Невнимательный, неусидчивый, импульсивный. Неусидчивый ребенок
Усидчивость, как умение делать что-то с большой внимательностью и до конца, есть далеко не у каждого ребёнка. Особенно в возрасте 6-8 лет малыш, даже пойдя уже в начальные классы, может ощущать себя ещё совсем маленьким крохой и относится к учёбе несерьёзно или он просто потерял уверенность в себе после какой-нибудь неудачи. Вообще усидчивость лучше развивать ещё с самого раннего детства желательно в игровой форме, допустим, выстраивая пирамидку по цветам или собирая пазлы.
Как развить данное качество у ребёнка, когда ему уже исполнилось 6-8 лет:
1. Самое главное правило - всё должно происходить в терпеливой и дружелюбной форме, то есть вам не следует кричать на своего отпрыска и производить наказание, если у него что-то сразу не получилось.
2. Поскольку ребятишки в этом возрасте очень подвижны, не забывайте чередовать скучные развивающие игры с подвижными.
3. Поводом для выработки усидчивости может послужить комната самого чада, ведь наверняка в ней как всегда можно обнаружить разбросанные игрушки или вещи. Попросите его вместе с вами наперегонки расставить всё по своим местам.
4. Не стоит выкладывать на стол всё сразу, допустим, карандаши с альбомом и пластилин, так у малыша только будет рассеиваться внимание. Во всём должна быть очерёдность: дорисовали до конца какую-нибудь картину, например, заданную на дом по школьной программе, а далее сделали поделку уже из пластилина. Также это касается и остальных предметов. Не нужно перескакивать с одного домашнего задания на другое, если предыдущее ещё не закончено или откладывать на завтра. Терпеливо садитесь вместе со своим ребёнком и разбирайте уроки, после чего его можно отпустить по своим детским делам.
5. Постоянно создавайте приятную и спокойную атмосферу, которая позволит лучше сосредоточиться. Никакого работающего телевизора или других посторонних шумов.
6. Всегда хвалите и поощряйте малыша за его успехи и говорите ему о том, как сильно вы им гордитесь.
7. В свободное от учёбы время не забывайте просто играть со своим отпрыском, ведь забавы как никто иное способствуют развитию усидчивости. Отпрыск может повторять что-то за вами, например, ритмичные движения под музыку. На концентрацию внимания полезны игры на нахождение отличий по двум картинкам или запоминание предметов, а потом их называние по порядку.
Главное - делать всё вместе со своим чадом и воодушевлять его на покорение новых вершин!
Был ли полезен материал?
да 0 нет 0Когда настает период поступления ребенка в школу многие родители, проявляют озабоченность, что неусидчивость помешает малышу в учебе, в школе. Ведь зачастую неумение сосредоточиться, вследствие неусидчивости, сказывается на успеваемости школьника.
Сама усидчивость развивается постепенно у всех в разной мере, кто-то может сидеть корпеть над задачами часами, кто-то и минуты не усидит. Надо еще отметить, что усидчивость связана со вниманием. Ведь, когда нам что-то очень интересно, мы спокойно, невзирая на время, довольно внимательно занимаемся этим делом. Напрашивается вывод – заинтересованность развивает усидчивость. Очень важно развить усидчивость на ранних порах развития ребенка, ведь позже неусидчивость может действительно негативно сказаться на результатах учебы.
Конечно, малыша сложно заставить сразу выполнять сложные задания длительное время. Начинать необходимо задолго по поступления в первый класс. Играйте вместе с ребенком, придумывайте какие-нибудь интересные задания, чтобы Вашему малышу было интересно довести дело до конца. Вначале давайте легкие, кратковременные задания, затем чуть сложней и на более длительный промежуток времени. Во время таких игр желательно, чтобы ничего не отвлекало малыша. Уберите разбросанные игрушки, книжки, лучше сесть за стол. Пусть ребенок почувствует себя более комфортно. Если Вы почувствовали, что ребенок начинает терять интерес, дайте ему отдохнуть, пусть побегает, попрыгает. Меняйте темы занятий, чтобы они не надоедали ребенку. Главное не теряйте терпение и не ругайте малыша, поинтересуйтесь, чем он сам хотел бы заняться, поддержите его.
Последите, насколько долго Ваш малыш играет с одной игрушкой, не быстро ли надоедают ему старые игрушки. Предложите ему игры со старыми игрушками, не заваливайте новинками. Ведь чем больше становится предметов развлечений, тем больше ребенок отвлекается. В конечном итоге, малыш начинает терять интерес к одной игрушке спустя час-два игры. Не приучайте ребенка к телевизору, полчаса или сорок минут будет достаточно.
Какие игры можно предложить для развития внимания и усидчивости. Это может быть составление слов из кубиков, игра в магазин со счетом, нахождение отличий, поделки (пластилин, бумага – развивает мелкую моторику рук), рисование, раскраски, собирание пазлов, мозаики. Проявляйте фантазию, придумывайте свои игры.
Моему сыну 2,9, второй ребенок. Ребенок очень подвижный, но пугает его неусидчивость и капризность. В последнее время стал переговариваться - я говорю, а он повторяет. Неусидчивость проявляется в играх и занятиях в детском саду. Ребенка хватает на 2-5 минут. Дальше внимание переключается на другое. Капризность проявляется в отношении с сестрой и бабушкой. Он начинает кричать, бить ногами по полу, крутиться на полу, если все не по ему. С сыном стараемся заниматься, но мне, кажется, что все внимание уделено ему, балуем его. Он не может один играть, он постоянно в движении, ему надо с кем-то быть. Очень пугает его поведение. В психологии написано, что характер у ребенка формируется к трем годам. А дальше как нам быть? Как прививать усидчивость? Как убрать капризность? За совет спасибо. (Ирина)
Ответ:
Здравствуйте, Ирина. Спасибо за вопрос. Не пугайтесь, Ирина. Если бы у всех нас оставался тот же характер, как в три года, то мы бы не стали теми, кем являемся сейчас. Личность все же развивается непрестанно, хотя, конечно, остов (черты характера человека, система ценностей, жизненные взгляды закладывается в детстве и подростничестве). Но, как известно, никакое развитие невозможно без личностных кризисов. (Кризис первого года жизни, 3х лет, семи лет, подростковый кризис, кризис среднего возраста и т.д.).
Возрастной период Вашего сына как раз подпадает под кризисный. Давайте вспомним, что кризис трех лет характеризуется:
- упрямством
- негативизмом
- строптивостью
- невротичностью поведения (ночные страхи, ночное недержание мочи, затруднения в речи, заикания в речи и т.д.)
- гипобулические припадки, т.е. своеобразного вида приступы, которые внешне напоминают припадки, но по сути дела, не являются припадками в прямом смысле слова (ребенок трясется, бросается на пол, стучит руками и ногами).
Но кроме этого, этот период характеризуется:
- развитием воли и связанной с ней чувство независимости и самостоятельности. Если не дать возможности сформироваться воле – ее место займут чувства стыда и неуверенности
- гордость за достижения. То есть способность настойчиво и целенаправленно стремиться к поставленной им цели, невзирая на сложности и неудачи. Только при этом очень важно, чтобы взрослые эту победу увидели и одобрили. Если же этого не произойдет – ценность достижения катастрофически падает… Также надо учитывать, что чувство гордости сочетается в этом возрасте с обостренным чувством собственного достоинства. И отсюда – повышенная обидчивость, эмоциональность и чувствительность к тому, насколько родители и другие важные для малыша люди признают его достижения.
- развитием способности к обособлению, отделению от других. Тренирует эту способность ребенок в тех же действиях, что и развивает самостоятельность. Ведь в момент своего детского противостояния он глубоко переживает чувство обособления… а иногда и отторжения со стороны взрослых, вызванных его «дурным поведением»
- развитием чувствительности и сензитивности к чувствам других. Если я сделаю так – как отреагирует мама? А если вот так?… Постоянная проверка, наблюдения выводы… Таким образом (если родители помогут, конечно) юный исследователь человеческих отношений учится и навыкам позитивного общения, и приемлемым (мирным) формам обособления от других.
- развитием рефлексии. Он вообще только недавно открыл для себя то, что он – это он. Отдельный от других, могущий влиять на окружение. А теперь еще начинает сравнивать себя с другими. И отношение к себе зависит от собственных достижений.
- Проводится проверка границ дозволенного. Постоянное выяснение что «можно» и что «нельзя».
Таким образом, в каждом нашем кризисе все же больше положительного, чем отрицательного. Это правда. Хотя, конечно, родителю непросто в этот период. У родителей тоже свой кризис. Требуются много терпения и любви.
Считается, что чем острее и ярче будет протекать кризис трех лет, тем прочнее сформируются и укрепятся волевые черты характера ребенка, т.к. данный кризис – это рождение своего «Я», рождение самосознания другого уровня: ребенок больше начинает осознавать себя (свои желания и потребности) и внешний мир. Следовательно, чем сильнее будет подавляться желания ребенка, его инициатива и активность, тем хуже это отразиться как на развитии ребенка (психическом и личностном), так и на том, как будет воспринимать выросший ребенок мир в будущем, на его дальнейшей жизненной позиции.
Специфика данного кризиса и кризисных реакций в том, что ребенок готов к новому этапу своей активности (желает быть более самостоятельным, активным, инициативным, более независимым от родителей, скажем так, «более взрослым», а родители продолжают к нему относиться как к несамостоятельному малышу, который без мамы или папы ничего сам не сможет. Действительно, ребенок в этом возрасте еще не настолько самостоятельный, чтобы предоставить ему абсолютную свободу, однако те кризисные реакции, которые демонстрирует сам ребенок говорят о том, что требуется более широкое поле деятельности, чем есть у ребенка, что требуется «другое» отношение к нему, уже не как к малышу.
Поэтому очень важным будет:
- помнить, что такое «ужасное» поведение детей не есть их сознательный выбор, а есть следствие определенных закономерностей развития. Вот именно так ребенок осознает и реализует свою самостоятельность, учится регулировать свои желания и реакции. Важно! Разделять, подчеркивать и поощрять полезные инициативы ребенка (поливать цветы, мыть пол и т.д.)! Важно! Свою помощь предлагать ненавязчиво и медленно (пошагово) демонстрировать навыки ребенку.
- По наблюдениям родителей и специалистов, негативные реакции нарастают, когда ребенок или слишком долго предоставлен сам себе и требует к себе тем самым внимания или таким образом «уходит» от гиперопеки со стороны значимых взрослых. В связи с этим важно все же проявлять меру во взаимодействии с ребенком (В чем заключается мера Ваших с ним отношений и где она? – это вопрос больше или очной психологической консультации или Вашего материнского чутья, которое, никогда не обманывает, если внимательно прислушиваться к нему).
- Если ребенок не просит о помощи – не вмешивайтесь в его детские дела.
- Определите несколько неизменных правил, которые обеспечивают безопасность ребенка и окружающих. Их должно быть немного. (Нельзя играть на проезжей части, надо спать днем…) А во всех остальных случаях – действуйте более гибко. Как именно – это уже сфера для проб и ошибок родителей. Но кто же лучше вас знает, что будет срабатывать с вашим малышом?
- используйте прием «Давай вместе!» Пойдем вместе умываться, да еще и мишку захватим…
- прием «У меня не получается… Помоги мне, солнышко»
- можно оставить ему свободу выбора, но в Вами заданных рамках: «Ты будешь есть макароны или кашу? » А из какой тарелки – из синей или с корабликами? Гулять будем во дворе или пойдем в парк?»
- возможно, просто отступить на какое-то время: не хочешь есть - не надо. Пускай сам созреет для самостоятельного решения.
- предложите безопасную замену в случае негативного действия. Рвет книжки? А в ответ: «Ой, как интересно бумагу рвать. А я думаю, что газеты еще интереснее. Надо попробовать… так, где они у нас лежат, не помню… Саша, ты не помнишь?…»
Но помимо этой причины (кризис трех лет), описанные Вами изменения в поведении ребенка трех лет могут быть связаны также и с походом в детский сад, с появлением в доме младшего братика/сестры, с появлением другого члена семьи (хотя в Вашей семье сынок - самый младший). Это тоже важно учесть.
Ваш основной вопрос «Как убрать капризность?» предлагаю переформулировать так: «Что я могу сделать как родитель, чтобы капризность проявлялась менее остро? Чем я могу помочь ребенку пережить кризисный период?», потому что капризность не уберешь, так же как не уберешь любые другие психические проявления (они или есть или их нет). Важно родителю вместе с ребенком учиться быть с этим и ПРЕОДОЛЕВАТЬ. Это главное. А что же Вам делать, как родителю, описано выше в рекомендациях.
Терпения Вам, Ирина! Из письма почувствовалась Ваша тревожность («Как быть дальше? «пугает поведение..», «пугает капризность и неусидчивость…»). Если Вы ищете способы решения для себя и своего ребенка, не останавливаетесь на том, что есть, значит, Вы уже во многом зрелая и мудрая мама, которая постоянно самосовершенствуется как родитель, а значит и как личность. Вы молодец!
Дата публикации 26.03.2015
Как хочется всем родителям вырастить своих детей успешными людьми, душевно прекрасными и в жизни состоявшимися! К сожалению, не у всех это получается. И далеко не всегда причина наших неудач кроется в недостатках воспитания или недостаточном внимании к ребёнку. В большом числе случаев нарушения в формировании психических функций – а именно к таким относятся сфера эмоций, обучаемость, интеллектуальные способности – связаны с функциональными или органическими изменениями в структурах детского организма, регулирующих его развитие.
Гиперактивность – характер или синдром?
Ребёнок не в состоянии оценить своё состояние и рассказать об этом. Но часто своим поведением, какими-то внешними проявлениями он сигнализирует внимательным и неравнодушным взрослым, чтобы обратили внимание, что он нуждается в помощи.
Неусидчивость, гиперактивность и дефицит внимания – близкие друг другу симптомы одного из достаточно часто встречаемых у детей (5 –10%) в последнее время болезненных состояний. Гиперактивность, т.е. избыточная, излишняя подвижность, может проявляться в том, что ребёнок не может спокойно сидеть, играть в тихие игры, суетлив, без разрешения вскакивает с места, бесцельно бегает.
Официальное название состояния – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) . Начало проявлений, как правило, в раннем детском возрасте (3 –4 года), если не лечить или лечить недостаточно, то в половине и даже большем числе случаев может переходить в подростковый и далее возраст. Многие школьные проблемы связаны с этим злополучным синдромом, основными клиническими проявлениями которого являются невнимательность, импульсивность и гиперактивность. Проблема выливается в междисциплинарную – психолого-педагогическую и медицинскую.
В дошкольном возрасте основным признаком можно назвать гиперактивность, при этом дети могут целыми днями слоняться по группе детского сада совершенно бесцельно, но при этом без умолку болтают, мешают занятиям других детей. С началом школьного периода (6– 7 лет) выявляются неспособность ребёнка длительно концентрировать внимание, беспокойство, чрезвычайная подвижность, дети не могут усидеть на месте во время урока и выполнения домашних заданий. В подростковом возрасте проявлениями синдрома являются импульсивность и немотивированная агрессивность. Импульсивность проявляется в таких особенностях поведения, как выкрикивание ответа, не дослушивая вопроса; в невозможности дожидаться своей очереди.
Будьте внимательны!
Многие думают, что их ребёнок «просто непослушный», в то время как у него развиваются серьёзные болезненные процессы.
Родителям стоит проконсультироваться с врачом, если:
Ребёнок не может вслушиваться в обращённую к нему речь;
Не может организовать свою деятельность и довести работу до конца;
Ему трудно сосредоточиться на деталях, выполнить задание без ошибок;
Всё забывает; часто теряет нужные предметов (книги, ручки и т.д.); отвлекается;
Ребёнок избегает занятий, требующих усидчивости.
Наблюдая ребёнка и видя какие-то признаки неблагополучия, члены семьи не всегда могут самостоятельно оценить его состояние и понять, что, например, неусидчивость – не черта характера, а болезнь. В таких случаях лучше прибегнуть к помощи квалифицированных специалистов, пройти необходимое инструментальное обследование.
Начать надо с участкового педиатра. Необходимое обследование в настоящее время можно пройти в условиях участковой поликлиники. Какое – подскажут педиатр, невролог, психолог. Проблема, как уже отмечалось, междисциплинарная. Поэтому решение также должно быть совместным.
Анатолий Ефимов, генеральный директор АНО
«Межрегиональный центр восстановительной медицины и реабилитации»,
д.м.н., профессор, академик РАЕН
Краткое содержание:
Неусидчивость у детей. Проявления неусидчивости у детей: повышенная активность, вспыльчивость, импульсивность и невнимательность. Причины неусидчивости. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)Ваш ребенок чрезмерно активный, вспыльчивый, импульсивный или невнимательный?
Можно перечислить целый ряд вероятных причин такого поведения малыша.
Оно может быть связано с расстройствами слуха (хроническое воспаление среднего уха) или зрения, заболеванием щитовидной железы, скукой, депрессией, тревогой, страхом, интоксикацией свинцом, насильственными действиями на сексуальной почве, психическими заболеваниями или побочным действием некоторых препаратов. Также такое поведение может быть вызвано трудностями в обучении (ребенок может быть еще не готов учиться читать и писать на тот момент, когда его этому учат). Или, возможно, задания слишком трудные или легкие для него, что вызывает у него отчаяние или скуку.
Другой возможной причиной невнимательности и неусидчивости ребенка может быть заболевание, под названием - синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания. По оценкам специалистов, такие расстройства отмечаются у 5% детей в США.
Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста.
Никто не может сказать, почему возникают эти расстройства. Некоторые ученые предполагают, что дело здесь в нарушении функций мозга в его лобной части. Вместе с другими отделами мозга эта область отвечает за контроль движений и внимания.
Диагностировать данное заболевание должен только специалист. Следует отметить, что чем раньше выявили заболевание и начали лечение, тем выше вероятность выздоровления.
Одна из трудностей в диагностировании СДВГ - то, что он часто сопровождается другими проблемами. Например, многие детей с СДВГ также имеют трудности обучения, что означает, что у них есть проблемы в изучении языка или определенных академических навыках, обычно в чтении и математике. СДВГ сам по себе не является трудностью обучения. Но поскольку при СДВГ нарушена концентрация внимания, это может усилить школьные проблемы ученика с трудностями обучения.
Небольшая группа людей с СДВГ страдает редким расстройством, называемым синдром Туретта. У людей с синдромом Туретта есть тики и другие непроизвольные движения, такие как моргание или лицевые конвульсии, которые они не в состоянии контролировать. Другие могут гримасничать, дергать плечами, шмыгать носом или неожиданно выкрикивать слова. К счастью, этим поведением можно управлять с помощью лекарств. Исследователи национального института психического здоровья и других организаций занимаются определением безопасности и эффективности лечения людей, страдающих и синдромом Туретта, и СДВГ вместе.
Более серьезная ситуция: почти половина детей с СДВГ - главным образом мальчики - склонны к оппозиционному вызывающему расстройству. Эти дети могут слишком остро отреагировать или ударить, когда они плохо себя чувствуют. Они могут быть упрямыми, вспыльчивыми, вести себя агрессивно или вызывающе. Иногда это превращается в более серьезные поведенческие расстройства.
Дети с таким сочетанием проблем постоянно рискуют нарваться на неприятности в школе, иногда даже с полицией. Они могут опасно рисковать и нарушать законы - красть, поджигать, разрушать имущество и безрассудно вести машину. Важно, чтобы дети с этими расстройствами получили помощь прежде, чем их поведение приведет к более серьезным проблемам.
Иногда многие дети с СДВГ - главным образом младшие дети и мальчики - переживают другие эмоциональные расстройства. Около четверти детей испытывают тревожные чувства. Они чувствуют огромное беспокойство, напряженность или тревогу, даже когда нечего бояться. Поскольку эти ощущения страшнее, сильнее и чаще обычных страхов, они могут повлиять на мышление ребенка и его поведение.
Другие испытывают депрессию. Депрессия выходит за пределы обычной печали - люди могут ощутить такую подавленность, что они почувствуют себя безнадежными и неспособными справиться с повседневной работой. Депрессия может нарушить сон, аппетит и мыслительную способность.
Поскольку эмоциональные расстройства и нарушение внимания часто идут "рука об руку", необходимо каждого ребенка с СДВГ проверить на предмет сопутствущих ощущений тревоги и депрессии. Тревожность и депрессию можно вылечить, и, помогая детям управлять такими сильными болезненными чувствами, мы помогаем им справляться и преодолевать проблемы, вызванные СДВГ.
Конечно, не все дети с СДВГ страдают дополнительным расстройством. Также нельзя приписывать всем людям с трудностями обучения, синдромом Туретта, оппозиционным вызывающим расстройством, кондуктивным расстройством, тревожностью или депрессией наличие у них СДВГ. Но если СДВГ действительно сопровождается другим расстройством, то сочетание проблем может серьезно усложнить жизнь человека. Поэтому важно обратить внимание на другие расстройства у детей, страдающих СДВГ.
Лечебные воздействия для смягчения и устранения симптомов.
Если вы подозреваете, что у вашего ребенка имеются явления повышенной активности вследствие дефицита внимания, обратитесь к педиатру. Вы можете узнать, например, что будет достаточно подобрать ребенку новую пару очков или назначить другие препараты, чтобы восстановить порядок в семье. Если все-таки будет установлено наличие указанного синдрома, то существуют различные виды лечения, которые помогут вам в данной ситуации.
Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным, если они получают соответствующее лечение. Тогда они хорошо занимаются в школе и многие из них прекрасно устраиваются в жизни, став взрослыми.
Обдумайте вопрос о медикаментозном лечении. Врач может посоветовать вам комбинированное лечение несколькими препаратами, включая антидепрессивные и стимулирующие средства, как например, риталин. (Некоторые препараты, которые действуют стимулирующим образом на взрослых, способствуют лучшей концентрации внимания у детей и в результате этого более спокойному поведению.)
Однако все подобные препараты обладают побочным действием. В некоторых случаях оно выражено слабо - в виде снижения аппетита и бессонницы. В редких случаях при побочном действии препаратов отмечаются тики лицевой мускулатуры, сердечные расстройства или нарушения со стороны печени. Попросите врача, чтобы он объяснил вам все возможные осложнения медикаментозного лечения. Будет вполне разумно поинтересоваться мнением еще одного специалиста -- педиатра или детского психиатра прежде, чем лечить ребенка этими мощными средствами.
Если будет начато лечение специальными препаратами, вы должны будете заметить улучшение в повелении ребенка через одну-три недели в зависимости от препарата. Если вы обнаружите побочное действие препарата или отсутствие эффекта в пределах указанного времени, настаивайте на смене или прекращении лечения.
Используйте метод поощрения. Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием хорошо регулируется системой поощрения. За правильное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение в виде дополнительного часа просмотра телевизионной программы или порции пиццы.
При использовании этих методов следует иметь в виду, что поставленные задачи должны соответствовать возможностям ребенка, а вознаграждение должно осуществляться незамедлительно. Если ребенок не получает положенного ему вознаграждения в течение трех недель, ему трудно осознать, почему он старался вместо неправильных действий совершить что-то хорошее.
Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети часто отличаются неуравновешенностью. Есть простой способ смягчить эти расстройства. Нужно удалиться куда-нибудь на то время, когда у ребенка возникает вспышка гнева. Если ребенок пойдет следом за вами в другую комнату, закройтесь в ванной или спальне, так, чтобы он не мог добраться до вас.
Когда ребенок увидит, что некому наблюдать за его спектаклем, его раздражение быстро пройдет. Таким образом, можно дать понять ребенку, что он должен сам успокоиться, и вы увидите, что это в действительности происходит.
Будьте осторожны в отношении критических замечаний. Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с задачей или ведет себя неидеально, постарайтесь все-таки похвалить его. Так, если на обувание ему понадобится 30 минут, постарайтесь избегать таких выражений, как: "Посмотри, сколько времени ты тратишь на то, чтобы надеть ботинки!"
Вместо этого попробуйте сказать: "Ну вот, теперь ты, наконец, надел ботинки. Я был уверен, что ты справишься с этим. Но давай посмотрим в следующий раз, сможешь ли ты сделать это немного быстрее". Даже если вы уверены на 200%, что это достижение является плодом ваших усилий, не забудьте сказать ребенку, что он справился с задачей.
Занимайтесь с ребенком специальными упражнениями. Многие неусидчивые дети не имеют правильного представления о времени и скорости. Если вы попросите такого ребенка быстро пройти по комнате из одного конца в другой, а потом в обратном направлении медленно, то вряд ли он поймет различие.
Здесь на помощь ему могут придти упражнения по релаксации - глубокое дыхание или йога. (Ваш врач может направить вас к специалисту, который научит этому детей.) Есть специальные игры, которые помогают ребенку научиться внимательно слушать и вовремя решать задачи. С помощью этих игр можно научить его действовать не спеша и концентрировать внимание.
Соблюдайте правило: "разделяй и властвуй". Дети с повышенной двигательной активностью способны концентрировать внимание лишь и течение очень короткого времени. Им трудно выполнять сложные инструкции. Поэтому очень важно разбивать задачи на несколько небольших частей.
Если ребенку предстоит решать 25 задач по математике, давайте ему по пять задач одновременно, распределяя все задание равномерно в течение вечера, пока он полностью не выполнит его.
Кроме этого, если вы просите ребенка что-то сделать, давайте ему простые и краткие инструкции. Если ваши указания выходят за пределы одного предложения, они считаются слишком длинными для детей с этими расстройствами.
Другие публикации по теме данной статьи:
НЕУСИДЧИВЫЙ РЕБЕНОК
Ваш ребенок чрезмерно активный, вспыльчивый, импульсивный или невнимательный?
Можно перечислить целый ряд вероятных причин такого поведения ребенка. Оно может быть связано с расстройствами слуха (хроническое воспаление среднего уха) или зрения, заболеванием щитовидной железы, скукой, депрессией, тревогой, страхом, психическими заболеваниями или побочным действием некоторых препаратов. Также такое поведение может быть вызвано трудностями в обучении. Или, возможно, задания слишком трудные или легкие для него, что вызывает у него отчаяние или скуку.
Другой возможной причиной невнимательности и неусидчивости ребенка может быть заболевание, под названием - синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ребенку, страдающему такими расстройствами, трудно сосредоточиться на чем-либо, спокойно сидеть на месте или выполнять чужие указания. По оценкам специалистов, такие расстройства отмечаются у 5% детей.
Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Эти расстройства могут обнаруживаться еще до того, как ребенок начинает ходить, и могут продолжаться по достижении им взрослого возраста.
Никто не может сказать, почему возникают эти расстройства. Некоторые ученые предполагают, что дело здесь в нарушении функций мозга в его лобной части. Вместе с другими отделами мозга эта область отвечает за контроль движений и внимания.
Диагностировать данное заболевание должен только специалист. Следует отметить, что чем раньше выявили заболевание и начали лечение, тем выше вероятность выздоровления.
Одна из трудностей в диагностировании СДВГ - то, что он часто сопровождается другими проблемами. Например, многие детей с СДВГ также имеют трудности обучения, что означает, что у них есть проблемы в изучении языка или определенных академических навыках, обычно в чтении и математике. СДВГ сам по себе не является трудностью обучения. Но поскольку при СДВГ нарушена концентрация внимания, это может усилить школьные проблемы ученика с трудностями обучения.
Более серьезная ситуация: почти половина детей с СДВГ - главным образом мальчики - склонны к оппозиционному вызывающему расстройству. Эти дети могут слишком остро отреагировать или ударить, когда они плохо себя чувствуют. Они могут быть упрямыми, вспыльчивыми, вести себя агрессивно или вызывающе. Иногда это превращается в более серьезные поведенческие расстройства.
Дети с таким сочетанием проблем постоянно рискуют нарваться на неприятности в школе, иногда даже с милицией. Они могут опасно рисковать и нарушать законы - красть, поджигать, разрушать имущество и безрассудно вести машину. Важно, чтобы дети с этими расстройствами получили помощь прежде, чем их поведение приведет к более серьезным проблемам.
Иногда многие дети с СДВГ - главным образом младшие дети и мальчики - переживают другие эмоциональные расстройства. Около четверти детей испытывают тревожные чувства. Они чувствуют огромное беспокойство, напряженность или тревогу, даже когда нечего бояться. Поскольку эти ощущения страшнее, сильнее и чаще обычных страхов, они могут повлиять на мышление ребенка и его поведение.
Другие испытывают депрессию. Депрессия выходит за пределы обычной печали - люди могут ощутить такую подавленность, что они почувствуют себя безнадежными и неспособными справиться с повседневной работой. Депрессия может нарушить сон, аппетит и мыслительную способность.
Поскольку эмоциональные расстройства и нарушение внимания часто идут "рука об руку", необходимо каждого ребенка с СДВГ проверить на предмет сопутствующих ощущений тревоги и депрессии. Тревожность и депрессию можно вылечить, и, помогая детям управлять такими сильными болезненными чувствами, мы помогаем им справляться и преодолевать проблемы, вызванные СДВГ.
Лечебные воздействия для смягчения и устранения симптомов.
Если вы подозреваете, что у вашего ребенка имеются явления повышенной активности вследствие дефицита внимания, обратитесь к педиатру. Вы можете узнать, например, что будет достаточно подобрать ребенку новую пару очков или назначить другие препараты, чтобы восстановить порядок в семье. Если все-таки будет установлено наличие указанного синдрома, то существуют различные виды лечения, которые помогут вам в данной ситуации.
Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным, если они получают соответствующее лечение. Тогда они хорошо занимаются в школе и многие из них прекрасно устраиваются в жизни, став взрослыми.
Обдумайте вопрос о медикаментозном лечении. Врач может посоветовать вам комбинированное лечение несколькими препаратами, включая антидепрессивные и стимулирующие. (Некоторые препараты, которые действуют стимулирующим образом на взрослых, способствуют лучшей концентрации внимания у детей и в результате этого более спокойному поведению.)
Однако все подобные препараты обладают побочным действием. В некоторых случаях оно выражено слабо - в виде снижения аппетита и бессонницы. В редких случаях при побочном действии препаратов отмечаются тики лицевой мускулатуры, сердечные расстройства или нарушения со стороны печени. Попросите врача, чтобы он объяснил вам все возможные осложнения медикаментозного лечения. Будет вполне разумно поинтересоваться мнением еще одного специалиста – педиатра или детского психиатра прежде, чем лечить ребенка этими мощными средствами.
Если будет начато лечение специальными препаратами, вы должны будете заметить улучшение в повелении ребенка через одну-три недели в зависимости от препарата. Если вы обнаружите побочное действие препарата или отсутствие эффекта в пределах указанного времени, настаивайте на смене или прекращении лечения.
Используйте метод поощрения. Мотивация поступков ребенка с чрезмерной активностью и неустойчивым вниманием хорошо регулируется системой поощрения. За правильное поведение или выполнение какой-либо задачи ребенок может получить вознаграждение в виде дополнительного часа просмотра телевизионной программы или порции пиццы.
При использовании этих методов следует иметь в виду, что поставленные задачи должны соответствовать возможностям ребенка, а вознаграждение должно осуществляться незамедлительно. Если ребенок не получает положенного ему вознаграждения в течение трех недель, ему трудно осознать, почему он старался вместо неправильных действий совершить что-то хорошее.
Постарайтесь избегать скандалов. Неусидчивые дети часто отличаются неуравновешенностью. Есть простой способ смягчить эти расстройства. Нужно удалиться куда-нибудь на то время, когда у ребенка возникает вспышка гнева. Если ребенок пойдет следом за вами в другую комнату, закройтесь в ванной или спальне, так, чтобы он не мог добраться до вас.
Когда ребенок увидит, что некому наблюдать за его спектаклем, его раздражение быстро пройдет. Таким образом, можно дать понять ребенку, что он должен сам успокоиться, и вы увидите, что это в действительности происходит.
Будьте осторожны в отношении критических замечаний. Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с задачей или ведет себя неидеально, постарайтесь все-таки похвалить его. Так, если на обувание ему понадобится 30 минут, постарайтесь избегать таких выражений, как: "Посмотри, сколько времени ты тратишь на то, чтобы надеть ботинки!" Вместо этого попробуйте сказать: "Ну вот, теперь ты, наконец, надел ботинки. Я был уверен, что ты справишься с этим. Но давай посмотрим в следующий раз, сможешь ли ты сделать это немного быстрее". Даже если вы уверены на 200%, что это достижение является плодом ваших усилий, не забудьте сказать ребенку, что он справился с задачей.
Занимайтесь с ребенком специальными упражнениями. Многие неусидчивые дети не имеют правильного представления о времени и скорости. Если вы попросите такого ребенка быстро пройти по комнате из одного конца в другой, а потом в обратном направлении медленно, то вряд ли он поймет различие.
Здесь на помощь ему могут придти упражнения по релаксации - глубокое дыхание или йога. (Ваш врач может направить вас к специалисту, который научит этому детей.) Есть специальные игры, которые помогают ребенку научиться внимательно слушать и вовремя решать задачи. С помощью этих игр можно научить его действовать не спеша и концентрировать внимание.
Соблюдайте правило: "разделяй и властвуй". Дети с повышенной двигательной активностью способны концентрировать внимание лишь и течение очень короткого времени. Им трудно выполнять сложные инструкции. Поэтому очень важно разбивать задачи на несколько небольших частей.
Если ребенку предстоит решать 25 задач по математике, давайте ему по пять задач одновременно, распределяя все задание равномерно в течение вечера, пока он полностью не выполнит его.
Кроме этого, если вы просите ребенка что-то сделать, давайте ему простые и краткие инструкции. Если ваши указания выходят за пределы одного предложения, они считаются слишком длинными для детей с этими расстройствами.
Из материалов статей психологического центра "АДАЛИН"