Сексуальное воспитание подростков. Половое воспитание детей и подростков
Прежде чем начать сложный разговор о половом воспитании мальчика, давайте немного поговорим собственно о воспитании. Какой смысл мы вкладываем в это слово? Если под воспитанием понимать разработанную, комплексную программу, состоящую из специальных приемов, методических действий, целью которых является выработка в ребенке заранее определенных, желательных навыков поведения, то половое воспитание в широком смысле - это обучение ребенка общению с противоположным полом.
Для мальчика это воспитание, как это ни старомодно звучит, рыцарского отношения к женщине, защитника, ответственного за своих близких, человека, способного любить и построить гармоничные сексуальные отношения. Насколько возможно добиться поставленной задачи нотациями, наставлениями, разговорами по душам и, что называется, "личным примером"? Сможет ли ваше влияние пересилить или изменить генетическую запрограммированность поведения, воздействие телевизора, школы, "улицы", окружающих людей и случайных жизненных обстоятельств? А в подростковом возрасте в воспитание вашего сына вмешается еще и непреодолимый половой инстинкт. Это тем более сложная задача, так как даже время вашего непосредственного общения с ребенком будет стремительно сокращаться по мере его роста. Роль родителей в воспитании ребенка не так велика, как это иногда представляется самим родителям. Дети гораздо больше похожи на своих родителей, чем иногда родителям этого хочется.
Принцип полового воспитания
Поэтому избавьтесь от комплекса "родительской неполноценности". Как прекрасно и с какой иронией великий поэт А. С. Пушкин дал нам пример такого воспитания в стихах, написанных Павлу Вяземскому, сыну П. А. Вяземского:
Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.
Главный принцип полового воспитания - не перейти грань, отделяющую половое воспитание от сексуального развращения. Для этого глубина информации, получаемой ребенком, должна соответствовать его зрелости.
Если проблему упростить, то, скажем, 5-летнему мальчику, говоря о беременности, можно просто сказать, что"дети живут у мамы в животике", а при общении с 15-летним подростком допустим подробный рассказ, с использованием медицинских терминов и, возможно, с показом учебного фильма. Преждевременная информация может вызвать у ребенка сильную эмоциональную реакцию, вплоть до потрясения и отвращения. Важно, чтобы сообщаемые сведения соответствовали информационным запросам ребенка к этому моменту. Конечно, это не значит, что в деле воспитания вы должны быть пассивны. Ваш ребенок не среднестатистический мальчик, который к такому-то возрасту должен знать про то, а к такому-то - про это.
Родители должны быть чуткими и внимательными к развитию собственного чада, только тогда воспитание будет действительно индивидуальным и достигнет своей цели. Дело в том, что развитие детей очень неравномерно. Особенно это заметно в среде мальчиков-подростков.
В одном и том же классе, где учатся, скажем, 14-летние дети, могут быть мальчики, развитие которых соответствует возрасту 16 лет, со сформированными по взрослому типу половыми органами, надлежащих размеров, с развитым оволосением лобка и соответствующих разговоров и интересов, и мальчики, развитие которых соответствует 12-летним детям, когда волосы на лобке еще только начали расти, а размеры полового члена побуждают смущенных детей избегать совместного мытья в душе бассейна со сверстниками. А ведь такой разброс в развитии с точки зрения медицины полностью укладывается в норму!
Особенности полово го воспитания
Особенности полового воспитания характерны для каждой данной культуры. Конечно, есть существенные различия воспитания в христианском или мусульманском обществе с веками принятой системой запретов и предписаний: добрачного целомудрия, регуляцией половой жизни и т. п. На нашем сайте речь идет о европейской культуре, к которой, как считается, принадлежит и Россия. В Европе до середины XVIII в. дети были неотделимы от взрослой жизни. Половые отношения, сексуальность, роды не скрывались от детей как естественные в человеческом сообществе. К XIX в. маятник исторического развития качнулся в противоположную сторону, в сторону запретительных ограничений и строгих табу. Детство человечества кончилось. Нагота стала постыдной, и сексуальные отношения тщательно закрывались ханжескими покровами добродетели и морали. Сейчас пришло время найти истину, которая, как обычно, находится где-то посередине.
Ведь главная задача воспитания - сделать ребенка в конечном счете счастливым, а для этого он должен соответствовать окружающей его жизни.
Воспитанному в пуританском или, напротив, в сексуально-революционном духе ребенку трудно адаптироваться в современном ему обществе. Влияние "улицы", референтной группы необходимо для гармоничного развития ребенка.
Именно в коллективе он вырабатывает соответствующее его полу поведение. Малышу необходимо общение со сверстниками, и попытка отгородить ребенка от постороннего влияния является ошибкой воспитательного процесса.
Ведь кто-то его должен будет научить "плохим" словам. Не хотите же вы учить его сами!
Россия, железной волей Петра I развернутая в сторону Европы, по своей глубинной сути была и остается во многом восточной страной, с характерным для этих стран двойным стандартом в отношении полов (когда что-то разрешается и даже в какой-то степени поощряется у мужчин, но запрещено женщинам), с зависимой ролью женшины, со строгой иерархией семейных отношений. До Петра I на Руси носили длиннополую одежду с рукавами, скрывающими кисти, популярную и сейчас в странах с традиционным восточным укладом, для которого более характерен созерцательный образ жизни, чем бешеный трудовой темп Европы, а после обеда весь российский народ - от крестьянина до царя - предавался дневному сну. Добавьте сюда еще многоженство, которое существовало на Руси до принятия христианства святым Владимиром в IX в. и продолжало, по-видимому, еще некоторое время оставаться и после распространения новой веры, и вы получите картину типичного восточного государства, с его неторопливой жизнью, клановостью и зависимым положением женщины.
Петр I переодел народ (точнее, часть и даже небольшую часть народа) в европейские сюртуки, остриг бороды, внедрил начала капитализма и ускорил течение жизни, но народный характер трудно изменить за несколько десятилетий и поколений. Личность должна соответствовать жизни своего поколения (сказанное не относится к гениям). Гениальный человек идет своим путем. И если ваш сын гениален, то вам от этой главы пользы мало: гения воспитать не
возможно.
В нашем обществе воспитанием детей в основном занимаются женщины. Сначала это мамы, бабушки, няни, тети, затем - воспитательницы детского сада, учительницы начальных классов школы и т.д. Такая система воспитания вносит свой вклад в феминизирующее влияние на мужское население.
Женщине очень тяжело отклониться от критериев воспитания мальчика, выраженного словами:
- "вежливый",
- "послушный",
- "аккуратный".
Все эти качества очень неплохи в человеке, но более правильно сказать, что они удобны и для общества, и для воспитателя. Нужно обладать очень сильным мужским началом, чтобы через этот пресс воспитания пробились "бунтарские" мальчишеские качества.
Мама должна воспитывать мальчика с долей разумного риска. Будущий мужчина обязан лазить по деревьям, разжигать костры, получать ссадины и шишки. И здесь пора поговорить о роли отца в воспитании сына. Еще в Древней Греции мальчики с рождения находились на попечении матери или няни, но, достигнув 7-летнего возраста, переходили под опеку отца. Такие же порядки существовали и в Спарте, и в Древнем Риме. Мальчики воспитывались отдельно под надзором отцов или специально выбранных наставников, приобретая навыки владения оружием, занимаясь физическими упражнениями, обучаясь музыке и танцам, изучая религиозные обряды и т. п.
Половое воспитание, единое по своей сути, состоит из двух больших частей. Анатомо-физиологинеская часть включает знания по устройству и функционированию половой системы мужчины и женщины, беременности и родам, профилактике венерических болезней, гигиене юношей и девушек. Социально-психологическая часть содержит информацию по морально-психологическим аспектам половых отношений, брака, семьи.
Полов
ое воспитание дошкольников до 7 лет
Половые различия обнаруживаются у детей уже с первых дней жизни. Мальчики меньше спят, чем девочки. У них повышен порог болевой чувствительности. Девочки и мальчики "предпочитают" слушать разные музыкальные мелодии. Лучшим поощрением для мальчика является показ яркой игрушки (визуальное поощрение), для девочки - ласковый голос (слуховое). Девочкам в большей степени, чем мальчикам, необходим телесный контакт с матерью. Во время игры они периодически ищут ее глазами или стараются подойти и прижаться. На втором году жизни половые различия заметны в выборе и характере игр.
К 2-3 годам ребенок уже знает, что он "мальчик", хотя главными признаками для него в этот период являются внешние атрибуты пола. Ребенок различает мальчика или девочку по тому, как они одеты, по игрушкам, прическе, имени, отношению окружающих. Единственным анатомическим различием в этот период является способ мочеиспускания: сидя - по женскому типу или стоя - как мальчики.
В 2-3 года ребенок еще допускает смену пола по желанию.
К 5-6 годам и мальчики, и девочки уже осведомлены об анатомических различиях, твердо осознают свой пол. Знают, что, когда они вырастут, будут мужчинами или женщинами, папами или мамами.
В этот период у ребенка может иметь место определенное сексуальное поведение. Хотя надо отдавать себе отчет в том, что взрослый человек пропускает те или иные действия ребенка через свое сознание и часто придает эротическую окраску только внешне сексуальным действиям ребенка, лишенным взрослой мотивации и переживаний.
В 1-2 года дети трогают свои гениталии, в 2-3 года проявляют к ним интерес, могут ими играть, интересуются гениталиями других детей, любят рассматривать взрослых; особый интерес часто проявляется к материнской груди. Может появиться стыд обнаженного тела, желание, чтобы его не видели голым.
В 5-6 лет ребенок начинает задавать вопросы, связанные с полом: откуда берутся дети, чем отличаются мальчики от девочек, как завести ребенка?
Уже с младенческого возраста у мальчиков появляется эрекция. Примерно у 5% детей отмечается так называемая младенческая мастурбация. Ребенок раздражает гениталии рукой или ритмично сжимает ягодицы, старается тереться ими о постельное белье, игрушки, ноги взрослых. У мальчиков такие действия завершаются выраженным напряжением с последующим расслаблением, имитирующим оргазм. Ребенок явно получает от своих действий удовольствие. Попытка прервать ребенка встречает выраженное недовольство с его стороны. Младенческая мастурбация относится к варианту нормы и, по-видимому, связана с незрелостью развития структур головного мозга. Младенческая мастурбация проходит без каких-либо последствий.
Ее наличие не говорит о неврологической патологии или умственной отсталости ребенка. Однако родители должны исключить провоцирующие мастурбацию факторы. К ним относят переполнение прямой кишки каловыми массами, переполненный мочевой пузырь, различные кожные заболевания, особенно в генитальной зоне, глистную инвазию. Если младенческая мастурбация сохранится к двум годам, необходима консультация специалиста.
К гигиеническим мероприятиям этого периода относится ежедневное купание ребенка с подмыванием половых органов. Половые органы мальчика моются обычным детским мылом или специальными детскими шампунями.
Запрещается открывать головку полового члена во время купания (за исключением редких случаев, когда головка полового члена уже открыта). У более старших детей возможна попытка умеренного обнажения головки, но только в том случае, если ребенок не испытывает болезненных ощущений. Во время подмывания малыша после акта дефекации правильное направление струи воды (спереди назад) во избежание инфицирования гениталий (так же как и у девочек).
Желательно по возможности уменьшить время пребывания ребенка в памперсах. Даже самые хорошие из них создают парниковый эффект, что результируется в увеличении случаев воспаления крайней плоти. Важно избавиться от памперсов к 2-3 годам, когда идет процесс становления мочеиспускания. Ребенок должен почувствовать себя мокрым для выработки рефлекса держания мочи.
Приучать ребенка к мочеиспусканию и дефекации в горшок возможно в 1-2 года. К 2-4 годам мальчики должны производить мочеиспускание стоя, по-взрослому. Такой тип мочеиспускания является одним из главных признаков принадлежности к мужскому полу для ребенка этого периода.
В 2-4 года ребенок интенсивно знакомится с собственным телом и с телом взрослого человека. Не только не следует мешать ему в этом грубыми окриками и запрещениями, но даже следует в какой-то мере способствовать его исследовательской деятельности.
polovie_razlichiya.jpgРебенок, который не познакомился в раннем периоде своей жизни с обнаженным телом, может испытывать в дальнейшем трудности в сексуальной жизни!
В этот период очень важно спокойное, естественное и доброжелательное отношение взрослых к телу и вопросам ребенка. Помните, что ребенок воспринимает окружающее через реакцию родителей. Становление понятий и отношение к действительности происходит не по принципу: предмет - "плохо" или "хорошо", а опосредованно, через отношение к предмету или действию родителей: предмет реакция мамы, папы - реакция ребенка. Ребенок воспринимает малейшие нюансы поведения взрослых. Ваше поведение должно быть естественным и не переходить присущие вам природные границы.
Ответы взрослых на интимные вопросы ребенка должны быть правдивыми. Пора отказаться от "детских" ответов на детские вопросы. Ответы "нашли в капусте", "купили в магазине" "аист принес" и т.д. больше отражают смущение родителей и вносят сумятицу в сознание ребенка. Ваши ответы обязаны соответствовать действительности; другое дело, что возможно сообщать малышу не всю правду и адаптировать ваши ответы к возрасту и сознанию ребенка. Не прячьте от ребенка жизнь. Очень хорошо, если ребенок растет в семье не один, узнает, как устроены девочки. Хорошо, если ребенок увидит беременную женщину и получит соответствующие его возрасту разъяснения. Не выгоняйте малыша, когда будет рожать ваша любимая кошка.
Дети воспринимают такие естественные природные проявления с непосредственностью. Эта информация лишена для них сексуальной окраски и способствует правильному формированию мировоззрения ребенка.
Помните, что всякое наказание малыша за сексуальные проявления недопустимо!
Ребенок не должен воспринимать все, что связано с полом, как что-то постыдное и неприличное. В этом гарантия построения гармоничной сексуальной жизни в будущем
Препубертатный период- время от поступления ребенка в школу до начала пубертатного периода. Эта пора характеризуется вхождением ребенка в коллектив. Если раньше ребенок контактировал с ограниченным числом сверстников, то в школе он вступает в разнообразный - и по своему составу, и по возрасту - ученический коллектив. В этот период ребенок становится более самостоятельным, что увеличивает количество контактов со сверстниками во дворе, в различных секциях и кружках. Попадая в мальчишеский коллектив, ребенок воспринимает поведенческие полоролевые установки этого сообщества. Мужской коллектив - наиболее сильный и жесткий учитель, вырабатывающий маскулинные качества в подрастающем мальчике.
У мальчика, который не вписался в мужское общество, снижается самооценка, и он может оказаться в социально-психологической изоляции. В этот период возникает сильная потребность в общении со своим полом. Несколько ослабевает привязанность к матери, и возникает потребность в более тесном контакте с отцом. Дети создают различные группы, тусовки практически всегда по половому признаку. Разнополая дружба редка и подвергается насмешкам со стороны сверстников.
Главная цель подготовки к началу полового созревания - формирование и воспитание межличностных отношений как внутри одного пола (маскулинные черты поведения у мальчиков и феминные - у девочек), так и с противоположным полом. Главный инструмент, обеспечивающий такое воспитание, - это детский коллектив. Главная задача родителей не оградить детей от плохого влияния улицы, что вряд ли возможно, а воспитать в ребенке нравственные и моральные качества, позволяющие ему противостоять возможным негативным последствиям такого общения.
Препубертатный период от 7 лет
Препубертатный- время от поступления ребенка в школу до начала пубертатного периода. Эта пора характеризуется вхождением ребенка в коллектив. Если раньше ребенок контактировал с ограниченным числом сверстников, то в школе он вступает в разнообразный - и по своему составу, и по возрасту - ученический коллектив. В этот период ребенок становится более самостоятельным, что увеличивает количество контактов со сверстниками во дворе, в различных секциях и кружках. Попадая в мальчишеский коллектив, ребенок воспринимает поведенческие полоролевые установки этого сообщества. Мужской коллектив - наиболее сильный и жесткий учитель, вырабатывающий маскулинные качества в подрастающем мальчике.
Попытка оградить ребенка от влияния улицы является ошибкой.
У мальчика, который не вписался в мужское общество, снижается самооценка, и он может оказаться в социально-психологической изоляции. В этот период возникает сильная потребность в общении со своим полом. Несколько ослабевает привязанность к матери, и возникает потребность в более тесном контакте с отцом.
Дети создают различные группы, тусовки практически всегда по половому признаку. Разнополая дружба редка и подвергается насмешкам со стороны сверстников.
Одной из самых важных особенностей этого периода является овладевание искусством общения с противоположным полом.
Мальчики в своих группировках не отграничены от контактов с девочками. Эти контакты вызывают интерес и проходят через оценку своей референтной группы. По своей форме такое общение часто внешне агрессивно, что призвано скрыть и желание общения, и мальчишескую робость, и смущение. Типичный пример такого контакта, когда мальчик дергает девочку за косички. Фактически это детский эквивалент если не любви, то симпатии к объекту ухаживания. Кстати говоря, и девочкам небезразлично такое внимание. Внешне возмущаясь, они стараются, чтобы это видели их подружки, что повышает их статус в девичьей компании. В то же время общение с девочками в этот период еще лишено сексуальной окраски. Это - время, самое подходящее для полового просвещения ребенка, так как все, что связано с полом, воспринимается, как и любая другая информация, не вызывая сексуальной окраски и возбуждения. В этот период ребенку можно сообщить довольно большой и серьезный объем информации по строению и функционированию человеческого тела с использованием некоторых медицинских терминов. Полученные знания облегчат мальчику вхождение в очень сложный пубертатный период.
Главная цель подготовки к началу полового созревания
- формирование и воспитание межличностных отношений как внутри одного пола (маскулинные черты поведения у мальчиков и феминные - у девочек), так и с противоположным полом. Главный инструмент, обеспечивающий такое воспитание, - это детский коллектив. Главная задача родителей не оградить детей от плохого влияния улицы, что вряд ли возможно, а воспитать в ребенке нравственные и моральные качества, позволяющие ему противостоять возможным негативным последствиям такого общения.
Пубер
татный период от 10 до 18 лет
Этот период полового созревания - самый сложный как для ребенка, так и для его родителей. Пубертатный период охватывает возрастной интервал от 10 до 18 лет и значительно отличается по времени и продолжительности у каждого подростка.
В одном классе часть 14-15-летних мальчиков могут иметь практически взрослый вид, с развитыми половыми органами, мужским оволосением и мужскими интересами; с другой стороны, юноши этого же возраста могут только вступить в пору созревания. С точки зрения медицины и то и другое является нормой. Но для юноши несоответствие его, как ему кажется, норме является доминантной проблемой, способной на несколько лет отравить существование подростка. Мало кто доволен своей внешностью в подростковый период.
Повышенное содержание андрогенов усиливает работу сальных желез, что приводит к так называемым юношеским угрям; нередка в этом возрасте гинекомастия, которая в разной степени выраженности отмечается у 50 % подростков; особое внимание мальчики обращают на степень оволосения лобка и размеры полового члена; неловкость, угловатость движений, связанных с бурным ростом, вносят свою лепту в дискомфорт ребенка, переживающего период изменения тела. Задача родителей - информационно подготовить сына к ожидающим его переменам. Знание подростком сроков и вариабельности полового созревания в значительной степени уменьшит психоэмоциональную нагрузку, испытываемую ребенком в этот период.
Пубертатный период - время пробуждения либидо: полового влечения. Именно сейчас формируются правильные сексуальные влечения и установки. Это период гиперсексуальности человека. Подросток наполнен эротическими желаниями и фантазиями. Градус желания настолько силен, что приводит к значительному расширению диапазона сексуального влечения. Именно для этого периода характерен транзиторный юношеский гомосексуализм (см. выше). Для формирования правильной сексуальной ориентации подростку необходимо общение с противоположным полом и ограждение от внешнего воздействия, несущего неправильные половые установки
Для пубертатного периода характерны:
- поллюции,
- мастурбация,
- петтинг
Поллюции - непроизвольное истечение спермы во время сна. Поллюции являются абсолютной нормой, служат для снятия сексуального напряжения и возникают в возрасте 14 лет. Наличие поллюций - один из важнейших признаков нормально развивающегося мужского организма.
Подростковая мастурбация этап, через который проходят практически все нормально развивающиеся юноши. По-видимому, подростковая мастурбация несет в себе несколько биологических задач. Помимо снятия сексуального напряжения, ввиду невозможности его адекватной реализации, цель мастурбации - в тренировке сексуальной функции организма. Мальчик знакомится с чисто технической стороной половых отношений, а сексуальное фантазирование, которое всегда сопровождает мастурбационный акт, развивает и закрепляет психические установки (подробнее о мастурбации см. след. главу). Cледующей ступенью сексуальной школы является петтинг - взаимные ласки сексуального характера, включающие в себя любые действия, кроме полового акта. Психологическое значение петтинга заключается в обучении телесному общению. В подобной игре и юноша, и девушка овладевают навыками партнерства, изучают и свое тело, и тело партнера, его реакцию на различные формы ласк. Эта форма сексуальной жизни учит взаимной внимательности, когда помимо собственного удовольствия необходимо доставить не меньшую радость и своему партнеру. Элементы петтинга затем входят в гармоничный половой акт в виде предварительных и завершающих ласк.
Прошедший подобную подготовку юноша вступает в половую жизнь. Нет однозначного ответа, когда это должно произойти. В средней полосе возраст первой половой близости составляет для мужчин 16-18 лет. Акселерация и увеличение степени свободы общества все более смещают эти сроки в сторону уменьшения. Однако акселерация увеличивает "ножницы" между способностью к половому акту и психологической готовностью к длительным, ответственным связям. На наш взгляд, период юношеской гиперсексуальности и существует для начала половых отношении.
На фоне высшего эмоционального напряжения формируются наиболее устойчивые полоролевые установки, которые сопровождают человека всю жизнь. Юность оказывается наиболее благоприятной порой для обучения, в том числе и для обучения половым отношениям. Задача родителей - компенсировать незрелость подросткового сознания. Подросток еще не осознает, какая ответственность лежит на нем и какие последствия могут повлечь подобные отношения. В первую очередь подросток должен быть осведомлен о беременности и способах ее предотвращения и
возможности и опасности заражения болезнями, передающимися половым путем.
Контрацепция
Не существует абсолютно надежного способа предохранения от беременности. Выбор каждого метода индивидуален. Некоторые способы имеют побочные эффекты и не могут использоваться подростками.
Риск беременности при незащищенном половом акте составляет 2-4%. Это не так мало. При активной половой жизни в течение года беременность наступает у 85 женщин из 100.
Половые контакты исключаются в так называемый опасный период, т.е. за несколько дней до и после овуляции. Чтобы его использовать, нужно достоверно определить время наступления овуляции. Для этого женщина должна вести календарь цикла и отслеживать овуляцию специальными тестами (например, определение базальной температуры тела) или использовать специальные тесты на овуляцию. Естественный метод предохранения довольно ненадежный и составляет 65%. Этот способ больше подходит для женщин с регулярным менструальным циклом, которого еще может не быть у подростков.
Идеальным средством избежать неприятных последствий половых отношений в подростковом возрасте является презерватив. Мужской презерватив надевается на половой член. Его использование механически предотвращает попадание семени во влагалище; кроме этого презерватив препятствует инфицированию бактериями и вирусами организма как мужчины, так и женщины. Использование презерватива предотвращает заражение болезнями, передающимися половым путем, и вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Существуют правила использования презерватива. При его надевании необходимо оставлять незанятым небольшое пространство около головки полового члена для спермы, чтобы избежать разрыва презерватива. После эякуляции презерватив необходимо аккуратно снять, не допуская попадания спермы на половые органы женщины. Надежность способа составляет 95%. Использование презерватива оптимально еще и потому, что в этом случае юноша берет на себя ответственность и контроль за возможностью нежелательной беременности и заражение венерическими болезнями. Единственным противопоказанием к использованию презерватива является аллергия на латекс.
Спермициды - химические вещества, оказывающие повреждающее действие на сперматозоиды. Они продаются в виде мазей, гелей, специальных свечек, их оптимально использовать вместе с презервативами. Эффективность составляет 90-95%.
К средствам предохранения, которые также может использовать сам юноша, относится прерванный половой акт, когда эякуляция осуществляется вне влагалища. Однако для его использования подросток должен научиться контролировать свои ощущения во время полового акта, что в период юношеской гиперсексуальности не всегда возможно. С целью контрацепции можно использовать и оральный секс.
из
http://www.mir-malchikov.com
Наши дети прекрасно учатся читать, рисовать и даже играть на скрипке. Если половое воспитание будет включено в общий поток знаний с общими правилами изучения жизненных наук, у наших деток никогда не будет патологий, проблем и «белых пятен» в сексуальных вопросах.
Трудно поверить, но учеными доказано, что человек появляется на свет с сексуальным потенциалом. Более того, в утробе матери младенец уже испытывает эрекцию.
Это качество заложено в физиологии на генном уровне и выражается в психофизических, биологических, эмоциональных реакциях организма. Удовлетворение полового влечения, сексуальность – это врожденная потребность, как дыхание или пищеварение.
Легко объяснимо. Без сексуального влечения давно бы род людской прекратил существовать. Ну кому захочется совершать тяжелые физические действия, не получая никакого удовольствия взамен.
Только для человека акт размножения считается чем-то особенным, святым или постыдным, культовым или запретным. В животном мире сексуальная связь между полами так же естественна, как и другие физиологические потребности.
Младенцу нравится, когда его трогают, гладят в определенных местах. Получение удовольствия от прикосновений, укачивания на руках, ласковых поглаживаний закладывают первые основы отношения к сексу у человека.
В 1-2 года ребенок уже сам может делать себе приятно тактильно. Как в этом случае должны вести себя родители? Никак, это нормально. Можно просто отвлекать его от этого занятия, не акцентируя и не наказывая.
Для того чтобы не создавалось дополнительное раздражение, необходимо постоянно соблюдать правила гигиены, каждый день купать ребенка, подмывать половые органы, не допуская опрелостей и покраснений.
Особенности и задачи сексуального формирования
Детей-дошкольников
В 3-4 года у детей начинают возникать вопросы по поводу разного строения органов у девочек и мальчиков. До этого момента они различались в их сознании только по одежде и вдруг…Сынишка, придя вечером из детского садика, может неожиданно спросить: «Мама, а почему мальчики писают и какают, а девочки только какают?»
Подготовьтесь заранее к подобным вопросам. Не переключайте мысли малыша на другое. Они (мысли) все равно вернуться, только в тот другой момент вас может не оказаться рядом, и ответ не будет таким, как вам хотелось бы.
Представьте, что вас спрашивают о том, как варится каша. Вы же не станете паниковать, переводить разговор или делать торжественно-испуганное лицо. На обычный вопрос малыш должен получить обычный ответ. Какие бы комплексы не жили в вашей голове, постарайтесь не заразить ими ребенка.
В раннем детстве не надо проводить специальные беседы о сексе. Достаточно легко и быстро в нескольких предложениях объяснить дочке, что у тети в животике ребеночек не потому, что она его съела, а потому, что она его там растит. Вот вырастит и родит на свет так же, как и ее когда-то.
Если вы начнете переводить разговор, говорить, что объясните все потом или, еще хуже, ругать ребенка, тема обострится. Она перестанет быть обычной, обыденной.
Девочек
Стереотипы правильного поведения складываются в семье. Девочка узнает, как надо вести себя с противоположным полом, наблюдая за своей мамой, за отношениями между родителями.
Невозможно внушить правильное нравственное поведение моралями и нотациями ребенку, который каждый день видит в жизни примеры, противоречащие словам.
Основное правило любого воспитание – доверие. Дети полностью доверяют нам от самого рождения до того момента, пока мы не убьем в них это чувство. Находясь на волне понимания, сопереживания и взаимного доверия, мама сможет быть в курсе всех удивительных превращений своей дочки.
У младших школьников не проводятся уроки сексуального воспитания, но именно в этом возрасте нужно объяснить девочке, что ее ожидает в ближайшем будущем. Лучше это сделать на своем примере. Показать «случайно» прокладки и ответить на вопросы (они точно будут).
Просто так, не обостряя, чтобы не напугать, и не акцентируя. Пусть в уме будущей женщины менструация воспримется, как естественный физиологический процесс, который подтверждает ее взросление.
Если у нее возникнут вопросы, на которые вам трудно ответить, можно найти компетентную информацию от специалистов на эту тему, адаптированную для детской психики. «Если тебе интересно, почитай». Это будет лучше, чем сенсации от подруги ровесницы. Еще лучше, если вы вместе посмотрите фильм или прочитаете книгу на эту тему.
Нельзя затягивать беседы, откладывая до возраста полового созревания (12-14 лет). Вспомните себя. Уже среди младших школьников эта тема активно муссируется. Пусть ваша девочка узнает об особенностях своего организма не во дворе от «просвещенной» сверстницы, а от вас.
Мальчиков
Реакция половых органов на ласку и прикосновения наблюдаются у всех мальчиков младенческого возраста. Это нормально и не требует никакого вмешательства.
В возрасте 2-3 лет мальчик может научиться сам возбуждать эрекцию. Эти его занятия тоже не должны вызывать паники у родителей. Достаточно не оставлять малыша на долго без штанишек и отвлекать от сексуальных ощущений.
Нельзя наказывать ребенка, а тем более бить по рукам. У человека только формируются рефлексы. Представьте, какой рефлекс у него выработается на сексуальное удовольствие после такого «воспитания». Импотенция только в 5 случаях из ста – последствие какого-либо заболевания. Все остальное – это психологические издержки неправильного полового воспитания.
Идеально, когда шестилетке на вопросы, связанные с половым воспитанием, отвечает папа. В половом воспитании ребенка роль семьи основная. Только здесь мальчик учится относиться к девочке, женщине с вниманием и заботой, потому что она слабее и ранимее.
Папа должен рассказать мальчику, откуда он появился, не вдаваясь в анатомические детали процесса. В Европе еще в 80х годах прошлого века была популярна книга польского автора «Откуда я взялся». Наглядное пособие в картинках для дошколят.
Такую или подобную литературу может взять на вооружение родитель для того, чтобы вопросы ребенка не ставили в тупик.
Подростков
Смешно выглядит взрослый папа, пытающийся рассказать ребенку старшекласснику секреты половой жизни на примере тычинок и пестиков. Как часто он слышит в ответ: «Пап, ты про секс, что ли?». Что-то папа упустил в прошлом, сильно отстал по времени.
Подростку не нужны уже общие понятия. Он их знает и может потеряться только в деталях. Вот тут очень важны наработанные за предыдущие годы доверительные отношения.
Среди молодежи не принято признаваться в своей некомпетентности в сексуальных вопросах. Поэтому за разъяснением в идеале любому тинэйджеру сподручней обратиться к родителям. Отбросьте покровительственный нравоучительный тон. Разговаривайте с ним на равных.
Половое воспитание
Необходимо отметить три важных момента:
- Не бывает отдельно правовое воспитание , патриотическое, половое и т.д. Формирование многогранной полноценной личности – это воспитание вообще.
- У воспитания нет возрастного ценза . Оно начинается в утробе матери.
- Половое воспитание не труднее, но и не легче, чем любое другое . Многие любящие родители, даже не зная, что оно так называется, просто делятся с детьми своим опытом и знаниями, воспитывая примером и любовью.
В семье
Уже несколько десятилетий в России в школах практикуется приглашать сексолога для проведения лекций старшеклассникам на тему полового воспитания. В каждой школе работает психолог. Все это хорошо, только начинать нужно с рождения ребенка.
Если в 2-3 года воспитывать ребенка – это строить новое здание, то в 13 лет, увы, уже можно только покрасить стены. А значит ни детский сад, ни школа не могут возвести стены, только откорректировать. Они уже заложены в семье.
Для того, чтобы малыш получил правильное воспитание с рождения, надо воспитать самих родителей или хотя бы убедить их в ошибках и показать возможность не передавать заблуждения детям:
- Во-первых, необходимо научиться произносить с одинаковой интонацией и без запинок название всех органов тела. Например: «палец», «пенис», «голова», «половые губы», «грудь», «плечо» и так далее.
- Трудно? Придумайте свое семейное слово для обозначения «пениса». Во многих семьях используют слово «пися», «писун». Все корректно, понятно и можно уже говорить об этих органах, не запинаясь.
В детском саду
В семьях, где растет один ребенок или дети одного пола осознание малыша себя мальчиком или девочкой порой несколько отодвигается. Полноценно понять свою принадлежность к тому или иному полу дает детский садик.
Роль воспитателя становится основной в процессе полового воспитания на этом этапе. Из какой бы семьи не пришел ребенок, цели педагога заключаются в том, чтобы адаптировать его в обществе, в коллективе, в группе.
Нужно объяснить мальчикам, что девочек обижать нельзя. Нужно внушить девочкам, что мальчики – это их защитники.
- Дети разучивая танцы к утреннику, разбиваются по парам, мальчик и девочка. Даже движения в танце для них подбираются разные.
- Мальчики наряжаются пиратами, медведями. Очень популярен стал костюм человека-паука. Они играют в защитников, их персонажи сильные и смелые.
- Девочки выбирают наряды принцесс, снежинок, золушек. Они учатся быть нежными, прекрасными и добрыми.
Первая любовь часто зарождается в детском садике и помнится потом всю жизнь.
В школе
Не во всех семьях дети могут почерпнуть правильные знания об отношениях между полами. Порой перед ними с младенчества встают неприглядные картины пьянства, скандалов и насилия.
Школа обязана переубедить ребенка, посвящая уроки примерам из литературы, показать, какая должна быть семья, объяснить, что такое настоящая любовь.
Огромное значение в воспитании играет активное участие школьного психолога. Вся программа занятий его построена на реабилитации детей, создания в их психике уверенную правильную позицию. По сути, психолог призван исправлять ошибки, уже совершенные другими взрослыми людьми.
Среди старшеклассников учителя и воспитатели должны проводить лекции на темы, раскрывающие различные стороны сексуальной жизни.
Классный час может быть посвящен темам:
- физиологические особенности строения мужского тела;
- физиологические особенности женского тела;
- эрогенные зоны;
- незащищенный секс и его последствия;
- секс и любовь и тому подобное.
Проблемы реализации
Половое воспитание – это не второстепенная наука адаптации нового человека в обществе, но и не основная. Сексуальным отношениям можно и нужно учить, как и чтению, рисованию, фигурному катанию и так далее.
Основные принципы любого обучения одинаковы: постепенность, добровольность и собственный пример. Проблемы возникают, когда в одном из пунктов происходит перекос:
- Нарушена постепенность . На малыша вываливается информация, к которой он не был подготовлен. В результате воспитатель добивается обратного эффекта. Ребенок не понимает и пугается. Все непонятное страшно. Иногда младшему школьнику становится просто противно, что в последствии может даже перерасти в импотенцию или фобию.
- Принудительное учение редко приносит хорошие плоды. Какими бы ни были благими намерения учителя, действие равно противодействию. Вспомните, кто из нас читал в школе Алексеева «Петр первый» или Толстого «Анна Каренина»? Единицы! Зато, с каким удовольствием потом «на воле» мы открывали для себя эти произведения. В первом случае это было надо, а во втором мы этого хотели. Большая разница!
- Собственный пример учит лучше, чем тысячи нотаций. Проблемы появляются, когда у взрослого родителя, воспитателя или учителя дело расходится со словами. Грозит это, как минимум, потерей авторитета. Максимум – появление на свет человека с перекошенными сексуальными понятиями.
Видео: Говорит эксперт
Подростковый период (с 11-12 лет) и юность характеризуются половым созреванием. В этот период происходит бурная гормональная перестройка организма, появляются вторичные половые признаки и специфические признаки половой зрелости, такие как менструации у девочек и поллюции у мальчиков.
В этом возрасте возникает чувство первой влюбленности. Поначалу это платоническое влечение. Затем возникает эротическая стадия. В мечтах уже присутствуют чувственные элементы - прикосновения, объятия, поцелуи, которые подросток стремится реализовать на практике в общении с объектом влюбленности. Далее наступает сексуальное влечение.
У девушек сексуальность просыпается позднее, чем у юношей. Девушкам, в первую очередь, хочется выглядеть внешне привлекательными в глазах противоположного пола, они захвачены множеством страхов по поводу своей внешности. Самооценка в этот период бывает занижена и во многом «добирается» за счет внешних факторов - внимания со стороны юношей, молодых, а порой и достаточно взрослых, мужчин, которые имеют не всегда «чистые» намерения. Не имея навыков критического мышления, девушка полностью доверяется тому, кто обратил на нее внимание, которое может быть далеко не бескорыстным. Юноши, в свою очередь, могут начать беспорядочную половую жизнь по принципу «переспать» с любой, кто согласится на сексуальный контакт.
Юношеская гиперсексуальность требует разрядки сексуального напряжения, которая достигается в большинстве случаев мастурбацией. Почти все подростки занимаются мастурбацией. В настоящее время сексологи относятся к мастурбации как к нормальному проявлению гиперсексуальности, помогающему снять ощущение напряженности и физиологического дискомфорта в юношеском возрасте. Родителям не стоит запугивать подростка негативными последствиями мастурбации, ругать или высмеивать его. Следует объяснить ему, что это возрастное явление, и не надо придавать ему слишком большое значение и чрезмерно увлекаться. Об этом с подростком может поговорить отец или значимый мужчина.
Правильное половое воспитание является наиважнейшим в этот период и подразумевает, в первую очередь, разговоры о сексе со своими детьми. Причем разговор не должен состоять только из одних запретов и запугиваний. Не редки случаи, когда девушки, выросшие в условиях жестких запретов со стороны родителей, поступив в колледж или высшее учебное заведение в другом городе, «вырвавшись на свободу», начинают бесконтрольную половую жизнь.
Сексуальная сфера является одной из самых главных в жизни человека. К сожалению, в нашем обществе в большинстве случаев дети узнают о сексе из разговоров со сверстниками или детьми старшего возраста, журналов, рассчитанных на молодежь (например, «Cosmopolitan», «Cool» и т.д.), кино и даже порнофильмов, доступ к которым в повседневной жизни фактически не ограничен. И что после такой «обработки» должно сформироваться в сознании у подростка?
Нельзя недооценивать влияние кино и телевидения. У подростка, который изо дня в день видит по телевизору сцены насилия и жестокости, вырабатывается к ним некий «душевный иммунитет». Он становится равнодушным, более жестким и эгоистичным, что в будущем может сказаться на взаимоотношениях с противоположным полом в интимной сфере.
К сожалению, в нашем обществе не редки случаи, когда родители либо не разговаривают со своими детьми о сексе, либо делегируют эту задачу школе, а порой и вообще не задумываются над этим вопросом, считая, что и так все само собой образуется. Основанием, как правило, служат рассуждения типа «жили ведь сами как-то, никто ничего нам не объяснял в свое время, родили же детей».
Это подтверждается результатами социологического исследования (квотная выборка), проведенного в 2009 году в пяти областях Казахстана Институтом социальных исследований (г.Алматы). Так, фактически мало семей, где говорят с ребенком о сексуальных знаниях - 39,2процент. Не говорили 56,2процент респондентов. Причем, русских семей, где вели такие беседы, больше на 5,6процент. Среди тех, кто не разговаривали со своими детьми казахов больше. Также анализ ответов респондентов на вопрос «Доводилось ли Вам разговаривать с Вашим ребенком о сексуальности или Вы предпочли передать эту миссию кому-нибудь другому?» показал, что беседы о сексуальности ведут родители с высшим образованием, тогда как родители со средним образованием избегают подобных разговоров с детьми.
Анализ ответов взрослого населения на вопрос «Что мешает разговорам о сексуальности?» показал значимые отличия по национальности - казахи больше русских выдвинули культурно-ценностные причины, которые препятствуют беседам о сексуальности. Русские респонденты, в свою очередь, поставили на первое место отсутствие знаний, как об этом говорить.
Родители, к сожалению, не учитывают, что «природа не терпит пустоты» - если половым воспитанием они не занимаются, то этот вакуум кем-то или чем-то заполнится. Например, известны случаи, когда девушки поддавались на уговоры молодых людей, с которыми дружили, соглашаясь на анальный секс, чтобы сохранить целостность девственной плевы до свадьбы. Причем эти девушки искренне считали, что сохраняют свою «чистоту». Им в голову не приходило, что анальный половой акт относится к сексу.
Важным моментом должны стать не запреты, а правильные установки. Например, не запугивать девушек, что мальчикам и мужчинам от них только одного и надо (секса). Необходимо объяснить подростку, что секс является неотъемлемой частью человеческого существования, что он является естественной потребностью не только для мужчин, но и для женщин. Но всему свое время. Необходимо дать понять как девушкам, так юношам, что у девушки (женщины) есть особая миссия - стать матерью. И от того, как она будет относиться к своему телу, будет зависеть не только ее здоровье, но и здоровье ее будущих детей. Однако интимная жизнь не ограничивается только целью деторождения. Это целый пласт взаимоотношений между мужчиной и женщиной, скрытый от всеобщего обозрения. Интимные отношения должны нести в себе взаимное уважение, радость и удовольствие.
Если с девушками родители еще пытаются разговаривать о сексе, большей частью запрещая его и предостерегая от половой жизни, то с мальчиками и юношами зачастую на эти темы не беседует. Конечно, начинать половую жизнь в возрасте, когда психика подростка не стабильна, и его личность еще не является зрелой, не желательно. Однако современные подростки, несмотря на запреты и жесткий контроль со стороны взрослых, во многих случаях начинают половую жизнь рано, еще до совершеннолетия. Например, по данным Минздрава России, уже в 1997 году почти каждый десятый аборт приходится на девушек 14-19 лет.
Раз запреты и контроль являются малоэффективными, наиболее конструктивным решением проблемы, на наш взгляд, является пересмотр родителями, педагогами и медицинскими работниками своих подходов и методов в вопросах полового воспитания. Например, несмотря на катастрофическое распространение инфекций, передающихся половым путем (ИППП), мало кто из юношей пользуется презервативами. По данным ВОЗ, ежегодно в мире каждый двадцатый подросток заражается ИППП. Ведь презерватив необходимо использовать не только для предохранения от нежелательной беременности, но и для защиты от венерических инфекций. Да и девушки не настаивают на том, чтобы во время полового акта партнер надевал презерватив, мотивируя тем, что он не хочет этого делать, т.к., якобы, понижается чувствительность. Конечно, почти все инфекции, кроме СПИД/ВИЧ, излечимы. Но наличие ИППП может привести в будущем к бесплодию, причем как у девушек, так и у юношей, половой слабости и импотенции. Таким образом, необходимо делать акцент в воспитании подростка на жизненно важных вещах - это вопрос уважения партнера и безопасности не только собственной жизни, но и жизни будущих детей. Следствием перенесенных ИППП, может стать стойкое бесплодие, как у женщин, так и мужчин. Это уже вопрос социальной ответственности, без которой уже невозможно представить успешное общество, к которому мы стремимся.
В силу сложившегося менталитета, одной из самых закрытых тем в нашей стране является сексуальное насилие и безответственное половое поведение в семье. Так, сексуальное насилие по отношению к супруге даже не квалифицируется как насилие. Бывают случаи, когда женщину не спрашивают о ее желании секса, она рассматривается мужем как объект, который обязан предоставлять свое тело в его распоряжение любое время и в любом месте по его желанию. Соответственно, женщины в таких семьях так и не познают радость и удовольствие от интимных отношений. Они не могут сопротивляться, выражать свое мнение, т.к. с детства у них сформировался менталитет «жертвы». С большой долей вероятности, девочки, выросшие в таких семьях, сами становятся «жертвами», а мальчики повторяют схемы поведения своих отцов по отношению к своим сверстницам, а в будущем, к женам и дочерям. Таким образом, получается замкнутый круг. Только пересмотрев свое отношение к себе и к своему/своей супругу/ге, у поколения наших детей может появиться возможность вырваться из такого замкнутого круга.
В случаях, когда родители испытывают затруднения в вопросах полового воспитания, стоит обратиться к психологу, который сможет поговорить на эту тему, как с их ребенком, так и провести некий ликбез с ними самими.
Садыкова А.Ж.
ГЛОССАРИЙ
Анальный половой акт - непосредственный контакт слизистой прямой кишки и ануса с половыми органами.
Вторичные половые признаки - у человека - признаки, характеризующие изменения в строении и функции различных органов, определяющих половую принадлежность и зрелость. Вторичные половые признаки зависят от первичных, развиваются под воздействием половых гормонов и появляются в период полового созревания. К вторичным половым признакам относятся:
Особенности развития костно-мышечной системы, пропорций тела, подкожножировой клетчатки и волосяного покрова;
Степень развития молочных желез,
Особенности поведения и др.
Гиперсексуальность - повышенная половая возбудимость. В умеренной степени свойственна определенным возрастным периодам (например, подростковому возрасту). Юношеская или пубертатная гиперсексуальность проявляется в юношеском возрасте в форме фиксации психики на сексуально-эротических впечатлениях и фантазиях. У подростков она связана с максимальной возрастной продукцией гормона тестостерона и проявляется в спонтанных эрекциях, сопровождается частыми поллюциями (большей частью во сне) и другими проявлениями повышенной половой возбудимости. Подросткам-мальчикам свойственно мастурбировать, т.к. таким способом они избавляются от избыточной половой возбужденности.
Поллюция (от позднелат. pollutio - марание, пачканье) - естественное, непроизвольное, происходящее чаще всего во сне извержение семенной жидкости у юношей и мужчин, как правило, с 13 лет (часто сопровождающееся приятными сновидениями). Может возникать при долгом сексуальном воздержании. Поллюция - одно из проявлений полового созревания. Частота поллюций индивидуальна для каждого человека. В некоторых случаях поллюции могут происходить каждую ночь или даже несколько раз за ночь.
Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
Половое воспитание – это система мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Задача полового воспитания – способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию детородной функции, соблюдению нравственных норм в половом поведении, содействовать укреплению брака и семьи. Представление о том, что половым воспитанием надо заниматься тогда, когда дети вступают в период полового созревания, неправильно, так как часть вопросов надо решать уже в детстве. Малыш вступает в мир не абстрактным дитятей, но будущим мужчиной или женщиной. Даже уход за ними не одинаков, а тем более – воспитание. Цель педагогических забот взрослых – как можно деликатнее учить мальчика быть мужчиной, девочку – женщиной. Медики и психологи считают, что утрата чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего «Я», нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания влияет на семейную жизнь разрушающе.
Половое воспитание должно быть составной частью комплекса учебно-воспитательных мероприятий, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе и т.д. Необходима строгая дифференцировка полового воспитания в зависимости от пола, возраста, степени подготовленности детей. Обязательное условие эффективности полового воспитания – единый подход со стороны родителей, медицинских работников, педагогов, воспитателей. Неподготовленность и неосведомлённость подростков в вопросах пола нередко является причиной тяжелых жизненных ситуаций. Неосведомлённые в вопросах пола подростки часто пугаются и стыдятся физиологических изменений, происходящих в их организме. Не найдя ответа у родителей и педагогов, они нередко прибегают к случайным источникам, получая, как правило, искаженные сведения. В свое время В.Г.Белинский отмечал, что нравственная чистота вовсе не заключается в неведении, но подразумевает сохранение добродетели при достаточной осведомлённости. Большую опасность несёт в себе и противоположная тенденция, характеризующаяся ростом сексуальной тематики в литературе, кино и на телевидении. В связи с этим очевидна роль полового воспитания в общей системе воспитания подрастающего поколения.
Половое просвещение заключается в ознакомлении детей с анатомо-физиологическими, сексологическими, гигиеническими и другими сведениями по вопросам пола и половой жизни.
15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
В процессе полового воспитания можно условно выделить несколько этапов: 1-й до 5-7 лет, 2-й – 7-13 лет, 3-й – 12-15 лет, 4-й – 15-17 лет.
Родителям необходимо знать, прежде всего, физиологические особенности развития ребёнка, то есть какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы. Надо знать также, что является нормальным в сексуальном (половом) развитии ребёнка (например, у мальчиков первого года жизни перед мочеиспусканием может наблюдаться эрекция (напряжение полового члена). С первых дней жизни ребёнка необходимо проводить туалет наружных половых органов. После каждого мочеиспускания ребёнка подмывают без мыла, после дефекации – с мылом. При этом девочек надо подмывать в направлении спереди назад. Необходимо прививать гигиенические навыки по уходу за телом, умению подмываться (с 5-летнего возраста), регулярному мочеиспусканию и опорожнению кишечника. Необходимо устранять раздражающие действия на эрогенные зоны (избегать ношения тесной одежды, лечить глистные инвазии). Формированию понятия половой принадлежности способствует то, что взрослые постоянно подчёркивают: это дядя, это тётя, это мальчик, девочка. В 3 года ребёнок заявляет: «Я мальчик» или «Я девочка». Он уже знает назначение многих органов тела. Дети в этом возрасте задают вопросы типа: «Откуда я взялся?» На эти вопросы следует отвечать, например, так (для матери): «Я родила тебя в роддоме» Можно привести сравнения из жизни животных. Излишняя детализация процесса рождения может пробудить в детях интерес к сексуальным подробностям. Не надо отказываться отвечать на вопросы, это лишь увеличивает интерес ребёнка к теме, заставляет искать ответ у более «осведомлённых» лиц. Что касается вымысла и сказок, к которым иногда прибегают родители, то со временем наступает разоблачение этих уловок и как следствие возникает недоверие детей к родителям, стремление побольше узнать о скрываемой от них стороне жизни.
Важно добиться у ребёнка уважения ко всему, что связано с рождением, и, в первую очередь, почтительное отношение к матери. Ребёнку надо внушить, что он появился потому, что мать и отец любили друг друга и очень хотели его появления. С первых лет жизни необходим дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек. Мальчикам покупают одни игрушки, девочкам – другие. Игры детей разные. Мальчики чаще играют в войну, а девочки – в куклы. Воспитание сына – это, прежде всего, будущего мужа, отца. Если мальчик с раннего возраста с уважением относится к матери, бабушке, сестре, то впоследствии будет так же относиться и к девушке, жене. В семье отношение к мальчику должно быть строже, неудачи следует критиковать резче. Будущих мужчин с раннего детства необходимо готовить к преодолению жизненных трудностей. С раннего возраста важно требовать от мальчиков, чтобы они защищали девочек, уступали им место, помогали выполнять более тяжелую физическую работу. У девочек же надо воспитывать правильное отношение к мальчикам, учить проявлять чуткость, заботливость. В дошкольном возрасте у девочек проявляется желание наряжаться, украшать себя. Они, подражая взрослым, красят губы, подводят брови, хотят быть красивыми. Надо не высмеивать раннее стремление девочек к красоте, а прививать им основы хорошего вкуса, чувство меры. При этом половое воспитание тесно связано с эстетическим.
У детей в семье должны быть определённые обязанности. Мальчик, девочка после игры могут убрать игрушки в коробку. Чем старше ребёнок, тем сложнее обязанности.
К.Д.Ушинский указывал на то, что стремление некоторых родителей огородить своего ребёнка от труда и любой ответственности, создать максимум благ и минимум трудностей, приводит к моральному притуплению, скуке, погоне за низменными наслаждениями.
Родители должны внимательно следить за половым развитием ребёнка.
Одно из наиболее частых проявлений задержки полового развития у мальчиков – крипторхизм, когда одно или оба яичка находятся в паховом канале или брюшной полости. При этом очень важно начать лечение как можно раньше, так как крипторхизм приводит к перерождению ткани яичек и к бесплодию. Бить тревогу надо и в том случае, если яички будут прощупываться как очень маленькие горошины, что говорит об их недоразвитии.
У мальчиков может наблюдаться врождённое расширение вен семенного канатика (варикоцеле ): в области мошонки появляется клубок выпячивающихся сосудов. Устранить это можно только хирургическим путём.
В первое время после рождения у мальчика внутренний листок крайней плоти как бы склеен с поверхностью головки полового члена. Такое состояние называется физиологическим фимозом и не должно вызывать опасений. На 2-м или 3-м году жизни ребёнка происходит самопроизвольное отделение крайней плоти от головки полового члена.
Однако у некоторых детей отверстие крайней плоти узкое и головка не обнажается. В этом случае требуется несложная операция – рассечение крайней плоти; если этого не сделать своевременно, могут развиться осложнения, например, парафимоз – ущемление головки полового члена вплоть до омертвения тканей.
При заболеваниях центральной нервной системы (ЦНС), опухолях, эндокринных желез возникает преждевременное половое развитие мальчиков. Такие мальчики в первые 2-3 года жизни быстро растут, в 3-5 лет их рост может соответствовать росту 7-8-летнего ребёнка. Зоны костного роста закрываются раньше – в 8-10 лет, вместо 19-20 лет. Интенсивно развиваются мышц, фигура становится непропорциональной. Рано, с 2-3 лет начинает расти половой член, а размеры яичек могут отставать от возрастной нормы. Преждевременно появляется и огрубение голоса. При начавшихся признаках раннего полового развития родители должны обратиться к эндокринологу. При ушибе или ранении половых органов ребёнка надо показать врачу. Если у девочки при этом произошло повреждение девственной плевы родители, должны сохранить документ, выданный врачом.
На втором этапе – 7-13 лет – дети, до того дружно игравшие вместе, чётко разделяются на два лагеря: мальчики-девочки. Ребёнок выбирает себе половую (в социальном отношении) роль. В это же время формируется и характер. В этом возрастной период жизни ребёнка особую роль играют взаимоотношения родителей, которые воспринимаются им как образец взаимоотношений полов. В семьях, где мать требовательная, эмоционально сдержанная, а отец ласковый, уступчивый, девочки часто вырастают резкими, мужиковатыми, а мальчики – феминизированными. В играх детей этого возрастав нередко отмечаются мужское или женское социальное поведение: казаки-разбойники или дочки-матери и т.д.
Мальчик может играть в дочки-матери, но быть при этом отцом или сыном. Если же он легко соглашается на роль «мамы», «дочки», - над этим уже стоит серьезно задуматься. Но вмешиваться в детские игры не стоит, даже если они кажутся неприличными. Каждый 6-й ребёнок при игре в больницу, в доктора обнажает живот или ягодицы, каждый 8-й – половые органы. Педагогическое вмешательство может потребоваться только в тех случаях, когда в игре участвуют более старшие дети и подростки, которые могут оказать дурное влияние на детей. Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиками и девочками важно воспитать такие нравственные качества, как стыдливость, готовность оказать помощь. Необходимо формировать общие интересы (посещение музеев, театров и т.д.). Нередко в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей возникает чувство симпатии, влюблённости. В таких случаях не надо фиксировать на этом внимание ребёнка, лучше постараться переключить его интересы на книги, игры и т.д.
Третий период (с 12-14 лет у девочек, с 13-15 лет у мальчиков) – подростковый период, период полового созревания. К этому периоду подростки особенно девочки, должны приобрести все необходимые навыки ухода за собой. Мать должна подготовить девочку к появлению менструаций. Половое воспитание в этот период должно учитывать происходящие в организме подростка функциональные изменения. Этот возраст характеризуется усилением функции эндокринных желез, особенно половых, что, способствует постепенному пробуждению полового влечения.
Характер появления новых черт: стремление к самостоятельности, самоутверждению. У подростков особенно выражена дисгармония между процессом полового созревания, проявлением полового влечения и уровнем зрелости. Поэтому очень важно, чтобы представление о половом развитии и гигиенических навыках подросток получил от родителей. Девочку в этот период следует подготовить к тому, что у неё появятся менструации, а мальчика – к появлению поллюций. Матери должны научить правилам туалета девочек при менструациях, ведение менструального дневника. Рассказать о физиологии этого явления, об одежде, питании и режиме в этот период. Мальчики должны знать, что поллюции – это закономерное, естественное явление, при котором необходимо соблюдение правил элементарной гигиены.
Очень важно в период полового созревания оберегать подростка от преждевременного пробуждения чувственности; решающую роль при этом имеют условия жизни в семье. Такие явления, как пьянство, безнравственное поведение взрослых формируют распущенность, цинизм. Возбуждающе действуют эротические сцены в жизни, кино, литературе. Вредное влияние оказывает разрешение детям подолгу нежиться в постели, обильная жирная и пряная пища, сладости. Совершенно не допустим алкоголь.
Основная цель полового воспитания подростков – воспитать в них моральную устойчивость к разным развращающим влияниям.
Четвёртый этап – половое воспитание подростков старшего школьного возраста (юношей и девушек) и окончивших школу должно заключаться в освещении вопросов взаимоотношений полов в нравственном, социальном и гигиеническом аспектах, изложения основ гигиены и физиологии половой жизни, гигиены брака. В этот период у девушек возникает желание нравиться окружающим, стремление к любви, ласке. Юноши присматриваются к девушкам, стараются выглядеть взрослее, в связи, с чем нередко перенимают привычки взрослых (в том числе вредные: курение, употребление алкоголя). Молодые люди иногда чувствуют себя неловко в обществе сверстников противоположного пола и в этот период важно тактично помочь им. Если жизнь молодых людей наполнена увлекательными делами, то чрезмерного интереса к вопросам пола обычно не возникает. В связи с этим важное значение в этот период имеет воспитание творческих наклонностей, занятия физкультурой и спортом, которые способствуют гармоничному развитию организма. В юношеском возрасте между юношей и девушкой могут установиться дружеские отношения, что нередко пугает родителей и педагогов, которые иногда прибегают к всевозможным запретам, приводящим чаще всего к конфликтам. Вместе с тем, проявляя деликатность взрослые не должны занимать позицию полного невмешательства. При половом воспитании юношей важно сохранить у них чувство нежного отношения к матери, что «если, вырастая, ребёнок не научился любить родителей, братьев, сестёр…, очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить избранную женщину». Родители должны воспитывать у сыновей мужскую сдержанность, уважение к девушке. В половом воспитании девушки необходимо большее внимание уделять разъяснению понятий «девичья честь», воспитанию чувства женского достоинства. Половое воспитание проводят родители, медработники, воспитатели и педагоги.