Что умеет ребенок по месяцам. Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года
Знание того, что должен уметь ребенок в 1 месяц, поможет родителям заложить правильную основу физического и психологического развития малыша. Многие папы и мамы удивляются, что такой крохотный человечек уже обладает определенными навыками. Несмотря на то, что в первые недели после своего рождения грудничок много спит, с ним необходимо заниматься специальными упражнениями, чтобы развивать его умения. Короткие моменты активности ребенка можно провести с огромной для него пользой.
В этом возрасте малыш должен набираться сил, и делает он это в основном во сне, проводя в активном состоянии всего лишь около 4 часов в сутки
Физическое развитие
Большую часть времени первого месяца (около 20 часов в сутки) новорожденный спит. Чаще всего во сне младенец находится в позе «лягушки» – лежит на спине, подняв вверх ручки, согнув их в локтях и раздвинув в стороны согнутые ножки. Некоторые дети спят на животе, подтянув колени к груди и повернув голову набок. Педиатры рекомендуют именно так укладывать малышей, потому что в таком положении сон ребенка протекает значительно спокойней, а также реже возникают колики.
Во время бодрствования грудничок совершает ручками и ножками некоординированные движения. Это происходит потому, что мышцы младенца находятся в физиологическом гипертонусе, который обычно проходит к концу третьего месяца. Если малыша во время бодрствования положить на животик, он приподнимет головку и будет пытаться удерживать ее несколько секунд.
Зрение крохи еще несовершенно, но к концу первого месяца жизни он уже может различать лица, улыбки, следить взглядом за яркой игрушкой
Как развивается зрение, мимика, слух и речь?
Органы зрения новорожденного малыша являются незрелыми, поэтому он видит окружающий мир нечетким и не может сконцентрировать взгляд на конкретном предмете. Однако если вы на расстоянии 60 см от лица ребенка поместите яркую игрушку, то увидите, как взгляд малыша задержится на ней. К концу месяца грудничок научится следить глазками за медленно перемещаемым предметом. В этот период можно подвешивать над детской кроваткой яркие вращающиеся игрушки.
Специалисты выяснили, что больше всего малыша привлекают лица людей. Новорожденный любит рассматривать часто склоняющееся над ним мамино лицо и обращает при этом внимание на ее мимику. Вы можете заметить, что ребенок, которому исполнилось 2-3 недели, повторяет за вами активные движения: улыбается, высовывает язычок, вытягивает губки трубочкой.
Новорожденный обладает хорошим слухом. Уже в первый месяц своей жизни малыш пытается найти источник звука, поворачивая во все стороны голову. Ребенок умеет выделять знакомый и приятный ему мамин голос. Женщина может успокоить плачущего младенца, ласково заговорив с ним: малыш притихнет и станет прислушиваться. Месячный ребенок отлично различает и эмоции. Если мама раздражена или расстроена, ему тоже некомфортно.
Все свои желания грудничок выражает плачем. Со временем вы сможете понять, что именно «говорит» малыш. Ребенок по-разному плачет, когда голоден, требует сменить пеленки, испытывает холод или жару, чувствует боль или усталость. К концу первого месяца малыш начинает издавать различные звуки: пищать, фыркать и даже имитировать слоги. В этот период грудничок может порадовать родителей первой осознанной улыбкой, которая является эмоциональной реакцией на обращение к нему человека.
Так называемый хватательный рефлекс — один из показателей нормального развития вашего малыша
Важные рефлексы
Природа наделила новорожденного безусловными рефлексами, чтобы он мог адаптироваться к окружающему миру и подготовиться к осознанным движениям. Их оценка должна проводиться в теплой комнате, на ровной поверхности. При этом малыш не должен быть усталым, голодным или мокрым. У ребенка, имеющего здоровую нервную систему, на первом месяце жизни должны присутствовать следующие рефлексы:
- Сосательный . Если в ротовую полость младенца попадет какой-либо предмет (соска, сосок), он начнет совершать ритмичные сосательные движения. Доношенный малыш рождается с этим важным рефлексом и сохраняет его на протяжении первого года жизни.
- Поисковый . Если нежно коснуться уголка рта ребенка, он опустит нижнюю губу и станет активно искать материнскую грудь. При этом более грубое касание рта малыша может вызвать другую реакцию: ребенок почувствует раздражение и отвернет голову в противоположную сторону.
- Ладонно-ротовой . Если умеренно надавить на ладонь младенца, он откроет рот и наклонит голову вперед.
- Хватательный . Грудничок ухватывает и прочно удерживает пальцы взрослого, вложенные в его ладонь.
- Защитный . При выкладывании на живот малыш незамедлительно поворачивает головку набок. Этот рефлекс обеспечивает ребенку возможность дышать в этом положении. Именно поэтому во время сна на животике здоровый ребенок не задохнется.
- Ползания . Если выложить малыша на живот и прикоснуться к его стопам, он будет пытаться оттолкнуться от ладоней взрослого.
- Автоматической ходьбы . Если придать ребенку вертикальное положение таким образом, чтобы он «опирался» ножками о твердую поверхность, и немного наклонить вперед, младенец начнет «ходить».
Детки в первый месяц жизни любят спать на спине в позе лягушки и уже могут проснуться от резких звуков
Что должен делать месячный малыш?
Все дети развиваются по-разному. Однако к концу 4-й недели своей жизни они должны овладеть определенными навыками. Родителям необходимо не только правильно ухаживать за младенцем, но и следить за его развитием. , умеет:
- В положении на животе приподнимать и непродолжительно удерживать голову
- Прислушиваться к звукам, поворачиваться к их источнику, выделять голос мамы среди других голосов
- Вздрагивать, услышав резкий звук
- Захватывать легкую погремушку или палец взрослого
- Следить взглядом за медленно перемещающимся ярким предметом
- Издавать некоторые гласные звуки
- Фиксировать взгляд на склоненном над ним лице
- Улыбаться в ответ на улыбку или ласковые слова.
Чаще держите ваше сокровище на ручках, ведь ребенку это внушает спокойствие и помогает почувствовать себя лучше
Чтобы вся семья, в том числе новорожденный малыш, находилась в спокойной, благоприятной обстановке, при общении с ребенком нельзя проявлять нервозность. Грудничка первых недель жизни лучше всего чаще брать на руки: слыша биение сердца родителей, чувствуя запах маминого молока, малыш успокаивается. Дети любят качаться, поэтому покачивайте его на руках, в колыбели, детском шезлонге. Очень важно следить за температурой и влажностью в помещении, где находится новорожденный.
Чтобы развить слух и речь младенца, чаще рассказывайте ему стихи, потешки, сказки, пойте песни. Комментируйте все свои действия, называйте предметы вокруг. Малыш будет пытаться вступить с вами в «диалог», станет активнее произносить звуки и улыбаться. Разговаривая с грудничком, всегда сохраняйте хорошее настроение.
Для новорожденного очень важны тактильные ощущения. Чаще выкладывайте его на животик, поглаживая при этом спинку, ручки и ножки. Помещайте перед малышом яркие предметы, игрушки, побуждая его тем самым тянуться вперед. Включайте ребенку классическую музыку. Специалисты уверяют, что спокойные мелодии помогают детям лучше развиваться и чувствовать себя более уверенно.
Помните, что каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе. Если ваш малыш к концу 1-го месяца чему-то не научился, не расстраивайтесь. В ближайшие недели он обязательно догонит своих ровесников и приобретет необходимые навыки. Если вы все же чем-то обеспокоены, обратитесь к детскому врачу.
Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.
Первые умения
Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:
- умеет следить глазками за перемещением объекта (или света);
- водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком;
- дарит близким первые улыбки;
- умеет держать голову в вертикальном положении;
- меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону;
- тянется за погремушкой;
- сидит;
- осваивает гуление.
Физическое развитие ребенка
К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.
В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.
Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:
- в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
- ползать по лестнице;
- забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
- детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.
Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.
Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.
Психомоторное развитие крохи
В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.
К годику ребенок обладает следующими навыками:
- умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
- может составить башенку из двух кубиков;
- умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
- осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
- играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
- может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
- играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
- берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
- умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
- катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
- пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
- умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
- копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
- играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.
Эмоции и интеграция в общество
- Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
- Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
- Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
- Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
- В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
- Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя ?>>>
- В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
- Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
- Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
- Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
- Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
- Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.
Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.
Смотрите также в моем видеоуроке о развитии малыша в 12 месяцев:
Становление речи
В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.
Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.
Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.
У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.
Что еще знает ребенок в один год:
- отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
- умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
- знает, как его зовут, откликается на свое имя;
- пытается повторить новые слова;
- знает слова «можно» и «нельзя».
Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.
Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.
Годовасики и их навыки самообслуживания
В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:
- Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой;
- Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки;
- Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется;
- Умеют откусывать и жевать твердую пищу (печенье, хлеб, банан). Читайте также: как правильно кормить ребенка ?>>>
- Умеют мыть руки, вытирать их полотенцем. Детей очень легко научить этому действию, несколько раз показав собственный пример. Подробнее о том, как развить самостоятельность у ребенка ?
- Начинают понемногу осваивать горшок. Узнайте, с какого возраста приучать ребенка к горшку ?
В этом возрасте достаточно, если малыш знает, для чего нужен горшок, умеет соотносить мокрые штанишки и свои естественные потребности.
Хорошо, если он принимает какой-нибудь условный звук, который обозначает желание сходить на горшок, хотя такое понимание может прийти значительно позже годовалого возраста. Для этого можно усаживать деток на горшок, произнося этот самый условный звук. Они очень быстро запомнят его.
К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором навыков. Каким будет этот набор – зависит в большей степени от родителей. В этом возрасте нужно не только показывать крохе окружающий мир и разговаривать с ним, но и давать малышу больше самостоятельности (под присмотром старших). Позвольте ребенку поучиться на собственном опыте, и вскоре вы будете удивлены результатом!
В 1 год и 6 месяцев ребенок должен уметь:
– в кулаке, есть жидкую пищу, пить из чашки, почти не проливая;
– отрицательно относиться к нарушению чистоты;
– сообщать о своих физиологических потребностях;
– спокойно относиться к умыванию.
В 1 год и 9 месяцев:
– самостоятельно есть любую пищу из своей тарелки;
– самостоятельно снимать и надевать шапку и обувь;
– обращать внимание на грязное лицо и руки;
– заранее проситься на горшок;
– стремиться делать все самостоятельно («я сам!»);
– знать, где лежать его вещи и игрушки.
В 2 года:
– аккуратно есть и пить;
– при умывании тереть ладони и лицо, вытираться;
– полностью стягивать с себя вещи;
– знать, где хранятся вещи, обувь, игрушки и посуда;
– контролировать физиологические потребности;
– пользоваться носовым платком.
В 2 года и 6 месяцев:
– расстегивать и застегивать пуговицы;
– самостоятельно одеваться и при небольшой помощи взрослого;
– сообщать о своих желаниях;
– задавать вопросы.
В 3 года:
– одеваться с небольшой помощью взрослого, а одеваться сам;
– складывать вещи перед сном;
– застегивать пуговицы, завязывать шнурки;
– выполнять простые поручения;
– мыть руки с мылом, вытираться;
– замечать беспорядок в одежде, грязные руки и лицо;
– вытирать обувь, отряхивать варежки и т.д.;
– благодарности, здороваться, прощаться.
Все любящие родители обязательно задумываются над вопросом - правильно ли развивается ? Чтобы ответить на этот вопрос, надо внимательно наблюдать за своим чадом, делать выводы и следовать основным принципам воспитания и развития ребенка.
Прежде всего, уважаемые родители, помните, что каждый ребенок это неповторимая, уникальная личность, которая растет и развивается по своему плану. Даже в одной нет одинаковых братьев и , а близнецы, похожие друг на могут сильно отличаться по характеру и развитию.
Однако в каждый возрастной период есть определенные умения и навыки, которыми ребенок должен обладать. Не ленитесь изучать медицинскую и педагогическую литературу о детях, спрашивать у врачей и воспитателей как развивается ребенок, какие он проявляет способности, что у него получается, а что нет. Многие родители совершают большую ошибку, сравнивая своего малыша с другими . Так нельзя ни в коем случае, ведь это формирует заниженную самооценку ребенка, за следуют различные комплексы.
Не предоставляйте воспитание и развитие вашего ребенка только детскому саду и школе, занимайтесь с ним сами. Учите малыша лепить, клеить, вырезать, делайте вместе с ним поделки. Мама может научить дочку полезному рукоделию, а папа подскажет сыну, как забить гвоздь или смастерить кормушку для птиц. Не жалейте времени на свое чадо, не отговаривайтесь сильной занятостью и усталостью, плоды вашего не замедлят себя ждать. Совместная творческая деятельность и живое участие в жизни ребенка не только поможет его полноценному развитию, но и создаст между вами хорошие, доверительные , которые сохранят его от ошибок подросткового возраста.
Старайтесь больше разговаривать и общаться с , быть в курсе его дел, отвечайте на вопросы малыша, ведь ему так интересен этот удивительный мир. Больше читайте ему, продолжайте делать это даже тогда, когда он сам научится читать. В этом случае чтение станет любимым занятием ребенка, что будет способствовать развитию его любознательности, творческой фантазии, приобретению «врожденной грамотности» и эрудированности.
Пусть малыш посещает какие-нибудь кружки и дополнительные занятия, тогда смогут более ярко проявиться его способности и таланты. Но даже если вы не найдете в своем малыше художественных или музыкальных способностей, не огорчайтесь, скорее всего у него есть другие таланты, которые проявятся позже. В любом случае все кружки и занятия будут полезны ребенку для общего развития.
Главное – щедро дарите малышу и внимание. Это основа воспитания счастливой, полноценной личности.
Видео по теме
Источники:
- Внутриутробное развитие ребенка по месяцам, как происходит?
Чем ближе малыш приближается к своей первой значительной дате, когда ему исполнится полгодика, тем больше он превращается из крошечного комочка в настоящего человечка. Хоть он еще и очень мал, но уже отлично слышит, видит и понимает происходящее вокруг него, привык к любимым людям и активно проявляет целый спектр эмоций.
К этому возрасту большинство детей могут сидеть в подушках или с опорой и уверенно держат при этом голову. 6-ти месячные дети некоторое время могут стоять, держась ручками за кроватку или диван, и даже пытаются перебирать ножками и делать первые шаги. Лежа на спине, ребенок исследует ртом свои собственные ноги, а если его перевернуть на живот, он активно и довольно быстро перемещается по-пластунски. Теперь уже малыш самостоятельно поворачивается в любые стороны, наклоняется.
С учетом увеличивающейся двигательной активности необходимо максимально обезопасить передвижения малыша по дому.
Показатели развития ребенка в 6 месяцев
Любопытство ребенка в этом возрасте не знает границ, он тянется к тарелкам с едой, когда взрослые обедают, пытается есть . Играя с предметами, ребенок полностью берет их в руки, исследует пальчиками и ртом, бросает игрушки и наблюдает за их падением. То есть прикладывает все усилия к изучению окружающего пространства.Для лучшего развития ребенка нужно часто выкладывать его на пол и окружать большим количеством разноцветных игрушек, чтобы стимулировать его стремления к познанию.
В 6 месяцев малыш уже должен хорошо знать свое имя, различать знакомых и незнакомых людей. У него появляются симпатии и антипатии к другим людям, помимо родителей. Ребенок в этом возрасте уже имеет свои вкусы, предпочтения и привычки, проявляет характер. Во время игр малыш может подолгу сконцентрировать внимание на одном предмете, поэтому занятия с ребенком становятся все более интересными и разнообразными. Малыш запоминает название предметов, которые вы ему показываете, и при повторном произношении он смотрит и указывает на них.
Ребенок начинает подмечать важные детали и закономерности, поэтому его интересуют повторяющиеся действия или игрушки, которые одинаково реагируют на определенные его действия. Например, издают определенные звуки при нажатии на кнопку.
Игры с участием взрослых доставляют такому малышу много радости. Он стремится к общению всеми способами: звуками, движениями, взглядами.
Общение с ребенком
Слух и речь 6- уже достаточно развиты, чтобы малыш мог осознанно реагировать на звуки и даже отвечать. При этом его ответы также имеют эмоциональную окраску. Интонацией он может выражать радость, интерес, страх, удовольствие. По голосу малыша маме сразу становится понятно, чего же он от нее хочет.Связанная статья
Каждый ребенок развивается индивидуально, однако существует ряд особенностей, на которые следует обратить внимание. За первый месяц жизни кроха уже успел многому научиться.
Каждый ребенок индивидуален
Для того чтобы женщина могла правильно анализировать развитие своего малыша, ей нужно знать, что он должен уметь делать в том или ином возрасте. Конечно, каждый ребенок развивается индивидуально, однако существуют некоторые особенности, на которые следует обратить внимание. В месячном возрасте ребенок больше спит, чем бодрствует, поэтому неопытные мамочки часто не знают, что кроха уже многое умеет.Особенности развития зрения
Зрение малыша позволяет ему фокусировать взгляд на предметах, следить за их движением по дуге на расстоянии 15-20 см, а также различать контрастные цвета и узоры. В 2-3 недели ребенок начинает рассматривать склонившиеся над ним лица. Если взрослый будет систематически совершать мимические движения, малыш начнет «отвечать» ему взаимностью. Общие движения ребенка еще заторможены. Он дальнозорок, если фиксировать его взгляд на расположенных ближе полуметра предметах, он начнет косить глазами, чтобы сконцентрироваться.Несмотря на то, что месячный малыш большинство времени проводит во сне, он уже умеет концентрировать свое внимание на предметах и различать цвета.
Физиологическое развитие и слух
Слух в этом возрасте развит уже достаточно хорошо, кроха умеет отличать от остальных звуков мамин голос, а также ее запах и прикосновение рук. Он различает звуки по высоте и предпочитает осмысленную речь набору слов. Также к концу первого ребенок пытается издавать свои первые «агу» или «гули». В месячном возрасте физиологическое развитие ребенка требует повышенного внимания. В недолгих промежутках его бодрствования необходимо заниматься массажем и плавательными процедурами. Карапуз еще очень слаб, однако он делает первые попытки приподнять голову, лежа на животике, и поворачивать ее в сторону источника звука.Эмоциональное развитие
В месячном возрасте ребенок уже реагирует на общение с взрослыми, к примеру, концентрирует внимание, улыбается, перестает плакать. В этом возрасте очень важно заниматься с ним, к примеру, включать спокойную тихую музыку, говорить ласковые слова, привлекать внимание яркими погремушками.Эмоциональное развитие малыша напрямую зависит от занятий с ним, чем больше времени мать готова уделить своему крохе, тем быстрее он порадует ее первым "агу".
Развитие малыша зависит от родителей
Развитие младенца напрямую зависит от желания родителей заниматься с ним. Несмотря на то, что кроха еще очень мал, он требует к себе повышенного внимания. Чем больше времени родители будут уделять общению с малышом, тем скорее он начнет держать голову, реагировать на предметы и скажет свое первое «агу».Когда ребенку исполняется 4 года, его познавательная активность увеличивается. Родителям стоит воспользоваться этим, чтобы помочь ребенку развить его интеллект, навыки и умения. Не стоит откладывать подготовку к школе на последний год. Надеяться на то, что образовательных занятий в детском саду будет достаточно, тоже не стоит. Если начать заниматься с малышом в этом возрасте, учеба в школе будет даваться ему очень легко.
Многие родители считают, что в 4 года их ребенок еще слишком мал для каких-либо занятий. Это ошибка. Откладывать помощь в развитии малыша на потом, это одна из самых распространенных ошибок родителей. Для того чтобы научить ребенка чему-то новому, нужно знать что он должен уметь в своем возрасте. Эти знания также помогут определить, соответствует ли его развитие возрасту.
Со стороны внимания ребенок в 4 года должен уметь:
Выполнять данное ему задание, не отвлекаясь на протяжении минимум 5 минут.
Держать в поле своего зрения 5 предметов.
Без посторонней помощи находить одинаковые по форме и цвету предметы.
Складывать состоящие из 4 частей картинки.
Находить различия и сходства и игрушках.
Строить из конструктора простые постройки.
Повторять за взрослыми действия, показанные в последовательности.
Топать ногами и хлопать в ладоши при заданном слове.
Со стороны мышления ребенок в 4 года должен уметь:
Собирать без посторонней помощи пирамидку из колечек (минимум 7 колец).
Называть обобщающими словами общую группу предметов.
В группах предметов находить те, которые не подходят по тем или иным заданным параметрам.
Искать пары предметам.
Уметь подбирать противоположные слова.
Решать несложные логические задачи.
Со стороны памяти ребенок в 4 года должен уметь:
Повторять за взрослыми несколько разных слогов подряд.
Уметь точно выполнить задание, состоящее из 4 команд.
С первого раза называть предмет, который исчезает из поля его зрения.
На слух повторять за взрослыми по 5 слов подряд.
Знать несколько небольших стишков наизусть.
Рассказывать содержание прочитанной взрослыми сказки.
Воспроизводить в памяти яркие события жизни и недавно случившиеся события.
Со стороны мелкой моторики ребенок в 4 года должен уметь:
Запускать небольшие волчки.
Нанизывать на нитку пуговицы и бусинки.
Завязывать на толстой веревке узлы.
Уметь самостоятельно застегивать молнии, пуговицы, крючки на своей одежде.
Соединять точечные рисунки, не отрывая при этом ручки от бумаги.
Раскрашивать рисунки не выходя за контуры.
Писать красками несложные картины.
Проводить линии в нужном направлении и нужного размера.
Со стороны математического развития ребенок в 4 года должен уметь:
Показывать где в комнате стоит один предмет, а где много.
Находить предметы похожие на геометрические фигуры.
Различать правую и левую руки, право и лево, верх и низ.
Научить ребенка считать можно во время прогулки. Спускаясь по лестнице, считайте ступеньки, качаясь на качелях, тоже считайте. Считайте везде и все, что только сможете посчитать. Результат не заставит себя долго ждать.
Со стороны развития речи ребенок в 4 года должен уметь:
Отвечать на вопросы как лает собака, мяукает кошка и т. д.
Рассказывать что умеют делать животные и люди.
Составлять по 4 предложения про ту или иную игрушку или картинку.
Понимать слова обобщения.
Согласовывать слова в падеже, роде и числе.
Произносить буквы, кроме сонорных и шипящих.
Отвечать на заданные ему простые вопросы.
Чтобы развить ребенку словарный запас, логопеды советуют больше времени уделять чтению. Также чтение книг перед сном успокаивает малышей, настраивает на сон и очень благотворно влияет на их развитие.
Со стороны окружающего мира ребенок в 4 года должен уметь:
Называть свои имя и фамилию, и имена родственников.
Знать сколько ему полных лет, город в котором он живет.
Знать времена года и их особенности, профессии, внешние виды дома в котором он живет.
Различать и знать вкус минимум 3 овощей и 3 фруктов.
Если ребенок знает и умеет все, что описано выше, значит, его развитие соответствует возрасту 4 лет. Родителям не стоит останавливаться только на этом. Нужно постоянно стремиться всесторонне развивать малыша. На своем личном примере показывать, что знания это сила. Ведь для ребенка его родители - это главный для подражания. Он считывает и копирует их поведение. Чем больше родители вложат сил в своего ребенка в этом возрасте, тем легче ему будет когда он пойдет в школу.
Совет 6: Что должен знать и уметь ребенок в 1 год и 4 месяца
Многих родителей беспокоит то, насколько полноценно растет и развивается их малыш. Как только ребенку исполняется 16 месяцев, большинство пап и мам начинают активно интересоваться вопросом, какими навыками должен обладать в это время ребенок, задавая его своим родственникам или знакомым, дети которых уже давно подросли.
Физическое развитие
Вне зависимости от пола, малыш в возрасте 16 месяцев должен уметь самостоятельно передвигаться и даже бегать. Причем некоторые дети в этом возрасте способны не только уверенно ходить, но и преодолевать небольшие препятствия. Держась за опору, некоторые дети даже танцуют, что положительно сказывается на укреплении мышц и развитии координации движений.
В 16 месяцев дети с легкостью отзываются на просьбы, помогают папе или маме, активно им подражают. На данном этапе жизни ребенок может справляться с несложными заданиями – подать или отнести какой-нибудь предмет, взять или положить что-либо. Стоит учесть, что уже имеющийся запас навыков у ребенка позволяет ему отличать различные предметы, которые требуется взять или перенести, от остальных вещей в помещении.
Речь, общение и эмоции
К 16 месяцам жизни ребенка его речь принимает осмысленные формы. Вместо непонятного лепета ребенок может произносить короткие и простые слова, так или иначе относящиеся к ситуации. Например, увидев собаку, ребенок в 16 месяцев произнесет отчетливо вслух слово «Абака» и укажет на животное. Как говорят психологи, словарный запас у малыша в данном возрасте может сильно варьироваться от 10 до 60 слов.
Бывают случаи, когда ребенок начинает говорить гораздо позже указанного срока. В данном случае родителям имеет смысл обратить на это внимание. Стимулировать развитие речи поможет выразительное чтение стихов. Простые строчки стихотворения воспринимаются ребенком легче, чем длинные и сложные предложения.
Хорошим стимулом к развитию речи у ребенка является совместное чтение иллюстрированных детских книг. Изучая красочные и яркие картинки, и одновременно слушая мамин или папин выразительный рассказ, малыш учится усваивать информацию и на слух, и визуально.
Простейшие полезные упражнения из комплекса артикуляционной гимнастики позволят развить речевой аппарат крохи и научить его правильно, произносить звуки. По мнению логопедов, к двум годам малыш уже может научиться правильно выговаривать звуки «П» и «Б», «М» и «Н», «А», «О».
Во время чтения книг поощряйте попытки ребенка сказать то или иное слово, указывая ему на объект, к которому данное слово относится. Стоит помнить, что скорость развития речи у детей значительно отличается от способностей памяти: бывает, что дети очень быстро запоминают предметы и их названия, но в то же время испытывают трудности с их правильным произношением. На данном этапе расширяется и спектр эмоций: например, испытывая недовольство или обиду, малыш может выказать их недовольной и сердитой интонацией, часто сопровождая их при этом мимикой, которой дети в 16 месяцев активно пользуются, выражая свои эмоции при общении.
Бытовые навыки
В возрасте 16 месяцев большинство детей учатся есть при помощи ложечки вкусную пищу – пюре, йогурты или сладкие каши. Интересно, что невкусные продукты чаще всего малыш воспринимает с бурной реакцией либо вовсе отказывается от еды, отодвигая от себя тарелку. Во время приема пищи ребенок, как правило, держит ложку в кулачке – переучивать его на этом этапе специалисты считают не целесообразным. Более важным здесь считается проявление детской самостоятельности, когда малыш привыкает кушать без посторонней помощи. Пока малыш ест, сидя в стульчике для кормления, не стоит ему мешать, пытаясь помочь без необходимости.
Примерно к 1 месяцу ребенок начинает совершать более осознанные движения. Если до этого он беспрестанно может махать руками и ногами, то теперь малыш начинает двигаться осознанно. Необходимо регулярно класть ребенка на животик и тогда он быстрее научится держать головку. После месяца он должен научиться отталкиваться от маминой ладошки, лежа на животе. Также лучше будет, если малыш научиться приподнимать одновременно и попу, и голову.
Помимо физической активности, ребенок должен уже воспринимать звуки и голоса. Особенно он должен воспринимать успокаивающий голос мамы. Именно ее голос дети начинают различать из множества других с самого рождения. Знайте, чем лучше ребенок слушает в первые месяцы жизни, тем лучше он будет разговаривать.
В 1 месяц малыш уже умеет радоваться и огорчаться. Конечно, это не так выражено как у взрослых людей, но любые перепады настроения матери сразу передаются и ребенку. Близкие люди могут вызывать у малыша улыбку и восхищение. Возможно, в этот момент услышать его первые «агу».
В первый месяц у ребенка развиваются различные рефлексы:
- хватательный – положите ему на ладошку свой палец и он его должен обхватить;
- поисковый – коснитесь пальцем уголка рта малыша и он должен искать грудь матери;
- двигательный – положите на живот и упритесь ладонью в его стопы ног, ребенок должен отталкиваться от ладони.
В этот момент жизни ребенок должен пугаться слишком громких звуков, но лучше не испытывать его терпение и соблюдать тишину.
Сон в 1 месяц у ребенка составляет 2-3 часа с последующим кормлением. Спокойные дети ночью спят по 6-7 часов без просыпания.
Чтобы ваш ребенок развивался правильно, соблюдайте гармонию в своей семье. В это время лучше отказаться от различных скандалов и отпустить в свободное плавание некоторые свои проблемы. Когда берете ребенка на руки, старайтесь передать ему теплоту и заботу, необходимые малышу в первые годы жизни. Регулярно совершайте поглаживания животика, спинки и стоп ребенка – это поспособствует развитию двигательной активности.
Покупайте малышу только разноцветные яркие или музыкальные игрушки. Это поможет развить зрительный и слуховой рефлексы.
Видео по теме
За первый месяц жизни младенец адаптируется к новым условиям существования вне материнской утробы. Ребенок тренирует мышечный аппарат, сучит ручками и ножками, постепенно перестает принимать позу эмбриона. О своем эмоциональном состоянии кроха сообщает плачем или улыбкой. Сегодня мы расскажем, что должен уметь ребенок в 1 месяц и с какими сложностями могут столкнуться родители в первые недели после рождения малыша.
Рост и развитие ребенка 1 месяца жизни
В месяц кроха быстро растет, хорошо кушает и набирает вес. За последнюю неделю жизни длина его тела увеличилась в среднем на 1,2 см, а масса тела на 250-270 г (на основе данных ВОЗ). Нижняя граница веса для малышей мужского пола в 1 месяц составляет 3,6 кг, верхняя – 6 кг. Для девочек показатели немного ниже: это 3,5 кг (нижняя граница) и 4,6 кг (верхняя граница). Окружность головы увеличивается примерно на 1,5 см за месяц.
Таблица показателей развития ребенка в 1 месяц
Если вес или рост месячного ребенка значительно отличаются от нормы, то причинами могут быть следующие факторы:
- выбранный способ вскармливания (грудное/искусственное кормление);
- наличие проблем при кормлении малыша (отказ ребенка от груди, аллергия, недостаточная лактация молока);
- особенности протекания беременности и процесса родов (к примеру, ребенок родился раньше срока);
- наличие у ребенка заболевания, влияющего на параметры роста/веса;
- наследственность;
- экология (наличие у матери вредных привычек, опасные факторы окружающей среды).
Физическое развитие ребенка в 1 месяц
Первые недели жизни ребенка можно назвать периодом адаптации к самостоятельной жизни вне маминой утробы. Рассмотрим самые основные особенности физического развития ребенка, которые происходят в организме малыша в возрасте одного месяца.
- После появления на свет перестраивается система кровообращения малыша. Происходит интенсивное кровоснабжение печени и головного мозга.
- Иммунная система учится вырабатывать специфические иммуноглобулины для борьбы с инфекциями.
- Почки адекватно выполняют свои первые функции, но еще до полугода они будут незрелыми, и только спустя это время начнут полностью функционировать.
- Дыхательная система грудничка обеспечивает ткани организма кислородом и выводит углекислый газ.
- Движения ребенка становятся все более уверенными: он уже может плавно подносить ручку ко рту или своему лицу.
- На носике, щечках и лбу малыша исчезают белые «песчинки» – милиумы, которые можно было наблюдать у ребенка после его появления на свет.
- Лежа на животе, малыш поворачивает голову и ненадолго пытается поднимать ее от поверхности, примерно на 45 градусов. Некоторые младенцы способны в месяц держать голову под прямым углом и немного поворачивать ее. Самые активные груднички в этом возрасте делают попытки приподнять голову в положении лежа на спине.
- Клиновидный и задний роднички на головке ребенка начинают затягиваться. Это очень медленный процесс, на их закрытие понадобится, по меньшей мере, еще несколько недель. Большой родничок обычно закрывается позже, на процесс его окостенения уходит около года.
- Кожа крохи в первый месяц продолжает немного облазить, особенно между пальчиками. Она уже не такая сухая, какой была после рождения. При необходимости можно увлажнять кожу малыша специальным гипоаллергенным детским молочком или кремом с маркировкой 0+.
- Важным показателем здоровья у крохи является благоприятное заживление пупочной ранки. В месячном возрасте она покрыта корочкой и не кровоточит. В процессе ухода за младенцем мама должна следить за состоянием пупка, проводить его обработку перекисью водорода или зеленкой, а в воду для купания для обеззараживания добавлять слабый раствор марганцовки.
Обследования ребенка в 1 месяц
После выписки из роддома ребенка посещает участковый педиатр или медицинская сестра. Они осуществляют патронаж новорожденных. За первые 4 недели врач навестит кроху не менее 2-х раз, а медсестра – 4 раза.
С момента исполнения ребенку месяца родители должны ежемесячно приходить с ним в поликлинику к педиатру на осмотр. Врач оценит общее состояние крохи, проверит наличие основных рефлексов, ощупает животик, послушает легкие и сердце. Помимо этого педиатр взвешивает малыша, измеряет длину его тела, окружности груди и головы.
Также младенца в 1 месяц должны осмотреть:
- невролог;
- офтальмолог;
- ортопед;
- хирург.
Если в роддоме не проводились дополнительные обследования, то ребенку необходимо пройти еще несколько важных исследований – это УЗИ головного мозга (помогает увидеть строение мозга малыша), УЗИ тазобедренных суставов (необходимо для исключения дисплазии суставов), а также УЗИ органов брюшной полости и почек (для выявления/исключения наличия нарушений в строении внутренних органов на раннем этапе).
Что касается прививок, то в месяц ребенку делается вторая вакцинация против вирусного гепатита В (первая прививка ставится новорожденным в первые 24 часа после появления на свет).
Первые достижения: что умеет месячный малыш
Речь | Выражает ощущение дискомфорта плачем. Иногда кроха издает произвольные отдельные заднеязычные звуки «к», «г». |
Слух | Вздрагивает от внезапного резкого звука. Может ненадолго сосредоточиться на голосах взрослых и звуках колыбели. |
Зрение | От яркого света жмурится, при этом поворачивая глаза к его источнику. На неподвижном предмете фиксирует взгляд. Делает первые попытки слежения за движущимися в пределах его видимости предметами. |
Эмоции | Малыш в 1 месяц жизни еще достаточно много спит, просыпаясь только для утоления голода или при ощущении мокрого подгузника. в период бодрствования открывает ротик, когда мама или папа ласково обращаются к нему. |
Моторика | Движения рук и ног медленные, носят хаотический характер. Лежа на животе кроха на несколько секунд поднимает голову и пытается удержать её. |
Двигательная активность и эмоциональное развитие в 1 месяц
Развитие малыша происходит ежеминутно: как в моменты бодрствования, так и сна; при кормлении, на прогулках и в процессе купания. Но первую очередь ребенок развивается при общении с мамой. Кроха уже умеет узнавать её, он слышит мамин голос, знает её интонацию и чутко реагирует на все прикосновения. Если проследить развитие ребенка на первом месяце жизни, то у него можно отметить приобретенные реакции и умения:
- слышит и определяет материнский голос среди остальных голосов взрослых;
- может недолго проводить время лежа на животе, при этом приподнимая головку и пытаясь удержать её в таком положении;
- начинает изучать лица родных, старается «угнаться» взглядом за мамой или движущейся погремушкой;
- может определить разницу между светом и сумерками: от яркого света кроха щурит глазки и поворачивает глаза к его источнику;
- прислушивается к маминому голосу или к звукам музыки, но пока ненадолго;
- во время бодрствования малыш издает первые звуки, среди них кряхтенье, сопение;
- в этом возрасте ребенок предпочитает сладковатый вкус, поэтому с удовольствием пьет грудное молоко. Но если мама съела что-то кислое, горькое или соленое, вкус молока изменится и кроха может проявлять недовольство плачем;
- чувства малыша в этот период контрастны – ребенку либо «очень хорошо», и это время он проводит во сне и спокойствии, либо ему эмоционально «очень плохо», и тогда он заливается плачем.
Развитие месячного ребенка – опыт мамы (видео):
Психическое развитие грудничка на первом месяце
Психомоторное развитие у каждого ребенка с пеленок проходит в собственном темпе. Вот примерный список достижений здорового малыша в первый месяц жизни:
- лежа на спине совершает беспорядочны изолированные сгибания и разгибания рук и ног;
- смотрит на источник света;
- фиксирует на короткое время взгляд на лице взрослого;
- пытается следить за медленно перемещающимся на расстоянии 20-40 см ярким предметом (или лицом);
- моргает и/или вздрагивает при возникновении резкого звука;
- прислушивается к звону колокольчика.
На заметку! Если ваш кроха на данный момент умеет меньше, чем его сверстники, но при этом его навыки вписываются в возрастные нормы, поводов для волнений у мамы не должно быть.
Рефлексы здорового малыша 1-го месяца жизни
Рефлексом педиатры называют ответную реакцию организма на разнообразные раздражители. Родители могут самостоятельно проверить, как проходит развитие в первый месяц у их чада и сравнить результат с общеустановленными нормами. У физически крепких и здоровых новорожденных деток, а также месячных грудничков, наблюдаются следующие рефлексы:
- хватательный – ребенок крепко сжимает кулачок, когда взрослый прикасается к его ладони;
- сосательный – малыш активно сосет грудь, бутылочку или соску;
- защитный – приподнимает и поворачивает набок голову при выкладывании на животик;
- рефлекс опоры – если взрослый поддерживает младенца, он опирается ножками на столик для пеленания;
- рефлекс ползания – в положении лежа на животе делает попытки ползти.
Важно! Если какой-либо рефлекс полностью или частично отсутствует у младенца, врач может сделать вывод о наличии нарушений в работе нервной системы и степени их тяжести.
Неврологические проблемы в 1 месяц – повод для беспокойства?
Зачастую бывает, что настораживающие симптомы, обнаруженные врачом в первые недели жизни ребенка, через некоторое время бесследно исчезают. Это связано с тем, что нервная система ребенка обладает пластичностью и способностью к самовосстановлению. Именно поэтому результаты одного осмотра нельзя считать решающими. О неврологическом диагнозе в первый месяц можно говорить только после серии визитов к специалисту и проведенных обследований головного мозга, среди которых:
- УЗИ – младенцам проводится через родничок и помогает оценить строение мозга, а также выявить грубые проблемы.
- ЭЭГ (электроэнцефалография) – в процессе происходит регистрация электрической активности мозга. Метод используется в основном для диагностики судорог/эпилепсии у детей грудного возраста.
- МРТ (магнитно-резонансная томография) – по результатам данного обследования можно выявить даже небольшие и «глубоко спрятавшиеся» дефекты;
- КТ (компьютерная томография) – метод подробно исследует функции и структуру центральной нервной системы малыша.
Внимание! Если маме кажется, что её ребенок действительно отстает в психомоторном развитии, стоит сразу, не теряя времени, записаться на внеплановый неврологический прием.
Уход за месячным малышом: режим дня, гимнастика, массаж
Режим с чередованием сна, бодрствования и кормления установится у здорового ребенка самостоятельно в соответствии с его физиологией. Не стоит волноваться, если кроха не уснул вовремя, как может показаться. Биоритмы у новорожденных детей отлажены, поэтому маме остается стараться понять и поддерживать ритм своего чада. Изучив поведение ребенка в состоянии покоя и беспокойства, родителям становится легко распознавать «требования» их малыша.
Кормление
Здоровый ребенок в течение первого месяца жизни питается не менее 8-9 раз в сутки, выпивая по 60 мл молока за каждый прием пищи. Частое прикладывание ребенка к груди является главным способом стимуляции лактации. У мам, практикующих грудное вскармливание, получается 10–12 кормлений за сутки. При первых признаках беспокойства ребенка нужно давать ребенку грудь. Этот способ называют кормлением по требованию, или, иначе, «режимом свободного вскармливания».
Важно! Детей в месяц следует кормить только грудным молоком, кроме случаев, когда молока объективно недостаточно, или педиатр рекомендовал докармливать грудничка смесью. Также ребенку следует предлагать теплую кипяченую воду температурой до 36 градусов, особенно в жаркое время года.
Сон
Первый месяц жизни ребенок проводит во сне большую часть суток – около 18-20 часов.
У грудных детей в этот период жизни различают пять состояний, в котором может находиться малыш:
- глубокий сон – ребенок расслаблен, глаза закрыты, дышит медленно и ровно;
- неглубокий сон – у ребенка неровное дыхание, заметно учащенное, наблюдаются подергивания рук и ног, можно различить движение глазных яблок под веками;
- дремотное состояние – возникает чаще всего во время кормления ребенка или перед моментом засыпания, характеризуется полузакрытыми веками;
- бодрствование – совершает движения всем телом, активен, сучит ручками и ножками;
- плач – обозначает дискомфорт, которые чувствует малыш. Может быть вызван голодом, испугом, или мокрым подгузником.
Купание и гигиенические процедуры
Гигиенические процедуры у ребенка в месяц проводятся ежедневно и включают в себя:
- умывание лица, глаз, шеи;
- подмывание, смена подгузника;
- уход за глазками, носиком, ушками;
- ежедневная обработка пупочной ранки;
- расчесывание и удаление корочек на голове;
- подстригание ногтей.
Режим купания малыша родители выбирают самостоятельно, так как состояние кожных покровов у крохи не требует полноценного ежедневного купания в ванне. Обязательно нужно проводить ежедневные обтирания тела. Купать же в полноценном смысле достаточно в неделю всего 2-3 раза. В воду для смягчения можно добавлять отвары трав – ромашки и череды. Использование твердого/жидкого мыла также определяется индивидуально, исходя из чувствительности кожи малыша.
Прогулки
Прогулка имеет важное значения для здоровья и полноценного роста малыша первого месяца жизни. Первый глоток свежего воздуха ребенок делает по выходу из роддома. Длительность и частота повседневных прогулок с родителями в первый месяц целиком зависит от времени года и температуры за окном.
- Первые прогулки с малышом занимают всего 10-15 минут, последующая продолжительность нахождения на улице увеличивается постепенно до получаса.
- В теплое время года длительность прогулки может достигать 1,5-2 часов.
- В холодное время года при температуре воздуха ниже 10 градусов, а также в случае сильного ветра, дождя, снегопада не рекомендуется гулять с ребенком первых 2 месяцев жизни.
На заметку! Система регуляции теплообмена у грудничков этого возраста несовершенна, поэтому к вопросу прогулок в холодное время года надо подойти со всей серьезностью. Когда за окном непогода, есть смысл выносить одетого малыша на несколько минут подышать чистым воздухом на балкон или устраивать ему сон в коляске при открытой форточке.
Гимнастика и массаж
Примерно со второй-третьей недели жизни малыша стоит начинать проводить с ним воздушные ванны, а также закаливание и массаж.
Гимнастика для малыша в 1 месяц жизни (видео-инструкция):
Эти процедуры можно удачно объединить в одной процедуре. Для начала ребенка можно оставить на пару минут в одной легкой распашонке или раздеть и прикрыть пеленкой. В этот же момент начинать делать легкие, едва ощутимые поглаживания руками по всему телу ребенка – ручкам, животику, ножкам. Массаж служит не только укрепляющим, но и развивающим доступным средством для мышц месячного ребенка. В последующие разы необходимо проводить массаж чуть длительнее по времени – 5-7 минут. Если кроха спокойно переносит ваши прикосновения и не выказывает недовольства, можно включить массаж в ежедневную общеукрепляющую процедуру.
Чтобы узнать на сколько во время развивается ваше чадо, нужно прослеживать его развитие по месяцам до года. Разберемся что должен уметь малыш до года. Развитие рассматривается по нескольким критериям: физическое и психомоторное развитие, отличия мальчиков и девочек.
При абсолютно здоровом состоянии, он будет проводить большую часть жизни во сне. Это обусловлено с наступлением периода адаптации. Он происходит ввиду изменения окружающих условий. В то время, когда малыш не спит, его подвижность проявляется в шевелении ручками и ножками. Внимание новорожденного привлекает окружающий шум(разговоры), различные погремушки.
Большую часть времени(около семидесяти процентов) малыш проводит во сне. В первый месяц его подвижность проявляется в различных рефлексах:
- Рефлекторное сосание;
- Хватательный рефлекс;
- Поисковый рефлекс. Позволяет ребёнку найти сосок для получения питания.
- Психомоторное развитие
Появляются первые попытки фокусировки взгляда на определенном предмете. Малыш пытается видеть свои руки. Однако удерживать голову независимо ещё не умеют. Главные моменты развития:
- Кормление ребёнка в среднем составляет от десяти до двенадцати раз. Кормление происходит в дневные и ночные часы;
- Появляются первые физические движения. Они обусловлены рефлексами.;
- Если ребёнок чувствует себя не комфортно, то он плачет;
- Начинает узнавать запах и голос матери. Появляется первые признаки реакции;
- Появляется фокусировка взгляда;
- Рост малыша в среднем увеличивается от двух до трёх сантиметров. За месяц вес изменится на 600 грамм в сторону повышения.
2 месяца
На второй месяц жизни у ребёнка зарождается режим дня. Время приёма пищи и сна становится более размеренным. Малыш проявляет эмоции, в виде улыбки и различает настроения окружающих. Во время повышенного внимания со стороны взрослых, малыш активно шевелит ручками и ножками.
К двум месяца небольшое количество времени(от десяти до пятнадцати секунд) он способен удерживать голову. Координация в движении более отчетлива.
По достижению двух месяцев большое внимание уделяет изучению окружающего мира. Ребёнок двух месяцев способен фокусировать взгляд на лицах, предметах, находящихся на расстоянии от двадцати до тридцати сантиметров. При общении активно улыбается. Улыбка является реакцией на внимание со стороны взрослых. Начинает издавать различные звуки.
Основные моменты развития:
- Появляется реакция на людей;
- Пытается изучать собственное тело(ладони и пальцы);
- Проявляются попытки самостоятельности, в виде взять погремушку;
- Рефлексы у ребенка постепенно исчезают;
- Зрение ребенка улучшается, что способствует появлению любопытства к предметам ярких цветов.
- Вес ребёнка вырастает примерно 800 грамм. Вырастает наше чадо на три сантиметра.
3 месяца
На третий месяц малыш достигает возраста грудничка. Он становится более самостоятельным. Рефлексы у ребенка полностью пропадают. Однако способен свободно контролировать свои движения. Любопытство набирает обороты, появляются новые эмоции в виде воркования. У ребенка проявляется способность использовать предплечья в виде опорно-двигательного аппарата. Появляются умения свободно удерживать голову и двигать руками.
- Информация для молодых родителей:
Появляются и первые проблемы, например кишечные колики. Для избавления от их поможет теплая пелёнка, массаж животика, а так же травяные чаи.
Стремительно делается шаг в перёд в опорно-двигательной функции. Малыш хорошо удерживает различные предметы. Формируется речь. В ней проявляются различные звуки. При обращении внимания, он выражает эмоции(радость, недовольство), сопровождая движениями.
Важные моменты развития:
- Расширяется диапазон возможных движений;
- Реагирует на звуки, свет;
- Хватательный рефлекс стремительно развивается.
- В рот тянет различные предметы;
Вес за месяц увеличивается в среднем на восемьсот грамм, а рост на два с половиной сантиметра.
4 месяца
Четвертый месяц отличается тем, что малыш осознанно рассматривает предметы. Физическое состояние улучшается, например укрепляются мышцы шеи. Кругозор ребенка расширяется. Он запросто справляется с захватом и удержанием любимых игрушек. Отмечается рост количества переворотов с живота на спину. При расположении на спине отмечаются движением подбородка и головы вверх. Взгляд и движения рук приобретают наивысшую степень координации.
Чётко различает лица и предметы. Эмоционально реагирует на события во круг. На распев длительное время произносит звуки.
Главные моменты развития:
- Появляются новые движения, а именно попытки сесть;
- Начинает попытки ползать;
- Бутылочку с питанием держит сам;
- Осознанно фиксирует взгляд;
- Рассматривает себя в зеркале с особым интересом.
Вес выше на 750 грамм. Рост увеличится от двух до трех сантиметров.
5 месяцев
- Готовимся к первому прикорму:
- Изучаем .
На этом этапе хорошо расширяется круг способностей: может видеть в дали. Он проявляет интерес к работающей технике (например телевизор). Малыш без посторонней помощи переворачивается и принимает попытки ползать. Способен один стоять на ножках делая упор на ручки. Игрушки спокойно берет из рук старшего. При издании звуков у него появляется интонация. Интонацию в голосе посторонних людей так же различает. Недовольство выражается в топоте ножками и криками.
Важные моменты развития:
- Быстро развивается физически. Виднеются попытки отталкивания ножками;
- Возможны попытки произнесения слов мама, папа;
- Без помощи взрослых пользуется игрушками;
- Проявляет эмоции;
- Начинают прорезаться первые зубки.
На этом этапе малыш набирает около семисот грамм. А рост прибавляется на два сантиметра.
6 месяцев
Шестой месяц отмечается появлением эмоций и желаний, а так же их активным выражением. Развитие достигает приобретения сидеть самостоятельно, хотя и короткий промежуток времени. Проявляются попытки ползать самостоятельно. Проявляются основные навыки, такие как сидеть. Может перемещать игрушки.
Младенец произносит слоги. Он откликается на своё имя. Если его долго не брать на руки, начинает капризничать.
Главные моменты развития:
- Стремительно учится ползать на расстояние от двадцати до тридцати сантиметров;
- Может раскачиваться из стороны в сторону;
- Развивается моторика;
- Любит играть.
Рост прибавляется на два сантиметра, а вес примерно на 650 граммов.
7 месяцев
На седьмом месяце эмоциональный рост значительно заметен. Появляется характер и темперамент вашего малыша. Приобретенные знания пытается использовать в повседневной жизни. Понимание окружающего мира значительно возросло. Он способен различать размеры предметов. Если попросить их показать, малыш с лёгкостью справится с этой задачей. В этом возрасте он значительное количество времени может удерживать свой вес, научился вставать и стоять, но только при наличии опоры.
Ребёнок опираясь на руки способен сидеть самостоятельно. Совершает манипуляции с игрушками (бросает, стучит). Хорошо совершает перевороты с живота на спину и наоборот. У них полно энергии, поэтому нужно постоянно наблюдать за ребенком.
В семимесячном возрасте хорошо различает людей. Долго разговаривает сам с собой. При нежелательном общении, выражает недовольство плачем. Проявляется интерес к рисункам. Основные моменты развития:
- При желании достичь какого-либо объекта тянется к нему обеими ручками;
- Сидит без посторонней помощи. Но всё еще требуется помощь при посадке;
- Проявляет интерес к самым простым играм. И уже умеет привлечь внимание к себе;
- Пытается эмитировать звуки, много времени поёт. Появляются слоги гага, гугу и другие;
- Проявляет огромную заинтересованность к ярким рисунка, книжкам, раскраскам.
Вес нашего чада изменится на шестьсот грамм, а рост составит на два сантиметра больше прежнего.
8 месяцев
Активность младенца значительно увеличивается. Приобрел навыки самостоятельно передвигаться, садиться, вставать в кроватке, держась за бортики. Различает семью от чужих людей. Самостоятельность значительно вырастает. Появляется желание кушать самому ложечкой. На просьбы принести какие-либо предметы реагирует положительно.
В возрасте восьми месяцев с удовольствием осваивает ходьбу, пусть пока только приставным шагом и при наличии предмета опоры. Навык садиться без посторонней помощи освоен до конца.
Простые слова мама, папа и другие с успехом пытается произносить. Различает интонацию, например вопрос или ругань. Выражает особый интерес к простым играм, например ладушки или прятки. Главные моменты развития:
- С успехом осваивает ходьбу;
- Ориентация в пространстве заметно улучшается, что позволяет легко перемещаться по помещению;
- Активность ребенка велика. Проявляется в меньшем времени лежания;
- Словарный запас значительно увеличивается – это улучшает понимание между мамой и малышом.
550 граммов набирает наш малыш на этом этапе жизни. И прибавит полтора сантиметра в росте.
9 месяцев
На девятом месяце жизни наше чадо становится увереннее, чем прежде. Попытки шагать самостоятельно стремительно растут. Баланс и равновесие ребенка значительно улучшается. Хотя он по-прежнему часто падает на пол.
Чётко видны успехи в обучении ходьбы. Садиться и вставать может самостоятельно, но требуется опора.
Передразнивает сам себя в зеркало. Активно участвует в играх, например ладушки, прятки. Получил навык прощания. Главные моменты развития:
- Без посторонней помощи сидит, встает;
- Хорошо ориентируется в пространстве. Может выбирать направление движения;
- Заметно запоминание слов и различие предметов;
- К нему приходит понимания запретов и разрешений;
- Разговаривает на своем языке. Близки родственники со временем начинают его понимать.
К концу этого этапа жизни вес составит на 500 граммов больше, а в росте прибавится полтора сантиметра.
10 месяцев
Не пренебрегайте прочтением:
На десятом месяце двигательные способности позволяют самостоятельно делать несколько шагов. Время игры составляет от десяти до двадцати минут. При этом простые игры в ладушку заменяются кубиками. Проявляет заинтересованность в новых знакомствах. Способен самостоятельно рассматривать книжки, перелистывая страницы.
При передвижении для опоры требуется лишь одна ручка. Ходит самостоятельно, хоть и на небольшие расстояния. Привычное нам ранее ползание заменяется ходьбой.
Отлично справляется с обязанностью подать какой-либо предмет(кукла, мячик, машинка и другие). Появляется интерес к беседам взрослых, а вместе с этим и попытки повторять слова. Главные моменты развития:
- Способность стоять не опираясь на что-то увеличивается до нескольких секунд;
- Ходит наш малыш лишь несколько шагов, но самостоятельно;
- Великолепно ползает используя руки и ладони;
- Активно пользуется игрушками. Часто разбрасывая их;
- Умеет показать названные части тела как на себе, так и на другом человеке.
На четыреста пятьдесят грамм станет тяжелее к концу месяца и на полтора сантиметра подрастет.
11 месяцев
Попытки изучения окружающего мира становится всё заметнее. Предметы трясут в воздухе, кидают, ломают в попытках изучить их как снаружи, так и изнутри. Способен находить нужные предметы(даже если их спрятать). С лёгкостью показывает нужный предмет.
При нормальном развитии опора при стойке не нужна вовсе. Появляются попытки ходить, но пока только при посторонней помощи. Активно контактирует с другими детьми, знакомясь и играя с ними. Так же любит танцевать и всегда непоседлив.
По достижению одиннадцати осознанно указывает на запрошенные части тела, как на себе, так и на других. К игре с кубиками добавилась пирамидка. Внятно произносятся главные слова: мама, папа. Главные моменты развития:
- Двигательный аппарат стремительно совершенствуется. Может самостоятельно садиться, ложиться, вставать;
- Различает похвалу от ругани. Правильно реагирует на них;
- Способен указать запрашиваемый предмет;
- Приобрел навык приветствия и прощания. Машет привет или пока;
- Достигаются первые успехи приема пищи.
Рост нашего малыша будет больше на 1,5 сантиметра, а вес на четыреста грамм.
12 месяцев
В 12 месяцев ребенок ставится личностью. Общение с посторонними приносит меньше стресса. Отчетливо проявляется характер. Демонстрируется недовольство, смена настроения. Словарный запас стремительно пополняется. Возникает необходимость следить за речью в присутствии ребенка. Опора для положения стоя не требуется, ходит самостоятельно.
Появляется активное участие при одевании, купании и так далее. Предпринимает попытки самостоятельно кушать и пить.
Отчетливо разговаривает. Словарный запас пополняется. Главные моменты развития:
- Ходит на небольшие расстояния;
- Находит нужные предметы;
- Словами объясняет что хочет.