Рождественские конкурсы для детей в помещении. Игры для детей на рождество в помещении
Чтобы понять смысл Рождества, ребятам предстоит превратиться сначала в зрителей, затем – в мастеров и художников, актеров и декораторов. Чтобы было интересней, наряду со спокойными играми проводятся подвижные конкурсы.
В конце мероприятия детям предлагается попробовать рождественское угощение.
Цель: познакомить с праздником, помочь понять его смысл.
Оформление: Наряженная ёлка, мишура, дождик, рождественские венки, фигурки ангелов, иллюстрации из рождественских рассказов.
Необходимые атрибуты:
- Куклы и сцена для инсценировки рождественского представления;
- Колокольчики для детей;
- Материал для изготовления поделки «Ангел»;
- Кормушка для птиц и зерно;
- Украшения для снеговика;
- Санки для снежных забав;
- Материал для изготовления рождественской открытки;
- Одинаковые комплекты одежды для каждого ребенка: футболка, штанишки, варежки, шапка, носки и другие необходимые атрибуты;
- Угощения для детей;
- Крылья;
- Ватман, снежинки, тучки, желтый круг и лучи для эстафеты;
- Игрушечная звезда.
Роли:
- Ведущий
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, ребятишки! Вы знаете, какой сегодня праздник? Какое радостное событие люди празднуют в этот день? Сегодня ! Давайте совершим небольшое путешествие в этот замечательный праздник, чтобы понять, зачем он нужен. И начнем мы с очень интересной истории. Сейчас мы превращаемся в зрителей. Представьте, что вы находитесь в кукольном театре. Посмотрите представление актеров внимательно, а затем скажите, чему именно мы в этот день радуемся.
Ведущий устраивает рождественский вертеп для детей, чтобы в игровой и доступной форме объяснить детям суть праздника.
Ведущий: Что же произошло в этот день много-много лет назад? Правильно, родился младенец Иисус, который спас все человечество от гибели. В некоторых странах Христа приветствовали веселым колокольным звоном. Сейчас мы превратимся в звонарей! Скажите, что нам нужно для выполнения нашей работы?
Дети: Колокола.
Ведущий: Все верно. Но так как вы еще маленькие, то и колокола у вас будут небольшими (раздает колокольчики). Давайте вместе порадуемся рождению Иисуса.
Дети звенят в колокольчики.
Ведущий: Ребята, вспомните, кто предсказал рождение будущего спасителя?
Дети:
Ведущий: Молодцы! Вы знаете, что ангел-хранитель есть у каждого человека?
А чтобы об этом не забывать, давайте изготовим собственного ангелочка. Для этого нам сейчас необходимо превратиться в мастеров и пройти в мастерскую.
Проходят к столику, на котором расположен нужный материал для изготовления ангелочков (картон, ножницы, нитки, клей). Ведущий проводит мастер-класс по созданию ангелочков.
Ведущий: Ребята, посмотрите, какие у вас красивые ангелы получились. Теперь можно их повесить на елочку, чтобы все видели ваши работы. Сейчас мы с вами станем декораторами, которые занимаются украшениями.
Дети проходят к елке, вешают получившиеся фигурки ангелов.
Ведущий: Ребята, не только люди радуются тому, что появился Христос. Все живые существа в этот день стараются делить радость друг с другом. Мы не должны забывать и о братьях наших меньших – птичках и собачках. У них сегодня также должен быть праздник, чтобы в доме было весело. Вы помните, чем нужно птичек кормить?
Дети: Хлебом, пшеницей.
Ведущий: Давайте приготовим нашим птичкам богатый стол.
В заранее подготовленную кормушку дети понемногу насыпают зерна, одеваются, выходят на улицу, помогают ведущему устанавливать кормушку.
Затем проводятся рождественские игры
и конкурсы на улице:
- «Лепим рождественского снеговика» — дети лепят снеговика, украшают его мишурой, дождиком, елочными игрушками.
- «Саня в санях» — малыши катают друг друга по очереди на санках, обходят препятствия.
- «Ангелочки» — дети делают фигуры ангелов на снегу (ложатся на снег, машут руками, «рисуя» таким образом крылья).
- «Снежные салочки» — чтобы засалить, нужно попасть снежком в товарища.
После снежных забав дети заходят в дом.
Ведущий: Ребята, а вы знаете, что поздравлять других можно не только словами. Как вы думаете, каким образом можно еще это сделать?
Дети: Сделать открытку!
Ведущий: Верно, и сейчас мы побудем художниками. Будем изготавливать свою собственную открытку. Нам опять нужно пройти в мастерскую.
Дети проходят к столику, на котором находятся необходимые атрибуты: белый картон и карандаши или фломастеры, и готовая открытка-раскраска. Сначала проводится беседа на тему, что можно нарисовать на открытке, а затем уже дети приступают к работе.
Ведущий: Ну, вот, сделали мы очень красивые открытки. Теперь будем друг друга поздравлять. Давайте вручим открытки на память друг другу. Ребята, а кто разносит открытки и письма нужным адресатам?
Дети: Почтальон!
Ведущий: Верно. И сейчас мы поиграем в почтальонов.
Дети садятся на стулья, образуя круг. Один ребенок – водящий. Водящий называет имена двух детей. Те, кого он назвал, должны быстро поменяться местами. Водящий в это время старается занять место одного из них. Тот ребенок, который не успел занять место, становится водящим. После игры дети обмениваются открытками. Ведущий должен проконтролировать, чтобы каждому ребенку досталась открытка.
Ведущий: В Рождественский вечер люди переодеваются в разные костюмы и идут колядовать, желать счастья и добра. А в ответ хозяева, которым подарили поздравления, дарят различные подарки. Давайте тоже поколядуем. Но сначала нужно переодеться.
Для детей заранее подготавливается яркая одежда большего или меньшего размера: футболки, шапки, варежки, носки и так далее. Каждому ребенку дается одинаковое количество одежды. По команде они должны все вещи надеть на себя – кто справится с заданием быстрее?
Ведущий: Вот мы и принарядились! Теперь можно и поколядовать! А вы хоть какую-нибудь колядку знаете? Нет? Придется разучить. Значит, сейчас мы будем актерами. Мы должны будем так поздравить хозяев, чтобы они не сомневались в нашей искренности!
Ведущий по строчке читает колядку, дети за ним повторяют слова и движения.
Ведущий: Теперь можно идти колядовать!
Дети подходят к родителям, поют им колядку. За это получают угощения.
Ведущий: Ну а сейчас – рождественская сказка. Угадайте, какую роль вам сейчас нужно сыграть?
Дети: Роль слушателей.
Ведущий: Все верно. В Рождество может случиться чудо. Даже если кажется, что помощи ждать неоткуда, она все равно приходит оттуда, откуда вовсе не ждали. Вот об этом рассказывается в рождественской сказке. Готовы слушать? Тогда усаживайтесь поудобней и слушайте.
Ведущий читает рождественскую сказку. Задает вопросы по содержанию, осмыслению произведения.
Ведущий: Ребята, вспомните, кого мы делали сегодня в самом начале праздника?
Дети: Ангелочков.
Ведущий: Хотите ненадолго стать ангелочками? Что вам для этого нужно?
Дети: Крылья!
Ведущий раздает детям крылышки и проводит эстафету ангелов:
- «Пролететь» нужное расстояние.
- Собрать снежинки, упавшие на пол.
- Осветить все вокруг – приклеить к желтому кругу как можно больше лучей, чтобы получилось пышное солнышко.
- Убрать все тучки с небес: на лист ватмана прикрепляются тучки и изготовленное в предыдущем конкурсе солнышко, дети по очереди подбегают и убирают по одной тучке.
- Закончить картину – приклеить на ватман красивые снежинки, которые собирали.
Ведущий: Все хорошее когда-нибудь заканчивается, и вам уже пора на землю. Снимайте крылышки и превращайтесь в детей!
Дети снимают крылья. Присаживаются на стульчики.
Ведущий: Ребята, вы помните, кто указал путь мудрецам к младенцу Иисусу?
Дети: Звезда!
Ведущий: Верно. И сейчас мы с вами такую звездочку попробуем найти в комнате. Внимательно-внимательно осмотрите комнату и попробуйте определить, где же она находится!
Цели:
- познакомить с традициями и обычаями празднования Рождества;
- приобщать к культуре русского народа;
- развитие мыслительных навыков учащихся;
- совершенствование умений работать самостоятельно и в команде.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
– Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости дорогие! Сегодня мы отмечаем праздник – Рождество. К нам приехал гость из Англии и расскажет нам, как они празднуют Рождество.
Гость из Англии:
Рождество – это
христианский праздник, в который отмечается
рождение Иисуса Христа. Рождество в Англии мы
отмечаем 25 декабря. А как же вы готовитесь к
празднику Рождество?
– Мы украшаем дома, развешиваем гирлянды,
украшаем рождественскую елку. Дети вешают на
камин или на край кровати рождественский чулок,
чтобы Санта-Клаус наполнил его подарками. Любим
петь рождественские песни (поет песню). Мы
собираемся на главной площади, чтобы под бой
курантов «Биг-Бен» встретить Рождество. 25
декабря, когда все подарки распакованы, мы
направляемся в церковь и после нее собираемся за
праздничным столом. Один ребенок тоже вкратце
рассказывает, как встречают Рождество в России.
– Большое спасибо вам. Было очень интересно
узнать, как вы празднуете Рождество. Какой
праздник обходится без игр. Дети, давайте сейчас
поиграем все дружно в рождественские игры. Вы
согласны?
Разделите две звезды на шесть частей. Разделите
группу на две команды. По очереди задавайте
каждой команде вопросы, связанные с Рождеством.
Если ответ правильный, один из членов команды
может подойти к доске и прикрепить часть звезды.
Побеждает команда, которая первая соберет свою
звезду.
Вопросы:
1. Когда мы отмечаем Рождество? (7 января.)
2. Что обычно люди кладут под елку? (Подарки.)
3. Сколько букв в слове "РОЖДЕСТВО"? (Девять.)
4. Как звали Младенца, день рождения которого мы
отмечаем на Рождество? (Иисус.)
5. Почему на рождественских открытках часто
изображены животные? (Потому что Иисус Христос
родился в хлеву.)
6. Как звали Маму Иисуса Христа? (Мария.)
7. Кому сказали Ангелы, что родился Спаситель?
(Пастухам.)
8. Как мудрецы узнали, что родился новый Царь? (Они
увидели новую звезду на небе.)
9. Как называется город, в котором родился Иисус?
(Вифлеем.)
10. В какой книге рассказывается правдивая
история о Рождестве? (Библия.)
11. Назовите один из подарков, которые подарили
Младенцу мудрецы. (Золото, ладан или смирна.)
12. На чем путешествовали мудрецы? (На верблюдах.)
13. Для чего Иосиф и Мария пришли в Вифлеем? (Чтобы
пройти перепись.)
Конкурс «Новые одежды» (конкурс на Рождество)
Этот конкурс можно провести на праздновании Рождества. Ведущая говорит, что Рождество принято встречать в новой одежде. Затем участникам раздается какая-нибудь заранее приготовленная забавная одежда (кому-то на пару размеров побольше, кому-то наоборот). И участники должны надеть эту одежду на себя за минимальное время. Кто наденет быстрее и при этом будет забавнее всех выглядеть, тот и выиграет.
Колядки для колядовщиков
Колядка (от латинского «календы» - название первого дня месяца у древних римлян) - это обрядовая песня с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Исполнялись колядки на святках, преимущественно в ночь под Рождество. Хозяева выносили колядовщикам угощения, а те им желали всяческого благополучия.
Ты нас будешь дарить -
мы будем хвалить,
а не будешь дарить -
мы будем корить!
Коляда, коляда!
Подавай пирога!Маленький мальчик сел на диванчик,
Диванчик хрупь - гони рубль!
Щедрик, ведрик!
Дайте вареник!Грудочку кашки!
Кильце ковбаски!
Маленький хлопчик
Сел на снопчик,В дудочку играет,
Коляду потешает.
Авсень, авсень,
Завтра новый день!Не стой у ворот,
Завтра Новый год!
Тяпу-ляпу,
Скорей дайте коляду!
Ножки зябнут,
Я домой побегу.
Кто даст,
Тот - князь,
Кто не даст -
Того в грязь!Щедрик-Петрик,
Дай вареник!
Ложечку кашки,
Наверх колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей!
Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!
На новое вам лето,
На красное вам лето!
Куда конь хвостом -
Туда жито кустом.
Куда коза рогом -
Туда сено стогом.
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам,
хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом
Со всем родом!
Коляда, коляда!
Ходит коляда по святым вечерам,
Заходит коляда во Павлы-село.
Собирайся, селяне,
Будем с колядой!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
Открывайте, коробейники,
Доставайте копейки!
Подходи, не робей,
Сейчас народ потешим.
Кто будет чертом, а кто лешим!
А кто никем не хочет
Пусть за пятак хохочет!
Сегодня гулянье,
гаданье,
катанье!
Блины, пироги, чаепитие,
И розыгрыши и свидания.
Зима нас торопит, – спешите!
Спешите видеть,
слышать,
участвовать!
Рядитесь и из комнат выходите,
Колядуйте, пляшите, шутите!Есть забава неплоха:
Кто достанет петуха,
По высокому шесту
Одолей высоту!
Кто в мешке без остановки
Проскакать сумеет ловко,
Кто горшок разбить сумеет -
Ни о чем не пожалеет!
Ждем на сцене молодцов -
Самодеятельных певцов,
Балагуров и танцоров,
Гармонистов и чтецов!
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку, масляну головку,
А дай Бог тому, кто в этом дому,
Ему рожь густа, рожь ужиниста:
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна - пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и богатством
И воздай вам, Господи,
Еще лучше того!
За поздравления и шутки-прибаутки угостят печеньем, пряниками, конфетами.
"Наряжаем елку"
А сейчас, друзья, сыграем
В интересную игру:
То, чем елку наряжаем,
Я детишкам назову.
Вы послушайте внимательно,
И ответьте обязательно,
Если мы вам скажем верно,
Говорите "Да" в ответ.
Ну, а если вдруг – неверно,
Говорите смело "Нет!"
– Разноцветные хлопушки?
– Одеяла и подушки?
– Раскладушки и кроватки?
– Мармеладки, шоколадки?
– Шарики стеклянные?
– Стулья деревянные?
– Плюшевые мишки?
– Буквари и книжки?
– Бусы разноцветные?
– А гирлянды светлые?
– Снег из ваты белой?
– Ранцы и портфели?
– Туфли и сапожки?
– Чашки, вилки, ложки?
– Конфеты блестящие?
– Тигры настоящие?
– Шишки золотистые?
– Звездочки лучистые?
Телеграмма Деду Морозу
Ребят просят назвать 13 прилагательных: "толстый", "рыжий", "горячий", "голодный", "вялый", "грязный"...
Когда все прилагательные записаны, ведущий достает текст телеграммы, и вставляет в него недостающие прилагательные по списку.
Текст телеграммы:
"... Дедушка Мороз!
Все... дети с нетерпением ожидают твоего...
прихода.
Новый год это самый... праздник в году.
Мы будем петь для тебя... песни, танцевать...
танцы!
Наконец-то наступит... Новый Год!
Как не хочется говорить о... учебе.
Мы обещаем, что будем получать только... оценки.
Так что, открывай поскорее свой... мешок и вручай
нам... подарки.
С уважением к тебе... мальчишки и... девчонки!"
Игра «На внимание»: дети поют песню «В лесу родилась елочка» и замолкают по хлопку ведущего, а дальше поют песню про себя. По следующему хлопку ведущего начинают снова петь вслух. Тот, кто начинает петь не в лад с остальными, выбывает из игры.
«Собери снежки». Каждому участнику игры дается корзинка, под елкой раскидывают «снежки» – комочки ваты или скомканные в шарики газеты. С завязанными глазами участники собирают в корзинку все «снежки». Побеждает тот, у кого «снежков» окажется больше всех.
«Поймайте зимнее слово»
Дети должны хлопнуть в ладоши, услышав относящееся к зиме слово: зима, надувной круг, метель, понедельник, снег, елка, санки, море, Дед Мороз, велосипед, осенние листья, дельфин.снеговик, снежинка, ножницы, сосулька, петарды, Снегурочка, подарки, пылесос, лыжи и пр.
Конкурс «Елочка». Для него будут нужны 2 добровольца. Каждый из них должен встать на стул и изображать новогоднюю елку. Еще 2 участника украшают «елки». Для украшения подойдет все, что попадется под руку. Победит тот, кто проявит больше фантазии и сообразительности.
– Молодцы, ребята, за активное участие в рождественских играх. Всем участникам призы. До свидания, до новых встреч!
Литература:
- Журнал «Башкы». № 1, 2012.
- Интернет ресурсы
- Журнал «Всему свету по совету» №12, 2014.
Людмила Михайловна Бебенина
Сценарий развлечения «Рождественские игры»
Цель: социализация дошкольников через приобщение к национальной культуре.
В ФГОС по дошкольному воспитанию социально-личностное развитие рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Задачи:
Знакомить детей с русскими народными традициями – проведение святок на Руси;
Развивать интерес к ценностям культуры русского народа;
Содействовать развитию единения, сплочения детей в процессе игр;
Воспитание положительных эмоций.
Предварительная работа: разучивание подвижных игр и хороводов на физкультурных занятиях, загадывание загадок, разучивание скороговорок, наблюдательные работы за подготовкой взрослых к празднику Рождества, наблюдение за звездным небом в утренние и вечерние часы, рассматривание библейских иллюстраций, беседа священника с детьми (с разрешения родителей, изготовление с детьми игрушек-ангелочков на занятиях по изобразительной деятельности, рассматривание зимних узоров на окне, постройка ледяной горы.
Материал: украшение зала святочной традицией – «вертеп» (имитация пещеры, ясли, елочки, скульптуры животных, самодельная вифлеемская звезда, икона Казанская Пречистая Богородица, самодельная вифлеемская звезда на палочке, маски козы и других животных для ряжения; подсвечник. Угощение, 2 мешочка, призы – блокнотики.
Оборудование для подвижных игр: веревка, 2 колпака, 2 мешка, гимнастические палки на каждого.
Ход развлечения.
В зале приглушен свет и зажжены свечи в подсвечниках. Под колокольный звон дети спокойно входят в зал. Рассматривают неподвижный «вертеп».
Воспитатель: (дети договаривают)
Среди зимы – большое торжество: великий праздник – Иисуса … (Рождество)
Его ждут все – от малышей, до пап и мам и все нарядные спешат на службу в … (храм)
И, распушив зеленые иголочки, красуются везде рождественские … (елочки)
Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер, все люди зажигают дома (свечи)
И в церкви проповеди радостно внимают, а после с Рождеством Иисуса (поздравляют)
Чудо всех чудесней в этот день сбылось – на Землю к нам пришел (Иисус Христос)
Дети, после Рождества Христова в старину на Руси люди проводили святки. Они поздравляли друг друга: «Христос родился – славите!» И праздновали ярко и торжественно, колядовали!
Ходили с вифлеемской звездой по дворам ряженые, пели песни-колядки.
Давайте и мы так поиграем! (Дети надевают маски, воспитатель одной группы берет звезду)
Игра «Приходила коляда» (поочередно дети каждой группы ходят навстречу друг к другу)
Приходила коляда накануне Рождества
Кто даст пирога –
Тому полон хлев скота,
А кто не даст пирога –
Тому куричья нога,
Пест да лопата,
Корова горбата! (дети угощают друг друга – складывают в мешочек бублики, конфеты)
А вот коза! Коза – символ добра, достатка в доме. Ее надо задобрить. Давайте ее угостим сеном. Поиграй с нами козочка.
Игра «Идет коза по мостику» (дети встают в хоровод) (2 раза)
Идет коза по мостику,
И виляла хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила - и бух!
А сейчас замесим тесто, на праздник будем стряпать пироги.
Игра «Пузырь» (на развитие силовых качеств – дети тянут назад и крепко держат руки) (2 раза)
А ну, не попадись на раскаленную сковороду!
Игра «Сковорода» (дети держатся за руки и стараются друг друга затянуть в круг-сковороду) (2 раза)
Танцевать он всем велит, песни петь заставит,
Всех подряд он веселит, устали не знает.
Все века у нас живет, дружный, шумный… (хоровод)
Хоровод «Ой, ребята, та-ра-ра…» (2 раза)
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора
А на той горе дубок,
А на дубе – воронок!
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Он играет во трубу, во серебряную.
Труба точеная, позолоченная
Труба ладная, песня складная! (ворон «летит» за кругом, касается рукой одного из игрющих – тот становится вороном)
Кто повторит за мной скороговорку?
«Сшит колпак да не по-колпаковски» Вручаются призы за активность.
Посидим, отдохнем да друг другу загадки загадаем. (дети поочереди загадывают загадки, вручают приз отгадавшему)
Игра «Калечина-малечина» (с гимнастическими палками, удержать на ладони после песенки)
Калечина-малечина
Сколько часов осталось
До вечера, до зимнего! (дети считают сколько удержат)
Сколько у тебя часов? А у тебя? И т. д.
Игра-соревнование
«Сбей колпак» (сбить набивным снежком колпачок петрушки)
Игра-эстафета
«Кто быстрей в мешке»
Игра «Тетерка шла»
Тетерка шла, маховая шла,
Сама прошла, всех детей провела,
А самого хорошего – оставила!
(Дети взявшись за руки цепочкой проходят через сцепленные руки вверху двух детей – «воротики». После слов воротики опускаются и забирают пойманного. Он должен сказать что он выбирает: «Луна» или «Солнце» и встает за водящим. После того, как образуются 2 команды – дети перетягивают друг друга)
Эти же две команды становятся друг против друга – стенка на стенку.
Игра «А мы просо сеяли»
Первый ряд:
1. А мы землю наняли, наняли (идут, взявшись под руки навстречу – притопнуть)
Ой, дид ладо наняли, наняли. (отходят назад – притопнуть)
Второй ряд:
2. А мы землю парили, парили
Ой, дид ладо парили, парили.
Первый ряд:
3. А мы просо сеяли, сеяли
Ой, дид ладо сеяли, сеяли
Второй ряд:
4. А мы просо вытопчем, вытопчем
Ой, дид ладо вытопчем, вытопчем.
Пришла пора заканчивать наши игры. Спасибо великому празднику Рождеству Христову, мы славно колядовали и играли!
А сейчас устроим чаепитие и пригласим всех наших сотрудников.
Публикации по теме:
«Игры с Лесовиком» Физкультурное развлечение в первой младшей группе. Цель: Формировать и воспитывать у детей потребность к подвижным играм,.
«Рождественские колядки». Сценарий развлечения для детей средней группы «Рождественские колядки» сценарий развлечения для детей средней группы в рамках проекта «Русская изба». Цель: сохранять русские народные.
Сценарий развлечения «Рождественские святки» Цели: «Расширять знания о народных традициях, формировать интерес к народным играм, песням, развивать познавательную и творческую активность».
Сценарий развлечения «Игры нашего детства» Совместное развлечение с родителями на неделе игры и игрушки. "Игры нашего детства" Дорогие родители мы рады приветствовать Вас в нашем.
Сценарий развлечения «Рождественские колядки» В зал под музыку «Добрый вечер люди» входят дети - «ряженные». Впереди всех идёт мальчик и несёт «Рождественскую звезду». Дети: Пришла коляда,.
Отшумели новогодние торжества, и пришел черед несколько иного, уютного и домашнего праздника - Рождества Христова Несмотря на меньшую (по сравнению с Новым Годом) популярность этого праздника, в каждой российской семье канун Рождества стараются встретить в добром расположении духа, с угощениями и подарками. Не стоит оставлять детей в стороне от рождественской сказки! Уделите совсем немного времени и сил организации тихих и подвижных рождественских игр для детей, и этот день запомнится ребятишкам на весь год.
Уютный семейный праздник
Накануне праздника перечитайте с детьми главы из детской Библии, касающиеся рождения Христа. Сюжет рождественской истории прост и понятен даже 3-4 летним детям, перед которыми он предстает как добрая сказка о появлении на свет младенца Иисуса. Обратите внимание ребенка на символы этого праздника: вифлеемскую звезду, ясли, ангелов (волхвов), домашних животных. Дети вряд ли откажутся от идеи обновить убранство новогодней елки и украсить комнату рождественскими декорациями. Сочельник - отличное время не только для гадания, но и для изготовления с детьми поделок, рисования, чтения. Чтобы малыши не заскучали, спокойные игры нужно чередовать с активными. Вот некоторые из них:
- · «Новые наряды» . Объявите детям, что есть такая традиция: встречать Рождество в новой одежде. Предложите и им обновить свои наряды. Заранее приготовьте забавную одежду: яркие футболки на пару размеров больше (или меньше), шапки, рукавицы, полосатые гетры и т.д. Раздайте детям одинаковое количество предметов. По команде ведущего участники должны надеть их на себя. Тот, кому это удастся первому, победил. Можно устроить дефиле конкурсантов и вручить второй приз - за самый смешной наряд.
- · «Почтальон» . Ведущий сообщает, что к празднику люди по всему миру пишут друг другу письма с поздравлениями, а доставляет их почтальон. Из числа детей выбирается почтальон - водящий. Остальные ребята выбирают себе по одному названию города и сообщают его вслух. Стулья ставят в круг по числу «городов», на них садятся участники. Почтальон ходит вокруг стульев и называет пару городов. Названные участники должны быстро поменяться местами. Задача почтальона - занять одно из освободившихся мест. Если ему это удалось, водящим становится тот участник, которому не досталось места.
- · «Ангелы» . Заранее приготовьте детям крылья ангелов. Их можно купить в магазине или сделать самостоятельно из белой легкой ткани и перышек. Самым маленьким ребятишкам позвольте просто «полетать» и повеселиться. Старшим детям предложите «ангельскую эстафету». Правила эстафеты традиционные, если не считать того, что в ней примут участие не малыши, а порхающие ангелочки! Выберите для конкурса большое пространство в гостиной или в коридоре и установите два стула. Разделите детей на две команды (для массовости можно добавить к ним взрослых, но только поровну). По команде первые участники команд бегут к своим стульям, огибают их и возвращаются к командам, передавая рукой эстафету следующим участникам. Побеждает самая быстрая команда.
Рождество в детском саду
Добрый христианский праздник обратил на себя внимание педагогов дошкольный учреждений, и это неслучайно. Рождественские истории - благодатная почва для развития детей, воспитания у них нравственных качеств. В детском саду утренник сопровождается рождественскими играми, тщательно готовится и проходит не менее интересно, чем новогодний.
- · «Игра со свечами» . Дети становятся в два круга: в один - мальчики, в другой - девочки. В каждый круг выдается свеча, конечно, не зажженная. Можно использовать безопасную электрическую свечу. С началом музыки дети начинают передавать свечи по кругу. Музыка резко обрывается, и те ребята (мальчик и девочка), в чьих руках в этот момент оказались свечи, выходят из круга и под веселый мотив исполняют любой танец. После этого они возвращаются в свои круги, и игра продолжается.
- · «Рождественские старты» . Участники делятся на две команды. Для каждой команды устанавливается стол с заданием. В качестве задания можно выбрать вырезание снежинки или фигур - символов Рождества. По команде первые участники подбегают к своим столам и выполняют задание (вырезают снежинку или фигурку). Затем они возвращаются к командам, а к столам бегут следующие участники. В конце состязания судьям следует оценить не только скорость команд, но и качество выполненной работы.
- · Инсценировка рождественского вертепа . Это традиционная забава для детей всего мира, тем не менее, дети неизменно с восторгом воспринимают идею устроить собственное рождественское представление. Ее участники всем известны: дева Мария и Иосиф, волхвы, говорящие домашние животные и другие персонажи, а сюжет прост и разыгрывается в виде недлинной сценки.
Игры на улице
Если канун торжества выдался погожим, уделите время веселым рождественским играм и конкурсам на свежем воздухе. Если поблизости есть украшенная елочка, организуйте вокруг нее хоровод, пригласив в него всех желающих. Подготовьте заранее веселые шутки и состязания. Не воспрещается использовать любые зимние подвижные игры, которые отлично подойдут и для празднования Рождества.
«Нарядный снеговик»
В конкурсе могут поучаствовать все желающие, взрослые и дети. Разделите участников на команды по 3-4 человека. Заранее приготовьте много мишуры, елочных игрушек и прочей праздничной мелочи. Отлично подойдут для этой цели старые обрывки мишуры и «дождика», хлопушки и недорогие пластиковые шары. Задача участников - построить снеговика и празднично украсить его. Выявить победителя поможет авторитетное жюри или голосование наблюдателей действа.
«Незамерзай-ка!» с санками
Потребуется несколько детских санок. Их можно выстроить в линию и ходить по ним, как по мостику, расположить в виде полосы препятствий и предложить детям огибать их змейкой или перепрыгивать. Можно устроить конкурс на самое длинное стояние на санках на одной ноге и т.д. Главное, чтобы дети и взрослые веселились и не замерзли!
Вечером веселье продолжается, и во многих регионах нашей страны есть замечательная традиция - колядки. Нарядившись в костюмы и приготовив мешки для угощения, дети ходят по домам, поют добрые, задорные, а иногда и насмешливые святочные песни, получая за это сладости и монетки. Конечно, в целях безопасности нужно сопровождать детей во время этой забавы, а навещать лучше соседей и хороших знакомых.
Итак, Рождество нужно праздновать обязательно, ведь это радостный и светлый праздник. С помощью подготовленного заранее сценария рождественских игр в ваших силах превратить его в полезное и увлекательное мероприятие для детей, полное забав и впечатлений.
Екатерина Шутова
Рождественские игры для дошкольников
Цель : поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры; раскрыть смысл праздника Рождества Христова и важность этого события в жизни каждого человека.
Задачи :
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны. Активизировать речь через устное народное творчество.
Воспитывать дружеские взаимоотношения друг с другом, любовь к ближнему, создание позитивного настроения.
Сделать праздник незабываемым и веселым для детей помогут рождественские игры . В старину играм уделяли много времени, многие из которых, к сожалению, забыты нашим поколением. Вспомним некоторые из них.
Добрый день, веселый час!
Рады снова видеть вас!
Всех поздравить с торжеством –
С новым Годом, с Рождеством !
Пришли веселые деньки,
Горят на елке огоньки,
Повсюду слышно звонкий смех –
Настало время для потех!
Для шуток и веселья,
Крутого настроения,
Для забавных колядок,
Таков рождественский порядок !
Игра «Пирог»
(под русскую народную мелодию)
Правила игры : дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий-«пирог» . Все поют :
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.
После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога» , уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог» . Выигрывает группа , забравшая больше «пирогов» .
Игра «Ты катись, катись снежок» .
Ребята становятся по кругу, предают снежок друг другу со словами :
Встанем вместе мы в кружок,
Будем мы катить снежок,
У кого снежок замрет
Тот для нас плясать пойдет.
У кого оказывается снежок, тот выходит и танцует.
«Тpынцы-бpынцы, бубенцы».
Одному участнику завязываем глаза. Встаем вокруг него. Произносим :
Тpынцы-бpынцы, бубенцы.
Раззвонились удальцы :
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов «жмуpка» должен по звуку бубенца догадаться и поймать увеpтывающегося от него участника с бубенцом. Когда участник с бубенцом пойман, он становится «жмуркой» , а предыдущий «жмурка» превращается в обычного игрока.
Чего на елке не бывает?
Чтобы провести эту игру, ведущий заранее должен выучить приведенные ниже нехитрые стишки и обратиться с ними к играющим. Задача такая : когда услышишь название елочной игрушки, надо поднять вверх руку и сказать : “Да!” Когда же называют что-то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. А это не всегда легко : кто-нибудь обязательно ошибается, вызывая общий смех. Ведущий читает, не давая играющим особенно задумываться :
Вот и праздник наступает,
Каждый елку наряжает.
Кто, ребята, подтвердит :
На ветвях ее висит :
Мягкая игрушка,
Звонкая хлопушка,
Петенька-петрушка,
Старая кадушка,
Белые снежинки,
Яркие картинки,
Рваные ботинки,
Плитки-шоколадки,
Кони и лошадки,
Зайчики из ватки,
Зимние палатки,
Красные фонарики,
Хлебные сухарики,
Яркие флажки,
Шапки и платки,
Яблоки и шишки,
Колины штанишки,
Вкусные конфеты,
Свежие газеты?.
Успей передать
Играющие встают в круг. Под музыку они передают из рук в руки небольшую игрушку (например, пластмассовую Снегурочку) . Как только музыка обрывается, передавать игрушку прекращают. Тот, у кого в руках окажется Снегурочка, выбывает из игры . После этого игра продолжается. Музыку обрывать надо часто и внезапно, но через разные промежутки времени. Побеждает тот, кто останется последним.
Можно внести в игру такое изменение.
Всякий раз, когда музыка прекращается, тот, у кого в руках окажется игрушка, а также тот, кто ему ее передал, делают шаг вперед, ставят игрушку перед собою на пол, становятся возле нее спиной друг к другу и по знаку руководителя бегут каждый в свою сторону. Обегают круг и стараются успеть схватить игрушку. Тот, кто успел, встает на свое место, неуспевший выбывает из игры . Этим вариантом пользуются, когда в игре участвует немного детей.
Что изменилось?
Это игра, развивающая зрительную память. Водящим по очереди предлагается такое задание : в течение минуты рассмотреть игрушки, висящие на одной или двух ветках елки, и запомнить их. После этого тем, кто будет угадывать : “Что изменилось?”, надо выйти из комнаты. В это время несколько игрушек (три-четыре) перевесят : какие-то можно убрать, какие-то добавить. Войдя в комнату, надо рассмотреть свои ветви и сказать, что изменилось. В зависимости от возраста детей задания можно или усложнять, или упрощать.
Чем число известно?
На бумажных карточках заранее написаны цифры. Карточки лежат у водящего в небольшом мешочке или разложены на столе (цифрой вниз, как экзаменационные билеты. Игроки по очереди вытягивают карточки и поскорее стараются сообразить, чем какое число известно : в каком устойчивом словосочетании, библейском изречении, пословице, загадке оно упоминается.
Например, вытянув карточку с цифрой “3”, можно вспомнить о трех волхвах, принесших новорожденному Спасителю свои дары , вспомнить о троекратном пении петуха и отречении апостола Петра, а потом о троекратном вопрошании его Спасителем : “Симоне Ионин, любиши ли Мя?” – и троекратном утвердительном ответе апостола.
Достав листочек с цифрой “4”, можно вспомнить о четырех евангелистах, о четырех многодневных постах в течение года.
А посмотрев на карточку с цифрой “7”, сказать о Семи Днях творения, о семи таинствах Церкви, семи днях недели, семи цветах радуги.
Стоит, впрочем, заранее подумать, какие числа лучше исключить из заданий, поскольку быстро придумать к ним ответ может оказаться слишком уж трудным делом.
(Из народных игр, записанных В. И. Далем)
Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу :
– Вот тебе кузовок, клади в него что есть на ок, обмолвишься – отдашь залог.
Дети по очереди говорят слова в рифму на ок : “Я положу в кузовок клубок; а я – платок; я – замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, пирожок, колобок. ” Тот, кто не может назвать слова или ошибается, кладет к корзинку залог – небольшой предмет (платочек, конфетку, колечко или что-то еще) .
По окончании разыгрываются залоги : вынимая их из накрытой платком корзинки, дети назначают каждому залогу выкуп – загадать загадку, прочитать стихотворение, спеть песенку.
Эстафета «Собери снеговика» с родителями
В эстафете участвуют две команды «СНЕЖИНКА» и «ЛЬДИНКА» , строятся в колонны друг за другом. Каждому из участников двух команд, раздаются парные детали снеговика, вырезанные из картона. (Три круга – большой, средний и маленький, руки, ноги, глазки, нос – морковка, ведро, метла). По команде ведущего игроки обеих команд, по парам, подбегают к определённому месту, кладут свою деталь и возвращаются к своей команде. Выигрывает команда , которая быстрее всех собрала снеговика и получает по жетону.
Молодцы-озорники,
В глазах сияют огоньки.
Чтобы год прошел на славу,
Вспомним зимние забавы!
(говорит и показывает движения и просит детей повторять)
Тихо падают снежинки (Дети тихо хлопают в ладошки )
Дед Мороз морозит льдинки (Хлопают громко)
Намело большой сугроб.
В него – прыг-да-скок! (Прыгают)
Приготовили коньки,
Сделать «ласточку» смогли… (Показывают)
А теперь встаем на лыжи.
Можем мчаться до Парижа. (Двигаются к елке и обратно)
Продолжаем веселиться,
Нужно с горки прокатиться. (Встали паровозиком и побежали)
У кого замерзли ножки?
Разомните их немножко! (Прыжки на месте)
«Золотые ворота»
Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики» . Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди, либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят :
Все вместе :
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками» . Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами» .
Называется забава –
«Раньше мы пойдем направо…»
Встанем дружно в хоровод,
Повторяй за мной, народ!
Все встают в хоровод и повторяют движения за словами.
Все вместе :
Раньше мы пойдем направо. Раз, два, три!
А потом пойдем налево. Раз, два, три!
Все в кружочек соберемся. Раз, два, три!
А потом мы разойдемся. Раз, два, три!
Все тихонечко присядем. Раз, два, три!
И немножечко приляжем. Раз, два, три!
Все похлопаем в ладошки . Раз, два, три!
Попляшите наши ножки. Раз, два, три!
(Здесь звучит любая веселая музыка и все пляшут.)
Свет рождественской звезды
Дарит праздник снова,
Поздравляем от души
С Рождеством Христовым !