Развитие ребенка в 4 месяца должен. Поведение при кормлении. Игрушки - важная составляющая развития
Екатерина Ракитина
Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия
Время на чтение: 16 минут
А А
Последнее обновление статьи: 12.03.2019
В первые месяцы жизни ребенок развивается настолько активно, что каждый день приносит новые достижения. К концу третьего месяца он уже накопил определенный багаж умений и навыков, и продолжает это делать все с большим энтузиазмом. Для дневного сна нужно уже меньше времени, поэтому часто после кормления малыш предпочитает изучать окружающий мир, а не сразу засыпать. Малыш растет, ему уже четвертый месяц. Что умеет ребенок в 4 месяца и чему он уже должен научиться в этом возрасте?
Свои эмоции и желания малыш проявляет по-разному. Но внимательной маме нетрудно общаться со своей крохой, потому что в это время еще очень сильна та тонкая связь, которая установилась во время внутриутробного развития. Но, помимо собственных интуитивных навыков, не помешает прислушаться к рекомендациям специалистов и получше изучить что должен уметь ребенок в 4 месяца.
Физическое развитие
В четыре месяца малыш уже окреп, подрос, стал реагировать на свое окружение. Его организм адаптировался к новым условиям жизни. Особенно это касается пищеварительной системы: выработались необходимые пищеварительные ферменты, нормализовалась микрофлора кишечника.
Рост и вес ребенка в 4 месяца
Грудничок становится более спокойным, с удовольствием кушает, набирает в весе и спокойно спит. Прибавка в весе в 4 месяца идёт, примерно, 750 грамм в месяц.
Для оценки правильности развития вашего малыша, сравните ваши данные с показателями в таблице норм физических параметров ребенка в 4 месяца:
В таблице приведены среднестатистические данные. При оценке развития ребенка в 4 месяца учитывайте и индивидуальные особенности — у кого-то малыш родился уже крупным, а кто-то появился на свет недоношенным. Точную оценку даст педиатр, который вас сопровождает.
Рефлексы
Некоторые рефлексы в 4 месяца у ребенка уже угасают, такие как:
- Хватательный рефлекс . Палец взрослого человека, вложенный в ручку, младенец автоматически крепко сжимает. Четырёхмесячный малыш уже осознает движения своих рук. Он делает целенаправленные захваты и сам контролирует их;
- Рефлекс ползания . Кладем малыша на живот и плотно прижимаем свои руки к его стопам. Младенец рефлекторно делает отталкивающие движения. Этот рефлекс является основой навыка ползания. Если начать его стимулировать, то ваш малыш начнет раньше ползать;
- Рефлекс Моро . При воздействии каких-либо внешних раздражителей, при резком звуке или резком ярком свете, ребенок вскидывает руки и делает обнимающие движения. Именно из-за этого вскидывания ручек новорожденные очень часто просыпаются, пугаясь своих резких движений.
Помимо угасания старых рефлексов начинают появляются новые, которые называются установочными . На 4 месяце формируется верхний рефлекс Ландау . Малыш, находясь на животе и опираясь на ручки, приподнимает верхнюю часть туловища и способен довольно долго удерживаться в таком положении.
Малыш в 4 месяца сильно отличается своей подвижностью и жаждой познания по сравнению с и младенцем.
Режим дня и кормления
У каждого карапуза режим дня индивидуален, но есть общий распорядок, который нужно соблюдать.
Время | Распорядок |
---|---|
6: 30 | Пробуждение для первого кормления, гигиенические процедуры. |
8: 00 | Первый дневной сон. |
10: 00 | Пробуждение для второго кормления, период бодрствования. |
11: 30 | Прогулка и второй дневной сон на свежем воздухе. |
13: 30 | Возвращение домой, пробуждение для третьего кормления. |
14: 00 | Период бодрствования, развивающие игры. |
15: 30 | Прогулка и третий дневной сон на свежем воздухе. |
17: 00 | Возвращение домой, пробуждение для четвертого кормления. |
17: 30 | Период бодрствования. |
19: 30 | Купание, пятое кормление, укладывание на ночной сон. |
00: 00 | Пробуждение для шестого кормления и сразу после него засыпание. |
Режим в 4 месяца для ребенка на искусственном и грудном вскармливании идентичный, разница лишь в том, чем вы будете кормить малыша — смесью или грудным молоком. Только в случае, если маминого молочка не хватает и кроха не наедается, он будет требовать питания чаще.
Обычно, если мамочка кормит младенца только грудью и у неё хватает молока, то никакого прикорма в этом возрасте не вводится. Давать воду можно при жаре, лихорадке, рвоте и поносе.
- Появление интереса малыша к взрослой еде;
- Грудничок хорошо держит голову, уже уверенно или с опорой сидит;
- При попадании в рот еды, отличной от молока или смеси, не выталкивает её;
- Уже наступило его удвоение веса с момента рождения;
- Малыш способен удерживать ложку и стремится засунуть ее в рот;
- Появление первых зубов.
- Риск развития железодефицитной анемии,
- Недостаточная прибавка в весе,
- Функциональные расстройства пищеварения.
У младенца на искусственном вскармливании более строгий режим питания:
- 6 разовое кормление в сутки с промежутками в 3,5 часа.
- Количество смеси в сутки определяется, делением веса малыша на 7.
- Полученное значение распределяют поровну на 6 кормлений.
Прикорм начинают с добавления в рацион малыша овощных пюре или каш. Фруктовые пюре вводятся на месяц позже, иначе кроха может отказаться от несладких блюд.
С чего начать прикорм?
- Если малыш склонен к запорам или имеет лишний вес, то начинать надо с овощей,
- При риске развития анемии, малом наборе веса и неустойчивом стуле начинают с каш, обогащенных микронутриентами.
Микронутриенты (витамины, макро- и микроэлементы) – это незаменимые компоненты питания человека, поскольку необходимы для протекания многочисленных биохимических реакций в организме — Википедия
Стоит ли в 4 месяца уже прикармливать соками? Следует помнить, что раннее введение в меню ребенка соков может привести к закислению внутренней среды желудка и спровоцировать срыгивания. После сладких соков малыш может отказаться от безвкусных, на его взгляд, овощных пюре или каши.
Сколько съедает ребенок в 4 месяца
В среднем малыши в 4 месяца съедают 900-1000 мл адаптированной смеси в сутки — это 150-170 мл за одно кормление. В этом возрасте для детей на искусственном вскармливании уже начинают вводить прикорм. Новый продукт, в основном овощи и каши, начинают давать во второе кормление, постепенно увеличивая его количество до 100 г.
Физиологические особенности
- Повышенный тонус мышц, характерный для раннего периода новорожденности, снижается. Если тонус мышц остается, нужно обязательно обратиться к невропатологу.
- Повышение физической активности ребенка. Он не просто лежит на спине или на животе как раньше, а пытается делать перевороты, опираясь на ручки . Вы не успеете оглянуться, как малыш может переместиться на край стола или кровати. В этом возрасте оставлять его без присмотра очень опасно. Падение даже с небольшой высоты может привести к травмам младенца. Нужен специальный манеж, где он может быть в безопасности.
- Не просто реагирует на игрушки, но пытается их удержать. Тянется к ним, самостоятельно берет в руки и все тащит в рот. Это такой способ познания мира. Необходимо следить, чтобы не было ничего опасного в окружении ребенка . Все острые, травмирующие предметы нужно убирать на безопасное расстояние.
- Отмечается повышенное слюноотделение.
- Сон становится более глубоким и продолжительным – до 8 – 10 часов в сутки. Днем спит меньше, чем раньше.
Что делает ребенок в 4 месяца:
Мышцы уже заметно окрепли и кроха все больше и уверенней использует двигательную активность. Он хорошо держит голову, когда ему помогают принять вертикальное положение. В положении лежа на животе он упирается ручками, приподнимает головку, поворачивает ее и осматривается по сторонам.
Лежа на кровати, 4-месячный малыш уже может перевернуться со спинки на животик, самостоятельно вытащив из-под себя ручку, а потом вернуться в положение на спине. Если он еще этого не умеет, то можно ему помочь. Как научить ребенка переворачиваться? Все просто. Нужно перевернуть его, придерживая ручку и ножку. Малыш довольно быстро понимает как это можно сделать и начинает переворачиваться сам. Ниже смотрите видео от Николая Никонова с инструкцией по массажу и упражнениям для 4-месячного младенца, там есть техника обучения перевороту.
Некоторые наиболее активные дети к концу третьего месяца уже пытаются садиться, но поощрять эти попытки не стоит, т.к. позвоночник малыша еще слабенький. Лучше все-таки придерживаться советов специалистов и начинать присаживать ребенка не раньше полугода.
Поскольку полным ходом идет развитие хватательного рефлекса, любимым занятием карапуза становится работа ручками. Сначала он может пытаться хватать крупные фрагменты рисунков на одежде мамы или постельном белье. Но вскоре его действия переносятся на реальные предметы – все, до чего можно дотянуться. Малыш будет перебирать их, рассматривать и даже пробовать на зуб. Ему быстро понравится не только ощупывать предметы, но и почувствовать текстуру различных материалов.
В четыре месяца идет активное развитие моторики, поэтому обеспечьте ребенку большое количество игрушек, которые удобно хватать и удерживать в руке. Это могут быть как купленные погремушки на ручках и кольцах, так и самодельные из подручных предметов.
У некоторых малышей усиливается образование слюны, однако это связано не с появлением первых зубов, а с постоянным нахождением рук и разных предметов во рту младенца, которые он изучает таким образом.
Особенности развития зрения и слуха
В четыре месяца заметно развивается зрение. Маленькие глазки уже хорошо фокусируются на предметах и двигаются за объектами. Зрение обостряется, малыш способен различать оттенки цветов и охватить взглядом всю комнату.
Малыш в 4 месяца способен различать несколько основных цветов – синий, красный и желтый. Большое количество цветов и их оттенков напрягают зрение и создают повышенную нагрузку на ещё слабую нервную систему, поэтому не надо утомлять кроху многоцветными игрушками.
Ребенок превосходно различает и звуки. Он хорошо знает голоса родных и любит вслушиваться. Чтобы помочь развитию слуха, можно демонстрировать звучание различных музыкальных инструментов – ксилофона, колокольчиков, дудочек, гитары, пианино, в общем всё, что имеется у вас в наличии. Даже обычные погремушки берите так, чтобы они звучали по-разному.
В 4 месяца грудничок выясняет, что одним из наиболее интересных источников звука является он сам. Тогда начинаются всевозможные эксперименты со своим голосом: малыш меняет интонации, щелкает языком, складывает губы трубочкой и пробует еще очень много разных вариаций.
В это время ребенок может делать первые попытки говорить отдельные слоги или простые односложные слова.
Достижения в психоэмоциональном плане
Помимо физиологических навыков, идет адаптация к окружающему миру и развивается умение взаимодействовать с другими людьми. 4-месячный малыш – вовсе не живая кукла, как думают многие, с ним очень интересно общаться и нужно лишь научиться этому.
Что умеет ребенок в 4 месяца:
- Начинает реагировать на свое имя. Нужно чаще звать его по имени, он будет поворачивать голову на звук голоса.
- Начинает агукать, произносит отдельные звуки.
- Разговаривать надо ласково, доброжелательно. У малыша сохраняется интуитивная способность улавливать интонации голоса. При громком голосе с угрожающими интонациями малыш испытывает страх и беспокойство.
- Он начинает улавливать интонации голоса родных людей, успокаивается при звуке маминого голоса. Нельзя ссориться, кричать в присутствии малыша, он моментально пугается и начинает громко плакать.
- Ребенок хорошо видит вокруг, взгляд становится более осмысленным. Он начинает узнавать родных и близких людей. Малыш следит за выражением лица. Стоит вам нахмуриться или загрустить, как у крохи тоже меняется настроение, он начинает беспокоиться. Были даже предположения, что дети обладают телепатическими способностями. Младенец успокаивается от звука ласкового голоса, доброжелательного выражения лица.
- Появляются ответные эмоции. Если вы улыбаетесь, то младенец тоже начинает в ответ улыбаться. Первая улыбка малыша – это отличный повод добавить новое фото или видео в семейный альбом.
Все эмоции ребенка проявляются вполне осознанно. Он улыбается и смеется, когда ему действительно что-то нравится. Плачет он тоже всегда по-разному и мама по интонации умеет определять причину детского расстройства. А вот страх перед чужими людьми появится немного позже. Сейчас же малыш одинаково приветлив со всеми и не выказывает сопротивления, когда на руки его берет кто-то новый в окружении.
Дети очень быстро начинают ощущать преимущества общения и с большим удовольствием принимают все знаки внимания, особенно, если они преподносятся в игровой форме. Простые игры «сорока-белобока» , «шина-машина» , «пальчик-мальчик», «ладушки», «коза» и другие приводят ребенка в восторг и, кроме развивающего фактора, обеспечивают еще множеством положительных эмоций.
Важное место в развитии четырехмесячного ребенка занимает общение с другими детьми, особенно если это сверстники. Более старшие дети нянчат малыша как куклу или питомца, а с детьми такого же возраста устанавливается контакт немного другого плана.
На первый взгляд может показаться, что карапузы просто барахтаются и «гулят» , но, если присмотреться, можно заметить, что между ними происходит самое настоящее взаимодействие. Они разговаривают непривычным для взрослых образом, но хорошо понимают друг друга, каждый реагирует по-своему и реакцию эту выражает тоже особенно. Так происходит первая адаптация к обществу.
Когда необходима помощь врача
Все дети развиваются по-разному, и многие показатели зачастую не вписываются в строго определенные рамки. Кто-то начинает говорить раньше своих сверстников, кто-то позже встает на ножки, у кого-то зубки появляются не по одному, а по несколько сразу. Такие случаи не считаются отклонениями, это особенности индивидуального развития.
Но, к сожалению, бывают случаи, когда развитие идет с явными нарушениями. Отклонения диагностирует опытный врач. Однако любая мама, если она внимательна и знает, что должен уметь ребенок в 4 месяца, может заметить, что с ее малышом что-то не так.
Тревожные симптомы, на которые надо реагировать незамедлительно:
- Грудничок мало двигается и не стремится к активности и приобретению новых навыков: переворачиваться, хватать предметы и удерживать их в ручке, делать попытки сесть.
- Четырехмесячный малыш еще не научился уверенно держать голову.
- У грудничка не вызывают интереса игрушки и любые другие предметы, особенно ярких расцветок.
- Кроха не лопочет и не стремится проявлять эмоции, не смеется и не улыбается, а если и делает это, то как будто бессознательно.
- Малыш не реагирует на свое имя и различные звуки, а также на родных, которые всегда рядом.
- Ребенок вяло сосет грудь, отказывается от пищи и питья.
Вялость и апатичность могут свидетельствовать о начинающейся простуде или каких-то проблемах с пищеварением. Но такие временные недомогания сопровождаются высокой температурой, кашлем и другими симптомами. Если же врач не диагностировал никаких заболеваний, нужно обязательно обратить его внимание на признаки, вызывающие у вас тревогу.
Многие отклонения в развитии удается успешно корректировать, если вовремя их заметить и начать принимать меры. Полезно будет также учесть наследственную предрасположенность к тем или иным заболеваниям.
Самыми опасными отклонениями, которые могут повлечь отставание в развитии, считаются нарушения слуха и зрения. Поэтому даже при малейших подозрениях не бойтесь перестраховаться и обратиться к врачу для профессионального обследования.
Что необходимо ребенку для дальнейшего развития
Если у малыша серьезные отклонения в развитии, необходима квалифицированная помощь. Но более простую корректировку под силу сделать и членам семьи. Ведь часто малыш не освоил какие-то умения лишь от того, что ему уделяют маловато внимания.
Что нужно для нормального развития ребенка:
- Для хорошего развития необходимо делать укрепляющие упражнения для мышц и суставов. В этом помогут массаж, игры, плавание. Чем больше вы уделяете младенцу внимания, тем быстрее он развивается и раньше радует своими достижениями.
- Обязательно регулярно наблюдаться у участкового врача , своевременно вакцинироваться, проходить диспансерное наблюдение у узких специалистов (ребенка в 4 месяца показать врачам: неврологу, окулисту, ЛОР-врачу, ортопеду, хирургу). Сдать общеклинические анализы, сделать ЭКГ, пройти УЗИ органов брюшной полости, по показаниям — НСГ головного мозга. Эти меры помогут своевременно выявить патологию у младенца и провести необходимые мероприятия для улучшения здоровья.
- При беспокойстве и ухудшении самочувствия у ребенка нужно обязательно вызвать участкового врача. Нельзя заниматься самолечением или пользоваться рекомендациями по интернету . У детей болезнь развивается быстрее, чем у взрослых. Иммунитет недостаточно зрелый, быстро истощается, может наступить внезапная смерть. Берегите своих детей!
- Недоношенные дети развиваются с задержкой. Особенно сильно отставание заметно у детей, которые родились раньше 30 недель, у них отставание может быть до 3-х месяцев. У детей, родившихся позже 30 недель, отставание может быть 1 месяц. Это обусловлено недоразвитием нервной системы, всех органов и тканей. Такой грудничок нуждается в постоянном наблюдении врача и особенной заботе родителей. При правильном уходе и кормлении недоношенные дети быстро растут и адаптируются , догоняют в развитии своих сверстников.
Развитие идет интенсивно и постоянно, поэтому нужно как можно больше общаться со своим малышом. Общение заключается не только в прогулках, кормлении и купании. Ребенку необходимы развивающие игры с игрушками и без них. Игровой момент можно использовать при любом удобном случае. Даже ежедневный профилактический массаж лучше сопровождать прибаутками, песенками и присказками.
Речевое общение
Общение должно быть как можно более эмоциональным. Щедро используйте мимику, различные оттенки голоса, характерные жесты, чтобы малыш видел разнообразные проявления чувств.
Однако разговаривать нужно четко и отказаться от всякого «сюсюканья» – ребенок изначально должен слышать правильную речь, чтобы впоследствии не было проблемы переучивания исковерканного произношения.
Не просто разговаривайте, а учите ребенка диалогу, различными вопросами и действиями провоцируйте его на ответ. Конечно, он будет отвечать по-своему, но быстро поймет, что ему нужно делать, и оценит это увлекательное занятие.
Проявляйте по отношению к малышу только ласку, любовь и нежность. Недопустимы крики и грубый тон — это откладывается в подсознании и негативно влияет на развитие.
Всякими способами развивайте слух и зрение четырехмесячного малыша. Игрушки должны быть яркими и красивыми, чистых натуральных цветов и правильной формы. Оградите кроху от телевизора и компьютера. Включайте ему приятную музыку с колокольчиками и другими инструментами, издающими не агрессивные, нежные звуки.
Дети – это наши подражатели. Чем чаще в 4 месяца ребенок будет слышать звуки речи, тем быстрее он заговорит. Рассказывайте стишки-потешки, прибаутки, знакомые всем с детства «Сорока-ворона» , «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. На видео представлена одна из речевых игр с ребенком в исполнении известного специалиста — Татьяны Лазаревой.
Массаж и гимнастика
Массаж четырехмесячному ребенку нужно делать после сна или перед купанием, цель — снятие повышенного мышечного тонуса и развитие крупной и мелкой моторики. Это должны быть легкие поглаживающие и растирающие движения, приятные малышу. Гимнастика для ребенка 4 месяцев направлена на укрепление мышц, выработку навыков равновесия и подготовку к ползанию. Если у малыша тонус мышц еще повышенный, следует ограничиться легким массажем.
Массаж и гимнастика для ребенка в 4 месяца:
- Массаж ручек начинается с поглаживания плеча и предплечья, ладоней и каждого пальчика, затем — растирание каждой области — все выполняем по 3 раза;
- Скрещивание рук на груди для укрепления мышц плечевого пояса. Если тонус мышц еще не прошел — это упражнение делать нельзя, иначе можно навредить младенцу;
- Массаж ножек — так же начинаем с поглаживания бедра и голени, пальчиков и стоп. Затем большим пальцем руки надавливаем на стопу, переходя от основания пальцев к пяткам — таким образом возникает кожный рефлекс, пальчики малыша рефлекторно сжимаются и разжимаются. После этого переходим к растираниям каждой области ножек. Заканчиваем массаж ножек разминанием, по тому же порядку — голени и бедра, пальчики и стопы. Все выполняем по 3 раза. Таким образом расслабляются мышцы-сгибатели ног и уходит повышенный мышечный тонус в ножках.
- Упражнения «скользящие шаги» — взяв в руки ножки грудничка (у основания стоп) имитируем шаги — таким образом он чувствует стопой поверхность стола и вырабатывается опорная реакция.
- Повороты со спинки на животик. Поворачиваем таз ребенка вправо, закидывая левую ножку за правую, при этом придерживаем за левую ручку. Дальше он поворачивается сам, помогаем ему закончить переворот. Если малыш сопротивляется — упражнение в этот день прекращаем. То же самое повторяем в другую сторону. Так мы вырабатываем правильный навык в изменении положения тела и укрепляем мышцы шеи, плечевого пояса и др.
- Массаж спинки — так же начинаем с поглаживания от головы к ягодицам, затем растирание и разминание, слегка надавливая на кожу, все делаем по 8 раз.
- Упражнение «активное парение» — ребенок лежит животиком на вытянутых руках взрослого лицом от него. При этом малыш рефлекторно поднимает голову и плечи. Это укрепляет заднюю мускулатуру малыша и вырабатывает рефлекс равновесия.
- Массаж животика — поглаживаем по ходу часовой стрелки 8 раз. Растираем косые мышцы животика, это укрепляет мышцы брюшной стенки и снимает спазм кишечника, т.е. убирает колики.
- Упражнение «парение на спине» — обратное «активному парению». Малыш лежит на вытянутых руках взрослого на спинке лицом от него и активно поднимает голову. Это укрепляет мышцы брюшного пресса, всю переднюю мускулатуру и вырабатывает чувство равновесия.
- «Бокс» — сгибание и разгибание рук. Ребенок зажимает большие пальцы рук взрослого и тот попеременно сгибает и разгибает его ручки в локтях.
- Сгибание и разгибание ног попеременно, в форме ходьбы.
- Сгибание и разгибание ног вместе.
- Приподнимание головы и туловища при поддержке за руки. Малыш зажимает пальчиками большие пальцы рук взрослого и тот, придерживая его ручку и предплечье остальными пальцами, подтягивает его на себя.
- Упражнение «лягушка» — сгибаем ножки грудничка к животику, разводим их и выпрямляем, получаются круговые движения.
Так идет развитие мускулатуры малыша и подготовка его к ползанию. Технику массажа и упражнений для 4-месячного ребенка смотрите в видео с участием ведущего врача и массажиста Николая Никонова:
Ребенку в 4 месяца нужен максимальный тактильный контакт. Младенцу жизненно необходимы ваши прикосновения, поглаживания, любящие руки. Чаще берите его на руки, носите, кормите грудью, делайте легкий поглаживающий массаж и при этом обязательно разговаривайте с малышом.
Игрушки и игры
Парк игрушек у ребенка 4 месяца значительно больше, чем у 1-3 месячного младенца. Так как у малыша начинают зудиться дёсна и хочется всё тянуть в рот и грызть, то к погремушкам прибавляются ещё прогрызыватели .
- Если вы наполните различные по текстуре тканевые мешочки, гречкой, манкой, горохом, то ребенку будет интересно пробовать их на ощупь. Небольшие мячики и развивающий коврик , висящие над головой игрушки , которые надо обязательно захватить, становятся целым открытием нового мира для крохи. Это и цвета, и различные по тактильным ощущениям ткани, и зеркальце , в которое можно узнавать самого себя.
- А вот ещё одна занятная игра для вашего малыша: оденьте на одну ножку младенца носочек яркого цвета или привяжите к ней колокольчик , такой, чтобы карапуз захотел ухватить его. Он будет брыкать ножкой, реагируя на звук, стараться дотянуться до неё. Обязательно хвалите вашего ребенка, когда он достанет носок или колокольчик.
- Есть ещё мыльные пузыри , которые можно запускать, чтобы кроха наблюдал за тем, как они парят в воздухе, удивлялся и радовался одновременно.
- «Ку-ку» – это, на первый взгляд, простая игра, но она помогает малышу понять, что мама или папа, которые на время исчезают, потом обязательно возвращаются. Так у малыша начинает формироваться доверие к миру.
Типичные ошибки родителей
Среди причин, тормозящих развитие, специалисты упоминают неправильно питание и плохой уход. Но не менее важным является и фактор воспитания. Ошибки, которые допускают родители, могут стать серьезнейшим препятствием для формирования полноценного человека.
- Не нужно раньше времени присаживать ребенка или ставить на ножки . Кости в этом возрасте достаточно мягкие, могут развиться деформации, которые в дальнейшем осложнят развитие опорно двигательной системы вашего малыша. Всему свое время!
- Нельзя резко поднимать за ручки и крутить ребенка . Могут быть вывихи, повреждения суставов.
- В комнате, где находится младенец, нельзя включать громкую музыку , особенно бит или рок. Резкие, громкие звуки негативно сказываются на нервной системе, вплоть до развития эпилептических приступов. Если вдруг в абсолютной тишине раздается резкий звук, ребенок может сильно испугаться, вплоть до судорог.
- Таким же эффектом обладают резкие, яркие краски . Нельзя, чтобы младенец смотрел телевизор.
- Телевизор и компьютер являются источником электромагнитных излучений. Они негативно влияют на формирующийся организм ребенка, поэтому их следует убрать из детской комнаты.
- При хорошем весе у мальчиков и девочек, а также при нормальной лактации у матери не нужно вводить дополнительный прикорм .
Любите своих детей, разговаривайте с ними, читайте сказки, пойте песенки, вовремя кормите, гуляйте с ними на свежем воздухе. Малыш должен чувствовать тепло и позитивные эмоции. От того, как ребенок развивается в младенчестве, зависит его дальнейшая судьба.
Четырехмесячный возраст – это определенный рубеж в развитии вашего малыша. Позади остаются колики и прочие моменты адаптации к самостоятельному существованию вне маминого животика.
Именно в этом возрасте действия крохи становятся осознанными, и отныне каждый день маленький человечек будет взрослеть, умнеть и радовать близких. Конечно, родителям интересно, что должен уметь ребенок в 4 месяца.
Физические навыки четырехмесячного малыша
Детки делают большие успехи в управлении собственным телом. Вот что умеет ребенок в 4 месяца:
- Уверенно держит головку;
- Лежа на спинке, переворачивается на бочок, а потом на животик;
- С живота переворачивается на спину;
- Лежа на животе, высоко приподнимает голову и оглядывает комнату. Некоторые детки опираются при этом на предплечья;
- Если под стопу лежащего на животе крохи подставить ладонь, он оттолкнется от нее и слегка проползет вперед;
- Из положения «лежа на спине» приподнимает голову;
- Может взять интересующий предмет, потрясти им, положить обратно.
Любые навыки основаны на индивидуальных особенностях развития ребенка, поэтому самые активные дети уже в 4 месяца перемещаются по комнате перекатами, могут даже ползать по-пластунски.
Когда малыш приподнимается из положения лежа, маме кажется, что он хочет сесть. Но сидеть – это не то, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Девочек, в особенности, противопоказано усаживать в этом возрасте. Подробнее об этом в статье: когда можно присаживать девочек >>>. Это может вызвать проблемы с позвоночником в будущем, нарушить кровоснабжение внутренних органов, у девочек может привести к патологиям половой сферы.
Познаем окружающий мир
В четыре месяца малыш активно интересуется всем, что его окружает. Зрение уже развито достаточно хорошо, и кроха может окинуть взглядом всю комнату. Так что самое время проводить маленькому члену семьи экскурсию по дому, показывая, называя и давая пощупать разные предметы.
Четырехмесячный человечек уже способен полюбоваться видом из окна, в летнее время может гулять на улице на ручках у взрослых. Малыш уже различает цвета, так что пришла пора показывать крохе первые книжки с картинками. Детей это занятие увлекает надолго.
У крохи в 4 месяца уже очень хорошо развит слух . Детки с удовольствием слушают классическую музыку, детские песенки.
Знаком того, что психомоторное развитие ребенка 4 месяца идет правильно, является реакция на музыку: малыш начинает активно двигать ножками и ручками, услышав любимую мелодию.
Иногда детки «подпевают» – издают мелодичные звуки, иногда произносят слоги.
Психическое развитие ребенка в 4 месяца уже позволяет ему узнавать своих близких по голосам, дети проявляют двигательную активность, услышав знакомый тон.
Развитие эмоциональной и социальной сферы
Когда врачи отвечают на вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца, мальчик это или девочка, пока нет никакой разницы. Различия в развитии малышей разного пола появятся чуть позже.
Ребенок в это время учится выражать свои чувства иными способами, кроме плача: от 3 до 4 месяцев развитие эмоций крохи получает мощный толчок.
- Все чаще и чаще родители замечают на лице своего чада улыбку ;
- Немногие детки уже умеют смеяться, но приобретение этого навыка в четырехмесячном возрасте считается опережением сверстников в развитии. Узнайте из статьи, когда ребенок начинается смеяться ?>>>
- Малыш выражает свою радость и удовольствие, дрыгая ручками и ножками;
- Детки гулят (произносят звуки, слоги, могут интонационно показать свое возмущение);
- Дети в 4 месяца узнают тех родственников, которых видят каждый день. Человек, который навещает малыша раз в неделю, уже воспринимается как посторонний. Заметив новое лицо, малыш затихает и некоторое время его сосредоточенно изучает.
Деткам нужно разное время, чтобы привыкнуть к незнакомому человеку: кто-то сразу позволяет взять себя на ручки, кто-то будет рыдать от одного появления незнакомца в комнате. Все эти проявления нормальны и свидетельствуют о развитии эмоциональной сферы маленького человечка.
Гости должны проявить терпение и не настаивать на общении с малышом, и через некоторое время новые лица станут для него знакомыми и перестанут вызывать страх.
- В 4 месяца детки уже хорошо знают все манипуляции, которые выполняют с ними взрослые. Малыш может взять и «подать» маме подгузник или шапочку. Такие действия надо поощрять, так как они полезны для дальнейшего развития навыков самообслуживания.
Разговоры с малышом
Психологи полагают, что становление человеческой речи начинается еще в дородовой период. В 4 месяца родители наслаждаются первыми результатами своих усилий.
Малыш уже давно радует близких вокализациями – певучими звуками, издаваемые в период бодрствования. В 4 месяца кроха впервые пытается произносить слоги. У малышей получается что-то вроде «ма», «па», «ба», «гу».
Чтобы развитие речи шло активнее, часто разговаривайте с ребеночком, показывая различные предметы, говорите, как они называются, зачем они нужны.
Детки все время впитывают информацию. Известны удивительные истории, когда двухлетние дети полностью рассказывают рецепт приготовления борща или знают основные принципы работы двигателя.
Очень хорошо, если вы читаете малышу книжки, рассказываете стихи. Детки любят слушать песенки в исполнении взрослых.
Для развития навыка диалога можно поиграть с малышом в следующую игру: глядя крохе в лицо, произнесите какую-нибудь фразу. Говорить нужно эмоционально, четко артикулируя звуки. Малыш вам ответит своей «фразой». Обязательно дослушайте кроху до конца и продолжите диалог. Эта игра хорошо развивает речевые навыки и очень нравится деткам.
Еще одна игра – «Говорите по-детски». Она похожа на предыдущую. Предложите малышу фразу. Когда он вам ответит, повторите звуки, которые он произнесет. В ответ маленький человечек снова что-нибудь «скажет». Играть в эту игру можно до бесконечности.
Что-то идет не так…
Развитие ребенка индивидуально: одни в четвертый месяц жизни имеют все основные навыки, важные для этого возраста, другие опережают сверстников, третьи – чуть-чуть не дотягивают. В последнем случае не стоит сразу волноваться, возможно, крошке просто нужно уделить чуть больше внимания.
Существуют особенности развития ребенка, которые позволяют понять, что формирование основных навыков у крохи в 4 месяца идет неправильно и требуется серьезное медицинское вмешательство:
- малыш все еще не держит головку ;
- вы не замечали проявления эмоций у крохи;
- отсутствует реакция на близких людей, малыш никак не выражает свою радость, не оживляется;
- кроха не интересуется игрушками;
- звуки, музыка, голос оставляют малыша равнодушным, человечек не откликается на свое имя;
- отсутствует гуление;
- улыбки редкие, будто бы рассеянные, не вызваны ничем извне;
- малыш не проявляет двигательную активность;
- блуждающий взгляд; нет сосредоточенности на каком-то одном предмете.
Хотя бы один из этих симптомов – повод для обращения к педиатру. Врач может сразу исключить тяжелые диагнозы, направить на дополнительное обследование или назначить лечение. К счастью, большинство проблем в этом возрасте успешно компенсируется, если родители занимаются корректировкой развития своего крошки.
Следует помнить о том, что развитие недоношенного ребенка 4 месяца жизни происходит совсем не так, как у деток, рожденных в срок.
Неврологи иногда считают нормой появление тех или иных навыков не от дня рождения малыша, а от даты, когда он должен был появиться на свет. Поэтому строгих норм развития недоношенных детей не существует.
Считается, что к четвертому месяцу жизни «поторопившиеся» малыши умеют держать головку, улыбаться и фиксировать взгляд на интересующем предмете.
Что способствует развитию крохи
Если маленький человечек чуть-чуть отстает от сверстников, большой беды в этом нет. Проявите к нему чуть больше внимания, и очень скоро вы будете радоваться первым результатам.
Физическое развитие ребенка 4 месяца жизни зависит от того, как организованы его бодрствования. Чтобы увеличить двигательную активность чада, переселите малыша на пол (на специальный коврик, или на обычный ковер).
Важно! В четыре месяца детки много двигаются, поэтому опасно оставлять их на диванах и кроватях. Для тренировки переворотов и ползанья нужна твердая поверхность и хороший обзор, поэтому пол очень хорошо подходит для этих целей.
Постарайтесь доставить малышу максимум тактильных ощущений. Можно давать ему в ручку гладкую погремушку, шершавый картон, мягкое полотенце, твердый деревянный кубик и т. п. Предлагая крохе эти вещи, рассказывайте об их свойствах – вот вам и игра, и тренировка речи, и развитие мелкой моторики.
В четыре месяца деток интересуют подвесные погремушки над кроваткой, они дотягиваются до них, бьют по ним ручкой, тянут в рот.
Конечно, основным стимулом развития ребенка четвертого месяца жизни остается общение с любящими людьми. Разговаривайте с малышом, нежничайте с ним, интересуйтесь его делами – и кроха быстро начнет приобретать все необходимые для своего возраста навыки.
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Ребенку 4 - 5 месяцев: поем, танцуем, играем
Вашему малышу исполнилось четыре месяца. В некотором роде этот возраст можно считать переходным: примерно в это время организм ребенка приспосабливается к новому для него вертикальному положению 1. Малыш делает первые попытки подползти к интересующему его предмету. И уже не за горами то время, когда мир вашего сына или дочки перестанет ограничиваться кроваткой или манежем. Как подготовить малыша к предстоящим переменам?
ВЫБИРАЕМ ИГРУШКИ
Четырехмесячному ребенку, который уже умеет брать и удерживать различные по форме и величине небольшие предметы, можно предлагать погремушки с ручками различной формы. С пяти месяцев набор игрушек можно разнообразить: предложите малышу игрушки-пищалки (но не слишком тугие), небольшие кубики и другие игрушки из ткани различной фактуры с погремушкой внутри 2. Большую радость пятимесячному ребенку доставят обычные предметы быта: ложки, кружки из прочной пластмассы, небольшие пластиковые баночки из-под мороженого, йогурта и т.п. (только убедитесь в том, что у них нет острых краев!).
Для малыша, который учится ползать, незаменимы игрушки, меняющие положение в пространстве при легком прикосновении: это могут быть мячи (в том числе музыкальные) 3, шары из дерева и пластмассы (которые иногда делают тоже музыкальными, прозрачными или светящимися) или другие предметы округлой формы, например деревянные пасхальные яйца (которые, как уже писал наш журнал, издавна давали для забавы детям в русских деревнях). Можно положить в кроватку или манеж большой яркий надувной мяч. Толкая его ногами, ребенок будет не только играть, но и развивать координацию движений.
По-прежнему интересны ребенку неваляшки и яркие коврики, которые прикрепляются к кроватке 4. Для занятий с малышом можно использовать яркие жостовские подносы или хохломские блюда (но рассматривать их ребенок должен только под контролем взрослого!).
Большое удовольствие малышу доставят игрушки-вертушки, приходящие в движение от легкого прикосновения руки. Отечественные фабрики игрушек выпускают деревянные мельницы и карусели, сделанные по принципу аналогичных народных игрушек, которые изготавливали еще в 19 веке. В магазинах игрушек вам предложат также импортные вращающиеся погремушки на подставке.
Для четырехмесячного ребенка гирлянды из погремушек прикрепляют уже не над самой грудью, а на расстоянии вытянутой руки, чтобы дотянуться до них можно было, лишь приложив некоторое усилие. Для пятимесячного ребенка, который научился брать лежащие предметы, игрушки лучше не подвешивать, а класть рядом, чтобы стимулировать двигательную активность: ведь для того чтобы взять игрушку, малыш должен будет повернуться со спины на бок или на живот. (Кстати, заметим, что с 5 месяцев специалисты рекомендуют во время бодрствования помещать ребенка не в кроватку, а в манеж, т.к. малышу, который учится ползать, понадобится больше места для игр.) Разложите игрушки в разных местах манежа и периодически меняйте их, чтобы поддерживать познавательную активность малыша. Кстати, по наблюдению педиатров, дети, которые с первого полугодия жизни могут занять себя игрушками, впоследствии не приобретают вредную привычку сосать пальцы.
ЧАСТИ РЕЧИ
Примерно в 5 месяцев ребенок начинает произносить первые слоги с губными согласными м, б, п. Правда, когда вы впервые услышите из уст пятимесячного малыша долгожданное «мама», то, скорее всего, он произнесет его неосознанно. Все равно продолжайте диалог с ребенком, употребляя слова с губными согласными: мама, папа, баба. Не забывайте время от времени замолкать и «давать слово» малышу 5. Хорошо стимулируют становление речи короткие стишки, потешки, которые можно напевать или рассказывать просто «к случаю», выполняя ежедневные процедуры, связанные с уходом за ребенком. Тексты самых известных народных песенок и потешек мы приведем ниже.
ГОТОВИМСЯ ПОЛЗАТЬ И ХОДИТЬ
В 4-5 месяцев, слыша ваш голос или звучание погремушки, малыш поворачивается на бок, а потом - на живот и пытается отыскать взглядом источник звука. Поощряйте двигательную активность малыша. Для этого продолжайте усложнять игры с погремушкой: погремите ею сбоку от ребенка. Когда он повернется на звук, приблизьте к нему погремушку, а потом вложите ее в руку ребенка.
Чтобы стимулировать первые попытки малыша передвигаться самостоятельно, поставьте впереди примерно на расстоянии метра от лежащего на животе ребенка жостовский поднос или яркое панно, прислонив их к стенке кровати или манежа. После нескольких попыток малыша подползти поближе помогите ему, подставив под его ступню ладонь. Пусть ребенок дотянется до подноса, дотронется до него.
Подготовить малыша к ходьбе поможет «потанцовывание», когда взрослый держит ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или манежа (но не ставит его на ножки!). Ребенок при этом двигает ногами, как будто пританцовывая. Потанцовывание доставит ребенку еще большее удовольствие, если вы будете напевать песенку. Например, такую:
Ай, Ванюша, попляши,
Больно ножки хороши!
Можно и фривольнее:
Ай, скок, поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Целовал-миловал,
Да к себе прижимал.
ЗНАКОМИМСЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Начиная расширять «кругозор» малыша, родители должны помнить, что до 5,5 месяцев ребенка привлекают лишь те предметы, которые находятся на расстоянии около 90 см. Поэтому вряд ли стоит торопить события и пытаться обратить внимание малыша на пейзаж за окном или птичку, летящую высоко в небе. Но ведь и рядом с нами так много интересного!
Совершите вместе с ребенком «экскурсию» по собственной квартире. Подойдите к висящим на стене фотографиям семьи, рассмотрите их. Сходите на кухню. Назовите малышу предметы, которые он там увидит. Дайте ему потрогать и подержать все, что можно и что не представляет опасности (небьющиеся чашки и миски, деревянную лопаточку, полотенце и т.п.).
Подойдите вместе с ребенком к большому зеркалу. Вы увидите, как малыш улыбнется своему отражению и, возможно, потянется к нему, чтобы познакомиться с ним поближе.
«УРОКИ АНАТОМИИ»
Самой интересной «игрушкой» для ребенка становится его собственное тело: он может подолгу рассматривать свои руки, некоторые с удовольствием сосут пальцы ног.
Дайте малышу первый «урок анатомии»: наклонитесь к нему, проведите его руками по своему лицу, дайте ему его ощупать. Покажите, где у вас нос, уши, глаза, при этом называя каждую часть лица. Игры с частями тела помогают малышу научиться ориентироваться в пространстве, а также способствуют овладению речью.
Вспомните детские игры и потешки, в которых называются части тела. Рассказывайте или напевайте эти стишки во время гимнастики, одевая ребенка или делая ему массаж. Напомним некоторые из народных игр-потешек для самых маленьких, в которые играли с нами наши мамы и бабушки.
1. (Ритмично перебирая пальцами по спине ребенка):
Идет бай по стене,
Несет лапти на спине.
Дитенкам по избенкам
Дарит по лаптенкам.
2. (Показывая на нос ребенка):
- Чей нос?
- Мокеев.
- Куда едешь?
- В Киев.
- Что продашь?
- Рожь.
- Что возьмешь?
- Грош.
- Что купишь?
- Блин.
- С кем съешь?
- Один.
(Легонько треплют ребенка по носу)
- Не ешь один, не ешь один!
3. (Осторожно раздвинув ножки ребенка и легонько постукивая подошвами друг о друга):
Токи-токи-тошки,
Кую-кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке.
Дорога кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ-топ-топ - приехали.
4. (Поднимая и вытягивая руки лежащего на спине ребенка):
Потягунюшки, порастунюшки,
(соединяя и распрямляя ноги ребенка)
В ножки - ходунюшки,
(приближая губы к губам ребенка)
В роток - говорок,
(легко трепля волосы ребенка)
А в головку - разумок.
Отличное средство развития мелкой моторики - так называемые пальчиковые игры. Кто из нас не помнит сороку-ворону, которая варила кашку? Интересно, что, по наблюдениям детских психологов, пальчиковые игры не только облегчают впоследствии обучение письму и рисованию, но и способствуют овладению речью, т.к. при этом происходит индуктивное возбуждение центров речи.
Те варианты игр, которые мы предлагаем, - пока еще только подготовка к настоящим пальчиковым играм, движения которых малыш со временем научится выполнять самостоятельно.
1. Сорока, сорока, кашку варила,
На порог поскакивала, гостей посматривала:
Не едут ли гости, не везут ли гостинцы?
Приехали гости, привезли гостинцы:
(загибают пальцы ребенка)
Этому - кашки,
Этому - бражки,
Этому - пивца,
А этому - не хватило.
Поди к колодцу,
Напейся водицы.
(дотрагиваются до ладони ребенка)
Тут пень,
(берут ребенка за кисть руки)
Тут колода,
(берут ребенка за локоть)
Тут мох,
(щекочут ребенка под мышкой)
Тут водичка.
Поочередно загибая пальцы ребенка, приговаривают:
2. Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
(Кстати, с помощью этой игры можно сделать увлекательным даже такое скучное занятие, как стрижка ногтей.)
К четырем месяцам у грудничка проходят колики, поэтому он более спокоен и редко плачет. Эмоции малыша становятся более осознанными. Он легко узнает маму, произносит первые слоги, реагирует на знакомые и незнакомые предметы, любимые и нелюбимые игрушки. Давайте рассмотрим, что должен уметь ребенок в 4 месяца, и как ухаживать за малышом в этот период.
Что умеет ребенок в 4 месяца
- Узнает знакомые лица и голоса, людей, которые постоянно ухаживают за малышом;
- Узнает предметы и игрушки, выделяет любимые;
- Хватает и удерживает предметы не меньше полминуты. В этом возрасте хватание уже не не рефлекторное, а целенаправленное;
- Удерживает предметы в руках не менее полминуты;
- Складывает ладошки и хлопает;
- Самостоятельно трясет погремушку;
- Поворачивается с живота на бок и на спину;
- Приподнимается на руках с опорой на ладони, лежа на животе. При этом малыш может недолго держать голову;
- При поддержании за подмышки малыш упирается кончиками пальцев на ногах в поверхность и может оттолкнуться;
- Поддерживает бутылочку во время кормления;
- Произносит первые слоги и повторяет за говорящим.
Особенности развития грудничка
Так как малыш еще малоподвижен, вес ребенка в 4 месяца имеет серьезную прибавку. За месяц он прибавляет до 750 кг. Средний рост грудничка составляет 60 см, а вес – 6 кг. Физическое развитие в 4 месяца по данным ВОЗ представлено следующими параметрами:
Развитие слуха и зрения заметно прогрессирует. В четыре месяца ребенок поворачивает голову в ту сторону, где слышит звук. Он различает знакомые голоса, прислушивается к музыке и даже качает головой в такт. В этом возрасте грудничок уже выделяет и предпочитает конкретные мелодии. Зрение ребенка воспринимает цвета, сначала – желтый и красный, затем – синий и зеленый. Малыш хорошо понимает яркие цвета и чистые оттенки, следит взглядом за передвижением предмета.
Психическое и эмоциональное развитие ребенка в 4 месяца отличает активность и повышенное оживление. Малыш хорошо реагирует на знакомые лица, голоса и даже игрушки, размахивает руками и ногами, смеется и улыбается в ответ человеку или предмету, которые узнал. Кроме того, он уже начинают узнавать и реагировать на свое имя.
Дети в этом возрасте легко произносят простые слоги, согласные звуки «б», «п» и «м», гласные «а» и «о». Младенец испытывает радость и страх, любопытство и обиду. Он изучает свое тело, рассматривает ночки и ручки, ощупывает волосы и лицо. Ребенку интересно смотреть на себя в зеркало. Улыбка и смех в этом возрасте происходят осознанно.
Правильный уход за малышом в 4 месяца
Питание четырехмесячного ребенка основывается на кормлении грудью, как и в предыдущие месяцы. Педиатры не рекомендуют вводить ранний прикорм и допаивать малыша, так как это негативно скажется на самочувствии, ухудшит иммунитета и нарушит работу пищеварения. Только полноценное грудное вскармливание в этом возрасте гарантирует правильное физическое и психическое развитие, способствует нормальному развитию организма. Питание грудным молоком поможет набрать малышу нужный вес и рост.
Введение прикорма для детей в 4 месяца врачи рекомендуют лишь, в крайнем случае, при нехватке грудного молока либо при отказе ребенка от груди. Также ранний прикорм месяцев начинают давать при смешанном либо искусственном вскармливании. При полноценном грудном вскармливании прикладывания к груди в этом возрасте заметно сокращается. Интервалы дневного кормления составляет 3-4 часа, ночного – около 7 часов.
Сон четырехмесячного грудничка составляет 10-12 часов с одним или двумя перерывами на кормление. Дневной сон, как правило, достигает двух-четырех раз по 1,5-2,5 часа. В среднем груднички в 4 месяца спят по 15 часов в сутки. Кстати, к четырем месяцам у большинства детей проходят , поэтому они чувствуют себя лучше, крепче и спокойнее спят.
Развитие ребенка также должно включать массаж и гимнастику, развивающие игры и купание. Можно активно проводить занятия по плаванию в ванной по полчаса в день. Применяйте упражнения по нырянию и поворотам, по плаванию взад и вперед, на спинке и животе.
Не забывайте о мерах безопасности и не оставляйте ребенка в воде без присмотра!
Массаж положительно влияет на физическое и психическое развитие грудничка, он успокаивает и расслабляет, укрепляет кости и мышцы. При процедуре используйте легкие массажные движения головы, рук и ног, спины. Во время массажа не давите сильно на тело, не сдавливайте и не царапайте кожу!
6:00 – I кормление;
6:30 – бодрствование (утренние процедуры гигиены, гимнастика и прогулки, развивающие игры);
8:00 – сон;
10:00 – II кормление;
10:30 – бодрствование (гимнастика, массаж и развивающие игры);
12:00 – сон;
14:00 – III кормление;
14:30 – бодрствование (прогулки и занятия)
16:00 – сон;
18:00 – IV кормление;
18:30 – вечернее бодрствование (прогулки, купание и плавание, подготовка ко сну);
20:00 – ночной сон с 1-2 перерывами на кормление.
Важно не забывать и о правилах гигиены. Ежедневно купайте ребенка и умывайте при помощи ватных дисков и чистой воды, прочищайте глаза, носик и уши. Подстригайте ногти не реже одного раза в неделю. В этом возрасте малыш трогает тело руками, сует пальцы в рот, глаза и нос. Важно, чтобы он не поранил кожу или слизистую. Подробнее о правилах гигиены грудничка читайте .
Внимательно подбирайте моющие и косметические средства, в том числе и порошок. Изучайте состав и избегайте химии, так как они часто вызывают сильнейшую аллергию у грудных детей. Кроме того, лучше не использовать различные детские крема и лосьоны.
Развивающие занятия и игры
Развитие слуха в этом возрасте значительно усиливается, поэтому постоянно разговаривайте с малышом. При этом используйте разные интонации и звуки, но не повышать голос и не кричать! Рассказывайте сказки и истории, пойте песенки. Желательно, чтобы истории сопровождались жестами, мимикой и иллюстрациями.
С четырех месяцев груднички хорошо воспринимают звуки, имитирующие звуки животных. Регулярно показывайте малышу карточки с картинками, произносите вслух названия и не сложные слова. Такие развивающие занятия и игры способствуют и более быстрому развитию речи.
Развитие слуха поддержит и различная музыка. Малыш уже может выбирать понравившиеся мелодии. В этот период ребенок лучше воспринимает отдельный звук, поэтому включайте звучание одного музыкального инструмента. Для занятий выбирайте быстрые ритмичные мелодии, под которые можно хлопать в ладоши с малышом, двигать ручками и ножками.
В качестве игрушек для такого малыша подходят разноцветные погремушки, пищащие резиновые зверюшки и небольшие куклы, мягкие игрушки со специальным наполнителем для развития моторики. Кроме того, подойдут развивающие коврики и музыкальные игрушки с кнопками. Не забывайте про книжки с красочными иллюстрациями и пальчиковые игры, про стишки и потешки.
Не переборщите с количеством цветов и яркими игрушками, так как малыш в 4 месяца еще не способен воспринимать многоцветные и перенасыщенные сочетания. Он будет быстро утомляться, поэтому не используйте предметы с содержанием свыше четырех цветов. И, конечно, тесный контакт с мамой остается главным в развитии каждого ребенка!
Ваш ребенок
Питание и уход за малышом
Сон и безопасность
Развивающие игры
Развиваем чувство баланса
Игра 1. «Катание на мяче»
В этом возрасте у малыша появляется множество новых двигательных навыков, однако ему пока трудно сохранять равновесие в некоторых позах из-за отсутствия координации рук и ног. Игра направлена на развитие чувства баланса.
Вам понадобятся
Надувной мяч (фитбол) диаметром 70–80 см, мягкая пелёнка, ковёр или одеяло в качестве мата.
План игры
1. Положите малыша животом на мяч. Одну руку положите ему на спину, а другой придержите обе ноги. 2. Осторожно покачайте мяч вперёд, потом назад, а затем вправо и влево. 3. Переверните ребёнка на спину и уложите на мяче так, чтобы его голова не запрокидывалась. Повторите те же движения в этом положении. 4. Снова положите малыша на животик и, слегка надавливая на поясницу и ягодицы, сделайте так, чтобы мяч начал пружинить под ребёнком. Во время выполнения этого упражнения придерживайте ножки.
Родителям на заметку
1. Заниматься на мяче нужно не раньше, чем через 1,5 часа после кормления. 2. Если малышу нравится соприкасаться с поверхностью мяча лицом, а также голыми руками и ногами, можно обойтись без пелёнки. 3. После каждого занятия мяч необходимо мыть или протирать влажной губкой. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.
Развитие: наблюдаем за малышом
Малыш растет и набирает вес, с каждым днем он становится все активнее. В 4 месяца мальчики весят 6,2-7,8 кг при росте 61,8-66,0 см, соответствующие показатели для девочек: 5,6 - 7,2 кг и 59,9 - 64,3 см*.
Самые «быстрые» дети уже могут самостоятельно передвигаться: они пытаются ползать, лежа на животике и помогая себе руками, или принимают позу лягушки и отталкиваются ножками. Бывает, что малышам проще пятиться назад, и они не сразу учатся ползать вперед. Многие дети умеют переворачиваться с животика на спинку или даже со спинки на животик.
Ребенок активно пользуется руками, исследуя окружающий мир. Он тянется за предметами и загребает их ладошкой. Пальчики рук у него еще не достаточно ловкие. Новую игрушку или другой предмет ребенок должен всесторонне обследовать: схватить, положить в рот, рассмотреть со всех сторон. Ведь только так он может разобраться, как с ними играть.
Если раньше ребенок четко видел предметы, которые находились на расстоянии до 30-40 см, то теперь он может фокусировать свое зрение в зависимости от того, ближе или дальше находится интересный объект. Малыш лучше различает цвета и даже может увидеть отличия в разных оттенках одного цвета. Он радостно реагирует при появлении новых предметов и смену обстановки.
В этом возрасте ребенок различает все основные звуки и воспроизводит некоторые из них. Он может имитировать мимику мамы и папы и повторять некоторые слоги, например, «ба-ба». Еще больше ему нравится воспроизводить кашель, бормотание, пронзительный крик, и он повторяет их снова и снова, то понижая, то повышая голос.
*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).
В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.
Поведение: понимаем малыша
Теперь во время бодрствования ребенок уже не требует вашего постоянного присутствия рядом, давая маме передышку на несколько минут. Он может играть со своими ручками и ножками несколько минут подряд, повторяя одни и те же движения несколько раз. Это совершенно естественно, ведь в этом возрасте малыши обычно повторяют все действия многократно, чтобы осознать их, прежде чем приступить к освоению нового навыка. Например, кроха может говорить слог «да-да-да-да» несколько дней, не пытаясь разнообразить свой словарный запас, а потом также долго повторять «бу-бу-бу-бу».
Зеркало - любимая забава детей в этом возрасте. Малыш может подолгу любоваться своим отражением, улыбаться ему, изучать движения рук. Лица любого вида и формы завораживают детей: они с интересом разглядывают лица людей, кукол и даже страшные, на первый взгляд, ритуальные маски. Но самый большой интерес ребенка вызывают мама и папа. Общаясь с родителями, кроха дергает их за волосы и гладит по голове, ощупывает лоб, нос, подбородок. Если мама говорит, старается залезть пальцами ей в рот, пытаясь понять, как оттуда появляются такие интересные звуки.
У малыша появляется чувство юмора: он может весело засмеяться, если папа будет корчить забавные рожицы или издавать смешные звуки, подражая животным. У маленьких детей веселье и страх тесно связаны друг с другом. Смех дает выход нарастающему напряжению, но избыточное возбуждение может напугать малыша и стать причиной слез. Только что ребенок заливался смехом, когда его щекотали и поднимали вверх, а теперь он громко плачет. Во время шумных игр необходимо внимательно наблюдать за малышом, чтобы не перевозбудить его и вовремя предложить крохе более спокойное занятие.
Питание
Обычно четырехмесячному ребенку достаточно 6-8 кормлений и 900-1000 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси, рекомендованной педиатром) в сутки*. Состав материнского молока меняется в зависимости от потребностей малыша. Теперь в нем содержится больше полезных жиров и минеральных веществ.
Начинать введение прикорма следует с очень небольших порций: 10 г овощных пюре и 10 г безглютеновых каш (рисовая, гречневая, кукурузная каша – по выбору). Постепенно увеличивайте количество прикорма до 50 г в день. Новые блюда надо добавлять в рацион малыша поочередно, внимательно наблюдая за его реакцией на каждый продукт. Предложите грудничку на завтрак овощное пюре из брокколи или цветной капусты. Через 7-10 дней, если кроха хорошо перенес новый продукт, можно приготовить ему рисовую или кукурузную кашку, разведенную грудным молоком (или смесью).
Помните, что в этот период основным источником питательных веществ для ребенка по-прежнему остается грудное молоко (или детская молочная смесь), поэтому необходимо докармливать малыша молоком во время каждого приема пищи.
Уход за ребенком
Пора заняться зарядкой! Убедитесь, что вы с малышом «бодры, веселы и здоровы» - и можно начинать.
Положите ребенка на спинку, совершайте его ручками круговые движения. Потом поднимайте и опускайте ручки. Осторожно поверните малыша сначала на один бок, потом на другой. Слегка надавите руками на его животик, приподнимите ножки и слегка потрясите их.
Положите ребенка на живот. Согните его ножки в коленях, потом распрямите их и разведите в стороны. Затем соедините ножки вместе. Переверните малыша на спинку. Поднимите его ручки вверх, опустите вниз, скрестите и разведите в стороны.
Внимательно наблюдайте за ребенком, не дайте ему переутомиться. Напевайте веселые “спортивные” песенки, чтобы кроха мог почувствовать ритм упражнений. В конце занятия повозитесь с малышом, слегка пощекочите его, поцелуйте и похвалите за старание.
Обучение и общение: занимаемся с малышом
Играйте с ребенком в простые игры, например, в прятки. Спрячьте лицо за ладонями рук или прикройтесь одеялом, малыш наверняка начнет радостно смеяться, когда вы неожиданно появитесь у него перед глазами.
Постройте небольшую картонную горку и спускайте с нее игрушку на колесиках на глазах у малыша. Это наблюдение поможет ребенку в будущем лучше понять причинно-следственные связи между явлениями.
Положите в каждую руку малыша пищащие игрушки, которые можно легко сжимать. Постепенно он научится сжимать обе игрушки одновременно. Такие игры отлично помогают детям научиться принимать решения и координировать действия.
Помогите ребенку исследовать разные части его тела. Наденьте на ножки крохи яркие носки. Сначала он будет их рассматривать, а потом попытается схватить ногу и даже снять с нее носок. Не забудьте похвалить малыша, когда ему удастся это сделать.
Дети в этом возрасте обожают играть в «звуковые» игры: порычите, как лев, или попыхтите, как паровозик. Если ваш малыш издает какие-нибудь звуки - повторяйте их, имитируя мимику ребенка. Делайте паузы, чтобы малыш мог вставить свое «слово». Он обязательно оценит ваши попытки «поговорить» на его языке, и, заодно, узнает правила построения диалога.
Сон
В этом возрасте дети спят 17-18 часов в сутки*.
Единого волшебного совета «как уложить ребенка спать» не существует, однако есть некоторые общие рекомендации, помогающие успокоить малыша и настроить его на засыпание.
Перед сном искупайте ребенка в теплой ванне и сделайте ему легкий массаж: это поможет снять мышечное напряжение.
Попробуйте укачать кроху на руках: возможно, он чувствует себя в безопасности, только прижавшись к маме или папе. Некоторые дети быстрее засыпают при монотонном раскачивании в коляске или люльке.
Многие дети успокаиваются, слушая тихую плавную музыку или негромкую речь, например, неторопливое чтение вслух «взрослой» книги.
Примечание:
(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.
Безопасность
Родители часто оставляют детей без постоянного присмотра во время сна, поэтому необходимо убедиться, что в кроватке или коляске малыш будет в безопасности.
Теперь, когда ребенок стал более активным, еще раз проверьте прочность и надежность всех элементов детского спального места. Всегда укладывайте ребенка спать на спину. Матрас должен быть ровным и не очень мягким. Не используйте подушки, уберите из кроватки мягкие игрушки. Постельные принадлежности должны быть из гладких, «дышащих» материалов, никаких пушистых простыней и одеял.