План летней оздоровительной работы в ДОУ. Детский садик. Летнее оздоровление в детском саду
Лето прекрасное время года. Его любят взрослые и дети. Летом можно вдоволь нагуляться, побегать, окрепнуть, подрасти, узнать новое.
Главная задача учреждения дошкольного образования в летний период времени организовать жизнь дошколят так, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летних каникулах, играх, прогулках, праздниках и развлечениях ещё долго радовали их.
С первого июня дошкольное учреждение переходит на работу в условиях летнего режима. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.
С наступление жаркой поры меняется и специфика работы дошкольного учреждения. Педагоги организуют и проводят работу с детьми, создавая комфортные условия для пребывания дошкольников на свежем воздухе: озеленяют и оформляют групповые участки, осуществляют ремонт и покраску игрового надворного оборудования, пополняют количество выносного оборудования для игр детей.
Летний период в детском саду принято называть оздоровительным, и он имеет свои особенности. Не у всех родителей есть возможность выезжать из города с целью оздоровления ребенка, приобретать путевки в санатории. Задача детского сада состоит в том, чтобы максимально использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени, добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился.
В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности.
В дошкольном учреждении в период летних каникул проводится физкультурно-оздоровительная работа, которая включает:
- утреннюю гимнастику;
- физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
- активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
- самостоятельную двигательную деятельность;
- закаливание естественными природными факторами (воздух, воду, рассеянные лучи солнца).
В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений. Все компоненты физкультурно - оздоровительной работыпроводятся ежедневно на воздухе.
Художественно-эстетическая работа, которая включает:
- изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
- музыкальную деятельность воспитанников;
- ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.
С целью создания эмоционального комфорта детей в летний оздоровительный период мы организуем:
- включение изобразительной деятельности в детские праздники;
- проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
- организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.
При организации музыкальной деятельности с воспитанниками проводятся:
- музыкально-дидактических игры, музыкальные викторины;
- включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.);
- сольное и коллективное музицирование;
- самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).
Таким образом, лето в детском саду - это насыщенная пора, наполненная смехом, радостью и весельем. Все усилия работников дошкольного учреждения направлены на оздоровление и закаливание детского организма.
ОСТОРОЖНО - ЛЕТО!
Уважаемые мамы и папы!
Лето — пора путешествий и новых впечатлений. Чтобы отдых был приятным, будьте бдительны и осторожны, помните об опасностях, которые подстерегают детей в дальней поездке и во время отдыха.
Опасности, связанные с путешествием
на личном транспорте:
— открытые окна;
— не заблокированные двери;
— остановки в незнакомых местах.
Сажайте детей только в детское автокресло! Пристегивайте ребенка ремнями безопасности.
Не разрешайте ребенку стоять между сиденьями, высовываться из окна, выставлять руки, снимать блок с двери, трогать ручки во время движения.
Выходить из машины ребенку можно только после взрослого.
Опасности, связанные с путешествием на поездах:
— открытые окна;
— тамбуры вагонов;
— верхние полки;
— кипяток;
— незнакомые люди.
Не разрешайте ребенку выглядывать из окон и высовывать из них руки, бросать в окна предметы, выходить в тамбур, общаться с незнакомыми людьми в отсутствие близких, брать от них угощение.
Опасности, связанные с жизнью на даче или в деревне (особенно — для городского ребенка):
— печка;
— колодец;
— инструменты;
— заброшенные доски с гвоздями;
— незнакомые животные;
— купание в водоемах.
Ребенок должен твердо запомнить, что ему нельзя:
— открывать печную дверцу и трогать печную заслонку;
— заглядывать в колодец;
— трогать инструменты;
— купаться в отсутствие ответственных за него взрослых.
— подходить близко к незнакомым животным, кормить их, гладить;
Опасности, связанные с катанием на роликах и велосипеде :
— крутой склон дороги;
— неровности на дороге;
— проезжающий транспорт.
Не разрешайте ребенку выходить на улицу с велосипедом, самокатом или роликами без сопровождения взрослых. Научите его останавливаться у опасных мест — выездов машин из дворов, с автостоянок и др. Разрешайте кататься только по тротуарам с ровной поверхностью. Если ребенок еще плохо управляет велосипедом и часто падает, снабдите его индивидуальными средствами защиты — наколенниками, налокотниками, шлемом.
Меры предосторожности, связанные с купанием в водоемах
Тщательно осмотрите место отдыха и купания. Проверьте, нет ли битого стекла, острых камней и других опасных предметов. Не забывайте надеть на ребенка на пляже головной убор. Располагайтесь с ребенком в тени деревьев, избегая прямых солнечных лучей. Входите с ребенком в воду постепенно. Резкое погружение разгоряченного тела в прохладную воду может спровоцировать сбой сердцебиения и судороги.
Не допускайте переохлаждения ребенка в воде. Чередуйте купание с играми на берегу.
Незнакомая еда
В качестве мер безопасности детей летом на отдыхе следите за тем, что они едят. Чтобы обеспечить безопасность детей летом на отдыхе и защитить их от расстройств пищеварения, соблюдайте некоторые важные правила питания:
Не давайте детям пробовать местные деликатесы и сами старайтесь аккуратнее относиться к ним;
Если Ваш ребенок аллергик или имеет определенные предпочтения в еде - узнайте, можно ли купить эти продукты там, куда Вы поедете, или возьмите их с собой;
В некоторых жарких странах не стоит умываться водой из-под крана и, тем более, ее пить - лучше покупайте бутилированную;
Не ешьте немытые фрукты и овощи и не давайте их ребенку;
Соблюдайте тщательную гигиену - мойте руки с антибактериальным мылом.
Правила безопасности на пляже
Теплый, рассыпчатый песок - настоящее раздолье для детей! Но в нем также кроется множество опасностей: осколки бутылок, опасные инфекции, мусор, острые камни, окурки и т.д. Заранее объясните ребенку, что тянуть горсти песка в рот не стоит, да и валяться в нем нужно аккуратно. Сами тоже не забывайте тщательно осматривать место, выбранное Вами для того, чтобы расстелить плед.
Каждое лето подводится печальная статистика смертей на воде - и очень часто утопленниками оказываются дети. Чтобы не допустить трагедии, родителям нужно соблюдать правила безопасности при посещении пляжа с детьми:
Ребенок всегда должен быть в поле Вашего зрения - вопреки сценам в художественных фильмах, человек, который тонет, не кричит и не размахивает руками;
Плавайте вместе с детьми только в разрешенных местах - на оборудованных пляжах, где есть спасатели;
Если Вы находитесь в воде с маленьким ребенком, всегда держитесь от него на расстоянии вытянутой руки;
Не пренебрегайте использованием надувных кругов и манжетов - эти приспособления помогут Вашему ребенку удержаться на воде и не уйти на дно;
Не разрешайте детям прыгать в воду с разбега;
Умейте оказать первую помощь.
Оздоровление дошкольников в летний период.
Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа представляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.
Летом продолжается систематическая и полномочная работа по разделам программ. Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.
Нужны ли занятия с детьми в летний период? Не будет ли это препятствовать полноценному их отдыху? Надо иметь в виду, что организовать летний отдых детей не значит предоставить им полную свободу в выборе, их необходимо объединять для коллективных занятий, иначе они устают, излишне возбуждаются.
Первое и основное требование - на воздухе должны проходить не только игры, но и занятия. Это требование должно выполняться независимо от погоды.
Удобно расположенные на участке, с учетом теневых мест, столы и скамейки, физкультурная площадка, песочницы, что необходимо для активной и полноценной жизни детей в летнее время, облегчает организацию воздушного режима.
Чем легче одежда, чем меньше частей тела она закрывает, тем лучше привыкает кожа к колебаниям воздушной среды.
В жаркую погоду мы стараемся ограничиваться однослойной одеждой. Не боимся оставлять детей в легкой одежде и в более прохладные дни. Плохую услугу оказывают родители и воспитатели детям, надевая на них колготки и свитер, как только погода становится прохладной. Нередко приходится при этом преодолевать сопротивление детей: более послушные подчиняются неохотно, непокорные протестуют. По существу они правы: закаленная кожа уже не нуждается в слишком большой защите. Принцип индивидуального подхода и здесь соблюдается.
Хорошо закаляет детей и хождение босиком. На чистом, убранном участке детского сада, на полянке во время прогулки, не следует лишать детей этого прекрасного в смысле закаливания народного обычая. Но необходимо соблюдать осторожность, особенно в первое время, пока кожа подошвы еще очень нежна и может быть легко повреждена.
Разнообразные подвижные игры в теплое время года - прекрасное средство закаливания.
Увеличение пространства для движений, облегченная одежда, соответствующий подбор игрушек позволяют детям лучше удовлетворить свою потребность в движении, а воспитателю удлинить пребывание детей на воздухе.
На участок мы выносим обручи, мячи, кегли и другие для игр. Дети широко используют эти пособия в самостоятельных играх.
Учитывая состояние погоды, мы выбираем игры, которые могут быть проведены на ограниченном пространстве: игры с бегом по кругу ("Карусель", "Кошки - мышки" и др.), с ходьбой по доске между начерченными линиями ("Поезд", "Метро"), игры с прыжками в длину с места ("Через ручеек", "Не замочи ног") и другие.
Теплые летние дни дают возможность более свободного выбора игр. Проводим игры с бегом на скорость ("Кто быстрее к флажку", "Чье звено скорее соберется"). Широко используем игры с мячом.
Не страшно, если детям иногда приходится пробежать по сырой траве, по лужам или попасть под теплый дождь во время прогулки - это еще больше повысит устойчивость их организма.
В летний период с целью закаливания мы пользуемся душем. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании. Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.
Душ используется и для поддержания чистоты тела ребенка. В летнее время это особенно важно, т.к. открытые части тела легко загрязняются. Поэтому, прежде всего, нужно вымыть ноги и руки с мылом.
С целью закаливания мы используем и утреннюю гимнастику. С наступлением теплой погоды гимнастика переносится на воздух. Одежда детей постепенно облегчается.
Построение утренней гимнастики на воздухе близко к построению в помещении. Содержание ее, подбор упражнений зависят от состояния погоды и закаленности детей.
Чтобы малыш рос, физически развивался, становился совершенным человеком, ему нужны солнце, воздух, вода. Благодатная пора для этого – лето. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа с детьми в летний оздоровительный период
Чтобы малыш рос, физически развивался, становился совершенным человеком, ему нужны солнце, воздух, вода. Благодатная пора для этого – лето. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Основная задача педагога при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении.
В июне – июле проводилась летняя оздоровительная работа в подготовительной, а в августе во 2 младшей группах.
Задачи летней оздоровительной работы:
1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2. Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно – гигиенических и трудовых навыков.
3. Осуществить педагогическое и санитарное просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
Работа в летний период проводилась по направлениям: воспитательно-образовательная работа, оздоровительная, работа с родителями.
В группе был разработан режим дня, согласно летнему периоду: утренний приём и гимнастика на воздухе, прогулки не менее 4 часов, закаливающие мероприятия: солнечные ванны, нахождение детей без одежды, хождение босиком, обливание рук до локтя, увеличение времени сна, витаминизация и калорийность питания, физкультурные мероприятия, соблюдался питьевой режим, одежда детей соответствовала температурному режиму, имелись головные уборы.
Проводились занятия: рисование, лепка, аппликация, развитие речи. Много времени отводилось чтению художественной литературы: сказки, загадки, разучивание стихов. Проводились различные беседы, в том числе беседы «О лекарственных растениях», «Правила поведения при пожаре», «О дружбе и друзьях» и т. д.
Большее количество времени было отведено игровой деятельности на воздухе: подвижные игры, игры с оборудованием, повышающим двигательную активность детей (скакалки, мячи, обручи, велосипеды, и др., сюжетные игры различной тематики, дидактические игры. Был организован поход с детьми подготовительной группы в природу.
Детям был организован просмотр мультфильмов. Постоянно проводились наблюдения в природе.
Игры с песком и сооружение построек из него – одно из самых увлекательных занятий в летнее время. Проводилась опытно-экспериментальная деятельность: проведение опытов и экспериментов по изучению свойств воды, песка. «Песочная терапия» - игры с песком, опытно – экспериментальная деятельность, конкурс построек из песка «Песочные фантазии».
В летний период проводились праздники и развлечения: «День защиты детей», «Здравствуй, лето», «Волшебный лес, лес чудес», «Что за прелесть эти сказки», «В страну дорожных знаков», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Малые Олимпийские игры», дискотека «Нам весело живется».
Все запланированные мероприятия по летней – оздоровительной работе реализованы. Особенно интересно, с хорошим эмоциональным подъемом прошли мероприятия: «Пусть всегда будет солнца» ко Дню защиты детей (летний спортивный праздник); Конкурс рисунков на асфальте «Мир похож на цветной луг».
Спланированы разнообразные формы работы с родителями общие и индивидуальные консультации, совместные праздники-развлечения в группах. Были оформлены стенды, информационные уголки для родителей. Родители были привлечены к работе по организации цветников, к участию в оснащении, оформлении участков, к проведению совместных мероприятия,
Все запланированные мероприятия по летней-оздоровительной работе были реализованы.
Летний период в дошкольном учреждении - возможность полностью посвятить работу сберегающим здоровье технологиям. Во время подготовки к оздоровительному процессу педагогический персонал разрабатывает маршруты прогулок и экскурсий, пополняет картотеку подвижных игр и коррекционных упражнений. Составляется подробный план летней оздоровительной работы в ДОУ. В нем отмечаются основные моменты работы с детьми - закаливающие процедуры, физкультурные досуги, интегрированные мероприятия.
С чего начинается летний сезон?
Летом дошкольники много времени проводят на участке, на свежем воздухе. Именно летом дети получают максимум впечатлений и положительных эмоций - подвижные игры, физкультурные развлечения, закаливающие процедуры, спортивные праздники.
В то время как составляется план летней оздоровительной работы в ДОУ,на территории проводятся необходимые работы. Безопасность детей должна стоять на первом месте. Необходимые мероприятия перед началом летнего периода:
- Ревизия уличного инвентаря.
- Покраска спортивной площадки.
- Необходимый ремонт (веранды, качели, скамейки).
- Субботник на территории всего сада.
- Инструктаж персонала о безопасности детей при проведении праздников, походов.
Начинается оздоровительная работа в ДОУ в летний периодс планирования. Творческой группой разрабатываются формы работы с детьми и родителями.
Цели оздоровительного периода
В последние десятилетия в работе с дошкольниками делается акцент на здоровьесберегающие технологии.Программа оздоровительной работы в ДОУ - это только направление, в котором должны двигаться педагоги учреждения для получения необходимого результата.
Базовая программа обычно дополняется методическими разработками. Это может быть «Точечный массаж» Уманской А.А., «Мышечная релаксация» Дж. Джекобсона, «Гимнастика для пальцев» Пак Дже Ву, «Психогимнастика» Чистяковой М.И.
Основными целями оздоровительной работы являются сохранение, укрепление здоровья детей (эмоционального, физического, психического). При этом в работе обязательно следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ по ФГОС своей основной целью ставит охрану, укрепление физического здоровья и психического благополучия ребенка. Введение стандарта позволяет видеть в перспективе результат работы и стремиться к нему.
Задачи оздоровительного периода
Одна общая цель помогает сориентироваться в направлении оздоровительной работы. Задачи ведут к комплексному решению поставленной цели. Они помогают структурировать работу в разных направлениях:
- Повышение адаптационных возможностей организма с помощью различных форм закаливания.
- Формирование положительного эмоционального настроя.
- Создание условий для самостоятельной двигательной активности малышей.
- Совершенствование физических функций детского организма.
- Развитие культуры движения.
- Формирование потребности в физических упражнениях, гигиенических процедурах, здоровом образе жизни.
Обязательно провести диагностику психофизического состояния здоровья детей до и после оздоровительного периода. Оповещать родителей о проведении закаливающих, гигиенических процедур или иных мероприятий.
Планирование летней оздоровительной работы в ДОУ
Планирование работы с детьми состоит из нескольких основных этапов:
- Диагностика здоровья.
- Полноценное питание и питьевой режим (гигиена и эстетика приема пищи, правильный подбор мебели).
- Закаливающие мероприятия (контрастное обливание ног и рук, ходьба босиком, стопотерапия, утренняя гимнастика, солевые дорожки, занятия в бассейне).
- Профилактические мероприятия (дыхательная гимнастика, сказкотерапия, гимнастика для глаз, самомассаж).
- Коррекционные мероприятия (фонетическая ритмика, индивидуальные занятия по развитию речи, мелкой моторики, осязания, социально-бытовой ориентировки).
- Витаминизация (фиточай, сок, кислородный коктейль, витамины).
- Работа с родителями.
План летней оздоровительной работы в ДОУ не обходится без физкультурных, музыкальных, интегрированных занятий, праздников и развлечений. В них входят:
- физкультурные занятия с валеологическими беседами;
- утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением;
- индивидуальные игры и упражнения;
- физкультурный досуг с родителями;
- после тихого часа;
- игры в сухом бассейне;
- интегрированные занятия на свежем воздухе;
- спортивно-музыкальные праздники.
Формы оздоровительной работы в ДОУ
Вся работа сводится к 3 основным блокам:
- Инициатива взрослых - это специально организованные моменты, в которых взрослые выступают в роли ведущих, а дети - ведомых.
- Совместная деятельность взрослых и детей - это наличие равноправных взаимоотношений, обоюдное желание взаимодействия.
- Самостоятельная деятельность детей - это спонтанное желание в игре, творчестве воплотить уже известные приемы.
Формы оздоровительной работы помогают от 1-го блока со временем перейти к 3-му блоку. Важно не только показать ребенку основы гигиены и Важно мотивировать его на постоянное использование полученных знаний.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУпридерживается таких форм, как:
- занятия-тренировки;
- спортивные соревнования;
- беседы о сохранении здоровья, строении тела;
- физкультминутки;
- викторины;
- двигательные разминки;
- экскурсии;
- занятия в бассейне;
- туристические походы;
- праздники, досуги, спартакиады.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ по ФГОСможет принимать самые разнообразные формы. Необходимо помнить, что летом учебные занятия не проводятся. Поэтому больше внимания следует уделять подвижным играм, спортивным развлечениям и целевым прогулкам.
Закаливающие мероприятия
Закаливание состоит из целого комплекса мероприятий, которые можно проводить и дома с родителями. При этом учитывать эмоциональное и физическое состояние ребенка.
Организация оздоровительной работы в ДОУ начинается с создания условий для проведения лечебно-профилактических мероприятий. Именно летом проводятся основные закаливающие процедуры:
- свето-воздушные ванны;
- обливание ног и рук прохладной водой;
- закаливающая гимнастика после дневного сна;
- ходьба босиком по «дорожкам здоровья»;
- полоскание рта после еды.
Основные принципы закаливания - регулярность и постепенность. Если ребенок ежедневно ходит в детский садик,то за лето он усвоит основные принципы гигиены, узнает о закаливающих процедурах. Главное - положительный эмоциональный настрой, который будет способствовать общему оздоровлению организма.
Коррекционные мероприятия
Коррекционные мероприятия в летний период проводят все специалисты детского сада - логопед, музыкальный руководитель, преподаватель ИЗО, инструктор по физической культуре, хореограф, психолог.
Коррекционные игры можно проводить в индивидуальном порядке или включать их в общие занятия:
- Коммуникативные игры.
- Артикуляционная гимнастика.
- Логоритмические упражнения.
- Пальчиковая гимнастика.
- Упражнения по телесной терапии.
- Игры на релаксацию.
- Фонетическая ритмика.
- Ритмопластика.
- Ортопедическая гимнастика.
Важность коррекционных игр состоит в том, что ребенок видит, как выполняют упражнения другие дети. Так малыши быстрее преодолевают стеснение и страх, получают необходимые навыки и умения. Когда ребенок посещает детский садик, то появляется и соревновательный эффект - сделать лучше других.
Профилактические мероприятия
К профилактическим мероприятиям относятся комплексы упражнений. Они предупреждают появление сколиоза, плоскостопия, нарушение зрения. Нетрадиционные методы также используются в целях профилактики заболеваний, укрепления нервной системы и формирования положительного эмоционального фона:
- Гимнастика для глаз.
- Самомассаж.
- Точечный массаж.
- Арт-терапия.
- Музыкотерапия.
- Сказкотерапия.
- Психогимнастика.
- Игротренинги.
- Драмтерапия.
- Кинезотерапия.
Как и коррекционные, профилактические мероприятия проводятся не только воспитателями, но и всеми специалистами учреждения.
В обязательном порядке опирается на возрастные особенности оздоровительная работа в ДОУ. В средней группе профилактические мероприятия значительно отличаются от упражнений для подготовишек. Постепенное усложнение - основополагающий фактор для полноценного развития детей.
Работа с родителями
План летней оздоровительной работы в ДОУвключает в себя Тесное взаимодействие семьи и сада помогает ускорить процесс приобретения гигиенических привычек. Для родителей выставляют на улицу на которых можно найти консультации о здоровом образе жизни, формировании гигиенических навыков.
На родительских собраниях или в приватной беседе медсестра расскажет о способах закаливания. Поможет советом в организации необходимых процедур дома. В памятках для родителей воспитатель напишет рецепт фиточая или правила артикуляционной игры.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ также не обходится без участия мамы и папы. Совместные спартакиады и соревнования, дни здоровья и походы помогут включить родителей в воспитательно-оздоровительный процесс.
В некоторых садах созданы экологические тропы. Они позволяют совершать небольшие экскурсии с детьми и родителями по территории детского дошкольного учреждения.
Особенности летнего периода
В летний период увеличивается время пребывания детей на открытом воздухе. Следует учитывать погодные условия при выходе на прогулку.
Утренняя гимнастика и физкультурные занятия проводятся на улице. При хорошей погоде рисование, аппликация, лепка, ручной труд, музыкальные занятия проходят на открытом воздухе. Ежедневно проводятся закаливающие процедуры и коррекционные упражнения.
Максимально часто с учетом погодных условий следует проводить игры с песком, водой. Организовать наблюдательную деятельность (за солнцем, ветром, насекомыми, растениями).
Организацию труда и наблюдения должен учитывать план летней оздоровительной работы в ДОУ. ФГОС рекомендует создать оптимальные условия для самостоятельной деятельности детей. Поэтому игрушки, инструменты должны быть у каждого ребенка. На участке надо разбить клумбы или сделать небольшой огород. Тогда дети смогут сами высаживать цветы, овощи. Наблюдать за их ростом и ухаживать за растениями.
Проектная деятельность
Малоподвижный образ жизни, повышение заболеваемости детей делают актуальным проект оздоровительной работы в ДОУ.Практическая ориентация поможет организовать предметную среду и вовлечь в воспитательно-оздоровительный процесс детей, родителей, сотрудников.
В проекте указывается, для чего нужен здоровый образ жизни, как он поможет жизнедеятельности человека. В теоретической части прописываются цели, задачи, ожидаемый результат, используемые методы и технологии.
Практическая часть включает в себя беседы с детьми, наблюдения, театрализацию сказок о ЗОЖ, дидактические игры, чтение рассказов, просмотр мультфильмов и видеофильмов. Они должны подтолкнуть детей к осознанию необходимости гигиенических, закаливающих навыков.
Реализация проекта начинается с мониторинга заболеваемости детей. После этого составляется план оздоровительной работы, подбор упражнений и методик.
Организационные моменты работы
В летний период не стоит допускать переутомления детей. Перегрузка сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем организма может привести к серьезным последствиям. Поэтому обязательно чередовать периоды двигательной активности со спокойными играми, релаксацией.
Утро. Гимнастика на улице, подвижные игры. Гигиенические процедуры после прогулки, завтрак. После еды - полоскание рта. Чтение книг, беседы о здоровье. На прогулке - упражнения на развитие крупной и Упражнения в равновесии чередуются с гимнастикой расслабления, гимнастикой глаз и артикуляционными занятиями. Практикуются игры-хороводы, хождение босиком по траве, спортивные игры (бадминтон, игры с мячом, боулинг, катание на велосипедах и самокатах).
День. Гигиенические процедуры перед обедом. Обливание ног и рук по локоть прохладной водой. При хорошей погоде окна открыты в течение всего дня. Обязательно практиковать дневной сон без маек. После него - корригирующая гимнастика на кроватях. Перед полдником - наблюдение за растениями в группе, разучивание стихов о природе.
Вечер . Во время вечерней прогулки можно на веранде устроить творческую мастерскую: дети по желанию выбирают лепку, рисование, ручной труд. После спокойных занятий устроить соревнования со спортивными атрибутами. Чередовать их с элементами В завершение - прогулка по экологической тропе с родителями.
Праздники для детей: «Как ручеек в гости ходил», «Учим Лунтика делать зарядку», «Бережем природу», «Веселая спартакиада», «Эстафета с Лесовичком», «День солнца», «Закаляемся, не стесняемся», «Рисуем на песке», «Игры с водой», «Летняя Олимпиада», «Мойдодыр и Лето».
Консультации для воспитателей: «План оздоровительной работы в летний период», «Эстетика участка», «Питьевой режим», «Основы закаливания», «Подвижные игры летом», «Режим дня по СанПиНу», «Организация двигательной активности», «Как составить беседу о строении тела», «ЗОЖ для детей», «Посильный труд на воздухе».
Консультации для родителей : «Подвижные игры на пляже», «Игры с песком, водой», «Учимся плавить и нырять», «Как играть с ребенком летом?», «Солнечный ожог и тепловой удар», «Закаляемся вместе», «Какие ягоды можно есть?», «Мы на даче с малышом», «Если укусила оса», «Ребенок на дороге», «Безопасность летом», «Как самостоятельно сделать дорожки здоровья?»
Совместные с родителями мероприятия : «День веселых игр», « В гостях у Светофора», «Как микробы на руки попали», «Веселые старты», «День чистюль», «День Нептуна».
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок никогда не болел, или хотя бы, чтобы разные простудные заболевания проходили с минимальными потерями для его здоровья. А выздоровление и восстановление также наступали достаточно быстро. Достичь такого достаточно легко – нужно планомерно и постоянно закалять малыша и заниматься его оздоровлением. И лето для этого лучшее время года. Но что же делать, если родители на работе, а детки – в детском саду? Во многих дошкольных учреждениях принято проводить разные оздоравливающие мероприятия, во многом такая практика зависит от сознательности руководства заведения.
Летнее оздоровление в детском саду имеет свою специфику. Педагоги должны уметь всемерно применять благоприятные для деток условия, созданные природой, и принимать меры по укреплению деток, закаливанию и пр. Малыши в это время могут поправиться и обучиться пониманию и любви к удивительному миру растений, а также животных. Ведь изучение окружающего мира лучше всего проводить на практике, в летнее время.
В детских садах летом педагоги продолжают систематически и полномочно работать по разделам программ. Однако все виды деятельности стараются перенести на свежий воздух. Каждому из них отводят отдельное место, а также время.
Но многих родителей интересуют, насколько нужны детям занятия в летнее время? Возможно, они помешают полноценному отдыху малышей? Однако, специалисты по педагогике утверждают, что организация летнего отдыха совершенно не подразумевает предоставления детям полной свободы выбора. Малышей все равно нужно объединять и организовывать для коллективных занятий, в противном случае у них наблюдается чрезмерная усталость и излишнее возбуждение.
Основное и самое первое требование по оздоровлению деток в детском саду летом – это организация на свежем воздухе не только игр, но и занятий. Причем выполнять такое требование настойчиво рекомендуют вне зависимости от погодных условий.
На территории дошкольного учреждения должны удобно располагаться столики и скамейки. При их размещении нужно принимать во внимание наличие теневых мест. Также важную роль играет организация физкультурной площадки и песочницы, так как они необходимы для полноценной детской жизни в летнее время года и существенно облегчают педагогам организацию воздушного режима.
Летом на детях должно находится минимум одежды, чем меньшую площадь тела она будет прикрывать, тем лучше кожа привыкнет к колебаниям воздушного окружения. В жаркое время года воспитатели настойчиво советуют ограничиваться однослойной одеждой. Также деток стоит оставлять в легких предметах гардероба и в более прохладную погоду. Родители и воспитатели не должны кутать деток, одевать на них колготки либо свитера при малейшем дуновении воздуха либо незначительном понижении температуры. Дети при этом часто протестуют, и они правы, ведь их кожа закалилась немного и не требует серьезной защиты. Однако важная роль здесь уделяется индивидуальности подхода.
Значительного эффекта в оздоровлении можно добиться и при прогулках босиком. На чистых и убранных участках детского сада воспитатели могут позволить малышам такое удовольствие. Однако стоит помнить и об осторожности, особенно в первое время, когда кожа еще не привыкла к таким прогулкам, и легко повреждается.
Такой подход к оздоровлению может включать в себя и использование так называемых «дорожек здоровья». Так именуют ограниченный участок, на котором размещены разные по фактуре поверхности – мелкие камешки, песок, трава, вода, веточки и бревнышки и пр. При занятиях на подобной местности возникает стимуляция различных активных точек на стопах, что положительно сказывается на деятельности всех органов и систем, а также стимулирует общее закаливание организма.
Различные подвижные игры на свежем воздухе также оказывают положительное влияние на здоровье деток. Если увеличить пространство для движения дошкольников, облегчить их одежду и подобрать соответствующие игрушки, они смогут полностью утолить свою жажду движения. Воспитатель при этом получает возможность без труда удлинить период нахождения группы на свежем воздухе.
На участок могут выноситься обручи, мячики, кегли, скакалки и прочие игрушки. Детки с удовольствием применяют такие пособия для самостоятельного времяпровождения.
При подборе подвижных игр нужно принимать в учет состояние погоды. Не стоит бояться сырости, даже бегать по мокрой траве может быть полезно, а теплый дождик во время прогулки не принесет никакого вреда здоровью. Так устойчивость организма к простудам только повысится.
В летнее время в дошкольных учреждениях могут применяться души. Такое воздействие водой куда более полезно, нежели обливание либо обтирание, так как струи оказывают дополнительное стимулирующее воздействие на организм. Кроме того, при использовании душа, вода кажется более теплой, нежели при других аналогичных процедурах. Такое воздействие приводит к повышению тонуса мышечной системы, увеличению работоспособности.
Для закаливания и общего оздоровления применяют и ежедневную утреннюю гимнастику. Ее проводят в помещении около открытого окна, а затем переносят на воздух.
Программа оздоровления в детских дошкольных учреждениях подбирается руководством и обязательно согласовывается с родителями.