Простая русская изба Ни кособока, ни горбата, И с ней была моя судьба Надолго связана когда-то. Шилин В.В. Презентация для дошкольников «Быт русской избы
«Воспитание гражданина России» - Духовно-нравственное направление. На пороге школы. Направления программы: “Я и я”. 1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»; 2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»; 3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»; 4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России». “Я и культура”. “ Я и школа”. “Я и семья”. “Я и мое Отечество” “Я и планета.
«Патриотическое воспитание детей» - Родная природа. Патриотическое воспитание детей. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Родина начинается с любви к своему городу. Воспитываем уважительное отношение гербу, флагу, гимну Российской Федерации.
«Патриотическое воспитание школьников» - Методы. В.В. Путин. Ожидаемый результат. Высказывание премьер-министра. Направления деятельности. Высказывание президента. Формы работы. Принципы. Задачи. Государство заинтересовано, в первую очередь, в таком непростом деле как работа с молодежью. Цель военно-патриотического воспитания.
«Военно-патриотическое воспитание» - Анкетирование родителей. Гиподинамия – нарушение функций организма из-за недостаточного движения. Достижения учащихся. Военно-патриотическое воспитание школьников. Цель: определение способов формирования патриотического сознания учащихся. «Интеграция учебных предметов в экологическом образовании школьников».
«Чувство патриотизма» - Начальная школа опрошено – 54 человека. Центральная задача школы: Содержание которого - любовь к Родине. Проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, чувств и желаний. Как по Вашему, что означает любить Родину? Патриотические чувства. Исследование особенностей становления патриотического воспитания учащихся школы.
«Гражданское образование» - Глава субъекта РФ. Пермский край. Хороший союзник. Некоторые примеры. Образовательный форум. Решением экспертного Совета. Гражданское образование в России и ее регионах. Надежда. Руководитель Администрации Президента. Общественно-консультативный совет. Обучение правам человека. Фокусные группы. Проект Федеральной целевой программы.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Презентация для детей «Русская изба. Предметы быта»
Предки наши строили жилище из дерева и называлось оно избой. Русская изба
Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему?
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло и дольше сохранялось тепло. Гостям приходилось при входе кланяться, не то шишку можно было набить. А вы знаете, что было главным в избе?
Главным в избе была печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Раньше все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки из дерева, плели лапти корзины, вязали, вышивали. А еще и песни пели!
Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? Летом спит, Зимой горит. Пасть открывает, Что дают – глотает. (печь)
Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает. Что схватит – отдает, А сам в угол идет. (ухват)
У нас в печурочке золотые чурочки. (дрова в печи)
Он, как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля Где там в печке уголек? Кашу сварит… (чугунок)
Черный конь скачет в огонь. (кочерга)
Выпускает жаркий пар Древний чайник… (самовар)
Воду дед носил с утра Каждый раз по два ведра. На плечах дугой повисло, Держит ведра… Из избы идут – пляшут, А в избу идут – плачут. (коромысло) (ведра)
Четыре братца под одной крышей живут, Одним кушаком подпоясаны. (стол)
Сама не ест, А людей кормит. (ложка)
Верчусь, верчусь – не потею, Только более толстею. (веретено) Стригли, щипали, а после чесали. Чисто, пушисто – к доске привязали. (прялка)
Ходит каток по паре порток. (утюг)
Эту обувь не забыли, Хоть давным-давно носили. (лапти)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация для дошкольников "Опасности в быту для детей"
Презентация для детей дошкольного возраста в стихах, картинках и загадках. Удобный материал для занятий по окружающиму миру....
Презентация "Для чего нужны предметы?"
Презентация " Для чего нужны предметы?" может быть использована для дидактических и логопедических занятий....
Презентация для детей "Безопасность в быту"
Охранять жизнь детей - это просто проявлять здравый смысл! Очень важно, чтобы Вы на шаг опережали ребёнка, тогда Вы сумеете предвидеть, что он может сделать, - ещё до того, как он это сделает! Пом...
Русская изба. Презентация по ознакомлению дошкольников с бытом крестьян
Презентация позволяет воспитателю познакомить дошкольников с устройством русской избы, наглядно представить элементы русского быта...
Урок в цикле занятий по дополнительной образовательной программе «Родная старина»
Составитель: Ольга Игоревна Фролова, педагог дополнительного образования МКОУ ДОД Аннинского ДДТТема: "Знакомство с русской избой"
Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.Задачи:
- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
-обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).
-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.
Аннотация.
Данный урок проводится в цикле занятий по дополнительной образовательной программе «Родная старина» туристско-краеведческой направленности для младших школьников.
Оборудование: мультимедийная установка, слайды с изображением избы, макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, забор, старинная посуда, прялка и др.), сундучок с пословицами и загадками, схема-таблица и изображения предметов избы.
Ход занятия:
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с далёким прошлым наших предков. Тема нашего занятия - внутреннее убранство русской избы.
Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве как сейчас.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (ответы детей). Правильно, это то, что было до нас в далёкие времена.
Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.
- Для чего нужен дом человеку? Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей)
- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше» (ответы детей)
- Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага.
- Русская народная пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Как вы думаете, ребята, в чём смысл этого высказывания? Ответы детей.
- Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!
- Что же мы видим в избе?(ответы детей)
Перед вами схема, на которой написаны названия предметов русского быта и картинки, которые соответствуют названиям. Ваша задача – во время нашей беседы карточки размещать на схеме. А я буду говорить вам, когда нужно это делать.
Ребята, обратите внимание на карточки, которые располагаются перед каждым из вас. Как вы думаете, что такое «Красный угол»? (ответы детей)
Покажите карточку с изображением красного угла.
Красный угол от слова «красивый» – духовный центр дома – располагался в переднем углу. В нем божница, где на особой полочке - иконы в окладах, украшенные ткаными или вышитыми полотенцами, сухими целебными травами. В доме два очага: духовный – красный угол и земной – огонь в печи. Положите на схему.
Печь была своеобразным центром избы, символом добродетели и тепла. Располагалась печь в противоположном красного углу, на западе. В одной избе она белоснежная, а в другой – вся расписная. Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Тепло, которым дышала печь, было сродни теплу душевному. Найдите и покажите, пожалуйста, карточку с изображением печки. Положите на схему
- Все в избе деревянное, кроме печи. Пространство у печи – женская половина, «бабий кут».
Здесь всё, чем заведовала женщина, хозяйка дома: Ребята, я буду читать четверостишия, а вы – расположите карточки с изображением на схеме.
Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.
У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.
Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Грелся он в то время на углях
И жил во всех дворах.
Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.
Ты помощница моя,
Прялочка родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.
- Вы успели положить предметы из бабьего кута на схему? (пройти и посмотреть)
А теперь для вас загадка.
Ножек четыре,
Шляпок одна,
Нужен, коль станет
Обедать семья. (Ответ: Стол)
Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки. Найдите на ваших карточках стол и положите на схему.
От двери до боковой стены избы – широкая лавка. На лавке мужчины занимались хозяйственными работами, работали женщины за прялкой, за вышиванием, за вязанием. Расположить карточку на схеме.
Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках не только хранили одежду, бельё, ценные вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами, ведь не всем хватало места на печи. Расположить карточку на схеме.
Для работы нужен свет. Чем, по вашему мнению, освещалась комната вечером? (ответы дете) Найдите нужную карточку. В сумерки избу освещал кованый светец. В него вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина. Положите карточку с изображением на схему.
Какае карточка у вас осталась? (Ответы детей). Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара.
Итак, вы все заполнили свои схемы, познакомились с основными предметами быта, их предназначением, узнали некоторые новые слова.
Сейчас мы ещё раз вспомним все предметы, о которых говорили. У меня есть сундучок, в котором загадки о предметах быта, я предлагаю вам их отгадать.
Летом спит
Зимой горит
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь).
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).
Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).
Ребята, мы познакомились со старинной русской избой. В старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? (ответы)
Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая игра.
Коли народ невесел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.
Я предлагаю вам немного поиграть. (3 раза с ускорением) Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача – повторять за мной.
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!
Молодцы! «Делу - время, потехе - час»- говорили наши предки.
Сейчас мы разделимся на три группы и попробуем сами в макетах домиков расставить предметы убранства русской избы. (Предлагаются макеты избы со старинными предметами)
Молодцы, вы все правильно выполнили задание. Займите свои места в классе.
- Что нового вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)
На следующем занятии мы с вами продолжим знакомство с внутренним убранством русской избы. В краеведческом музее вы можете более подробно рассмотреть предметы русской старины. Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками. Позвольте мне подарить вот такие домики, но они не простые – в них народные мудрости, надеюсь, что они вам пригодятся. Хочу посоветовать вам обсудить эти пословицы дома, в своей семье. Всего доброго!
Список использованной литературы:
1. Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.
2. Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.:1997.
3. Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение», 2006
4. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор»
5. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва, «Просвещение»,1990г.
6. Раппопорт П.А. Древнерусское жилище. Л., 1975
7. Тихонова М.Н., Смирнова М.С. «Красна изба», С. – П., 2000 г.
8. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.
9. «Чудесный короб», Сборник, Москва, «Детская литература»,1989 г.
10. Подшивки журналов «Внешкольник», «Музыкальный руководитель» за последние годы.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Гармония» г.Тихорецка
Разработала:
педагог дополнительного образования
Белавина Вера Викторовна
г.Тихорецк
Цель: сформировать представление о древнерусском быте, культуре Древней Руси.
Задачи :
1.Познакомить с предметами быта, научить определять их предназначение, сформировать общее представление о том, что такое быт.
2.Развивать интерес к истории своей страны, к предметам старины, развивать словарный запас детей, логическое мышление, фантазию, творческие способности детей.
3.Воспитывать уважение к рукоделию, труду.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что это такое?
Показывать поочерёдно предметы быта: фартук, скалку, деревянную посуду, матерчатых кукол, матрёшек, колпак на чайник, деревянная разделочная доска, платок вязаный, прихватку и т.д.Сначала спросить у детей – что это, для чего использовали? А потом дополнить их ответы своим рассказом.
Правильно, всё это – предметы быта древней Руси. А что такое быт? Это все то, что окружает нас дома, каждый день, чем мы пользуемся постоянно.
Презентация «Быт людей на Руси».
В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.
Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века.
Обстановка в избе была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.
Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.
Центральное место занимает печь. Печь ставили так, чтобы она была подальше от стены, чтобы не случилось пожара.
Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.
Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось.
Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.
В крестьянской избе вдоль стен были сделаны самодельные лавки. На лавках сидели члены семьи, работал хозяин, иногда спал на ней же. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой.
В центре крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.
В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках. Слайд 11
Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами.
Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
Слайд 12-13
Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.
Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.
Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.
Дети называют предметы быта на картинке.
Слайд 15-17
Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи.
В каждой семье были «коробейки» - лубяные сундучки, обитые железом деревянные сундуки. В сундуках хранили семейные ценности: одежду, приданое. Сундуки закрывались на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась семья.
Слайд 18-19
Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.
Слайд 20-25
В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), кринки для хранения молока, разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.
Слайд 26 Крестьянские семьи были большими.
Слайд 27-28 Сыновья помогали отцу в поле
Слайд 29 А матери и бабушки сидели с малыми детьми
Слайд 30 Ходили лаптях
Слайд 31 Каждая крестьянская семья держала о дворе скотину.
Скажите, какой был быт древней Руси? Назовите предметы быта, которые вы запомнили. Для чего они служили? Что такое быт?
Физминутка:
Хомячок Хомка
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щёки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
(дети имитируют все движения хомячка)
Загадки о предметах быта:
1.Маленькая собачка
Свернувшись лежит,
Не кусает,
А в дом не пускает. (Замок)
2.Два конца, два кольца, посередине гвоздик.
(ножницы)
3.Всех накормлю с охотою,
А сама безротая.
4.Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит.
(самовар)
5. Маленький Ерофейка подпоясан коротенько,
По полу скок- скок и сел в уголок.
6.На веревке пальцы, держат одеяльце.
(прищепки).
7.Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень?
Часы.
8.Пузыри пускало,
Пеной кверху лезло -
И его не стало,
Всё оно исчезло.
Мыло.
9.Я увидел свой портрет,
Отошёл - портрета нет.
Зеркало.
10.Она снаружи вроде груши,
Висит без дела днём,
А ночью освещает дом.
Лампочка.
А теперь нарисуем предмет быта, который вам больше всего понравился.
Рисунок «Предметы быта».
«Традиции и быт русского народа»
для детей старшего дошкольного возраста
Федорова Юлия Сергеевна,
воспитатель МКДОУ № 483,
г. Новосибирск
Тип проекта: творческий, познавательный.
Вид проекта: семейный, групповой.
Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
Участники: дети и родители детей старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатели.
Актуальность темы
В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.
В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих, нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом — человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.
Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей, совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.
Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.
Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.
Цель проекта:
Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.
Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, выбрали тему своего проекта «Традиции и быт русского народа». Мы посчитали необходимым начать с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями русского народа, так как из анкет и общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают русских народных сказок, потешек, скороговорок.
Задачи:
- Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
- Дать понятие о русском костюме.
- Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
- Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского быта человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
- Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
- Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
- Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
В своей работе мы опираемся на следующие научные принципы:
— принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
— принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание материала должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;
— соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
— обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Оптимальность и эффективность средств
Основными методами работы являются наглядно-слуховой, информационно-рецептивный и репродуктивный, которые применяются с учетом принципа дидактики (от простого к сложному).
Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Используя этот метод, побуждаем детей к сравнению, сопоставлению. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Детям старшего возраста предлагаем различить варианты исполнения одного и того же произведения.
Информационно-рецептивный метод применяем для передачи знаний о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняем музыкальные произведения, которые они слушают, учим самостоятельно применять освоенные исполнительские творческие умения и навыки. С помощью этого метода проводим поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.
Одним из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Информационно-репродуктивный метод развивает образную речь детей. Дети начинают понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков – нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т.д.
Репродуктивный метод применяем для закрепления усвоенного материала, повторения. Используем задания двух уровней: в первом – отрабатываем способы применения знаний по образцу; во втором — дети выполняют вариативные задания, которые требуют переосмысливания и творческого применения усвоенных знаний.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством
— Заучивание потешек, прибауток, закличек.
— Использование пословиц, загадок, поговорок.
— Чтение художественной литературы.
— Использование русских народных песен и танцев.
— Проведение русских народных игр.
— Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
— Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
— Рассказ о народных обычаях и традициях.
— Рассматривание иллюстраций о русском быте.
— Беседы, вопросы, разъяснения
Формы образовательной работы с детьми
— Организованные занятия.
— Совместная деятельность.
— Праздники и развлечения.
— Наблюдения в быту и природе.
— Слушание музыки.
Адресная направленность
Опыт проектной деятельности на тему «Традиции и быт русского народа» адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.
Основные направления нашей работы:
1. Создание атмосферы национального быта
— создание интерьера русской избы. Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, утюг, гребень, веретено, рубель, коромысло, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода, так же размещены экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», национальной вышивки, вязания, плетения, образцы народных промыслов: «Хохлома», «Жестов», «Городец». С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи.
Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, лепили и многое другое.
2. Использование фольклора
(сказок, пословиц, поговорок,считалок, потешек и т.п.). В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов
, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира - красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи
на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке
; причудливые игрушки.
Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.
4. Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.
Этапы реализации проекта:
I Этап – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.
— Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.
— Первичный мониторинг.
— Анкетирование родителей.
— Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д.
II Этап – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта
— Занятия в соответствии с планом.
— Беседы.
— Чтение познавательной и художественной литературы.
— Слушание классической музыки.
— Слушание русских народных песен.
— Экскурсия в русскую избу.
III Этап – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.
— Мониторинг.
— Открытое занятие «Быт и традиции русского народа»»
— Презентация проекта
Мероприятия с детьми
— Занятие «Русь-матушка». Цель: Познакомить детей с тем, как раньше называли нашу родину и почему.
— Экскурсия в комнату «Русская изба». Цель: Познакомить с бытом крестьянской семьи.
— Беседы: «Имена старинные и современные», «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать». Цель: воспитывать любовь и уважение к своим родителям.
— Чтение русских народных сказок,былин об Илье Муромце.
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам и былинам, картины Васнецова «Три богатыря».
Цель: Показать на основе художественных произведений быт, жизнь людей, познакомить с подвигами богатырей.
— Праздник масленица. Цель: Познакомить детей с одним из праздников
— Игра-хоровод «Гори, гори ясно» «Дударь». Цель: Познакомить детей с хороводными играми.
— Слушание русских народных песен. Цель: Показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа.
— Игра «Ручеёк». Цель: Показать детям как отдыхали в старину.
— Вечер загадок про домашнюю утварь и т.д. Цель: Закрепить с детьми названия домашней утвари и т.д.
— Рисование «Распиши сарафан».(пластилинография).
— Рассказы детей о членах своей семьи из личного опыта. Цель: прививать любовь и уважение к близким людям, уважение к их труду.
— Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери», Деревенская изба».
— Мониторинг.
Итоговое мероприятие по проекту «Семейные традиции на Руси». Цель: Закрепить знания детей о традициях русского народа.
Мероприятия с родителями
— Испечь блины к Масленице.
— Участие семьи Грудевых в конкурсе «Семья года».
— Разучивание с детьми частушек, стихов о Родине.
— Создать групповой альбом «Я и моё имя».
Цель: привлечь родителей к проекту. Развивать познавательный интерес детей.
— Предложить родителям почитать детям следующие художественные произведения: русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов - семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка-бурка», «Пахарь», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
Заключение
В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.
Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.
Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.
Литература:
- Моя Родина – Россия, «Народы. Костюмы. Праздники». Составители: А.Г. Шегай, И.Л. Шестернина и др., — Москва, Школьная Пресса, 2010 г.
- Моя Родина – Россия, «С древних времён до наших дней». Составители: А.Г. Шегай, И.Л. Шестернина и др., — Москва, Школьная Пресса, 2010 г.
- В.В.Гербова и др. Книга для чтения 5-7 лет в детском саду и дома.
- Русские народные сказки от А до Я «Чудо-чудное, диво-дивное», Москва, 2011.
- Интернет.