Брак с мусульманином в православии. Особенности брака христианки с мусульманином. К чему стоит быть готовой
Знакомство, флирт, любовь, семья — такого сценария стараются придерживаться все влюбленные пары. Но зачастую вступлению в брак мешают предрассудки, такие как другая национальность или вероисповедание одного из супругов. А действительно, возможен ли брак мусульманина с христианкой? Или это табу, которое нам навязывают на протяжении многих веков? Постараемся доподлинно разобраться в возможности заключения союза между людьми, состоящими в различных конфессиях, и на примере рассмотрим, что может им помешать сочетаться законным браком.
Различия и разногласия в религии
Одной из первых и наиболее главных помех на пути к семейному счастью в браке с мусульманином могут стать разногласия в вероисповедании, так как ислам и христианство, несмотря на некоторую свою схожесть, все же проповедуют порой противоположные вещи, например:
- Христианам положено иметь одну супругу. Мусульманин же может жениться на 4 женах одновременно.
- Христианство запрещает избиение жены за непослушание, ислам же советует: ударяйте их за провинность.
- Христианство проповедует равноправие мужчины и женщины перед Богом. Ислам же, наоборот, считает, что женщина — низшее по сравнению с мужчиной существо.
- Христианство учит с терпением относиться к другим вероисповеданиям, ислам же проповедует борьбу с иноверцами. «Когда вы встретите тех, которые не уве-ро-ва-ли, то - удар мечом по шее» (47.4). «Борись с неверными и лице-ме-ра-ми. Будь жесток к ним!» (9.73).
Это только малая часть из разногласий между двумя мировыми конфессиями. Но и они в свою очередь могут превратить брак мусульманина с христианкой или иудейкой в сущий ад, если муж будет в точности придерживаться Священного Писания (Корана). В таком браке супруг будет постоянно унижать и бить свою жену за малейшую оплошность.
Любовь и брак — не одно и то же
Да, любви все возрасты и религии покорны. Хотя для мусульманина и христианки брак и любовь — это понятия порой несовместимые. И если христианство поощряет крепкие браки и отвергает беспричинные разводы между венчанными и не венчанными супругами, то в исламе к разводу относятся более лояльно, например, муж может дать жене развод просто так, например, за малейшую провинность или если она ему надоела. Но и в том случае, если христиане все же решатся на развод, сделать это будет не просто, нужно будет пройти большую череду бесед с духовным наставником и доказать церкви, что развод — это не блажь, а необходимость. Мусульманин же может сказать своей жене определенные слова, после которых они считаются разведенными.
Конечно, можно рискнуть, а вдруг повезет... Ну, а вдруг не повезет, и в лучшем случае женщине придется покорно терпеть многоженство своего супруга, а в худшем — остаться в незнакомой стране без средств к существованию.
Главенство в семье
Стоит отметить, что главенствующую роль в браке мусульманина и христианки всегда отдается мужу. И нет разницы в том, имеет ли жена богатое приданное или нет. Сразу же после свадьбы жена переходит под опеку мужа, который решает за нее все. Она не имеет права не только работать без разрешения мужа, но и даже посещать своих родственников и друзей. Кстати, все вопросы о благоустройстве жилья, вплоть до выбора декора, мебели и посуды будет тоже решать муж. И если до свадьбы вы посещали салоны красоты и носили модную одежду, забудьте об этом. Теперь вы будете носить то, что выберет муж, и будете выглядеть так, как ему будет угодно.
Религиозные обычаи как повод задуматься
В каждой религии имеются свои обычаи, которые иногда имеют некоторые послабления, но мусульманские обычаи не принято нарушать ни под каким предлогом, например:
- Запрещено жениться и выходить замуж за иноверцев.
- Нельзя принимать решения без согласования с родителями жениха.
- Запрещено планировать количество детей.
- Женщине запрещено выходить куда-либо без разрешения мужа или его родственников.
- Жене запрещено общаться с чужими мужчинами.
- Женщине не позволительно оголять свою голову, руки и ноги в присутствии чужих мужчин.
Перечислять можно очень долго. Нарушение каждого из этих пунктов может привести к незапланированному разводу. Поэтому прежде чем искать ответ на вопрос, возможен ли брак с мусульманином по большой любви, подумайте, а оно вам надо? Нужен ли вам такой брак, где нет никаких гарантий, где женщина не имеет никаких прав, а только обязанности, где с женщиной обращаются как с вещью, которую можно легко заменить на другую? Если хотя бы один из пунктов показался вам диким и неприемлемым, то стоит задуматься о целесообразности таких отношений.
Особенности знакомства с родителями жениха и невесты
Если, несмотря на все предостережения, вы посчитали, что брак по большой любви с мусульманином возможен, то не спешите узаконить свои отношения. Поверьте, это будет не просто. Для начала его родственники должны разрешить вашему мужчине на вас жениться, а это очень часто по ряду причин невыполнимая задача.
- У них на примете уже есть девушка-мусульманка из хорошей семьи, чаще - родственница.
- У вас разные религии, а брать в жены "неверную" — это большой грех.
- У вас разные взгляды на семью, быт и т. д. Вам придется жить в большой семье, с родителями, братьями и сестрами и кучей племянников своего мужа. Такой расклад вас не устраивает? Вот и их тоже, они не хотят отрывать своего сына от семьи ради брака с "неверной".
И даже если жених уговорит родителей согласиться на брак с христианкой, то вам в этом случае по меньшей мере придется сменить свое вероисповедание.
Смена религии как выход из положения
Ну вот, самое сложное позади, и вам разрешили пожениться, но и это еще не все. Чтобы сочетаться законным браком по всем канонам ислама, жених и невеста должны быть одной веры. То есть вам в обязательном порядке придется поменять свое православие. Кстати, сделать это совсем несложно. Достаточно повторить вот эту цитату из Корана вслед за духовным лицом, и вы уже мусульманка: "Ашхаду ан ля ил`яха `илля Лл`аху уа `ашхаду `анна Мух`аммадан ра`сулю Ллахи."
Но для тех, кого интересует ответ на вопрос, можно ли жить в браке с мусульманином, оставаясь христианкой, однозначного ответа не существует. Ведь если следовать традициям, то ни одно духовное лицо не проведет обряд бракосочетания между лицами разной веры. Если же этот обряд решено не проводить, что маловероятно (родители жениха не разрешат), то можно не менять свое вероисповедание.
Свадебные церемонии мусульман и христиан
Свадебные церемонии представителей двух мировых религий не особо отличаются друг от друга, однако и здесь есть свои нюансы. Например:
- В христианской свадебной церемонии главенствующее место занимает венчание в церкви, далее идет регистрация в ЗАГСе, и только после этого приходит время свадебного банкета.
- Мусульмане сначала устраивают банкет, где принимает участие вся многочисленная родня жениха и невесты, а также соседи, коллеги и даже просто знакомые. Затем после банкета духовное лицо проводит обряд "никах" (венчание). А вот регистрация в ЗАГСе может и напрочь отсутствовать.
Если вас устраивает такое "бракосочетание" без штампа в паспорте и гарантий, то дерзайте.
ЗАГС или никах?
Позади все трудности и недоразумения из-за религиозных разногласий. Родители познакомились и одобрили ваш выбор. Осталось дело за малым — выбрать, как вы будете узаконивать свои отношения: будет ли у вас регистрация в ЗАГСе или у вас будет никах (мусульманское венчание), а может, и то и другое. Многие задаются вопросом, а действителен ли брак между мусульманином и христианкой? Здесь невозможно дать однозначного ответа. Да, действителен, если он был зарегистрирован в ЗАГСе или если невеста приняла ислам и был проведен обряд "никах". Если же регистрация отсутствует или был выполнен никах без смены вероисповедания, то в этом случае такой брак принято считать недействительным.
Любви религия не помеха
Несмотря на большое количество различий как с национальной, так и с религиозной точки зрения, бывает, что брак мусульманина и христианки может стать не только счастливым, но и образцом для подражания. Это в первую очередь будет заслугой супругов. Ведь если отбросить все предрассудки и трезво смотреть на вещи, станет ясно одно, что оба человека поклоняются одному и тому же Богу, хотя каждый по-своему.
В современном мире и вовсе многие отбрасывают традиции, оставаясь лишь на словах "мусульманами" или "христианами". На деле же, все обстоит совершенно иначе: молодое поколение не только не ходит в религиозные заведения (мечеть, церковь), но и не соблюдает традиции, как предписано их вероисповеданиями. И только по национальной предрасположенности они относят себя к той или иной вере. Может, это и к лучшему... В таком случае в этом союзе будут отсутствовать религиозные разногласия, и два любящих сердца не только не будут искать повода для ссор, но и будут более терпимо относиться друг к другу, а это, в свою очередь, станет залогом крепкого семейного счастья.
Ответ священника:
По замыслу Божьему, цель земной жизни каждого человека заключается в правильном самоопределении относительно Бога и Его Истины – Иисуса Христа (Ин.14,6), а также в достижении человеком спасительных отношений с Богом через Искупительную Жертву Христа. Эти отношения обозначаются, как: обожение, святость, или преподобие (2 Петр. 1,4). Семья же, - это малая церковь (Кол.4,15), которая и служит одним из средств к достижению вышеозначенной цели, ибо, у каждого человека есть два законных пути, ведущие в Жизнь Вечную: святой брак, или святое безбрачие, одной из разновидностей которого является монашество. В православной семье, как в малой церкви, должен происходить процесс подготовки её членов: мужа, жены и детей, через правую веру и церковную жизнь, к Вечности. Вот почему апостол Павел заповедует христианам вступать в брак в Господе (1 Кор. 7,39), то есть с лицом, разделяющим с нами самое главное: нашу православную веру. Вступление же христианина, или христианки, в брак с иноверцем, или иноверкой, в частности, с мусульманином, есть нарушение, как замысла Божьего о конечной цели жизни – обожении, так и заповеди апостола Павла: вступать в брак в Господе. Вплоть до 18 века, в Русской Православной Церкви подобные браки безоговорочно воспрещались. Но, начиная с Петра1, стали происходить послабления в этой области: православным разрешалось вступать в браки с иноверцами под условием, что последние не будут совращать их в свою веру, а родившиеся от такого брака дети, будут принимать Крещение и воспитываться в Православии.
Но вступая в межрелигиозные браки, супруги, как правило, утверждают: «Кто, во что верит – не важно, ведь Бог – Один! Главное, что мы – любим друг друга!». Мне, как священнику, неоднократно приходилось убеждаться, что эта любовь продолжается до тех пор, пока православный (православная), живущие в таких межрелигиозных браках, не столкнутся, неизбежно, с коренными различиями культур, а главное, религий: Ислама и Православия. Обнаружиться это может, к примеру, тогда, когда будущий муж, или его родственники, предложат невесте условием брака мусульманский обряд «венчания» и автоматическое принятие ею Ислама, приводящее к отречению от Иисуса Христа. Или когда в таком браке родятся дети, и жена - христианка захочет сообщить им Таинство Крещения, присоединив их к Церкви Христовой, а муж - мусульманин, напротив, обрезать, инициировав в Ислам (иногда супруги договариваются так: девочек – крестить, мальчиков – обрезать. Получается: девочки – в рай, а мальчики – в ад!). Или же, обнаруживаются эти противоречия тогда, когда христианка, после вступления в брак, будет пытаться исполнять свои религиозные обязанности: посещать храм, молиться дома, и пр. Можно конечно, прийти к иному варианту: стать светскими людьми (читай, отречься от своих религиозных убеждений), но ещё не факт, что эта проблема не всплывёт в будущем. Ведь, у светского мужа, этнического мусульманина, могут быть верующие родственники, практикующие Ислам, которые, неизбежно, поднимут вопрос религиозной принадлежности его жены и детей. Только в очень редких случаях супругам удаётся ужиться, не изменяя своим религиозным взглядам (опять же, при условии, если этих взглядов просто - нет!). В основном же, как правило, возникают тяжёлые коллизии выбора: или моё православие, или моя семья…В моём приходе был такой случай: православная женщина вышла замуж за мусульманина, и он не давал ей ходить в храм, православно молиться, покрестить родившихся у них детей до тех пор, пока, через много лет, не…умер. В другом случае, православная, вышедшая замуж за мусульманина, до момента своей смерти, не могла не только исполнять по отношению к Богу религиозные обязанности, но и просто носить нательный крест. Она прятала его…в волосах, где он и был обнаружен тогда, когда, после кончины, её тело стали омывать.
То есть, при наличии разных религиозных взглядов мужа и жены, единодушия между ними быть не может. Их брак созидается на фундаменте, изначально имеющем глубокую трещину, угрожающую в любое время превратиться в пропасть. Кстати, исследования в этой области американских социологов говорят о том, что смешанные браки имеют шансы распадаться в три раза чаще. Эта проблема остро обнаруживается и в процессе воспитания появившихся детей. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Образовать сердца детей в добродетели и благочестии – священный долг родителей, который, нельзя преступить, не сделавшись виновным в некоторого рода детоубийстве…» Но как можно воспитать детей в вере и благочестии, если родители понимают эту веру по разному и не могут быть единодушными ни на словах, ни в образе своей религиозной жизни? Воспитание ребенка должно состоять не в приобщении его к какому-то абстрактному, якобы, общему, для всех религий, Богу, а в определении его членом ясного вероисповедания, давая ему конкретные формы богопочитания, молитвы, общественного богослужения и т. д. Трудности религиозного воспитания начинаются в межрелигиозном браке с момента рождения ребенка. Согласно Исламу, во-первых, неправоверующий супруг (супруга) должны принять мусульманство. Во-вторых, дети (во всяком случае – мальчики) должны быть обрезаны и воспитываться в традициях Ислама. Согласно Православию, дети, рождающиеся в межрелигиозных браках, должны воспитываться в православной вере. Значит, один из супругов вынужден будет устраниться от религиозного воспитания, или – же, между ними будут возникать конфликтные ситуации, и дети, растущие в атмосфере раздвоенности, как правило вырастают неверующими. Нередко проблема воспитания «решается» супругами и так: не будем детей, ни крестить, ни обрезать. Пусть сами вырастут и решат, к какой религии им принадлежать. На практике это приводит к тому, что не видя в родителях примера единодушной религиозной жизни и соответствующего мировоззренческого воспитания, дети вырастают религиозно индифферентными. Вот так, по слову Златоуста, православный родитель и «делается виновным в некоторого рода детоубийстве».
Мало кто задумывается над тем, что даже смерть одного из супругов не ставит точку в этих разногласиях. Православный муж не может похоронить свою жену – мусульманку по православному обряду, не может помолиться за неё: заказывать отпевание и панихиды, заупокойные обедни. Даже естественное желание супругов быть похороненными вместе на одном кладбище не может осуществиться, так - как мусульмане запрещают хоронить иноверцев вместе с правоверными, так – же и согласно православным канонам, на христианском кладбище иноверцы вместе с христианами не погребаются. Поэтому, прежде, чем православному жениться на иноверке, нужно всё хорошенько взвесить и обдумать последствия своего решения.
Что делать, если это уже произошло? – Теперь придётся жить в искажённой семейной атмосфере и смиряться. Нужно – ли склонять иноверного супруга (супругу) к принятию Православия? – Сделать это будет крайне сложно. Ни в коем случае нельзя здесь навязывать свои религиозные взгляды. Лучше – на практике, в повседневной жизни проповедовать собственным примером Христианство.
Можно ли матери - мусульманке присутствовать на крещении ее детей? – Можно-то, можно. Но здесь выходит наружу ещё один нарыв межрелигиозных браков: с точки зрения Ислама, христиане – кафиры, многобожники, поскольку исповедуют веру во Святую Троицу. И матери – мусульманке (даже – этнической) присутствовать при инициации её ребёнка в многобожную религию, означает – ломать в себе представления своей религии, двоиться.
Сердцу не прикажешь, кого любить. Сейчас, когда контакты с людьми другой национальности и вероисповедания ничем не ограничены, нередки случаи, когда любовь вспыхивает между двумя противоположностями - например, христианкой и мусульманином. Мужчины мусульманской веры красиво ухаживают, говорят приятные слова, читают стихи. Но выйдя замуж за мусульманина , славянские девушки сталкиваются с реальностью, прямо противоположной ожиданиям. Так стоит ли слепо доверять своему чувству или лучше тщательно взвесить все плюсы или минусы, прежде чем решиться на такой судьбоносный шаг?
Замуж за мусульманина: неприятные моменты
Часто девушки сами не знают, на что подписываются, вступая в брак с мусульманином. Только переступив порог его дома, они узнают, что теперь им придётся жить по Корану, практически не иметь прав и придерживаться строгих норм поведения. Существует целый список "должностных обязанностей" мусульманской жены, среди которых:
Слушаться супруга и свекровь. Главная обязанность и почётное право мусульманской жены - во всём угождать мужу и заниматься домашним хозяйством. Чтобы сходить к подруге или устроиться на работу, нужно будет сначала получить разрешение у супруга. Также нельзя ослушаться свекровь. Даже если её требования кажутся завышенными и несправедливыми. Жаловаться мужу бесполезно - он всегда примет сторону матери.
Мириться с наличием других жён. Коран разрешает мужчине иметь одновременно четыре жены, а также сколько угодно наложниц, если он может их всех материально содержать. Никакая из жён не имеет права не то что возражать и показывать своё недовольство, а, наоборот, должна улыбаться и приветствовать выбор мужа и свекрови.
Выйти замуж за мусульманина - это значит также вести себя, как предписывает Коран. Мусульманская жена всегда должна:
- выходить на улицу только в хиджабе - платке и одежде, максимально скрывающей тело - вплоть до шеи и запястий рук (носить модную одежду нельзя);
- при встрече с мужчиной опускать глаза;
- передвигаться бесшумно;
- не входить в чужой дом без позволения мужа и т.д.
Быть покорной. Никаких "голова болит". Если муж хочет интимной близости, отказать ему жена не имеет права. Исключение - менструация, послеродовой период, хадж (религиозное паломничество в Мекку) или болезнь. Покинуть дом без согласия мужа она тоже не может.
Терпеливо сносить наказания. Муж имеет право наказывать жену, если она проявляет неповиновение, несогласие или просто для улучшения её характера. При этом бить он должен аккуратно - так, чтобы на теле не осталось следов и чтобы такие воспитательные меры не стали причиной физических страданий.
Готовы ли вы к такому ограничению свободы ради любви?
Юридические и религиозные тонкости
Кроме того, девушке, собравшейся замуж за мусульманина, нужно знать, что:
Свадьба пройдёт по мусульманским традициям. Только при соблюдении всех обрядов брак будет считаться действительным, а не после росписи в ЗАГСе. Покрасоваться в свадебном платье европейского образца не получится. Но восточная свадебная одежда также очень красива, хотя и своеобразна. Она отличается богатством убранства и символичностью.
Христианка замуж за мусульманина выйти может, но она должна будет принять веру мужа. Хотя мужчине-мусульманину не запрещается жениться на иноверке и девушка, выходящая замуж за мусульманина, не обязана принимать ислам, со временем сделать это всё равно придётся. Ведь для того всё это и разрешается, чтобы, заключив в жёсткие рамки исламского "домостроя", обратить "неверную" в свою веру. Муж может попросить или приказать принять ислам - в любом случае отказать не получится. Если жена всё-таки упорствует - ему придётся её оставить.
Мужчина имеет право развестись с женой в любой момент, когда пожелает, без объяснения причин. Никакого "суда и следствия", выяснения, кто прав, кто виноват, как поделить имущество, с кем останется ребёнок, не будет. Мужу достаточно три раза произнести при свидетелях "Ты мне не жена" - и брак считается расторгнутым, а женщина оказывается одна в чужой стране, без прав и средств к существованию. Забрать детей она тоже не может - они изначально принадлежат отцу.
Замуж за мусульманина : положительные стороны
Есть в мусульманском браке и приятные моменты, знание о которых поможет решить, выходить ли замуж за мусульманина:
Муж-мусульманин не употребляет спиртные напитки - это запрещено ему верой. Коран также не позволяет ему лениться. Супруг-тунеядец, сидящий на шее у жены, - такое среди исповедующих ислам невозможно.
Мужчина в мусульманском браке так же, как и жена, имеет обязанности. Он должен защищать и полностью содержать жену, обеспечить всем необходимым (жильё, питание, одежда) её и детей. Это, естественно, при условии, что жена покорна и послушна. За соблюдением этих условий зорко наблюдает вся мусульманская община. Если муж не выполняет своих обязанностей по материальному обеспечению, а также долгое время уклоняется от исполнения своего супружеского долга, жена имеет право подать на развод - и в этом случае её поймут.
Нельзя поднимать руку на жену без причины. Телесное наказание разрешено только в воспитательных целях. Бить по привычке или просто потому, что настроение плохое, в исламе запрещается. Хотя злоупотребления, конечно, и здесь возможны: ничего не стоит придумать причину, придраться к чему-нибудь. Только крепкого, счастливого брака в этом случае не получится. А на Востоке это наивысшая ценность.
Если девушка выходит замуж за мусульманина , ей надо знать, что при вступлении в брак жених оглашает размер дара невесте. Выплатить его он должен будет в течение жизни или при разводе. То есть жена имеет гарантированную страховку на случай, если семейная жизнь не сложится (не по её вине), и ей не придётся долго и мучительно отсуживать причитающуюся ей сумму.
По достижении детьми совершеннолетия добропорядочная мусульманская жена получает особый статус, общественное признание, почёт и уважение. То есть материнский труд оценивается по достоинству.
Становясь супругой мусульманина, женщина приобретает в родственники всю его огромную семью, включая троюродных и четвероюродных братьев и сестёр. Если случится беда, возникнут трудности, они всегда придут на выручку, поддержат. Биться в одиночку не придётся. Но и родственники жены в случае необходимости должны оказывать помощь своим вновь приобретённым родственникам.
Так выходить или не выходить замуж за мусульманина?
Да, есть в браке с мусульманином определённые моменты, которые настораживают. Но ведь никто и не заставляет вступать в него. Слава богу, вы не пленница, и вас не выдают насильно замуж родители. Кроме того, мусульманскими традициями перед свадьбой предусмотрена помолвка, после которой есть время всё тщательно обдумать и взвесить. Если девушка твёрдо говорит: "Хочу замуж за мусульманина ", если она готова к ограничениям ради любимого человека, воспринимает их как плату за возможность спокойно выполнять своё женское предназначение, заботиться о муже, рожать и воспитывать детей, не думая о том, где взять денег, то ничего страшного в мусульманском браке, в принципе, нет. Никто не будет бить и выгонять из дома просто так. Если свободу она ценит выше брачных уз и не готова отказаться от своих личных человеческих потребностей ради семьи, то и не стоит вступать в этот брак - он станет для неё тюрьмой.
Выходя замуж за мусульманина, девушке нужно помнить, что права на ошибку и обратного пути у неё нет. Если посещают хоть малейшие сомнения - не стоит торопиться. Чувства могут пройти, и белый свет станет не мил рядом с нелюбимым, а спокойно уйти, взяв детей, не дадут.
Спросите себя, уверены ли вы, что никто другой, кроме этого мужчины, вам не нужен? Что вы готовы прожить с ним всю жизнь? Что сможете всё вытерпеть, лишь бы быть с ним рядом? Учтите, что если вы полюбите другого, вас строго покарают.
Во время мусульманской свадебной церемонии всячески подчёркивается, что у молодых теперь одна жизнь на двоих. Если вы готовы быть половинкой - в добрый путь.
Сейчас довольно часто девушки на форумах пишут «ищу мужа мусульманина», считая парней мусульман более выгодной партией – им и алкоголь употреблять религия запрещает, и семья для них - понятие святое. Но неужели в мусульманских семьях все так хорошо? Наверняка и здесь есть свои особенности.
Муж мусульманин, жена христианка
Многих дам интересует, можно ли христианке выйти замуж за мусульманина, не обяжут ли жену принимать другую веру? По законам Ислама христианка может и не отрекаться от своей веры, но ребенка в христианстве она воспитывать не сможет – он должен будет стать мусульманином. Также нужно помнить, что родители в мусульманском обществе очень уважаются, а потому их слово часто приравнивается к закону. И если родители категорически будут против невесты-христианки, то мужчина скорее отношения разорвет, чем станет перечить родителям.
Замуж за мусульманина – особенности мусульманской семьи
Частенько женщины думают о том, как выйти замуж за мусульманина, а не о том, как жить с ним будут. С тем, чтобы познакомиться с мусульманином, особых проблем не возникает – если отечественные не устраивают, то можно искать их на отдыхе или в ВУЗах, принимающих иностранных студентов, а также по интернету. Но перед тем, как отворачиваться от мужчин вашего вероисповедания, подумайте, сможете ли вы соблюдать все правила мусульманской семьи. Имеются следующие особенности и не для каждой женщины они будут приемлемы. Конечно, все зависит от людей, но быть готовой к таким моментам стоит:
Возможно, эти правила кажутся для немусульманской женщины сложными и непонятными. Но зато в лице мусульманского мужа, который чтит свою религию, вы получите верного, преданного, честного, отзывчивого семьянина с прекрасными моральными качествами и без пристрастия к алкоголю, который будет любить вас и детей, чтить ваших родственников и не будет препятствовать вам в соблюдении вашего вероисповедания.
У брака, где супруги принадлежат к разным конфессиям, есть два аспекта, бытовой и духовный. И если с точки зрения повседневной жизни всё может выглядеть благополучно, то с точки зрения религиозной возникает много вопросов. Мусульманин и христианка – мнения православных священников.
Как в турецком сериале
В интернете популярен запрос: муж-мусульманин грустные истории. Увы, брак православной и мусульманина – самый неудачный пример межконфессионального сожительства. Особенно если муж-иностранец. Почитайте женские форумы. События развиваются по типичному сценарию, примерно, как в этом сюжете:
Катя познакомилась с Фатихом на отдыхе в Турции. Её с первого взгляда покорил этот смуглый стройный парень с белозубой улыбкой. До этого она дважды пересмотрела сериал «Великолепный век» и была очарована турецкой культурой. Героиня сериала -славянка, попавшая в гарем султана и ставшая повелительницей мира, казалась Кате похожей на неё саму. Она даже покрасила волосы в золотисто-рыжий цвет, полюбила броские украшения и яркие платья, покупала к кофе восточные сладости, ей хотелось так же говорить загадочные слова «Иншалла» и «Машалла» и, конечно, любить властного и благородного мужчину-иноверца.
У каждого из нас своя сказка, свой соблазн, прельщающий сквозь монотонные будни.
С первых минут пребывания в Стамбуле Катя ждала чуда – не просто встречи с мужчиной, а безумной страсти, как в кино. И появился Фатих. Профессия у него была прозаическая – служащий отеля. Но какие красивые розы он дарил и говорил комплименты на хорошем русском языке – Катя считала, что освоить русский ему помогла работа. То, что он не пляжный бездельник, тоже нравилось ей. Сама Катя заканчивала учиться на фармацевта и мечтала о собственной аптеке в родном подмосковном городе, а в дальнейшем – о целой аптечной сети. Отец, обеспеченный человек, давно не жил с семьёй, но поддерживал дочь финансово, обещал помочь с бизнесом.
Русские и украинские соседки по отелю тоже встречались с турками. Многие относились к этому несерьёзно – курортный роман. Предупреждали Катю, что турки не воспринимают всерьёз белых женщин, но она не верила, и действительно, перед отъездом Фатих сделал ей предложение и подарил кольцо. Теперь ей было кому говорить «ашкым» – любимый, как в сериале.
– Аптеку я открою в Турции, – мечтала Катя. Дома она набрасывала на голову большой шёлковый платок и вертелась перед зеркалом, оценивая – к лицу ли будет хиджаб?
Девушка была крещена, но ислам привлекал её, как религия любимого мужчины.
Россияне религиозно неграмотны, хотя 70% считают себя православными.
Я встречала образованных пожилых людей, которые имеют представление о христианстве только благодаря детской Библии, купленной внуку. Слабое понимание своей религии не способствует благочестию. И Катя забегала в церковь под настроение – потому что там красиво. Смысл молитв она не понимала, изучить церковно-славянский ей не пришло в голову. Но из-за Фатиха стала заходить на мусульманские сайты. Некоторые статьи вызывали у неё неприятие, но она смирялась ради того, чтобы чувствовать и мыслить, как бесценный «ашкым».
Родители отнеслись к её жениху с сомнением, но Катя дала отпор, настойчиво попросила у отца обещанные деньги и когда он перевёл сумму на карту, отправилась в Турцию – строить семейную жизнь.
Молодые люди поженилась и даже совершили никях – бракосочетание по мусульманскому обряду. С приобретением аптеки возникли проблемы – потребовалась масса документов, к тому же у Кати пока не было турецкого гражданства. Фатих сказал, что мог бы открыть на эти деньги кафе в своём родном посёлке. Пара покинула турецкую столицу.
Домик в горном посёлке был двухэтажным, но плохо обставленным и ветхим. Молодым выделили комнату на втором этаже над козьим загоном и Катя просыпалась под блеянье скотины, а не под песню соловья, влюблённого в розу.
Свекровь и жёны двух братьев Фатиха встретили Катю неприветливо, и постепенно переложили на её плечи все домашние дела. А чего она ждала? Такова доля младшей невестки в турецкой семье, если молодые живут со старшими родственниками.
Постепенно она узнала, что Фатих встречался с десятком приезжих девушек, подыскивая партию повыгодней.
Местные турчанки на него не зарились – из-за бедности. И с приезжими что-то не клеилось – то девушка не рвалась замуж, то казалась небогатой. Разве что изучил русский язык. Готовность Кати раствориться в турецкой культуре, принять ислам, плюс деньги на аптеку, сыграли свою роль.
Кафе Фатиха, которое он передал отцу, привлекало посетителей. Семья получала прибыль, но Катя не видела ни гроша. Зато мать Фатиха стала поговаривать, что сын должен взять вторую жену – из местных, ведь по исламу он имел на это право. Видимо, так свекровь надеялась избавиться от русской невестки. На кухне, поучая Катю, она могла грубо толкнуть её, а колкости бедняжка слышала каждый день.
Фатих быстро охладел к жене и часто уезжал в Стамбул. Как подозревала Катя, повеселиться с озабоченными туристками. Иногда она находила время зайти в интернет, где жаловалась подругам на судьбу, набираясь решимости развестись. Пробовала молиться, но чужая вера не давала утешения, а своей родной, православной, Катя, по сути, не знала.
Из роскоши турецкого сериала на её долю достались только восклицания «Машалла» и «Иншалла» да платок, по обычаю прикрывающий золотисто-рыжие локоны. Любимый сериал теперь вызывал раздражение, как приманка, заманившая в чужую страну.
Но, может быть, Катя неправильно поняла его? Ведь «Великолепный век» показал и бесконечные дрязги гарема, и забвение героиней веры, и отказ от православного имени, и слепую любовь её к султану, разорявшему христианские земли…
Справедливости ради стоит отметить, что не у всех «турецких жён» из России судьба складывается печально. Чем ближе муж к европейской цивилизации, тем меньше заморочек осложняют жизнь приезжей супруги.
Один турок, о чудо, даже крестился ради жены, но в остальных случаях ислам приняли жёны.
В арабских странах жизнь европейки опаснее – там традиции словно тяжёлые цепи опутывают женщин. Есть и удачные браки и даже крестившиеся ряди жён арабы, что приходится скрывать от родственников – например, в Саудовской Аравии. Но где гарантия, что твой избранник окажется таким?
Россиянки годами судятся за детей с восточными мужчинами – в исламской культуре принято при разводе оставлять наследников с отцом.
Конечно, оппоненты могут сказать: характер мужа не зависит от национальности, скольких россиянок тиранят мужчины одного с ними рода-племени. Я лично так намучилась с «истинными арийцами», что, скорее, заинтересуюсь восточным мужчиной. Но их восприятие женщин осложнено вековыми традициями, требованиями родственников и порядками исторической родины – если говорить об иностранце.
Чем интересен восточный мужчина европейской женщине? Тем, что он мыслит и действует иначе. Решительный, мужественный, пылкий. Но в этом отличии наряду с привлекательностью таится опасность. Легко восхищаться авторитарным киногероем, но делить с таким господином жилище и воспитывать детей сложно. Особенно на его родине. Там он хозяин, законы на его стороне и даже полиция сквозь пальцы посмотрит на агрессию против приезжей жены.
Проблема в том, что мы, славянки, готовы раствориться в культуре любимого человека, принять её и предать свою, которая кажется малоинтересной. Это отрицательная сторона нашей жертвенности.
Но большинство мужчин не ценит её. Они самоуверенны и считают: так должно быть. Рожая детей, отступница дарит их чужому народу, другой религии. Меньше всего думает о душе. Но не факт, что потеряв себя как личность в угоду физиологии, дама получит взамен уважение.
Иноверные и инославные
Православная церковь делит представителей других религий на иноверных и инославных.
К иноверным относятся мусульмане, индуисты, буддисты, а также сектанты. К инославным – католики, лютеране, протестанты, армяно-грегориане и некоторые другие – они тоже славят Христа, но иначе.
До Петра Первого браки православных с неправославными были запрещены. Но царь взял курс на Европу и приглашал оттуда на Русь учёных и мастеров. Конечно, начали создаваться семьи русских с иностранцами.
И церковь по политическим соображениям была вынуждена разрешить браки с инославными, но не с иноверцами. Однако дети супругов должны были расти в православной вере.
Вопрос о детях принципиален для всех конфессий. Ни одна религия не хочет уступать молодое поколение другой религии. Вот взгляд имама на межконфессиональный брак: бракосочетание мусульманина с целомудренной и благонравной женщиной христианской культуры разрешено, но необходимо принимать во внимание:
- сохранение в семье статуса мужа согласно канонам Ислама;
- желательность принятия супругой исламского вероучения;
- -бязательность воспитания детей в духе морали и религиозности, заповеданных Священным Кораном.
Изредка демократично настроенные родители оставляют выбор веры на усмотрение ребёнка – подрастёт, сам решит. Кажется, это разумно? Но священнослужители не одобряют такой подход, считая, что религиозное воспитание нужно начинать с первых лет жизни младенца. Человеку с рождения необходимы защита и помощь Всевышнего. Получается, что сами родители взывают к Богу о поддержке, а ребёнка оставляют на произвол судьбы. Разве это не жестоко?
Брак православной и католика тоже имеет свои особенности. Конечно, разница менталитетов и религий не так сильна, как в случае с исламом. Но всё же кто-то должен поступаться свой верой или каждый в одиночку исполняет свои обряды, но тогда семья теряет сплочённость и духовную близость.
С точки зрения Православия, семья – это маленькая церковь. Сходства много:
- семья, как и церковь, состоит из верующих людей, но кроме общей веры, соединена узами родства;
- как в церкви, в семье совершают общие молитвы и отмечают религиозные праздники;
- видят главной целью преображение души, избавление от грехов, единение с Богом.
Православный чин венчания отражает такой подход в молитвах, где у Творца испрашивается «единодушие душ и телес», соединение их «в единомудрии» и сохранение «в мире и единомыслии».
Но о семейной идиллии можно только мечтать там, где папа идёт в храм, мама в костёл, бабушка в синагогу, дедушка в мечеть, а дети ещё не определились с выбором, и взрослые пытаются переменить их на свою сторону.
В России встречаются такие семьи, где на Курбан-Байрам режут барашка, а на Пасху светят кулич, вроде бы дружба народов – эхо советского интернационализма, но мне трудно представить, что творится в сознании таких людей, что там за каша, извините.
И даже после смерти такие семьи разделены. Православный супруг не имеет права похоронить инославного по своему обряду, отслужить по нём панихиду, помянуть на литургии. На католических кладбищах, а также на мусульманских, не следует хоронить православных, как и наоборот.
Возникает проблема посмертной участи души, поскольку большинство святых отцов утверждают: её спасение только в Православии.
Но это отдельная сложная тема.
Мнения православных священнослужителей
Я поинтересовалась у православных священников:
– Что Вы могли бы посоветовать девушке, своей прихожанке, которая полюбила католика или мусульманина и выходит замуж за него? Нашим читателям будет интересно Ваше мнение, ведь в России браки с иноверцами заключаются постоянно.
Протоиерей Михаил Никитин, Свято-Никольский храм (г.Алексин).
Протоиерей Михаил Антипов, храм Георгия Победоносца (с. Хрящевка).
«Совет только один не нужно соблазнять уважаемых мужчин другой веры и портить им жизнь. Дело в том, что мужчина, как самец, рано или поздно будет склонять свою семью жить по правилам своей веры. А что может быть дальше? Пожалуйста, обратитесь к статистике таких браков. Лично я против таких союзов, так как в будущем потребуется огромное терпение и даже о бывалой любви придётся забыть, А жизнь семейная без любви это уже какая-то общественная организация».
Но не все священники воспринимают межконфессиональные браки скептически. По наблюдениям некоторых, смешанная семья в России приходит к той вере, представитель которой крепче в своих убеждениях. Если православная жена или муж ведёт себя достойно, ценит и знает свою веру, соблюдает обряды, то вовлекает вторую половину в свою духовную жизнь.