Навыки самообслуживания у младших дошкольников. Методы формирования навыков самообслуживания
Как сформировать устойчивые навыки самообслуживания у ребенка ? Этот вопрос возникает каждый раз, когда воспитатель в садике жалуется, что малыш долго одевается, забывает вымыть руки перед едой, неправильно обувается, не справляется с завязыванием шнурков и т.д.
Начинать обучение ребенка самообслуживанию нужно уже в один-три года. К моменту зачисления в детский сад малыш должен чувствовать себя вполне уверенно за столом, на прогулке, на занятиях. Именно поэтому нужно поощрять стремление ребенка к самостоятельности. Пусть попробует расстегивать и застегивать пуговицы сначала при помощи имитации, потом на своей одежде, умываться, есть ложкой.
Первоначально эти попытки будут неуклюжими, но не отступайте, продолжайте поддерживать малыша и хвалить его за достижения. За промахи ругать не стоит, ведь ребенок старался!
Что должны уметь дети и как научить их этому?
Учим ребенка умываться
Простейший алгоритм, который всем кажется самим собой разумеющимся, относится к первым навыкам самообслуживания у ребенка . Терпеливо объясняем малышу, как нужно делать:
- Приподнять рукава одежды, чтобы не замочить их
- Взять мыло и тщательно намылить кисти рук, чтобы они стали похожими на «белые перчатки»
- Удалить мыло под струей воды
- Закрыть глаза и аккуратно обмыть лицо. Зажать одну ноздрю и высморкаться, потом то же проделать с другой ноздрей
- Ополоснуть руки
- Снять полотенце с вешалки, аккуратно промокнуть лицо (не растирать!), затем руки
- Посмотреть в зеркало и улыбнуться себе
Вода, вода, водичка,
Умой-ка мое личико!
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели,
Чтоб смеялся роток
Да кусался зубок!
Приговаривая слова этого шутливого стихотворения, взрослый направляет действия ребенка и помогает достичь наилучшего результата.
Учим пользоваться носовым платком
Наши предки придавали большое значение тому, как пользоваться носовым платком. Кавалеры частенько носили при себе не один, а два тончайших платка: один для дамы, которая, быть может, окажется в затруднительном положении, а та, в свою очередь, роняя платок, показывала, что готова принять знак внимания от кавалера.
Те галантные времена давно минули, но носовой платок остается незаменимым аксессуаром. Вот что нужно объяснить ребенку:
- В кармашке рубашки, платья, пальто всегда должен находиться свежий носовой платок
- Если появилась необходимость воспользоваться им, нужно вспомнить о нем, а не пытаться задействовать вместо этого рукав или ладонь
- Используя платок, не надо разворачивать его полностью или сминать перед тем, как убрать на место. Этот навык формируется постепенно, но на него необходимо обращать внимание
Учим ребенка правильно вести себя во время приема пищи
Многие родители встречаются с проблемой: детки, которым уже исполнилось три, четыре года и более, просят покормить их, требуют за столом много внимания. Понимая, что это неправильно, взрослые продолжают идти на поводу у чад и придумывают различные уловки: включают телепрограмму, читают, развлекают разговорами, лишь бы они поели.
Среди прочих навыков самообслуживания у ребенка все, что связано с приемом пищи, особенно важно, ведь ни в садике, ни в школе, ни в детском оздоровительном лагере никто из взрослых не станет возиться с теми, кто ест медленно, слишком разборчив, капризен.
Если вы хотите сформировать правильный навык, то обращайте внимание на следующие моменты, которые в случае выявления требуют коррекции:
- Привычка садиться за стол с недовольной миной и словами «Я суп (манную кашу, творог, омлет и т.д.) не люблю», «Опять какую-то гадость сварили!» и подобными
- Громкое чавканье, неумение (или нежелание) : перемешивание чая вилкой, попытка слизнуть масло с ножа и т.д.
- Баловство во время приема пищи, желание отвлечься, поговорить с набитым ртом
- Порочная практика отказа от нормального обеда в пользу «кусочничества»
- Попытка ставить родителям условия: «Включи мультик, тогда поем!»
Психологи говорят, что трудности с формированием правильных навыков самообслуживания у ребенка чаще всего связаны с желанием родителей как можно дольше опекать своих детей и с непониманием самих взрослых, как должен выглядеть и применяться тот или иной навык. Так что стоит запастись терпением, изучить методическую литературу и постараться облегчить ребенку жизнь, научив его заботиться о себе.
Управление общего образования администрации
Ртищевского муниципального района Саратовской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 2 «ПЧЁЛКА» Г. РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
(МДОУ детский сад № 2 г. Ртищево)
Конспект родительского собрания
в младшей группе №2
«Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте».
г. Ртищево 2016г.
Цель: воспитание самостоятельности у детей младшего возраста, педагогическое просвещение родителей по теме собрания.
Предварительная работа: приглашение родителей на собрание; анкетирование родителей. (Вопросы анкеты направлены на выявление степени обладания навыками самообслуживания у ребенка.)
Повестка дня:
Выступление воспитателя на тему: «Самообслуживание в жизни ребёнка».
Анализ анкет.
Ситуации для анализа.
Работа с памятками.
Слово-эстафета.
Задание для родителей «Ответь на вопрос»
Выступление родительского комитета.
Подведение итогов.
Ход собрания:
Выступление воспитателя на тему: «Самообслуживание в жизни ребёнка».
Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста заключается в постепенном приучении его к самостоятельности.
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто, особенно в 3 года, они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: “Я сам!” И мамы, которые пытаются препятствовать самостоятельности ребенка при овладении навыками самообслуживания, сохраняют за собой “ключевые позиции”, удерживают ребенка в зависимом состоянии, несомненно, наносят вред своему ребенку. Если малыш не отличается сильным характером и бойцовскими качествами, он может сдаться и позволит одевать себя чуть ли не до школы.
Как мы уже отметили, готовность, и решимость осваивать навыки самообслуживания большинство детей демонстрируют где-то в возрасте трех лет, в период одного из кризисов взросления с доходчивым названием “Я сам!”. У ребенка появляется устойчивое желание самоутвердиться. И подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя!
Конечно, пятилетний ребенок выучится быстрее. Но за эти годы он может утратить главное – желание учиться. Стимулы исчезают, теряются. Ведь трехлетка будет безумно горд, когда впервые застегнет сам молнию на куртке. Пятилетний же, освоив это мастерство, ничего не почувствует. И в самом деле, в пять лет-то, чем тут гордиться? Это все сверстники давно умеют.
Формировать навыки самообслуживания надо вовремя, необходимо поощрять стремление ребенка к самостоятельности.
Итак, давайте будем учиться вовремя и вместе.
Дети – элементарным навыкам самообслуживания.
Мы – последовательности, методичности и терпению.
А терпения как раз порой и не хватает…
Анализ анкет.
Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: «Что же они умеют выполнять самостоятельно?» Давайте попробуем определить это.
Вам были выданы анкеты: «Навыки самообслуживания у детей младшего возраста», чтобы Вы заполнили их дома.
Анкета для родителей
Критерии самообслуживания | Самостоятельно | С помощью взрослого |
Следит за собой (опрятность) | ||
Может кушать самостоятельно | ||
Может раздеваться | ||
Может одеться | ||
Складывает свои вещи | ||
Может убрать за собой игрушки | ||
Моет и вытирает руки | ||
Ходит в туалет | ||
Просит ли помощи, если что-то не получается? |
Проанализировав их, мы получили следующие результаты, что многие действия дети выполняют самостоятельно, с помощью взрослого устраняют непорядок в одежде, складывают одежду.
Мы составили перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы:
Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.
Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.
Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
Убирать игрушки, строительный материал в определенное место
Выполнять небольшие поручение взрослых.
Для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности:
приспособить к росту ребенка вешалку для одевания,
выделить место для хранения предметов туалета,
постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т.д.
Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.
Ситуации для анализа.
Давайте рассмотрим некоторые примеры из жизни.
Трехлетний Ваня с усердием надевает колготки. Трудное занятие! Наконец, после долгих усилий колготки почти надеты, но… наизнанку. Мама прекращает, как она говорит «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражение, стягивает с него колготки и натягивает их уже сама.
Малыш поднимает крик: «Сам! Я сам!»
Мама строго говорит: «Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь «сам».
Вопросы:
Правильно ли поступила мама?
Каковы последствия такого поведения мамы?
Бывали ли подобные ситуации у вас?
Как вы выходили из них?
Как лучше вести себя в таких ситуациях?
(Мама поступила неправильно, мама может отбить у ребенка всякое стремление к самостоятельности, в последствии ребенок может вырасти пассивным, ленивым.
Правильнее было бы обыграть ситуацию: «Ой, смотри какие глупые колготочки – перевернулись наизнанку! Давай им поможем – вывернем их обратно».)
Другая ситуация.
Насте 3,5 года, она категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая.
Почему так происходит?
Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации.
(Вероятно, в какой – то момент родители перехватили инициативу по одеванию - раздеванию в свои руки, не поддержали стремление к самостоятельности.
Можно данный процесс превратить в увлекательную игру: вот змея заползает в нору (одевание колгот, носок), вот поезд едет через туннель (натягивание свитеров и футболок через голову). Можно поиграть в прятки. Одежда закрыла лицо – где наш малыш?
В процессе игры ребенок сможет незаметно для самого себя перехватить инициативу, почувствовать желание одеваться самостоятельно.)
Работа с памятками.
На ваших столах лежат памятки.
Прочитайте их, пожалуйста. Что для вас явилось новым? С каким из выводов вы согласны? С каким из советов вы не согласны? Почему?
Памятка по формированию навыков самообслуживания.
Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
Поощряйте, хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения.
Необходимо правильно руководить действиями детей, проговаривать что, как и в каком порядке делать.
Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия.
Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
Старайтесь поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
Используйте игровые ситуации.
Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
Надеемся, что памятка поможет вам в деле воспитания ваших детей.
5. Слово-эстафета.
Родители должны продолжить начатое воспитателем предложение:
“ Мой ребенок умеет или делает…..”
(Для большей организованности предложить родителям передавать друг другу небольшой предмет.)
Какие замечательные малыши!
6.Задание для родителей «Ответь на вопрос»
Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в “Конфеты” раздаются родителям.
(Попросить бабушку не делать этого, этим она не помогает, а развивает в ребенке неуверенность в своих силах.)
(Варианты игр мы рассматривали ранее. Возможен такой диалог: Что это такое?- Штаны! - отвечает ребенок.- Штаны? А для чего они?- Надевать.- Надевать??? А как это?)
(Возможно, теплые вещи не подходят для самостоятельного одевания: штанишки маловаты, колготки сделаны из теплого, но неудобного материала. Ребенку просто физически трудно одеть эти вещи).
(Ребенок нуждается в подробных словесных объяснениях, а возможно и непосредственной помощи, воспитатель в саду проговаривает как, что и в каком порядке надевать. Оставшись один ребенок растерялся.)
7. Выступление родительского комитета.
8. Подведение итогов.
Уважаемые родители! Мы благодарим вас за совместную работу.
Что ж сегодня у нас появилась уверенность в том, что мы можем помочь нашим детям стать более самостоятельными, уверенными в своих силах.
Анкета для родителей
«Навыки самообслуживания у детей младшего возраста»
ФИО ребенка_______________________________________________
Критерии самообслуживания | Самостоятельно | С помощью взрослого |
Следит за собой (опрятность) | ||
Старается быть аккуратным в быту | ||
Может кушать самостоятельно | ||
Может пользоваться носовым платком | ||
Может раздеваться | ||
Может одеться | ||
Складывает свои вещи | ||
Может убрать за собой игрушки | ||
Моет и вытирает руки | ||
Ходит в туалет | ||
Просит ли помощи, если что-то не получается? |
Памятка
по формированию навыков самообслуживания.
1. Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
2. Поощряйте, хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения.
3. Необходимо правильно руководить действиями детей, проговаривать что, как и в каком порядке делать.
4. Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия.
5. Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
6. Старайтесь поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
7. Используйте игровые ситуации.
8. Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
«Машу забирает бабушка, которая очень любит помогать. Даже если Маша сама одевается, бабушка так и рвется помогать.
В результате ребенок стал бегать за помощью к воспитателю по поводу каждой мелочи в одежде».
«Андрюше 3 года, он умеет мыть руки, вытираться полотенцем – делает это с удовольствием, используя при этом стишки и потешки.
С одеванием возникают проблемы – как его заинтересовать?»
«На улице похолодало, стали одевать теплую одежду и начались капризы – колготки не одену, штаны не хочу и т.п. Когда одеваю сама – успокаивается. Что произошло?»
«Собиралась с дочкой на улицу. Дала ей одежду. А сама пошла на кухню. Через 15 минут вернулась – она не только не оделась, но и все вещи перепутала. В саду одевается сама. Почему так получилось?»
- Понятие самообслуживания в психолого-педагогических исследованиях.
- Особенности навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения.
- Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями зрения.
I. Понятие самообслуживания в психолого-педагогических исследованиях.
Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры) С.А.Козлова, Т.А. Куликова (1990). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.
Самообслуживаниевключает в себя сформированности следующих навыков:
1. Навыки опрятности.
2. Навыки приема пищи.
3. Навыки одевания и раздевания.
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. Р.С.Буре и Г.Н. Година (1983) отмечали, что обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Ребенок может выполнять тот или иной навык, но не соблюдать определенные последовательные действия. Может выполнять хаотично, пропускать действия. Так, каждый навык включает в себя выполнение определенных последовательных действий.
II. Навыки опрятности:
Умывание:
Завернуть рукава.
Проверить температуру воды.
Намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга.
Смыть мыло под струей воды, побуждая к самостоятельным действиям.
Вымыть лицо.
Высморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю (с усилием «выдуть» струю воздуха).
Еще раз обмыть водой руки.
Закрыть воду.
Снять полотенце.
Насухо вытереть лицо и руки.
Пользование зубной щеткой:
Взять тюбик с зубной пастой, открыть крышку.
Взять зубную щетку щетиной вверх, чтобы щетина находилась между большим и указательным пальцами правой руки.
Намочить щетку под струей воды.
После этого, держа в левой руке тюбик с пастой, переместить его отверстие на начало ряда щетинок.
Осторожно выдавливая пасту, двигать тюбик по краю щетины до конца ряда, при этом контролировать действие большим и указательным пальцем правой руки.
Закрыть тюбик с пастой.
По завершению, не переворачивая зубную щетку щетиной вниз, поднести её ко рту.
Почистить верхние и нижние зубы.
После окончания пользования зубной щеткой промыть щетину под струей воды.
Убрать щетку в стаканчик.
Прополоскать ротовую полость кипяченой водой.
Пользование полотенцем:
Снять полотенце с крючка.
Положить его на одну руку, затем «спрятать» под него вторую руку.
Ровно держа полотенце посередине, под нести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица.
Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
Поменять руки местами.
- Пользование носовым платком:
Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т.п.
Самостоятельно доставать платок из кармана (в случае необходимости обращаться за помощью).
Разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.
Обращать внимание на чистоту носового платка.
Пользование расческой:
Знать свою расческу и место, где она лежит.
Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т.п.).
Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.
2. Навыки приема пищи
Пользование столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом).
Пользование ложкой:
Ложку взять тремя пальцами правой руки, чуть пониже рукоятки.
Зачерпывать пищу не к себе, а от себя.
Наполненная ложка должна находиться в горизонтальном положении.
По прямой направить ложку в рот.
Ложку необходимо подносить не сужающейся, а боковой стороной.
Пользование вилкой:
Вилку надо держать тремя пальцами правой руки, упираясь указательным в ту часть вилки, где ручка переходит в черенок.
Держать вилку наклонно, а не перпендикулярно тарелке.
Поднять вертикально до уровня рта.
По прямой направить вилку в рот.
Брать еду с ложки губами, а не языком.
- Пользование ножом:
Не согнутый указательный палец правой руки кладется на ручку ножа так, чтобы конец пальца не доходил до лезвия.
Большим пальцем поддерживается нож сбоку, а остальные слегка согнутые пальцы поддерживают ручку снизу, прижимая конец к ладони.
3. Навыки одевания и раздевания:
Навыки раздевания
Снять варежки.
Снять шапку.
Снять ботинки.
Закончить расстегивать молнию, начатую взрослым.
Снять расстегнутую куртку.
Стащить с себя через голову свитер, футболку.
Спустить и стащить с себя штаны.
Навыки одевания
Одевание футболки, джемпера:
Взять футболку (джемпер) в обе руки.
Определить изнаночную и лицевую сторону (швы на изнаночной стороне).
Определить перед и зад (сзади находиться бирка).
Расположить футболку (джемпер) задом к себе.
Просунуть голову в ворот, а руки в рукава джемпера или футболки
Надеть рубашку, не застегивая ее.
Застегнуть разъемную молнию (взрослый соединяет замок).
Надевание колготок :
Взять колготки обоими руками за резинку.
Найти изнанку и лицо (лицо снаружи).
Найти 3 шва сверху (один спереди, 2 сзади).
Примерить колготки. Повернуть колготки двумя швами к себе.
Собрать чулок в гармошку, надеть на ножку носок.
Дотянуть первый чулок до колена.
Взять другой чулок.
Встать и колготки натянуть до пояса.
Надевание обуви (сандалий):
Поставить обувь, так, чтоб они смотрели друг на друга.
Пальчиками левой руки придерживать пряжку застежки, а пальчиками правой – держать ремешок почти за краешек.
Просунуть ремешок в пряжку и отодвинуть его назад.
Потянуть ремешок в сторону, а теперь указательным пальчиком левой руки просунуть «язычок» в нужную нам дырочку.
Теперь кончик ремешка вставить в металлическую петельку пряжки, чтобы получились «воротики».
Нажать пальцем на «воротики», чтобы ремешок проскочил.
Навыки самообслуживания, в частности - навыки одевания, совершенно необходимы в повседневной жизни. Овладение этими навыками поможет ребенку чувствовать себя уверенно, успешно находиться в детском саду, дома. В работах Р.С. Буре (1987) отмечено, что во многом решение данной проблемы зависит от характера воспитания детей в семье. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную в отношении других членов семьи и его самого). Самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бытовых потребностей семьи, каждого их члена за счет личных трудовых усилий. Эта работа эффективна, когда посильна, и содержит в себе коллективистскую направленность: обеспечивает не только личные нужды, но потребности других членов семьи. Эффективному достижению прямых и косвенных целей самообслуживающего труда препятствует предрассудочное сознание, будто обслуживающий труд - третьесортный, удел неспособных, и детей надо оберегать от него. Оберегание от обслуживающего труда формирует лентяя, лодыря, наносит удар по его будущим отношениям в его собственной семье. Формирование навыков самообслуживания напрямую зависит от взрослых. Родители с момента рождения ребенка ухаживают за ним, в дальнейшем прививая этому более самостоятельный характер.Формирование навыков самообслуживания напрямую зависит от взрослых. Родители с момента рождения ребенка ухаживают за ним, в дальнейшем прививая этому более самостоятельный характер.
Особенности навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения
Исследования Боскиса Р.М.(1965) показывают, что негативное влияние нарушения зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности и проявляется даже там, где, казалось бы, дефект зрения не должен нанести ущерба развитию ребенка. Это проявляется в снижении количества получаемой информации и в изменении ее качества. Количественные изменения проявляются в области чувственного познания, значительном сокращении или полном отсутствии зрительных образов ощущений и восприятий, представлений, что ограничивает возможности формирования образов воображения и памяти. С точки зрения специфических качественных особенностей развития следует в первую очередь, указать на специфичность формирования психических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри системы. Происходят также качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориентировке в пространстве и т. д. Значительные изменения происходят в физическом развитии – точности движений, их интенсивности. Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально развивающегося ребенка, так как она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях из-за влияния на них первичного дефекта, а также и его коррекция на основе создания новых компенсаторных путей развития. Это показывает, что и межфункциональные связи у детей с нарушением зрения осуществляются также иначе, своеобразно. Изучив практические действия детей с нарушением зрения Л. И. Плаксина (1998) делает вывод о том, что освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер.
В ряде исследований Л. И. Плаксина(1998) отмечает общую обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей за счет неточности, фрагментарности, замедленности зрительно- пространственной ориентировки.
За счет монокулярного видения пространства у детей с косоглазием и амблиопией затрудняется ориентация в пространстве на уровне предметно-практических действий, так как многие из признаков зрительно не воспринимаются.
По данным М.А. Васильевой (1984) самообслуживание как часть хозяйственно бытового труда имеет важное значение в младшем дошкольном возрасте, так как оно является первой ступенью в трудовом воспитании детей и направлено на формирование у детей волевых, трудовых усилий, предпосылок к становлению самостоятельности. Если в младшем дошкольном самообслуживание представляет определенные трудности, то для детей старшего дошкольного возраста оно становится привычным, само собой разумеющимся. Повседневность выполнения круга обязанностей по самообслуживанию обеспечивает слабовидящим детям возможность проявлять самостоятельность как одно из важнейших качеств личности человека.
При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.
По данным А.В.Запорожца(1965) у детей с особенностями развития формирования навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются, во всяком случаи полностью. Причин может быть много: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, нарушение интеллектуального развития.
Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью.
Дети с нарушением зрения при поступление в специальное дошкольное учреждение иногда оказываются беспомощными в самообслуживании. Это может быть результатом большой недооценки слабовидящих детей со стороны взрослых. Поэтому в детском саду следует обеспечивать условия для преодоления таких недостатков и проводить систематическую работу по воспитанию самостоятельности.
Регулярное участие в трудовой деятельности повышает общее развитие слабовидящих детей, придает им уверенность в своих силах, по существу меняет положение ребенка в среде сверстников и его взаимоотношения с окружающими взрослыми. У детей появляются простейшие формы сотрудничества: помощь сверстнику и взаимопомощь, участие в труде взрослых (мытье игрушек, приготовление стола к завтраку, обеду).
Формирование навыков самообслуживания имеет важное значение, особенно для детей с нарушениями зрения. Приобретая самостоятельность в самообслуживании ребенок чувствует себя уверенно, что поможет ему в успешной адаптации и социализации.
Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями зрения
Организация коррекционно-педагогической работы
Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями зрения проводится воспитателем, учителем – дефектологом в соответствии с программным содержанием.
Коррекционно-педагогическая работа строится в 3 этапа: пропедевтический, основной и заключительный.
На пропедевтическом этапе проводятся индивидуальные занятия, количество которых может варьироваться в зависимости от характера нарушений конкретного ребенка. Данные занятия могут осуществляться учителем-дефектологом, или воспитателем группы, а также выполнение заданий с ребенком родителями в домашних условиях.
основном и заключительном этапах осуществляется воспитателем в режимных моментах и на занятиях учителя – дефектолога по социально бытовой ориентировки, а также родителями.
В основе разработки содержания коррекционно-педагогической работы лежат теоретические исследования, проведенные П.Я.Гальпериным, Н.А. Бернштейном.
Мною было выделено три этапа коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания у младших дошкольников с нарушениями зрения на занятиях по СБО и в режимных моментах: пропедевтический, основной, заключительный.
Коррекционно-педагогическая работа на пропедевтическом этапе проводится учителем-дефектологом или воспитателем, а также родителями в индивидуальной форме. Количество занятий может варьироваться в зависимости от уровня сформированности навыков самообслуживания у конкретного ребёнка.
Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.
Создание условий и правильной организации пространства, рабочего места для успешного формирования навыков самообслуживания.
Создание заинтересованности у родителей по проблеме формирования навыков самообслуживания.
Коррекция нарушений мелкой моторики рук с использованием массажа;
Развитие изолированных движений рук, кистей и пальцев рук;
Ознакомление детей с оборудованием туалетной комнаты, кухонной комнаты и их рациональным размещением.
Включение специальных пропедевтических периодов в этапном построении коррекционно-педагогической работы позволяет соответствующим образом подготовить ребенка, делает понятными цели коррекции, приёмы и способы работы, вводимые условные обозначения, сигнальные и ориентировочные признаки и т.д. Пропедевтика в коррекционно-педагогической работе способствует формированию осознанных знаний, навыков и умений у детей, повышает их активность и целеустремленность, формирует определенные методологические подходы к особенностям их познавательной деятельности.
Подготовительный (пропедевтический) этап в ходе преодоления, замещения, выравнивания, сглаживания последствий влияния первичного дефекта на развитие двигательных навыков у детей должен включать упражнения для стимуляции изолированных движений пальцев с использованием различного рода тренажеров, эспандеров.
Рассмотрим содержание работы на пропедевтическом этапе коррекционно-педагогического воздействия при развитии тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.
Коррекция нарушений мелкой моторики рук с использованием массажа.
В коррекции нарушений мелкой моторики рук может быть использовано несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (тонизирующий и расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа.
Классический массаж - метод ручного массажа, сложившийся в ХVIII столетии и состоящий из девяти приемов. Это разминание, выжимание, потряхивание, растирание, поглаживание, движения, вибрация, встряхивание, ударные приемы.
Массаж должен проводиться в комфортных для ребенка условиях, желательно в сопровождении приятной музыки, способствующей релаксации;
Кожа рук ребенка должна быть сухой, чистой, руки массажиста - чистыми и теплыми, без ссадин, царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений;
Продолжительность массажа: по 10-12 процедур - циклом; циклы можно повторить с перерывом от двух недель до двух месяцев. Частота: ежедневно или через день. Начальная продолжительность - 2-3 минуты;
Для большей эффективности массажа можно сочетать его с пассивными и активными движениями кистей, пальцев, с логоритмикой;
Положение ребенка и поза массажиста во время процедур:
а) поза массируемого - сидя (массируемая рука свободно лежит на плоской поверхности стола, массажист располагается напротив ребенка или несколько сбоку);
б) поза массируемого - лежа (массируемая рука свободно лежит на плоской поверхности кушетки. Массажист располагается сбоку от ребенка).
Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса и двигательных возможностей.
При пониженном тонусе используются следующие приемы: поглаживание (глубокое), растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание.
Движения рук массажиста - ритмичные, сила нарастает.
При повышенном тонусе: поверхностное поглаживание, легкая вибрация, потряхивание.
Движения рук массажиста - медленные, плавные, легкие, сила воздействия равномерная.
Все движения (особенно поглаживания) выполняются снизу-вверх - от кончиков пальцев к подмышечной впадине (по ходу лимфатических сосудов).
Для отработки рабочих навыков можно использовать специальные тренажеры.
Для отработки движений рук и пальцев используют как специально изготовленные тренажеры, так и тренажеры фабричного изготовления.
Для отработки ручной и пальцевой моторики можно использовать следующую систематизацию специальных устройств:
1) отработка силы нажима пальцев;
2) отработка действий двух пальцев (большого и указательного);
З) отработка действий трех пальцев;
4) одновременная отработка действий всех пальцев;
5) отработка действия двумя руками.
Для стимуляции изолированных движений указательного пальца можно использовать следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, на издающие звук предметы, на выключатели, на клавиши фортепиано, на пластилин; рисование фигур на песке; вращение диска телефона; попадание в мелкие отверстия; нанесение отпечатков пальцев на бумагу, стекло; игра с маленькими куклами, надевающимися на палец, и т.п. Если ребенок не может изолированно двигать указательным пальцем, разработке его движений способствует удержание остальных пальцев в согнутом состоянии.
Использование тренажеров с целью отработки силы нажима пальцев многовариативно, например:
На тренажере нужно найти кнопку и пальчиком нажать её (результат может подкрепляться звуковым или световым сигналом);
Нужно по очереди нажимать все кнопки (результат подкрепляется различными световыми сигналами). Это же задание можно провести по-другому, когда ребенку предлагается нажать кнопку определенного цвета или кнопку с лампочкой нужного цвета;
По очереди нажать всеми пальцами обеих рук на одну кнопку. Результат действия при этом может подкрепляться звучанием разных мелодий;
Ребенку предлагается включить и выключить свет, нажав на выключатель не сколькими пальцами (сначала по показу, затем самостоятельно);
То же задание выполняется тыльной стороной ладони. Оба результата подкрепляются разными световыми сигналами;
Предлагается нажимать кнопки разного размера и формы. Если ребенок знает цифры, можно попросить его нажать кнопку с определенной цифрой и т.д.
Для тренировки противопоставления и приведения большого пальца используют следующие упражнения: сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцами; раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой резинки.
Развитие изолированных движений рук, кистей и пальцев рук.
Под изолированными движениями рук, кистей и пальцев рук подразумевается собственно движения, движения без использования предметов. К ним относятся оптико-кинестетическую организацию движений, зрительно-пространственную организацию движений, динамическую организацию двигательного акта.
Выполнение данных упражнений требует решения таких задач, как:
Предупреждение и устранение синкинезий с целью нормализации кинестетических и кинетических основ движения;
Развитие тонких зрительно-моторных координаций;
Развитие ловкости движений, достижение их четкого характера;
Тренировка в выполнении движений в различном темпе: очень медленном, медленном, среднем, быстром, очень быстром;
Достижение ритмичности и плавности при выполнении движений;
Выработка навыков контроля и регуляции произвольных движений при формировании, развитии и совершенствовании двигательного навыка;
Обучение регуляции силы движений, формирование способности увеличивать и уменьшать ее в соответствии с требованиями;
Достижение осознания смысловой структуры двигательного акта;
Отработка техники выполнения движений.
При отработке различных изолированных двигательных навыков необходимо соблюдать ряд важных условий:
Максимально обеспечивать комфортные условия для занятий с детьми, дети, получившие эмоционально-образный «заряд» (например, после прочтения сказки, стихотворения, которое предшествует выполнению пальцевых поз), более успешно выражают нужный моторный образ. Важно, чтобы дети выражали образы энергично, раскованно;
Главная задача педагога - дать почувствовать ребенку моторную свободу и уверенность;
В случае, если педагог видит, что ребенок неверно выполняет движение, либо пребывает в напряженной позе, он должен подойти к нему и без инструктивно методических указаний, непринужденно, своими руками поправить те либо иные моторные «дефекты», всегда ободряя и духовно поддерживая каждого ребенка;
Важно научить детей самим определять свою моторную свободу, удобные положения корпуса, рук;
Важно помнить, что только при широком диапазоне моторных проб ребенок овладевает шкалой пространственно-метрической координации;
С целью активизации телесно-моторного и зрительно-ручного чувства координации все занятия желательно проводить в режиме телесной вертикали;
Продолжительность занятий на каждом этапе педагог для каждого ребенка подбирает индивидуально в зависимости от уровня зрелости его телесной и зрительно-моторной координации;
Важно следовать универсальному принципу: эффективность занятий намного выше, если упражняться по 5-7 минут ежедневно, нежели один раз в течение часа в неделю;
Отрабатывать двигательные навыки необходимо в процессе поэтапного и постепенного введения ребенка в мир движений.
На занятиях по развитию тонкой моторики необходимо использовать сочетание попеременного сокращения и расслабления мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. Для улучшения максимального эффекта упражнения должны включать:
Сжатие, растяжение и расслабление кисти;
Изолированные движения каждого из пальцев.
Особое значение имеют упражнения, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция которых в основном происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции.
Также в пропедевтический период мы включили обязательное создание условий и правильной организации пространства, рабочего места для успешного формирования навыков самообслуживания:
Для формирования умения самостоятельно одеваться и раздеваться - шкафчик с полочками для одежды и обуви, удобные для детей по высоте сиденья - танкетки или стулья, наличие необходимой одежды (как правило, по сезону), карточки с изображением отдельных видов одежды, иллюстрированный план одевания;
Для формирования умения самостоятельно принимать пищу - большие непромокаемые фартуки; ложки и вилки со специальными насадками на ручку; тарелки с одним более высоким краем (желательно); соответствующий высоте стола стул и подставка под ноги (чтобы ребенок во время еды не болтал ногами, а имел опору); карточки с изображением отдельных видов еды;
Для формирования умения умываться и ухаживать за собой - набор умывальных принадлежностей; легко открывающиеся ручки крана; зеркало на высоте, соответствующей росту ребенка.
Необходимо познакомить детей с оборудованием туалетной комнаты, кухонной комнаты и их рациональным размещением.
Также необходимо создавать заинтересованность у детей в процессе осуществления навыков самообслуживания. Так, например, важное место в педагогической работе занимают такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование эмоциональных песенок, потешек, пословиц, поговорок. Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у него интерес к предмету. Например, во время умывания воспитатель дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть, рассмотреть и говорит: «Какое гладкое мыло, как оно хорошо пахнет! А как наверно это мыло хорошо пенится! Давайте попробуем!?». Или: педагог вносит в группу большую куклу и говорит, что кукла Катя приехала к малышам в госте и будет теперь жить вместе сними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают в спальне кроватку, отводят место за столом в кукольном уголке. Затем дети учат куклу навыкам самообслуживания, а кукла дает оценку их действиям.
Труд всегда должен быть для ребенка радостью достижений, а не обязанностью и выполнением воли взрослого.
Конечно же пропедевтический этап включает в себя работу с родителями, а именно:
Создание заинтересованности у родителей: беседы о том, почему мы уделяем много внимания формированию навыков самообслуживания; обсуждение изменений в поведении, самовосприятии ребенка во время обучения;
Обсуждение содержательной стороны понятия «навыки самообслуживания», необходимости специальной работы в этом направлении, знакомство родителей с программой.
Коррекционно-педагогическая работа на основном этапе
На основном этапе работа проводится воспитателем в подгрупповой форме в режимных моментах, учителем – дефектологом на занятиях по СБО, а также закрепляется родителями в индивидуальной форме. С этой целью была заведена тетрадь взаимосвязи с родителями, в которой отмечались последовательность выполняемых действий, составляющих навык, отмечались конкретные приемы, которые могут использовать родители.
Достижение более высокой степени самостоятельности в освоении навыков самообслуживания детьми с нарушениями зрения;
Обучение родителей работе по программе формирования навыков самообслуживания.
1.определение ближайших шагов по формированию навыков самообслуживания;
2. Отработка каждого шага внутри навыка;
3. Обсуждение результатов с родителями;
Предлагаемая коррекционно-педагогическая работа на основном этапе осуществляется в процессе проведения занятий по СБО учителем - дефектологом, в режимных моментах - воспитателем, а также родителями в домашних условиях.
Чтобы выполнение трудовых приемов и формирование моторных навыков приобрело характер собственно произвольных движений, необходимо:
Сформировать образ усваиваемого действия;
Обеспечить понимание предметного содержания задачи;
Добиться усвоения отношений между целью, средствами и условиями деятельности.
Необходимо учитывать условия, важные для формирования трудовых приемов, определенные И.М.Сеченовым:
1) развитие мышц рук и пальцев как необходимая предпосылка в овладении движениями, формирование умения регулировать мышечные усилия в процессе предметных действий;
2) развитие и совершенствование координации в системе «глаз - рука»;
З) формирование способности подражать демонстрируемым действиям, так как в дошкольном возрасте усвоение движений осуществляется главным образом путем подражания действиям взрослых;
4) формирование умения сравнивать, дифференцировать движения, оценивать их качество;
5) формирование и развитие умения устанавливать связи между характером движения и его регулятором.
Важно широко использовать средства наглядности при обучении детей с нарушениями зрения навыкам самообслуживания, таких, например, как карточки с изображением отдельных видов одежды, иллюстрированный план одевания; карточки с изображением отдельных видов еды, позволяющие синтезировать их в адекватные словесные действия. Это способствует формированию представлений о действии и усилению регулирующей роли речи при формировании предметно-практической деятельности.
Сочетание наглядных приемов и способов со словесными пояснениями оказывается одним из основных условий осуществления коррекционно-воспитательной работы в процессе формирования навыков самообслуживания. На начальных этапах формирования навыков самообслуживания выделяется ведущая роль показа этапов действий, составляющих навык, и создается возможность для подражания. При этом не следует злоупотреблять словесной инструкцией, каждое слово должно быть соотнесено с конкретным признаком или действием.
Необходимым условием в формировании навыков самообслуживания является определение зоны ближайшего развития ребенка и актуального развития. Где педагог будет оказывать помощь ребенку, в зависимости от этапа на котором находится ребенок. Так при формировании навыков самообслуживания используются следующие уровни помощи:
Совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;
Частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);
Педагог помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого;
Ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию педагога;
Ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень (например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке);
Ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.
Обучение должно быть построено на комплексном применении алгоритмических предписаний, адекватном познавательным возможностям детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Как указывает Л.И.Плаксина, процесс алгоритмизации выполнения предметных действий учит детей планировать и упорядоченно, целенаправленно действовать.
Согласно исследованиям Н.А.Бернштейна алгоритмизация последовательности выполнения различных предметных действий, должна осуществляться в соответствии с этапами выполнения произвольного движения:
Развитие навыка оценки предметной ситуации, которую предстоит реализовать в процессе практической деятельности;
Формирование умения определять двигательную задачу, то есть создавать образ того, что должно быть. Это умение служит основанием для оформления задачи и программирования ее решения;
Формирование умения программировать решение задачи, для чего необходимо определить:
в) средства решения двигательной задачи;
Развитие навыка качественного и целесообразного выполнения движения: минимизация продолжительности мышечных усилий, овладение чувством ритмизации усилий - расслаблений, что превращает действия в управляемые системы и обеспечивает выполнение нужного целенаправленного движения.
Поэтапное выполнение действий создает условия для осознания всего хода выполнения комплекса взаимосвязанных, последовательных движений.
Так, каждый навык самообслуживания включает в себя последовательно - осуществляемы действия, которые необходимо оречевлять на начальных этапах.
Очень важно поместить ребенка в подходящую позу, можно выполнять действие совместно, положив свои руки поверх рук малыша, хорошо побуждать его подражать вашим действиям или давать четкие пошаговые инструкции. Важно помнить, что необходимо оказывать временную помощь, и степень непосредственного участия в процессе одевания уменьшается по мере овладения навыком. Наша цель - научить ребенка действовать самостоятельно!
1. Ребенок должен находиться в правильном, устойчивом положении.
2. Каждое действие следует разбить на несколько простых шагов. В процессе обучения новому навыку, вы выполняются все шаги педагогом (родителем) но, предоставляя малышу возможность самостоятельно выполнить последний шаг. Число самостоятельных шагов постепенно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий и не начнет выполнять ее без взрослого.
3. Обязательно необходимо хвалить ребенка за любой, даже самый малый успех.
4. Активно используйте способность ребенка подражать действиям других людей.
5. Постепенно переходите от непосредственной физической помощи к словесной инструкции, а затем начинайте просто напоминать ему последовательность действий, используя указательный жест.
Коррекционно – педагогическая работа на основном этапе должна включать обязательную работу с родителями. Обучение ребенка действиям самообслуживания и бытового труда - первейшая задача родителей. Воспитатель, а также учитель – дефектолог должен:
Инструктировать по отработке дома определенного шага, составляющего навык;
Необходимо проводить практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребенка данному навыку;
Важно обсуждение на родительских группах проблем и трудностей, возникающих при формировании навыков самообслуживания, совместное решение проблем, преодоление трудностей.
Коррекционно-педагогическая работа на заключительном этапе
На заключительном этапе работа проводится воспитателем в режимных моментах, учителем - дефектологом во время занятий по СБО
Цель:закрепление навыков самообслуживания.
- Закрепление последовательности действий, составляющих навык.
- Совершенствование самостоятельности в осуществлении навыков самообслуживания.
Предполагается самостоятельное выполнение детьми навыков самообслуживания. Также осуществление переноса навыков самообслуживания в игровую ситуацию, когда дети учат, например, пользоваться ложкой куклу, а также осуществление взаимопомощи детей друг другу.
Такая поэтапная коррекционно-педагогическая работа в процессе проведения занятий по СБО, в режимных моментах на наш взгляд, должна обеспечить оптимальную базу для формирования навыков самообслуживания у младших дошкольников с нарушениями зрения.
Литература:
- Зайцева Н. Н. Занятия по социально-бытовой ориентировке ─ новое направление в работе специальной школы // Сб. докл. науч.-практич. конф. - Минск: Полымя, 1991.
- Кондратьева С. И., Сташевский С. В. Содержание и методы коррекционных занятий со слепыми детьми в часы коррекции. - М.: ВОС, 1990. - С. 46-65.
- РычашковаН. Упражнения на закрепление правил культурного поведения // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 3.
- Моурлот Л.И., Ремезова Л.А. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста: Учебно – методическое пособие. Самара: СГПУ, 2007 – 122 с.
- Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. – М.: Теревинор, 2006.-40 с.
- Куцакова Л.В. Нравственно – трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учереждений.-М.: Мозаика – Синтез 2007.-144 с.
- Лихачев Б.Т. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед.учебн.заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. -528 с.
- Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. - М.: 1997.
- Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудится. -М., 1983.
- Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. -М., 1971.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М., 2006.
- М.Б. Зацепина Воспитание и обучение детей во второй младшей группе детского сада. – М., 2006.
- Гербова В.В. Воспитание и обучение детей во второй младшей группе детского сада. – М., 2006.
- Ковальчук Я.И.Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М., 1985.
Самообслуживание играет важную роль в развитии ребенка, потому что способствует его движению к самостоятельности и независимости. Формирование навыков самообслуживания у детей необходимо в первую очередь, чтобы удовлетворять свои личные повседневные потребности.
Что включает в себя самообслуживание детей дошкольного возраста (5-7 лет)?
В этом возрасте должны быть сформированы определенные навыки самообслуживания, самоорганизации и личной гигиены:
1. Прием пищи:
умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, убирать посуду после еды; приобрести начальные навыки культуры поведения за столом.
2. Овладение навыками раздевания и одевания:
снимать и одевать обувь, завязывать и развязывать шнурки на обуви, аккуратно застегивать «молнию», одевать и снимать одежду (колготки, шорты, брюки, куртку, пальто, шапку, варежки);
3. Гигиена тела:
мыть руки и лицо, вытирать их насухо полотенцем, правильно пользоваться мылом, зубной щеткой, расческой перед зеркалом, ухаживать за ногтями с помочью щетки, пользоваться носовым платком по мере необходимости.
4. Навыки опрятности:
умение пользоваться горшком, туалетом;
5. Гигиена быта:
умение наводить и поддерживать порядок в своей комнате, приводить в порядок свои вещи (складывать одежду, вешать её на вешалку), соблюдать порядок в своём шкафу, полках, содержать обувь в чистоте; держать в порядке игрушки, книги.
- Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребенка, постепенно переходя к прямому обучению ребенка.
2. Чтобы ребенок мог принять участие в этих процессах, он должен усвоить определенные действия и их последовательность.
Приведем пример:
Каждое утро (а так же после прогулки и вечером) ребенок должен умываться (мыть лицо, руки, шею, уши). Сначала нужно хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей. Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши. После умывания следует вытереться насухо чистым полотенцем. У ребенка должно быть свое полотенце. Если полотенце осталось чистым после того, как ребенок вытерся, значит, он умылся хорошо.
3. В процессе прямого обучения скажите ребенку кратко и четко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребенок смотрит на вас.
4. При необходимости покажите ребенку это действие сами. Показ должен быть неторопливым, четким и последовательным.
5. После объяснения и показа, возьмите своими руками руки ребенка и проделайте вместе с ним нужное действие.
6. Во время самостоятельного выполнения действия ребенком, поправляйте его корректно, поддерживайте его, спокойно говорите о том, что необходимо сделать именно сейчас («Давай есть медленно», «Говори, пожалуйста, тише»)
7. Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребенка, типа нервной системы, от скорости запоминания, семейного отношения к чистоте и опрятности.
8. В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия (удобная одежда, обувь, оборудование).
Например: в шкафах необходимо выделять для ребенка нижние полки для удобства, отдавать предпочтение одежде без лишних застежек и легких в одевании, это касается и обуви.
9. Будьте терпеливы, не делайте за ребенка то, с чем он может справиться сам. К вечеру дети устают и их действия становятся медленными.
10. Важно при формировании любого навыка, обучать детей определенным действиям, при этом делать эти действия, неоднократно повторяя.
Например, одевание штанишек может выглядеть так:
- сядь на стульчик;
- возьми штанишки обеими руками за поясок;
- подними ножку и вдень ее в одну штанину;
- поставь ножку на пол;
- подними вторую ножку и вдень ее в другую штанину;
- встань и подтяни штанишки обеими руками.
11. Главное условие при формировании навыков самообслуживания - это постоянное подбадривание и поощрение. Не забывайте давать положительную оценку действиям ребенка - они дают ребенку чувство радости и подкрепляют его уверенность в том, что он может, и умет сам что-то делать. Но важно и не перехваливать ребенка. Хвалите ребенка за правильно выполненное дело. Используйте различные способы сказать ребенку, что у него все получается: «Очень хорошо», «Молодец!» и т.п.
12. При формировании навыков самообслуживания у детей развивается самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения.
Воспитание навыков самообслуживания у детей - это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь, терпения.