Характеристика технологии триз в доу. Образовательный портал
Цель:
детей оценочной лексикой.
Ход игры
Цель:
Оборудование
Ход игры:
Вопросы детей:
— это самолет? - нет
— это автобус? - нет
— это левее автобуса? - нет
— это правее автобуса? - да
Цель:
Оборудование:
(Тема: Домашние животные)
Ход игры:
Цель:
Ход игры:
Если мы рассмотрим что-то,
Это что-то для чего-то….
Это что-то часть чего-то….
Это что-то из чего-то…
Чем-то было это что-то…
Что-то будет с этим что-то…
Что-то ты сейчас возьми,
На экране рассмотри…
Это что-то часть чего-то…
Это что-то из чего-то…
Чем-то было это что-то…
Что-то будет с этим что-то…
Цель:
Ход игры
Какой мяч по форме? (круглый)
Получилась загадка о мяче:
Разноцветный, как радуга.
Круглый, как арбуз.
Прыгает и скачет, как заяц.
Игра «По кругу».
В контексте реализации ФГОС ДО, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных действий и навыков, интеллектуальной самостоятельности и инициативности ребенка-дошкольника.
На основании требования ФГОС, реализация программы, должна проходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя - фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
Методы ТРИЗ - технологии я начала вводить со средней группы, в этом году продолжаю работу. По сколько речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованной деятельности можно использовать элементы ТРИЗ-технологии и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Например: Во время прогулок я использую приемы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? и т.д. В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика, мышление. Мметодики ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат. Предлагаю вашему вниманию несколько методик и игр: «Сенсорный ящик», «Эмпатия», «Системный оператор». Игры: «Наоборот», «Эхо», «По кругу», «Что - то часть чего то», «Да-нет».
Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.
Метод технологии ТРИЗ «Эмпатия»
Цель: учить детей принимать на себя образы рукотворного мира; обогащать словарь
детей оценочной лексикой.
Ход игры : Представьте себя кастрюлей. Изобразите такую кастрюлю, про которую я говорю.
Кастрюлю забыли помыть, оставили в раковине грязную. Что чувствует кастрюля? (ей неприятно, она липкая, неприятно пахнет).
Кастрюлю помыли, сварили в ней вкусные аппетитные щи. Что чувствует кастрюля? (она довольна, ей приятно чувствовать себя нужной, полезной). Кастрюлю забыли убрать с огня, она пригорела, у нее сгорело дно. Что чувствует кастрюля? (ей больно, неприятно…).
Метод технологии ТРИЗ «Сужение поля поиска» (Игра «Да - Нет»).
(на примере тема «Транспорт»)
Цель: закрепление названий транспорта, развитие пространственной ориентировки (слева - справа); употребление существительных в родительном падеже единственного числа с предлогом «от», развитие умения задавать вопросы.
Оборудование : На доске в одну линию расставляется 9 транспортных средств (лодка, легковой автомобиль, автобус, катер, самолет, грузовик, троллейбус, вертолет, трамвай).
Ход игры: Воспитатель загадывает 1 транспортное средство. Дети отгадывают этот предмет, выясняя с помощью вопросов, с какой стороны от среднего предмета он находится, справа или слева. Воспитатель отвечает «да» или «нет».
Вопросы детей:
— это самолет? - нет
— это слева от самолета? - нет
— это справа от самолета? - да (убираются трамвай, вертолет, троллейбус, грузовик и самолет).
— это автобус? - нет
— это левее автобуса? - нет
— это правее автобуса? - да
— это легковой автомобиль? - да.
Цель: закрепление названий домашних животных, развитие пространственной ориентировки (выше - ниже); употребление существительных родительного падежа единственного числа, употребление предлогов «над», «под», развитие умения задавать вопросы.
Оборудование: На мольберте развешены картинки с изображением домашних животных (коза, свинья, лошадь, собака, корова, кошка).
Условия: Не допускается перечисление объектов. Принимаются вопросы, содержащие в себе понятия: «выше», «ниже», предлоги «над», «под».
(Тема: Домашние животные)
Ход игры: Воспитатель загадывает 1 животное. Дети отгадывают название животного, выясняя с помощью вопросов, с какой стороны от среднего животного оно находится. Воспитатель отвечает только «да» или «нет».
Метод технологии ТРИЗ «Системный оператор».
Цель: формирование у детей умения системно мыслить по отношению к любому объекту, расширение кругозора, обогащение словаря, развитие связной монологической речи, развитие творческого воображения.
Ход игры: С помощью стихотворения в игровой форме коллективно составляем рассказ о легковом автомобиле.
Если мы рассмотрим что-то,
Это что-то для чего-то….
Это что-то часть чего-то….
Это что-то из чего-то…
Чем-то было это что-то…
Что-то будет с этим что-то…
Что-то ты сейчас возьми,
На экране рассмотри…
Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то…
Для чего нам нужен легковой автомобиль? (Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое).
Это что-то часть чего-то…
Частью чего является легковой автомобиль? (Автомобиль - это часть транспорта, это наземный транспорт).
Это что-то из чего-то…
Какие части есть у легкового автомобиля?
(У автомобиля есть колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары).
Чем-то было это что-то…
Всегда ли люди ездили на автомобилях? (нет).
На чем люди ездили раньше? (на лошадях, на телегах). Потом люди придумали первый автомобиль. Он выглядел не так, как современные автомобили. У него был очень большой мотор. Ему нужно было много топлива. Он ездил не очень быстро.
Что-то будет с этим что-то…
Всем ли хороши современные автомобили? (нет). Что в них вам хотелось бы изменить? (нужно, чтобы они были прочные, чтобы не разбивались в авариях, чтобы не загрязняли воздух, чтобы могли не только ездить, но и летать и плавать…).
Затем один ребенок самостоятельно составляет весь рассказ с опорой на картинки «Системного оператора».
Образец рассказа ребёнка: Легковой автомобиль - это транспорт. Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое. У автомобиля есть: колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары. Раньше автомобилей не было, люди ездили на лошадях, на телегах. Потом они придумали первый автомобиль. У него был очень большой мотор. Этому автомобилю нужно было много топлива. Он не мог ездить быстро. Автомобили будущего будут небольшого размера. Они будут очень прочные. Им нужно будет немного топлива. Они не будут сильно загрязнять воздух. Они смогут и ездить по земле, и летать по воздуху, и плавать по воде.
Метод технологии ТРИЗ «Составление загадок».
Цель: формирование навыков речевой творческой деятельности детей дошкольного возраста; обучение детей созданию сравнений, созданию образных характеристик объектов.
Ход игры : Перед детьми вывешивается таблица с изображением модели составления загадок (смотри фотографию).
Предлагаем детям составить загадку про какой-либо объект.
Какой мяч по цвету? (разноцветный, пестрый, яркий)
Какой мяч по форме? (круглый)
Разноцветный. Что бывает таким же? (цветы, радуга…)
Круглый. Что бывает таким же? (арбуз, солнце, апельсин…)
Прыгает и скачет. Кто делает так же? (заяц…)
После заполнения таблицы Воспитатель предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не».
Получилась загадка о мяче:
Разноцветный, как радуга.
Круглый, как арбуз.
Прыгает и скачет, как заяц.
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребёнок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Игра «По кругу». Дети сидят вокруг стола. В руках у педагога стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается по кругу, каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
Благодаря играм и упражнениям, описанным выше, у детей повышается интерес к занятиям, увеличивается словарный запас, формируется грамматический строй речи, развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстро включаются в занятия, психологически раскованные и уверенны на занятиях. Поэтому адаптированное использование методов и приёмов технологии ТРИЗ является неоспоримым.
В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал .
На протяжении длительного периода воспитание в дошкольном учреждении ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер.
В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.
Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ и Федеральным государственным образовательном стандартом, утвержденном приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, является одной из социально значимых приоритетов современного общества , .
Перед педагогами детского сада сегодня стоит непростая задача - совершенствовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Внедрение инновационных технологий в ДОО - важное условие совершенствования системы дошкольного образования.
Среди инновационных технологий обучения детей творчески мыслить ведущее место, занимает технология Г.С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), адаптированная к работе с дошкольниками Т.А.Сидорчук, С.В. Лелюх С.В., Н.Н. Хоменко Н.Н. и др. около 20 лет назад .
ТРИЗ для детей дошкольного возраста - это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, и принцип природосообразности, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.
«ТРИЗ - это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер и его последователи .
ТРИЗ - технологии используются в непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в совместных со взрослым видах деятельности, в работе с родителями.
ТРИЗ как универсальный инструментарий используется на занятиях из всех образовательных областей. Это позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, осуществлять эвристическое обучение. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие .
Например, на занятиях по формированию элементарных математических представлений широко используются следующие игры: «Какое число потерялось?», «Где встречаем в жизни это число?», «Где встречаем эти линии?», «Где спрятались геометрические фигуры?», «Игры головоломки». Игры с применением игрового материала: (счетные палочки) «Измерить длину предмета»; «Выложить узор»; «Построение объектов по заданию»; (кубики) «Сравнение объектов по количеству кубиков…»; «строительство объектов».
Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий , которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня, и практически воплощаются в творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях .
Занятия с применением элементов ТРИЗ у детей снимают чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение. ТРИЗ дает детям возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.
ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения .
В совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей игры и упражнения ТРИЗ - технологии используются следующим образом:
1. Использование системных игр и упражнений интеллектуального характера в совместных со взрослым видах деятельности, в том числе и режимных процессах («Теремок» с предметами личной гигиены, посуды, постельных принадлежностей; «Ты мой кусочек» с предметами одежды во время одевания на прогулку; «Раньше - позже» на определение последовательности режимных процессов; составление загадок, сравнений, метафор о тех объектах, которые используются в режимных моментах; игры с анализаторами «Узнай по запаху, что сегодня на обед», «Узнай на ощупь, что ты сегодня оденешь»).
2. Использование системных игр и упражнений интеллектуального характера в образовательном процессе в специально организованном обучении (на играх-занятиях, занятиях).
3. Использование системных игр и упражнений интеллектуального характера в самостоятельной деятельности детей .
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ
Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить и решать проблему.
Чтобы правильно организовать совместную деятельность с дошкольниками, педагоги должен знать различные методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ.
Метод маленьких человечков . Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма).
Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка» . Метод предложен Г. С. Альтшуллером. Суть метода заключается в разделении ситуации на реальную и фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
Метод морфологического анализа . Метод разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвики. Цель метода - систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного явления или объекта .
Метод «Синектика». Это так называемый метод аналогий: а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий: - изобрази будильник, который забыли выключить; - покажи походку человека, которому жмут ботинки; - изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика; - представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню .
Круги Луллия (автор - Раймонд Луллий). Принцип изготовления развивающих игр состоит в следующем: вырезанные из картона круги разбивают на нужное, сверху прикрепляется стрелка или контур по величине сектора. На сектора прикрепляются изображения, знаки, символы по теме.
Игры могут быть подобраны по двум направлениям:
1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний - например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т.д.), на меньший по величине - изображение листьев этих деревьев, на третий - плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т.п.), а на самый маленький - места произрастания (опушка леса, сад, сосновый бор и др.)
2. На развитие воображения, фантазии и творчества - например, на занятии по изодеятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем - цвет, а на маленьком - варианты росписи .
Метод каталога . Детям предлагается сочинить сказку с помощью какой-либо книги. Ведущий задает детям вопрос, ответ на который ребенок находит, указав слово на открытой странице выбранного текста. Ответы, найденные в книге, собираются в единую сюжетную линию. Рекомендуется научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло .
Метод фокальных объектов (МФО) - перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки «забавные животные», «пиктограммы», назвать их и сделать презентацию.
Например «Левообезьян» Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева .
Методы активизации перебора вариантов . Один из наиболее распространенных методов такого рода - мозговой штурм. Решение задачи проходит в два этапа. На первом этапе (генерирование идей) запрещена всякая критика, поощряются «дикие», даже фантастические предложения. На втором этапе эксперты критически оценивают результаты штурма, пытаясь отобрать рациональные идеи .
Метод «Робинзона» Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Может проводиться в воде игры «Аукцион» в старшей группе и подготовительной группе. Воспитатель предлагает детям предмет (например, фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет «продается» тому, кто сделал последнее предложение .
Метод контрольных вопросов. Этот метод позволяет генерировать новые идеи и решения, сформулировать их с помощью наводящих вопросов. Применяется в форме монолога, обращенного к самому себе, либо диалога изобретателей .
Приемы фантазирования : прием «сделать наоборот»; прием «изменить неизменяемое» (если какое-то свойство предмета или явления кажется вам совершенно неизменным, - измените его); прием объединения; прием «вынесение» (или прием «отделения функции от объекта»), здесь нужно отделить от объекта одно из его главных свойств, или наоборот приписать данному объекту свойство совершенно другого объекта; прием ускорение (замедление): выбрать объект или процесс и ускорить его действие до такой степени, чтобы возникло новое качество; прием универсализации (обобщения) и др.
Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для развития творческого воображения у детей: Все театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации. К первой группе - режиссерским играм в детском саду можно отнести настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе.
Вторая группа - игры-драматизации, которые основаны на собственных действиях исполнения роли. Еще один путь для развития творческого воображения - это специальные игры.
Например, игра в функции предметов. В этой игре нужно назвать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета. Вот кирпичик. Его можно использовать как строительный материал, как пресс, как мел (если им чертить на асфальте), как украшение садовых дорожек (если его истолочь и посыпать им дорожки) и т.п. Так можно назвать самые обычные предметы и придумать их назначения .
Игра «Сказка по вопросам» . Играют несколько детей. Каждый по очереди (по кругу) должен ответить на свой вопрос, продолжая сюжет общей истории. Вопросы: Где происходит действие? Кто главный герой? Где он находится? Что делает? Куда идет? Кого встречает? Что сказал? Что ему ответили? Чем все окончилось?
Придумай окончание сказки. Жил-был зайчик. Он был маленький, беленький и очень одинокий. Решил он найти себе друга. Поскакал он мимо елочек на опушку леса.. . Играя с ребенком, нужно помнить, что главное - это развитие общих особенностей воображения, умение планировать свою деятельность в сочетании с творческими, нестандартными решениями. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этом возрасте, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем .
ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, а также может стать оптимальным решением развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в аспекте подготовки их к школе.
Именно поэтому нужно применять в совместной и в свободной деятельности адаптированную к дошкольному возрасту технологию ТРИЗ.
Светлана Юркова
Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ .
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию . Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях , согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детские сады .
Дошкольный возраст уникален , поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни » и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание .
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий .
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Самуиловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах . Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией . Адаптированная к дошкольному возрасту , технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём» .
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения . Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения .
ТРИЗ для дошкольников :
Это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко , с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ – технология , как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной , так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника . Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения , стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста . В детских садах используются следующие методы ТРИЗ
Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение , речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
Метод «Системный анализ» . Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов , удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения , фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта .
Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка» . Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую, с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками) . моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное ) .
Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать
Типовые приёмы фантазирования (ТПФ) . Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства : увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени , оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся , как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.
Для того, чтобы начать работу по овладению технологией , требуется самому педагогу избавиться от психологической инерции, стереотипов, поработать над развитием собственного воображения , научиться управлять своим мышлением. Не овладев данным арсеналом качеств, педагог не сможет достичь положительных результатов в работе по технологии ТРИЗ , которая заставляет человека по- новому взглянуть на себя, свою деятельность, на окружающий мир.
Что же необходимо педагогу для организации работы по ТРИЗ (к вопросу как, когда и где)
Усвоить, как закон 10 заповедей творческой личности, введёнными профессором Вайцвангом, основателем и президентом общества «За мир через культуру» .
Будьте хозяином своей судьбы.
Достигайте успеха в том, что Вы любите.
Вносите свой конструктивный вклад в общее дело.
Стройте свои отношения с людьми на доверии.
Развивайте свои творческие способности.
Культивируйте в себе смелость.
Заботьтесь о своем здоровье
Не теряйте веру в себя.
Старайтесь мыслить позитивно.
Сочетайте материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать детям истину, он должен находить ее вместе с детьми.
Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем : в каждом предмете, в каждом веществе, явлении, событии, факте. «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то полезно,а что-то вредно.
Четвертое.
Учить детей не только выявлять противоречия, но и решать их, используя различные приемы.
Игры- каждый день! А чтобы арсенал игр не иссякал, пользуйтесь пособием А. М. Страунинг. Вы научитесь сами придумывать игры и упражнения.
Целесообразно составлять картотеки, каталоги, банки таких игр, задач- шуток, изобретательских, сказочных задач на каждый прием разрешения противоречий.
Беседы с детьми на исторические темы : история изобретения карандаша, история изобретения стола, колеса и. т. д. Рассматривая объект в его временном развитии, мы видим историю постоянных усовершенствований. Пусть дети увидят - что изобретать- значит решать противоречия.
Чудеса прогулок. Использовать приемы фантазирования; оживление, увеличение, уменьшение и. т. д, можно решать и вопросы развития и вопросы воспитания. Прогулка- то место и то время, которое необходимо использовать для развития воображения детей .
Наступает вечер. Какие таинства таит он в себе? Это время сказок, время любимых занятий. Со сказкой можно работать. Пусть это время станет для малышей встречей со сказкой.
Что может дать ТРИЗ педагогу и учреждению в целом?
Технология творчества позволит перестроить процесс воспитания и образования в группе , развить в себе качества творческой личности, в своих воспитанниках.
«Оживит» знания, «оживит» процесс, что позволит получить удовольствие от работы, у воспитанников от пребывания в группе детского сада . Легче добиться хорошего результата. Заставит задуматься о стиле жизни.
Предлагается тренинг на сплочённость коллектива.
Делимся на две команды. «Я беру с собой…» (каждый называет, что берёт с собой, а следующий должен назвать все предыдущие)
Встань по росту, по цвету волос и т. д. без слов и движения.
В зал залетает письмо, читаем. «Здравствуйте, мои маленькие друзья, я лесная фея. В нашем лесу случилась беда, все лесные жители пропали, их заколдовало лесное чудище. Я знаю, что вы очень добрые и храбрые дети. Поэтому обращаюсь именно к вам . Помогите пожалуйста вернуть моих лесных друзей. Ведь без них очень тихо и скучно в нашем лесу. В помощь вам я отправляю своих волшебников. Удачи вам мои маленькие друзья.»
Ребята, поможем? (ДА) –А кто же такие лесные жители? (Ответы детей)
Ребята, как вы думаете, почему злое чудище заколдовало лесных жителей?
(Мозговой штурм)
Я думаю нам нужно отправиться в этот лес и расколдовать лесных жителей. Готовы? Тогда в путь. (Под музыку идут по дорожкам)
А теперь остановись и вокруг себя оглянись, с помощью больших чудес мы попали в тёмный лес. (на проекторе изображение тёмного леса )
Ребята вот мы с вами и пришли заколдованный лес. И мы совсем незнаем, что нас здесь ждёт. Ведь лес может быть добрым и злым, приносить пользу и наоборот навредить. Я предлагаю вам с помощью волшебных шляп подумать и рассказать, что в лесу хорошо, а что плохо. Игра : «Хорошо-плохо»
А вот и первый волшебник. (находят первого волшебника «Я ощущаю руками» ) Он предлагает нам на ощупь определить какие животные заколдованы (тактильные ощущения) Расколдовать не получается.
Ребята, я предлагаю вам поиграть с волшебными кругами, может быть они нам помогут. «Мы с кругами поиграем много нового узнаем. Чтоб в игру скорей начать, надо место занимать» (Используются круги Луллия с реальными задачами и фантастическими) «Найди детёныша» «Собери слово» «Подбери слово к схеме» и тд. (Не расколдовали)
Встречают волшебника «Объединяйка» Предлагает объединить лесные картинки и объяснить почему.
Ребята, а вы знаете, что все животные очень любят, когда про них составляют загадки. Давайте вместе попробуем, а поможет нам в этом схема.
КАКОЙ? КТО ТАКОЙ ЖЕ?
Составляют загадки. Например, Ёжик. (Круглый, но не клубок.
Колючий, как игла. Пыхтящий, как пароходная труба. Хищный, но не волк.
(Расколдовать не получается)
Предлагает составить сказку о животных используя карты Проппа. (Составляют сказку)
Обращает внимание на проектор, где появились животные.
Ребята, посмотрите, у нас получилось расколдовать лесных жителей. (На проекторе голоса животных с их изображением ) Вместе с ними мы расколдовали волшебника «Я всё слышу» , который очень любит гулять по лесу и слушать лесные звуки. Что же он там услышал? А услышал он, как белочка огорчилась, что про всех животных составили загадки, а про неё нет. Наверно вы ничего не знаете о ней. Волшебник успокойся, сейчас ребята всё расскажут про белочку, а поможет им в этом системный оператор (Волшебный экран)
Ребята, а какие ещё звуки можно услышать в лесу? А хотите услышать о чём говорят лесные жители в лесу.
Волшебник предлагает нам войти в картину, выбрать себе объект и провести диалог от его лица. (Метод синектики)
А ещё волшебники очень любят добавлять в картину различные объекты, чтобы картина стала более интересной. Посмотрите, чтобы это значило? (добавляет в картину фрагменты, выслушивает рассуждения детей)
Ребята, какие вы молодцы. Посмотрите, Лесная Фея прислала нам волшебника настроения, он хочет с нами поиграть. (Маски настроения)
РЕФЛЕКСИЯ. Какие мы с вами молодцы. Помогли расколдовать всех животных. А что мы можем сделать чтобы этого больше не повторилось? (Рассуждения) Я предлагаю вам придумать необычное животное, которое сможет охранять лесных жителей от лесного чудовища. (Из частей животных составляют и называют животное) (Морфологический ящик)
С помощью волшебных слов возвращаются в д/с «Вокруг себя ты повернись и в д/с очутись»
Рефлексия с использованием шляп де Боно. Предлагает рисование животных на цветной соли.
Аргеландер Ирина Геннадьевна
ТРИЗ для детей дошкольного возраста - это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.
ТРИЗ это уникальный инструмент для:
Поиска нетривиальных идей,
Выявления и решения многих творческих проблем,
Развития творческого мышления, формирования творческой личности.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. На вопрос ребенка не стоит торопиться отвечать, необходимо предоставить ребенку возможность самому дойти до сути, до истины вопроса, наводящими вопросами помочь ребенку самостоятельно сделать открытия.
Основные функции ТРИЗ
1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых) .
3. Развитие качеств творческой личности.
ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.
Положительные стороны ТРИЗ:
У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.
ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
Основные этапы методики ТРИЗ
1. Поиск сути
Перед детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.
2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо
Например: солнце - это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь
3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).
Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия - складной зонтик.
Задания для размышления:
Как перенести воду в решете (изменить агрегатное состояние- заморозить воду) ;
Как спасти колобка от лисы?
Методы активизации перебора вариантов
Доказали, что на практике можно управлять творческим процессом, пусть в ограниченных пределах. К таким методам относятся:
Метод фокальных объектов;
Морфологический анализ;
Мозговой штурм;
Системный оператор;
Метод противоречий.
МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (МФО)
Одним из методов активизации, который помогает снять психологическую инерцию, является метод фокальных объектов.
Суть метода заключается в следующем. Перед нами объект, который надо усовершенствовать. Для усовершенствования на данный объект переносятся свойства другого объекта, никак с ним не связанного. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.
Для усовершенствования предметов или деталей при помощи метода фокальных объектов нужно придерживаться следующих правил
1. Рассматривая или изменяя какой-либо объект, например, яблоко, произвольно выбираем другой предмет, не имеющий отношения к яблоку (2 - 3 объекта) .
2. Как выбрать другой предмет? Это может быть любое слово из любой книги (его могут выбрать дети, умеющие читать). Можно предложить карточки с картинками, разложенные изображениями вниз, можно расставить игрушки или яркие предметы и попросить быстро назвать любой (любые) из них.
3. Предмет (предметы) найден. Предлагаем детям описать его, подбирая 5-10 определений. Для того чтобы помочь детям, их можно спросить: «Какой он (оно, она, они? » Например, выбрано слово «пингвин». Записываем (или обозначаем рисунком, символом, игрушкой) на доске подобранные определения: прыгающий, бегущий, летающий (в прыжке, плавающий, смеющийся, заботливый.
4. Подобранные определения подставляем к объекту, рассматривая полученные словосочетания: прыгающее яблоко, летающее яблоко, смеющееся яблоко, бегущее яблоко, плавающее яблоко, заботливое яблоко. Можно обговорить все словосочетания, а можно взять самое интересное.
5. После того, как нужное (или интересное) словосочетание найдено, необходимо придать яблоку нужные качества. Для этого надо «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект.
«Летающее яблоко» - нужны крылья, надуть, как шар, и завязать веревочкой; яблоко внутри пустое, осталась одна кожура - оно легкое.
«Бегущее яблоко» - у яблока выросли ножки.
«Смеющееся яблоко» - у него должны быть рот и глаза.
Работать можно по одному из направлений:
Рассмотреть все словосочетания, найти для них реальный аналог в природе, придумать фантастический объект;
Вспомнить, в каких произведениях художественной литературы есть аналогичные объекты;
Выбрать одно из понравившихся словосочетаний (или самое непривычное) и составить о нем описательный (повествовательный) рассказ;
Составляя рассказ об объекте, использовать определения (частично или все) .
Морфологический анализ
Цель этого метода - выявить все возможные варианты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.
В дошкольном учреждении также удобно использовать фланелеграф для работы с морфологическим ящиком.
Метод «Мозгового штурма»
Наиболее известным методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время, является мозговой штурм.
Перед началом мозгового штурма четко ставится задача - вопрос.
С детьми мозговой штурм может возникнуть незапланированно при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной, во время игры - занятия, при обсуждении поступка, случая из жизни или события из художественного произведения.
Особенность проведения мозгового штурма с детьми в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.
Системный оператор
Система - это совокупность взаимосвязанных элементов и предметов, обладающая определенными свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов. Например, цветы в вазе - это система предметов, собранных в определенном порядке. Восприятие можно представить через три экрана: систему, надсистему, подсистему.
В жизни дошкольники ежедневно встречаются с массой проблем, вырабатывают свои критерии их оценки и находят решения. Всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает, как правило, метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания, например игрушки, разложить ее по деталям и даже «сконструировать» игрушку будущего.
Использовать системный анализ можно уже в младшей группе.
Метод противоречий:
1. Игра «Хорошо-плохо»
Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.
Игра «Хорошо-плохо» проводится в несколько этапов.
I этап. Выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать: карандаш, шкаф, книга, лампа и т. д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо», а что «хорошо»; что нравится и не нравится; что удобно и неудобно и т. д.
II этап. Детям предлагаются для игры объекты или явления, вызывающие у ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной оценке: кукла - «хорошо», лекарство - «плохо» и т. д. В данном случае обсуждение идет в том же порядке, как и на I этапе, только взрослый должен помочь ребенку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта или явления.
III этап. Когда дети научатся выделять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению положительных и отрицательных качеств в зависимости от условий, в которые ставятся эти объекты и явления.
IV этап. Игра проводится с разделением группы детей на две команды. В ходе игры одна команда называет только положительные, а другая только отрицательные стороны объекта или явления, предложенного для обсуждения.
2. Прием «Противоположные значения».
Прием «Противоположные значения» - еще один инструмент ТРИЗ, позволяющий подвести детей к пониманию противоречий между предметами и явлениями окружающей действительности. Этот прием очень хорошо усваивается дошкольниками.
Принципиальное отличие ТРИЗ от каких-либо методик и теорий в том, что это не сборник отдельных приемов, действий, навыков и не их формализация, а попытка создать метод, посредством которого можно решать многие задачи, в том числе и педагогические, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве.Обретя навык мышления, отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь придет во всеоружии.
Школа Юрия ОкуневаВсем здравствуйте! Утвержденный несколько лет назад на федеральном уровне стандарт дошкольного образования подчеркнул необходимость пересмотра некоторых взглядов на обучение и воспитание малышей в детских садиках. В частности, была подчеркнута необходимость усилить программы, направленные на развитие тех способностей, которые каждый ребенок имеет от рождения.
И в плане грамотного решения поставленных задач как нельзя лучше показала себя ТРИЗ-технология в детском саду. О том, что именно дает данная методика при использовании в ДОУ, а также о методах ее внедрениях и пойдет речь в данной статье.
Как вы должны помнить из моих , ТРИЗ - это методика, которая учит решать различного рода изобретательские задачи максимально продуктивными, простыми и быстрыми способами.
Причем термин «изобретательский» хотя и подчеркивает основную направленность техники, однако совершенно не ограничивает ее сферу применения. Именно поэтому можно смело говорить об универсальности теории решения изобретательских задач, ведь она, в первую очередь, учит мыслить творчески, нестандартно и смело.
В связи с этим использование ТРИЗ в детском саду - это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать те задачи, которые были возложены Министерством образования страны на педагогов в ДОУ.
В рамках ДОУ у ТРИЗ определяются следующие функции:
- Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.
- Обучение самостоятельной работе.
- Формирование творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.
- Обучение эффективной работе в группах.
- Обучение прогнозированию тех или иных ситуаций и пр.
При этом все пункты выполняются с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении, который дает возможность достучаться решительно до любого ребенка.
В итоге, у малышей:
- Формируется своя точка зрения на различные вещи.
- Появляется свое мнение и смелость для ее выражения, защиты.
- Развивается находчивость. Они не тушуются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы.
- Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей.
- Развивается творческое и образное, причинно-следственное, эвристическое мышление, фантазия.
- Появляется смелость общения.
Технология ТРИЗ в ДОУ по ФГОС
Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ - это максимальный акцент на самостоятельность работы учащихся. Минимум теории, которую нужно вызубрить, минимум прямой помощи от учителя. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Педагог выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.
При этом воспитателями в детских дошкольных учреждениях применяется целый арсенал превосходных методик, призванных создать для детей благоприятную развивающую среду.
- (ММЧ). Отлично работающий способ, позволяющий формировать у малышей максимально точное и понятное им представление о простейших биологических и физических процессах.
- . Позволяет изучать различные объекты мира в контексте их соотношения с другими объектами, а также с временными рамками «прошлое», «настоящее», «будущее».
- Игры на мышление по аналогии. Чтобы научиться сравнивать между собой различные вещи и распределять их по группам, нужно сначала выявить те признаки, которые для них характерны. Данная методика этим и занимается.
- Морфологическая таблица. Позволяет выявлять характерные признаки разных вещей, а после на основе полученных данных создавать совершенно новые разновидности этих же предметов.
- Метод фокальных объектов. Малыши учатся переносить свойства одного или нескольких объектов на другой объект.
- Мозговой штурм. Перед ребятами ставятся различные задачи и дается предложение выдвигать любые пришедшие на ум варианты их решения. Пусть даже самые волшебные и сказочные. После выбирается одна или несколько наиболее подходящих идей.
- Метод противоречий. Использование этого приема позволяет детям учиться находить выходы из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций. Например, когда исходные свойства предметов не соответствуют тем функциям, которые мы собираемся на них возложить.
Эти и другие методики в подготовительной группе реализуются посредством увлекательных дидактических игр, захватывающих внимание ребенка, привлекающих его интерес и желание сотрудничать с другими ребятами в группе и самим преподавателем.
Игровая форма подачи теории и отработки ее на практике дает возможность убрать те барьеры, которые могут возникать в процессе обучения. В частности, снимается страх детей перед педагогом и другими ребятами, перед обучением и новой информацией.
Конечно, сложность задач идет по возрастающей. И, несмотря на то, что названия некоторых приемов звучит достаточно сложно, на деле они оказываются полностью посильными для малышей. То есть родителям не стоит бояться того, что их чада будут слишком перегружены занятиями.
Нагрузка тщательно дозируется в соответствии с возрастом дошколят и их индивидуальными особенностями. Так, если в самых младших группах деток в большей степени учат просто общаться и познавать мир, то в старшей группе они уже начинают решать свои первые задачки.
Литература по ТРИЗ
А вот и список учебных пособий, которые я смело могу посоветовать всем, кто заинтересовался ТРИЗ и хочет попробовать применить ее на практике. Одни доступны в печатном виде, другие же проще найти в электронном. И все можно купить прямо через интернет.
Для воспитателей
- Анатолий Гин «Приемы педагогической техники» . Как работать с учениками в рамках ТРИЗ, как их заинтересовать и организовать увлекательное, но при этом еще и продуктивное занятие? Как поддерживать в группе одновременно и дисциплину, и атмосферу творчества? Как научить детей коллективной работе? Как лучше выполнить проверку знаний учащихся? Об этом и многом другом в сборнике дидактических материалов от известного в СНГ и за рубежом автора.
- Анатолий Гин «ТРИЗ-педагогика» . Еще одна работа на тему ТРИЗ, которая помимо теоретико-мотивирующей части дает мощный практический инструментарий для работы с детьми в соответствии с обновленной ФГОС.
Для детворы
- Анатолий Гин «Сказки-изобреталки от кота Потряскина» . Вместе с пушистым хитрецом ребята научатся находить грамотные выходы из любых затруднительных ситуаций.
Для взрослых
- Юрий Саламатов книга «Как стать изобретателем» и его тренинг по ТРИЗ . Теория и практика методики для тех, кто уже состоялся в профессии, но мечтает стать еще круче.
В комментариях к материалу жду ваши вопросы, пожелания, сомнения и размышления. Буду рад, если поделитесь своим опытом применения ТРИЗ. Впереди еще несколько статей по теме. Оформите подписку, чтобы регулярно получать от меня новостную рассылку, и ничего не пропустить.
На этом все, друзья. До скорой встречи! Ваш Юрий Окунев