Дидактические игры по сенсорному развитию для детей раннего возраста. Фотоотчет «Дидактические игры по сенсорике для детей дошкольного возраста своими руками
Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.
Материал: 4 матрёшки с геометрическими рисунками-схемами, геометрические формы, «дорожки».
Описание игры.
Вариант № 1 – «Наряди» !
Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.
Вариант №2 – «Дорожки для матрёшек».
Ребёнок берёт понравившуюся «дорожку» и выкладывает на неё фигуры одной формы, но разные по цвету. Игра считается оконченной, если выложены все фигуры на дорожку или пока вся дорожка не заполнится: треугольниками, кругами, прямоугольниками, квадратами.
Вариант № 3 – « Матрёшка на дорожке».
Этот вариант для детей, которые хорошо справились с вариантом № 1 и № 2.
Ребёнок выбирает понравившуюся матрёшку и «наряжает» её. Заполняет все контуры геометрическими фигурами. После этого берёт любую дорожку для своей матрёшки и выкладывает на ней геометрические фигуры (разные по цвету).
Вариант № 4 – « Найди матрёшке её дорожку».
Последний вариант игры позволит ребёнку закрепить все предыдущие варианты игр.
Ребенок берёт матрёшку в красной косынке и выкладывает на ней по контурам все геометрические фигуры. Затем ему нужно найти «дорожку» с красной геометрической фигурой и выложить на ней все треугольники (разные по цвету). Игра считается законченной, если матрёшки будут стоять на дорожках.
Дидактическая игра « Стиральные машинки»
Цель: Развитие сенсорных навыков.
Задачи:
1. Закреплять названия основных цветов, учить их правильному произношению, знакомить с разными видами одежды (платье, юбка, брюки).
2. Развивать цветовосприятие (ребёнок должен хорошо различать цвета).
3. Развивать логическое мышление (при принятии решения, в какую стиральную машинку опустить синее платье или жёлтую шапочку).
4. Развивать мелкую моторику рук (необходимо взять пальчиками маленькую детальку из картона и опустить её в отверстие стиральной машины).
5. Воспитывать внимательность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, отзывчивость и стремление помочь кукле Тане.
Своевременное сенсорное развитие детей 3 лет - основной путь к раскрытию заложенных в них природных способностей. В годовалом возрасте малыши начинают активно двигаться, ходить, трогать все руками, толкать, но движения их под час неловки, иногда и неосознанны. Именно в период раннего детства происходит активное развитие восприятия.
Человек получает информацию из внешнего мира с помощью пяти органов чувств:
- Зрения (передается до 90% всей информации)
- Слуха (поступает 9% информации)
- 1% процент информации поступает через остальные органы чувств:
- обоняния;
- осязания;
- вкуса.
До 3 лет мозг ребенка учится воспринимать и обрабатывать входящую информацию. В этот момент формируется личность, характер, пробуждаются заложенные способности.
Развитие через самообразование
Дети прикасаются к предметам, тянут их в рот, пробуют на вкус, так они составляют о них первичное представление. Сенсорное развитие основывается на распознавании основных цветов, запахов, определении форм или величин. Ребенок 2-3 лет путем самообразования анализирует понятия и свойства, которые характерны для предметов и веществ: вкус, запах, размер и пр. Последующее интеллектуальное, физическое, эстетическое развитие будет строиться на личном опыте, который он получил в раннем возрасте.
Сенсорика у малыша развивается ежедневно: в быту, на прогулках, в играх. Родителям нужно ненавязчиво объяснять те или иные явления, предметы, которые видит ребенок. Взрослые знают, что желтый кружок на листе бумаги – это солнышко, для медвежонка характерен коричневый цвет, а малыша всему этому нужно будет учить.
Сенсорное восприятие мира основывается на нескольких параметрах:
- Понятие о цветах и некоторых оттенках
- Узнавание простых геометрических фигур (круг, треугольник, ромб, квадрат)
- Понимание величины, размера
Как развивать сенсорику у ребенка
Маленьким детям нужно создавать условия, которые позволят им накапливать представления о форме, цвете, величине, расположении предметов. В раннем возрасте у них развивается мелкая моторика, совершенствуются движения. Они всегда стараются подражать взрослым, поэтому им нужно показывать как держать предметы, рисовать, работать с конструкторами, мозаикой. Преподносить малышам знания об окружающем мире лучше всего в игровой форме , потому что именно так их можно заинтересовать.
Тематический материал:
Для сенсорного развития используют игрушки, которые побуждают детей выполнять различные действия: собирать кубики, кидать мячик, грызть погремушку, катать машинку. Они знакомят малышей с различными формами и размерами, цветами и фактурой. В результате полученные тактильные ощущения благотворно влияют на мозг, развивают мелкую моторику, речь.
Сенсорные игрушки бывают нескольких видов:
- Сшитые из различных материалов мягкие игрушки, с природными или синтетическими наполнителями;
- Игрушки по типу конструкторов: разные пирамидки, сортеры, пластмассовые и деревянные кубики, матрешки, коробочки.
- Мозаика, конструкторы (пластмассовые, металлические, деревянные)
Развивающие настольные игры
Осмысление действительности начинается у детей примерно с 2 лет. Малыши могут называть предметы и давать им характеристики. Они способны различать большие и маленькие объекты, называть их формы, определять, какие они на ощупь. Так начинается сенсорное развитие. С 2-3 лет можно заниматься по вырезанным картинкам.
Тематический материал:
В домашних условиях тоже можно обучать малышей, например, по системе сенсорного развития Елены Янушко.
Автор объясняет, что в раннем возрасте детское внимание носит непроизвольный характер. С ними не проводятся занятия с обучающими предметами или беседы, потому что их сложно заставить слушать или смотреть. Лучше всего создавать игровые ситуации с дидактическими игрушками: матрешки, пирамидки, рамки со шнурками, досками Сегена.
Янушко выделяет несколько принципов сенсорного развития:
- Зрительное восприятие – ознакомление со светом, основными цветами, разными формами, простейшими величинами, количеством, расположением в пространстве;
- Слуховое восприятие – знакомство со звуками различного происхождения;
- Тактильное восприятие – ощупывание предметов из разных материалов; разнообразных по ощущениям: теплых, холодных, гладких, колючих и т.д.
Методист утверждает, что обоняние и вкус спонтанным образом развиваются в бытовых ситуациях. Родители должны объяснять незнакомые запахи, давать попробовать новый продукт. Обязательно интересоваться мнением ребенка, понравилось ему это или нет.
Упражнения сенсорного развития
Детям 2-3 лет только предстоит научиться определять признаки всевозможных предметов, называть их свойства, оперировать ими. Для получения сенсорных навыков применяют специальные упражнения дидактической направленности, которые помогают составить представление о свойствах и особенностях различных вещей:
- Сортировка однородных предметов согласно размеру, геометрической форме, цвету.
- Размещение предметов в соответствующие гнезда.
- Собирание мозаики по образцу.
- Рисунки красками на разные темы.
- Подражание взрослым в мимике, жестам.
- Угадывание на ощупь фруктов, овощей, форм предметов.
Сенсорному развитию детей необходимо уделять особое внимание, так как от этого зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, раскрытие его способностей и талантов, самореализация в будущем. Занимаясь с ребенком, родители воспитывают в нем внимательность, усидчивость, развивают память, мышление. К тому же во время обучения устанавливается тесный контакт с малышом, формируются доверительные семейные отношения.
Читайте тематические статьи
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Учебно-методическое пособие адресовано воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, а также родителям малышей.
В данном альбоме мы демонстрируем пособия из нестандартных материалов для игровой деятельности детей, направленной на освоение ими сенсорных эталонов. Применение в практике работы воспитателя современных материалов, отвечающих эстетическим, гигиеническим и педагогическим требованиям, очень оправдано.
Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем. А ведь одной игры для малышей мало, им нужно развиваться в разных направлениях. Но вполне можно и самим сделать серию простых развивающих игр, затратив на это совсем немного времени и средств.
Наши пособия можно сделать самим дома, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей. Конечно, в былые времена это происходило, скорее, по причине дефицита и других объективных факторов. Сейчас семейные поделки – редкость, а если позволить крохе принять посильное участие в их изготовлении, то игры принесут двойную пользу и играть в них будет еще интереснее.
В альбоме представлены игры: “Найди такой же”, “Угадай звук”, игры с прищепками, игры с мозаикой, игры с сухим бассейном.
Дидактическое пособие “Цветочная поляна”
Для развития у детей воображения, формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами было изготовлено дидактическое пособие “Цветочная поляна”. Оно привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.
Описание пособия: Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены пробки.
Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия “Цветочная поляна”.
Цель: закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.
“Подбери серединку к цветку”
“Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую”
“Заверни у цветка красную серединку. Белую”
Дидактическое пособие “Пальчиковый сухой бассейн”
Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.
Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.
Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.
Дидактическая игра “Бусы из солёного теста”
- укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
- формирование умения сочетать по цвету;
- развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей;
- обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.
Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.
Описание приготовления пособия:
Приготовить солёное тесто (смешать 1стакан соли “Экстра”,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике), слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!
Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”
- формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;
- учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.
Получается яркое и красивое пособие.
Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.
По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.
Дидактическое пособие “Разложи карандаши по стаканчикам”.
- формировать умение различать цвета;
- учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично!
Полноценную жизнедеятельность малыша невозможно представить без сенсорного воспитания. Таким образом он познает окружающий мир. Ярким примером является стремление в младенческом возрасте все испробовать на вкус. Позже это переходит в желание рисовать на обоях, мебели, исследовать содержимое всех кастрюль и сумок, проверять все предметы, которые попадаются в руки на прочность. Прекрасным помощником в обогащении внутреннего мира крохи, воспитании в нем личностных качеств и знакомстве с существующими реалиями являются сенсорные детские игры.
В раннем возрасте малыш все тянет в рот, и это также является способом сенсорного восприятия мира
Понятие сенсорики
Сенсорика происходит от латинского слова ‘sensus’, что означает восприятие. Другими словами так можно назвать человеческую способность составлять собственное представление о том, как устроен мир, через свои ощущения и личное восприятие.
Для детей сенсорное развитие напрямую связано с формированием представления о таких важных свойствах предметов как форма, цвет, запах, вкус, пространственное расположение, размер. До трехлетнего возраста дети очень быстро и интенсивно развиваются в психическом, физическом и интеллектуальном плане.
Не последнюю роль в успешности процесса развития играет степень сенсорного воспитания крохи - как он видит, слышит и осязает мир вокруг себя.
В чем же заключается столь высокое значение сенсорного развития детей 2-3 лет? Ответ состоит в том, что сенсорное развитие детей раннего возраста - это:
- базовый фундамент для умственного развития;
- развитие наблюдательности и внимания;
- положительное влияние на эстетические чувства;
- расширение воображения;
- возможность освоения новых способов познания предметов и мира;
- приобретение сенсорных эталонов;
- постижение навыков учиться и изучать;
- помощь в увеличении словарного запаса;
- влияние на развитие многих видов памяти, среди которых зрительная, моторная, слуховая, образная и другие.
Деятельность по сенсорному воспитанию поможет проявить творческие способности ребенка
Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет
Для того чтобы ребенок гармонично рос и получал грамотное воспитание, необходимо особое внимание уделять его сенсорному развитию. Отдельного внимания требует сенсорное развитие детей 2-3 лет. Именно в этот период кроху ждет встреча с огромным объемом незнакомых ему сведений. Например, для взрослого человека вполне естественно понимание того, что плюшевый медвежонок - это игрушка, у которой мягкая коричневая шерсть, два уха, четыре лапы и маленький хвостик, в то время как малыш этого еще не знает. Очень важно родителям и родственникам, которые непосредственно общаются с малышом, правильно преподносить информацию о предметах и заниматься его сенсорным воспитанием.
Сенсорное развитие детей происходит согласно следующим параметрам, по которым формируется личная система восприятия мира:
- знание цветов: зеленый, желтый, красный, белый и другие;
- способность различать и определять, где какая геометрическая фигура: прямоугольник, овал, треугольник и другие;
- умение сравнивать относительные величины: большой, средний, маленький.
Поэтапное формирование сенсорного восприятия
В сенсорном развитии детей раннего возраста можно выделить определенные этапы. В полтора-два года к задачам сенсорного воспитания, с которыми должен справляться кроха, относятся:
- Ориентация в палитре цветов и способность различать не менее 3-4 основных. Сортировка предметов одного цвета.
- Строительство пирамидки из 4-5 элементов по уменьшению их величины. Для этих целей лучше использовать пирамидки, составляющие детали которых сильно отличаются друг от друга по размеру.
- Проведение анализа формы геометрической фигуры и соотношение ее с плоской проекцией. Идеальный вариант - сортер. Кроха должен подобрать отверстие в коробке, в которое сможет пройти геометрическая фигура соответствующей формы.
Собирание «пирамидки» помогает ребенку познакомиться с понятием формы и размера
В период с двух до трех лет приобретенные ранее способности совершенствуются и дополняются. Задачи сенсорного воспитания в этот период сводятся к тому, что ребенок должен уметь:
- Различать как минимум 6 цветов и знать их по названиям. Производить сортировку предметов по определенному цветовому образцу.
- Определять величину согласно трем понятием: большой, маленький средний. Только ими его анализ может и не ограничиваться.
- С легкостью строить пирамидку из 5-8 колечек. Прекрасной тренировкой для крохи является не только стандартное построение пирамиды от большей детали к меньшей, но и обратный вариант.
- Собирать пазлы и картинки из разрезанных частей. Оптимальное число составляющих варьируется от 4 до 8.
- Определять форму предметов. Отличать объемные фигуры: куб, шар или прямоугольный брус.
- Еще одна из задач сенсорного воспитания - умение сортировать предметы, имеющие общие признаки, например, цвет, форму или размер, по соответствующим группам.
Развитие сенсорики у ребенка
Приобретение малышом знаний о формах, размерах, цветах, расположении и других признаках предметов, а также накапливание подобного опыта требует создания необходимых условий, которые позволят ему это делать. Полезной будет консультация со специалистом, который проведет диагностику и выявит особенности сенсорного развития ребенка.
Чтобы ребенок мог исследовать окружающий мир, необходимо создать для него гармоничные условия
Для совсем маленьких детей сенсорное воспитание в основном заключается в развитии мелкой моторики и совершенствовании навыков движения. В раннем возрасте малыши стремятся все повторять за взрослыми и подражать им, поэтому родителям следует собственным примером проводить сенсорное воспитание крохи. Например, показывать как обращаться с интересующими его предметами, как держать карандаш, рисовать и лепить.
Сенсорное воспитание детей через дидактические игры занимает основополагающее место в познании мира, ведь практически все о нем ребенок узнает в игре. Благодаря дидактическим играм осуществляется контроль уровня сенсорного развития ребенка. Кроме того преподнесение информации об окружающем мире в игровой форме намного быстрее заинтересует и привлечет внимание крохи.
Развивающие игрушки
В целях сенсорного воспитания детей раннего возраста используют игрушки, пробуждающие в ребенке желание производить с ними конкретные манипуляции - например, бросать мяч, складывать кубики, возить машинку или грызть погремушку. Они дают малышу возможность изучать всевозможные цвета, формы, структуры и габариты. Сенсорное воспитание оказывает положительное влияние на работу мозга, развитие мелкой моторики и речевых функций.
Существует целый ряд игрушек для сенсорного воспитания:
- Мягкие игрушки. Для их пошива используют разные по свойствам и составу материалы, наполняют природными или синтетическими волокнами.
- Сортеры, пирамидки, матрешки, деревянные или мягкие кубики и другие конструкторы подобного типа.
- Сенсорное воспитание не обходится без мозаики и деревянных, металлических и пластмассовых конструкторов.
Сортеры помогают крошке больше узнать о формах и их соотношении
Развивающие игры с малышами
Уже с годовалого возраста для сенсорного воспитания в играх используются тематические картинки. Они есть в магазинах детских товаров, а можно сделать их дома своими руками. Для изготовления потребуется распечатать изображения на различную тематику: животные, предметы быта, транспорт, фрукты. Затем раскрасить и наклеить их на картон.
Ниже представлены несколько вариантов дидактических игр с рисунками:
- «Ежики собирают грибочки». Для этого потребуется рисунки ежиков и грибочков. Задача ребенка -прикреплять грибы на иголочки к животным.
- «Дерево с листочками» или «Фруктовое дерево». На картинке с изображением дерева крохе нужно расположить нарисованные листочки или фрукты.
- «Картинки из частей». Рисунки, на которых изображены овощи, одежда, транспорт или другие предметы, следует разрезать на 2-3 части. Перед ребенком стоит увлекательное задание отыскать и соединить части морковки, самолета, платья.
- «Колеса для машинки». Сделать 5-6 картинок с автомобилями разных цветов и отдельными колесами тех же цветов. Ребенок должен подобрать к каждой машинке ее колеса.
Игровая деятельность, в которой принимают участие картинки, доставляет малышу не только удовольствие от интересного занятия. Это огромная польза для развития мелкой моторики и ведущих каналов восприятия, а также значительный вклад в его сенсорное воспитание.
Составление коллажей и аппликаций - один из самых интересных видов взаимодействия с картинками для детей
Подручные материалы для игр и развития тактильных ощущений
Для более эффективного сенсорного воспитания идеально подходят такие материалы как:
- Фольга. Малышу обязательно понравится мять и шуршать кусочком фольги в ручках. После того как он прекратит деятельность, можно вместе разгладить ее обратно.
- Крупы, каштаны, фасоль, орехи. Такой подручный материал как нельзя лучше поможет малышу изучать формы, размеры, структуру и развивать воображение.
- Песок и вода. Летом стоит поощрять игры с песком и водой на улице, тем более пребывание на свежем воздухе очень полезно для здоровья. Зимой дома аналогом песку может послужить манная крупа.
Примеры игр с детьми старшего возраста
- Раскладывание предметов по группам в соответствии с цветом, формой или величиной. Для этого необходимо вырезать из бумаги геометрические фигуры разных цветов. Ребенок должен разложить их по цвету, форме или величине (рекомендуем прочитать:).
- Заниматься сенсорным воспитанием стоит не только дома, но и на улице. К примеру, во время прогулки можно начать поиск вещей, форма которых напоминает круг. Это могут быть люк, лужа или вывеска на магазине. Также можно выбирать только большие или только маленькие предметы и параллельно учить малыша их сравнивать.
- Игра «Большой и маленький». Она помогает крохе почувствовать разницу в размерах предметов. Для начала можно спрятать в руках что-то маленькое, полностью помещающееся в ладошках, а потом попробовать повторить это же с большой вещью. Также можно поменяться одеждой: ребенок меряет одежду взрослого, а тот малыша, в процессе объясняя причины, из-за которых она не подходит.
- Игра «Что поменялось?». Сначала следует расставить перед ребенком игрушки, после чего, пока он отвернется или выйдет из комнаты на пару минут, поменять их последовательность. Малыш должен указать на произошедшие изменения. Подобная дидактическая игра развивает логическое мышление, внимание и память.
Сенсорные игры на основе органов чувств
- Игра «Что звучало?». Для нее понадобится ложка, колокольчик и погремушка. Сначала надо постучать ими по очереди при ребенке, после чего он должен отвернуться или закрыть глаза, а взрослый выбрать предмет и постучать им снова. Крохе нужно угадать, что это был за предмет. Эта дидактическая игра развивает память, внимание и воображение.
- Музыкальные игры, основная задача которых - развить в ребенке чувство ритма и такта и научить его сосредотачивать внимание на чем-то одном. Например, в то время как один из родителей хлопает в ладоши, при этом изменяя скорость и громкость, малыш топает ногами согласно тому, что он слышит. Когда мама прекращает хлопать, кроха должен остановиться.
- Определение запаха. Вместе с крохой исследуйте запахи продуктов или вещей, например, хлеба, цветов или новой книги. Следует сказать, какие пахнут плохо, какие хорошо или какие обладают сильным ароматом, а какие практически не пахнут.
- Игры на тактильное восприятие. В них ребенок должен трогать как можно больше различных предметов: твердых, мягких, шершавых, скользких, меховых. Прекрасно подходит разрывание бумаги или пересыпание крупы в руках.
- Игра «Угадай, что в мешочке?». Смысл игры заключается в том, чтобы ребенок смог отгадать все предметы, которые вслепую достает из мешка. Это могут быть ракушки, камни, каштаны, монеты, овощи и все что придет в голову.
Мария Дмитриева
Учебно-методическое пособие адресовано родителям малышей.
В данном альбоме я демонстрирую пособия из нестандартных материалов для игровой деятельности детей , направленной на освоение ими сенсорных эталонов . Мои пособия можно сделать самим дома, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей .
Дидактическое пособие «Паровозик»
Для развития у детей воображения , формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами предлагаю изготовить дидактическое пособие «Паровозик» . Оно привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.
Цель : закрепление знания цвета, размера; развитие моторики руки.
Описание приготовления пособия :
Пособие состоит из коробки с наклеенными паровозиками, самолетом, солнцем и облаками из самоклеящейся плёнки, в центре изображений проделаны отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера и цвета. На горлышки завинчены пробки, задача детей подобрать крышку нужного цвета и прикрутить ее к горловине.
Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн»
Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней.
Цель : сенсомоторное развитие , формирование основных сенсорных эталонов : форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
Описание приготовления пособия :
капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль, обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.
Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.
Дидактическая игра «Ёжик»
Цель : - развивать внимание, мелкую моторику пальцев, познавательную активность; умение принимать воображаемую игровую ситуацию;
Учить различать четыре цвета (красный, желтый, зеленый, синий) ; выбирать «прищепку - колючку» в соответствии с цветом ежика.
Описание приготовления пособия :
вырезаем из картона 4 ёжика (красный,желтый,зеленый,синий) и прикрепляем прищепки по цветам.
Публикации по теме:
Материал подготовила: Ерошова Татьяна Михайловна воспитатель второй младшей группы. д/с " Светлячок". Сенсорное воспитание, направленное.
Игра «Моталочки». Цель: развитие мелкой моторики, логического мышления, зрительной, тактильной памяти, творческого воображения, элементарной.
"Занимательные фишки" Цель: Формирование у детей представлений об основных цветах. Задачи: Способствовать развитию умения группировать фишки.
Данные дидактические игры помогут воспитателям детских садов и педагогам начальной школы для индивидуальной и групповой работы. Игра № 1.
Дошкольное детство - период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Для воспитания детей культурными необходимо использовать.
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 127 "Берёзка", г. Иркутск, Иркутская область
Семенова С.Г. Сенсорное развитие младших дошкольников средствами дидактических игр // Совушка. 2016. №1..2016.n1-a/ZP15120188.html (дата обращения: 19.03.2019).
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается, при этом немалую роль в познании играют ежедневные впечатления от общения с людьми.
Дошкольный возраст — это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное развитие, в процессе сенсорного воспитания, в этот период занимает важнейшее место, так как является еще и основой для умственного развития.
Полноценному восприятию окружающей действительности помогают дидактические игры, которые служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
По мнению Э.Г. Пилюгиной, В.И. Логиновой, эффективное управление сенсорным развитием детей младшего дошкольного возраста осуществляется на занятиях или в организованной деятельности. Педагог, системно планируя проведение дидактических игр по сенсорному воспитанию, способствует эффективному развитию ощущений и восприятия, что влияет на сенсорное развитие ребенка.
Наблюдая за работой своих коллег-педагогов, я поняла, что в дошкольной организации не всегда используют планомерно дидактическую игру для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в образовательной деятельности. Поэтому, для себя поставила несколько задач, решая которые, я увидела влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей младшего возраста в процессе образовательной деятельности.
Сенсорика - это совокупность чувствующих подсистем организма.
В сенсорику любого человека входит несколько подсистем: зрительная, вестибулярная, слуховая, проприоцептивная, тактильная.
Сенсорное развитие дошкольников включает две взаимосвязанные стороны: 1) усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений. 2) овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и объёмно воспринимать окружающий мир. Следовательно, сенсорное развитие - это развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира с помощью подсистем организма: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
Сенсорное развитие осуществляется в процессе сенсорного воспитания.
Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Для сенсорного развития педагог может использовать различные возможности:
- в изобразительной деятельности: цвет и оттенки;
- в конструктивной: форма, величина, пространственные отношения, свойства поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая);
- в музыкальной деятельности: темп, ритм, характер музыки;
- на лепке: свойства пластилина, глины (твёрдый, мягкий, пластичный);
- в ознакомлении с окружающим миром: цвет, запах, звук и т.д.
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте осуществляется в трех направлениях: развитие органов чувств; овладение сенсорными эталонами; усвоение перцептивных действий (способов обследования предметов).
По мере накопления чувственного опыта, круг сенсорных представлений ребёнка становится шире. Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни.
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста, я опиралась наследующие задачи:
- развивать восприятие детей в различных видах деятельности; создавая условия для ознакомления детей со свойствами предметов и явлений окружающей действительности. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
- обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;
- совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств;
- развивать образные представления.
Все эти задачи я решала с помощью игры. Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра, являясь формой практики ребенка, направлена на освоение, познание окружающей его жизни. Большая роль в умственном воспитании детей принадлежит дидактическим играм. Эти игры имеют готовое содержание и четкие правила.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога. Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат (подведение итогов).
Для сенсорного воспитания детей младшего возраста, я использовала следующие виды дидактических игр:
- Игры - поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками (предметами): подобрать, складывать, вставлять, нанизывать и т.д. (матрешка, пирамидки и др.).
- Игры с прятаньем и поиском, основаны на интересе детей к неожиданному появлению и исчезанию предмета, их поиску и нахождению.
- Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: "Узнай", "Что здесь?", "Что изменилось", "Волшебный мешочек".
- Сюжетно-дидактические игры - изображение жизненных ситуаций, в выполнении роли взрослых или животных ("Напоим Машу чаем", "Постираем кукле платье", гуси, медведь, зайчик и т.д.).
Используя дидактическую игру в рамках образовательной деятельности, я планомерно и в системе осуществляла сенсорное развитие детей. При этом использовала дидактическую игру в образовательной деятельности как самостоятельную форму и как метод в одной из его части.
Для того, чтобы сделать свою работу наиболее эффективной, я всех детей разделила на две подгруппы, учитывая уровень развития каждого ребенка. Также мной были спланированы следующие дидактические игры, которые были направлены:
- на формирование представлений о цвете и оттенках (два оттенка каждого цвета);
- на формирование представлений о форме;
- на формирование представлений о величине и размере;
- на формирование умения обследовать и обозначать свойства реальных предметов;
- на развитие глазомера.
Название дидактической игры | Дидактическая задача |
Воздушные шары |
Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра — "красный", "оранжевый", "желтый", "зеленый", "синий", "фиолетовый". |
Спрячь мышку |
Закреплять у детей представления о шести цветах. |
Подбери по цвету |
|
Подбери по цвету |
Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения). |
Подбери по цвету |
Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения). |
Лебедушка |
Дать детям представление о том, что цвет — признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения. Закреплять названия цветов спектра. |
Украсим елочку |
Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов), подбирать их по слову, обозначающему цвет. |
Какие бывают фигуры |
Познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называть их). |
Какие бывают фигуры |
Познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат — треугольник, квадрат — прямоугольник, круг — овал. |
Подбери фигуру |
Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания. |
Подбери по форме |
Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины |
Подбери по форме |
Дидактическая задача. Учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. |
Кому какая форма |
Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. |
Кому какая форма |
Учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. |
Найди предмет такой же формы |
Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. |
Что лежит в мешочке? |
Закреплять знания детей о форме, упражнять в соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом. |
Геометрическое лото |
Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. |
Три квадрата |
Дидактическая задача. Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: "большой", "маленький", "средний", "больше", "меньше", "самый большой". |
Башня |
Закреплять представления об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами. |
Башня |
Дидактическая задача. Закрепить представления об отношениях по величине между плоскими и объемными объектами. Научить располагать в порядке убывания величины четыре предмета. |
Продолжать учить детей устанавливать отношения по величине между плоскими и объемными предметами, располагать предметы в порядке убывания величины. |
|
Построим лесенку |
|
Соберем пирамидку |
Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки. |
Сделаем столбики |
Формировать умение выбирать на глаз предметы одинаковой величины. |
Сбор фруктов |
Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. |
Все дидактические игры были проведены мной в строгой последовательности. Сначала были проведены игры, направленные на развитие цвета, затем на развитие восприятия формы, затем на развитие восприятия величины, и в завершении на развитие глазомера. В процессе проведения большинства дидактических игр развивала навыки обследования у детей. Такая последовательность обусловлена тем, что дети сначала должны усвоить цвет и форму, только потом величину.
Чтобы привлечь внимание детей я вначале образовательной деятельности использовала сюрпризные моменты: "А кто это стучится к нам?", "Посмотрите, что нам принесла Машенька в волшебном мешочке!" и т.д.
Дети младшего дошкольного возраста быстро устают, и чтобы их внимание не ослабло, все объяснение, и проведение дидактических игр осуществляла в процессе предметной практической деятельности. Для того, чтобы разнообразить деятельность детей я использовала физкультурные минутки, такие как: "Зайка серенький сидит…", "Буратино" и др., пальчиковую гимнастику: "Сорока-ворона", "Пальчик-мальчик, где ты был?" и т.д. А затем снова возвращалась к решению дидактических задач.
В процессе работы с детьми, я побуждала детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегала к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволило детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх.
Во время игр и образовательной деятельности старалась заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребенка. Привлекала внимание к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приемов, поддерживала интерес к образовательной деятельности через введение персонажей ("пришла Катя посмотреть на нас", "пальчики хотят помочь" и т. д.).
Все полученные представления о сенсорных эталонах я закрепляла с помощью продуктивных видов деятельности.
На занятиях по изобразительной деятельности я закрепляла с детьми основные цвета, форму. Во время конструктивной деятельности закреплялись все сенсорные представления детей: цвет, форма, размер (величина) с непосредственной практической деятельностью. Кроме того, я использовала игры для закрепления знаний на одном из этапов образовательной деятельности. Например, в водной части (предметные дидактические игры), в основной в качестве физкультминутки и подготовки мелкой моторики рук к рисованию (на данном этапе проводились словесные игры). В заключительной части использовала настольно-печатные игры.
Всё вышеперечисленное я использовала на занятиях по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, и, соответственно отражала в перспективном планировании.
Перспективный план использования дидактических игр в продуктивных видах деятельности
№ |
Название образовательной деятельности | Дидактическая игра |
1 |
Рисование |
Дидактическая игра "Найди шар по цвету" |
2 |
Рисование |
Дидактическая игра "Найди предметы по цвету и форме" |
3 |
Лепка |
Дидактическая игра "Собери бусы для мамы" |
4 |
Рисование |
Мозаика "Курочка и цыплята" |
5 |
Лепка |
Дидактическая игра "Найди по форме и величине" |
6 |
Рисование |
Дидактическая игра "Весёлый бассейн для пальчиков" |
7 |
Рисование |
Дидактическая игра "Собери матрёшку" |
8 |
Рисование |
Дидактическая игра "Волшебный мешочек" |
Также в работе использовался индивидуальный подход к детям, у которых был низкий уровень сенсорного развития.
Таким образом, благодаря дидактическим играм, данная группа детей продемонстрировала умения определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические формы; называть основные цвета (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый); сравнивать объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия, на основе обследования и развития глазомера.
В результате нашей совместной работы с детьми по развитию сенсорных способностей, могу с уверенностью сказать, что дидактические игры следует подбирать опираясь на возрастные и психологические особенности детей; знания, навыки и умения, приобретённые в дидактической игре, необходимо закреплять в различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.) и в повседневной жизни. Это обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, а также развитию сенсорной культуры ребенка. И, конечно, система дидактических игр должна строится с постепенным усложнением, чтобы ребенок мог соотносить новую информацию с уже имеющимся опытом и знаниями. Дидактические игры будут способствовать более эффективному сенсорному воспитанию детей лишь в том случае, если они носят целенаправленный и систематический характер.
Список использованной литературы:
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 2008. 315 с.
- Венгер Л.А. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. № 13. С. 42-46.
- Дерягина Л.Б. Радуга-дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус: пособие для детей, родителей и воспитателей. СПб: Литера, 2005. 32 с.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
- Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. М.: Учебная литература, 1996. 25 с.
Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию младших дошкольников.
Варшавская Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ № 54 «Веснушки», г. Междуреченск, Кемеровская обл.
Описание: Данный материал будет полезен любознательным родителям, педагогам дошкольного воспитания.
Пояснительная записка: На мой взгляд, сенсорное развитие малышей - это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических процессов.
Цель: изготовление дидактических игр по сенсорному воспитанию своими руками.
Задачи:
1. формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), величине (круг, треугольник, квадрат), форме (куб, шар, конус- крыша, кирпичик) , количестве (много, один), различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;
2. создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
3. воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.
Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе. Оно осуществляется планомерно и систематически. В непосредственно образовательной деятельности – это включение задач сенсорного воспитания. Их связь, с содержательной для ребенка деятельностью, позволяет педагогу формировать сенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей. Практически действуя с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт. В повседневной жизни происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека.
Поэтому, в непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста, по сенсорному развитию, ставились и решались следующие задачи:
4. формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), величине (круг, треугольник, квадрат), форме (куб, шар, конус- крыша, кирпичик) , количестве (много, один), различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;
5. создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
6. воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.
Эти задачи также решались в создании игровой среды, разработке новых дидактических игр. Я создала сенсорную зону – сенсорную среду, состоящую из дидактических игр, которые обогащают восприятие детей, развивают зрительную сосредоточенность, внимание, моторику, тактильные чувства, стабилизируют эмоциональное состояние. Сенсорную зону используем как дополнительный инструмент для накопления сенсорного опыта детей. В самостоятельной деятельности с детьми по накоплению сенсорного опыта, мною были поставлены следующие задачи:
1. создать условия для снятия чувства тревоги у детей;
2. способствовать улучшению эмоционального состояния детей;
3. создать атмосферу, способствующую активизации мозга на основе сенсорных дидактических игр;
4. развить способность детей действовать самостоятельно.
В процессе создания сенсорной зоны я отдала предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанных своими руками. В дидактических играх я стремлюсь заинтересовать детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь воспитателя. Цветовая гамма игр состоит из основных четырёх цветов, причем все четыре цвета залог каждой игры. Работа с детьми проводится в основном индивидуально или подгруппой состоящей из 2-3 детей. Подборка игр разнообразна: на узнавание, называние и закрепление цвета, группировку однородных и разнородных предметов по цвету, форме, величине, закрепление величины предметов, геометрических форм, сравнение предметов по цвету, форме, величине.
Считаю, что все игры, сделанные своими руками, должны быть выполнены, эстетически. Все дидактические игры, которые я использую в свободной деятельности с детьми, я систематически вношу в ежедневный план воспитательно – образовательный работы. Причем, как в первую половину дня, так и во вторую, с целью закрепления и систематизации знаний. При этом учитываю индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Используя разнообразные дидактические игры, для накапливания сенсорного опыта детей, я заметила, что дети легче адаптируются к условиям детского сада, дети увереннее накапливают представления о цвете, форме, величине, проявляя желание действовать вместе с воспитателем, со сверстниками и самостоятельно. Хочется отметить, что дидактические игры дадут хороший результат лишь в том случае, если педагог ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения. В результате проведения дополнительной работы в виде дидактических игр, у детей наметилась положительная динамика сенсорного развития в сфере обследования предметов, зрительного восприятия, восприятия формы, цвета, величины, ориентировки в пространстве. Используя сенсорную зону в свободной деятельности с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, кроме того, дидактические игры способствуют развитию памяти, мышления у детей. Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре, я заметила, что у детей появляется такие качества, как интерес и любознательность. У детей вырабатываются целеустремленность, активность, планомерность действий, сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Предлагаю три игры, сделанные своими руками. Надеюсь мой опыт поможет и Вам!
Дидактическая игра "Нарядим солнышко"
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами.
Задачи: Закреплять у детей представления о цветах и их оттенках, умение группировать предметы по цвету, учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу, формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами, знакомить с понятиями "такая", "не такая", "одинаковые", "разные". Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение играть коллективно. Развивать мелкую моторику рук.
Варианты игры:
Вариант № 1 «Солнышко улыбнулось». Дети выкладывают солнышко с изображением «открытых глаз». Взрослый предлагает всем детям встать в круг, взяться за руки и улыбнуться солнышку и друг другу.
Вариант № 2 «Нарядим солнышко». Взрослый или дети выкладывают в центре стола изображение солнца с «открытыми глазами». Детям предлагается «нарядить солнышко», т.е путём прикладывания к основному солнышку ребёнок располагает лучики по кругу. Далее ребёнку необходимо найти соответствующий по цвету бантик и путём наложения нарядить лучик.
Вариант № 3 «Солнышко уснуло». Взрослый или ребёнок переворачивает солнышко обратной стороной, т.е изображением «закрытые глазки» и предлагает детям спрятать лучики и бантики в «домик» (красивая коробочка), называя при этом знакомый им цвет. Например, красный лучик и красный бантик спрятались в «домик». Игра считается законченной, когда все лучики и бантики будут спрятаны в домик.
(младший дошкольный возраст).
Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.
Материал: 4 матрёшки с геометрическими рисунками-схемами, геометрические формы, «дорожки».
Описание игры.
Вариант № 1 – «Наряди» !
Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.
Вариант №2 – «Дорожки для матрёшек».
Ребёнок берёт понравившуюся «дорожку» и выкладывает на неё фигуры одной формы, но разные по цвету. Игра считается оконченной, если выложены все фигуры на дорожку или пока вся дорожка не заполнится: треугольниками, кругами, прямоугольниками, квадратами.
Вариант № 3 – « Матрёшка на дорожке».
Этот вариант для детей, которые хорошо справились с вариантом № 1 и № 2.
Ребёнок выбирает понравившуюся матрёшку и «наряжает» её. Заполняет все контуры геометрическими фигурами. После этого берёт любую дорожку для своей матрёшки и выкладывает на ней геометрические фигуры (разные по цвету).
Вариант № 4 – « Найди матрёшке её дорожку».
Последний вариант игры позволит ребёнку закрепить все предыдущие варианты игр.
Ребенок берёт матрёшку в красной косынке и выкладывает на ней по контурам все геометрические фигуры. Затем ему нужно найти «дорожку» с красной геометрической фигурой и выложить на ней все треугольники (разные по цвету). Игра считается законченной, если матрёшки будут стоять на дорожках.