Что должен уметь малыш 2. Достижения в физическом развитии двухлетнего ребенка. Как ребёнок спит и кушает
Развитие малыша двух лет напрямую зависит от стараний и степени внимания, оказываемого его родителями. Наиболее заметный прогресс имеют дети, чьи родители постоянно занимаются с ними, а также те, у кого есть старшие братья и сестры. Но что считается нормой и, что должен уметь ребенок в 2 года?
В большинстве случаев родители следят за физическими показателями, к которым относится рост и вес. Физиологическое развитие – индивидуальный процесс, обусловленный различными факторами, генетическая предрасположенность, питание, бытовые, климатические условия, экология и так далее. Российские и международные педиатры вывели усредненные нормы физиологических параметров для детей на каждом этапе развития.
По российским нормам девочки приблизительно должны соответствовать следующим параметрам:
- Рост – от 80 до 90,5 сантиметров;
- Вес – от 10 до 14 килограмм.
Мальчики:
- Рост – от 83 до 93 сантиметров;
- Вес – от 11 до 14,5 килограмм.
Нормы развития по параметрам Всемирной Организации Здравоохранения:
- Девочки ростом от 80 до 93 сантиметров и весом от 9 до 14 килограмм;
- Рост мальчиков – от 83 до 94 сантиметров при весе от 10 до 15 килограмм.
К физиологическим параметрам относятся и соотношение головы и грудной клетки к туловищу. Несоответствия в физиологии рассматривается врачами, а какие-либо отклонения могут диагностироваться только педиатром и эндокринологом.
Нормы физического развития
Приобретение определенных физических навыков у ребенка в 2 года зависят от того, какой образ жизни ведется в семье и степени активности малыша. Основным отличием двухгодовалого, к примеру, от годовалого является целенаправленное перемещение в пространстве.
Инстинкты и рефлекторные сенсоры отходят понемногу на второй план. Теперь у него в приоритете направление своих действий в конкретное, нужное для него русло. Что умеет ребенок в 2 года в физическом плане?
- Легко подниматься и спускать по лестнице. Некоторые малыши даже могут перепрыгнуть через одну ступеньку. При этом спуски и подъемы совершаются в любой плоскости.
- Ходят по невысокой полосе, бревнышку, стараясь держать равновесие.
- Они способны перешагнуть через невысокий барьер.
- Совершают невысокие прыжки.
- Могут пнуть мяч ногой, попадая точно по нему.
- Они уже уверено совершают повороты и пятятся назад.
- Совершать небольшие пробежки. При этом он легко переходит с шага на бег.
- У них проявляется неповторимое чувство ритма, потому нередко можно увидеть, как кроха с удовольствием пляшет под энергичную музыку.
Преследуя свои цели, ребенок может с легкостью подняться на детскую горку и спуститься с нее. Он уже свободно передвигает стул, чтобы добраться до цели. Может преследовать кису и так далее.
Координировать свои движения получается еще не в полной мере. Они также плюхаются на «пятую» точку. Чтобы удержать равновесие нередко расставляют руки в стороны. Некая неповоротливость в движениях может продолжаться длительное время, но с каждым разом его движения становятся более уверенными.
Однако в 2 годика ребенок уже умеет управлять обеими руками. Он может поймать мячик с небольшого расстояния. Это время, когда он может сам рисовать и лепить простые формы из пластилина, лепного теста в виде колобков и колбасок. Оптимальный период знакомства с ножницами и работы с ними. Все манипуляции с ножницами должны осуществляться строго под наблюдением взрослых.
Упражнения для физического развития
Советы по физическому развитию в этом возрасте больше направлены на укрепление мышц спины, ног, а также укреплению костей. Кроме того, при грамотном подходе опорно-двигательный аппарат будет сформирован в последующем правильно. Ежедневно можно заниматься, используя три или четыре упражнения, по 15 минут для каждого.
- Детям второго года жизни жизненно важно учится сохранять равновесии. Не нужно ставить его на возвышенность. Достаточно расстелить на полу кусок небольшой по ширине ткани или бумаги и попросить ваше чадо пройтись по нему, не заступая за край. Процесс должен осуществляться в игровой форме. Можно использовать его любимые вещи, игрушки.
- Следующее упражнение направлено на развитие не только определенной группы мышц, но соревновательного духа. Сбор урожая в виде кубиков, разбросанных игрушек, пластиковых или деревянных фруктов и овощей. Попросите малыша за определенное время собрать предметы в корзиночку. В процессе игры, он будет совершать приседания и наклоны.
Когда он освоится в этой игре, можно усложнить задачу, и попросить его собрать предметы определенного цвета или фрукты или только овощи и так далее.
- Повторение движений животных, птиц и природы в целом. Можно попросить, чтобы он показал, как растет дерево, бежит ручей и так далее. Это оригинальные занятия на познание мира, себя. К тому же отличный способ посмеяться и весело провести время.
- Игры с мячом или фитболом подходят любому возрасту. Пинать ногами, кидать руками, ловить, выбивать и так далее. Совет: на начальном этапе при игре футбол лучше всего ходить, а не бегать.
Вербальное развитие
У детей двух лет происходит резкая смена речи. При этом положительная динамика постоянно прогрессирует. Некоторые малыши могут повторять за взрослыми небольшие стихотворения в 2-3 строчки. Другие, выговаривают только папа и мама.
Речевое развитие сугубо индивидуально. Не такая редкость, когда дети начинают говорить только к четырем годам. Замечено, в семье с двумя и более детьми, младшие начинают говорить раньше, и произносят звуки гораздо чище.
В среднем словарный запас ребенка в этом возрасте содержит около пятидесяти слов. К трехлетнему возрасту, он полоняется примерно, до двухсот слов. Коверканье звуков и слов с заменой местами слогов, опусканием звуков, в данный период является нормой. Например, он может говорить ни «минералка», а «генералка», ни врач, а «грач».
Если у детей в 3 года главным вопросом становится «Почему», то в два – «это что?». Чаще всего дети в этом возрасте говорят про себя в третьем лице, называя свое имя или без него. Он пытается составлять смысловые предложения, состоящие из 3-5 слов.
Он знает название некоторых животных, например, собака или кошка. При этом называет он их ласкательными, уменьшенными именами, «собачка», «киса».
Обращаясь непосредственно к близким, называет их по имени. Значит, он уже осваивает прямое обращение.
Он знает названия большинство потребляемых им блюд и напитков. Например, чай, молоко, сок, каша, суп и так далее.
Умения и навыки детей в речевом плане выражаются в первоначальных отличиях, антонимах. Например, кроха понимает понятие большого и маленького, высокого и низкого. Он также вполне может выполнять простейшие просьбы. Например, подать полотенец, стакан и так далее. Он способен показать на картинках знакомые предметы.
Упражнения для развития речи
Это прекрасный момент, чтобы познакомить свое чадо с миром сказок, стихотворений для самых маленьких и прочими интересными историями. Не стоит делать поблажку малышу, упрощая слова и говоря с ним на одном языке. Потому выбор остается за произведениями, предназначенными для самых маленьких. Там все описано простыми и доступными для его понимания словами.
Нелишним будет дать и разъяснения, если он что-то не понял. Читать нужно с выражением, четко и внятно, равно как и разговаривать. Возможно, на данном этапе это будет для него сложно, но именно так он узнает не только много слов, но и научится говорить правильно.
Уже в этом возрасте можно разучивать с малышом отличительные особенности, которые пригодятся в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. К примеру, читая сказку, можно сказать, что заяц всего боится, значит, он трусливый. Лиса — хитренькая, медведь – неуклюжий и косолапый и так далее.
Альтернативным вариантом, когда у родителей не хватает времени, выступают аудиокниги и детские песенки.
Одним из самых действенных способов является мотивация общения. Ее можно вызвать простыми вопросами. Например, попросить малыша рассказать, как прошел его день, чем он занимался. При этом необходимо давать ему время, чтобы он мог сформулировать свой ответ.
Многие родители забывают делать упражнения для артикуляции, способствующие улучшению произношения. Своеобразная гимнастика научит ребенка чувствовать свой язык, губы, небо:
- Посылать друг другу воздушные поцелуи;
- Пробовать удержать на кончике языка конфетку;
- Имитировать звуки знакомых предметов, сжимая, разжимая и вытягивая губы.
Это лишь простейшие упражнения, которые должны быть преподнесены малышу в игровой форме.
Мелкая моторика — ее значение, упражнения
Развитие ребенка в 2 года подразумевает овладение навыками, связанными с мелкой моторикой. Именно она напрямую влияет на формирование речи и правильное произношение слов, звуков. Кроме того, она отлично стимулирует мышление.
Малыши второго года жизни должны уметь:
- Держать в руке карандаш, ручку и рисовать «абстрактные рисунки» — каракули;
- Использовать крупные бусинки, нанизывая их на нитку;
- Наливать воду в кружку и переливать ее в более объемную емкость;
- Расстегивать и застегивать замок-молнию, а также пытаться застегнуть пуговицы.
Современные производители детских игрушек предлагают огромный ассортимент специализированного товара, направленного именно на развитие мелкой моторики у детей. Отличаются они своими безопасными материалами и качеством изготовления, а также делению по возрастным группам. Для каждого возраста имеется свои развивающие игрушки.
Родителям же можно выполнять несколько упражнений с детьми.
- Катание пальчиками бусинок, камешков и других мелких предметов по поверхности. Нужно поочередно менять палец.
- Пальчиковые танцы по столу, хождение. Нужно поочередно менять руки и увеличивать скорость перемещения.
- Рисование, в том числе и пальчиками, лепка, игры в пазлы-вкладыши, шнуровки, логические конструкции с отверстиями.
Познание мира, эмоции и социум
В этом возрасте детки уже не прячутся за мамину юбку, а с удовольствием могут пойти на контакт, особенно со своими сверстниками. Но существует разница между социальным и эмоциональным развитием девочки и мальчика.
Девочки более спокойны и уравновешены, в то время как мальчики подвижны и более проворны.
У маленьких представительниц слабого пола очень развито воображение. При этом они могут подолгу заниматься одним делом. Мальчишки же, терпеть не могут длительные занятия. При этом длительность у них означает больше пяти минут. Они не особо интересуются творчеством, что, несомненно, влияет на речь на ранней стадии развития вербального общения.
Девочки особо зависимы не только от мамы, но и от мнения взрослых. Будущим «воинам» все равно, что о них подумают окружающие и стараются проявить самостоятельность, как можно раньше.
Оценка взрослых тоже отличается в зависимости от пола ребенка. Если нужно понравиться девочке, то необходимо сделать ей комплимент, позволить поиграть со своей вещью и угостить вкусненьким. А вот с мальчиком придется поиграть и в войнушки, и в пираты, а еще научить чему-то новому, мужскому.
Одинаково у них одно, оба в этом возрасте осознают половую принадлежность. Мальчики носят брюки, шорты, а платье и юбочки надеть не могут. Девочки же наоборот предпочитают платья и понимают, когда они вырастут, будут похожи на маму.
Взрослым нужно знать, что дети в этом возрасте эмоционально восприимчивы. Потому любое их начинание нужно поддерживать своим одобрением, похвалой. Им нужно помогать решать конфликтные ситуации, так как именно сейчас они приобретают первый опыт социального общения.
Капризы ребенка обусловлены тем, что примерно до пяти лет они просто не способны контролировать свое внимание, память и мышление. Он не может описать не свое эмоциональное, ни психологическое состояние. Они очень быстро перенимают поведение окружающих, потому важно, чтобы вокруг него создавались благоприятные, положительные условия.
Мастерство самообслуживания и поводы для беспокойства
Вроде бы это уже и не беспомощный младенец, но в тоже время, назвать его большим тоже не получается. Однако общие навыки того, что он самостоятельно может делать, все же есть.
Он может кушать ложкой, мыть сам руки и умывать лицо. Пытается чистить зубы, правда, под присмотром родителей. Он помогает по хозяйству, чувствуя себя приобщенным к семейным делам. Он способен сам надеть на себя некоторые вещи.
- Если ребенок не реагирует на просьбы или относится к ним не совсем нормальным образом;
- Если малыш в 2 годика не пытается произносить слова;
- Если он не пытается общаться с другими детьми.
Однако это может быть обусловлено плохим самочувствием, воспалительными процессами. Несмотря на обилие информации, диагностировать любое заболевание самостоятельно, противопоказано.
Все мамы, приводя ребенка на профилактический осмотр к педиатру в два, слышат вопрос: «Что умеет делать Ваш ребенок?» Но при этом не многие мамы года.
Все навыки ребенка можно условно разделить на пять больших групп, которые относятся:
1. к и моторике;
2. к речи, общению и социальному развитию;
3. к культурно-гигиеническим навыкам;
4. к действиям с предметами;
5. к умственным способностям.
Так что должен уметь ребенок в 2 года?
Его физическое развитие к этому возрасту позволяет:
· подняться и спуститься по лестнице, но при этом ребенок еще может держаться за поручень;
· бегать, подпрыгивать и перешагивать через различные препятствия;
· бросать и ловить мяч, пинать его ногой;
· проводить горизонтальные и вертикальные линии, может даже нарисовать овал;
· ему уже несложно наклоняться за предметами, лежащими на полу;
· он ловко управляет губами: может их вытянуть в форме трубочки, а может растянуть в улыбке;
· он способен надувать и втягивать щеки.
Двухлетний ребенок уже задает вопросы и общается с другими детьми. Понимает значение предлогов «на» и «под». В его словах уже можно уловить определенный смысл, особенно если ему нужна помощь взрослого. Он копирует действия старших и играет с ними в прятки. Двухлетний ребенок не только называет свое имя, но и показывает, сколько ему лет. Все эти действия символизируют о развитии навыков речи, общения и социального развития крохи.
Что должен уметь ребенок в 2 года с позиции культурно-гигиенических навыков? Он уже ест и пьёт самостоятельно, предпринимает попытки почистить зубы. Способен протереть тряпкой стол. Самостоятельно снимает и одевает носки, штаны и ботинки на липучке. Варежки к двум годам, как правило, дети умеют только снимать.
К двум годам ребенок способен выполнять ряд действий с предметами:
· собрать пирамидку, при этом он еще не учитывает;
· построить неровно башню из восьми кубиков, а может выстроить их в ряд, изображая поезд;
· листать странички книги;
· открыть дверь за ручку;
· сложить одну в другую матрёшку или стакан в стакан;
· играя с куклой, не только укладывает ее спать, но и кормит.
Что должен знать и уметь ребенок в 2 года с точки зрения интеллектуального или умственного развития? Двухлетний кроха способен различать до восьми различных цветов, сопоставлять, группировать и выбирать предметы по цветовому признаку и форме. К этому времени он различает четыре геометрических фигуры. На картинках показывает предметы, способен сложить пазл, воспроизвести фигуру из кубиков, построенную взрослым. Активно играет, используя игрушки по назначению. Может выполнять последовательно четыре действия.
Зная о том, что должен уметь ребенок в 2 года, мама сможет устранить имеющиеся пробелы в его развитии. Если у нее это не получится сделать самостоятельно, и малыш все же не сможет приобрести какие-то навыки, то врач обязательно подскажет, как развивать ребенка в 2 года. В первую очередь надо активизировать познавательный интерес. В настоящее время можно приобрести большое количество развивающих игрушек и игр. Однако не стоит заставлять ребенка играть в них против его воли. В двухлетнем возрасте дети, как правило, отдают предпочтение подвижным играм. Катание на качелях позволяет развить вестибулярный аппарат, улучшая физическое развитее вашего крохи.
Если вы не уверены в своих силах и не знаете как найти подход к ребенку - обратитесь к специалистам. В настоящее время на рынке услуг можно найти различные центры и школы раннего развития, в которых ваше чадо научат рисовать, петь. Ребенок приобретет навыки общения со взрослыми и с другими детьми. Все это благотворно скажется на общем развитии крохи, что, несомненно, порадует его родителей.
Дети, несомненно, являются главными для своих родителей, которые заботятся о них, ревностно охраняют и учат новому. Каждых маму и папу волнует вопрос о том, что должен уметь ребёнок в определенном возрасте. Естественно, абсолютного перечня всех навыков и умений не существует, ведь каждый малыш обладает уникальным набором качеств, неповторимыми свойствами характера, склонностями к тому или иному виду познания и деятельности, а также особенным интеллектуальным развитием.
Следует понимать, что человек, пусть ещё и маленький, индивидуален, а одним детям с лёгкостью удаётся то, до чего другим ещё расти, некоторые малыши знают больше , чем остальные их ровесники. В этом нет ничего плохого и далеко не обозначает какую-либо заторможенность в развитии или другие проблемы. Однако все же существует относительный список, включающий в себя минимальное количество навыков, которыми должен обладать малыш в определённом возрасте.
Физическое развитие ребёнка в два года
Как известно, физическое и психическое развитие детей, особенно в раннем возрасте, тесно связаны, и чтобы в умственной деятельности появлялся какой-либо прогресс, физическая активность должна быть достаточно хорошо скоординирована и разнообразна. Именно в возрасте двух-трёх лет у маленьких детей ускоряется процесс развития во всех областях, и их действия становятся сознательнее, плавнее и увереннее. Существует следующий ряд навыков , характерных для детей в возрасте двух лет.
Радуясь успехам, родители слишком полагаются на развитое детское понимание окружающего мира. В этом и кроется главная опасность. Ведь энергии в малышах хоть отбавляй, а вот чувство страха, опасения и осторожности с аккуратностью почти отсутствуют. Поэтому так важно неотлучно находиться с ним на протяжении всего времени, в противном же случае результаты могут быть непоправимыми: дети часто прыгают со слишком высоких для их возраста сооружений, разогнавшись, не успевают вовремя остановиться и неизбежно врезаются в препятствия и, разумеется, не умеют контролировать длину и силу своего прыжка.
Чтобы избежать неприятных последствий подобных развлечений, необходимо вовремя останавливать непоседу, говорить с ним о многих вещах.
Мелкая моторика
Развитие моторики, несомненно, является основополагающим фактором того, на каком уровне будет владеть речью ваше чадо. Именно поэтому различным играм с перекладыванием маленьких предметов требуется особенное внимание. Разумеется, подобной деятельностью дети могут заниматься лишь в присутствии взрослого, контролирующего их, ведь в это время малыши хотят познавать всё больше и больше, а поэтому нередко тянут в рот, всё, что попадается под руку.
Элементарными упражнениями , направленными на развитие мелкой моторики, являются:
Речевые и познавательные навыки
В 2 года дети становятся все интереснее , ведь пытаются отражать всё, что видят и о чём думают, с помощью речи. В среднем их словарный запас составляет меньше сотни слов, хотя каждый день малыши стараются его пополнить, узнавая что-то новое, учась говорить, что любят, а что им не нравится, называть людей по именам, а также произносить много непонятных слов, значение которых порой бывает трудно угадать. В любом случае к дикции в данном возрасте придираться не стоит, важно лишь то, что дети проявляют инициативу.
Особенностью развития речи и сознания в целом является и то, что все чаще дети начинают задавать различного рода вопросы вроде: «а где папа?», «что это?» и так далее. Интересно, что именно в этом возрасте малыши начинают подмечать отсутствие каких-либо предметов.
Во избежание появления беспокойства у родителей, чьему малышу уже 2 года, а он ещё не говорит, следует отметить, что, во-первых, это не значит заторможенное развитие, а во-вторых, ещё меньше нужно беспокоиться, если чадо - мальчик. Ведь официальная статистика показывает, что девочки почти всегда начинают разговаривать раньше.
Если же вы хотите, чтобы отпрыск заговорил как можно быстрее , то постарайтесь больше заниматься с ним, задавая различного рода вопросы о названии какого-либо предмета, о том, где он находится, читайте малышу сказки и смотрите обучающие мультфильмы. Эффективно будет отвести ребёнка в центры, где посредством игр с другими детьми и помощью специалиста дети начинают заговаривать довольно быстро.
Минимальный набор навыков
Подводя итоги, можно сказать, что минимальный набор навыков , касающихся речевого развития, которыми должен владеть двухгодовалый малыш, выглядит следующим образом:
Развитие речи в первую очередь зависит от того, насколько много малыш слышит внятную и правильную речь взрослых, а также от уровня развития мелкой моторики.
Эмоциональное и социальное развитие
Разумеется, то, как эмоционально будет вести себя чадо, зависит исключительно от его особенностей. Именно в это время формируется характер малыша. Кто-то становится более непоседливым, кто-то же может сосредоточенно возиться с игрушками на протяжении долгого времени. Предугадать, как будет социализироваться ваш сын или дочь, каково будет их поведение, очень сложно. Однако существуют общие характеристики данных процессов , свойственные детям в возрасте двух лет.
Многие родители желают привить дисциплину детям уже с этого возраста. Большинство попыток остаются безуспешными. Какие бы санкции вы ни применяли и сколько бы ни объясняли вред от того или иного действия малыша, он будет непреклонен. Единственным способом отучить его от чего-либо является поощрение за хорошее поведение и исполнение ваших просьб. Важно помнить, что в два года дети обожают подражать взрослым, поэтому следить за своим поведением просто необходимо. Например, если в доме вы не разговариваете на повышенных тонах, то и дети не станут кричать и слишком много капризничать.
Также не следует в два года возить малыша с собой в длительные путешествия. И никогда не обманывайте его и не хитрите. Обещали дать шоколадку за то, что помоет ручки после прогулки - будьте любезны. Если же он заметит, что что-то идёт не так и его попытались перехитрить, то в последующем к какому-либо компромиссу или договорённости прийти будет очень сложно.
Уровень самостоятельности
С этого возраста малышей уже начинают приучать к правилам личной гигиены. Они знают, как пользоваться зубной щёткой и самостоятельно направляются к раковине, чтобы помыть руки перед приёмом пищи.
Многие действия дети начинают осуществлять без помощи взрослых, однако, в случае больших неудач, им требуется поддержка со стороны родителей.
В общих чертах перечень всех навыков, в которых проявляется самостоятельность малыша, выглядит следующим образом:
- старательно удерживает в руке столовую ложку, донося еду до рта не пачкаясь;
- учится умываться и приучается к мытью рук;
- не без помощи родителя, но по большей части самостоятельно чистит ротовую полость;
- начинает готовиться к прогулке без посторонней поддержки, натягивая шапку, варежки;
- предпринимает попытки к надеванию и других вещей, вроде колготок или штанов, однако, чаще всего путается;
- практически идеально приучен к горшку, но для некоторых детей остаётся сложным контролировать свои ночные потребности.
Как уже было сказано, все дети развиваются по-разному, у каждого есть определённые индивидуальные качества и свойства характера, предопределяющие его поведение. Однако, если вы считаете, что у вашего ребёнка существуют какие-либо отклонения или заторможенность, то не будет лишним проконсультироваться со специалистом, чтобы избежать дальнейших проблем. Важным является уделять как можно больше времени малышу, подталкивать его к познавательной деятельности, знакомить его с ровесниками. Чем больше усилий вы приложите сейчас, тем меньше хлопот возникнет при нахождении отпрыска в саду, уровнем его коммуникации в школе и трудностями в характере.
Развитие ребенка в 2 года отличается тем, что он становится очень подвижным, любознательным и постепенно превращается в настоящего полноценного собеседника.
В этом возрасте детки уже часто демонстрируют свой характер и свое мнение.
Какими навыками характеризуется развитие ребенка в 2 года? Что он должен уметь в этом возрасте?
Во-первых, хочу отметить, что каждый ребенок индивидуален и неповторим, и развиваются все детки по-разному, поэтому ровнять всех малышей не стоит. Хотя есть определенные навыки и умения, которыми должны владеть все дети этого возраста:
1. Двигательные навыки
В возрасте 2 лет очень важны такие факторы, как согласованность движений и координация. К двум годам карапуз должен научиться бегать, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице, маршировать, ударять ногой по мячу, ходить задом наперед, сохранять равновесие на бревне.
Малыш уже должен уметь строить башню из 4-5 кубиков, резать детскими ножницами, рисовать карандашом бессмысленные фигуры.
На этом этапе очень важно развитие , поскольку между этим фактором и существует прямая зависимость. То есть, можно сделать вывод, что развивая мелкую моторику, мы способствуем развитию речи у ребенка.
3. Познавательное и интеллектуальное развитие
Сюда входят такие процессы, как развитие памяти, мышления, внимания, восприятия.
Что же умеет ребенок в два года?
1)
Кроха реагирует на определенный ритм либо мелодию, покачиваясь в такт.
2)
Ребенок легко выполняет простые просьбы и указания, предполагающие до 3 действий.
3)
Рассказывает вместе с взрослым стишки, либо повторяет их часть.
4)
Стремится разобрать предмет, чтобы его изучить.
5)
Знает 150-300 слов.
6)
Способен объединить слова в короткие фразы и предложения.
4. Развитие речи
Речь очень сильно влияет на интеллектуальное развитие ребенка. В возрасте до трех лет речь малыша развивается сразу в четырех направлениях:
— закладывается способность связно выражать мысли;
— формируется понимание речи;
— осваиваются правила построения фраз;
— заканчивается овладение произношением звуков.
Как же активировать и стимулировать развитие речи малыша?
1.
Постоянно разговаривайте с ребенком.
2.
Ясно и четко проговаривайте все слова. Ребенок в этом возрасте подражает речи взрослого, поэтому нельзя сюсюкаться и коверкать слова.
3.
Задавайте вопросы: «Как мычит корова?», «Что говорит собака, кошка?», «Как едет машина, поезд?» и т.д.
4.
Обязательно развивайте мелкую моторику – это способствует развитию речи. Больше лепите из теста и пластилина, рисуйте пальцами и кистью, карандашом, раскрашивайте, застегивайте пуговицы, завязывайте шнурки, перебирайте мелкие предметы.
5. Социальное развитие
Это навыки ребенка общаться с другими детьми и взрослыми, взаимодействовать с внешним миром. Здесь большую роль играют навыки самообслуживания. Например, малыш должен уметь:
— ходить на горшок;
— частично самостоятельно одеваться, или хотя бы проявлять интерес к процессу одевания (засовывать ножку в ботинок, просовывать руки в рукава и т.д.);
— мыть руки;
— вытирать руки;
— самостоятельно кушать;
— самостоятельно пить из чашки;
— с помощью взрослого чистить зубы;
— помогать взрослым.
Хочется отметить, что в возрасте двух лет дети очень быстро осваивают новые навыки: достаточно просто один-два раза показать и ребенок все запомнил. В карапузы уже начинают использовать воображение. Очень любят слушать сказки и общаться со сверстниками. Поэтому, дорогие родители, не лишайте своих деток возможности, активно развиваться: общайтесь с ними, читайте, играйте и побольше гуляйте.
Двухлетний ребенок со многими заданиями уже умеет справляться самостоятельно. Он живо интересуется игрушками, легко вовлекается в развивающие игры и быстро впитывает информацию. Как можно развивать ребенка этого возраста и какие занятия для этого использовать?
С ребенком в 2 года можно поиграть во множество игр!
Особенности возраста
- У ребенка заметно улучшается координация движений, поэтому малыш становится способен играть с конструктором, сортером, мозаикой, пазлами и подобными игрушками.
- Логическое мышление крохи развивается очень быстро. Ребенок способен находить решение разнообразных задач, выяснять, как работает предмет или как он устроен.
- Одновременно развивается и чувство пространства. Ребенок пробует направлять мяч ударом ноги, забрасывать его в кольцо. Общая координация во время передвижения становится лучше – у ребенка получается контролировать направление, в котором он двигается, остановки, а также скорость движения.
- Независимость и самостоятельность ребенка 2 лет также увеличивается. Теперь малыш будет пробовать изучать новое без вашей помощи.
Большинство детей в 2 года проходят через кризис "нет"
Что должен уметь ребенок?
Большинство деток в возрасте двух лет уже умеют:
- Бегать и подниматься по лестнице.
- Закрывать и открывать дверь.
- Перешагивать через препятствия.
- Строить башни и домики из кубиков и конструктора.
- Собирать пирамидку из колечек разной величины.
- Ловить мячик обеими руками.
- Воспроизводить несколько действий в сюжетной игре.
- Есть ложкой, а также пить из чашки.
- Помогать маме по дому.
- Понимать короткие рассказы о знакомых событиях.
- Отвечать на простые вопросы.
- Показывать части тела и лица.
- Произносить около 100-300 слов.
- Связывать 3-4 слова в предложение.
- Называть предметы на картинке.
- Прощаться и здороваться.
- Договаривать слова в знакомых стишках и песнях.
- Имитировать звуки животных.
- Рисовать каракули на бумаге.
- Различать 3-4 цвета.
Усердно позанимайтесь с ребенком на "слабые" области
Рост и вес
По сравнению с показателями в 1,5 года к двухлетию детки набирают около 1300 грамм и вырастают примерно на 5-6 см. Для девочек все показатели обычно будут немного меньше, чем для мальчиков. Чтобы ориентироваться, нормально ли физически развивается малыш, предлагаем вам таблицу со средними значениями основных показателей, а также границами нормы для деток разного пола:
Стоит ли переживать по поводу отклонений от приведенных физических норм, смотрите в передаче доктора Комаровского.
К двухлетию у многих деток завершается прорезывание зубов. В среднем малыши этого возраста имеют 16-20 молочных зубов.
Рассчитайте календарь прививок
Виды развития ребенка
Физическое
Этот вид развития помогает ребенку становиться более выносливым и ловким. Двухлетний малыш нуждается в ежедневной физической активности.
Занятия для физического развития 2-летних детей бывают такими:
- Чередуем быстрый бег с медленным.
- Бегаем на носочках.
- Учим ребенка прыгать на двух ногах на месте.
- Игры с мячом – бросаем об стену, ловим, бросаем маме.
- Для удержания равновесия ходим по скамейке, доске на полу.
- Копируем движения животных после показа мамой – прыгаем, как заяц, ходим, как медведь, ползаем, как гусеница, громко топаем, как слон, машем руками, как птица.
- Перекатываемся по полу.
- Прыгаем, как лягушка, из полуприсевшего положения.
- Тянемся вверх к подвешенным предметам.
- Бегаем по комнате, огибая препятствия (к примеру, разложенные на полу подушки).
- Переносим нетяжелые вещи большого размера.
- Ходим по неровной поверхности.
- Ходьба по нарисованной линии – прямой и извилистой.
- Подлезаем под натянутую веревку.
- Вместе с другими детками бегаем паровозиком, играем в догонялки, устраиваем хоровод.
- Висим на кольцах или турнике.
- Осваиваем лазание по спортивной стенке.
- Прыгаем по «кочкам» – разложенным на полу подушкам.
- Пролезаем сквозь туннель.
- Прыгаем на фитболе.
- Играем в улитку – ползаем с подушкой на спине.
- Ходим на руках.
Дети двух лет очень любят играть в активные игры
Познавательное
Этот вид развития малыша включает изучение окружающего мира, свойств предметов, развитие логического мышления, внимания, памяти, изучение элементов математики. Занятия для познавательного развития двухлетнего ребенка могут быть такими:
- Изучение геометрических фигур.
- Изучение цветов предметов.
- Отыскать названный объект в помещении, на улице или на картинке.
- Найти пару, выбирая из похожих предметов.
- Найти одинаковые узоры на шапках, варежках, блюдцах и тому подобных изображениях.
- Изучение понятий «мало» и «много».
- Определение различия числа предметов – ребенок учится различать 1 и 2.
- Сортировка предметов по цвету и величине.
- Ориентация в пространстве с изучением понятия «справа», «внизу», «слева», «вверху».
- Складывание пазлов и разрезных картинок, в которых есть 2-4 детали.
- Сопоставление картинок, а также предметов в играх «где чья мама», «где чей дом», «кто что ест» и подобных.
- Отгадывание простых загадок – кто ест травку и говорит «му», кто белый и любит морковку.
- Складывание матрешек и стаканов друг в друга.
- Строить башню из разноразмерных стаканов или кубиков (сортировка по величине).
- Сопоставление геометрических фигурок с проекциями на рисунке.
- Классификация карточек с предметами по общему признаку, например, продуктов, животных, игрушек.
- Отыскать целое по части, например, подобрать дому крышу или хвост животному.
- Найти фигуру, учитывая 2 признака – среди всех кругов найти маленький красный, среди всех квадратов отыскать большой зеленый.
- Изучение понятий «низкий» и «высокий», «узкий» и «широкий», «короткий» и «длинный».
- Подобрать предмету тень.
- Найти недостающую часть картинки.
- Игра «что пропало» (спрятать одну из игрушек или картинок) или «что появилось» (добавить картинку или игрушку).
- Игры в прятки.
- Вспоминаем вместе, что делали утром, вчера, на прогулке.
- Запоминать сюжет картинки.
- Игра в «наперсток» с маленькими игрушками.
- Изучаем диких, а также домашних животных. Показываем ребенку их детенышей, рассказываем простые факты об их жизни, называем части тела (копыта, рога, хобот).
- Изучаем птиц, а также насекомых.
- Знакомство с понятием дня и ночи, а также разделение дня на утро, обед и вечер.
- Изучение явлений природы, например, смотрим на радугу, снег или дождь.
- Знакомство с 3-4 цветками, которые растут в вашей местности.
- Изучение часто встречающихся овощей и ягод, а также фруктов и грибов.
- Знакомство со временами года.
- Разговоры на тему транспорта, профессий, поликлиники, частей тела человека, магазина, семьи, аквариума, моря, поездов, материалов, города, электроприборов и другие.
- Если ребенку вскоре предстоит начать ходить в детский сад, важно уделить внимание обсуждению темы садика.
- На прогулке можно изучать правила дорожного движения, растительность, транспорт, небо и солнце, природные материалы (камни, листья, ветки), дома.
- Также во время прогулок можно играть со снегом, с лужами, с солнечными зайчиками, с тенями и с песком.
В первую очередь, игры должны доставлять удовольствие и малышу, и родителям
Сенсорное
Музыкальное
Такой вид развития направлен на слух ребенка, музыкальное восприятие, узнавание музыкальных инструментов. Также к нему относят танцы и пение.
Чтобы музыкально развивать ребенка, подойдут такие игры и занятия:
- Прослушивание детских песен.
- Прослушивание классической музыки.
- Отличаем разную музыку – медленную от быстрой, грустную от веселой, тихую от громкой.
- Прислушиваемся к разнообразным звукам на прогулке – шуму автомобилей, пению птиц, шуршанию листвы и другим.
- Определяем источник звуков, например, отыскиваем на дереве птицу.
- Играем на разных детских музыкальных инструментах.
- Слушаем звуки разных инструментов.
- Слушаем пение мамы.
- Танцуем с мамой медленно и быстро, прихлопываем и притопываем, делаем «фонарики» ручками, ставим ножку на пятку, а потом на носок, водим хоровод.
Проведите занятие, показанное М. Л. Лазаревым (экспертом по музыкальному развитию) с ребенком 2 лет.
Речевое
Развитие речи ребенка нацелено на увеличение словарного запаса малыша и стимуляцию повторения слов за взрослым. Немаловажно также выполнять упражнения для артикуляции.
Занятия для речевого развития с малышом 2 лет могут быть такими:
- Пополнение пассивного словарного запаса крохи, постоянно общаясь с малышом и рассказывая обо всем, что происходит в его жизни.
- Чтение книг (сказок, стихов), а также обсуждение прочитанного.
- Задавать малышу вопросы об изображении на картинке или происходящем вокруг ребенка.
- Разыгрывать с крохой простые сказки.
- Слушать и петь песни.
- Описывать предметы, которые видит малыш, используя прилагательные.
- Использование в речи предлогов (за, перед, около, в), местоимений (тут, там), наречий (близко, низко, далеко, справа, высоко, слева и других).
- Учимся дуть на свечу, листья, вату, а также играем с мыльными пузырями. Дуть можно как плавно, так и резко.
- Строим рожи зеркалу, показывая язык, стуча зубами, открывая широко рот.
- Учимся говорить шепотом и громко.
Задувание свечей, выдувание мыльных пузырей является веселым упражнением для речевого развития крохи
Проводите с крохой занятия на артикулляцию, которые помогут крохе говорить звуки более чисто. Один из примеров – упражнение «Чашка и блюдце», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.
Мелкая моторика
Ее развитие важно для развития речи, поскольку в мозгу человека зона, отвечающая за движение рук, находится в непосредственной близости к речевой зоне. Благодаря такому близкому расположению занятия, во время которых задействованы пальчики ребенка, положительно сказываются на речевом развитии крохи. Вот подходящие для двухлетнего ребенка занятия для мелкой моторики:
- Пальчиковая гимнастика.
- Занимаемся рисованием, созданием аппликаций и лепкой.
- Игры с рамками-вкладышами, конструкторами, мозаикой, шнуровками, сортерами, пирамидками.
- Пересыпаем крупу из одной емкости в другую, используя ложку, воронку, руки, детскую посудку.
- Переливаем воду из одной емкости в другую, используя детскую посуду, лейку, кувшин, воронку.
- Игры с наклейками.
- Застегивание и расстегивание липучек на игрушках, одежде и обуви.
- Расстегивание молнии, кнопок, пуговиц.
- Вылавливаем в воде (в тазике, миске, стакане) маленькие плавающие предметы ситом или ложкой.
- Набираем воду пипеткой либо клизмой, переливаем в другую емкость.
- Собираем воду с помощью губки.
- Комкаем и рвем бумагу.
- Создаем узоры, используя небольшие камешки, крупную фасоль, макароны, палочки.
- Игры с прищепками.
- Подбираем крышку к банкам и бутылочкам. Закручиваем и откручиваем их.
Из подручных средств можно придумать множество занятий для развития крохи
Развитию моторики способствуют игры с крупой. Обязательно организуйте такие занятия. Мусор после игр легко убрать пылесосом.
Творческое
Этот вид развития стимулирует творчество малыша и может включать рисование, конструирование, лепку, создание аппликаций и подобные действия.
Творческие занятия с карапузом 2-летнего возраста могут быть такими:
- Рисуем круги, линии (они могут быть длинными, короткими, горизонтальными, вертикальными), дорожки.
- Дорисовываем ниточки к шарикам, стебли цветам, иголки ежику, траву, дождь и другие простые элементы.
- Рисуем узоры на полотенце либо коврике.
- Выбираем цвет для рисунка.
- Рисуем палочкой по снегу, манной крупе или песку.
- Оставляем на бумаге отпечатки краски, используя губку и штампы.
- Учимся рисованию красками, используя кисточку.
- Рисуем пальчиками.
- Пробуем раскатывать пластилин или тесто, делая колбаски и шарики.
- Отламываем часть пластилина или теста, чтобы сплющить эти комочки в пальцах или ладонями.
- Раскатанную колбаску соединяем концами.
- Лепим комочки пластилина на картон, например, чтобы получились украшения на елке, зернышки для курочки.
- Учимся размазывать пластилин по бумаге.
- Оставляем отпечатки на пластилине или тесте, используя разные предметы.
- Режем тесто ножиком из пластмассы и вырезаем формочками для печенья.
- Делаем аппликации из рваной или скомканной бумаги, а также из ваты.
- Выполняем аппликацию объекта, состоящего из двух или трех частей, например, гриба, дома.
- Делаем сюжетные аппликации из двух или трех объектов, например, дом, туча и солнце.
- Используем в играх блоки Дьенеша, конструктор лего, а также палочки Кюизенера. Строим из них дом, мост, забор, гору.
Творческое развитие крохи - это весело!
Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо», которое показано в видео с О. Н. Тепляковой – экспертом по интеллектуальному развитию.
Социальное
Двухлетнему малышу важно общение со сверстниками. Кроха тянется к другим детям и копирует их действия. В социальном развитии малыша также большое значение уделяют приобретению бытовых навыков. Занятия для социального развития 2-летнего ребенка будут такими:
- Обращаем внимание карапуза на других деток, стараясь пробудить к ним симпатию.
- Знакомство с другими детьми во время прогулок, предложение поиграть вместе. Так как в данном возрасте детки не умеют еще взаимодействовать в игре, очень важно участие в совместной игре взрослого. Особенно важно учить кроху играть с другими малышами, если вскоре ребенок начнет посещать детский сад.
- Учим ребенка меняться игрушками.
- Объясняем, когда нужно жалеть других людей, например, если мальчик упал.
- Обучаем ребенка мыть руки с использованием мыла, полотенца.
- Убираем вместе с малышом со стола после еды.
- Собираем разлитую жидкость губкой.
- Учим кроху самостоятельно снять одежду, а также надеть ее.
- Поливаем с ребенком цветы.
- Вместе убираем игрушки, складывая их на место.
Учите ребенка делиться игрушками, сочувствовать детям
В возрасте двух лет частой проблемой является нежелание ребенка делиться игрушками. Как понять кроху и что делать в этом случае, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.
Если вы видите агрессию ребенка по отношению к другим детям, посмотрите видео мамы Лары (Ларисы Свиридовой), где она доступно рассказывает о том, как следует действовать в этом случае.
У многих родителей возникает волнение по поводу того, что у ребенка часто забирают игрушки, а он их не отстаивает. Стоит ли волноваться по этому поводу, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.
С другой стороны, есть дети, которые ни в коем случае не хотят делиться своими игрушками. В следующем видео Ларисы Свиридовой вы увидете, как правильно поговорить с ребенком и научить его делиться.
Крайне актуальная тема для многих семей – истерика ребенка при неполучении желаемого. Как вести в этой ситуации родителям, смотрите во фрагменте передачи Комаровского.
Примерная программа упражнений на неделю
Составление недельного плана развивающих занятий для крохи помогает решить сразу несколько задач:
- Не перегружать ребенка занятиями в целом.
- Не повторять одинаковые занятия.
- Не упустить какой-либо вид развития.
- Не переживать, что ребенок мало развивается и вы что-то упускаете.
Мы предлагаем пример недельного распорядка занятий для развития двухлетнего ребенка:
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
|
Физическое развитие | Игры с мячом | Бег с препятствиями | Ходьба по нарисованной волнистой линии | Занятие с фитболом | Прыжки по «кочкам» | Игра в «улитку» | Ходьба на руках |
Познавательное развитие | Собираем пазл | Находим целое по части | Подбираем предмету тень | Изучаем домашних животных | Сортируем предметы по цвету | Изучаем времена года | Ищем пропавшую игрушку |
Сенсорное развитие | Щупаем холодные и теплые предметы | Изучаем материалы на ощупь | Изучаем вкус | Трогаем гладкие и шершавые предметы | |||
Мелкая моторика | Играем с крупой | Пальчиковая гимнастика | Игра со шнуровкой | На прогулке создаем узоры из маленьких камешков | Игра с прищепками | Игры с песком | Игра с наклейками |
Музыкальное развитие | Поем с мамой | Слушаем звуки музыкальных инструментов | Слушаем классическую музыку | Слушаем детские песенки |
|||
Речевое развитие | Читаем сказку | Читаем стихи | Кривляемся перед зеркалом | Обсуждаем картинки в книге | Разыгрываем сказку | Задуваем свечи | Совместное чтение с обсуждением прочитанного |
Творческое развитие | Рисование красками | Лепка с соленым тестом | Аппликация из рваной бумаги |
||||
Социальное развитие | Общение с другими детками | Идем в гости | Прогулка в песочнице |
Это лишь примерный план развития малыша в возрасте 2-2,5 лет. Для составления собственного плана важно учесть и умения карапуза, и его темперамент, и интересы ребенка, и ваши цели.
В плане следует отметить обязательные занятия, например, визит к массажисту, посещение кружков, плавание в бассейне. Определите самые важные сферы развития вашего ребенка и запланируйте занятия по ним 5-7 раз в неделю. Обязательно оставьте в плане место для импровизации или самостоятельных игр малыша. Через 1-2 недели вы сможете проанализировать выполнение плана, после чего некоторые занятия убрать или заменить.
Помните, что концентрация ребенка на игре в 2-летнем возрасте длится лишь несколько минут, поэтому занятие не должно быть длительным. Обязательно похвалите ребенка, если у него что-то получилось. Это будет стимулом для дальнейших успехов крохи. Нельзя ругать ребенка, если он отказывается заниматься, а также в случаях, когда что-то не получилось. Постарайтесь сделать развивающие игры интересными для малютки. Они должны приносить малышу радость, а не вызывать скуку. Давайте ребенку возможность выполнять задание самостоятельно, даже если это будет очень долго. Кроха не сможет ничему научиться, пока вы будете более активны в игре, чем сам ребенок.
Получайте удовольствие от игр с малышомУход и режим
Для развития ребенка двухлетнего возраста немалое значение имеет здоровье крохи, которое поддерживается правильным режимом дня и уходом:
- Важно следить, чтобы у ребенка было достаточно отдыха. Малыши этого возраста спят около 12-13 часов в сутки. У двухлеток есть один дневной сон, который длится 2-2,5 часа.
- Утро крохи должно начинаться с умывания и чистки зубов, а также причесывания. Также важно приучить малыша к гигиене, напоминая, что после прогулки и перед едой обязательно следует вымыть руки.
- После дневного сна часто проводят процедуры для закаливания, например, обтирание либо обливание ног.
- Многие дети к 2-летию уже освоили горшок и используют его по назначению. Чтобы попроситься на горшочек, ребенок произносит слова или делает знак. Некоторые детки подходят к горшку и снимают штаны.
- Гулять с ребенком двух лет советуют ежедневно 1-2 раза, так как крохе очень нужен свежий воздух. Одевать малыша следует по погоде, чтобы не допустить перегрева, но и не позволить ребенку замерзнуть.