Социальный проект «Неделя толерантности в детском саду. Конспект занятия «Путешествие в страну Толерантности
Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.
Роберт Эмерсон
Быть толерантным – означает «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. Слово «толерантность» употребляется для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.
Толерантность является фактором социализации личности. Вместе с тем в современной жизни понимание толерантности разными народами оказывается различным, что обусловлено их историческим опытом. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего как уважение других людей, признание их равенства, отказ от доминирования и насилия как признание многомерности (многообразия) человеческой культуры, норм поведения и отказ от сведения этого многообразия к преобладанию какой-либо одной точки зрения. Дошкольное детство - это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
В решении задач формирования толерантности особую роль я отвожу дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
В младшем дошкольном возрасте формирую у детей элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития и воспитания детей данного возраста – воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
В формировании толерантности у дошкольников опираюсь на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Для того, чтобы вся работа в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, задействую большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
- проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
- сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
- русские народные и татарские подвижные игры.
- проведение татарских, русских народных праздников, в соответствии с народным календарем;
- изучение народных праздников ближайших республик -соседей;
- знакомство детей с традициями народов разных республик и стран;
- знакомство детей с традициями празднования Нового Года, 1 апреля в разных странах;
- игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; 9)сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
В результате, выпускники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции) ; им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять симпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19 «Терем-теремок» общеразвивающего вида»
Ямало-Ненецкий автономный округ
г. Салехард, ул. Чкалова, 22, т.4-31-24
«Воспитание толерантности в детском саду»
г. Салехард - 2015 год
Краткая аннотация проекта
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.
Объективным выражением именно такового подхода к воспитанию у детей толерантности в современном обществе стали следующие стратегические документы:
- Декларация прав ребенка (1959).
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развитии детей (1990).
- Семейный кодекс РФ (1995).
- Федеральный закон “ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (1995).
- Закон “ Об образовании”.
- Конституция Российской Федерации.
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психифизических особенностей, т.е. защита права каждого ребенка на любом этапе его развития и формирования у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
В современном мире вопрос толерантного сознания приобрел документальную основу, разработанную на уровне международных деклараций и конвенций. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, определенно:
Толерантность – означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности”. В документах конференций ЮНЕСКО 1997 года толерантность трактуется уже как терпимость к чужим мнениям, верованиям, расовым различиям, поведению, образу жизни и национальности.
В условиях гуманизации и демократизации на сегодня на первый план выдвигаются принципы и ценности, необходимые для общего выживания и развития:
– этика и стратегия ненасилия,
– идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям,
– необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
За последние несколько лет в дошкольном образовании основной акцент все больше делается на когнитивное (познавательное) развитие, но данная позиция ведет в ущерб социально-личностному развитию дошкольника, препятствует формированию навыков межличностного общении, становлению образа «Я» и самооценки.
Салехард – многонациональный город, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.
Свое отношение к человеку иной национальности начинается формироваться у ребенка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т.д. Замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком, проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Главной целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса.
Участниками образовательного процесса являются дети, педагоги родители (законные представители).
Основными направлениями проекта являются:
- Формирование у детей навыков толерантного отношения к окружающему миру;
- Формирование компетенций у педагогов и родителей в области интеркультурного воспитания.
Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении.
В результате реализации данного проекта в учреждении будет создана среда способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т.д.
Руководитель данного проекта заведующий: Идрисова И.Р.
Творческая рабочая группа: методист Павлова С.Д., воспитатели: Манева Т.В., Усманова Р.Ф., Прокопьева Н.В., Гимазитдинова Ю.В., Ямру В.С., музыкальный руководитель Зердеева Е.Ю., педагог-психолог Вакеева Я.Г.
Проект будет осуществляться в течение 2-х лет.
Описание учреждения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Терем-теремок» основано в 1982 году. До 1990 года детский сад был подведомственен тресту «Ямалгражданстрой» г. Лабытнанги, а в 1990 году передан в управление образования г Салехарда и с 1 ноября 1999 года является муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным театрально – познавательным направлением развития воспитанников».
В детском саду 28 сотрудника, из них 9 педагогов на три разновозрастные группы:
- разновозрастная 1 младшая и 2 младшая – с 2 до 4 лет
- разновозрастная 2 младшая и средняя – с 3 до 5 лет
- разновозрастная старшая и подготовительная – с 5 до 7 лет
ДОУ №19 посещают дети разных национальностей (азербайджанцы, дагестанцы, ханты, ненцы, коми, татары, армяне, таджики, киргизы, украинцы, молдаване, казахи), из семей с разным достатком, есть дети с особыми образовательными потребностями.
Детский сад расположен в отдаленном районе города под названием Гидропорт, с одной стороны - частный сектор, бараки, с другой – городские организации и учреждения. На данной территории недостаточно очагов культуры и это сказывается на социуме микроучастка района.
Постановка проблемы
Город Салехард – один из многонациональных городов Ямало-Ненецкого автономного округа, в котором проживают люди разных национальностей. Согласно прогнозам социологов многонациональный состав населения будет и в дальнейшем увеличиваться. Наш детский сад посещают 76 воспитанников, из них 58% детей являются представителями разных национальностей. Социальный статус семьи воспитанников ДОУ делится на высокий, средний и низкий уровень, из них:
Высокий-25%.
Средний-50%.
Низкий-25%, сюда же входят и асоциальные семьи.
При обсуждении с коллегами на педагогических советах были выявлены трудности в общении детей, мы столкнулись со случаями возникновения между детьми непонимания друг друга в связи с разными ценностями, культурой, языком. В результате этого возникают проблемы в общении и агрессивности по отношению друг к другу. Поэтому считаем, что воспитание толерантности, взаимное приобщение детей к культурным ценностям и традициям людей разных национальностей, обучение детей относится друг к другу с уважением независимо от их национальности и возможностей является крайне важным в дошкольном возрасте.
Ребенок находится в детском саду весь день, и необходимо, чтобы второй дом для него был добрым, теплым, светлым независимо от того, русский он или оказался жителем нашего города по каким-либо причинам.
Чтобы воспитать толерантность у других, надо самому быть примером толерантности. А проблема культуры общения – одна из самых острых. Прекрасно понимая, что мы все разные, а также осознавая необходимость воспринимать человека таким, какой он есть, наше поведение не всегда является корректным и адекватным. Важно быть терпеливым по отношению к людям, что очень не просто. Толерантность – это понятие, без которого невозможны какие-либо преобразования в современной педагогике.
Толерантность – это новая основа общения педагога и воспитанника. И принципы обучения создают оптимальные условия для формирования культуры достоинства, самовыражения личности и исключают фактор неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней общения и обучения.
В ходе анализа деятельности педагогического коллектива ДОУ, были выявлены проблемы:
- Недостаточная компетентность педагогического коллектива по данной проблеме, слабое владение современными технологиями и программами по социально – нравственному воспитанию детей, отсюда нет качественной системы в воспитательном– образовательном процессе ДОУ.
- Слабая методическая база ДОУ.
- Недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме.
- Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная картина межличностных отношений между детьми. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения взрослых.
- Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности, толерантной культуры поведения.
Цели и задачи проекта
Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.
1.Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.
2.Пополнение материальной базы ДОУ.
3.Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.
4.Разработка плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурным пространством города.
5.Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
- Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.
6.Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты
После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:
- У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
- Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.
- В методическом кабинете будет создан раздел библиотеки «Ребенок в многонациональном мегаполисе», который будет пополнен современной методической литературой, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями.
Стратегия достижения поставленной цели и задач
Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, через организацию экскурсий, семейных праздников.
Оказание профессиональной помощи воспитателям, консультативной и практической помощи родителям будет обеспечиваться организацией мероприятий, на которые будут приглашаться различные специалисты.
Проект будет проходить в три этапа.
Подготовительный этап
Мероприятия |
Ответственные |
||
Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса. |
1. Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста. Анкетирование родителей и педагогов ДОУ по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения. 2. Анализ по результатам диагностики детей, анализ анкетирования родителей и сотрудников ДОУ по следующим параметрам. Сотрудники: Умение осуществлять активное взаимодействие с детьми и их родителями по вопросу толерантного отношения; Наличие толерантных отношений у сотрудников; Умение создавать жизнерадостную обстановку вокруг детей. Имеют представление «что такое хорошо и что такое плохо»; Имеют представление о том, как поступать в конкретном случае; Имеют представления о многонациональном составе нашей Родины и мировом сообществе. Родители: Умение выражать одобрение по поводу характеристики поведения своего ребенка; Умение безконфликтного общения. |
1 этап – апрель- октябрь 2015 года 2 этап – сентябрь –октябрь 2015 года |
Педагог-психолог, воспитатели Педагог-психолог, воспитатели |
Мероприятия |
Ответственные |
||
1. Пополнение материальной базы ДОУ Привлечение дополнительных ресурсов |
Приобретение методической литературы, дидактических пособий. Привлечение дополнительных ресурсов финансирования (спонсоры, гранты и т.д.) |
С марта 2015 года. В течение года. |
Зам. зав. по ВМР Заведующая, зам. зав. по ВМР |
2. Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста |
1. Знакомство с национальными праздниками; 2. Знакомство с народными играми, фольклором, традициями; 3.Пополнение театральной зоны костюмами, театрами, куклами; 4. Мобильные выставки творчества различных народов; 5. Организация концертов с национальными костюмами; 7. Театральные постановки; 8. Сюжетно-ролевые игры; 9. Дни национальной культуры. |
Воспитатели |
|
3. Разработка плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурным пространством города. |
1. Посещение различных музеев и мини-музеев; 2. Различные экскурсии для ознакомления с достопримечательностями нашего города. 3. Посещение выставок в городе и организация выставок в детском саду: Выставка костюмов и игрушек русского народного творчества; Национальная кукла; 4. Посещение картинных галерей; 5. Фотовыставки с видами города; 6. Тематические занятия «Городовичок в гостях у детей»; 7. Экскурсия к реке Обь; 8. Знакомство с известными людьми нашего города. |
Методист, воспитатели. |
|
4. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста 5. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ |
1. Консультирование семей по проблеме формирования толерантности; 2. Привлечение родителей к организации праздников на темы: «День доброты», «Воспитание дружелюбных отношений»; 3. Создание и выставки семейных альбомов; 4. Организация конкурса «Сделаем своими руками»; 5. Просмотр видеофильмов о семейных праздниках; 6.Оформление информационных стендов для родителей. 1. Проведение методических мероприятий по данной проблеме; 2. Участив в семинарах, конференциях; 3. Создание фонда видео- аудиоматериалов; 4. Создание картотек: Игры народов мира Сказки народов мира Национальные традиции; 5. Публикация наработок в СМИ; 6. Создание методического пособия. |
В течение года. Январь-апрель 2017 |
Зам.зав.по ВМР, воспитатели. |
Заключительный этап
Мероприятия |
Ответственные |
||
Анализ результативности работы по вопросу толерантного воспитания у родителей, педагогов и детей дошкольного возраста. |
1. Анкетирование педагогов и родителей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения в учреждении и дома; 2. Анализ по итогам анкетирования сформированности толерантного отношения у детей, родителей и педагогов ДОУ. 6. Проведение КВН с целью выявления уровня профессионального мастерства и реализации полученных знаний на практике; 7. Отчет педагогов ДОУ о проделанной работе. |
Педагог-психолог, методист, воспитатели. |
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта будет:
1.Пополнен методический кабинет современной методической литературой по воспитанию толерантных отношений у детей дошкольного возраста.
2.В ДОУ будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.
3.Будет разработан план мероприятий для детей, посвящённый ознакомлению с культурным пространством города.
4.Будут разработаны специальные мероприятия по оказанию профессиональной помощи воспитателям, консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
- У детей будут развиты такие качества личности как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.
Оценка результатов
Оценка эффективности данного проекта будет проводиться ежегодно на итоговых педагогических советах. Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах. Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности. В завершении проекта будет составлена сводная диаграмма профессионального уровня воспитания по развитию толерантных отношений у детей дошкольного возраста.
Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:
Положительное отношение к реализации данного проекта – 100%;
Участие родителей в проводимых мероприятиях -80%;
Успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу -100%;
Положительный психологический климат в группе – 100%;
Участие и помощь педагогов ДОУ в различных мероприятиях по толерантному воспитанию -80%.
Практическая значимость
Считаем, что реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат ДОУ и повлиять на повышение качества образовательного процесса.
График проектных мероприятий с педагогами:
Ответственный |
|||
Педагогический час. Ознакомление с проектом. |
Методист |
||
Семинар: «Разрешение конфликтных ситуаций с детьми и родителями в учебной и воспитательной работе» |
ноябрь 2015 г. |
Методист |
|
Консультация для всех категорий педагогических работников: «Воспитание основ толерантности – залог успешной социализации дошкольников» |
сентябрь 2015 г. |
Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР |
|
Консультация для всех категорий педагогических работников: «Использование ИКТ при организации работы по ознакомлению дошкольников с национальной культурой разных стран» |
октябрь 2015 г. |
Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР |
|
Фото – отчёт о ходе реализации проектных мероприятий. Анализ промежуточной диагностики. |
Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР, воспитатели |
||
Консультация для всех категорий педагогических работников: «Ознакомление с историей родного края» |
Сентябрь 2016 г. |
Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР |
|
Круглый стол на тему: «Толерантность и разрешение конфликтов» |
Октябрь 2016 г. |
||
Ноябрь 2016 г. |
Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР. |
||
Консультация для всех категорий педагогических работников: «Толерантность и правовая культура дошкольника» |
Январь 2017 г. |
Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР |
|
Консультация для всех категорий педагогических работников: «Дошкольнику – об истории и культуре России» |
Март 2017 г. |
Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР |
|
Творческий отчёт о результатах реализации проекта |
март-апрель 2017 г. |
Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР, методист. |
График проектных мероприятий с детьми:
Ответственный |
|||
Первичная диагностика по выявлению уровня сформированности основ толерантного отношения к окружающему |
сентябрь 2015 г. |
Педагог-психолог |
|
Цикл НОД «Мой Салехард» (ко «Дню города») |
сентябрь 2015 г. (по плану групп) |
Воспитатели |
|
Цикл НОД «Люби своё, уважай чужое» (ко «Дню народного единства», знакомство с культурными традициями разных народов) |
октябрь 2015 г. (по плану групп) |
Воспитатели |
|
Концерт, посвященный «Международному дню толерантности»: «Мы разные, но мы вместе» |
ноябрь 2015 г. |
Воспитатели, музыкальный руководитель |
|
Цикл НОД « Генеалогическое древо моей семьи» |
декабрь 2015 г. (по плану групп) |
Воспитатели |
|
Цикл НОД, досуг «Пришло Рождество – начинай торжество» |
январь 2016 г. (по плану групп) |
Воспитатели, музыкальный руководитель |
|
Цикл НОД, досуг «День Защитника Отечества» |
февраль 2016 г. (по плану групп) |
||
Цикл НОД «Москва – столица России» |
март 2016 г. (по плану групп) |
Воспитатели |
|
Цикл НОД «Моя семья» (к «Международному Дню семьи») |
апрель 2016 г. (по плану групп) |
Воспитатели |
|
Цикл НОД «Россия – многонациональная страна» |
май 2016 г. (по плану групп) |
Воспитатели |
|
Промежуточный мониторинг, анализ результатов |
май-июнь 2016 г. |
Педагог-психолог |
|
Цикл НОД «Моё любимое место в городе Салехард» |
сентябрь 2016 г. (по плану групп) |
Воспитатели |
|
Цикл НОД «Дружат дети всей Земли» (ознакомление с играми разных народов) |
октябрь 2016 г. (по плану групп) |
Воспитатели |
|
Фестиваль национальных культур, посвященный «Международному Дню толерантности» |
ноябрь 2016 г. |
Воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог |
|
Цикл НОД «Родной мой край - Ямал» |
декабрь 2016 г. (по плану групп) |
Воспитатели |
|
Видео-путешествие «Достопримечательности города Салехард» |
январь 2017 г. |
Воспитатели |
|
Цикл НОД, досуг «Праздник спорта и мира» |
февраль 2017 г. (по плану групп) |
Воспитатели, инструктор по физической культуре |
|
Цикл НОД «Сказки братских народов» (знакомство с культурными традициями разных народов России) |
март 2017 г. (по плану групп) |
Воспитатели |
|
Цикл НОД «Народы мира» (знакомство с культурными традициями разных народов мира) |
апрель 2017 г. (по плану групп) |
Воспитатели |
|
Праздничный концерт «Памяти павших будем достойны» для ветеранов и тружеников тыла |
Музыкальный руководитель, воспитатели. |
||
Итоговый мониторинг, анализ результатов |
апрель 2017 г |
Зам.зав. по ВМР, методист, педагог-психолог, воспитатели. |
График проектных мероприятий с родителями (законными представителями):
Ответственный |
|||
Мониторинг по выявлению уровня сформированности толерантного отношения к окружающим |
октябрь 2015 г. |
Педагог-психолог |
|
Педагогическое просвещение родителей через оформление наглядной агитации: «Детский сад для всех и каждого» |
ноябрь 2015 г. |
Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР |
|
Консультация: «Ребёнок в многонациональном мегаполисе» |
декабрь 2015 г. |
Педагог-сихолог, зам. зав. по ВМР |
|
Педагогическое просвещение родителей через оформление наглядной агитации: «Права ребёнка» |
февраль 2016г. |
Педагог-психолог, зам. зав. по ВМР |
|
Педагогическое просвещение родителей через оформление наглядной агитации «В гармонии с ребенком» |
март 2016 г. |
Педагог-психолог |
|
Выставка детско-родительского творчества «Пасхальный сувенир» |
апрель 2016 г. |
Воспитатели |
|
Конкурс стенгазет, посвященный «Международному Дню семьи» |
Воспитатели |
||
Участие в организации выставки предметов народных промыслов России и этнической культуры народов мира: «Где я отдыхал!» |
октябрь 2016 г. |
воспитатели |
|
декабрь 2016 г. |
Педагог-психолог, зам.зав. по ВМР |
||
Совместное детско-родительское творчество, конкурс плакатов: «Уроки семьи и семейных ценностей» |
февраль 2017 г. |
Воспитатель, педагог-психолог |
|
Педагогическое просвещение родителей через родительское собрание на тему: «Как воспитать толерантного человека?» |
март 2017 г. |
Педагог-психолог, зам.зав. по ВМР |
|
Индивидуальные консультации для родителей по вопросам организации помощи их детям |
в течение всего проекта |
Педагог-психолог, воспитатели. |
Выводы: в результате реализации проектных мероприятий повысится уровень профессиональной компетентности воспитателей в работе по разделам «Социально – нравственное и патриотическое воспитание дошкольников»; родители получат знания основ толерантного воспитания; а дети – расширят и углубят знания о Родине и окружающих их людях, получат дополнительные знания о культурных традициях разных народов.
День толерантности в детском саду. Сценарий
Сценарий праздника «Мы такие разные»
Описание материала: актуальность проблемы толерантности связанна с тем, что сегодня на первый план выдвигают ценности и принципы, необходимые для общего выживания и собственного развития. Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время проблемой решаемой на мировом уровне. Так как основы нравственного развития личности закладываются ещё в дошкольном возрасте, то уже сегодня необходимо поднимать и затрагивать эту тему, пытаясь решить её через совместную игровую деятельность. Данный сценарий праздника рассчитан на старших дошкольников. Он будет полезен для воспитателей детских садов.
Международный день, посвященный пониманию и терпению – толерантности, ежегодно отмечается 16 ноября. Этот день провозглашен в «Декларации прав терпимости» ЮНЕСКО, в 1995 году.
Под толерантностью понимается «Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, социальному положению, языку, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».
В условиях роста населения во всем мире увеличивается миграция (перемещение). Поэтому необходимо больше знать друг о друге, выявлять лучшее в традициях и обычаях друг друга. Нужно уважать друг друга, видеть в каждом личность, самостоятельно определяющую свою самобытность, культурную принадлежность. Необходимо четко осознавать, что мы можем ценить свои особенности, не ненавидя и не непринимая особенности других.
Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.
Задачи:
Формировать у детей интерес и уважение к людям разных стран мира и национальностей, к их культуре и деятельности;
Воспитывать терпимое (толерантное) отношение к представителям армянской, азербайджанской и узбекской национальностям, посещающих детский сад;
Формировать желание дружить друг с другом, помогать, творить добро по отношению к ближним.
Оформление:
Эмблема «Толерантности» - земной шар, вокруг которого разноцветные ладошки, плакаты о дружбе, изображение детей разных народов, воздушные шары.
Предварительная работа:
Работа с картой мира, с глобусом;
Рассматривание картин, иллюстраций о жизни людей разных стран;
Чтение художественной литературы разных народов мира;
Заучивание пословиц о дружбе (друга ищи, а найдешь береги; верный друг лучше сотни слуг; дерево живет корнями, а челок друзьями; сам погибай, а товарища выручай);
Составление рассказов «Портрет моего друга» (использование приема «живая картина», с помощью прикладывания пустой рамки);
Выставка совместных работ детей и родителей «Улица Дружбы» (бумагопластика).
Ход мероприятия
Ведущий говорит вступительное слово о предстоящем празднике, акцентируя внимания детей на новом слове – толерантность, объясняя его смысловое значение.
«На нашей планете Земля огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди. Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать. Нужно с добром к людям в дом приходить, Дружбу, любовь в своем сердце хранить! Ребята, а в какой стране живем мы?»
Дети: В России
Ведущий: Молодцы! Наша страна многонациональна, в ней живут представители разных национальностей и народностей. Национальный язык у нас русский. Россия имеет свои традиции и обычаи. Давайте познакомимся с ними поближе.
(Звучит музыка, в зал входит представительница России – «Матушка Русь»в русском народном костюме, выносит каравай, кланяется гостям)
Мы всегда гостей встречаем,
Круглым, пушным караваем,
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником.
Русский народ славится своим гостеприимством. Есть такая замечательная традиция встречать дорогих гостей хлебом, да солью. Эту замечательную традицию передала мне моя бабушка, а теперь я передаю её вам.
Ведущий: Ребята, а какие традиции и праздники вы знаете и как отмечают эти праздники.
Дети: Масленица, Пасха, Осенины, Рождество, Святки, Яблочный спас. Все люди веселятся, угощают всех гостей приходящих в дом, играют, проводят конкурсы, водят хороводы.
Ведущий: Правильно! Вот и мы сейчас с вами вспомним замечательную традицию – водить хоровод. Давайте все встанем, возьмемся дружно за руки, пригласим всех желающих и нашу замечательную гостью, которая напомнит нам как правильно нужно водить хоровод (хоровод «Во поле березка стояла». Все слова сопровождаются движениями)
После хоровода все рассаживаются на свои места.
Матушка – Русь: но не только хороводами и караваем славится Россия, но и веселыми играми. В одну из таких игр мы сейчас поиграем: игра называется «Гуси - Лебеди»
(Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой - волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей: «Гуси-лебеди, домой!» Гуси отвечают: «Старый волк под горой!» - «Что он там делает?» - «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет».- «Ну, бегите же домой!» Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы)
Ведущий: Спасибо тебе, Матушка Русь, за гостеприимность твою, хороводы и игры, но нам пора прощаться.
Дети: До свидания!
(Матушка Русь уходит)
Ведущий: В России живут не только русские люди. Наша страна много национальна. Среди воспитанников нашего детского сада есть и другие национальности: армяне, азербайджанцы и узбеки. Давайте теперь познакомимся с ними.
(Звучит азербайджанская народная музыка, в зал входит представительница Азербайджана, одетая в народный костюм, здоровается с детьми на родном языке и переводит свои слова)
Наше государство - государство Закавказья, оно располагается на берегу Каспийского моря. Почти половину территории нашего государства занимают горы и плодородные долины. Горы покрыты тенистыми лесами, там много красивых горных озер. (Рассказ сопровождается соответствующими слайдами). Во всем мире известно восточное гостеприимство. В азербайджанец умеют принимать гостей с особым размахом и радушием. У нашего народа также есть свои традиции: сватовство, сбор урожая, рождение детей и праздники. И не один праздник не обходится без национального танца. Сегодня я покажу вам один из них. (Гостья исполняет народный азербайджанский танец «Узундара»)
Кто-то хочет научится танцевать? (Выходят желающие девочки, показываются простые элементы танца, после чего всех угощают национальным кушаньем – пахлавой, прощаются с гостьей).
Ведущий: К нам уже спешат следующие гости, встречаем их
(Раздается армянская музыка, в зал входит представительница Армении в народном костюме. Выходит вместе со своими детьми и здоровается на родном языке).
Армения – это моя родная страна. Это также страна Закавказья. Характерным отличием армян служат их карие глаза и густые черные волосы. В Армении очень красивая природа. В Горах, где чистый воздух, растут лекарственные травы, которыми можно лечить многие болезни. Климат Армении намного теплее, чем в России, в садах зреют фрукты: мандарины, персики, хурма и лимоны. Растут орехи – арахис. Я сегодня хотела бы поделиться с вами частью своей Родины. (Угощает всех орехами и фруктами)
Ведущий: Как и В России, в Армении много замечательных игр, давайте поиграем в одну из них. (Армянская подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух» или «Хох, джур, крак, от» Играющие встают в круг, в центре ведущий. Он бросает мяч одному из играющих, произнося при этом одно из слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий говорит: «Земля!», тот, кто поймал мяч должен быстро назвать какое-нибудь животное; если «Вода!», то название рыбы; если «Воздух!», в этом случае птицы; а если же «Огонь!», все дружно должны повернуться кругом и помахать руками. Ошибающиеся выбывают).
Ведущий: Спасибо за увлекательный рассказ, замечательное угощение и игры, но нам пора двигаться дальше.
(Звучит узбекская народная музыка, в зал входит представитель Узбекистана, со своим ребенком, одетый в народный костюм)
Здравствуйте дорогие дети и гости! Я прибыл из солнечного Узбекистана. У нас очень жарко, дождей почти не бывает, в некоторых местах солнце так сильно греет, что превращает часть земли в пустыню. Там обитают верблюды, черепахи, ящерицы. В такую жару мы очень любим пить зеленый чай. Но там, где идут дожди, очень много арбузов, дынь, и еще выращивается хлопок, ткань из которой шьются наши и ваши вещи. И у нас есть свое кушанье – халва. (угощает гостей)
Так как мы пасем овец, у нас есть очень веселая игра которая называется «Эчкилар ва чупонлар», что в переводе означает «Пастух и козы». Я предлагаю вам поиграть в неё.
(Играющие делятся на две группы: пастухи и козы. Козы берутся за руки и встают в малый круг, а пастухи за круг. По сигналу, один из пастухов подпрыгивает на одной ноге входит в круг и пытается дотронуться до одной из коз. Игра продолжается до тех пор, пока пастухи не поймаю всех коз. При желании игра может повторится при перестановке ролей. При этом пастухи могут иметь атрибуты национального костюма тюбетейки и поясные платки).
После игры выходят представители все национальностей, представленные на празднике.
Ведущий: Важно не только жить в мире и согласии с народами разных стран, но необходимо уметь дружить и со своими сверстниками, в независимости от их национальности, обычаев и традиций. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что каждый из нас может попасть в беду и мы не можем угадать где и когда. Мы живем один раз на Земле, поэтому давайте творить добро каждый день.
Стихи детей:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда,
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно прожит!
На свете живешь ты не зря!
Будь весел, чтоб радостней стало
Тому, с кем подружишься ты,
Чтоб каждому в жизни хватало
Прекрасной людской доброты!
Услышишь ты песенку чью-то,
И станет светлее кругом:
Волшебное самое чудо
Мы дружбой не даром зовем.
Ведущий:
Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
Веришь в чудо, в доброту,
Взрослых уважаешь,
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
Оставайся им навсегда
И будь ещё галантен!
Встают в хоровод все: и дети, и родители и пришедшие гости.
Есть белые дети,
Есть черные дети,
Есть желтые дети
На нашей планете.
Но дело не в цвете,
А в том, что на свете
Друг другу всегда
Улыбаются дети!
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Хочу я чтоб общими были на веке –
И небо, и море, и горы, и реки,
И снег, и тюльпаны, и солнце над нами.
(Все вместе) Пусть будут все дети на веке друзьями!
(Все поднимают руки в верх и хлопают. Хоровод дружбы «От улыбки станет всем светлей»)
"День толерантности"
Я не согласен с тем, что вы говорите,
но пожертвую своей жизнью,
защищая ваше право высказывать
собственное мнение.
Вольтер
Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира.
Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея экологии и краеведения. А также – это огромная каждодневная работа педагогов.
С этой целью с детьми средней группы № 11 «Радуга», педагог Петрова Н.Н., провела беседу, на тему "Что такое толерантность". После проведённой беседы, с детьми рассматривали иллюстрации в детских книгах, читали зарубежные стихи и потешки. Тем самым, у ребят сформировалась мотивация на доброе отношение, сочувствие к окружающим, сложилось представление о нравственно-значимых качествах личности, выработалось уважение к традициям других народов.
«Цветок милосердия»
Быть толерантным – означает «Позволять» допускать, проявлять великодушие в отношении других.
В этот день в старшей группе № 1 «Солнышко», после прочитанной сказки «Цветик – семицветик», с детьми провели беседу «О добро и зле», целью которого было – развивать способность воспитания добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости, милосердия к окружающим, учить высказывать свои мысли. После беседы, дети с педагогом оформили «Цветок милосердия». У детей сформировалась мотивация на доброе отношение, сочувствие и нравственно-значимые качества личности.
«Закон дружбы»
Сегодня, в день Толерантности, 16 ноября, в старшей группе № 2 «Теремок», была проведена деятельность на тему «Законы дружбы», целью которого была выработка умений жить и действовать по правилам коллектива. Педагог Алексеева С.И. научила осмысливать своё поведение через поведение героев сказки, сформировала у детей мотивацию на доброе отношение, сочувствие, поспособствовала развитию умений угадывать чувства и настроение окружающих. У детей сформировалось доброжелательное отношение друг к другу, сочувствие к ближнему.
«Толерантные игры с дошкольниками»
Международный день, посвященный пониманию и терпению – толерантности, ежегодно отмечается 16 ноября.
В средней группе № 9 «Весёлая полянка», педагог Иванова С.М. организовала игры «Привет другу», «Собираем добрые слова» и игровое упражнение «Дружат в нашей группе девочки и мальчики». Цель игр и упражнений – снять напряжение, настроить и дать возможность каждому ребенку почувствовать себя успешным, уверенным, смелым и сильным. Дети освоили навыки установления контакта со сверстниками, проявления взаимного внимания и уважения, развития и формирования доверия друг к другу.
Через совместную игровую деятельность в игровой комнате создавалась атмосфера безопасности и доверия.
«Дружба»
Терпимость, уважение, правильное понимание культур мира – должно прививаться уже в раннем возрасте. Задача воспитателей на данном этапе – развивать у детей чувство единения, взаимопонимания, уважения к людям других национальностей. Для решения этих задач, ведется активная работа с детьми в различных видах деятельности.
16 ноября, в группе № 7 «Капитошка», педагог Маринова Н.М., провела занятие по рисованию, на тему «Дружба». У ребят сформировалось умение уважительно и внимательно относиться друг к другу, желание прийти друг другу на помощь, умение по - настоящему дружить и дорожить дружбой.
16 ноября, в МБДОУ «Детский сад № 174» г. Чебоксары, педагог Венера Генриховна, провела беседу с детьми в подготовительной к школе группе № 14 «Маленькая страна». В ходе беседы, воспитатель познакомила детей с разными народами, как важно жить в мире и уважать их культуру, обычаи и традиции. Так же педагог рассказала, что в Чувашии живут люди разных национальностей.
Дети поняли, что уважение к людям других национальностей начинается с того, как мы относимся к друзьям, родным, близким людям.
День Толерантности в младшей группе.
16 ноября, в первой младшей группе № 12 МБДОУ «Детский сад № 174» г. Чебоксары, воспитателем Екатериной Валерьевной, было проведено занятие на тему «Мы жители планеты земля». Главной задачей стало воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
Во время занятия педагог познакомила ребят с художественной литературой «Заяц хвастун». Так же воспитатель провела тематическую беседу «Мы разные, но мы дружим!», игру «Хоровод» и «Ходит Ваня». Такие игры способствуют развитию дружелюбия, умению радоваться успеху других. У детей формируется способность выражать свои чувства и понимать чувства других.
День Толерантности.
Толерантность – означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, мнениям, идеям, верованиям. Так же толерантный человек должен быть доброжелательным, любознательным, проявлять доверие, гуманизм и желание делать вместе.
Сегодня, 16 ноября, в МБДОУ «Детский сад № 174» г. Чебоксары, педагог Марина Ивановна провела беседу с детьми старшей группы № 8, на основе морально – эстетических критериев. Воспитателем было отобрано художественное произведение – сказка народов мира «Айога». В целях воспитания любви и уважения не только к матери, но и к окружающим, умения проявлять эмоциональный отклик, доставлять радость, формирования эмоциональной отзывчивости.
На формирование представлений о нравственных чувствах и эмоциях, представление о добром отношении к матери, умения выполнять семейные обязанности, педагог провела игру – драматизацию по немецкой сказке «Айога», где в процессе игры, дети старшей группы соблюдали правила и нормы общения, взаимопонимания, доброжелательности.
День Толерантности.
Воспитать детей толерантными, терпимыми друг к другу, очень важно. И это нужно начинать с детского сада.
16 ноября, в МБДОУ «Детский сад № 174» г. Чебоксары, с детьми подготовительной к школе группе № 6, педагог Надежда Борисовна, провела беседу. Ребята знают, что нужно дружить друг с другом. Уважать своих сверстников, взрослых. В случае необходимости, необходимо приходить на помощь друг другу. Дети знают, что игрушки принадлежат всем, нужно делиться ими, приглашать к совместной игре. В случае спорных вопросов – договариваться друг с другом.
Видеть настроение своих друзей, уметь сочувствовать, сопереживать, приходить на помощь – этому учат детей в нашем детском саду.
Статья по толерантности «Как научиться дружить»
Терпение, переносимость, снисходительность – это толерантность.
Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. На сегодняшний день возникает необходимость, как можно раньше воспитывать культуру толерантности.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности.
16 ноября, в средней группе № 4 «Цветик – семицветик», МБДОУ «Детский сад № 174» г. Чебоксары, воспитатель Замуткина Т.В. провела занятие по толерантности «Как научиться дружить».
Целью занятия было формировать у детей доброжелательное отношение к друг другу, воспитание дружественных, толерантных отношений между детьми.
Так же дети научились приветствовать друг друга с помощью упражнения «Улыбка», получив массу положительных эмоций.
Дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют и не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам легко, интересно и комфортно.
Анна Лушпынина
Тема : "Путешествие в страну Толерантности "
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Как правило, это выражается : в неумении находить подход к партнеру по общению; поддерживать и развивать установленный контакт; согласовывать свои действия в процессе любой деятельности; адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Отмечаются также сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Всё это приводит к конфликтам и непониманию собеседников.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Цель : формирование культуры межличностных отношений между детьми.
Задачи :
1. Обобщить и расширить знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу.
2. Развивать умение быть внимательными, приветливыми, доброжелательными.
3. Дать детям представление о толерантности .
4. Расширить и закрепить представление детей о толерантности .
5. Формировать толерантность мышления и поведения детей через игровую деятельность.
Средства : фонограммы песен цветок толерантности , макет автобуса, маленькие цветы толерантности , на каждого ребёнка.
Ход НОД:
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать по стране «Толерантность » под девизом : «Мы разные, но мы вместе!» и попытаемся понять смысл очень интересного слова «Толерантность » . Вот посмотрите - это цветок, но в середине этого цветка написано слово «Толерантность » . Что же мы понимаем под словом «толерантность » ?
Я вам сейчас прочитаю слова, которые написаны в лепестках цветка : уважение; терпение; сотрудничество; сострадание ; прощение; доброта, любовь, забота, милосердие.
Чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности .
Воспитатель : Ребята, а вы как понимаете наш девиз : «Мы разные, но мы вместе!» ? (Дети пытаются высказать свои мысли)
Воспитатель : Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас красивые бантики. А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные. Прошу подняться ребят, у кого темные волосы, а теперь – у кого светлые волосы. Подумайте, какие мы?
(Дети пытаются ответить; подвожу их к мысли о том, что они все разные, но они ходят в один детский сад, в одну группу, все они – равные.)
Воспитатель : Да, ребята, мы с вами, действительно, ходим в один детский сад, в одну группу, все мы любим конфеты, все мы любим гулять, отмечаем вместе праздники. Если люди будут дружные, будут совершать только добрые поступки, то не будет спора в группе, раздора в семье, не будет войны.
Наш цветок такой красивый и разноцветный. Он похож на радугу из страны Толерантности . Хотите оказаться в этой стране ? Нас ждет волшебный
автобус. Занимайте места .
Воспитатель : В этом путешествие мы отдохнем , поиграем, а главное, научимся быть приветливыми, внимательными, дарить радость друг другу.
Занимайте места (дети садятся, звучит музыка) .
Воспитатель : Вот и оказались мы в городе. Доброты. Этот город необычный : туда пускают только тех, кто умеет правильно себя вести, знает и говорит «волшебные» , то есть вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете? (Дети отвечают)
Воспитатель : А того человека, который использует в своей речи такие слова, можно ли назвать толерантным ? (Ответы детей)
Воспитатель : Все эти слова можно объединить в одно слово – толерантность . Вот такое новое слово мы с вами сегодня и узнали. Сейчас нам приготовили испытания, если мы будем дружными, будем помогать друг другу, то с этими заданиями, естественно, справимся.
Воспитатель : Главная тема русских народных сказок была и остается победа добра над злом.
Я буду называть сказочного героя, если он добрый – хлопаете в ладоши, если он злой – топаете ногами. (Кощей - Бессмертный, Золотая рыбка, Карабас - Барабас, Красная шапочка, Мальвина, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Дюймовочка). Все вы сделали правильно. Конечно, добрых героев больше.
Воспитатель : Мы прибываем в город Волшебных слов. Если мы выполним все задания в этом городе, то попадем с вами на главную площадь страны Толерантности .
Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными» . С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.
Поиграем с вами в игру «Дополняй-ка» .
Растает даже ледяная глыба, от слова теплого… спасибо
Зазеленеет старый пень, когда услышит… добрый день
Мальчик вежливый, понятливый, говорит, встречаясь… здравствуйте
Когда нас ругают за шалости, говорим : … простите, пожалуйста
Везде и всюду говорят на прощание … до свидания
Воспитатель : Стать вежливым нелегко, но это очень важно!
Наше путешествие продолжается , мы снова с вами поиграем, а игра называется : . (Объясняю смысл игры : если загадка о добре, то вы в ответ проговаривает слова : «Это я, это я, это все мои друзья» ; если загадка о том, что делать нельзя, вы молчите и машете руками)
Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
Кто быть вежливым желает, старушке место уступает?
Кто опрятный и веселый спозаранку мчится в садик?
А во вчерашний понедельник, кто был грубый и бездельник?
Малышей кто обижает, им гулять всегда мешает?
Воспитатель : Наше путешествие подходит к концу . Оно завершается на главной площади страны . Я снова буду вам задавать вопросы : вы будете улыбаться, если так поступает толерантный человек и хмуриться , если так поступает не толерантный человек .
Поздороваться при встрече
Толкнуть и не извиниться
Говорить «Спасибо» за подарок
Обозвать обидными словами соседа
Бегать по группе, сбивая всех
Помогать родителям
Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями.
Воспитатель : Человек рождается и живет на Земле, чтобы делать добро. Мы должны держаться вместе, заботиться друг о друге, дарить улыбки, говорить добрые слова. Давайте встанем в круг толерантности : передавать доброе тепло по кругу.
Мне хочется завершить наше путешествие словами : «Если каждый будет друг к другу терпим, мы сделаем вместе толерантным наш мир !»
Воспитатель : Закончилось наше путешествие , пора возвращаться в детский сад. (дети берут цветок Толерантности садятся в автобус и возвращаются в детский сад)
Воспитатель :
Понравилось вам наше путешествие ?
Что нового узнали?
Какие трудности возникали в путешествие ?
Что особенно запомнилось?