж ушей для детей является незаменимым средством для профилактики простудных забеолваний.
Точки ушных раковин, рефлекторно связанные с верхними дыхательными путями:
- Точка горла и гортани.
- Козелок.
- Точка полости носа.
- Противозавиток.
Самомассажу обучают детей с 3-летнего возраста. Большой эффект наблюдается, когда массаж проводится в игровой форме, на психоэмоциональном подъеме.
«Согревание ушек». Большой палец руки заводим сзади ушной раковины и с помощью указательного и среднего пальцев растираем уши от мочек к верхнему краю ушной раковины, затем в противоположном направлении (10 - 12 с).
«С днем рождения». Напоминаем ребенку, что при поздравлении с днем рождения принято потягивать именинника за уши вверх с пожеланием расти большим и здоровым. Потягиваем верхнюю часть ушной раковины вверх 7-10 раз.
«Возьмем силы от земли». Потягиваем мочку уха 7 - 10 раз.
«Чебурашка». Оттягиваем уши в стороны. Устраиваем «конкурс», кто больше всех похож на Чебурашку (7 - 10 с).
«Слоник». «Похлопаем» ушками, как слоник в зоопарке. Сначала заворачиваем ушные раковины вперед, затем назад. Каждое движение повторяем 5 - 7 раз.
«Наушники». Вначале «разогреваем» ладошки, потерев правую руку о левую в течение 5 -7 с. Затем плотно ладонями закрываем ушные раковины. Выполняем вращение вперед, затем назад. Каждое вращение повторить 5 - 7 раз.
«Насос». Плотно придавливаем ладони к ушным раковинам, затем быстро отпускаем. Повторяем 7-10 раз. Это упражнение меняет давление в наружном слуховом проходе, в результате проводится массаж барабанной перепонки уха.
«Козелок». Находим козелок, при небольшом надавливании вращаем его вправо, а затем влево (7 - 10 с).
Все упражнения проводятся парно, одновременно обеими руками.
Комплексы упражнений для самомассажа для дошкольников
Выбирая комплекс упражнений для самомассажа, не забудьте и о других частях тела. Предлагаемые далее комплексы самомассажа для дошкольников позволяют проводить работу по регуляции деятельности всех внутренних органов, укреплению иммунитета и нервной системы.
Самомассаж «Петушок»
- Раз и два! Раз и два! (тереть ладони друг о друга),
- Начинается игра! Красим крылья и живот (поглаживать ладонями руки, живот),
- Красим грудочку и хвост (поглаживать грудь),
- Красим спину (поглаживать поясницу),
- Красим ножки (поглаживать ноги),
- Красим гребешок немножко (поглаживать голову).
- Вот какой стал петушок (поставить руки на пояс, горделиво выпрямиться),
- Ярко-красный гребешок (сделать несколько полуоборотов влево-вправо).
Массаж спины «Суп»
Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину стоящего впереди.
- Чики-чики-чики-ща!
- Вот капуста для борща (похлопывают ладонями по спине).
- Покрошу картошки, свеколки, морковки (постукивают ребрами ладоней),
- Полголовки лучку да зубок чесночку (поколачивают кулачками).
- Чики-чики-чики-чок (поглаживают ладонями) -
- И готов борщок!
Комплекс самомассажа «Маленькие волшебники» Потягивание «Лепим человечка»
1. На вдохе левой ногой ребенок тянется пяткой вперед по полу , а левой рукой - вверх вдоль туловища. Задержка дыхания, при этом руки и ноги максимально вытянуты. Выдыхая и расслабляясь, ребенок произносит: «Ид-д-да-а-а».
2. На вдохе правой ногой ребенок тянется пяткой вперед по полу , а правой рукой - вверх, вдоль туловища. Задержка дыхания, при этом руки и ноги максимально вытянуты. Далее на выдохе ребенок произносит «пин-гал-ла-а».
3. Обеим пятками ребенок тянется вперед по полу , а руками - вверх вдоль туловища. Задержка дыхания и на выдохе ребенок медленно произносит «су-шум-м-м-на».
Массаж живота «Месим тесто» (лежа на спине)
1. Имитируя движения тестомеса , ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает.
2. С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз , чуть глубже, словно палочкой проверяет готовность теста.
Массаж грудной области (сидя «по-турецки»)
1. Поглаживание груди со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная».
2. «Заводим машину» - вращательные движения пальчиками по середине груди по часовой и против часовой стрелки со звуком «ж-ж-ж».
3. «Машина завелась» - ребенок нажимает пальчиком на область сердца со звуком «пи-и-и».
Массаж ушных раковин (сидя «по-турецки»)
Ребенок «лепит» ушки для Чебурашки или для доброго милого слона.
1. Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.
2. Ласково оттягивает ушки вверх, вниз, в стороны (по 5 - 6 раз).
3. Нажимает на мочки ушей («вешает на них красивые сережки»),
4. «Лепит» ушки внутри - пальцами внутри раковины делает 7 - 8 вращательных движений по часовой и против часовой стрелки («Пусть ушки будут чистыми…»).
5. С усилием «примазывает глину» вокруг ушных раковин, проверяет «прочность», заглаживает поверхность вокруг ушей.
Массаж рук и ног
Малыш «лепит» руки, ноги, ловим солнечного зайчика, птичку, качает малышку (поглаживание, растирание, разминание, пощипывание, вибрация, встряхивание, поочередное напряжение и расслабление мышц).
Самомассаж лица, головы и шеи для детей
Самомассаж головы и шеи укрепляет нервную систему, успокаивает и нормализует сон малыша. Можно порекомендовать следующий самомассаж лица и головы, который укрепляет также луковицы волос и усиливает приток крови к головному мозгу.
1. Сильным нажатием пальчиков ребенок имитирует мытье головы.
2. Затем пальцами, как граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.
4. «Догонялки» - сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавишам, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
5. «Конкурс причесок» - ласково, с любовью расчесывает пальцами, словно расческой, волосы.
Самомассаж лица для детей позволяет улучшить работоспособность мимической мускулатуры, расслабить её и снизить уровень напряженности.
«Лепим красивое лицо»
1. Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняя ее.
2. Надавливает пальцами на переносицу , середину бровей, делая вращательные движения по 5 - 6 раз по часовой и против часовой стрелки.
3. С усилием надавливая , «рисует» красивые брови, затем щипками «лепит» густые брови от переносицы к вискам.
4. Мягко и нежно «лепит» глаза , кончиками пальцев надавливая на их уголки, массируя вокруг глаз и расчесывая длинные пушистые ресницы.
5. Надавливая на крылья носа , ребенок ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился.
Массаж шейных позвонков. Игра «Буратино»
Буратино своим длинным любопытным носом «рисует» солнышко, морковку, дерево. Наклоны, повороты, круговые движения головы в разные стороны.
Массаж шеи (сидя «по-турецки»)
1. Поглаживание шеи от грудного отдела к подбородку - «Лебедь», «Жираф».
2. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.
3. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кистей рук.
4. «Лебединая шея» - представив, что у него красивая лебединая шея, ребенок любуется ею, как в зеркале.
Статья прочитана 14 181 раз(a).
Здравствуйте, друзья! Продолжаем цикл статей по у детей. В прошлых статьях мы с вами разобрали , а в этой статье Елена Барышева (ведущая рубрики ) поделилась с нами пальчиковыми играми, для проведения массажа пальцев и ладоней ребенка. А я решила добавить в статью массаж пальцев и ладоней массажным колючим мячиком.
Массаж пальцев и ладоней развивает , а также он очень полезен маленькому ребенку. Давно известно, что пальцы рук связаны с внутренними органами и мозгом: мизинец - с сердцем, безымянный - с печенью, средний - с кишечником и позвоночником, указательный - с желудком, большой - с головным мозгом.
Массаж пальцев и ладоней
Чтоб здоров был пальчик наш,
Сделаем ему массаж. Посильнее разотрем И к другому перейдем. |
Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки тыльной стороной на указательный и средний пальцы правой. Потом растирают его внутреннюю сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки. |
Мы с обратной стороны
Пальчик растереть должны, Чтобы он повеселел, Был здоров и не болел. |
Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки внутренней стороной на указательный и средний пальцы правой. Затем растирают его тыльную сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки. |
Чтобы крепкой быть ладошке –
Помассируем немножко: Десять раз понажимаем И ладошки поменяем. |
Дети кладут тыльную сторону левой ладони на выпрямленные указательный, средний, безымянный и мизинец правой, а большим пальцем правой руки нажимают в центр левой ладони. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки. |
Вот веселые цыплятки
В огород пришли на грядку. Они радостно идут, Быстро зернышки клюют. |
Дети похлопывают по внутренней стороне левой ладони кончиками пальцев правой руки. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки. |
Вот уже друзья-цыплятки
На другую влезли грядку. Так клюют ребятки зерна Так же смело и проворно. |
Дети похлопывают по тыльной стороне левой ладони кончиками пальцев правой руки. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки. |
Вот из моря вылез краб
И клешней за руку – цап! Но не справится никак – Слишком крепкая рука. |
Дети сжимают сустав, находящийся в основании мизинца левой руки, подушечками большого и указательного пальцев правой руки. Так массируют аналогичные суставы всех остальных пальцев. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки. |
Краб обратно не ушел –
Пальчик он теперь нашел И схватил за ноготок. Вряд ли в этом будет прок. |
Дети сжимают ноготь мизинца левой руки подушечками большого и указательного пальцев правой руки. Так массируют ноготки всех остальных пальцев. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки. |
Надо нам скорее, братцы,
Дружно карате заняться. Тренируем мы ладони, Нас теперь никто не тронет. |
Дети стучат ребром правой ладони по внутренней стороне левой ладони раз десять, затем меняют руки. Повторяют упражнение несколько раз. |
Даже с этой стороны
Мы размять ладонь должны. Чтоб крепка была ладошка, Мы побьем ее немножко. |
Дети стучат ребром правой ладони по тыльной стороне левой ладони раз десять, затем меняют руки. Повторяют упражнение несколько раз. |
Постучали, а потом
Мы ладошку разотрем. Ты потри ее еще, Так, что стало горячо. |
Дети кладут ладонь левой руки тыльной стороной на пальцы правой и большим пальцем правой руки массируют всю внутреннюю часть ладони, затем меняют руки. Повторяют упражнение несколько раз. |
Чтоб чисты ладони были,
Славно их намылил мылом. Три ладонями, давай, Их от грязи оттирай. |
Дети трут ладонью о ладонь, имитируя намыливание. |
Массаж пальцев и ладоней колючим массажным мячиком
1. Мяч зажать между ладонями ребенка, пальцы прижаты друг к другу. Катайте мяч взад – вперед.
2. Исходное положение тоже, выполняйте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Мяч возьмите подушечками пальцев и вращайте его вперед (как будто закручивая крышку).
4. Мяч держите только подушечками пальцев и с силой надавите на него 4 – 6 раз.
5. Мяч возьмите подушечками пальцев и вращайте его назад (как будто откручивая крышку).
6. Мяч подкиньте двумя руками на 20 – 30 см и поймайте его.
7. Мяч зажать между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти в стороны. Ладонями надавливайте на мяч (4-6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной руки в другую, постепенно увеличивая темп.
В следующей статье Елена расскажет, как рисовать пальчиками с ребенком и чем это занятие полезно для малыша.
С рождением ребенка каждая мама должна уделять как можно больше внимания здоровью малыша, уровню его физического и интеллектуального развития. В этом может помочь массаж пальцев рук для развития мелкой моторики. На пальцах располагается множество нервных окончаний, поэтому легкое стимулирование пальцев ребенка самостоятельно или с помощью предметов с ребристой поверхностью помогает развить способность пальцев двигаться, тактильные ощущения. Массаж рук для детей для развития моторики способствует развитию речи грудничка в будущем. Чем быстрее малыш научиться делать что-то руками, тем скорее он освоит речь. Когда он станет старше, полученные навыки помогут ему в освоении письма, рука будет меньше уставать при нагрузках.
Приемы массажа оказывают положительное воздействие на здоровье ребенка, т.к. каждый палец имеет отношение к определенному органу. Большой палец связан с головным мозгом, указательный палец - с желудочно-кишечным трактом, массирование среднего пальца влияет на позвоночный столб, безымянный имеет отношение к работе печени, а мизинец отвечает за здоровье сердца.
Для того, чтобы помочь ребенку овладеть речевым навыком, необходимо делать массаж кистей и предплечья, ладоней и пальцев, локтей и плеч. Делая упражнения для развития моторики, необходимо постоянно проговаривать каждое движение, стараться чаще показывать их, подбирать под гимнастику стихотворения и превращать занятия в игру. Так ребенку будет интереснее и легче запомнить движения, повышается интеллект малыша.
Когда ребенок подрастет, можно обучить его приемам самомассажа для развития мелкой моторики рук.
Польза от пальчикового массажа
Начинать делать подобный массаж можно с первых часов жизни грудничка, но после консультации с врачом. Так развитие ребенка будет более стремительным. Пальчиковый массаж помогает улучшить малышу настроение, оказывает расслабляющее воздействие и положительно влияет на весь организм. Регулярный и правильный массаж даст следующие плоды:
- Иммунная система становится крепче;
- Понижается артериальное давление;
- Налаживается работа желудочно-кишечного тракта;
- Нормализуется дыхательная функция организма;
- Стимулируется работы внутренних органов;
- Повышается концентрация внимания;
- Улучшается состояние кожи, происходит процесс устранения омертвевших клеток;
- Стимулируется развитие речи;
- Отношения с родителями становятся крепче.
Перед проведением подобной процедуры следует посетить кабинет невропатолога и логопеда с целью консультирования. Специалисты подскажут, нуждается ли ребенок в пальчиковом массаже или какую технику лучше испробовать.
Противопоказания к массажу рук
Хоть воздействие на руки и пальца ребенка приносит только положительный эффект, бывают случаи, когда от массажа следует воздержаться. Процедуру проводить не следует, если:
- присутствуют мелкие повреждения на коже рук;
- проявляется аллергическая непереносимость на руках;
- присутствуют грибковые заболевания;
- есть воспаления на руках и пальцах;
- повышена температура тела;
- есть инфекция в организме.
В таких случаях следует незамедлительно начинать лечение. После нормализации общего состояния ребенка, можно приступать к массажным процедурам.
Методы выполнения ручного массажа
Существует несколько видов массажа, способных оказать помощь в процессе обучения малыша. Для каждого возраста - своя техника и свои особенности. Можно делать стандартные массажные движения или перевести упражнения в игры для развития. С детьми дошкольного возраста делать аппликации, с маленькими - разминать ладошку мячиком, учиться держать в руках карандаш или другие предметы маленького размера, которые поместятся в ручку ребенка. Также можно пересыпать песок из одного места в другое.
Для новорожденных детей
Для только что родившегося малыша часто используются поглаживания, пощипывания, разминания и вибро-колебательные движения. Проводится массажная процедура следующим образом: детскую ладонь необходимо положить на свою и нежно гладить сперва все пальцы сразу, а затем по отдельности. Разминать руки малыша следует аккуратно, чтобы не причинить дискомфорт. Круговыми движениями следует надавливать на ладонь и пальцы ребенка, после чего медленно сжимать и разжимать их в кулак. Подобным образом нужно воздействовать на каждую ручку ребенка. Для грудничка массаж должен длиться не более трех минут.
После 3 месяцев можно учить ребенка брать из рук родителя игрушки. Если малыш боится или не проявляет интереса, можно гладить его руки с обеих сторон. Также можно научить его дотягиваться руками до ног. Чтобы упражнение было интереснее, наденьте на ноги ребенка яркие носки с веселыми изображениями.
Для детей от 9 месяцев
В этом возрасте можно показать малышу, как перекатывать мяч или машинку, обучать приветствующим жестам. Также можно помогать ему научиться закрывать и открывать коробки или банки, показывать, как кормить кукол, строить пирамиду из кубиков, а затем разбирать ее.
Для детей старше года
Когда возраст детей меняется - методика проведения массажа также становится другой. Процедура начинается с разминания всей руки сразу. Сперва ее следует поглаживать от локтя до подушечек пальцев, затем надавливающими движениями размять каждый палец по всей длине в сторону кисти, переходя на запястье. Далее легкими пощипываниями проработать боковые области кистей и холмы у основания пальцев. После этого сгибать и разгибать поочередно пальцы и немного потрясти руку. Для лучшего эффекта нужно рассказывать стихотворения или скороговорки, чтобы ребенок мог получать удовольствие от процесса и быстрее запоминал движения, учился разговаривать.
Массаж-игра
Игры с бумагой. Для детей в дошкольном возрасте и в младенческом подойдут игровые упражнения с использованием комков бумаги. Малыш должен сминать листы в бумажные шары, из которых потом можно сделать какую-нибудь игрушку, склеив комки.
Игры с мелкими деталями. Для развития мелкой моторики и изучения цветов можно предложить ребенку разложить по мискам кубики. В первую миску складывать красные кубики, во вторую - желтые и т.д. Также можно заниматься творчеством и делать из круп разных видов аппликацию.
Игра в снегопад. В этом варианте массажа в роли массажеров выступают шарики разных размеров и текстур, плотно сложенные в пакет или небольшой мешок. Ребенок должен опустить внутрь руку и немного поводить ею. По окончании игры малыш разбрасывает шарики, создавая подобие снегопада.
Особенности массажа и гимнастики
- Есть несколько моментов, которые нужно знать родителям перед началом процедуры:
- Перед выполнением гимнастики для пальцев и рук следует разогреть детские ладони с помощью легких поглаживаний.
- Так малышу будет комфортнее во время массажа.
- Упражнения должны производиться медленно. Сперва одной рукой, затем другой, а уже потом обеими руками сразу.
- В играх использовать разные игрушки и предметы, имеющие разные поверхности и размеры.
- При проведении массажа и выполнения гимнастики необходимо использовать каждый палец руки. Следует делать акцент на сжатие и разжатие рук.
- Необходимо, чтобы ребенок был настроен на пальчиковые игры. Если он чем-то огорчен - постарайтесь переключить его внимание на что-то, что может его повеселить.
- Чтобы эффект от массажа был заметен, следует проводить сеансы регулярно. Одна процедура по времени не должна превышать 3-5 минут, чтобы малыш не терял интерес.
- Ближе к году гимнастика должна быть более интенсивной и энергичной.
Сложность упражнений должна возрастать постепенно.
Если соблюдать эти простые правила, вы и ваш ребенок достигните желаемых результатов.
Как часто следует делать массаж
Курс проведения процедур длится не более 10 дней. Повторять следует не раньше, чем через месяц. Первый массаж по времени не должен превышать 20 минут. В зависимости от того, насколько нравится ребенку то или другое упражнение или действие, процесс может длиться от 5 до 30 минут. Процедуру рекомендуется проводить по утрам, чтобы малыш не был уставшим в момент выполнения упражнений. Гимнастика должна проводиться сразу после разогревающего массажа, чтобы мышцы были лучше настроены на работу.
Массаж и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук, также положительно сказываются на работе всех внутренних органов и на умственное развитие малыша.
Пальчиковая гимнастика способствует скорейшему получению речевого и письменного навыков. Также комплекс упражнений и материнские руки, массирующие предплечья и пальцы, способствуют сближению детей и родителей. Перед началом проведения процедур, следует сперва проконсультироваться со специалистами и тщательно изучить технику проведения упражнений.
По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только 15 % детей рождаются абсолютно здоровыми, у остальных отмечаются те или иные патологии. По статистике, 70-90 % детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием - от темповой задержки, нарушений звукопроизношения до моторной алалии. До 50 % детей с ОНР и 35 % детей с фонетико-фонематическим недоразвитием имеют стертую дизартрию.(5)
Ученые Института физиологии детей и подростков АПН (Л.В. Антакова-Фомина, М.М. Кольцова, Е. И. Исенина) подчеркивают тесную связь речевой и пальцевой моторики. Было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. М.М. Кольцова считает, что морфологическое и функциональное формирование речевых импульсов от рук, влияние проприорецептивной импульсации мышц руки значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области (3).
Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно его речи. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с ЗРР (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т. Б. Филичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с ДЦП (М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова), с общим недоразвитием речи (О.С. Бот), с дизартрией (Л. В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова).
К сожалению, недоразвитие моторного праксиса как глобальное явление не нашло должной оценки в дефектологии. В настоящее время существуют противоречия в том, что теоретически разработанные упражнения по развитию мелкой моторики не находят достаточного применения на практике.(5)
Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она необходимое составляющее многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.(4)
Развитие мелкой моторики происходит на протяжении всего дошкольного детства ребенка. Уже в младенческом возрасте ребенок осуществляет движения руками. С каждым месяцем жизни эти движения приобретают все более целенаправленный характер и становятся совершенными только лишь к 6 годам жизни, когда ребенок уже может самостоятельно выполнять различные действия с предметами.
Анализируя особенности развития мелкой моторики у детей с ОНР, Т.Б. Филичева замечает, что отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей, в структуре общего недоразвития речи которых выраженным является дизартрический синдром. При всех формах дизартрии отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата в сочетании с рядом других различных нарушений и особенно с нарушением тонкой дифференцированной моторики пальцев рук (8).
Недостатки в развитии мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в следующем: в нарушении быстроты точности, быстроты переключаемости и координированности движений; дети недостаточно быстро и плавно способны воспроизводить необходимые движения, их движения вялые, они испытывают трудности переключения с одного движения на другое; наблюдается несформированность механизмов серийной организации движения и межполушарного взаимодействия; отмечается недостаточная способность к дифференцированным движениям пальцев рук и способности к переключению с одного движения на другое; недостаточно сформирован пальцевой гнозис и праксис.(9)
Массаж и самомассаж рук и пальчиков является хорошим средством развития мелкой моторики, как в дошкольном так и школьном возрасте.
Массаж и самомассаж целесообразно проводить во время свободной деятельности индивидуально с каждым ребенком.
Самомассаж проводится с целью улучшения координации произвольных движений, восстановления ослабленных мышц, снятия излишнего напряжения.
Самомассаж и массаж следует проводить 2 раза в день: в утренние часы перед занятиями и по 3-5 мин во второй половине дня. При этом стоит использовать от 3 до 5 упражнений (на начальном этапе), затем 5-7. Между массажными упражнениями необходимо проводить упражнения на расслабление мышц рук. На основе рекомендаций А.А.Бирюкова были разработаны три комплекса упражнений самомассажа.
- Самомассаж тыльной стороны кистей рук;
- Самомассаж ладоней;
- Самомассаж пальцев рук.
При данном виде работы очень важно соблюдать требования к проведению массажа, иначе можно нанести вред здоровью ребенка.
После каждого упражнения дети выполняют расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. На начальном этапе все новые движения и упражнения показывает педагог, побуждая детей копировать. Затем выполняет их вместе с детьми, после чего дети переходят к самомассажу по инструкции педагога. Начинать самомассаж нужно с прогревающих движений, что делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Например, при выполнении упражнения "Очень холодно зимой" разогреваются мышцы тыльной стороны рук, а упражнения "Мы - индейцы" - мышцы ладоней.
Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счетом.
Для развития тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук целесообразно использовать пальчиковый бассейн - небольшой пятилитровый таз с крышкой, наполненный сыпучим материалом с необычной текстурой.
Самомассаж кистей и пальцев рук в "сухом бассейне" способствует:
- нормализации мышечного тонуса;
- стимуляции тактильных ощущений;
- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
Для создания сухого бассейна небольшую глубокую миску (диаметром 25см., высотой 12-15см.) нужно заполнить на 8см. промытым и просушенным песком или другим наполнителем. Существует описание разнообразных наполнителей для пальчикового бассейна, в зависимости от поставленных целей: крышки от пластиковых бутылок, теннисные мячи - для расслабления мышц; крупа разной текстуры - для формирования и дальнейшего развития кинестетических и тактильных ощущений.
Для проведения массажа можно использовать различные приспособления и мелкие предметы: массажные щетки ("ежики"), маленький каучуковый или теннисный мячик, грецкий орех, карандаши, колючие колечки, "каштан". При работе с ними важно учитывать следующее требование: руки ребенка должны быть чистыми, без царапин, язвочек или других повреждений (8).
Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками "марблс" их нужно:
- вертеть в руках;
- щелкать по ним пальцами;
- "стрелять";
- направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания.
3. Массаж грецкими орехами:
- катать два ореха между ладонями;
- один орех прокатывать между пальцами;
- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.
4. Массаж шестигранными карандашами:
- пропускать карандаш между одним и двумя - тремя пальцами;
- удерживать в определенном положении в правой и левой руке. (1)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Акименко В.М.Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 105 с.: ил. - (Сердце отдаю детям).
- Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе // Логопед. 2004. № 6.с. 78-83.
- Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушениями речи // Дефектология. 1999. № 4. С. 50-
- Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 4: Навыки общей моторики. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997. - 168 стр.
- Семихатская С.В. Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения у дизартриков // Логопед. 2009. № 6. с. 53.
- Современный толковый словарь русского языка под ред. Т.Ф. Ефремовой.
- Солодова Ю.В. Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием "сухого бассейна" // Логопед. 2008. № 3. с. 51-53.
- Степанова М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. с. 62
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч 1. Первый год обучения (старшая группа) Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.М.: Альфа, 1993.- 103 с.