«День рождения хлеба». Сценарий праздника в подготовительной группе
Готовые к использованию, проверенные на практике сценарии тематических праздников, викторин, досугов, развлекательных мероприятий, театрализованных постановок, посвящённых хлебу и всему, что с ним связано.
Утренники под названиями «Хлеб – всему голова!», «Русский каравай» и т.п. Яркие музыкальные фольклорные праздники, посвящённые основному нашему продукту. Советы по изготовлению специальных атрибутов и реквизита для подобных «хлебных» мероприятий и театрализаций.
«От зёрнышка до булочки», в стихах и прозе.
Содержится в разделах:Показаны публикации 1-10
из 210
.
Все разделы
| Хлеб. Сценарии праздников. Развлечения, досуги
Сценарий на 8 марта в средней группе Пекарь Булочка Cценарий на 8 марта в средней группе «Пекарь Булочка» . Цель : Создать радостное настроение у детей. Задачи : 1. Обогащать духовный мир детей, развивать музыкальное восприятие 2. Развивать эмоциональную отзывчивость, радость, увлечённость. 3. Развивать музыкальные способности детей...
Досуг в подготовительной группе «Хлеб - всему голова» Досуг в подготовительной группе. Познавательная область. Ознакомление с социальным миром. Тема : «Хлеб - Всему голова » ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ : расширять знания детей о тяжелом труде хлеборобов по выращиванию хлеба на Руси в прошлые века и в настоящее время. Закреплять знания детей о...
Хлеб. Сценарии праздников. Развлечения, досуги - Театрализация сказки «Колосок» для выступления на муниципальном фестивале детского творчества «Шире круг»
Публикация «Театрализация сказки «Колосок» для выступления на муниципальном...» Театрализация сказки « Колосок» для выступления на муниципальном фестивале детского творчества «Шире круг» Действующие лица: (дети) ведущая в русском сарафане и кокошнике, Петушок, Мышата - 2детей. Декорации: печь, мельница, стол накрытый, самовар, колосок, веник, чугунок,...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Развлечение в летний оздоровительный период для детей средней, старшей, подготовительной групп «Хлебушек» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 28» городского округа город Салават Республики Башкортостан Развлечение в летний оздоровительный период на тему «Хлебушек» для детей средней, старшей и подготовительной групп....
Сценарий осеннего праздника для старшей группы «Хлеб - всему голова» Дети заходят в зал с лентами и листочками. (ТАНЕЦ) Хороводная игра «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай». Дети заводят круг со словами: Как сегодня все на праздник (идут, взявшись за руки по кругу) Испекли мы каравай. Вот такой вышины, (поднимают руки вверх) Вот такой нижины,...
Физкультурный досуг «От зернышка до булочки», Ср едн яя гр. Цель: Закрепить через подвижную игру знания детей о процессе выращивания и хранения хлебной зерновой культуры; развивать силу, ловкость, выносливость, наблюдательность, умение соревноваться в команде, развивать...
Хлеб. Сценарии праздников. Развлечения, досуги - Сценарий праздника «Хлебная ярмарка»
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «Хлебная ярмарка» Скоморох 1: Внимание! Внимание! Внимание! Открывается веселое гуляние! Скоморох 2:Собирайся, народ! В гости праздник к нам идёт! На потеху, для забавы, веселиться нам на славу! Петь, плясать, смеяться всем, без вопросов, без проблем!...
Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд» Конспект познавательного досуга для воспитанников старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба – труд» Воспитатель Клепиковская А.И. Образовательная область: Познавательное развитие Интеграция с образовательными областями:...
Цели мероприятия:
Раскрыть значение хлеба в жизни человека, важность труда земледельцев;
Познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны.
Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.
Воспитывать чувство патриотизма, чувство уважения к труду хлеборобов.
Показать, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол;
Оформление :. На вышитом полотенце, каравай, солонка, изделия из муки (призы) ; стенд, оформленный рисунками детей о хлебе.
Оборудование: проектор, презентация, картинки с этапами полевых работ.
Ход праздника.
Звучит музыка
Ведущая: /в русском народном платье/
Хлеб, хлебушек…, теплый, душистый, с хрустящей корочкой. Он самый главный на столе и самый древний, ведь появился он свыше 15 тыс. лет назад… Шло время и сейчас существует 750 видов хлебобулочных изделий. Несмотря на это сейчас мы можем сказать «Хлеб – всему голова!». СЛАЙД 1
Ученик:
Пахнет хлеб и солнцем и землей,
И слезой, и ветром, и грозой.
Сколько в нем заботы и труда,
Сколько людям он несет добра!
Ведущая:
Одна древняя легенда рассказывает, что однажды путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал её искать, потому что хлеб топтать нельзя. Да разве найдёшь её в песке? Дело близится к ночи. Путник пометил место, воткнув свой посох. С рассветом он вернулся, чтобы найти хлеб. А его посох стал золотым. Путник получил награду за своё бережное отношение к хлебу. Эта легенда учит нас, что хлеб – бесценный дар.
БЕРЕГИТЕ ХЛЕБ! СЛАЙД 2
Ведущая :
А теперь мы приглашаем вас принять участие в путешествии. Отправимся мы в путешествие не ради развлечения, а для того, чтобы показать всем, что к хлебу надо относиться бережно.
Наше путешествие пройдёт под девизом: «Берегите хлеба каждую крупицу!» А где мы будем останавливаться, вы узнаете по ходу нашего путешествия.
Итак, отправляемся в путь СЛАЙД 3
Станция Историческая.
На этой станции можно услышать много легенд и преданий.
Ведущая :
Однажды древний человек нашел какие-то семена. Какими вкусными показались семена людям. Ученые предполагают, что это был дикорастущий ячмень. Прошло время, человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи. Он стал поджаривать диких злаков, смешивал их с водой. Позже люди стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки из густой зерновой каши – теста . Плотные подгорелые куски зерновой массы мало напоминали наш пшеничный хлеб. Но именно с появлением этих лепёшек, выпекавшихся на горячих камнях, на костре, и началось на земле хлебопечение.
А ещё позже человек научился выпекать хлеб из кислого теста.
Ну, а слово «хлеб» пришло к нам из Древней Греции. Греческие мастера выпекали хлеб в глиняных горшках, называвшихся « хлибанос ».
Ученик:
Да, не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Ведущая: Мы прибываем на следующую станцию:
Станция Как хлеб на стол пришёл. СЛАЙД 4
Вы узнаете, как приходит хлеб на стол! СЛАЙД 5 -18
Весна. Поле пашут и бросают в землю зерно – сеют хлеб .
Хлебное поле – большое и красивое. Говорят: «Золотая нива!»
Пришла пора убирать урожай. На поле выходят комбайны.
С утра и до глубокой ночи идёт уборка хлеба, чтобы не потерять ни зёрнышка.
Затем зерно отправляют на элеватор – там его сушат и сортируют. В этих башнях хранится зерно.
На специально оборудованной машине везут хлеб в магазин. А там мы покупаем наш хлебушек.
Ведущая: Сейчас давайте проверим внимательно ли вы смотрели фильм. Поиграем в игру «Своё место»
Условия игры:
1 вариант игры: На карточках записаны этапы появления хлеба на нашем столе. Ваша задача – разложить по порядку карточки, выстройте по очереди все действия.
ПОСЕВ ЗЕРНА УХОД ЗА ЗЕРНАМИ ОБРАБОТКА ЗЕМЛИ
СБОР УРОЖАЯ СОРТИРОВКА ЗЕРНА ПОМОЛ ЗЕРНА В МУКУ
ЗАМЕС ТЕСТА ВЫПЕЧКА
2 вариант игры : Детям показывают рисунки, на которых изображены пашня, мельница, сбор урожая, сев, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке.
Ведущая: следующая станция
Станция Аукцион хлебобулочных изделий СЛАЙД 19
Игра «Аукцион».
Условия игры: ребята по цепочке называют хлебобулочные изделия . Но кто последним назовёт - тот выигрывает приз (приз - связка баранок).
Ведущая: Вы назвали много хлебобулочных изделий, а сейчас посмотрим на экран и увидим, какие изделия можно получить из муки. СЛАЙД 20-23
Ведущая: Мы приближаемся к
Станции «Хлеб военных лет» СЛАЙД 24
Ведущая: Помните всегда, что хлеб – труд человеческий, надежда на будущее. Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба. Ведь люди, пережившие голодные годы войны, умеют ценить хлеб. Они помнят, как не хватало хлеба во время войны. Им приходилось беречь каждую крошку. СЛАЙД 25
Ученик:
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нём в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды. (А.Морозов)
Ведущая:
В блокадном Ленинграде в годы войны выдавали в день по 125 граммов хлеба. Посмотрите, какой это маленький кусочек! Впрочем, этот кусочек трудно назвать хлебом: его готовили из жмыхов, овсяной муки, а ещё добавляли гидроцеллюлозу. Такой крохотный кусочек хлеба в голодную военную пору человек получал на целый день! И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.
Ведущая: Показывает кусочек хлеба весом125 гр.
Прослушайте песню Л.Зыкиной «Хлеб всему голова»
Нашим бабушкам приходилось также и самим выпекать хлеб, и они знают, что это сложно, трудно – сделать так, чтобы хлеб стал вкусным, мягким, воздушным.
Игра «Четвертый лишний»
Условия игры: приглашается несколько учеников из каждого класса (1-4). Они получают буквы, из которых должны составить слова. Зрители находят лишнее слово.
ЛИБЫН (блины)
ФЕЗРИ (зефир)
РОПИЖКО (пирожок)
АВТУШРАК (ватрушка)
Ведущая:
Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу.
Мы прибываем на станцию:
Станция Бережливых СЛАЙД 26
Выбрасывать хлеб НЕЛЬЗЯ , ведь в него вложено столько человеческого труда. Трактористы, комбайнёры, пекари работают круглый год, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц. СЛАЙД 27
Послушайте стихотворение Сергея Михалкова "Булка"
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Ведущая: О хлебе есть много пословиц. Вот некоторые из них (хоровое чтение пословиц). СЛАЙД 28
Хлеб от земли, сила от хлеба.
Пот на спине, так и хлеб на столе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.
Подведение итогов и награждение за конкурсы рисунков и поделок.
СЛАЙД 29
Ведущая: В течении предметной недели проходили конкурсы поделок и рисунков. Спасибо всем ребятам, принявшим в них участие. А сегодня хочется отметить лучшие работы.
Ведущая: (держит хлеб – соль.) СЛАЙД 30
Наше путешествие закончилось.
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил!
НЕ жалел труда и сил!
Если мы хотим кого – то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб – соль из рук!
Ведущая вручает хлеб гостям праздника. Звучит песня «Про хлеб»
Ученики подходят и отламывают кусочек каравая.
Цель : Формирование бережного отношения к хлебу.
Задачи:
1. Углублять знания учащихся о хлебе.
2. Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов.
3. Развивать логическое мышление.
4. Развивать мелкую моторику рук.
5. Расширять имеющиеся у детей знания о приметах, связанных с хлебом.
6. Развивать воображение.
Оформление зала : На столе - каравай на рушнике или тарелка с нарезанным ломтями хлебом, на доске — связки баранок, рисунки с изображением хлеба. Если есть возможность, можно поставить в вазу колоски пшеницы.
Действующие лица
4 ребенка.
Элементы костюмов
Пекарь — колпак, белый халат, корзина с хлебобулочными изделиями.
Дети — одеты в обычную школьную одежду.
Реквизит
- «Булочки» из пенопласта или поролона.
Несколько стаканов компота.
Рисунки, схематически изображающие этапы выпечки хлеба.
Соленое тесто.
Праздник начинается со сценки. Звенит звонок.
1-й ребенок : Перемена! Скорее в столовую!
Три или четыре человека рассаживаются за стол, стоящий на сцене. На столе — «булочки», компот в стаканах. Один ребенок балуется булочкой: сначала крошит ее, потом начинает кидать в остальных.
2-й ребенок : Хватит! Нужно хлеб любить!
3-й ребенок : С хлебом не смешно шалить!
4-й ребенок (тот, кто баловался): Мне забавно одному!
1-й ребенок: Это (показывает на булочку) голова всему!!! Дети разбегаются.
Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом — батоны, буханки, булочки. На шее — связка сушек. Поет на мотив песни «Не кочегары мы, не плотники» (из к/ф «Высота»):
Не кочегары мы, не плотники,
Но сожалений горьких нет как нет...
Хлебозавода мы работники,
Вам из пекарни шлем привет!!!
Пекарь : Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес. А сценку вы хорошую показали. Часто дети балуются с хлебом! Часто! Но вы-то не такие?
Дети : Нет!
Пекарь : Как вы думаете, что делает пекарь на хлебозаводе?
Дети: Выпекает хлеб!
Пекарь : Верно! Но какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина! Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба.
Игра «Откуда берётся хлеб»
Детям показывают рисунки, на которых изображены пашня, мельница, сбор урожая, сев, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке.
За верную последовательность ребёнок награждается сушкой.
Пекарь: Молодцы, ребята!!! Ох, много у нас на хлебозаводе работы. Сначала машины привозят муку и она хранится у нас в подвалах. Потом ее просеивают, добавляют соль, сахар, дрожжи, воду и месят тесто. А из теста что только не выпекают — его режут на кусочки, квадратики, катают «колбаски», плетут косички — настоящие умельцы работают!!! А ведь начинается все с м-а-а-аленького зернышка, посаженного в землю.
Читает стихотворение «О хлебе»:
У крестьян торжественные лица,
Поле все зарей освещено.
В землю за колхозного станицей
Хлебное положено зерно.
Спит оно в кубанской колыбели.
Как отец, склонился над зерном
В куртке, перешитой из шинели,
Бледный от волненья агроном.
Пусть же нива буйно колосится.
Будут этой осенью полны
Нашей рожью, нашею пшеницей
Все зернохранилища страны.
Люди день и ночь работают в полях, чтобы вырастить и собрать урожай пшеницы. В любую погоду, дождь ли, жара...
За время посевной хлеборобы сталкиваются со множеством трудностей — это и засуха, и палящее солнце. Вот какой огромный труд вкладывают селяне, чтобы хлеб оказался на столе!
А вы хлеб любите?
Дети: ДА!!!
Поют песню на мотив «Песенки про лето» (из м/ф «Дед Мороз и лето»):
Вот она какая, хлеба корка,
С хрустом аппетитным, с вкусом тонким...
И поджариста и ароматна,
Нету ничего приятней...
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Ничего вкуснее нет!!!
В магазине вкусно пахнет хлебом,
Хлеба пекарь нам печет к обеду,
Каждый понедельник, вторник, среду
И во все другие дни...
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
И во все другие дни.
К супу, к гуляшу и к манной каше
За столом дается корка наша,
К чаю булки, бублики, ватрушки
И еще, конечно, сушки...
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Бублики, ватрушки, сушки...
Пекарь : Да, прямо гимн хлебу получился!!! Я доволен!!! Только вот о пирожках забыли... Но я вам сейчас напомню. А то сушки, ватрушки...
Игра «Мама пироги печёт»
Читается стихотворение, которое сопровождается соответствующими действиями.
Вот так бабушка прядет,
Мама так пирог печет,
Так цыплят зовет сестра,
Я на липу влез с утра.
Колет дед вот так дрова,
Я несу их вглубь двора.
Так отец рубанком — струг,
Все умею я, мой друг!
Пекарь : Какие вы молодцы! Все успеваете!
А знаете ли вы, что дарить хлеб значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У наших предков славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом. А вы можете рассказать мне какие-нибудь приметы, связанные с хлебом?
Дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе, которые они подготовили заранее.
Без ножа хлеба не отрежешь.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Без соли хлеб не еда.
Без соли, без хлеба — половина обеда.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба святого все приестся.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Всяк на себя свой хлеб добывает.
Горька работа, да хлеб сладок.
Жнут порою, а жуют зимою.
За краюшкой погонишься — каравай потеряешь.
Пекарь : Раз уж речь зашла о караваях, я вам предлагаю самим попробовать изготовить каравай.
«Конкурс караваев»
Пекарь достает соленое тесто.
Сделать его очень просто: 1 стакан муки, 3/4 стакана соли, 5 столовых ложек растительного масла, чуть-чуть теплой воды, немного крахмала. Для цвета в тесто можно добавить гуашь.
Дети берут по маленькому кусочку и в течение 10- 15 минут лепят маленькие «каравайчики». Затем Пекарь устраивает выставку караваев.
Наградить желательно всех «пекарей».
Пекарь: Какие вы талантливые! Вас уже можно к нам на завод брать — такие у всех караваи чудные! А пока караваи «пекутся» — сохнут, я предлагаю вам сыграть в игру опять же о пирожках.
Игра «Жок-жок-жок — это пирожок»
Пекарь читает стихотворение, а дети досказывают последнее слово в каждой строчке.
Жок-жок-жок — это (пирожок).
Шки-шки-шки — мама жарит (пирожки).
Шки-шки-шки — мы любим (пирожки).
Жок-жок-жок — кушай, Женя, (пирожок).
Ач-ач-ач — вот (калач).
Чи-чи-чи — пекутся в печке (калачи).
Чи-чи-чи— мы любим (калачи).
Чи-чи-чи — на праздник будут (калачи).
Пекарь : Многие поэты славят в своих стихах хлеб. А вы знаете стихи о хлебе?
Дети читают по очереди строчки из стихотворения:
Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб».
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб».
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб».
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
Пекарь: Да, труд большой! Вы это уже поняли!!! А загадки отгадаете на «хлебную» тему?
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Птица Юрица на ветер глядит,
Крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)
У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени... (Мука)
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены. (Зерно)
Все загадки отгадали!!! Да, хлеб — это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.
Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несведенные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.
Хлеб нужно беречь!
Дети по очереди читают строчки стихотворения:
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
Пекарь: Ну, ребятки, мне пора на хлебозавод. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.
Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Читая стихотворение, Пекарь раздает детям булочки своей корзины.
Пекарь уходит. Звучит любая песня о хлебе.
Сценарий Праздник хлеба
Звучит фрагмент песни «Хлеб - всему голова» в исполнении О.Воронец. Дети садятся на стульчики.
Ведущий: Здравствуйте,дети! Здравствуйте, гости дорогие! Встретились мы с вами в пору багряную, осеннюю. В народе говорят: «Осень золотистая - хлебом колосистая!» Сегодня наш праздник посвящён хлебу.
Выходят девочка и мальчик в русских национальных костюмах. У девочки на подносе с рушником каравай хлеба.
Мальчик: Праздник хлеба мы встречаем
Круглым пышным караваем,
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Девочка: Если мы хотим кого-то
Встретить честно и с почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
Каравай ему подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Вместе: -Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Ведущий: Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Издавна у славян существовал обычай: дорогих гостей встречают хлебом - солью. Поэтому говорят, что русские люди гостеприимны - хлебосольны.Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай.Не каждый знает, что,принимая хлеб-соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Люди, преломившие хлеб, т.е. разделившие его друг с другом, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между разными народами. Изменяется жизнь, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остаётся самой большой ценностью.Как вы думаете, почему? (рассуждения детей).
Да, больших трудов стоит хлеб. Не мало сюрпризов подбрасывает и погода. То сильная сушь, то затяжные дожди. Бывает, вредители полей посягают на урожай. Одним словом, семь потов сойдёт с земледельца прежде, чем зёрна окажутся в закромах. Поле не терпит бездельников, хлеб не любит лодырей.
Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род- веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятков рук.
Поддубная Анна Ефимовна,
МКДОУ ЦРР-детский сад №10 г.Россоши Воронежской обл.
воспитатель
Сценарий праздника «Откуда хлеб пришел»?
Цель:
Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба.
Задачи:
Познавательное развитие:
- Закрепить знания детей о том, как выращивают хлеб, как об одном из величайших богатств на земле.
- Закрепить знания о том, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим.
- Закрепить знания о том, как первобытные люди научились печь хлеб.
- Закрепить знания о том, люди каких профессий участвуют в выращиванию хлеба, из каких зерновых культур делают муку, какие бывают виды хлеба.
- Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.
- Продолжать учить детей устанавливать логическую последовательность действий опираясь на сюжет каждой картинки.
Речевое развитие:
- Развивать связную речь.
- Активизация и обогащение словаря: земледелец, механизатор, хлебороб, комбайнёр, агроном, селекционер, страда, урожай.
- Словообразование: хлеб-хлебороб, трактор-тракторист, комбайн-комбайнёр, пшеница - пшеничное поле; рожь - ржаной.
- Упражнять в роде, числе и падеже.
Социально-коммуникативное развитие:
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.
Оборудование: буханка или каравай хлеба на подносе, бубен, разные геометрические фигуры, интерактивная доска.
Ход мероприятия
Дети под музыку входят в зал (одетые в русские костюмы)
Ведущий: Пожалуйста, гости дорогие, проходите.
Ребёнок:
Веселья вам, да радости!
Давно мы Вас поджидаем,
Ничего без вас не начинаем.
У нас для каждого найдётся
И словечко и местечко!
Ай, люли, ай, люли,
Нынче гости к нам пришли.
Добрый день и поклон Вам,
Гости дорогие (кланяются) .
Ведущий:
Ой, ребята, посмотрите здесь что-то рассыпали (показывает детям крошки). Как вы думаете откуда они появились (ели, накрошили на пол, ветер принёс, высыпался из пакета с хлебом была дырочка, птички не доели).
Да это хлебные крошки.
Для чего нужен хлеб? (Чтобы есть, это пища.)
Для чего нужна пища? (Пища нужна для роста человека, чтобы он мог двигаться, думать, работать. Пища помогает человеку быть здоровым, сильным, весёлым.)
Ведущий :
Хлеб - самый необходимый продукт питания, т. к. в нём содержатся наиболее необходимые для жизни и здоровья человека элементы.
Какие красивые слова о хлебе вы запомнили? (Душистый, тёплый, золотистый хлеб, словно солнцем налитой, с румяной корочкой.)
Песня о хлебе
1. Пшеницу мы посеяли
Раннею весной
И уродился колосок
Тяжёлый, золотой.
Припев:
Хлебушек, хлебушек -
Всему ты голова!
Украшенье каждого,
Каждого стола!
2. Потом собрали зёрна мы
В большие закрома.
Ты с хлебом будешь целый год,
Любимая страна!
Припев:
Хлебушек, хлебушек -
Всему ты голова!
Украшенье каждого,
Каждого стола!
Ведущий:
Я расскажу вам о том, как первобытные люди стали сеять хлеб.
«Было это давным-давно, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди ещё не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полям и по лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть с голоду. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных пшеницы и ржи, ячменя и овса. Когда-то человек попробовал зёрна, и они ему понравились. Первобытные люди ели зерновую кашу до тех пор. Пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась эпоха хлебопечения. Человек стал растирать зерна камнями, и так появилась мука. Затем человек научился печь из муки хлеб. Сначала хлеб был пресным, но однажды, тесто для хлеба случайно скисло. Лепёшка из него получилась особенно мягкой и вкусной - настоящий хлеб. С тех пор тесто стали заквашивать».
К сожалению, мы не знаем как выглядел тот колосок, из которого приготовили первый хлеб, зато мы знаем как выглядят колоски сегодня.
Игра на интерактивной доске «Колоски» (на доске картинки разных колосков и хлеб пшеничный, ржаной. Нужно соединить колосок и хлеб).
Ведущий:
Здесь нарисованы ещё метёлки овса и початок кукурузы. Что схожего в этих растениях? - Как вы думаете, почему эти растения положили рядом с хлебом?
Да, верно, все эти растения дают зерно и поэтому называются зерновыми.
А кто знает стихотворение о колоске?
«Колосок»
Вырос в поле колосок
Поначалу невысок.
Но тянулся он, старался,
Храбро усики вздымал,
Тёмной ночи не боялся,
По утрам в росе купался,
И высоким, сильным стал.
Оглянулся, а кругом
Под июльским ветерком
В светлом поле, на просторе
Золотых колосьев - море!
Все на солнышко глядят,
В каждом зёрнышке сидят.
Засмеялся колосок.
Круче взвил усишки:
«Я поднялся в самый срок,
Я теперь не одинок,
Здраствуйте, братишки! »
Ведущий:
А давайте посеем свое пшеничное поле.
Игра: «Зёрнышко»
Выйди, выйди, солнышко (руки вверх) .
Мы посеем зёрнышко (имитируют посев зерна)
Скоро вырастит росток (медленно поднимаются, поднимают руки вверх) .
Потянется на восток (наклон на право,
Потянется на восток (наклон налево,
Перекинется через мосток (руки вперёд, изображая мост,
По мостику пойдет (маршируют) .
В гости к солнышку придёт (руки тянутся к солнышку) .
Ведущий:
А вам интересно, как собирали урожай, когда появились орудия труда?
Весной землю вспахивают, боронят, удобряют.
В старину лошадь тащила за собой деревянный плуг, а сейчас трактор тянет металлический плуг.
Раньше самый опытный член семьи - дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле и разбрасывал зерно, а в наше время зерно сеют сеялками.
В старину во время жатвы использовали серп, а сейчас на полях работают комбайны.
Раньше зерно выбивали цепом, а сейчас это делает комбайн.
Наши предки молотили муку на ветряной или водяной мельнице, а сейчас на мукомольном заводе. До мельниц люди использовали камни с дощечками, ступу.
Старые времена хлеб пекли в избе в русской печи, а сейчас пекут на хлебозаводе.
Думаю, что в наше время стало легче выращивать хлеб.
Подвижная игра «Пшеница и хлебороб»
Дети - «колоски» встают в два ряда и приседают. Поднимают руки вверх и постепенно встают, плавно помахивая руками вправо-влево, вперед - назад. Водящий - «хлебороб» (ребенок) вытягивает руки в стороны, идет между рядами. Дети должны успеть присесть (приседать можно не раньше предыдущих «колосков»). Тот, кого задели, становится «хлеборобом» или выбывает из игры.
Игра: «Что сначала, что потом? »
На интерактивной доске картинка из трёх ячеек, где в середине картинка открыта, а справа и слева закрыты).Дети должны сказать, что было до и после.
Дети отвечают: До - выросли колоски, а после везут на элеватор или на мукомольный завод. (Три картинки - зёрнышко, комбайн, хлебозавод).
Ведущий:
Дети, чем хлеб был в прошлом? (Тестом, мукой, зерном в колоске.) Хлеб — это предмет рукотворный или нерукотворный?
Люди каких профессий участвовали в процессе появления хлеба? (Крестьяне, колхозники сеяли хлеб, сажали в землю зёрна ржи и пшеницы, комбайнеры косили созревшие колоски, шофёры отвозили зёрна на мельницу, мельники мололи муку, пекари делали тесто и пекли хлеб, продавец хлебного отдела продал этот каравай нам.) Вот тепло скольких рук сохранил хлеб. Хлеб выполняет свою функцию кормить людей, он рукотворный.
Игра со словами (интерактивная доска)
А теперь поиграем со словами! Угадайте, что получится, если.
ХЛЕБ + МЯСО + МЯСОРУБКА = КОТЛЕТА
ХЛЕБ + ОГОНЬ В ПЕЧИ - СУХАРИ
ХЛЕБ + ВОДА + САХАР + ДРОЖЖИ = КВАС
ХЛЕБ + МАСЛО + СЫР (+ КОЛБАСА) = БУТЕРБРОД
БАТОН + МОЛОКО + ЯЙЦА + СКОВОРОДА = ГРЕНКИ
Ведущий:
Попробуем в шутку придумать и новые слова:
БАРАНКИ + СУШКИ = БАРУШКИ
СУХАРИ + КАЛАЧИ = СУХАЧИ
ПРЯНИКИ + СОЛОМКА = ПРЯМКА и т. д.
Игра «Весёлый бубен» (пословицы и поговорки)
Дети стоят в кругу и произносят такие слова:
Ты катись весёлый бубен
Быстро-быстро по рукам
У кого весёлый бубен,
Пословицу о хлебе расскажет быстро нам!
1. Нет хлеба, так и нет обеда.
2. Глубже пахать - больше хлеба терять.
3. Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь.
4. Хлеб бросать, силу терять.
5. В маленьком зёрнышке большой пирог таится.
6. Землю уважай, она даёт урожай.
7. Сам себя вени: что посеял, то и жни.
8. Много снега - много хлеба.
9. Горька порой работа, да хлеб сладок.
10. Не трудиться, так хлеба не добиться.
11. В мае дождь - родиться рожь.
12. Лето - припасиха, осень - прибериха.
13. Весна красна цветами, а осень снопами.
14. Кто весной не пролежит. Весь год будет сыт.
15. Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
16. Зёрнышко к зёрнышку - будет мешок.
17. Хлеб - всему голова.
Ведущий:
Какие сказки о хлебе вы знаете? (Колобок, Вершки и корешки, Волчий хлеб, Два колоска, Лёгкий хлеб, Колосок, а сегодня мы с вами посмотрим украинскую народную сказку «Колосок».
Игра: «Что на что похоже?»
Я покажу фигуру, а вы мне скажете, на какое хлебобулочное изделие оно похоже?
(Сухари, баранки, сушки, калачи, пряники, сладкая соломка, печенье, пирожки, торты, вафли, пирожные.)
Ведущий:
- «Люди говорят о хлебе с уважением, ласково - хлебушек, наше богатство, всему голова. - А почему? (ответы детей).
Как надо относиться к хлебу?
Как обращаться с хлебом?
Хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.
Хлеб обязательно надо доедать. Старые люди говорили, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.
Хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно бросали на пол, его поднимали и просили прощения;
Хлеб наше богатство и его надо беречь.
Ведущий:
Необходимо помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.
Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают с хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что принимая хлеб на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Издавна у славян существовал обычай: люди, переломив хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
«Мы будем беречь хлеб сегодня, завтра и всегда» — эта фраза стала девизом в нашей группе. Хлеб! Какая огромная сила заключена в этом слове. Хлеб - одно из величайших творений рук человеческих, труд земледельца, возрастившего золотой колос с драгоценным зерном.
1 ребенок:
Каждый ломтик хлебушка,
Пахнет тёплым небушком,
И земля всю силу подарила.
Теплым караваем мы вас угощаем.
2 ребенок:
Приглашаем Вас к нам на чай,
Да с булочкой и крендельком.
С блинчиком и молочком.
3 ребенок:
Мы любим гостей сладким чаем угощать,
Пирогами и блинами.
Крендельками, калачами,
4 ребенок:
Чай с вареньем, чай с печеньем
Чай с хорошим настроеньем,
Чай с малиновым листом,
Соберём всех за столом!
Ведущий:
Спасибо за внимание! Приглашаем вас на чаепитие.