Неонаталогия. История болезни. Недоношенные
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
Медицинский институт
Кафедра педиатрии
История болезни
Выполнил: студент 406 "Б" группы
отд. «Лечебное дело»
Проверил: кандидат медицинских наук,
доцент кафедры педиатрии
Саранск – 2012 г.
Паспортные данные
Пол – женский
Возраст – 14 дней
Дата рождения – 17.02.12
Дата поступления – 17.02.12
Родители: мать – Надежда, 33 года, отец –Валерий, 35 лет
Дата курации: 02.03.12
Предварительный диагноз: Респираторный дистресс синдром новорожденных. Церебральная ишемия III - IV степени. Синдром угнетения. Синдром мышечной гипотонии. Недоношенность I степени.
Клинический диагноз: Респираторный дистресс синдром новорожденных. Церебральная ишемия II степени. Синдром угнетения. Недоношенность I степени. Синдром дезадаптации сердечно-сосудистой системы постгипоксического генеза.
Жалобы при поступлении в клинику: отсутствуют.
Жалобы на день курации: снижение аппетита, вялость, беспокойство.
Anamnesis
morbi
:
При рождении выставлен диагноз: Респираторный дистресс синдром новорожденных. Церебральная ишемия II степени. Синдром угнетения. Недоношенность I степени. Группа риска по ВЦИ. Состояние развилось на фоне патологического течения беременности (Хроническая гипоксия плода, Миома матки, ЦМВ, ВПГ, угроза прерывания беременности на 10 неделе, токсикоз до 16 недели, с 22 недели – Маточно-плацентарная недостаточность). По согласованию с заведующим отделением переведена в ОРИТН. Проведенная терапия: ИВЛ 6 дней, оксигенотерпия 1 день, ампициллин №8, амикацин №7, инфузионная терапия с электролитами, кардиотоники (дофамин, добутамин). Состояние стабилизировалось. Для дальнейшего обследования и лечения переведена в ОПНИД 24.02.2012 г. Диагноз при переводе: Респираторный дистресс синдром новорожденных. Церебральная ишемия III - IV степени. Синдром угнетения. Синдром мышечной гипотонии. Недоношенность I степени. Проведенная терапия: с 17.02.2012 ампициллин 130 мг в/м 2 раза в день, с 18.02.2012 амикацин 25 мг в/м 1 раз в день, с 24.02.2012 инфузионная терапия с электролитами (раствор глюкозы 10% - 150 мл + хлорида калия 4% - 7 мл + сульфата магния 25% - 2 мл в/в капельно со скоростью 10 мл/ч), с 24.02.2012 лактобактерин 5 доз 2 раза в день внутрь, с 27.02.2012 урсофальк 1,5 мл 1 раз в день. На фоне лечения отмечается положительная динамика.
Anamnesis
vitae
:
Родилась от третьей беременности. Всего беременностей у матери – три. Первые 2 беременности протекали без патологии. Первые роды в 2001, вторые – в 2006 году. Протекали нормально. Третья беременность протекала на фоне Хронической гипоксии плода, Миомы матки, ЦМВ, ВПГ. Угроза прерывания беременности на 10 неделе, токсикоз до 16 недели, с 22 недели – Маточно-плацентарная недостаточность. Материально-бытовые условия во время беременности удовлетворительные, питание регулярное, рациональное, в достаточном количестве.
Родоразрешение произведено на 37 неделе в РПЦ путем операции Кесарево сечение. Околоплодные воды светлые, предлежание головное.
Состояние при рождении тяжелое в связи с наличием симптомов дыхательной недостаточности и церебральной ишемии на фоне незрелости и недоношенности. Вес при рождении 2515 г, рост 46 см, окружность головы 32 см, окружность груди 31 см, оценка по шкале Апгар 7/7 баллов. Закричала сразу, крик писклявый, постанывания, поза флексорная. Кожные покровы розовые, пастозность мягких тканей, обильная первородная смазка, белого цвета, большой родничок 1,5 х 1,5 см, не напряжен, мышечный тонус понижен, гипорефлексия. Пуповинный остаток отпал на день, заживление пупочной ранки. Физиологическая убыль массы тела 150 г. на 5 день жизни. Желтуха появилась на 3 день жизни (субиктеричность кожи и склер) и сохранилась до момента курации (субиктеричность склер). Первое прикладывание к груди на 7 сутки (первые 6 суток проводилась ИВЛ).
Вскармливание естественное. Режим кормления свободный. Аппетит хороший. Дефекация 5 – 6 раз в сутки, стул желтый.
Фиксирует взгляд на движущемся предмете с 10 дня жизни. Нервно-психическое развитие соответствует возрасту.
При рождении выставлен диагноз: Респираторный дистресс синдром новорожденных. Церебральная ишемия II степени. Синдром угнетения. Недоношенность I степени. Группа риска по ВЦИ.
Вакцинация против гепатита В и БЦЖ-М – медотвод.
Семейный анамнез. Мать - Кижаева Надежда Павловна, 33 года, до зачатия ребенка часто болела респираторными заболеваниями, неоднократно находилась на стационарном лечении, вредных привычек нет. Контакт с явными мутагенами отрицает. Отец – Кижаев Валерий Николаевич, 35 лет вредных привычек не имел, контактов с мутагенами отмечено не было, перенесенные заболевания ОРЗ, ангина, пневмония. Признаков хронических и генетических заболеваний у родителей не отмечалось. Детей в семье двое 11 и 6 лет. Дети здоровы.
Бытовые условия удовлетворительные. Контактов с инфекционными больными за последние 3 недели отмечено не было.
Status praesens
Общее состояние ребенка: средней степени тяжести. Температура тела 36,4 о С. Положение в постели «поза лягушки», спонтанная двигательная активность минимальна.
Нервная система. Реакция на осмотр вялая. Носогубные складки симметричные. Реакция зрачков на свет живая, роговичный, коньюнктивальный, орбикулопальпебральный рефлексы живые. Фиксирует взглядом движущийся предмет. Глотательный рефлекс сохранен. Сухожильные рефлексы ослаблены D = S. Объем пассивных движений в конечностях увеличен. Защитный рефлекс сохранен. Хватательный рефлекс Робинсона ослаблен. Рефлекс Моро ослаблен. Рефлекс Галанта отсутствует. Рефлексы опоры, автоматической походки, ползания по Бауэру отсутствуют. Рефлекс Переса слабо положителен. Сосательный, поисковый, хоботковый рефлексы, рефлекс Бабкина положительны. Симптом Бабинского положителен.
Физическое развитие. Центильный метод.
Сумма коридоров = 5. Разность между коридорами = 1.
Заключение: микросоматотип, гармоничное развитие.
Оценка физического развития по эмпиричесаким формулам
Уровень физического развития средний, ребенок развит гармонично.
Оценка физического развития по индексам.
Окружность голени – 7,5 см
Окружность бедра – 10,5 см
Окружность плеча – 7,5 см
Индекс упитанности Чулицкой = 3 * ОП + ОБ + ОГ – рост = 3 * 7,5 + 10,5 + 7,5 – рост = -5,5 (недостаточное питание ребенка)
Индекс Эрисмана = ОГр – Р/2 = 31 – 46/2 = 8 (норма)
Массо-ростовой индекс Вервека = Р, см / (2 * В, кг + ОГр, см) = 46 / (2 * 2,622 + 31) = 1,27 (умеренная долихоморфия)
Индекс Кетле = В, кг / Р 2 , м = 2,622 / 0,46 2 = 12,3
Исследование органов и систем.
Кожные покровы мраморной окраски, субиктеричны, периоральный, периорбитальный цианоз. При пальпации кожа умеренной влажности, эластичная, теплая. Волосы пушковые, мягкие. Ногти овальные, розовые, без патологических изменений, доходят до кончиков пальцев.
Слизистые розовые, чистые, влажные, без патологических элементов.
Склеры субиктеричны, инъецированных сосудов нет.
Подкожно-жировая клетчатка развитие умеренное. Распределение равномерное. Отеки отсутствуют. Тургор тканей - нормальный.
Лимфатические узлы не увеличены, безболезненны.
Мышцы. Степень развития соответствует возрасту, развитие симметричное. Тонус – понижен. Болезненность при пальпции и при движениях – отсутствует.
Костная система. Голова округлой формы, размер соответствует возрасту. Глазные щели, носогубные складки, ушные раковины симметричны. Большой родничок 1,5 х 1,5 см, малый родничок не пальпируется, деформаций нет. Зубы отсутствуют. Верхние и нижние конечности развиты симметрично, безболезненны при пальпации. Суставы без деформации и дефигурации, объем движений полный, болезненности при активных и пассивных движениях нет. Позвоночник - располагается по средней линии, физиологических и патологических изгибов нет.
Дыхательная система. Форма грудной клетки – цилиндрическая, симметричная, ширина межреберных промежутков умеренная. Лопатки плотно прилегают к грудной клетке. Грудная клетка уплощена в передне-заднем направлении. Деформации грудной клетки - отсутствуют. Утолщения ребер на границе костной и хрящевой частей - не выявляются. Дыхание носовое. Тип дыхания смешанный. ЧД 48 раз в минуту, аритмичное, в акте дыхания симметрично участвуют обе половины грудной клетки. Одышки нет. При пальпации грудная клетка эластична, безболезненна. Дыхание проводится по всем легочным полям, ослаблено, западение грудины и втяжение межреберных промежутков при дыхании. Перкуторный звук - легочный.
показатель | Справа | Слева |
Верхние границы | Не определяются | Не определяются |
Нижние границы | ||
l. parasternalis | верхний край 6-го ребра | |
по l. medioclavicularis | нижний край 6-го ребра | |
по l. axillaris anterior | 7 ребро | 7 ребро |
по l. axillaris media | 8 ребро | 8 ребро |
l. axillaris posterior | 9 ребро | 9 ребро |
по l. scapuiaris | 10 ребро | 10 ребро |
по l. paravertebralis | | на уровне остистого отростка 11-го грудного позвонка |
Границы легких - соответствуют возрастной норме. Подвижность легочных краев – 1см с обеих сторон. Аускультация: Дыхание - пуэрильное по всей поверхности легких. Хрипы - отсутствуют. Шум трения плевры - не определяется.
Сердечно-сосудистая система. Патологической пульсации артерий и вен в области шеи не определяется. Область сердца не изменена, патологической пульсации в области сердца, надчревия не выявлено. Симптом "кошачьего мурлыкания", сердечный "горб", в области сердца не определяются. Верхушечный толчок умеренной силы, резистентный, локализуется в 5 межреберье на 1 см кнаружи от левой срединно-ключичной линии. Пульс на лучевых артериях ритмичный, хорошего наполнения, напряжен, симметричен, частота пульса - 130 уд/мин. При пальпации сердца сердечный толчок отсутствует.
Границы относительной сердечной тупости:
Аускультация:
Тоны сердца – приглушены, ритмичные. Громкость 1 и 2 тона одинаковая. Расщепления и раздвоения нет. Отмечается короткий систолический шум на верхушке, не проводится. Носит функциональный характер. Патологических шумов на сосудах не выслушивается. АД 75/30 мм. рт. ст.
Система пищеварения. Губы - бледно-розовые. Рот: энантема - отсутствует. Цвет слизистых оболочек - бледно-розовый, язвочки – отсутствуют, кровоизлияния – отсутствуют, влажность - нормальная. Рвота - отсутствует. Язык: розовый, налета нет, влажный, рисунок выражен слабо. Отклонение и тремор языка не наблюдается. Глотка: цвет слизистой - бледно-розовый. Слюнные железы - не увеличены. Аппетит сохранен. Живот: Форма не изменена, симметричный, не западает, не вздут. Перистальтика не видна. Участвует в дыхании. Асцит - отсутствует. Перкуторный звук - тимпатический. Напряжение стенки живота, болезненность не выявлены. Расхождение прямых мышц живота - отсутствует. Глубокая: сигмовидная кишка прощупывается в виде подвижного эластического тяжа, диаметром 1 – 2 см, безболезненного при пальпации, не урчащего, слепая кишка прощупывается в виде подвижного эластического тяжа, диаметром 2 – 3 см, безболезненного при пальпации, не урчащего, нисходящая ободочная кишка прощупывается в виде подвижного вертикально расположенного тяжа диаметром 2 см, умеренной плотности, безболезненного, не урчащего; восходящая ободочная кишка прощупывается в виде подвижного вертикально расположенного эластического тяжа, диаметром 2 см, безболезненного, не урчащего. Поперечно-ободочная кишка прощупывается в виде подвижного эластического тяжа, безболезненного при пальпации, не урчащего диаметром 2 см. Желудок не удалось пропальпировать из-за беспокойства ребенка. Выслушиваются шумы перистальтики кишечника умеренной интенсивости. Область правого подреберья неизменена. Нижний край печени острый, ровный, эластичный, безболезненный, выходит из под края реберной дуги на 1,5 см, поверхность печени гладкая. Желчный пузырь не пальпируется. Стул: Кратность – 4-5 раз в день. Консистенция - мягкий. Цвет - желтый. Примесь крови, зелени, слизи, нет.
Органы кроветворения. Пальпируются группы лимфоузлов: затылочные, шейные, подчелюстные. По консистенции все группы лимфатических узлов мягкие, эластичные. Лимфатические узлы безболезненные, не спаяны с кожей, рубцы отсутствуют. Селезенка не пальпируется. Размеры при перкуссии: 5 х 3 см.
Мочеполовые органы. Выпячивание над лобком - отсутствует. Поясничная область визуально не изменена. Почки не пальпируются. Мочевой пузырь не пальпируется. Мочеиспускание – безболезненное, 20 – 22 раза в сутки Диурез соответствует возрасту. Цвет мочи - желтый. Порции мочи обычные. Развитие половых органов соответствует возрасту. Яички опущены в мошонку.
Примерно 10% новорожденных во всем мире рождаются на свет раньше положенного срока. Ребенок считается недоношенным, если он родился ранее, чем на 37 неделе беременности и имеет при рождении вес ниже 2, 5 кг. Разумеется, такие дети требуют к себе особого отношения и ухода. Итак, история болезни: недоношенный ребенок – тема данной статьи.
Стресс при рождении.
Сам по себе процесс родов для недоношенного ребенка является крайне тяжелым испытанием, поэтому врачи разных стран при невозможности остановить преждевременные роды склонны настаивать на кесаревом сечении. Однако для этого далеко не всегда есть время и практическая возможность. В таком случае новорожденного малыша стараются принять как можно более бережно и аккуратно. Сразу после родов недоношенный ребенок попадает в руки врача-неонатолога для своевременного выявления возможных врожденных аномалий и других проблем. Если при осмотре необходимости в реанимационных мероприятиях не выявлено и проведение интенсивной терапии не требуется, ребенка пеленают и кладут в специальный кувез (инкубатор). Он поддерживает оптимальную температуру и влажность воздуха.
После роддома.
После выписки из родильного дома недоношенный ребенок все также нуждается в особом уходе. Все понимают, что грудное вскармливание – самый лучший вариант для новорожденного. В случае с недоношенными детьми оно является просто жизненно необходимым. Молоко матери повышает иммунитет ребенка, поставляет в его организм ряд оптимальных по составу питательных веществ, необходимых витаминов и микроэлементов. Важен и физический контакт при кормлении грудью – он снимает множество неврологических проблем. Поэтому детей, которые родились раньше срока, нужно обязательно кормить грудью по первому же требованию. В случаях, если у малыша не хватает сил сосать грудь, нужно молоко сцеживать и давать его из бутылочки.
Основное об уходе.
Недоношенный малыш гораздо более подвергается риску инфекционных заболеваний. Вот почему при уходе за ним нужно больше уделять внимания гигиене. Всю детскую одежду, пеленки необходимо обязательно проглаживать горячим утюгом. Соски и бутылочки необходимо обязательно кипятить. Купать ребенка обязательно в теплой кипяченой воде. В помещении, где находится ребенок, температура должна поддерживаться на уровне 22-23 градусов. Крайне важно избегать резкого перепада температуры и сквозняка.
Массаж.
Малыш очень нуждается в физическом контакте с мамой, особенно если он получает молоко только из бутылочки. Нужно постараться чаще брать ребенка на руки, ласкать, прижимать его к себе. Малышу также полезен легкий массаж. Для детей, родившихся с весом меньше 1, 5 кг, массаж нужно начинать проводить не раньше, чем через шесть месяцев после рождения. Если же ребенок при рождении весил более 2 кг, то массаж может проводиться уже со второго месяца жизни. Сеанс массажа не должен быть длительным (1-2 минуты), а движения нужно делать более легкие, чем для обычных детей.
С первых дней жизни, если нет никакой серьезной болезни, недоношенный малыш нуждается в регулярном выкладывании на животик. Так стимулируется его эмоциональное и физическое развитие, укрепляются основные группы мышц (живота, спины, конечностей). Выкладывать на животик малыша надо только перед кормлением и не больше, чем на 2-3 минуты. Для начала достаточно проводить эту процедуру один раз в день.
Несмотря на то, что история болезни недоношенного ребенка нелегка, ни в коем случае не нужно воспринимать его, как неполноценного. Повышенная тревога за будущее малыша понятна, но не слишком оправданна. Лишние комплексы малышу не пойдут на пользу, ведь дети очень тонко чувствуют настроение своих родителей. Их озабоченность и постоянная тревога может повлиять отрицательно на психологический настрой малыша. При простом соблюдении рекомендаций педиатра, внимании, любви и заботливом родительском отношении ребенок, рожденный раньше срока, нормально растет и развивается. К возрасту 2-3 лет недоношенный ребенок при правильном уходе ничем не отличаются от сверстников.
Беременность не всегда протекает идеально. Иногда она длится меньше положенного, и тут уже ничего не поделаешь. Ребенок родился раньше срока - но так ли это ужасно? И как стоит родителям вести себя в ситуации, когда все вокруг просто «пропитано» стереотипами, мол, недоношенный ребенок - неполноценный? Итак, история болезни: недоношенный ребенок - тема разговора на сегодня.
0 104947
Фотогалерея: История болезни: недоношенный ребенок
Как обращаться с таким ребенком?
Во-первых, с самого рождения (а лучше еще до него) начинайте общение с ребенком. С самых первых дней жизни незрелым детям нужен особый покой, поэтому врачи стараются ограничивать количество и продолжительность посещений. Однако вам разрешат наблюдать за ребенком сквозь стеклянные стены палаты: если даже малыш помещен в кувез, его движения отчетливо видны. Обратите внимание, как реагирует он на прикосновения медсестер, пробует ли шевелить пальчиками.
Уже через какое-то время вам разрешат брать ребенка на руки, кормить и пеленать. Недоношенным детям в течение первых недель жизни необходимо наличие тесного контакта с мамой для более полного «завершения» внутриутробного развития. По данным исследований, чем более разнообразным и насыщенным эмоциями будет общение новорожденного с матерью, тем скорее будет расти ребенок, прибавлять в весе и психически развиваться.
Даже самый незрелый младенец уже может видеть и слышать гораздо лучше, чем мы думаем. Вот почему вне зависимости от того, оказывается ли реакция на ваши действия, разговаривайте с ребенком как можно больше, рассказывайте ему сказки, пойте песни, поглаживайте его по ручкам и ножкам. Малыш может оставаться на первый взгляд безразличным к такому общению до 3-5 недель (а сильно недоношенный даже дольше), однако ему под силу многое воспринимать и накапливать впечатления. Ребенок просто физически еще очень слаб для того, чтобы реагировать активнее. Как только вы увидите первую же ответную реакцию (оживление, зрительный контакт) помогите малышу почувствовать, что действия его вам приятны.
Можете повесить в кроватке или кувезе яркую погремушку, надеть на малыша разноцветные носочки, дать ему послушать запись голоса членов его семьи или приятную музыку. Доказано, что так младенцам удается скорее научиться различать цвета предметов, тональность и высоту звука, а полнота и яркость впечатлений стимулируют его психо-эмоциональное развитие. Но помните: полезна далеко не всякая стимуляция. Например, не нужно перед визитом в больницу использовать духи и туалетную воду. Некоторым запахам свойственно раздражать детей, вызывать нервное возбуждение и аллергию.
Начните вести дневник и делать фотографии. Вы можете начать записывать поведение ребенка чуть ли не на следующий день после родов. Такой дневник раннего развития очень важен - он помогает всем членам семьи познакомиться с характером ребенка еще до выписки и подготовиться заранее к его появлению в доме. Дневник нужно не бросать вести и в дальнейшем. Его предназначение - не только стать потом семейной реликвией. Если у ребенка вдруг станут возникать трудности в поведении или учебе, такая записанная история его раннего развития даст материал для специалистов, помогающий в более четкой видении ситуации. Вы можете попросить у врача во время пребывания в больнице делать видеозаписи или фотографии ребенка (только снимать придется без вспышки). Всем остальным членам семьи будет тоже интересно и полезно познакомиться с малышом заранее.
Где норма, а где отклонение?
Помните, что развитие ребенка всегда индивидуально. Главное для мамы и папы - нормально ли развиваются их дети. Только при этом мы часто не учитываем, что в понятие нормы каждым из нас вкладывается свой смысл. Одни родители заботятся, прежде всего, о высоком интеллектуальном уровне, другие - о физических достижениях ребенка, третьи соглашаются, чтобы их чадо «училось хотя бы на троечки».
Психологами, работающими с недоношенными детьми, применяется два критерия нормы:
имеющийся набор необходимых двигательных, речевых и игровых навыков и адаптивность ребенка (способность принимать решения и ориентироваться в жизненных ситуациях). В первом случае оценке подвергается то, что научился делать ребенок, а во втором рассматривается то, как (насколько правильно и быстро) он это делает.
Иной раз родители совершают ошибку, сравнивая «достижения» своего ребенка с нормативами для рожденных в срок детей. Такие сравнения допустимы в принципе, однако в течение первых 5-7 месяцев нужно все же делать некоторую скидку. Если, например, малыш родился в восьмимесячном возрасте, а сейчас ему три месяца, то правильнее будет ориентироваться на показатели для двухмесячного ребенка.
Не пропустите ряд тревожных симптомов! Не паникуйте, если малыш вдруг стал пассивным или более капризным, чем обычно - так недоношенный ребенок может реагировать даже на изменения погоды. Однако отдельные симптомы могут стать действительно тревожными:
- длительное отсутствие ответного взгляда при условии нормального зрения у ребенка старше двух месяцев;
- наличие болезненной реакции на прикосновения (судорожных движений, плача, крика), на взгляд или голос взрослых членов семьи после двух месяцев.
Подобные явления родители иногда игнорируют, особенно если у ребенка слабое здоровье. Во время болезни недоношенный ребенок может также вести себя неадекватно. Однако чаще всего это указывает на особое состояние психики, имеющее место у некоторых недоношенных - детский аутизм (психическая изоляция от окружающего мира).
Как правильно общаться с врачом?
Не стесняйтесь задавать вопросы. По последним исследованиям, для половины матерей история болезни их ребенка - темный лес, а еще 20% просто не пытаются разобраться в формулировке медицинских терминов и не требуют у специалиста необходимых разъяснений. Помните: вы вправе получать полную информацию о здоровье ребенка, о том, в какой помощи он нуждается, каков прогноз его развития. Врач обязан пояснить вам все это в доступной форме, ответив на любые вопросы.
Вы можете интересоваться не только физическим, но и психическим здоровьем ребенка. Иногда при незрелости организма нарушается работа головного мозга. Если ваш ребенок уже имеет подтвержденный диагноз, поинтересуйтесь характером и причинами этого состояния. Также важно знать, какой именно отдел головного мозга страдает при этом заболевании.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
I. Паспортные данные матери
2. Возраст: 22 года
3. Дата родов: 09.11.15 г., время родов: 08 ч 25 мин.
4. Группа крови, Rh матери: А (II) Rh + положительная
II. Акушерско-гинекологический анамнез
1. Беременность I, роды I срочные.
2. Генитальные и экстрагенитальные заболевания у матери отсутствуют.
3. Роды с продолжительностью в I пер. 5ч. 55 мин, во II пер. 30 мин. Безводный промежуток составил 3ч.55мин. Околоплодные воды светлые.
III. Паспортные сведения о ребёнке
1. Пол: женский
2. Масса: 3950 г.
3. Длина: 55
4. Окружность головы: 36 см
5. Окружность груди: 34 см
6. Оценка по шкале Апгар
7. Первичный туалет новорожденного:
1) Принять ребенка в теплые стерильные пеленки.
2)Обсушить теплой стерильной пеленкой (живот - голова - спина).
3) Положить ребенка на живот к матери: контакт кожа к коже.
4)Повторно обсушить ребенка теплой стерильной пеленкой.
5)Надеть на ребенка шапочку и носочки, укрыть пеленкой, сверху одеялом.
6)Отделить ребенка от матери:
а) от пупочного кольца на расстоянии 10 см наложить первый анатомический зажим;
б) наложить второй анатомический зажим от пупочного кольца - 8 см и пересекают стерильными ножницами, между двумя зажимами.
7) Через 30 мин измерить ребенку температуру тела (в норме 37,5-36,50С).
8)Провести профилактику гонобленореии (в течении 1 часа): обработать глаза ребенка 1% тетрациклиновой мазью (для каждого глаза отдельный ватный шарик).
9) Ребенка оставить на груди у матери минимум на 2 часа.
10)Через 2 часа положить ребенка на стерильный пеленальный столик с подогревом и дополнительным источником тепла.
11)Провести вторичную обработку пуповины:
а) от пупочного кольца на расстоянии 0,2-0,3 см наложить пупочный зажим;
б) от верхнего края пупочного зажима на расстоянии 0,3-0,5 см обрезать остаток пуповины стерильными ножницами.
12) Осмотреть ребенка и провести антропометрию.
13) Заполнить 3 бирочки:
№ истории родов, фамилия мамы, дата и время рождения ребенка, пол, вес, рост ребенка (2 на ручки ребенка, 1 на кроватку).
14) Одеть ребенка и вместе с матерью доставить в послеродовое отделение.
IV. Первичный врачебный осмотр
9.11.2015 9 часов 10минут
Общее состояние ребенка удовлетворительное. Крик громкий. Двигательный тонус мышц достаточный. Кожные покровы розовые, чистые. Видимые слизистые чистые, розовые, влажные. Грудь матери сосет хорошо, не срыгивает. Пуповинный остаток на скобе. Головка слегка изменена за счет родовой опухоли в теменно-затылочной области. Большой родничок 1 х 1 см. Разведение тазобедренных суставов свободное, в полном объеме, нет щелчка при разведении.
Форма грудной клетки цилиндрическая. Дыхание пуэрильное, проводится по всем полям, хрипов нет, ЧД 40 в мин.
Сердце тоны громкие, ритмичные, ясные ЧСС 140 в мин.
Живот мягкий, безболезненный. Край печени эластичный выступает из под края рёбер на 1 см. Печень и селезенка не увеличены.
Половые органы по женскому типу. Отхождения мекония не было.
Неврологический статус: физиологические рефлексы живые, симметричные.
Рефлекс новорожденного |
Наличие рефлекса |
Реакция ребенка |
|
1. Сосательный |
При раздражение ротовой полости ребенок осуществляет ритмичные сосательные движения |
||
2. Хоботковый |
При постукивание по верхней губе ребенок вытягивает губы в виде хоботка |
||
3. Ладонно-ротовой |
При надавливании на ладонь ребенок открывает рот и сгибает голову |
||
4. Защитный рефлекс |
При выкладывании ребенка на живот он поворачивает голову в сторону |
||
5. Хватательный |
При надавливании на ладонь сгибает пальцы и захватывает |
||
6. Рефлекс Робинсона |
При надавливании на ладонь ребенок выполняет захват пальцами с возможностью приподнять его |
||
7. Рефлекс Моро |
При ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, он осуществляет пассивное разведение рук 1 фаза: отведение рук, разгибание пальцев 2 фаза: возвращение рук в исходное положение |
||
8. Рефлекс опоры |
В вертикальном положении при касании стопами опоры разгибает ноги в суставах, опора на полную стопу |
||
9.Рефлекс автоматической походки |
При наклоне ребенка вперед, опирающегося на ноги, выполняет шаговые движения |
||
10. Рефлекс ползания |
В положении на животе при надавливании на стопы ребенка он осуществляет ползание |
Заключение по неврологическому статусу: физиологические рефлексы живые, симметричные, ярко выражены.
V. Обоснование предварительного диагноза
На основании акушерского анамнеза: беременность I, I срочные роды. Генитальные и экстрагенитальные заболевания у матери отсутствуют. Роды с продолжительностью в I пер. 5ч. 55 мин, во II пер. 30 мин. Безводный промежуток составил 3ч.55мин. Околоплодные воды светлые.
Диагноз предварительный: Здоров.
Диагноз заключительный: Здоров.
VI. План обследования и план ведения
Ш Аудиологический скрининг
Ш Общий анализ крови
Ш Общий анализ мочи
Ш Скрининг на наследственные заболевания(фенилкетанурия, галактоземия, муковисцидоз, врожденный гипотиреоз, адреногенитальный синдром)
Ш Проведение вакцинации по календарю прививок:
Наименование профилактической прививки |
||
Новорожденные в первые 24 часа жизни |
Первая вакцинация против вирусного гепатита В*(1) |
|
Новорожденные на 3-7 день жизни |
Вакцинация против туберкулеза*(2) |
|
Дети 1 месяц |
Вторая вакцинация против вирусного гепатита В*(1) |
|
Дети 2 месяца |
Третья вакцинация против вирусного гепатита В (группы риска)*(3) |
|
Первая вакцинация против пневмококковой инфекции |
||
Дети 3 месяца |
Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка |
|
Первая вакцинация против полиомиелита*(4) |
||
Первая вакцинация против гемофильной инфекции (группы риска)*(5) |
||
Дети 4,5 месяцев |
Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка |
|
Вторая вакцинация против гемофильной инфекции (группы риска)*(5) |
||
Вторая вакцинация против полиомиелита*(4) |
||
Вторая вакцинация против пневмококковой инфекции |
||
Дети 6 месяцев |
Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка |
|
Третья вакцинация против вирусного гепатита В*(1) |
||
Третья вакцинация против полиомиелита*(6) |
||
Третья вакцинация против гемофильной инфекции (группа риска)*(5) |
||
Дети 12 месяцев |
Вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита |
|
Четвертая вакцинация против вирусного гепатита В (группы риска)*(3) |
||
Дети 15 месяцев |
Ревакцинация против пневмококковой инфекции |
|
Дети 18 месяцев |
Первая ревакцинация против полиомиелита*(6) |
|
Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка |
||
Ревакцинация против гемофильной инфекции (группы риска) |
||
Дети 20 месяцев |
Вторая ревакцинация против полиомиелита*(6) |
|
Дети 6 лет |
Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита |
|
Дети 6-7 лет |
Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка*(7) |
|
Ревакцинация против туберкулеза*(8) |
||
Дети 14 лет |
Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка*(7) |
|
Третья ревакцинация против полиомиелита*(6) |
||
Взрослые от 18 лет |
Ревакцинация против дифтерии, столбняка - каждые 10 лет от момента последней ревакцинации |
|
Дети от 1 года до 18 лет, взрослые от 18 до 55 лет, не привитые ранее |
Вакцинация против вирусного гепатита В*(9) |
|
Дети от 1 года до 18 лет, женщины от 18 до 25 лет (включительно), не болевшие, не привитые, привитые однократно против краснухи, не имеющие сведений о прививках против краснухи |
Вакцинация против краснухи |
|
Дети от 1 года до 18 лет включительно и взрослые в возрасте до 35 лет (включительно), не болевшие, не привитые, привитые однократно, не имеющие сведений о прививках против кори |
Вакцинация против кори*(10) |
|
Дети с 6 месяцев, учащиеся 1-11 классов; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных организаций, транспорта, коммунальной сферы); беременные женщины; взрослые старше 60 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями легких, сердечно-сосудистыми заболеваниями, метаболическими нарушениями и ожирением |
Вакцинация против гриппа |
VII. Данные лабораторного и инструментального исследования
1. Неонатальный скрининг: на третье сутки (фенилкетанурия, галактоземия, муковисцидоз, врожденный гипотиреоз, адреногенитальный синдром) наследственные заболевания обмена веществ отсутствуют;
2. Аудиологический скрининг: 9.11.15 отоакустическая эмиссия зарегистрирована;
3. Общий анализ крови от 9.11.15
Гемоглобин-220г/л
Лейкоциты-18,3*109/л
Эритроциты-5,71012/л
Тромбоциты-200*109/л
Лейкоформула:
Лимфоциты-22%
Гранулоциты-66,2%
моноциты-9%
эозинофилы-3%
Заключение: все показатели в норме.
4. ОАМ от 9.11.15
Цвет -соломенно-желтый
Прозрачность -прозрачная
Удельный вес-1010
Реакция-5,6
Белок -отсутствует
Глюкоза -отсутствует
Кетоновые тела - не определяются
Эритроциты- 1 в поле видимости
Лейкоциты- 8 в поле видимости
Эпителий -единичный переходный эпителий
Цилиндры- отсутствуют
Слизь -отсутствует
Бактерии- отсутствуют
Заключения: показатели в пределах нормы.
5. На третьи сутки была проведена противотуберкулезная вакцинация-0,05 в/к серия 110, годность 5-17
Вакцина против гепатита В сделана 9.11.15-0,5 в/м серия 156-1013
VIII. Обоснование клинического диагноза
На основании неотягощённого акушерского анамнеза: беременность I, I срочные роды. Генитальные и экстрагенитальные заболевания у матери отсутствуют. Роды с продолжительностью в I пер. 5ч. 55 мин, во II пер. 30 мин. Безводный промежуток составил 3ч.55мин. Околоплодные воды светлые.
На основании данных состояния ребёнка при рождении: вес 3950 г., длина тела 55 см., состояние при рождении удовлетворительное, оценка по шкале Апгар 8/9 баллов.
На основании объективных данных при первичном врачебном осмотре: общее состояние ребенка удовлетворительное. Крик громкий. Двигательный тонус мышц достаточный. Кожные покровы розовые, чистые. Видимые слизистые чистые, розовые, влажные. Грудь матери сосет хорошо, не срыгивает. Пуповинный остаток на скобе. Головка слегка изменена за счет родовой опухоли в теменно-затылочной области. Большой родничок 1 х 1 см. Разведение тазобедренных суставов свободное, в полном объеме, нет щелчка при разведении. Форма грудной клетки цилиндрическая. Дыхание пуэрильное, проводится по всем полям, хрипов нет, ЧД 40 в мин. Сердце тоны громкие, ритмичные, ясные ЧСС 140 в мин. Живот мягкий, безболезненный. Край печени эластичный выступает из-под края рёбер на 1 см. Печень и селезенка не увеличены. Половые органы по женскому типу. Отхождения мекония не было. Неврологический статус: физиологические рефлексы живые, симметричные.
На основе полученных данных ставится диагноз, что ребенок здоров.
развитие новорожденный вакцинация врачебный
Дневник курации
ЧСС-140 в мин ЧДД-40 в мин Температура-36,7 |
Состояние удовлетворительное. |
|
ЧСС-143 в мин ЧДД-41 в мин Температура-36,7 |
Состояние удовлетворительное. Крик громкий. Поза флексии. Рефлексы живые, симметричные. Грудь матери сосет нормально, не срыгивает. Кожа чистая, розовая. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца ритмичные, громкие, ясные. Живот мягкий. Безболезненный при пальпации. Печень, селезенка не увеличены. Пупочный остаток на скобе. Стул переходный. |
|
ЧСС-142 в мин ЧДД-40в мин Температура-36,6 |
Состояние удовлетворительное. Крик громкий. Поза флексии. Рефлексы живые, симметричные. Грудь матери сосет нормально, не срыгивает. Кожа чистая, розовая. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца ритмичные, громкие, ясные. Живот мягкий. Безболезненный при пальпации. Печень, селезенка не увеличены. Пупочный остаток на скобе. Стул переходный. |
Список использованной литературы
1. Абрамченко, В.В. Клиническая перинатология / В.В. Абрамченко, Н.П. Шабалов // Петрозаводск: Издательство Интел Тех, 2004. - 424 с.
2. Актуальные проблемы неонатологии / под ред. Н.Н. Володина. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 448 с.
3. Анастасевич, Л.А. Желтухи у новорожденных / Л.А. Анастасевич, Л.В. Симонова // Лечащий врач. - 2006. - № 10. - С. 3-9.
4. Болезни плода и новорожденного, врожденные нарушения обмена веществ / под ред. Р. Е. Бермана, В. К. Вогана. - М.: Медицина. - 1991. - 527 с.
5. Володин, Н.Н. Протокол диагностики и лечения гипербилирубинемии у новорожденных детей / Н.Н. Володин, А.Г. Антонов, Е.В. Аронскинд и др. // Вопросы практической педиатрии. - 2006. - Т. 1, № 6. - С. 9-18.
6. Неонатология / под ред. Т. Л. Гомеллы, М. Д. Каннигам. - М.: Медицина, 1998. - 640 с.
7. Неонатология. Национальное руководство / под ред. Н.Н. Володина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 848 с.
8. Шабалов, Н.П. Неонатология / Н.П. Шабалов. - М.: МЕДпресс-информ, 2004. - Т. 1. - С. 140-143.
9. Шабалов, Н.П. Неонатология / Н.П. Шабалов. - М.: МЕДпресс-информ, 2004. - Т. 2. - С. 109-161.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Дородовый патронаж. Оценка новорожденного по шкале Апгар. Первичная обработка новорожденного. Ежедневный утренний туалет новорожденного. Патронаж к новорожденному. Кувез. Кормление недоношенных через пипетку, зонд. Уход за недоношенном ребенком.
методичка , добавлен 21.09.2008
Характеристика неонатального периода. Мероприятия с ребенком в родильном зале. Первичный туалет, организация первого кормления, антропометрия, иммунопрофилактика и оценка физиологического состояния новорожденного. Уход за слизистыми оболочками и кожей.
курсовая работа , добавлен 25.02.2016
Жалобы больного при поступлении, анамнез жизни и заболевания. Анализ данных лабораторных и дополнительных методов обследования пациента. Обоснование окончательного диагноза - спонтанный первичный пневмоторакс справа 1 эпизод. Дневник курации пациента.
история болезни , добавлен 22.07.2013
Размеры таза, высота стояния дна матки, положение плода, предполагаемый вес плода. Раскрытие шейки матки. Вскрытие плодного пузыря. Поступательные движения плода. Основные периоды родов. Защита промежности в родах. Первичный туалет новорожденного.
история болезни , добавлен 29.03.2017
Период новорожденного, грудного или младшего ясельного возраста. Мышечная система у новорожденного. Дыхание у ребенка. Пищеварительная система и ее расстройство. Предметы ухода за новорожденным и пеленание. Уход за телом и ежедневный утренний туалет.
реферат , добавлен 16.01.2011
Нервная система ребенка. Периоды развития вилочковой железы. Морфологические и физиологические особенности кожи новорожденного и грудного ребенка. Перестройка деятельности организма ребенка при его рождении. Показатели умственного развития ребенка.
реферат , добавлен 23.06.2010
Этапы развития ребенка по месяцам до года. Плач ребенка и его причины. Заболевания желудочно-кишечного тракта младенца. Кормление ребенка грудью. Обработка пупочной ранки новорожденного. Особенности ухода за кожей и разными частями тела новорожденного.
реферат , добавлен 12.11.2011
Показания к реанимации новорожденного, прогноз и доказательная база. Своевременная оценка состояния ребенка: сердечные сокращения, мышечный тонус, кожные покровы. Квалификация персонала, оборудование; алгоритм реанимации, подсчет баллов по шкале Апгар.
презентация , добавлен 18.12.2014
Преимущества грудного вскармливания для матери и ребенка. Состав и пищевая ценность женского молока. Раннее прикладывание новорожденного к груди матери. Процесс кормления. Психологическая поддержка. Методика ВОЗ/ЮНИСЕФ по поддержке грудного вскармливания.
курсовая работа , добавлен 30.11.2014
Фазы раннего неонатального периода. Физиологические особенности новорожденного. Первичная оценка функционального состояния новорожденного. Основные показатели жизнедеятельности. Транзиторные состояния периода новорожденности. Понятие доношенности плода.
Примерно 10% новорожденных во всем мире рождаются на свет раньше положенного срока. Ребенок считается недоношенным, если он родился ранее, чем на 37 неделе беременности и имеет при рождении вес ниже 2, 5 кг. Разумеется, такие дети требуют к себе особого отношения и ухода. Итак, история болезни: недоношенный ребенок - тема данной статьи.
Стресс при рождении.
Сам по себе процесс родов для недоношенного ребенка является крайне тяжелым испытанием, поэтому врачи разных стран при невозможности остановить преждевременные роды склонны настаивать на кесаревом сечении. Однако для этого далеко не всегда есть время и практическая возможность. В таком случае новорожденного малыша стараются принять как можно более бережно и аккуратно. Сразу после родов недоношенный ребенок попадает в руки врача-неонатолога для своевременного выявления возможных врожденных аномалий и других проблем. Если при осмотре необходимости в реанимационных мероприятиях не выявлено и проведение интенсивной терапии не требуется, ребенка пеленают и кладут в специальный кувез (инкубатор). Он поддерживает оптимальную температуру и влажность воздуха.
После роддома.
После выписки из родильного дома недоношенный ребенок все также нуждается в особом уходе. Все понимают, что грудное вскармливание - самый лучший вариант для новорожденного. В случае с недоношенными детьми оно является просто жизненно необходимым. Молоко матери повышает иммунитет ребенка, поставляет в его организм ряд оптимальных по составу питательных веществ, необходимых витаминов и микроэлементов. Важен и физический контакт при кормлении грудью - он снимает множество неврологических проблем. Поэтому детей, которые родились раньше срока, нужно обязательно кормить грудью по первому же требованию. В случаях, если у малыша не хватает сил сосать грудь, нужно молоко сцеживать и давать его из бутылочки.
Основное об уходе.
Недоношенный малыш гораздо более подвергается риску инфекционных заболеваний. Вот почему при уходе за ним нужно больше уделять внимания гигиене. Всю детскую одежду, пеленки необходимо обязательно проглаживать горячим утюгом. Соски и бутылочки необходимо обязательно кипятить. Купать ребенка обязательно в теплой кипяченой воде. В помещении, где находится ребенок, температура должна поддерживаться на уровне 22-23 градусов. Крайне важно избегать перепада температуры и сквозняка.
Массаж.
Малыш очень нуждается в физическом контакте с мамой, особенно если он получает молоко только из бутылочки. Нужно постараться чаще брать ребенка на руки, ласкать, прижимать его к себе. Малышу также полезен легкий массаж. Для детей, родившихся с весом меньше 1, 5 кг, массаж нужно начинать проводить не раньше, чем через шесть месяцев после рождения. Если же ребенок при рождении весил более 2 кг, то массаж может проводиться уже со второго месяца жизни. Сеанс массажа не должен быть длительным (1-2 минуты), а движения нужно делать более легкие, чем для обычных детей.
С первых дней жизни, если нет никакой серьезной болезни, недоношенный малыш нуждается в регулярном выкладывании на животик. Так стимулируется его эмоциональное и физическое развитие, укрепляются основные группы мышц (живота, спины, конечностей). Выкладывать на животик малыша надо только перед кормлением и не больше, чем на 2-3 минуты. Для начала достаточно проводить эту процедуру один раз в день.
Несмотря на то, что история болезни недоношенного ребенка нелегка, ни в коем случае не нужно воспринимать его, как неполноценного. Повышенная тревога за будущее малыша понятна, но не слишком оправданна. Лишние комплексы малышу не пойдут на пользу, ведь дети очень тонко чувствуют настроение своих родителей. Их озабоченность и постоянная тревога может повлиять отрицательно на психологический настрой малыша. При простом соблюдении рекомендаций педиатра, внимании, любви и заботливом родительском отношении ребенок, рожденный раньше срока, нормально растет и развивается. К возрасту 2-3 лет недоношенный ребенок при правильном уходе ничем не отличаются от сверстников.