Как стимулировать речь ребенка. Нарушение речи у детей. Нарушение речи: причины
Степень овладения речевыми навыками - это один из основных признаков уровня общего развития у ребенка. Правильно развивающиеся дети отличаются и способностью к овладению родным языком, так как именно это является самым важным средством коммуникации.
Кстати, нарушение развития речи не может не сказаться в дальнейшем на общем развитии ребенка. Речь человека относится к высшим психическим функциям - ее обеспечивает головной мозг. Любые расстройства в его деятельности могут повлечь за собой проблемы в осваивании речевых навыков. Как именно это происходит, мы рассмотрим далее в статье.
Нарушение речи: причины возникновения патологии
Сразу стоит отметить, что, говоря о нарушениях речи, мы подразумеваем детей с сохраненным интеллектом и нормальным слухом.
А причины, вызывающие нарушение речи у детей, специалисты делят на две основные группы: органические и функциональные.
К числу первых относят повреждения тех участков мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи, а также расстройство структур, управляющих артикуляцией.
Функциональные нарушения - это проблемы с работой речевого аппарата (недостаточная подвижность губ и языка, неправильный прикус, короткая уздечка, расщелина верхнего неба и т. п.).
Как формируются вызывающие нарушение речи причины
Для того чтобы разобраться, как именно разные патологии влияют на способность человека к общению, в данном случае к речи, стоит рассмотреть этот процесс подробнее.
Процесс оформления мысли в произносимые слова проходит несколько этапов. На первом - фраза формируется в головном мозге, в его доминантном полушарии (а именно - в височной доле). Затем к этому процессу подключаются центры, которые отвечают за произвольные движения, и возбуждение передается по нервным волокнам на мышцы гортани, глотки, языка, губ и т. д. Эти мышцы, а также поток воздуха из верхних дыхательных путей и формируют произносимую речь.
В результате разных патологий на каждом из перечисленных этапов может возникнуть так называемая «поломка», соответственно, в зависимости от нее, и нарушение устной речи будет проявляться по-разному.
Что приводит к проблемам с развитием речи у детей
Возникновению патологий, вызывающих нарушения речи, предшествуют различные проблемы. Это могут быть родовые травмы или асфиксия у новорожденного, которая вызывает кислородное голодание и, как следствие, осложнения со стороны ЦНС. Немаловажную роль играют и наследственные факторы, так как детям могут передаваться от родителей расстройства функционирования речевых зон мозга.
На нарушение развития речи у детей могут повлиять и патологические процессы во время беременности у матери: токсикоз, гестоз, анемия, неправильное предлежание плода, инфекционные заболевания беременной и т. п. Не меньшее влияние могут оказать и болезни, которые малыш перенес в первый год жизни.
Но не только недуги могут оказать влияние на речь ребенка. Неподходящие для нормального развития условия жизни также оказывают свое негативное воздействие. Если ребенок не получает должного внимания со стороны родителей, живет в неблагополучной семье, то, скорее всего, формирование речевых навыков у него будет проходить с большими трудностями.
Некоторые виды нарушения речи: мутизм и алалия
Как уже упоминалось выше, нарушения речи могут возникать по разным причинам. Так, полное отсутствие речи, определяемое в медицине как мутизм, как правило, вызывается поражениями некоторых структур мозга, психическими заболеваниями или эпилепсией.
При недоразвитии коры головного мозга или тяжелой эпилепсии у ребенка могут возникнуть проблемы формирования речевой функции. Данное нарушение речи в медицине называется алалией и подразделяется, в свою очередь, на сенсорную и моторную формы.
В первом случае у ребенка возникают проблемы с пониманием чужой речи, для него сказанное звучит так, как если бы вокруг говорили на иностранном языке. А моторная алалия характеризуется тем, что дети не в состоянии усвоить звуки и слова родного языка или грамматические конструкции.
Как проявляется дизартрия
Еще один вид нарушения речи - дизартрия. Она возникает в результате определенных патологий в ЦНС, а именно - при расстройстве процесса иннервации речевого аппарата.
Дети с данным диагнозом нечетко произносят звуки, их речь звучит смазанно, слова произносятся или очень тихим, или неестественно резким голосом. Кроме того, в процессе произношения у таких деток заметно нарушение ритма дыхания, от чего речь теряет плавность. Кстати, медики обратили внимание на то, что дети с дизартрией, как правило, неловки и имеют нарушения мелкой моторики.
Существует также и стертая форма дизартрии - нарушение речи, которое довольно трудно диагностировать, так как чаще всего ребенок, страдающий им, ничем не отличается от сверстников, а его тихую и слишком медленную манеру говорить взрослые относят к особенностям характера, например, к застенчивости. Но опытный специалист заметит, что такие детки не только тихо и неразборчиво говорят, но и плохо едят, особенно продукты, требующие усилий при жевании. Дело в том, что у больных с дизартрией расстроен и этот процесс.
Особенности проявления дислалии
Самое частое нарушение речи у детей - это дислалия - проблемы с воспроизведением звуков. В просторечье данную патологию называют косноязычием. Как правило, дети с названной проблемой не могут произносить некоторые согласные звуки. Иногда это касается лишь одного какого-то звука, а иногда и практически всех.
В современной медицине такие нарушения разделяют в зависимости от того, какой именно звук не поддается правильному произношению. Например, трудности со звуком «р» - это ротацизм, а проблемы с произношением «с» и других шипящих и свистящих - сигмаизм. Термином же «тетизм» называют нарушения произношения всех согласных звуков или их сочетаний, кроме «т».
Что такое заикание
Сбои в темпе и ритме речи, вызванные судорогами или спазмами в разных отделах речевого аппарата, в медицине определяются как заикание. Ребенок с данной патологией с трудом может произносить слова, он делает вынужденные паузы в процессе речи и повторяет один и тот же звук или слог.
Чаще всего заикание возникает в период от двух до пяти лет. В это время нужно быть особенно внимательными к детям. Если нормально говоривший малыш вдруг замолкает и несколько дней упорно избегает речевого общения, то его обязательно следует показать врачу, так как данное состояние может оказаться первым признаком заикания.
К причинам, вызывающим данное нарушение речи, чаще всего относят разовый испуг или же длительное нахождение ребенка в обстановке, травмирующей психику.
Некоторые виды заикания относятся к тяжелым речевым нарушениям, особенно в случае если данный дефект не позволяет ребенку обучаться в общеобразовательной школе. Как правило, речь идет о сочетании заикания с общим недоразвитием речи.
Что делать, если у ребенка обнаруживается отставание в развитии речи
К трехлетнему возрасту ребенок, как правило, уже умеет строить предложения. Если же этого не происходит, а также в случае, когда шестилетний малыш не произносит всех звуков, следует обратиться к специалисту. Ждать и надеяться, что нарушение речи само придет в норму, не стоит.
Заметив какие-либо из упомянутых проблем у ребенка, понаблюдайте за ним. Как он играет с другими детьми, стремится ли к общению? Хорошо ли понимает речь, обращенную к нему, если она не поддерживается жестами? Хороший ли слух у ребенка?
Результаты своих наблюдений обязательно изложите специалисту, так как устранение речевых проблем потребует комплексного подхода и взаимодействия педиатра, логопеда, психолога и педагога.
Если же нарушение речи у дошкольников вовремя не откорректировать, то в период обучения в школе проблемы будут лишь множиться. На фоне указанной патологии у младших школьников может развиться дислексия (трудности с овладением процессом чтения) или же так называемое «письменное косноязычие» - дисграфия.
Как развивается неспособность к письму
Под дисграфией подразумевается замена, пропуск или искажение букв, которые не связаны с усвоением орфографических правил. Для осваивания навыков письма требуется совместное слаженное функционирование определенных структур головного мозга, и возникновение проблем хоть в какой-то из них сказывается на результате.
Нарушение письменной речи проявляется, в основном, на фоне проблем с восприятием произносимых звуков. А такие расстройства фонематического слуха, как правило, часто встречаются у детей с речевыми трудностями.
В некоторых случаях в основе развития дисграфии лежит неправильное произношение звуков, которое и отображается на письме (ребенок, проговаривая слово при написании, пишет так, как говорит).
Профилактика нарушений речи
Для того чтобы предохранить ребенка от возникновения проблем с основным коммуникативным навыком, а также предупредить в дальнейшем нарушение письменной речи и навыков чтения, родителям следует обеспечить ему здоровую речевую среду с самого рождения.
С малышом не стоит говорить, коверкая слова, подделываясь по детский лепет. Этим вы лишаете ребенка образца правильной речи. Мешает формированию правильного звукопроизношения и продолжительное сосание пустышки или пальца.
Читайте ребенку, рассказывайте сказки, стихи, беседуйте с ним - всем этим вы помогаете сформировать его речевые навыки. Внимательно выслушивая ребенка, вы научите его связно высказываться, правильно оформлять смысловые конструкции, расширите его словарный запас.
Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка, не тормозите его познавательную активность, станьте ему другом и помощником в овладении таким сложным процессом - устной речью.
В этой статье:
В задержке речевого развития у детей дошкольного возраста нет ничего страшного. Главное - вовремя диагностировать задержку и принять меры. Регулярные занятия и правильные упражнения, направленные на стимуляцию развития речи, обязательно приведут к положительным результатам.
Когда пора бить тревогу?
Признаками задержки речевого развития в дошкольном возрасте можно считать:
Если у двухлетнего ребенка имеется один или несколько из перечисленных признаков, то имеет смысл проконсультироваться у специалиста, не откладывая дело в долгий ящик. Врач обязательно проверит слух малыша, который мог ухудшиться, например после недавно перенесенной инфекции или вируса.
Если проблема не в ухудшении слуха, то врач может предположить небольшое отставание в развитии. Он предложит понаблюдать за крохой на протяжении года, чтобы определить целесообразность лечения. В этот период родителям нужно будет оказать малышу посильную помощь в развитии.
Как заниматься с ребенком самостоятельно?
Детские сады очень часто отказываются принимать детей с зафиксированными задержками в речевом развитии. Поэтому родителям в таких случаях приходится заниматься коррекционным обучением ребенка самостоятельно. Не
имеющим опыта родителям рекомендуется заручиться поддержкой логопедов, которые помогут составить план занятия и подберут специальные корректирующие упражнения для ребенка.
Естественно, что все занятия должны проводиться в игровой форме. Целью работы с дошкольником должна стать стимуляция развития артикуляционного аппарата с итоговым «вызовом» речи, попутным пополнением пассивного и активного словарей.
Лучшие стимуляторы развития речи детей - это игры, которые можно охарактеризовать как «недопонималки»
. То есть, если малыш пытается заменить слова жестами и мимикой, требуя, чтобы его попытались понять и удовлетворили требования, родители должны на них не
реагировать, проявляя терпение, даже если кроха будет переходить на крик. Такие «недопонималки» нужно практиковать как можно чаще.
Еще один способ развития речи детей в дошкольном возрасте - это , проведение которой должно быть ежедневным в случае задержки речевого развития. Изначально занятия с артикуляционной гимнастикой не должны быть дольше 10 минут. Это должны быть упражнения, которые не будут вызывать негатива и сложностей у малыша.
Начинать можно с простых упражнений. Попросите малыша широко улыбнуться, выполнить «забор» со смыканием зубов и открытым ртом, поиграть в «прятки с губами», когда поочередно прячется каждая из губ, или сделать «блинчик» - с плоском языком на нижней губе.
Со временем можно будет усложнить упражнения «часиками», когда язык касается поочередно каждого из уголков рта, «качелями» с движением языка вверх и вниз, «лошадкой» с характерными цокающими звуками. Правильным будет выполнять такие задания перед зеркалом, где дети смогут наблюдать за своим отражением и движениями артикуляционного аппарата.
Еще один эффективный прием для развития речи у детей - это дыхательные упражнения. Например, можно предложить малышу выдувать мыльные пузыри, погасить пламя свечки, дуть на кусочки ваты или бумаги, пытаясь сдвинуть их с места.
Не помешает в домашнюю программу включить и упражнения для развития моторики. С малышом можно и нужно заниматься физическими упражнениями, работая над развитием памяти и совершенствованием сенсорных навыков.
Как стимулировать желание говорить у малыша?
Вызов желания говорить у детей с задержкой речевого развития является главной проблемой и первоочередной целью в работе с ними. Часто сложности в процессе связаны с неправильно построенным общением ребенка со взрослыми, которые не дают ему возможности говорить, предугадывая все его действия и желания.
Очень важно поощрять любые попытки малыша говорить, особенно если он любит подражать взрослым. Стимулировать речевую активность детей нужно постоянно, дома и на прогулке.Предлагайте малышу помяукать, как кот, или полаять, как собака, поурчать, как стиральная машина, или погудеть, как пылесос.
Дополнительно в работе с малышом можно использовать музыкальные инструменты, предлагая ему отгадывать по звуку с завязанными глазами, какой инструмент звучит. Также в игре можно задействовать спрятанные музыкальные игрушки, предлагая крохе найти их по звуку.
Отлично стимулирует речь у детей совместное чтение с родителями, с договариванием последних слов, а потом
строчек и куплетов любимых стихов. Для развития речи можно и нужно играть с крохой, используя подручные предметы и игрушки. Например, кукольный театр. Здорово, если в представлении будут принимать все члены семьи. Обыгрывать в домашнем театре лучше хорошо знакомые малышу сказки и рассказы. В ходе представления важно дать малышу такую роль, чтобы он смог озвучивать героев, принимать участие в диалоге.
Отличный способ для стимуляции развития речи - это арт-терапия: игры с песком, музыка, рисование – словом, творческие занятия. В период работы над развитием речи ребенка важно запастись терпением и не ждать быстрых результатов. Эффект будет, если следовать рекомендациям логопеда и регулярно работать с малышом, поощряя любые, даже незначительные достижения.
Обратитесь к опытному невропатологу. Возможно, что проблема задержки речевого развития имеет отношение к сбоям в работе нервной системы малыша. Также не помешает обследоваться у таких специалистов, как:
- психолог;
- сурдолог;
- стоматолог.
Вполне вероятно, что задержки развития речи связаны с особенностями строения языка, нарушениями работы слуха или кровоснабжения, головным мозгом. Комплексное обследование поможет определить истинную причину появления задержки речевого развития у вашего малыша.
В заключение отметим, что развитие речи у мальчиков, как правило, происходит не так активно, как у девочек. Словом, мальчики могут начать нормально говорить на полгода и даже на год позже девочек, но это совсем не означает, что нужно откладывать на потом занятия по развитию речи и обследование ребенка. Своевременная диагностика заболеваний, провоцирующих задержку речи, позволит решить проблему до того, как она станет слишком серьезной.
22 05.2016
Здравствуйте, уважаемые взрослые! Наша сегодняшняя встреча посвящена 3летним детям. Как они говорят? Что они говорят? Почему некоторые в этом возрасте еще не говорят? Как нам помочь им говорить правильно? Мы с вами поговорим о том, почему задержка речи у ребенка 3 лет должна вызвать у вас тревогу и как вести себя родителям в этом случае.
N. B. Помните героиню Ирины Муравьевой в фильме «Карнавал»? Как она вырабатывала дикцию. Это весьма полезные упражнения – набрать в рот орехов и читать скороговорки. Попробуйте предложить подобную игру вашему карапузу, и вы увидите, как ему будет интересно. Вместо грецких орехов можно взять что-нибудь помельче, например, фундук или арахис.
Давайте обратим внимание на то, как говорят наши дети. Существуют некоторые нормативные границы, на которые мы, взрослые, может ориентироваться при оценке уровня развития той или иной сферы психики малыша. Рассмотрим основные.
Прежде всего, речь трехлетнего ребенка должны понимать окружающие, которые не общаются с вами каждый день, т.е. речь должна быть достаточно разборчивой для всех. Во-вторых, ваш малыш должен хорошо понимать, что вы хотите от него, посредством речевых сообщений. Его словарный запас должен быть равен приблизительно 1000 слов.
Хорошо, если ребенок знает все предметы окружающей обстановки в доме, имена всех членов семьи и свой домашний адрес. Кроме этого, ребенок должен понимать вопросы, предполагающие расширенное содержание ответа, типа «Почему?» и «Для чего?».
В 3-4 года малыш говорит достаточно свободно на разные темы. Не долгое повествование, конечно, но вполне связная речь из коротких предложений. Построить короткую фразу из нескольких слов не должно вызывать трудностей.
Но если трудности все-таки возникают, как вести себя? Куда обращаться? Родителей всегда интересует вопрос, что делать и как избежать подобной ситуации.
Важно обратить внимание на нее вовремя, чтобы к периоду школьного обучения ваше чадо не отличалось от своих одноклассников. Чтобы помочь вам разобраться, давайте выясним причины возникновения такого неприятного явления как задержка речи.
Причины задержки развития речи у детей
Специалисты отмечают 2 типа причин задержки речи у детей:
- Социальные
- Физиологические
Из названий понятно, что социальные причины обусловлены средой воспитания и развития ребенка, а физиологические вытекают из вопросов к здоровью ребенка. Какие из них более весомые, сказать сложно. В совокупности каждая из причин и все вместе они оказывают влияние на уровень сформированности (несформированности) речевых навыков, и, как следствие, могут вызвать
Социальные причины включают в себя ряд внешних факторов, на которые мы с вами повлиять можем и должны:
- Родители в этой семье не следят за чистотой собственной речи, говорят быстро и неразборчиво, не обращая внимания на то, что в семье подрастает малыш и подобно губке, впитывает такую же речь.
- Взрослые слишком обеспокоены судьбой малыша, и предугадывают каждое его желание. Зачем в таком случае ребенку учиться говорить, если его понимают и без слов?
- Противоположная ситуация, когда малыш почти не получает внимания со стороны взрослых. Он не знает, что люди общаются с помощью речи, никто не дает ему такую информацию.
- Ребенок не говорит или говорит плохо и мало в семье, где межличностные отношения регулярно выясняются с помощью скандалов и криков. Психика малыша подвергается стрессу, и молчание выступает как протест или защитная реакция. В такой ситуации недалеко и до полной немоты.
- Положительный, но очень сложный момент, когда в семье родители владеют несколькими языками. Они говорят с ребенком понемногу на каждом из них, переполнение информацией с одной стороны, и недостаток полноты языковых конструкций – с другой.
- Часто в комнате, где находится ребенок, создается звуковой фон в виде радио или телевизора, он мешает малышу получать полноценную чистую речевую информацию.
N.B. Согласитесь, в наших силах избежать появления и укоренения каждой из этих причин. Было бы желание. Проанализируйте ситуацию в вашей семье. Находите ли вы, что проблемы в речи вашего малыша обусловлены именно социальными причинами? Как вы будете действовать?
Физиология – совсем другое дело. Здесь мы с вами напрямую не можем повлиять на процесс, но, уделяя малышу должное внимание, поддерживая его попытки, мы вскоре сможем отметить положительную динамику. Давайте раскроем, какие физиологические проблемы могут стать причиной задержки речи у малыша.
- Внутриутробное инфицирование или заболевание матери в период беременности, которое повлияло на формирование речевых центров плода.
- Преждевременные роды или сложное их течение, сопровождающееся родовыми травмами или нехваткой кислорода.
- Травмы головного мозга, связанные с физическим воздействием или поражение центральной нервной системы вследствие недоношенности, маленького веса при рождении или инфекции во время родов.
- У малыша могут быть нарушены зрение или слух, тогда восприятие чужой речи значительно затрудняется. Ребенку очень важно видеть, как рождаются звуки, а слуховой восприятие должно помогать этому.
- Наследственные причины.
- Врожденные пороки развития также являются причиной отсутствия или нарушения речи. К ним могут относиться синдром Дауна или аутизм, ДЦП и другие заболевания.
- Недоразвитие артикуляционного аппарата, к которому относятся губы, язык, небо.
Необходимость врачебного вмешательства и назначение лечения обусловлены важными предпосылками развития расстройств психического состояния ребенка и общее недомогание. Лечение рекомендуется провести до достижения малышом 7 летнего возраста.
Боремся с речевыми проблемами
Дети 3-4 лет хорошо поддаются влиянию узких специалистов, пока у них не наступило полное формирование органов артикуляции. Родителям важно вовремя заподозрить у своего чада задержку речи, чтобы помочь ребенку быстрее справиться с недугом.
В 3 года с ребенком предстоит работать неврологу, психологу, дефектологу. Логопеду пока нет необходимости вмешиваться в процесс, ведь в его сферу деятельности входит постановка правильного звукопроизношения. К этому специалисту при необходимости можно будет обратиться после 4-5 лет.
N.B. В помощь родителям в дошкольных учреждениях и поликлиниках работают специальные кабинеты, где в любой момент можно получить консультацию по вопросу обращения. И не беда, если вам кажется, что вы пришли не по профилю. Вас обязательно направят и подскажут, к чьей специализации можно отнести ваш вопрос. Не бойтесь обращаться за помощью, когда речь идет о вашем ребенке!
Если упустить время и посетить специализированный кабинет после 7 лет, вероятность того, что ваш карапуз не сможет полноценно общаться со сверстниками, достаточно велика.
Такому ребенку будут противопоказаны чрезмерные нагрузки, это может спровоцировать нервные вспышки, агрессию или истерику.
И тогда малыш сможет посещать только специализированное учебное заведение, рассчитанное на необходимость рационально и осторожно распределять нагрузку. Учебный процесс будет включать упражнения по коррекции речи и домашние задания, проведение которых ляжет на плечи родителей.
Чтобы коррекция речевых мероприятий дала результат, родителям следует внимательно присматриваться и прислушиваться к своему ребенку. Заметить отклонения можно уже в раннем возрасте. Если родителям кажется, что они видят проблему, всегда можно обратиться к специалисту, чтобы развеять свои подозрения.
Если же проблема подтвердится, вы сможете незамедлительно приступить к лечению, и время не будет упущено, и результат появится раньше. Дефектологом или неврологом выясняется причина нарушения и родители получают ответ на вопрос Что делать?
Методы лечения для каждого конкретного случая подбираются индивидуально. В разных случаях специалист может назначить медикаментозное лечение препаратами, которые будут улучшать кровообращение в сосудах головного мозга и стимулировать речевые центры.
В другом случае лечение препаратами может усиливаться применением магнитотерапии или процедур рефлексотерапии. Специализированный массаж – отличное дополнение к лечению, но может применяться и как первоначальный метод коррекции.
Чтобы знать, что лечение проводится правильно, родителям предлагается план занятий, разработанный корректором. Педагогическое сопровождение во всех случаях коррекции является таким же необходимым, как прием препаратов по назначению врача.
Только действуя как слаженный механизм, взрослые могут помочь ребенку преодолеть рубежи беспомощности и влиться в коллектив сверстников полноценным звеном. Теперь мы можем сделать краткий вывод и классифицировать методы, применяемые в борьбе за чистоту детской речи:
- Медикаментозный метод
- Рефлексо и магнитотерапия
- Занятия с педагогом-корректором
Все эти методы призваны в помощь родителям. Кроме шагов, применяемых из области медицины и педагогики, родители могут также в домашних условиях применить знания и опыт разработок специально созданных для исправления недостатков речи и развития навыка как такового.
Семейный клуб
Семья всегда волнуется, когда ребенку делают назначения врачи. Но роль родителей в том и заключается, чтобы помочь своему малышу лучше врачей. Кто же сможет с такой заботой и радостью покривляться вместе с ним перед зеркалом или уговорить выпить горькое лекарство, кроме мамы? Вот и попробуем разобраться, как мы можем помочь малышу справиться с проблемой развития речи.
N.B. Если честно, я предпочитаю не употреблять слово «проблема» вообще, в любом контексте. Я предлагаю вместо этого говорить «вопрос», «неувязка», «нюанс». Согласитесь, «проблема» звучит как приговор и что-то неразрешимое и глобальное. А назовите это нюансом, и справиться будет легче, ведь нюанс – это такое маленькое, незначительное нечто, с которым разговор короткий.
Упражнения на устранение недостатков речи и на ее развитие очень просты и доступны каждой маме. Даже не зная об этом, вы можете сами проводить такие занятия. Вы ведь играете с малышом каждый день? А игра развивает детей как нельзя лучше. Просто в игры нужно будет включить некоторые специальные моменты тренировки, и малыш не заметит, что он обучается и развивается.
Пальчиковый театр. Незаменимая методика для развития любого ребенка. Вы можете устраивать представления, а можете просто потирать пальчики друг о друга или массировать подушечками каждую фалангу. Для поддержания интереса добавьте какие-нибудь стихи или поговорки.
Развивая мелкую моторику, мы стимулируем интеллект и речь, не забывайте! А потому запасайтесь пазлами, мозаиками, пластилином и глиной, придумывайте игры с конструктором, кубиками или бумагой (оригами).
Игры на свежем воздухе. Чувство свободы и полета благотворно влияет, в общем, на состояние душевное и физическое. Если дома покричать громко не всегда уместно (беспокойство семьи, соседи), то на улице можно выплеснуть всю негативную энергию, а заодно и потренировать связки и артикуляционный аппарат.
Полезны игры с мячом, его хаотичные передвижения развивают ориентацию в пространстве, внимание, а бег и прыжки насыщают клетки организма кислородом. Приобщайте малыша к подвижным играм с использованием повторяющихся слогов или звуков. Используйте «Гуси-лебеди», «Шел король по лесу», «Светофор».
Массаж.
Назначение профессионального массажа оправдано в случае нарушений психомоторного развития малыша, его должен делать специально обученный человек, детский массажист. Общеукрепляющая гимнастика и простые поглаживания может делать кто-то из родителей.
Обычно массаж у специалиста назначается курсом, как правило, это 10 дней.
За это время организм ребенка настолько привыкает к приятным процедурам, что положительная динамика проявляется после нескольких сеансов. Потом родителям важно поддерживать это бодрое состояние, которое помогает воспрянуть всем клеткам в каждом органе.
Развитие познавательной сферы. Мы с вами дома можем развивать память и внимание своего ребенка на каждом шагу. Ведь пространство вокруг нас просто напичкано всевозможными заданиями на логику и внимательность.
В любом из помещений вашего дома или квартиры есть прямоугольные окна, столы или шкафы, круглые тарелки, торшеры или картины. Ищите в предметах окружения игры и упражнения на сравнение предметов по цвету, величине, исключайте лишние по любому принципу.
Игры с музыкальными инструментами. Ничто не сможет заменить звучание музыки для всестороннего развития личности, особенно это важно в детском возрасте.
Необыкновенное преимущество музыкальных упражнений в том, что трудные для произношения звуки малыш может петь, это значительно облегчает поставленную задачу. А для детей, страдающих заиканием, в музыке спасение! Произнося слова нараспев, речевой аппарат учится концентрации на фоне расслабления, и речь со временем выравнивается.
Каждый из разделов, направленных на развитие речи и устранение задержки, несет свой вклад в общую тему нашего сегодняшнего разговора. Но прошу вас помнить, что в каждом вопросе важна «золотая середина», найдя которую вы без сомнения справитесь с любыми неурядицами.
Действуйте без фанатизма, чрезмерное увлечение всевозможными методиками может негативно отразиться на формировании личности вашего чада, с утра до ночи вынужденно изучающего иностранные языки и репетируя бесконечные гаммы.
Ребенок в 3 года, у которого к этому времени сформировалось маленькое внутреннее «я», который переживает кризис 3 лет, способен на многие действия, иногда вопреки нашим ожиданиям. Давайте поможем нашему любимому крохе преодолеть этот барьер в виде задержки речевого развития и выйти на новый возрастной этап с полной уверенностью в своей неповторимости и безусловной любви родителей.
Поддержка в любой жизненной ситуации – важный воспитательный и развивающий трамплин для укрепления собственного я и осознания своей значимости, прежде всего для семьи. Мы можем это обеспечить собственным детям, а значит, мы должны это сделать.
Хочется надеяться, что наши малыши будут расти счастливыми и любимыми. Желаю всем избежать нюансов в развитии, а кто столкнулся с ними – скорейшего разрешения ситуации положительным образом.
Не забывайте следить за новинками на блоге, не пропускайте интересные статьи, из которых вы, возможно, сможете почерпнуть что-нибудь новое и полезное. Социальные сети тоже к вашим услугам, подписывайтесь на наши обновления.
Надеюсь, что наша следующая встреча принесет нам с вами новые обсуждения, и мы сможем найти каждый для себя необходимую информацию. Всего вам доброго!
Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы - от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.
Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.
Причина 1. Индивидуальный темп
Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.
Такая задержка развития речи так и называется - темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.
Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!
Причина 2. Отсутствие необходимости
Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.
Причина 3. Педагогическая запущенность
Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.
Причина 4. Двуязычная семья
Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.
Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.
Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка
К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.
Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.
Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.
Причина 6. Негативизм у ребенка
Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.
Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату - малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.
Причина 7. Генетическая предрасположенность
Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность - великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.
Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.
Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери
Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.
Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов - от невролога до дефектолога.
Причина 9. Нарушения слуха
Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.
Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.
Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы
Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.
Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.
Причина 11. Алалия
Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.
Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.
Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка .
Причина 12. Проблемы интеллектуального развития
Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.
Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.
Дети рождаются с умением издавать звуки, которые помогают им в общении с родителями, но речь у них формируется не сразу, а по мере формирования нервной системы, речеобразующих органов и связей между ними и речевыми центрами мозга. Новорожденный издает только непроизвольные звуки – это крики и плач, хныканье, сопение и чмоканье. Эти сигналы помогают родителям ориентироваться в потребностях крохи – если он голоден, ощущает боль или ему дискомфортно, он подает сигналы. По мере развития у младенца появляются первые звуки, слоги, а затем уже и слова. Важно постоянно и активно развивать речь ребенка, начиная с самого рождения . Это поможет в дальнейшем быстрее овладеть навыком и устранять ошибки в речи проще и легче.
Роль родительской речи после рождения крохи
Речь ребенка развивается задолго до того, как будет сказано первое слово и даже произнесены первые осознанные звуки. Развивать ее нужно с самого рождения, когда малыш постоянно слышит речь, обращенную в его адрес и разговоры родителей между собой .
Обратите внимание
Необходимо знать, что чем богаче словарный запас и правильнее произношение слов ребенка, тем ему проще демонстрировать свои чувства и высказывать мысли, и тем проще строятся его отношения с другими детьми и окружающими его взрослыми.
За счет речи в сочетании с органами чувств формируется познание мира. Особенно важным для развития речи является острый слух, именно на слух кроха воспринимает речь родителей и окружающих, запоминая слова и их значения. Не менее важна связь и со зрением, ассоциации с произносимыми словами и внешним видом предметов. Поэтому здоровью этих органов чувств (наряду со всеми остальными) нужно уделить внимание в самом начале.
На слух ребенок учится повторению слов и контролю за их произношением, и важно, чтобы родители говорили правильно и поправляли ребенка, чтобы неверное произношение не входило в привычку.
В младенческом возрасте речь еще не относится к ведущему средству общения, но она развивается очень быстро, чтобы уже в последующем, на все оставшиеся годы жизни, она могла обеспечить эффективные диалоги с другими людьми и даже с самим собой.
Изначально слова, выражения лиц и жесты, интонации и взгляды, действия взрослых и движения тела могут быть для малыша бессмысленными, но в ходе наблюдений и осознания они постепенно приобретают для него истинный смысл. Это приходит с опытом :
- В периоде от трех месяцев, примерно до 7-8-ми , кроха хорошо запоминает все события, которые повторяются ежедневно.
- После 8-10 месяцев в копилку знаний добавляются уже словесные их обозначения и жесты. Так, угрожающий жест пальцем или слово «нельзя» для ребенка будет поводом для того, чтобы отказаться от касания горячей кастрюли или утюга. А слово «ладушки» будет командой для того, чтобы он начал хлопать в ладошки.
- С годовалого возраста происходит знакомство с различными окружающими предметами в доме и на улице.
Так, в возрасте примерно 12-16 месяцев слово «часы» ребенок воспринимает, как только предмет на стене в его комнате. По мере накопления опыта к возрасту 2 лет ребенок уже знает о том, что часы могут быть разными, это механизм со стрелками. В этом периоде ребенок может еще и не говорить много слов, он копит пассивный словарь и важно стимулировать его в этом. К двум годам объем этого словаря может достигать нескольких сот слов.
Если , это не значит, что он не понимает и не запоминает родительскую речь. Он понимает многие вещи из речи родителей, особенно ели это знакомые для него события или предметы.
К возрасту трех лет ребенок хорошо ориентируется в понятиях размеров, хорошо знает слова да или нет, понятие терминов «хорошо» и «плохо».
Речевые навыки детей до года: базовые сроки
На первом году жизни становление доречевых навыков, происходящее в определенной последовательности, закладывает дальнейшую базу для дальнейшего уже речевого развития. Есть определенные показатели по месяцам, отражающие динамику изменений, к ним относятся:
- В возрасте до полутора месяцев рефлекторные звуки и крики, которыми сопровождаются различные реакции кроха на боль, голод, касание предметов или иные раздражители. Крик состоит из преобладания гласных звуков с носовыми оттенками.
- С 1.5-2 месяцев постепенно формируются попытки гуления, произношение гортанных гласных звуков.
- С периода от 2-х до 5-ти месяцев постепенно происходит качественная перестройка общения, появляется эмоциональный разноголосый крик и смех, уверенное гуление на разные лады, гуканье.
- В возрасте примерно 4-х месяцев произносятся гласные звуки а-у-ы, нередко с сочетанием с г. Характерны эмоциональные комплексы оживления и смех в ответ на разные действия родителей.
- Ближе к 5-ти месяцам гуление уже достаточно дифференцированное, с направленным звуком и певучее.
- В период полугода появляется первый лепет, проявление интереса к предметам и людям во взгляде и попытки проявления эмоций звуками и интонацией. Возможны как позитивные, так и негативные проявления звуков, хныки, восклицания, визги. Ребенок уже достаточно хорошо может передавать интонации в голосе за счет изменения силы звука и его тональности.
- К семи месяцам появляется лепетная речь и произнесением отдельных слогов, которая обозначает желание совместных игр, как ориентация на знакомые звуки, игрушки с музыкальным сопровождением.
- К возрасту восьми месяцев ребенок разными эмоциями реагирует на знакомые и незнакомые лица, может произносить цепочки из одинаковых слогов – ба-ба-ба, га-га-га, дя-дя-дя и тд. Он за счет движений и голоса привлекает внимание родителей, может тянуть со звуками руки навстречу, понимает смысл простых игр в ладушки, прятки.
- К 9-ти месяцам предпринимаются попытки полноценного общения жестами и звуками, сопровождаемыми эмоциональной окраской, с этого же возраста предпринимаются попытки подражания словам взрослых с повторением звуков.
- В 10-ть месяцев кроха понимает обращенную к нему речь в зависимости от ситуации, пользуется несколькими лепетными словами, которые соотнесены с ситуациями, он активно выражает свое настроение тоном голоса и громкостью, изменением выражения, предпринимает попытки копирования выражения лица и интонаций родителей.
- К периоду 11-12-ти месяцев используются до 5 лепетных слов, которые объясняют ситуацию, дополняемые жестами и звуками, интонациями.
Речевые навыки детей от года до двух: базовые сроки
Ребенок с годовалого возраста начинает активно овладевать речью, накапливая пассивный словарь (слова, которые знает) и активный (слова, которые произносит). В него к концу второго года входит до 300-от слов, их них до 75% составляют существительные, около 20% из них глаголы, остальная часть приходится на прилагательные, местоимения и прочие части речи:
Особенности начальной речи малышей
В самом начальном этапе речевого развития, когда только-только появляются первые слова и предложения, речь практически всегда нечистая, что оправдано неполноценным еще развитием артикуляционного аппарата крохи. На слух дети еще не могут точно различать все звуки в речи. Нередко малыши в начальном этапе имеют типичные ошибки в произношении.
Относительно шипящих звуков – ж-ш-ч-щ:
- они произносятся крайне нечетко
- в словах они заменяются свистящими звуками з-с (кася вместо каша, сяпка вместо шапка), замена ш на ф (фапка вместо шапка), либо ж на в (вук вместо жук), буква ч может быть заменена на ц или ть (отьки или вместо очки). Также заменяются щ на ть или сь (сенок вместо щенок).
- пропускаются согласные, если они стоят первыми в слове.
Относительно произношения Л и Р:
- они пропускаются или искажаются (ыба и ак вместо рыба и рак)
- звук р нередко заменяется й-л-в или искажается гласная.
Относительно произношения С,З и Ц:
- звуки произносятся нечетко
- пропускаются эти буквы в начале слова
- звук с заменяется на ф, звук з на в, звук ц на т
Относительно произношения Г,Х и К:
- пропускаются в начале слова
- заменяются звуками д или т
Ближе к трем годам малыши начинают говорить короткими фразами, которые состоят из двух-трех слов, и речь их постепенно усложняется . Однако может нарушаться порядок слов и искажение рода, несогласованность в окончаниях падежей. Дети могут сокращать сложные длинные слова, переставляют звуки местами, коверкают слоги.
Если ребенок плохо говорит или не говорит: причины
Если возникают стойкие в детском возрасте, причинами их могут становиться различные негативные влияния, которые воздействовали внутриутробно, в период родов или на протяжении первых месяцев жизни. К ним относят:
Словом, любые влияния, которые, так или иначе, влияют на центральную нервную систему и кору мозга, связи, формирующиеся между речевым аппаратом и речевыми центрами, влияют на время становления речевых навыков и их особенности.
Наиболее тяжело на речи отражаются органические патологи мозга – кисты, кровоизлияния, опухоли, недоразвитие зон мозга, а также воспалительные, гипоксические и прочие поражения. Опасны для становления речи проблемы со средним ухом и частые отиты, хронические заболевания, проблемы с развитием зубочелюстного аппарата. Опасны травмы челюстей и зубов, сосание пальца.
Насколько реальна проблема?
Нередко родители кидаются к логопедам и врачам с первых же слов ребенка, которые он произносит, считая его речь проблемной. Особенно много вопросов вызывает произношение звуков. Если ребенок изначально говорит около 20 слов, с ними большей частью все понятно. Но по мере расширения речи появляются смазанные и непереводимые конструкции. На фоне этого друзья детей или соседей, которые в полтора года говорят предложениями, понятно и относительно много – смущают, заставляют думать о проблемах собственного чада.
Все дети разные, сравнивать двух детей в полтора года некорректно, так как беременность, роды и послеродовое развитие у них протекали в разных условиях. Да и половые различия также очень вероятны.
Лексический взрыв (это быстрое увеличение объема активного речевого словаря) может помешать ребенку справляться с правильным произношением. Он может знать много слов, но говорить толком не может ни единого. Родителям важно создать условия, чтобы ребенок слышал четкую и правильную речь! Кроме того, в возрасте полутора-трех лет есть типичные особенности речевых функций, вполне допустимые и не относящиеся к аномалиям. Это переставление слогов, замена букв, «проглатывание» окончаний или начала слов.
Что делать родителям?
Прежде всего, нужно спокойно относиться к данному факту, с ребенком нужно разговаривать не быстро, чтобы он расслышал все звуки в словах. Не стоит исправлять кроху, лучше повторить просьбу и выполнить ее. Если ребенок просит «макако», нужно сказать – «Хочешь молоко? На».
Есть звуки, которые просты для артикуляционного аппарата и сложны, звук «с» появляется не у всех детей до двух лет, а свистящие, шипящие, сонорные и сдвоенные согласные многие дети усваивают после трех лет. Одни дети могут хорошо говорить уже к возрасту 3-4 лет, а другие только к 6-ти годам. Необходимо ли в этом случае заниматься с логопедом или дома, решается в ходе очных консультаций.
На сегодняшний день, если ребенок в 1.5-2 года хорошо понимает обращенную к нему речь, имеет в словаре до 50-ти слов, включающих в себя звукоподражание и лепетные, он активно использует эти слова в речи – это нормально . Если в его речи есть двухслговые конструкции, короткие предложения – тоже хорошо. Важно при этом активно заниматься с крохой, чтобы стимулировать речевое развитие, важно с ним разговаривать, призывать к диалогу, а не заставлять повторять слова.
Просмотр телевизора, постоянные звуковые фоны приводят к снижению активности в собственной речи крохи. Если есть перекос в сторону слуховой нагрузки, дети дольше будут молчать. Нужно стимулировать их к разговорам.
О своих опасениях относительно развития речи ребенка нужно сообщить врачу-педиатру, возможно нужны дополнительные обследования и консультация невролога, ЛОР-врача с оценкой слуха. Если проблем с развитием и здоровьем нет, важно, чтобы родители предпринимали некоторые меры по стимуляции речи ребенка в любом возрасте.
С возраста 6-ти месяцев ребенок начинает понимать речь окружающих его людей. Это важная сторона его собственного речевого развития, которая тесно завязана на мышлении, игре и предметной деятельности, она нужна для социализации крохи. И нужно развивать речь в общении и совместных играх детей с взрослыми.
Как стимулировать речь ребенка до года
Важно начать со стимуляции гуления в раннем возрасте, привлекая внимание крохи к лицу – его нужно звать по имени, цокать языком, чмокать и дуть, чтобы он сосредоточил взгляд. Нужно разговаривать ребенком, ведя подобие диалога, имитировать звуки воркования или гуления с паузами, чтобы кроха мог отвечать. Нужно повторять его звуки, так как лицо родителей, произносящее звуки – это самый сильный стимул, привлекающий внимание. Лучше всего в этом периоде воспринимается певучая и плавная речь, в ее интонации дети активно вслушиваются, хотя еще не понимают смысла. Нужно внимательно относиться ко всем сигналам крохи, он иногда сам проявляет инициативу в общении. Это улыбки, взгляды и звуки, похожие на воркование.
Разговаривая с крохой нужно создавать тактильные контакты – поглаживание, щекотание, надавливание на ручки, ножки. Это в сочетании с улыбками и речью помогает активнее развиваться, стимулирует комплексы оживления. Важно только не переутомлять кроху, если он отводит взгляд и ручки – на один раз хватит.
Далее следует стимуляция лепета с играми с крохой лицом к лицу. Можно использовать кресла с наклоненной спинкой, подушки, но важно удобство крохи. Нужно повторять звуки крохи, произносимые им с паузами, чтобы кроха мог отвечать на ваши «слова». Во время произнесения им протяжных звуков, можно положить свой палец под нижнюю губку, смыкая ее и получая слоги – па, ба. Также ребенку нужны игрушки, которые можно брать в рот, и за счет которых также могут формироваться новые звуки.
Можно повторять ребенку цепочки из слогов – ба-ба, ма-ма, па-па. Параллельно с этим нужно играть с крохой, делая пружинящие подпрыгивания на мячике, коленях, пружинящих поверхностях. Полезно тормошить, дразнить кроху, что провоцирует смех и визги. Повторяйте за крохой лепет, стараясь максимально сохранять его тембр, высоту и темп. Произносите звуки, привлекая внимание ко рту, оставляйте паузы, чтобы кроха мог повторять ваши звуки. Если есть возможность, ставьте аудиозаписи с лепетом других детей, чтобы кроха повторял. Можно записать звуки его собственной речи, чтобы он ее также прослушал.
Как стимулировать речь ребенка после года
Есть множество методик стимуляции первых слов, рождаемых из лепета и затем последующее формирование речи. Это производится поэтапно, шаг за шагом. Если кажется, что кроха по определенным линейкам отстает в развитии собственной речи, можно пробовать определенные техники, работающие до периода 2-3 лет.
Необходимо внесение в лепетную речь крохи смысловой нагрузки. Если кроха произносит мама, необходима ее эмоциональная реакция. Такие же реакции нужно реализовать на все слова.
Необходима также стимуляция активного использования первых слов, путем задавания вопросов – кто это, позови бабу (папу, маму, кису). Нужно также самим использовать лепетные слова и подражания звукам наряду с использованием полных слов. «Скажи, как киса говорит – мяу».
Внимательно наблюдайте за играми ребенка, записывая их речевое сопровождение – все имеющиеся звуки, слова, подражания, несущие смысл, а также имеющийся лепет, который смысла не имеет . На основании записанного стоит провести анализ возможностей артикуляционного аппарата. Малыш должен использовать слоги, буквы, звуки, которые с ним нужно повторять и дополнять новыми.
Из полученных звуков можно составить предположительный словарик слов, которые малыш может произносить из слов и звукоподражаний. Это могут быть такие как барабан - бам-бам, упал – бух, гусь – га-га-га, собака – ав-ав. Первое время ребенок может несколько разных предметов и слов называть схожими конструкциями, но интонации их будут разными. Эти шаги нужны для стимуляции речи в полтора года.
Как стимулировать речь ребенка в 1.5 года
Важно постоянно расширять лексикон детей за счет взрослых слов и их произношения. Показывайте ему картинки или предметы, живых существ и называйте их, стимулируя кроху к повторению слов. Также полезно появление гало-фраз , то есть ассоциативных слов, связанных с предметами. Так, например, если ребенок, показывая на молоток, говорит папа, это значит, что им стучал папа. Также нужна стимуляция фраз из простых слов. Это обычно существительное и глагол – предмет и действие. Ляля упала, мама спит, баба идет. Полезно для стимуляции речи играть в повторялки .
Обратите внимание
Ребенок изначально будет повторять их неправильно, воспринимая на слух и сопоставляя с возможностями речевого аппарата. Поэтому нужно относиться к этому адекватно, важно – чтобы было желание повторять хотя бы частично, затем уже более полным набором звуков.
Если ребенок плохо произносит слова целиком, можно пробовать играть в повторялки по слогам . Есть часть детей, которые не говорят слово целиком, и поэтому отказываются его произносить в принципе. Взрослым не стоит искажать свою речь в угоду крохе, он должен слышать правильные речевые конструкции, лучше говорить звукоподражания, но отчетливо и четко – га-га-га, ко-ко-ко, или слова полностью и правильно.
Речевые игры
Важно в играх по развитию речи проявлять педантичность и последовательность. Всегда нужно начинать с одних и тех же упражнений. Например, начиная со звука а или слога ма. Это помогает ребенку настроиться и включиться в игру, показав, что он готов играть в повторялки. Если ребенок отвечает вам повторением ваших звуков, он готов к игре.
Что нужно для этого? Прежде всего, нужно говорить только те слоги и звуки, которые ребенок уже изучил. Можно использовать от одного до трех повторяющихся слога – это среднее количество слогов в русской речи. Слоги должны быть повторяющимися – ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па.
Если кроха произнес не те слоги, вместо га-га – ба-ба, не нужно его поправлять или говорить ему не так, просто нужно повторить цепочку снова.
Если ребенок легко повторяет за вами одинаковые цепочки слогов, можно начать обучение смены слога на другой. Ба-бу, мА-ме, па-пе со сменой гласной, или ба-па, ма-па – со сменой согласной. Когда ребенок освоил и эти упражнения, можно переходить к простым словам, состоящим из тех слогов, которые кроха хорошо произносит – кук-ла, тра-ва, по-ка, но-га. Малыш будет произносить их в облегченном варианте.