Подростки: определение. Как ведут себя подростки в переходном возрасте и как пережить кризис
Пубертатный период может оказаться одним самым странных и захватывающих жизненных этапов. Во время полового созревания мальчики начинают замечать, как их тело меняется и становится больше похожим на тело мужчины. Мальчики становятся все выше, количество волос на теле увеличивается, усиливается обоняние, а также развиваются половые органы и сексуальные чувства. Пубертатный период становится причиной многих физических и эмоциональных изменений, которые происходят в теле каждого мальчика. Хотя половое созревание обычно начинается в промежуток между 12 и 14 годами и заканчивается в 16–18 лет, и его изменения происходят по определенный схеме, организм каждого мальчика или юноши развивается в своем собственном темпе. Если вы хотите знать, достигли ли вы периода полового созревания, просто следуйте пошаговой инструкции.
Шаги
Проверьте телесные признаки
- Тело каждого мальчика уникально. У одних мальчиков во время полового созревания волосы на теле становятся толще, в то время как другие не замечают особых изменений в общем волосяном покрове на теле. Некоторые люди просто от природы более волосатые, чем другие, и это зависит от генетики. Посмотрите на своих взрослых родственников-мужчин: есть вероятность, что у вас волосы будут расти так же, как у них.
- Волосы под мышками и в паховой области могут стать даже темнее, чем все остальные, а также более жесткими и вьющимися.
-
Проверьте, не набухла ли у вас грудь. Такое встречается у некоторых мальчиков на протяжении года-двух. Это абсолютно естественный процесс и никоим образом не означает, что у вас растет грудь, как у женщин. Просто ваше тело приспосабливается к своей новой форме. Обычно это происходит в возрасте 13–14 лет и бывает не у всех.
Проверьте, не появилась ли у вас легкая или умеренная угревая сыпь. Угри - довольно неприятное явление, однако это абсолютно естественная часть периода полового созревания. Высокий уровень гормонов в вашем теле может привести к высыпаниям в тех местах, где до этого не было ни единого прыща. Частично причина в том, что ваши сальные железы становятся более активными в пубертатный период, что приводит к обильному потоотделению, а это, в свою очередь, делает вашу кожу склонной к появлению угрей. У большинства мальчиков высыпания возникают одновременно с ростом волос подмышками.
- По мере того как ваша кожа становится более жирной, вы можете обнаружить, что стоит чаще принимать душ, чтобы выглядеть и чувствовать себя чистым.
- У некоторых ребят угревая сыпь возникает в тяжелой форме. Если сыпь вас беспокоит, можно вместе с родителями посетить дерматолога, чтобы обсудить возможность приема лекарств.
-
Понаблюдайте, не стала ли чаще возникать эрекция. Когда у мальчика или мужчины возникает эрекция, его пенис становится тверже и длиннее и поднимается сам по себе. Такое происходит во время романтических или сексуальных мыслей или же во время стимуляции пениса. Бывает, что эрекция возникает сама по себе, без всяких фантазий или стимуляции, что может вызвать некоторую неловкость, если происходит на публике.
Обратите внимание, бывает ли у вас эякуляция. Эякуляция означает, что при эрекции из уретры (отверстия, через которое вы мочитесь) извергается липкая белая жидкость, и после этого пенис снова становится мягким. Эта жидкость содержит сперму и называется семенной жидкостью. Таким образом организм сообщает вам, что физиологически вы готовы к продолжению рода; у девочек аналогичным сигналом служат менструации.
Заметьте, бывают ли у вас ночные поллюции. Поллюции означают, что во сне у вас возникает сексуальное возбуждение, и вы эякулируете семенную жидкость. Семенная жидкость липкая и содержит сперму. Иногда вы можете вспомнить, что в это время вам снился сон сексуального содержания, но чаще всего вы просто обнаружите влажное пятно на своей пижаме, трусах или простыни, когда проснетесь.
- Если у вас была ночная поллюция, нужно вымыть пенис и постирать испачканную одежду или постельное белье.
- Не беспокойтесь, если у вас никогда не случалось ночных поллюций, а другие признаки полового созревания проявились - они бывают не у всех.
-
Обратите внимание на скачок в росте. Каждый мальчик вырастает в свое время, и вы можете обнаружить, что внезапно стали на голову выше всех своих друзей, или, наоборот, что вы особо не подросли, а вот друзья вдруг стали возвышаться над вами. Но не стоит волноваться - или ваши друзья вас догонят, или вы дорастете до них. Просто потребуется больше времени. Вот еще несколько моментов, связанных со скачком в росте.
- Обычно у мальчиков скачок в росте происходит позже, чем у девочек. Вернувшись в школу после долгого лета, вы можете обнаружить, что внезапно все девочки в классе стали выше вас. Это абсолютно нормально, так как у девочек период полового созревания наступает раньше.
- Проверьте, растут ли ваши пальцы рук, а также стопы. Скажем, если ваша стопа выросла за три месяца на три размера, вероятно, вы как раз переживаете скачок роста.
- Пик роста чаще всего наблюдается примерно через полтора года после появления волос в паховой области. Вы обнаружите, что стали выше - иногда даже намного выше.
- Ваши плечи могут стать шире и крупнее, чтобы соответствовать новой форме тела.
- Если вы чувствуете, что скачок роста завершился, но хотелось бы еще немного подрасти, не волнуйтесь. Большинство ребят перестают расти, когда им около двадцати лет или чуть за двадцать, так что у вас еще будет время вырасти.
-
Обратите внимание на форму лица. До полового созревания оно могло быть круглым и розовощеким, как у Малыша из «Карлсона». Во время полового созревания ваше лицо станет более вытянутым, четко очерченным, больше похожим на взрослое. Трудно рассмотреть перемены в лице, ведь вы смотрите на себя каждый день. Сравните свои фотографии годичной давности и недавние (сделанные 2–3 месяца назад) и посмотрите, есть ли перемены.
Обратите внимание, стал ли у вас ломаться голос. Возможно, вы обнаружили, что в последнее время ваш голос стал сильно ломаться и вы начали издавать нервирующие хриплые звуки, которые могут остановить вас посередине предложения. Это может смутить вас на публике, но не стоит бояться - это неизбежный признак того, что вы становитесь мужчиной. Через несколько месяцев голос перестанет ломаться и станет ниже, глубже.
- Ваш голос меняется из-за роста уровня тестостерона, мужского гормона, в вашем организме. Из-за этого голосовые связки становятся толще и громче, поэтому ваш голос станет более низким.
- Эти гормональные перемены также вызывают увеличение гортани. Знаком этих перемен будет появление кадыка - хрящевого выступа на шее, также известного как «адамово яблоко».
- Вы также можете обнаружить, что контролировать голос стало труднее, и он скачет то вверх, то вниз, вместо того чтобы звучать приятно и ровно.
- Обычно голос начинает ломаться примерно в то же время, когда начинает увеличиваться пенис.
Проверьте эмоциональные признаки
-
Обратите внимание, стали ли вас больше привлекать люди противоположного пола. Если раньше вы были довольно безразличны к девочкам, а тут внезапно начали ими интересоваться или даже сходить по ним с ума, значит, значит, вы переживаете одну из главных эмоциональных перемен периода полового созревания. Если вы обнаружили, что вас привлекают и даже возбуждают девочки, которые раньше не вызывали интереса, это признак того, что ваш организм изменяется.
- Все мальчики разные. Возможно, вы задолго до полового созревания то и дело влюблялись, а возможно, вы переживаете муки пубертата, не чувствуя особого интереса к противоположному полу. Всему свое время.
-
Следите за перепадами настроения. Раньше вы были уравновешены и все считали вас спокойным? Все может кардинально измениться, когда вы достигнете периода полового созревания. Из-за бушующих гормонов вам станет труднее контролировать свои эмоции. Вы можете чувствовать себя совершенно довольным и счастливым, а через считанные минуты - уже злым на весь мир.
- Если вдруг без причины вы почувствовали прилив радости, возможно, это просто перепад настроения в положительную сторону.
- Если у вас все было хорошо, но вы внезапно огрызнулись на кого-то или даже почувствовали, что закипаете от ярости, это тоже может быть перепадом настроения, но уже в отрицательную сторону.
-
Обратите внимание, стали ли ваши чувства более интенсивными. До этого вам казалось, что все «хорошо», «нормально», максимум «здорово». Но теперь каждое приятное событие, будь то общение с друзьями или замечательный кусочек пиццы, может показаться самым восхитительным, что когда-либо происходила с вами. С другой стороны, и любые грустные события, даже совсем незначительные, будут расстраивать вас гораздо сильнее обычного, и вам будет казаться, что все ужасно и хуже не бывает.
- Усиление чувств - еще один признак того, что организм приспосабливается к новому уровню гормонов.
-
Отметьте, не стали ли вы более тревожны. Тревожность - неприятное ощущение нервозности, которое словно шевелится у вас в груди, животе, руках и почти в любой части тела, когда вы нервничаете или беспокоитесь о чем-либо. Вы можете обнаружить, что тревожитесь по поводу таких вещей, которые раньше не казались вам важными, будь то результат контрольной по химии, предстоящий футбольный матчи или мнение одноклассниц о вашей новой стрижке.
- Тревожность неприятна, но это знак, что нечто действительно имеет для вас значение. В период полового созревания все начинает казаться более значимым. Кстати, девочки тоже испытывают такую тревожность.
-
Отметьте, отдалились ли вы от родителей. Возможно раньше вы любили проводить все выходные дома или ходить с родителями в кафе, но сейчас вы можете чувствовать, что отдаляетесь от семьи. В период полового созревания вы можете стремиться к большему контролю над своей жизнью и своими действиями, поскольку чувствуете, что теряете контроль над своим телом. Абсолютно естественно, что вы хотите проводить меньше времени с родителями, ведь они являются контролирующей силой в вашей жизни. Вот несколько признаков того, что вы отдаляетесь от них:
- Если раньше вы оставляли дверь в свою комнату открытой и родители могли войти в любой момент, а теперь вам хочется закрыться или даже запереться на замок.
- Если в целом вы чувствуете потребность иметь больше личного неприкосновенного пространства, в то время как раньше вам было безразлично, рядом ли родители.
- Если вы часами сидите в своей комнате и общаетесь с друзьями в мессенджерах и социальных сетях. Да и выходить из дома предпочитаете в компании друзей, а не семьи.
- Если раньше вам было все равно, что родители рядом, но сейчас вам в целом нужно больше личного пространства.
- Если вы стали проводить намного больше времени с друзьями или просто вне дома.
- Если онлайн-общения с друзьями и знакомыми в вашей жизни больше, чем реального общения с родителями.
- Если вы все меньше и меньше хотите делиться с родителями, рассказывать, как прошел день, и стараетесь поскорее уйти из-за обеденного стола.
-
Подумайте, испытываете ли вы непривычные эмоции. Звучит довольно расплывчато, но это важный шаг, который поможет выяснить, возникли ли у вас эмоциональные перемены на фоне пубертатного периода. Каждый будет понимать под непривычным что-то свое. Может быть, вы чаще испытываете тревогу, может, стали стали более легкомысленным, а может, обнаружили, что ваши чувства к друзьям, родителям и представительницам противоположного пола стали более сложными.
Проверьте, стало ли от вас пахнуть сильнее. Ваши гормоны воздействуют на потовые железы, в результате чего вы начинаете пахнуть немного сильнее и иначе. Если вы обнаружили перемены в том, как пахнет ваше тело, возможно, стоит начать пользоваться дезодорантом, если вы еще им не пользуетесь. Также вам стоит чаще принимать душ, чтобы ваше тело оставалось чистым и свежим и хорошо пахло.
Проверьте, не увеличились ли ваши яички. Если это произошло, вероятнее всего, вы вступили в период полового созревания. Это один из первых признаков, и его не всегда просто определить. Ваши яички растут с самого детства и будут продолжать расти в период полового созревания и до самой зрелости.
Проверьте, не увеличился ли пенис и мошонка. Примерно через год после того как ваши яички начали расти, пенис и мошонка также начинают увеличиваться в размере. Ваш пенис будет расти в длину и, в меньшей степени, в толщину. Пенис и мошонка растут с детства и будут продолжать увеличиваться в пубертатный период и вплоть до зрелости.
Проверьте, можете ли вы отвести назад свою крайнюю плоть. Если вы не проходили процедуру обрезания, ваша крайняя плоть в период полового созревания постепенно станет более свободной и ее можно будет оттянуть назад, открыв головку пениса.
Проверьте, не стали ли расти волосы на теле. Когда яички начнут расти, вы можете обнаружить рост волос там, где до этого волосы были тонкими, короткими или же отсутствовали вовсе. Эти области включают в себя подмышки, паховую область, руки, ноги, грудь и лицо. Волосы не только начнут расти в новых местах, но и станут толще и темнее. Обычно на лице и под мышками волосы начинают расти спустя пару лет, после того как появятся волосы в паховой области.
Проблема употребления подростками курительных смесей, так называемых спайсов или миксов, в этом году в Беларуси стоит особо остро – только с начала этого года в стране от употребления этих наркотиков умерло больше пяти человек. При этом в милицейские сводки все чаще попадают подростки.
Медики и правоохранители стараются как можно чаще рассказывать о негативном воздействии смесей, но чаще всего проблема в том, что родители детей, употребляющих спайсы, просто не знают, как определить, что ребенок «сидит» на наркотике.
В помощь светлогорским родителям публикуем памятку от агентства interfax , которую подготовили специалисты министерства здравоохранения. По ней можно определить, употребляет ли подросток курительные смеси.
Ребенок становится скрытным и начинает интересоваться аптечкой.
В первую очередь, по словам специалистов, подросткам, которые употребляют спайсы, свойственна нарастающая скрытность. К тому же, подросток теряет интерес к учебе или к привычным увлечениям и хобби, прогуливает школьные занятия, у него снижается успеваемость. Возможно, ребенок начнет просить больше денег или даже красть их из родительского кошелька. У него могут появиться новые подозрительные друзья, а настроение будет меняться по непонятным причинам.
К тому же, ребенок может начать проявлять внезапный интерес к домашней аптечке и литературе по фармакологии. Да и внешний вид подростка может говорить о том, что он употребляет наркотические смеси: обычно больные наркоманией не следят за своим внешним видом, нередко они выглядят неопрятными, небрежны в одежде, грязные. Большинство больных выглядят старше своих лет: кожа у них сухая, дряблая и бледная, а волосы теряют блеск, становятся ломкими и тусклыми.
Кожа будет краснеть, а зрачки сузятся до размеров спичечной головки.
Несколько внешних признаков, по которым можно определить, что человек употребляет миксы или другие наркотики:
- кожа лица при опьянении каннабиоидами, снотворно-седативными препаратами и летучими наркотическими веществами, станет красной, покраснеют и белки глаз. А если подросток употребит опиаты и эфедроны, то кожа наоборот побледнеет;
- если человек давно употребляет наркотики, то цвет лица может быть желтушный или землистого оттенка;
- зрачки при опьянении опиатами сузятся до размера спичечной головки. Если подросток употребил другое наркотическое вещество, то зрачки наоборот могут быть расширены. При этом он не будет вяло реагировать на яркий свет;
- неестественно узкие или широкие зрачки независимо от освещения;
- отрешенный взгляд;
- часто – неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук;
- темные, разрушенные, «обломанные» зубы в виде «пеньков»;
- осанка чаще сутулая;
- невнятная, «растянутая» речь;
- неуклюжие и замедленные движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта;
- раздражительность, резкость и непочтительность в ответах на повседневные вопросы;
- почти все, кто употребляет курительные смеси, страдают постоянным кашлем, усиленным слезоотделением, имеют хриплый голос, как во время курения, так и в промежутках;
- возможны следы от уколов, которые они обычно не показывают, но иногда их можно заметить на тыльной стороне кистей, локтевых сгибах. Наркоманы со стажем делают себе инъекции куда угодно, и следы нужно искать во всех областях тела, не исключая кожи на голове под волосами, часто следы уколов выглядят не просто как множественные красные точки, а сливаются в плотные синевато-багровые тяжи по ходу вен;
- у человека неопрятный внешний вид, одежда не всегда соответствует погоде и обстановке.
Однако только по внешним признакам вряд ли удастся определить наркомана с небольшим стажем. Поэтому надо помнить, что после одного применения курительных смесей, у человека изменится окраска лица и глаз – они станут красными. Повысится артериальное давление, увеличится количество сердечных ударов за минуту, во рту пересохнет, будет мучать жажда, проявится повышенный аппетит и непреодолимая тяга к сладким продуктам.
При употреблении спайсов, человек падает со стула и не может пройти по прямой линии.
Определить, что человек употребляет спайсы, можно не только по цвету лица или зрачкам, но и по поведению. Если человек употребил психоактивные вещества, то в его поведении можно заметить следующие признаки:
- если подросток употребил психоактивные вещества снотворно-седативного действия, то он будет вести себя так, будто только проснулся, и будет сидеть в малоподвижной позе. В ответ на обращение к нему опьяневший будет бессмысленно улыбаться, что-то невнятно бормотать или, напротив начнет раздражаться. Если он примет большую дозу, то и вовсе может потерять сознание;
- появятся изменения в настроении: возникнет расторможенность, беспричинное веселье, чрезмерная болтливость. При этом повышенное настроение не соответствует ситуации, в которой находится опьяневший. То есть, если при серьезном разговоре ребенок начнет внезапно смеяться или дурачиться, то это может быть признаком опьянения;
- изменится и двигательная активность: ребенок будет неусидчив, начнет жестикулировать, или, например, бессмысленно передвигать предметы. Правда, при определенных ситуациях может быть и наоборот: подросток будет вял, расслаблен, неподвижен, захочет подремать;
- движения будут скованными или замедленными. Если подросток употреблял каннабиоиды или снотворно-седативные препараты, то движения будут размашистые, резкие, грубые и неточные;
- ходить подросток тоже будет и пошатываться из стороны в сторону. Пройти по прямой линии при наркотическом опьянении человек тоже не сможет, стоя или сидя будет покачивать туловищем;
- держать предметы в таком состоянии человек тоже не сможет – они будут выпадать из рук;
- поменяется и речь. Если подросток употребил коноплю, то речь будет подчеркнуто-выразительной. Если же он употребил снотворно-седативные или летучие наркотически действующие вещества, то речь наоборот будет замедлена, невнятна, с нечеткой артикуляцией, словно у человека «каша во рту»;
- человек будет в состоянии эйфории. У него может начаться неаргументированная истерика или взрыв хохота, расстройства координации и ориентирования, визуальные и слуховые галлюцинации, абсолютная утрата способности контролировать себя и свое поведение.
Кстати, тех, кто употребляет смеси периодически, можно определить не только по внешним признакам или поведению. Чаще всего у них есть запас свернутых окурков собственными руками, или наличие пакетиков с непонятным содержимым. К тому же, они страдают частыми перепадами настроения.
Очень важно помнить, что если у подростка отсутствует запах спиртного изо рта, но он выглядит нетрезвым, или вы обнаружили у него странные предметы и изменения в поведении, то затягивать нельзя и надо срочно вести подростка на консультацию к врачу – психиатру-наркологу.
Можно также обратиться к врачу-психотерапевту в районной поликлинике или специалистам наркологического диспансера. При этом специалисты Минздрава настоятельно рекомендуют обращаться в государственные, а не частные учреждения здравоохранения.
Отрывки из беседы корреспондента Елены Лёвиной с врачом-психиатром Б.И. ЗАКИНОВЫМ, который имеет уникальный опыт в работе по профилактике и лечению наркомании.
Как помочь нашим детям избежать этого зла, а если оно случилось, пораньше обнаружить и начать лечение?
Наркомания - болезнь крайне тяжелая. Она относится к разряду трудноизлечимых. Если не помогать наркоманам, то, по статистике, у них только пять шансов из ста выйти самим из этой болезни и остаться в живых.
Если мы пытаемся активно помогать наркоманам, то этот показатель увеличивается только до 14%. Всего лишь, даже если мы используем помощь дорогостоящих частных клиник. Поэтому основополагающей в этой проблеме должна быть всё-таки профилактика.
Мы должны своих детей уже с малого возраста очень долго, фундаментально просвещать в этой проблеме. Чтобы к окончанию средней школы они уже были, как минимум, маленькими профессионалами, которые понимают все процессы воздействия наркотиков на организм и необратимость этих явлений, технологию работы наркомафии в молодежной среде. Чтобы они не думали, что можно ради удовольствия попробовать наркотики, а потом их бросить. Если наркотик попал однажды в организм, он уже изменил химию мозга, и человек стал другим как личность.
Как правильно вести себя родителям, что предпринимать?
Когда в семье создан такой климат, что родители оказывают царственное давление на ребенка путем окриков и угроз, это всегда приводит к тому, что ребенок, оказавшись в беде, боится в этом признаться родителям. На первом этапе мы должны научится относиться к детям с позиции равных, установить дружеские отношения. Чтобы ребенок уже с раннего возраста понимал, что у него в жизни друзей много, но самые близкие - его родители. И он не должен бояться, что за любой проступок родители его накажут или осудят. Необходим тесный, доверительный контакт.
Это нужно потому, что в большинстве случаев наши школьники проходят через период наркотизации, а именно через контакты с первыми наркотиками. И дети, которые в хороших отношениях с родителями, обязательно в этом признаются. В других же семьях взрослые узнают об этой беде слишком поздно. В первом случае родители помогут своему сыну или дочери максимально безболезненно из этой проблемы выйти. Во втором случае шансов выжить у ребенка останется, как я уже говорил, только пять процентов.
- Есть ли признаки, по которым можно определить, что ребенок пристрастился к наркотикам?
Когда он становится больным, это уже будет очевидно. Нужно успеть заметить начальные признаки, когда подросток входит в полосу первой наркотизации.
Естественно, любой наркотик, изменяющий, как я уже говорил, химию мозга, сразу же меняет личность человека. И первый основной признак, на что должны обратить внимание родители, - это появление нехарактерной, постоянной лживости у них сына или дочери. Подросток начинает врать на каждом шагу.
2. Он резко начинает худеть. Потому что все наркотики, которые используют наши наркоманы, вызывают резкое снижение веса за счет прямого действия на определенные центры мозга и за счет токсических эффектов, которые оказываются на нервную систему.
3. Сильно изменяется привычная форма поведения. То он интересовался литературой или музыкой, и вдруг резко меняются его интересы. Это должно насторожить. Почему вдруг он стал каким-то примитивным? Почему он перестал быть развивающимся? Он остановился в развитии. Это тоже один из кардинальных признаков, что ребенок начал потреблять психоактивное вещество.
4. Квартира начинает превращаться в "Организацию Объединенных Наций". Появляется огромное количество телефонных звонков, непрошенных гостей. Постоянно приходят новые люди. Родители замечают, что идет какое-то постоянное движение.
5. В квартире начинает появляться огромное количество аудио- и видеокассет. Чаще аудиокассет. Как правило, они - наиболее удобные контейнеры, в которых распространяются наркотики. У наркоманов есть такое правило, которое называется "движение". Каждый наркоман, ставший сильно зависимым, вынужден идти в рабство. Он сам активно занимается наркоторговлей и для того, чтобы выжить, он должен за год около 15 человек вовлечь в эту проблему. Тогда он сможет обеспечивать себя наркотиками. Стоимость одной "дозы" героина - около 200 рублей. Уже через два месяца активного потребления он должен тратить 12 тыс. рублей в месяц. Эти деньги наркоманы находят, но не наличными, а за счет дилерских услуг.
6. Подросток перестает попадать на первые занятия в учебное заведение. Потому что он в состоянии ломки, ему плохо, и поэтому он вынужден с утра "подлечиться". Часто это замечают учителя в школе - подросток сидит отрешенным, дремлет, не понимает, о чем идет речь, - значит, он недавно принял "дозу".
7. Если ребенок начинает курить марихуану, т. е. коноплю, то появляется специфический запах от одежды и его волос. Это запах сухой горелой травы. Он очень тяжело выветривается из одежды и волос человека.
8. Должно насторожить обстоятельство, если появляется необычный интерес к домашней аптечке. Почему он стал интересоваться лекарствами? Почему он стал читать литературу, посвященную лекарствам? А потому, что когда он стал наркоманом, у него появляется потребность всё время свое состояние хоть чем-то одурманить. А если ему становится плохо, он пытается хоть как-то пережить периоды без наркотиков, и поэтому подросток тянется к лекарствам.
9. Если в доме появляется так называемая прекурсора наркотиков (вещества, из которых они изготавливаются и всякие вспомогательные вещества). Это всевозможные растворители, кристаллический йод , марганцовка и другие.
10. На сегодняшний день появляется тяжелый вид наркомании, когда наркоманы стали использовать наркотики, приготовленные в домашних условиях. Для этого они в аптеках покупают медикаменты от насморка (не буду умышленно их называть), смешивают с другими элементарными препаратами, которые также покупаются в аптеке, используют огромные дозы марганцовки. Это вызывает уже через месяц тяжелейшие необратимые изменения в нервной системе, которые, как правило, приводят к инвалидности. 36 ребят, которых я наблюдал и которые потребляют этот вид наркотика под названием "мулька", практически все инвалиды II группы.
11. Многие назовут следы инъекции на руках. К сожалению, это родители видят очень поздно, когда наркоман уже будет сформированным больным. Потому что сейчас все наркоманы используют инсулиновые иглы, не оставляющие следов инъекций на руке.
12. Но можно заметить другое. Наркоман тщательно прячет шприцы, а упаковку от них часто убрать забывает или бросает около помойного ведра. Это должно быть острым сигналом о неблагополучии вашего ребенка.
13. Вдруг подросток начинает надолго закрываться в ванной. Как правило, он колется там, приходит в себя и уже более-менее нормальным выходит.
14. Естественно, начинается воровство из дома. В первую очередь начинают пропадать чайные ложки, в которых, например, они разводят героин. Как только наркоман научится беречь свою чайную ложку, тогда они перестанут пропадать. Но на первом этапе из дома уходят практически все эти приборы. Пропадают деньги, ценные вещи и т. д. Вполне возможно, что они пошли в уплату за наркотики. Здесь родители должны быть начеку: ни в коем случае не устраивать разборок и пыток, только доверительный разговор. Подросток должен честно признаться, и никаких силовых реакций со стороны родителей быть не должно. Надо своего ребенка просто понять: он это делает не потому, что он такой плохой, а потому, что он по-другому не может. Потому что ломка, которую он переживает, - это самое страшное страдание, которое человек может испытать в своей жизни.
Те же медики утверждают, что наркоманов нельзя жалеть, что к ним должно быть самое непримиримое отношение даже со стороны самых близких людей в том смысле, что наркоману - не место в нашей жизни, что наркотики - это отвратительно и безобразно.
С одной стороны, обязательно должно быть понимание, но ни в коем случае не должно быть уступок в его сторону. Нельзя уступать ему ни в чем. Потому что это личность лживая, один раз стоит родителям уступить и поверить его бредням, и он обязательно будет этим пользоваться! Не должно быть никаких половинчатых решений. Например, пытаясь помочь ребенку, родители позволяют ему по чуть-чуть дома употреблять наркотики. Этого быть не должно. Отказ от наркотиков должен наступить сразу.
15. Еще о признаках. Как только подростки начинают употреблять наркотики, они сразу же прекращают за собой ухаживать. Это потеря интереса к своей внешности. Девочки перестают пользоваться косметикой, ребята допускают небрежность в одежде, перестают регулярно менять свое нижнее белье, становятся запущенными, прекращают ухаживать за своей прической, реже чистят зубы и т. д.
16. Очень часто говорят, что зрачки глаз якобы выдают наркомана. Мы знаем, что практически все наркотики вызывают расширение зрачка и только опийная группа наркотиков вызывает его сужение.
17. Если вдруг при обследовании на фоне полного благополучия вдруг у подростка выявили вирус "С", значит, чаще всего, или он употреблял наркотики внутривенно, или был в тесном контакте с наркоманом.
18. Наконец, появление самой ломки - абстинентного кризиса. Родители замечают, что периодически их ребенок начинает болеть. Утром, просыпаясь, кашляет, чихает, у него обильный насморк, полный рот слюны, огромные коровьи зрачки. Заходит в ванную комнату, находится там полчаса - час, и выходит уже здоровым. То есть, он уже "поправился", свою припрятанную дозу он уже принял.
19. Натолкнуть на мысль о приеме наркотиков может отказ подростка от активной работы. Наркоманы не могут ни активно учиться, ни работать. Личность уже другая, и человек абсолютно не продуктивен.
Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство. О наиболее типичных проблемах современных и причинах их конфликтов с родителями перед началом учебного года Правмиру рассказал психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при Московском городском психолого-педагогическом университете Петр Дмитриевский.
Проблемы современных детей
родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ. С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва). В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ.
— Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?
— Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.
Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.
Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером. Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх – иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители. В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.
Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.
Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками. Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение. Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.
У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут. Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками.
Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.
Особенности возрастной психологии
–– А не связана ли зажатость подростка, его нелюдимость с одиночеством, которое он чувствует в семье? Ведь при нынешнем ритме жизни такое внутреннее одиночество нередко и во внешне благополучных, обеспеченных семьях. Родители отдают ребенка в хорошую школу, в секции, кружки, ни в чем ему не отказывают, но так устают на работе, что даже в выходные не находят сил пообщаться с ним, не интересуются его внутренним миром.
— Бывает и такое, причем я не думаю, что это примета именно нашего времени. Близкие отношения – и между супругами и между родителями и детьми – всегда требовали душевных усилий, а людям инстинктивно свойственно избегать напряжения. И чем больших усилий требует общение с другим, тем чаще у людей возникает желание уклониться от этого общения.
С подростком просто не бывает – у него возрастной кризис, период перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с собой, с родителями, и по-человечески можно понять родителей, которые, сталкиваясь с изменением своего ребенка, его грубостью, непредсказуемым поведением, чувствуют бессилие и отступают. А загруженность работой вроде бы уважительная причина – для него же и стараются.
На самом деле бегство от проблем зачастую лишь усугубляет их. Родителям важно находить силы для диалога, учитывая такую особенность возраста, как желание приобрести больше самостоятельности. Желание естественное – в 12-13-14 лет большинству становится интереснее общаться со сверстниками, чем с родителями. Но признавая право подростка на автономию, поиск собственного пути, своей философии, своего круга знакомств, важно помнить, что он, хоть сам этого может не осознавать, нуждается в поддержке родителей и в столкновении с границами, выстроенными родителями.
Без таких границ взросление невозможно, поэтому воспитание подростка нельзя свести к поддержке и нежным словам – не менее важно договориться с ним, что можно, а что нельзя, у кого в семье какие обязанности. Объяснить, что совместное проживание на одной территории предполагает ответственность и необходимость достижения договоренностей. Тут родителям важно не перепутать устойчивость и внятность с унижением и жестокостью.
— В начале года всех потрясли несколько подряд . Родители некоторых из этих подростков даже не подозревали, что у их детей есть серьезные проблемы.
— По наблюдениям известных мне суицидологов значительного всплеска самоубийств не было, просто СМИ в течение нескольких дней активнее освещали такие трагические случаи. Это и правда рискованно, потому что подросткам свойственно подражание.
Не могу утверждать, но вполне допускаю, что кто-то из подростков не решился бы на последний роковой шаг, если бы не услышал о самоубийстве другого в новостях. Но что бы ни послужило причиной самоубийства, оно никогда не совершается спонтанно. Любой психиатр вам скажет, что от суицидных мыслей до их осуществления проходит время.
Поэтому если родители и учителя после трагедии говорят, что они ничего не замечали, их, конечно, жалко (особенно родителей!), но надо было приложить определенные усилия, чтобы совсем не заметить у ребенка признаков душевного кризиса. В семье иногда это сложно, и тогда важно, чтобы подростка могли подстраховать взрослые в школе.
Вот почему, в том числе, необходимо налаживать психологические службы. Пока же, по моим наблюдениям, даже в тех школах, где есть психологи, они завалены диагностической работой. То есть они должны проводить много тестов на выявление различных особенностей в классах и давать рекомендации учителям – таковы требования к ним.
Я думаю, что некоторые из этих рекомендаций для работы с определенной группой могут быть полезны и эффективны, но при таком понимании работы у психолога совсем не остается времени на индивидуальную работу с подростком, помощь конкретному ученику в прохождении трудностей. Тем более нет на это времени у учителей – учебные программы усложняются, а количество часов, отведенных на предмет, часто остается прежним. Поэтому учителя полностью сосредоточены на передаче знаний, и у них не остается времени на выстраивание с подростками отношений, при которых возможны обмен жизненным опытом и поддержка.
Естественно, я не обобщаю. Есть и педагоги с большой буквы, которые становятся для своих учеников не просто предметниками, но и старшими друзьями, мнение которых авторитетно для подростков, и психологи, вникающие в переживания каждого ученика, помогающие ему найти взаимопонимание с учителями, родителями.
Но, конечно, хотелось бы, чтобы таких специалистов становилось больше в современной российской школе. Некоторые учебные заведения обращаются и к поддержке внешних специалистов. Центр «Перекресток» активно сотрудничает со многими школами, наши психологи проводят там и групповые занятия, и индивидуальные консультации.
–– Часто ли у детей желание замкнуться, отчуждение от взрослых начинается с неуспеваемости в школе? По своему детству помню, что многие учителя на тех, кто не успевал по их предмету, сразу ставили крест. Иногда и родители перестают верить в своего ребенка, и это неизбежно приводит к заниженной самооценке, комплексам, на преодоление которых могут уйти годы.
— Вы затронули очень актуальную проблему. В психологии даже есть термин «стигматизация», означающий наделение человека уничижительным ярлыком, в результате чего он сам может поверить в свою никчемность.
Конечно, подростки особенно чувствительны к таким ярлыкам. Есть школы, в которых практикуется индивидуальный подход к каждому ребенку, но их до сих пор не так много. Некоторым педагогам не хватает ни сил, ни компетенции для работы с более сложными детьми. И вот вместо того, чтобы разобраться, почему ребенок с сохранным интеллектом не проявляет интереса к учебе, учителя в бессилии начинают говорить ребенку, какой он глупый, непутевый. Делают это, вероятно, из лучших побуждений – надеются через стыд пробудить в нем творческую активность. Это заведомо безнадежная система воспитания, но, несмотря на свою безнадежность, она широко распространена в российских школах.
Родители обычно в таких ситуациях впадают в одну из двух крайностей. Либо они безоговорочно занимают сторону учителей и начинают единым с ними фронтом давить на подростка, либо, наоборот, говорят, что ребенок прекрасен, а во всем виновата школа. Обе позиции неконструктивны, но, пожалуй, меньшее из двух зол — когда родители защищают «хорошего» ребенка от «плохих» учителей.
Поддержка взрослых ребенку необходима, поэтому лучше такая поддержка, чем никакой. Конечно, более по-взрослому было бы садиться и подробно разбираться в конфликте: в чем претензия учителя, в чем недовольство подростка? Если разговор пойдет в таком ключе, недалеко и до обнаружения общих целей и достижения ясных договоренностей между конфликтующими сторонами.
— А если поддержки нет, велика ли вероятность, что подросток замкнется или даже уйдет из дома?
— Подростку в любом случае нужен круг, в котором его принимают и ценят. Если он не находит этого в социально приемлемых формах, будет искать в виртуальной реальности или в асоциальных группах. Некоторые действительно связываются с дворовыми криминальными компаниями, но сегодня чаще подростки уходят от одиночества в виртуальную реальность. Внешне это выглядит более благополучно – они не нюхают клей, не воруют автомагнитолы из машин, но для психики это все равно риск.
— Но ведь и до появления интернета были дети, предпочитавшие играм со сверстниками уединение. В том числе многие святые, например, . Понятно, что монашество – путь для немногих, и нельзя на него ориентировать обычного ребенка, но, например, в советском атеистическом обществе некоторые дети проводили все время за книгами или математическими задачами. И некоторые из них реализовались в науке. Таких детей, конечно, тоже меньшинство, но они есть. Правильно ли навязывать им стереотипы? Не ломаем ли мы их таким образом?
— Я вполне допускаю, что такие дети есть, и, конечно, ломать их неправильно. Вообще психологи сегодня стараются отходить от клише «норма-отклонение». Но в моей практике, пока недолгой, я сталкивался именно со случаями, когда у подростка есть потребность в общении, которую он не смог реализовать в силу отрицательного опыта. То есть его замкнутость была не органичным выбором, а следствием неудач, породивших определенные установки. Видимо, в тех случаях, о которых вы говорите, родители не обращаются за нашей помощью.
И все же я думаю, что зависание в интернете может быть вреднее многочасового чтения или увлечения точными науками. Естественно, нельзя согласиться с теми, кто видит в интернете только зло. Интернет дает быстрый доступ к информации, возможность регулярно общаться со сверстниками из других городов и стран, практиковаться в иностранном языке, расширять знания по другим предметам. Но использование интернета имеет и свои риски. Пока рано делать обобщающие выводы – эти риски только начинают изучаться, но уже есть какие-то наблюдения.
Например, можно с уверенностью сказать, что когда интернет становится главным, а то и единственным средством общения, у пользователя ухудшается умение быть в отношениях с реальными людьми. Подросткам, которые приходят на наши группы (а большинство из них как раз все свободное время проводят в сетях), очень трудно разобраться в эмоциях собеседника. Они прекрасно ориентируются в текстах, но не могут узнать что-то новое о человеке по его взгляду, интонации. Да и слышат они плохо – не привыкли к живому диалогу. Кроме того, им сложно удержать внимание на чем-нибудь одном – ведь интернет позволяет быть одновременно в нескольких окнах: музыка, видео, переписка, форум. В режиме многозадачности они чувствуют себя как рыба в воде, но сосредоточиться на одной задаче им непросто.
Этим же интернет существенно отличается от книги. Чтение книги – полезное времяпрепровождение (разумеется, если книга хорошая), развивающее, вряд ли чем-то заменимое, но все же однообразное, сводящееся к получению и усвоению текстовой информации. Людей, которым это занятие может заменить все остальное, не так много. В интернете же есть и тексты, и видео, и музыка, и картинки, и общение, и возможность для творчества. Получается, что очень многие потребности в информации, общении, развлечениях можно удовлетворить, не отходя от монитора.
Поэтому детей, зависающих в интернете, гораздо больше, чем книжных домашних детей, не стремящихся к общению. У большинства этих детей есть потребность в общении, просто реальному общению они предпочитают виртуальное. По мере того, как будут проводиться новые исследования, мы будем лучше понимать, как следует переживать этот очередной цивилизационный сдвиг, сравнимый с изобретением книгопечатания или началом использования огня, и какие риски для развития психики несет распространение интернета и компьютерных игр.
Преодоление психологического кризиса
–– Традиция психологической помощи в России только складывается. Может быть, поэтому некоторые родители, сталкиваясь с теми или иными проблемами ребенка, сразу ведут его к психиатру?
— Да, такие случаи бывают. Родители чувствуют свое бессилие в каких-то моментах воспитания подростка и острое желание как можно быстрее преодолеть этот кризисный момент. Проще всего в этой ситуации привлечь какую-то внешнюю силу. Для одних это психиатр, для других – кадетский корпус, но логика одинаковая: вместо того, чтобы выходить на диалог, применить силу в виде таблетки или военизированной структуры («Там-то из тебя сделают человека!»).
Хочу, чтобы меня правильно поняли – я не против кадетских корпусов. Есть ребята, которым это подходит. Если у ребенка есть интерес к военизированным играм, строгой структуре, ясным задачам, желание быть в команде, наверное, в кадетском корпусе ему будет интересно. Но я категорически против кадетского корпуса как репрессивной меры родителей, когда интересы и особенности ребенка вообще не учитываются. А такой вариант решения проблем приходит в голову родителям, пожалуй, не реже, чем идея о визите к психиатру. В отчаянии родители решают «спихнуть» подростка в жесткую иерархическую систему – раз он отказывается подчиняться им, пусть подчиняется чужим дядям. В подростковом возрасте очень важно приобретать опыт партнерских отношений, а такая воспитательная мера этому не способствует.
С последствиями таких мер я пока не сталкивался – на моей памяти и в моей практике было несколько случаев, когда родители в результате бесед со мной или моими коллегами отказывались от идеи отдать свое чадо на перевоспитание в кадетский корпус и находили решение проблемы в переговорах и прояснении взаимных обид.
–– А с последствиями лечения у психиатра, когда в этом не было необходимости, сталкивались?
— Чаще бывает, что ребенку, который с подачи родителей наблюдается у психиатра и принимает лекарства, медикаментозное лечение в данный момент действительно нужно, но в сочетании с психотерапевтической работой. Такое сочетание необходимо не только детям, но и взрослым, если речь идет не о тяжелой психической патологии и интеллект у человека сохранен. Ну а в российской психиатрии часто упор делается именно на медикаментозное лечение.
Но мы, конечно, не ставим под сомнения назначения врача. Последнее дело – вступать в конкуренцию со специалистом в другой области, гораздо важнее встроиться в ситуацию, которая сложилась до прихода семьи к нам. Все-таки случаи, когда врач ошибочно прописывает ребенку психотропные препараты, редки. Просто лучше медикаментозное лечение и психотерапевтическую помощь начинать одновременно.
И, кстати, если родители сначала приводят ребенка к нам, так и происходит. Мы же видим, если ребенку нужна не только наша помощь, но и врачебная – психологов этому учат, и, не отказываясь работать с семьей, рекомендуем родителям показать его психиатру. У нас есть знакомые детские психиатры, в чуткости и квалификации которых мы уверены. Поэтому правильнее, на мой взгляд, не тащить ребенка сразу к психиатру, а сначала прийти вместе с ним к психологу. За исключением, конечно, случаев, когда психические отклонения очевидны. Но это отдельная тема. В центре «Перекресток» работают с подростками, у которых нет тяжелых патологий.
— Многие верующие люди, в том числе и священники, рассказывали, что в переходном возрасте их дети начинали бунтовать, переставали ходить в церковь. Опытные духовники советуют в таких случаях принимать этот бунт как свершившийся факт, не принуждать ребенка к хождению в храм, а молиться за него, уповая, что с Божьей помощью он через какое-то время сам вернется к церковной жизни. И некоторые действительно возвращаются. Но большинство-то православных родителей – неофиты, а неофитам несвойственно прислушиваться к советам духовно более опытных людей, зато свойственно желание, чтобы все было по правилам, благочестиво. Не знаю, правда, обращаются ли люди с такими проблемами в ваш центр – ведь неофиты, мягко говоря, с большим подозрением относятся к психологии.
— Тем не менее эта проблема мне как раз хорошо знакома. Вы правы – сюда на моей памяти с такими проблемами никто не приходил, но я еще с 1999 года руковожу подростковым приходским клубом при храме Космы и Дамиана в Шубине. И вот там с такими случаями сталкивался не раз.
Мы уже обсудили с вами, что в переходном возрасте ребенок начинает самоутверждаться, хочет быть взрослым, самостоятельным. И многие в период этого самоутверждения отвергают ценности, которые им прививали родители. Соответственно дети из верующих православных семей начинают бунтовать против Церкви и христианства как главной ценности их родителей.
Как любая сложно контролируемая ситуация, антицерковный бунт детей может привести родителей в замешательство, растерянность. И здесь также бывают попытки решить проблему с помощью привлечения жесткой внешней структуры, в данном случае – религиозно-аскетической. Изначальная цель такой практики – способствовать духовному росту человека, делать его жизнь богаче, интереснее, свободнее, но ревностные не по разуму родители и ее могут использовать для «воспитания» отбившегося от рук ребенка.
По-человечески переживания родителей, страх за своих детей, желание уберечь их от трагических ошибок понятны. Но без проверки мира на прочность и получения от этого мира обратной связи ребенок не сможет стать взрослым человеком, а на этом пути ошибки неизбежны. И у родителей всегда есть выбор: либо оказывать поддержку и наблюдать, как ребенок иногда радуется жизни, а иногда получает и негативную обратную связь, испытывая боль от своих ошибок, либо пытаться загнать его в какую-то клетку, где, скорее всего, не будет ошибок, но невозможен и творческий рост.
При всей бесперспективности второго варианта многие родители из-за страха за будущее предпочитают именно его. Если говорить о переживании верующими родителями антицерковного бунта, то я помню случаи, когда люди пытались силком потащить ребенка на исповедь, либо отправить в православный лагерь с жесткой дисциплиной в надежде, что там он научится регулировать свое повеление.
Как правило, этого не происходит, подросток все равно находит способ обойти сдерживающие механизмы, продолжает собственные мировоззренческие искания, осмысляет свои отношения с Богом. Если же он не находит возможности для такого осмысления, то, бывает, жестко рвет отношения. Такие подростки либо идут на открытый конфликт, либо, что хуже, уходят в скрытую оппозицию, когда внешне все атрибуты на месте (платочки, смиренный взгляд, елейный голосок), но при первой возможности идут в еще больший «разнос», чем их товарищи, бунтующие открыто. Любое игнорирование взрослыми потребностей подростка, в том числе и потребности в выстраивании своих смыслов, своей философии, ведет к психологическим проблемам.
О современных подростоках и их родителях
— Митрополит Антоний Сурожский говорил, что часто люди составляют проект, которому должен соответствовать другой человек. Например, родители заранее знают, в чем счастье их детей. Часто ли причиной конфликтов поколений и отчуждения детей становится их несоответствие родительскому сценарию?
— Мне кажется, у любого нормального родителя есть какие-то представления и идеи о том, что должно получиться из его ребенка. Совсем без таких представлений воспитывать детей невозможно. Невозможно требовать от родителей стопроцентной спонтанности и радости от любого самовыражения ребенка. Хорошо, что есть идеи – они задают какие-то семейные традиции.
Но все мы рождаемся с разными способностями, склонностями, особенностями нервной системы, и часто происходящее с ребенком не соответствует родительским ожиданиям. Вот если родители не хотят гибко реагировать на эту данность, возникают сложности, иногда приводящие к серьезным конфликтам.
Лучше сразу разобраться в причинах такого несоответствия. Дело может быть не только в ребенке – родителям хорошо бы понять мотивы, по которым у них сложились именно такие представления о воспитании. Ведь не секрет, что иногда первичной бывает не любовь к ребенку, а желание что-то доказать маме или подругам.
А иногда проблемное поведение подростка является следствием, реакцией на то, что происходит кризис в родительской паре. Вот и надо постараться понять, где выяснения отношений с родственниками и знакомыми, а где судьба ребенка, которая, надеюсь, дороже всех обид и конкуренции. Здесь может помочь визит к семейному психологу, исследование происходящих в семье событий.
Может быть, не совсем подходящее сравнение, но мне вспомнилось, как у Куклачева спросили, почему у него все так хорошо получается. И он ответил, что всегда следит, у какой кошки к чему есть предрасположенность, и он за этим следует, а не мучает животное в угоду своим идеям. По-моему, для воспитания человека такой принцип тем более подходит. Если родители чутко следят за интересами и способностями ребенка, больше шансов, что он будет развиваться гармонично.
— Родители сами были детьми, подростками. Почему же им часто не удается понять, что проблемы их детей связаны с возрастом? Забыли о своем детстве или наша информационная эпоха породила новые проблемы?
— Оба фактора играют роль. Многое из своего детства действительно с годами забывается. Довольно часто мама, жалуясь на ребенка, говорит, что в ее детстве ничего подобного не было, а когда начинаем с ней беседовать, выясняется, что и конфликты с родителями у нее случались, и в рискованные ситуации попадала. Когда мама это вспоминает, сама себе удивляется. Мифы относительно своего прошлого, конечно, мешают наладить диалог с детьми, понять их проблемы.
Но и контекст изменился. Если 200 лет назад люди из поколения в поколение жили примерно одинаково, одним укладом, то сейчас цивилизационные сдвиги происходят в течение жизни одного человека. В этом смысле родители и дети живут буквально в разных цивилизациях – на одной территории, но способы организации жизни у них сильно отличаются. Тем не менее есть вещи, объединяющие людей из разных цивилизаций. Например, еда или поездка на море. Вещи довольно приземленные, но через них можно прийти к совместным более глубоким интересам. Только для того чтобы встреча поколений произошла, и от взрослых и от подростков требуются творческие усилия. В этом вызов времени.
Еще одна особенность нынешней эпохи состоит в том, что авторитарная система воспитания, возможно, подходила для советской цивилизации, но если так воспитывать ребенка сегодня, похоже, ему в современном мире будет сложно. Сейчас чтобы быть успешным, нужно уметь гибко реагировать на нестандартные ситуации и иметь навык переговоров. И где же его приобретать, если не в семье?
Беседовал Леонид Виноградов
Подростковый период – сложное время не только для ребенка, который его переживает, но и для родителей. Часто подростковое поведение доставляет беспокойство и вызывает заслуженное раздражение. Особо неприятная история - манипуляции. Разбираемся, как они устроены
Основные виды подростковых манипуляций и способы борьбы с ними
Подростковый период – сложное время не только для ребенка, который его переживает, но и для родителей. Часто подростковое поведение доставляет беспокойство и вызывает заслуженное раздражение. Особо неприятная история - манипуляции. Разбираемся, как они устроены.
Манипуляция - это скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения.
Давайте рассмотрим причины, основные виды подростковых манипуляций и способы справиться с ними.
Почему подросток манипулирует?
Напомним, что одна из важнейших задач подросткового возраста - научиться принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них . Подрастающий ребенок должен стать взрослым, и зачастую приходится отвоевывать свою независимость и самостоятельность.
Но иногда решение этой задачи понимается подростком, как желание делать что хочется : гулять допоздна, оставаться на ночь у друзей, не ходить в школу, играть в компьютер без меры и так далее.
Важно обозначить, что самостоятельность и ответственность - это два необходимых компонента для развития подростка . Так что определенная степень свободы должна присутствовать. Должны быть зоны ответственности, которые вы полностью можете доверить подростку, отдать ему на откуп.
При этом нужно не забывать, что границы дозволенного - это также важнейшее условие для развития. И эти границы важно обозначать и отстаивать, это необходимо как для самого подростка, так и для всех членов его семьи.
Обозначить границы могут только родители или значимые взрослые, которые занимаются воспитанием. Важно обозначить и договориться о последствиях в связи с их нарушением. Правила должны быть разумны и соответствовать возрасту.
Не всегда подросткам хочется соблюдать границы обсужденных договоренностей, для этого возраста характерны нарушения норм и правил. Иногда желание быть взрослым понимается как “делать что я хочу”.
Для того чтобы достигать своих целей, подростки прибегают к разным способам. Один из них - манипуляции в диалоге с родителями, попытка добиться от родителей выгодного им поведения с помощью эмоционального воздействия. Важно вовремя обнаружить, что вами манипулируют и не попадаться в эту ловушку.
Как обнаружить, что вами манипулируют?
Главные помощники здесь - это ваши чувства, ведь они выступают маркерами происходящего.
Манипулирование вызывает следующие чувства:
Стыд
Подросток стремится “расшатать” родительскую позицию, спровоцировать чувство стыда. Как правило, используются выражения вроде: “вот у Васи родители все разрешают…”, “Лена может с родителями всем делится, и они ее понимают…”, “У Толи полная свобода, а я как в тюрьме…“, “Ты ничего не понимаешь, совсем отстал от жизни…” и так далее.
Упор делается на то, что кто-то справляется лучше со своими родительскими обязанностями. Высказывания направлены на то, чтобы вызвать чувство стыда, которое является одним из основных инструментов для манипуляции.
Страх
Послания такого рода связаны с угрозой безопасности подростка и родительской невозможностью на это повлиять. “Сейчас я уйду и не вернусь…”, “Если ты меня не пустишь, я убегу…”, “Если ты не дашь мне денег, я пойду и украду их…” и так далее. Преследуется задача вызвать чувство беспокойства или страха, который является прекрасным инструментом для манипуляции.
Родитель готов пойти на что угодно, чтобы не подвергать своего ребенка опасности и риску.
Вина
Сообщения из этой группы связаны с тем, чтобы вызвать сильное чувство вины. У каждого человека всегда найдется много поводов испытать вину перед своими близкими . Например, недостаточное материальное благополучие (“вот у всех смартфоны последней модели”), развод родителей, то, что родители много работают и мало проводят времени с ним, что школа, в которой он учится, недостаточно хороша, и вообще - “У всех нормальные родители, не то, что ты”.
Сильное чувство вины является хорошим инструментом для манипуляции. Когда родитель чувствует себя виноватым, то готов идти навстречу по многим вопросам вопреки своему желанию.
Гнев
Универсальное чувство, как и все предыдущие сопровождается в том числе злостью и раздражением. Но может возникнуть такое сильное чувство, которое практически невозможно выносить. Хочется его прекратить как можно скорее.
Как правило, вызывается оно долгими и настойчивыми требованиями или “нытьем”. Когда подросток не останавливается, и не останавливается, и продолжает настаивать или “канючить”. Важно, что это происходит довольно долго и складывается ощущение, что невозможно от этого скрыться или уйти.
Бессилие и беспомощность
Вышеназванные чувства часто рождают ощущение бессилия, “опускаются руки” , у родителя появляется ощущение, что он ни на что не способен повлиять.
Вызвать бессилие у родителя - это значит добиться цели , ведь беспомощный родитель уже не в состоянии настаивать на своем и ограничивать подростка в чем-либо.
Как противостоять манипуляциям подростка?
Замечать свои чувства. П омните, что чувства - это маркеры происходящего, они позволят вам вовремя заметить начало манипулирования. Понимать механизм возникновения манипуляции.
Помните, что все обидные и не слишком приятные слова и действия - это всего лишь способ достижения подростком своей цели.
Сами не используйте манипуляции в диалоге с ребенком - таким образом вы обучаете его нечестным методам поведения.
Личным примером учите ребенка честно и по-взрослому строить диалог, ответственно относиться к словам, договоренностям, правилам . Проанализируйте - манипулирование какими чувствами наиболее “эффективно” действует с вами - чувство вины, страха и т.д….
Важно разобраться, почему так происходит , это понимание позволит стать более устойчивым к манипуляции.
В любом случае помните, что вы не обязаны быть идеальным родителем! Никто не совершенен, в том числе и вы, и это еще не повод нарушать правила и вести себя с вами как угодно..опубликовано .
Остались вопросы - задайте их
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet