Как адаптировать ребенка к детскому саду: советы детям и взрослым. Срыв адаптации - болезнь. этапа привыкания к саду
Когда приходит время отдать ребенка в детский сад, у родителей возникает масса страхов и сомнений. Волнение в этой ситуации вполне нормально, но оно не должно помешать вам помочь малышу привыкнуть к новому распорядку жизни. Во многом то, как пройдет психологическая адаптация ребенка в детском саду, зависит от настроя родителей.
Долго ли привыкают к садику дети в 2-3 года или даже в 5 лет и можно ли облегчить процесс? Попробуем разобраться в этапах адаптации малышей к детскому саду, плюсах и минусах его посещения, возможных проблемах, а также правилах поведения родителей в этот непростой период.
Известно, что одни дети привыкают к саду быстро и легко, другие – сложнее. Всего выделяют три степени адаптации ребенка в детском саду: легкую, среднюю и тяжелую.
Легкая
Более чем у половины малышей привыкание к условиям детского сада происходит легко. Они заходят в группу без истерик, находятся в хорошем настроении, охотно общаются с другими детьми, реагируют на обращение к ним воспитателя.
Поход в садик не вызывает протеста, иногда малыш даже сам просится туда, капризы и приступы плохого настроения кратковременны. В такой ситуации можно говорить о легкой адаптации. Обычно она длится до 4 недель и протекает на фоне хорошего самочувствия.
Средняя
Если у ребенка адаптация средней степени тяжести, он испытывает беспокойство, приближаясь к группе, но через несколько минут справляется с напряжением и идет играть с детьми. Нередко такие малыши склонны специально нарушать правила поведения в саду, чтобы проверить, что произойдет, и добиться индивидуального внимания.
При адаптации средней степени дети часто болеют респираторными заболеваниями. Причиной тому становится стресс от изменения уклада жизни и нахождение в коллективе, где риск инфицирования заметно увеличивается.
Такая адаптация длится около 1,5 месяцев. Если при учащении ОРВИ обратиться к врачу за консультацией и заняться укреплением иммунитета крохи, привыкание пройдет легче и вскоре все нормализуется.
Тяжелая
Тяжелая адаптация ребенка в детском саду выражается в проблемном поведении, частых, иногда осложненных, простудах, нервных срывах. Малыш не хочет идти на контакт с воспитателем и другими детьми, практически не проявляет интереса к предлагаемым игрушкам, ведет себя тревожно и пугливо. При расставании с мамой возможны продолжительные истерики.
Если этот период длится месяцами, а улучшений нет, родителям нужно обратиться за консультацией к детскому психологу и невропатологу. Затянувшаяся тяжелая адаптация может указывать на психологическую неготовность ребенка к посещению сада.
Эмоциональное состояние ребенка в период привыкания
Чтобы не сердиться на малыша за плохое поведение и капризы во время адаптации ребенка в детском саду, родителям нужно постараться понять его эмоции. Для крохи, который до этого постоянно был с мамой, начало посещения сада – серьезный стресс.
Особенности адаптации детей в детском саду таковы, что на первых этапах преобладают отрицательные эмоции – страх и гнев. Малыш не хочет заходить в группу, цепляется за родителей, начинает хныкать. Он боится, что про него забудут и не заберут, опасается оставаться с новыми людьми в незнакомой обстановке.
Возможны внезапные вспышки агрессии – ребенок вырывается, не давая себя переодеть, или даже пытается ударить взрослого. Это выражение протеста против разлуки с родителями, которое должно сгладиться по мере привыкания к условиям детского сада.
Если спустя несколько минут после ухода мамы ребенок успокаивается, адаптация проходит нормально. В дальнейшем, малыш еще может периодически хныкать при расставании и за компанию с другими детьми, но постепенно на смену негативу придут положительные эмоции от новых впечатлений, игр, общения. Окончание адаптации ребенка к условиям детского сада можно распознать по хорошему настроению малыша вечером и легкому прощанию с родителями по утрам.
Вред и польза яслей
Теоретически, отдать малыша в ясли можно уже в 9 месяцев, но на практике на это мало кто решается. Столь ранний возраст обычно не позволяет крохе себя обслуживать, ведь чтобы пойти в детский сад, нужно уметь самому кушать и проситься на горшок.
Даже если в семье тяжелая материальная ситуация и маме нужно выйти на работу, психологи рекомендуют задумываться о пребывании ребенка в ясельной группе не ранее, чем ему исполнится 1 год и 6 месяцев. Иначе глубокий стресс гарантирован и малышу, и родителям.
Безусловно, у раннего начала посещения садика есть свои плюсы:
- Мама сможет выйти на работу и финансовое положение семьи улучшится.
- Ребенок будет соблюдать в яслях режим дня, оптимальный для его возраста, получит сбалансированное питание, регулярные прогулки, приобретет первые навыки физкультуры.
- Общение с другими детьми способствует развитию у малыша новых умений.
Но есть и существенные минусы:
- Ребенок станет чаще болеть, так как в детском коллективе инфекции распространяются очень быстро.
- Больше шансов, что адаптация детей в младшей ясельной группе детского сада будет сложной, поскольку в 1,5-2 года они еще не готовы к разлуке с матерью.
- Даже самый лучший воспитатель физически не способен уделить каждому ребенку в группе необходимое в этом возрасте количество внимания.
- Если малыш еще плохо говорит, он не сможет вам рассказать, что его кто-то обижает в саду.
- Многие важные моменты взросления ребенка могут пройти мимо вас. Кроме того, велика вероятность, что он будет перенимать привычки и манеру поведения воспитателей, а не своих родителей.
С точки зрения медицины и психологии, процесс адаптации детей к условиям детского сада происходит легче, если они уже достигли 2,5-3 лет. До этого момента отдавать кроху в ясли нежелательно.
Факторы риска
То, как малыш адаптируется к детскому саду, зависит от множества факторов.
Есть нюансы, усложняющие привыкание ребенка к новым условиям:
- Негативный настрой . Если родители не преподносят поход в детский сад как веселое и интересное мероприятие, показывают свое волнение или страх перед предстоящим событием, больше шансов, что у малыша возникнут проблемы с адаптацией.
- Темперамент ребенка . Известно, что холерики и меланхолики испытывают сложности при вливании в коллектив чаще, нежели флегматики и сангвиники.
- Состав семьи . Если ребенок в семье единственный, привык к повышенному вниманию и моментальному удовлетворению всех желаний, это также служит отягчающим фактором.
- Состояние здоровья . Болезненные дети сложнее переносят смену обстановки. Особенно это касается малышей со слабой нервной системой.
- Атмосфера в семье . Если родители часто ссорятся при ребенке или уделяют ему слишком мало внимания, это сказывается на формировании личности. Такие малыши обычно неуверенны в себе, не могут установить дружеские отношения со сверстниками, поэтому социальная адаптация детей в детском саду затягивается.
Как происходит адаптация ребенка в саду
Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду предполагает постепенное приучение. В первую неделю малыша приводят на несколько часов – на завтрак и прогулку. В это время он может познакомиться с детьми и воспитателями, осмотреться в группе.
В дальнейшем ребенка оставляют в саду до обеда, позже – на дневной сон. Если процесс адаптации ребенка в детском саду происходит нормально, после этого малыш может оставаться на весь день.
Адаптация детей при поступлении в детский сад всегда зависит от индивидуальных особенностей, но чаще ее начальный период длится 2-3 недели. В среднем (4-5 лет) и старшем (5-6 лет) дошкольном возрасте, она может затянуться до 4 недель. Полностью адаптироваться к саду малыш способен примерно за 2 месяца, в сложных случаях – за 3-6 месяцев и более.
Привыкание происходит в различной форме, но можно выделить типичные виды адаптации ребенка в детском саду:
- Активную . С первого дня посещения сада малыш нервничает и с трудом расстается с родителями. Такой настрой у него может сохраняться до 2 недель, после чего ситуация постепенно улучшается.
- Пассивную . Негатив к детскому саду отсутствует, однако дома кроха ведет себя хуже, становится капризным, беспокойно спит, могут появиться . Эти явления проходят по мере привыкания к новым условиям.
- Отложенную . Некоторое время (от пары дней до 3 недель) ребенок ходит в сад с радостью, но затем следует отказ и истерики. Далее начинается обычный процесс адаптации.
- Проваленную . Привыкание к группе не происходит, негатив не уменьшается, поскольку нервная система ребенка не справляется с нагрузкой. Если это состояние длится более 2 месяцев, значит, малыш еще не готов к изменению образа жизни или условия этого садика (методы воспитания, группа) ему не подходят. Есть шансы, что адаптация ребенка в новом детском саду или в другой группе пройдет удачнее.
Как облегчить привыкание
Вопрос о том, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду, волнует всех родителей, собирающихся отдать туда свое чадо. Есть несколько приемов, которые хотя и не гарантируют мгновенного привыкания к группе, но могут существенно облегчить и ускорить процесс.
- Настраивайте ребенка на позитив. Объясните, что поход в детский сад – это преимущество, показатель того, насколько он уже взрослый. Расскажите о том, что в садике его ждут интересные занятия и новые друзья.
- Заранее обучите ребенка базовым навыкам самообслуживания – умываться, кушать, пользоваться горшком, одевать и раздеваться. Постарайтесь сделать режим дня приближенным к тому, который будет в детском саду.
- Приводя малыша в группу, расставайтесь легко. Долгие прощания и обеспокоенное лицо родителя только ухудшат ситуацию.
- Если ребенок очень тяжело расстается с мамой, поручите в первые дни отводить его папе, бабушке или дедушке.
- В день первого посещения дайте малышу с собой гостинцы для других деток. Это облегчит знакомство с ними.
- Обязательно начинайте с кратковременных посещений сада.
- Расскажите воспитателям об особенностях вашего малыша, объясните, как его проще успокоить, отвлечь.
- Одевайте ребенка так, чтобы ему не было жарко или холодно в группе. Давайте с собой достаточно сменной одежды.
- Обеспечьте малышу максимальный комфорт дома, отнеситесь с пониманием к повышенной капризности в период адаптации к саду. Также стоит сократить количество развлекательных мероприятий.
- Интересуйтесь всем, что происходит у малыша в садике, хвалите за послушание, сделанные поделки, новые умения.
В период адаптации ребенка к детскому саду, когда он только начинает посещать группу, рекомендуется приходить с ним на вечернюю прогулку, чтобы он видел, как родители забирают других детей. Это снижает уровень тревожности.
Полезно будет давать малышу в садик любимую, но не очень дорогую и не вызывающую зависти игрушку. Также стоит с вечера обсудить, что он будет надевать и какие вещи возьмет с собой.
Чего делать нельзя?
Чтобы не вызвать у крохи боязнь и стойкое неприятие детского сада категорически запрещается:
- водить в садик заболевшего ребенка;
- обманывать малыша, говоря, что заберете его совсем скоро, если на самом деле вы этого делать не планируете;
- ругать или кроху за то, что он не хочет с вами расставаться;
- плохо отзываться о воспитателях или условиях в саду;
- сравнивать малыша с другими детьми не в его пользу.
Нужно понимать, что адаптация к садику – процесс сложный и это может занять много времени. Главное, в чем нуждается кроха и в 2-3 года, и в 5 лет – родительская любовь и понимание. С ними проблема адаптации ребенка к детскому саду будет вполне решаема и первый шаг малыша к взрослой жизни пройдет без особых потерь.
Полезное видео о том, как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду
(5 голосов : 3.4 из 5 )
С чего начинается садик? Как это ни странно, садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тётей и незнакомыми ребятами. Поэтому нам, родителям, надо подготовить и себя, и ребёнка к этому нелегкому испытанию.
Начнем с себя. В том, что малыш плачет и никак не хочет отпускать мамину руку, часто виноваты мы сами. Нам очень его жалко, мысленно мы рисуем грустные картины: вот он плачет, вот ни с кем не играет и прочее. Мы в нерешительности, никак не уходим и чего-то ждем. Стоп! Настройте себя положительно, даже если ваш собственный опыт посещения детского сада был далеко не радостным. В конце концов, детский сад – это необходимая «школа» жизни, и в ней, как и в жизни, будут и радостные, и грустные минуты.
Бесспорные плюсы
Главное преимущество детского сада в том, что ребенок получает возможность общаться со сверстниками. Он не просто играет, он получает неоценимый опыт взаимодействия, сочувствия, сопереживания, коллективного творчества и сотрудничества. Всё это готовит ребенка к дальнейшей жизни. Именно в это время происходит формирование характера, закладываются основные жизненные принципы.
Неизбежные минусы
Кроме положительного опыта общения ребенок получает и негативные модели поведения: одни дети учатся ябедничать, подлизываться, другие – командовать и указывать, третьи – подчиняться. 8 часов предельного напряжения всех сил маленький человек просто не выдерживает. Он становится агрессивным, раздражительным, плаксивым. В результате такого перенапряжения ребенок заболевает. Частые простуды – неизбежный спутник детсадовского ребенка.
Безусловно, было бы идеально приводить в детский сад ребенка в возрасте 4- 5 лет на полдня. Но, к сожалению, мало какая работающая мама сегодня может себе этого позволить.
Готовимся к первому дню
Начните издалека. К мысли о детском саде, необходимости его посещать ребёнка надо подготовить заранее. Но это не значит, что надо говорить об этом каждый день, не превращайте это событие в проблему.
Расскажите малышу о детском саде, о том, что там много ребят, новых игрушек, качелей и др. Если есть такая возможность, сходите туда, поиграйте на площадке, познакомьтесь с воспитателем. Создайте у малыша настроение радостного ожидания. В то же время подготовьте его к предстоящей разлуке: практикуйте недолгие расставания (в магазин, на работу). Придумайте свой ритуал прощания. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда возвращаетесь! В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям.
До поступления в детский сад важно формировать у ребенка чувство уверенности в себе, а это невозможно без развития самостоятельности. Понаблюдайте за малышом, умеет ли он сам одеваться, садиться на горшок, кушать, играть. Помогите ему научиться всем этим вещам. Поиграйте с ребенком в игру «Давай познакомимся, поиграем», ролевые игры учат малыша общаться, выражать свои мысли, строить предложения. Конечно, все дети разные. Общительный и улыбчивый малыш в садике может оказаться молчуном. Нельзя однозначно предсказать, какой будет детская реакция и как сложится этот непростой период в его жизни.
Как скоро ребенок привыкнет к садику?
Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Словом, чем старше ребёнок, тем дольше он привыкает к новым условиям. Психологи полагают, что особенности привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит. Тяжело привыкают к детскому саду чрезмерно опекаемые дети, не имеющие навыков самообслуживания, тревожные. Легче приспосабливаются к новым условиям сангвиники и холерики, тяжелее – флегматики и меланхолики.
Родителям важно знать, что некоторые дети так не могут привыкнуть к детскому саду. Тревожными сигналами, говорящими об эмоциональном неблагополучии ребёнка, о том, что он сильно страдает в условиях детского сада, тяжело переносит расставание с матерью, служат устойчивое нежелание посещать детский сад, плач, капризы по утрам, частые болезни, плохой аппетит, беспокойный сон. В старшем дошкольном возрасте у плохо адаптированных детей могут даже появиться нервные симптомы в виде грызения ногтей, тиков, заикания.
Почему дети так часто болеют в детском саду?
Кроме психологической подготовки ваш малыш должен быть готов к этому нелегкому испытанию и физически. Каждый ребенок перед посещением детского сада должен пройти медицинскую комиссию и сдать анализы. Итак. Педиатр выдал вам заключение, что ваш ребенок готов к посещению детского сада. Отлично! Но это вовсе не означает, что малыш не будет болеть. Всех мам интересует ответ на один и тот же вопрос: «Почему дети так часто болеют?» Почему они болеют, это понятно. Детский организм встречается с незнакомыми бактериями, вирусами. Иммунная система формируется, и процесс этот сопровождается ОРВИ, насморками. Таким образом, происходит «тренировка» иммунитета. Но почему это происходит так часто? На этот вопрос ответят психологи. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Малыш находится в особом состоянии, которое психологи называют «третьим состоянием» между здоровьем и болезнью. Это значит, что не сегодня, завтра ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Всё зависит от степени выраженности стресса. Если она минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации. Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет.
Как укрепить защитные силы ребенка?
Лучший способ избежать многочисленных простуд в период адаптации к детскому саду– закаливание. Приступать к закаливающим процедурам лучше всего летом. Сделать это проще всего: пусть малыш больше времени проводит на свежем воздухе, купается в природных водоемах, бегает босиком. Важно, не забросить это «полезное дело», когда лето закончится. Пусть ребенок ходит дома босиком, моет посуду, играет с водой. Собираясь на прогулку, одевайте его по погоде. Замечательно, если вы организуете регулярные посещения бассейна.
Психологи советуют родителям в период адаптации ребенка к детскому саду:
1.Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
2. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
3. Создавать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
4. Щадить его ослабленную нервную систему.
5. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. Сократить просмотр телевизионных передач.
6. Как можно раньше сообщать врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
7. Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
8. Создавать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
9. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
10. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обращаться к детскому врачу или психологу.
В заключение хочется сказать всем родителям: ваша любовь поможет ребенку пережить это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он для вас самое дорогое существо на свете, и ни на минуту не позвольте ему усомниться в этом.
4 113 636 0
Детский сад в жизни ребенка играет значительную роль. Однако, когда ребенок впервые переступает порог дошкольного учреждения, родителей охватывает огромное волнение. Примет ли маленький человечек новую обстановку? Какими будут игры и общение с детьми в группе? Как у малыша сложатся отношения с воспитателями? Огромное количество вопросов не дает покоя родителям.
Тревога мам и пап не напрасна. Психологи утверждают, что проблема адаптации ребенка к детскому саду актуальна для всех детей без исключения. Даже если малыш вполне самостоятельный и общительный, расставание с мамой и изменение привычного образа жизни может стать для него стрессовой ситуацией. По мнению психологов, только те дети с легкостью перестраиваются на новый детсадовский лад, которые имеют в своих семьях неблагоприятную обстановку.
Чтобы определить, когда отдавать ребенка в детский сад, нужно обратить внимание на его готовность к кардинальным изменениям. Привязка к одному лишь возрасту – частая ошибка родителей.
Особенности темперамента, навыки самообслуживания, умение долго обходиться без мамы, уровень общительности – все эти факторы играют значительную роль для детсадовской жизни ребенка.
Адаптация к детскому саду – это целый комплекс мероприятий, которые должны охватывать все сферы жизни малыша. Начинать ее следует за полгода до желаемой даты начала посещения садика. Придерживайтесь следующих советов, и ваш ребенок с легкостью преодолеет трудности адаптационного периода
Вам понадобятся:
Развитие самостоятельности
Перед тем, как отправлять ребенка в детский сад, нужно обучить его азам самостоятельности и сформировать у него начальные умения самообслуживания. В садике малыш будет чувствовать себя комфортно, если он:
- умеет одеваться и раздеваться (допускается небольшая помощь со стороны взрослых);
- самостоятельно ест ложкой, не играет с едой;
- ходит на горшок;
- умеет вразумительно попросить о помощи.
Чтобы маленькому человечку было легче научиться самостоятельно одеваться и раздеваться, подбирайте комфортную одежду, с кнопками и молниями вместо пуговиц. Лучше, если застежки будут спереди или сбоку, а не сзади. Насчет обуви руководствуйтесь тем же правилом: вместо шнурков – удобные липучки. Пусть малыш как можно чаще тренируется самостоятельно надевать и снимать одежду и обувь, предназначенную для садика.
Правильному поведению за столом также нужно уделять достаточное время. Если ребенок привык есть с телевизором, книгами и всевозможными играми, постепенно отучайте его от этих развлечений, заменяя их сначала песнями, устными сказками и рассказами.
Акцентируйте больше внимания на тарелке и ее содержимом, а не на внешних отвлекающих вещах.
Чтобы ребенок быстрее справился с едой, можно стимулировать его интересной игрой или просмотром мультиков после приема пищи (но не во время его). Если кроха заявляет, что не хочет есть, не заставляйте его. Когда он проголодается, сам попросит. Но не перебивайте аппетит ребенка печеньем, конфетами и прочими вкусностями. Запомните: все сладости – только после основного приема пищи.
Формирование положительного отношения к садику
Психологическая подготовка также является важной составляющей периода привыкания ребенка к детскому саду. Малыш должен хотеть в садик, и в ваших силах сформировать у него такое желание. Иногда ребенок боится попасть в детский сад из-за неопределенности: он не знает, что его там ожидает. Время от времени ненавязчиво рассказывайте, чем детки занимаются в садике, как им весело играть вместе, как интересно они отмечают праздники.
Периодически прогуливайтесь неподалеку от детского сада и обращайте внимание ребенка на то, как увлекательно дети играют на прогулке.
Ни в коем случае не пугайте ребенка садиком. Малыш не должен воспринимать его как учреждение по перевоспитанию. Не говорите ребенку, что его там научат ходить на горшок или есть без телевизора, если привыкание к подобным вещам связывается в его сознании со стрессом. Отсутствие психологической адаптации ребенка в детском саду – частая причина его капризов и вызывающего поведения.
Приобщение к детсадовской обстановке
Перед тем, как отводить ребенка в садик, приучите его к детсадовскому режиму.
Минимум за 2-3 месяца начинайте перестраивать ребенка на этот режим: подъем, завтрак, прогулка, обед и дневной сон в строго отведенное время.
Как правило, во многих дошкольных учреждениях режим одинаков, но все-таки стоит уточнить у заведующей вашего садика особенности режимных моментов.
Чтобы ребенок лучше усвоил уклад детсадовской жизни, разверните дома масштабную игру-стратегию под названием «Кукольный детский сад». Выберите нескольких кукол или зверушек, которые будут посещать игрушечный садик, соорудите необходимые помещения (спальня, раздевалка, группа) и включайтесь в игру. Покажите ребенку, как мамы с утра приводят своих деток в садик, раздевают их; там они играют, гуляют, кушают, спят, а вечером родители забирают их домой. После таких игр ребенок быстро освоится в новой обстановке.
Еще одна деталь детсадовской жизни – еда, которая предлагается там детям. Постепенно адаптируйте к ней ребенка, чтобы резкое изменение привычного рациона не вылилось в капризы или даже в аллергические реакции.
Развитие общительности
Детский сад – это, в первую очередь, общение малыша с другими детьми. Поэтому подготовка ребенка к детскому саду также связана с социальными навыками и умениями: вместе играть, делиться и меняться игрушками.
Во время прогулок поощряйте своего малыша к совместным играм, предлагайте делиться с другими детьми, учите ожидать своей очереди (например, если игрушка находится у другого ребенка или место на качелях занято).
Многие дети отличаются чрезмерной стеснительностью. Объясняйте ребенку, что ничего плохого нет в том, чтобы попросить игрушку (но отнимать ее нельзя ни в коем случае). В случае отказа не стоит сильно расстраиваться или держать зло на обладателя игрушки. Объясните ребенку, что его товарищ еще не наигрался, и позже, возможно, он поделится ею.
Во время посещения садика может оказаться так, что ваш ребенок будет обижать других детей или сам окажется жертвой таких «разборок». Также возможен вариант, когда он постоянно находится в сторонке и ни с кем не общается. Чтобы убедиться в таком поведении, понаблюдайте за малышом в саду один-два дня. Если ваши усилия изменить поведение ребенка будут безуспешными, целесообразно обратиться за помощью к детскому психологу.
Постепенное привыкание
Утренний поход в садик должен быть связан только с позитивным настроем на целый день.
Создайте своеобразный ритуал: пусть ребенка будит любимая игрушка и рассказывает, как интересно и увлекательно будет сегодня в садике.
Первые 2-3 дня приводите ребенка только на дневную прогулку с его будущей группой (она длится около двух часов). За это время малыш познакомится с детьми и воспитателем, начнет приобщаться к совместным играм. Неплохо приводить ребенка и на вечернюю прогулку, а потом обращать его внимание на то, что всех детей забирают домой родители. Если по каким-то причинам вечерняя детсадовская прогулка не получается, придите вечером к воротам детского сада и скажите малышу, что садик закрылся, всех деток забрали родители, а с утра они опять придут сюда играть и веселиться.
Начиная с четвертого дня первой недели, постепенно увеличиваем пребывания ребенка в садике в первой половине дня. В середине второй недели можете оставить малыша на дневной сон, но потом сразу же забирайте его домой. На следующий день можете еще немного продлить пребывание ребенка в садике. К концу этой недели ребенок может оставаться в детском саду на целый день. Отводя утром ребенка в детский сад, выглядите в его глазах спокойной, уверенной, доброжелательной по отношению к воспитателям. Видя ваше доверительное отношение к ним, малышу будет легче привыкнуть к садику.
Одна из проблем детей в детсаду на начальном этапе – разлука с мамой.
Если ребенок переносит его очень болезненно, поручите отводить ребенка в садик кому-то из родственников или няне.
Чтобы малыш привык к «пропаже» мамы, на подготовительном этапе периодически приводите его в гости к друзьям, бабушкам, дедушкам и другим родственников. Сначала оставляйте его в гостях на час-второй, позже время пребывания вне дома может растянуться на несколько дней. Приведя малыша в садик, скажите, когда вы придете его забирать и обязательно выполните обещанное со строжайшей пунктуальностью. Поощряйте ребенка делиться эмоциями, новостями, которые кроха принес из детского сада. Дайте ему понять, что вы поможете найти решение для любой проблемы, которая его волнует.
Буквально недавно вы радовались первым шажкам и словам своего карапуза, а уже пришло время знакомиться с другими детками и ходить в дошкольное учреждение. Любая мама переживает, как малыш привыкнет к новому режиму и коллективу, как будет долгое время вдали от нее. Нужно ли готовить ребенка к посещению сада и как это сделать правильно?
Плюсы от посещения детского сада
Ребенок в детском саду будет сталкиваться с другими людьми. Их желания, поведение и способы общения будут отличаться от привычных крохе домашних условий. Получить подобный опыт вне сада не получится.
В садике ребенок обучается взаимодействовать и с другими детьми, и взрослыми, общаясь с ними по-другому, чем он привык в семье. В результате ребенок обучается принимать собственные решения, отстаивать свое мнение, узнает, как защищаться или найти компромисс. Если исключить этап посещения детского сада, ребенку придется обучиться этому позже в школе, что, как правило, труднее.
В садике ребенок получает бесценный опыт
К другим плюсам посещения такого детского учреждения, как сад, относят следующие моменты:
- Пребывание среди сверстников положительно сказывается на развитии ребенка, а также на формировании его личности.
- Ребенок становится более самостоятельным и учится ухаживать за собой.
- Четкий режим сна, приема пищи и бодрствования важен для хорошего здоровья и самочувствия малышей.
- В садике проводят разные занятия, включая физкультуру, а также подготовку к школе в старших группах.
- Ребенок становится более внимательным к окружающему миру.
О том, на что обратить внимание при выборе детского садика, смотрите в следующей передаче.
Минусы
- Ребенок долгое время находится вдали от мамы. Это особенно тяжело малышам до 3 лет, которые сильно нуждаются в маме. Разлука может плохо повлиять на психологическое состояние крохи. Ребенок будет грустить и плакать, и даже отказываться ходить в садик. Устранить такую проблему поможет период адаптации, во время которого ребенок будет ходить не на целый день.
- Ребенок начинает часто болеть. Причиной частых заболеваний может быть и заражение от других деток, и психологический дискомфорт.
- У ребенка появляются плохие привычки, которые он перенимает от других деток. Малыши часто «приносят» из сада плохие слова, ведь в дошкольном возрасте они словно губки впитывают все подряд.
- Питание в детском саду не сравнится с блюдами домашнего приготовления. Многие родители жалуются и на само меню, и на качество продуктов.
Если ребенок не посещал детский сад, он начинает часто болеть в школе - период адаптации начинается там
Необходимость подготовки
Многие родители считают, что ребенка, который вскоре будет посещать детский сад, нужно правильно подготовить к таким переменам в жизни. И они мыслят абсолютно верно, поскольку, уделив внимание подготовке и первым неделям в детском саду, результатом станет более быстрое привыкание малыша и посещение дошкольного учреждения с хорошим настроением.
Готовить к посещению детского сада стоит даже общительных, вполне самостоятельных и бойких деток. Неизвестно, как перемены повлияют на состояние психики ребенка, поэтому лучше побеспокоиться о подготовке заранее, чем работать над устранением психологической травмы в будущем.
Роль родителей в формировании отношения ребенка к садику
Очень важно, чтобы родители были настроены позитивно, тогда такое отношение передастся и крохе. Не нужно слишком переживать о том, как ребенок будет в саду, иначе малыш ощутит вашу тревогу и неуверенность, и будет манипулировать этими чувствами. Помните, что легче всего привыкают к саду детки, родители которых твердо уверены в необходимости посещения сада либо у них нет иного выбора, как отдать кроху в садик.
Родителям следует рассказывать малышу о садике задолго до первого визита в дошкольное учреждение. Пусть ребенок узнает о других детках, режиме в детском саду, интересных занятиях. Важно не спешить, а знакомить кроху с садом постепенно. Сходите на прогулку рядом с садом и покажите ребенку здание и гуляющих деток. Обязательно сходите в сад заранее, чтобы разузнать подробнее о режиме дня и других особенностях посещения садика.
Нельзя давить на ребенка и угрожать ему, рассказывая, что в саду строгие воспитатели, которые научат его правилам и послушанию. Делайте акцент на новых знакомствах и новых игрушках.
Рассказывайте ребенку о том, что он узнает в садике, что у него будут друзья, с которыми можно поиграть
Если у ребенка есть старшие братья или друзья, посещающие сад, приводите их в пример. Говорите при ребенке родным и друзьям, как гордитесь, что кроха пошел в садик. Рассказывайте малышу, что вы очень рады, что он настолько вырос и стал самостоятельным, что начинает ходить в сад.
Как подготовить ребенка к садику?
Чтобы процесс адаптации происходил легко, и ребенок без проблем ходил в садик, нужно его не только научить делать то, что он, возможно, раньше не умел, но и подготовить его к этому психологически.
Психологическая подготовка
- В первую очередь маме не нужно нервничать и показывать это ребенку. Рассказывайте о садике хорошее, но при этом постарайтесь не сильно приукрашивать, чтобы у ребенка не сформировались излишне радужные ожидания.
- Делайте упор на формировании у малыша гордости за то, что он будет ходить в детский сад. Рассказывайте, что попасть в садик не так и просто (что сейчас действительно так из-за длинных очередей) и многие детки лишены такой возможности.
- Чтобы малыш меньше боялся «пропажи» мамы, часто играйте с крохой в прятки и периодически оставляйте ребенка с другими родственниками, например, пока мама сходит за покупками.
Режим
- Постарайтесь изменить режим дня ребенка за 2-3 месяца до того, как он начнет ходить в дошкольное учреждение. Перестройте режим так, чтобы ребенку было легко просыпаться к тому времени, когда вы в будущем будете собираться в сад.
- Если ребенок уже перестал спать днем, научите его отдыхать после обеда просто лежа в постели. Подскажите, какие тихие игры ему доступны во время такого отдыха, например, сочинение историй, игра в слова, игры с пальцами или внимательный осмотр предметов вокруг с запоминанием их деталей.
- Пищу предлагайте ребенку ежедневно в одно и то же время. Желательно, чтобы оно совпадало со временем завтраков, обедов и полдников в детском саду. Старайтесь не допускать перекусов в неположенное время, а домашние блюда можно сделать похожими на те, которые кроха будет получать в садике. Это снизит вероятность появления капризов, связанных с питанием в дошкольном учреждении.
- Также уделите внимание посещению ребенком туалета после завтрака. Оптимально, чтобы именно в это время ребенок сходил «по большому». Давайте малышу запас времени для спокойного пребывания в туалете. Если у ребенка проблемы с дефекацией, уделите время их разрешению до начала посещения сада.
Упрощение периода адаптации к садику - в ваших руках!
Новый коллектив
Если малыш пугливый и застенчивый, привыкнуть к детскому коллективу ему будет сложнее, чем общительным карапузам. Постарайтесь расширять круг общения ребенка еще до посещения сада. Ходите в гости, знакомьтесь с детками на площадке, запишитесь на развивающие занятия.
Дисциплина
Поиграйте с ребенком в детский сад, пусть игрушки будут детками, а вы – воспитателями. Такая игра не только поможет ребенку лучше понять, какой у него будет режим в детском саду, но, повторяя ее в будущем, мама узнает, как малыш относится к новому месту и что происходит в садовских стенах.
Обучение
- Учите ребенка раздеваться, кушать ложкой, а также просить о помощи, если у него что-либо не получается. Уделите внимание отучению крохи от памперсов, если ребенок еще носит подгузник.
- Больше читайте ребенку, приучая его слушать вас внимательно. При этом увеличивайте время чтения постепенно.
- Играйте с малышом в игры, в которых нужно подражать, например, ходить, как медведи или прыгать, словно зайчик. Это пригодится крохе и во время подвижных игр на прогулке, и на музыкальных занятиях, и для уроков физкультуры.
Обязательно приучайте ребенка к самостоятельности
Врачебный осмотр
Каждый ребенок, который собирается ходить в сад, за 2-3 месяца до начала посещения дошкольного учреждения проходит диспансеризацию. Так называют осмотр малышей участковым врачом и специалистами, на основе которого детей при необходимости лечат или оздоровляют. Врач может порекомендовать выполнять дыхательную гимнастику, закалять ребенка, а также пропить курс лекарств для улучшения иммунитета (например, сироп шиповника или мультивитаминов).
Ребенка осматривают такие специалисты:
- Окулист. Он проверяет зрение и определяет, не требуется ли коррекция.
- Невропатолог. Он анализирует состояние нервной системы ребенка и возможный риск появления невротических реакций.
- Дерматолог. Он осматривает кожу ребенка и уделяет особое внимание деткам с аллергией.
- Ортопед. Он ищет у ребенка сколиоз, плоскостопие, нарушения осанки, а при обнаружении подобных проблем назначает лечение. Здоровым деткам такой специалист дает рекомендации, как предотвратить такие заболевания.
- Хирург. Он определяет возможные патологии развития, которые лечат хирургическим путем.
- Педиатр. Он направляет ребенка на анализы, необходимые дополнительные исследования и осмотр других специалистов, если это требуется.
- Психолог. Он обсуждает с родителями психическое состояние ребенка и дает индивидуальные советы в отношении привыкания к детскому саду.
Если у ребенка есть пороки развития или хронические болезни, разрешение посещать детский сад ему выдает комиссия врачей-специалистов. Такая комиссия определяет необходимость направления болеющих детей в специализированные сады.
Врачебный осмотр проходят все дети - он является обязательным для поступления в детский сад
Закаливание
Процедуры с целью закаливания ребенка рекомендуются всем деткам, собирающимся в детский сад. Они укрепят иммунную систему и подготовят кроху к атаке вирусов и бактерий в детском коллективе. Основными принципами всех закаляющих процедур является их регулярность, а также постепенность. Начать закалять кроху можно в теплое время года лишь при условии, что ребенок полностью здоров.
Ребенку можно проводить такие процедуры:
- Гулять дважды в день на свежем воздухе.
- Спать на свежем воздухе.
- Принимать воздушные ванны.
- Ходить босиком дома, а позже – и на улице.
- Умываться с постепенным снижением температуры воды до +16 +18°С.
- Пребывать в летний период под прямыми солнечными лучами дважды-трижды в день до 10 минут.
- Установить температуру в помещении, где пребывает ребенок, на уровне +16 +18°С.
- Обливать ноги перед сном водой с постепенным понижением температуры от +28°С до +18°С.
- Дважды в неделю купать перед сном при температуре +36°С, обливая после процедуры водой температурой на 1-2°С ниже.
О том, как правильно подготовить кроху к детскому саду, смотрите в передаче доктора Комаровского.
Адаптация ребенка к садику: ребенок пошел в детский сад
Как правило, в первые дни детки приходят в сад на несколько часов. Зачастую это время прогулки со своей группой, на которой кроха знакомится с другими детьми и воспитателями.
Неплохой идеей будет приводить малыша и на вечернюю прогулку, чтобы ребенок видел, как за детками приходят их родители и забирают их домой. Покажите ребенку, что вечером сад закрывается и все уходят по домам.
Далее постепенно пребывание ребенка в саду становится более долгим. Сначала малыш остается на завтрак и прогулку, затем добавляется обед, чуть позже - дневной сон, и лишь после этого – пребывание весь день. Даже если ребенок привыкает очень хорошо, спешить оставлять малыша на полный день не стоит.
Способы мотивации
Чтобы исключить проблемы с утренним просыпанием, нежеланием ребенка собираться в садик и опозданиями, постарайтесь придумать, зачем ребенку ходить в сад. К примеру, малыш может здороваться с рыбками, плавающими в аквариуме в группе, показывать куклу подружкам или поиграть с машинкой, которая есть в саду.
Придумайте стимул, подходящий именно вашему ребенку
Участие в психологическом настрое ребенка
Первые несколько недель ребенка в сад должны водить родители, не поручая эту задачу дальним родственникам или няне. Если мама слишком переживает из-за слез малыша во время расставания, пусть ребенка водит папа. Хорошим выходом будет придумывания особого ритуала прощания, который будет повторяться каждый день. Например, вы можете целовать малыша в щечку или жать ему руку.
Забирайте малыша с улыбкой и хорошим настроением. Не следует в присутствии ребенка спрашивать у воспитателя, плакал ли малыш. Это лучше сделать наедине, чтобы кроха не видел вашу обеспокоенность.
Обязательно хвалите ребенка за все старания в детском саду. Рассматривайте и сохраняйте рисунки и поделки. Подробно расспрашивайте о занятиях. Пусть ребенок видит, что вы поддерживаете его и интересуетесь каждой деталью его жизни вне дома.
Ни в коем случае при непослушании нельзя угрожать ребенку оставить его в садике. Кроме того, если вам что-то не понравилось в самом учреждении или воспитателях, не следует обсуждать это в присутствии ребенка, чтобы не сформировать негативную оценку сада.
Запомните: угрозы никогда не должны быть связаны с садиком или кружками, которые посещает ребенок
Решение возможных проблем
Первое время детки болезненно реагируют на расставание с мамой в раздевалке. Не нужно расстраиваться, если при расставании малыш плачет – такая реакция абсолютно нормальна. Не стоит уходить из группы неожиданно, пока ребенок отвлекся, ведь после того, как кроха заметит ваше отсутствие, он сильно расстроится. Но и не следует надолго затягивать прощание, это лишь ухудшит состояние ребенка. Можете давать ребенку с собой какую-либо вещь, напоминающую о маме, например, небольшое фото, ключ или платок. Также стоит рассказывать малышу, когда вы за ним придете, например «ты поешь, поспишь и я тебя заберу».
У некоторых малышей проблемы адаптации появляются спустя несколько недель или месяцев после начала посещения сада. Это часто проявляется регрессом в развитии - малыш начинает мочить штанишки, отказывается самостоятельно одеваться или есть. Родителям в это время нужно постараться снять психическое напряжение с помощью частого телесного контакта (больше обнимайте ребенка и чаще целуйте), общения, спокойных игр, совместного чтения. Нельзя ругать ребенка за «впадание в детство», отнеситесь к нему с пониманием.
Относитесь с пониманием к ребенку и не ругайтесь, если адаптация идет тяжело
Если же уже прошло несколько месяцев, а малыш по-прежнему тяжело переживает разлуку с мамой, постоянно плачет и не хочет играть с детками, обратитесь к психологу. Также проблемой может быть отсутствие контакта между вашим ребенком и воспитателем. В этом случае ситуацию исправит смена группы или садика.
О том, почему вы можете столкнуться с подобными проблемами и как их решать, смотрите в видео канала "Teledetki", где опытный психолог Анна Абаринова рассказывает о многих важных нюансах.
- Помните, что на адаптацию к саду уходит в среднем 2-3 месяца, и в этот период родители должны уделять малышу достаточно внимания дома. Постарайтесь организовать совместные ужины в будни, а в выходные приготовьте ребенку его любимые блюда.
- Забирая малыша из сада, расспрашивайте о событиях за день и внимательно слушайте ребенка, задавая вопросы. Это не только покажет сыну или дочке, что вам интересны его дела, но и будет способствовать развитию речи.
- Не забывайте об обратной связи с садом. Периодически разговаривайте с воспитателем о том, как ведет себя ребенок в саду. Вам будет полезна эта информация, так как многие малыши ведут себя в коллективе иначе. А рассказав воспитателю о поведении ребенка дома и его характере, вы сможете помочь найти правильный подход к малышу. Если у ребенка есть трудности с дневным сном, поговорите с воспитателем, чтобы крохе разрешили брать с собой в постель любимую игрушку.
- Уделите внимание одежде, в которой ребенок будет в детском саду. Вещи с мелкими пуговицами и крючками, а также шнурками, являются плохим выбором, так как малышу будет сложно снимать их и надевать обратно. Не одевайте ребенка в слишком тесную одежду. Избегайте синтетических тканей, лучше подобрать для сада хлопковую или шерстяную одежду. Хорошим выбором будет одежда с разным видом передней части и спинки.
Ценные советы дает психолог Светлана Алексеева в видео канала "ЯрМАМА - семейный портал".